04
молия/финансы
л
Хамидходжиев Н.Б.
к.э.н.
пути стимулирования привлечения
средств населения в финансовый сектор
экономики
Одним из приоритетных направлений Антикризисной программы правительства Узбекистана является дальнейшее совершенствование деятельности банковской системы страны, стимулирование привлечения средств населения и хозяйствующих субъектов в финансовый сектор.«Необходимо самым тщательным образом проанализировать, какие факторы сегодня сдерживают рост сбережений, их приток в банковскую систему, и принять дополнительные меры»1
Привлечение сбережений населения в финансовый сектор требует необходимых гарантий ему в сохранности вкладов, расширении диапазона предлагаемых финансовыми институтами депозитных продуктов, развитии нетрадиционных видов инструментов вложения средств населения, а именно таких, как: страховые полисы, золотые инвестиционные монеты, ценные бумаги и др.
Регулирование государством притока сбережений в инвестиционный процесс осуществляется через финансово-банковскую систему страны разнообразными методами. Первостепенное место среди них занимает проведение научно обоснованной денежно-кредитной политики. Она опирается, прежде всего, на совершенствование законодательной, нормативно-правовой базы механизма государственного регулирования инвестиционного процесса с целью усиления требований к финансовым организациям и банковским учреждениям.
Исключительно важным является комплексный подход к решению проблем всей
1 И.А.Каримов Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. - Т.: Узбекистан, 2009, -С.46.
финансово-банковской системы. Небанковские финансовые институты должны работать в системе стимулирования накоплений и сбережений, прежде всего, это относится к страховому рынку. Проблемными вопросами развития страхового рынка остаются несовершенство существующего страхового законодательства, низкий уровень капитализации и качества услуг страховых компаний, фактическое отсутствие страхования жизни. Но осуществления таких мер недостаточно. Страховой рынок напрямую взаимосвязан с развитием системы социальной защиты населения.
Совершенствование механизма стимулирования привлечения сбережений населения в финансовый сектор предполагает повышение качества обслуживания клиентов и расширение диапазона депозитных продуктов. Особое внимание банками должно уделяться развитию различных форм надежного размещения депозитов населения. Вместе с созданной межбанковской системой коллективного страхования это расширит ресурсную базу банков, будет стимулировать инвестирование и кредитование бан-
молия/финансы 35 ]
ками отечественного производства товаров и услуг.
В организации государством стимулирования притока сбережений населения в финансово-банковскую систему особое внимание следует уделить развитию почтово-сберегательнойсистемы.Этасистемаобладает значительным потенциалом для развития, так как существующая почтовая сеть охватывает практически все уголки страны, включая и те, которые не охвачены еще филиальной сетью банков. Она создает максимум удобств для вкладов потенциальных инвесторов в смысле пространственной концентрации предоставляемых услуг в одном месте, особенно на селе. Гарантии государства населению по сохранению сбережений и инвестиции в государственные ценные бумаги обеспечивают надежную защиту и привлекательность почтово-сберегательных вкладов.
По размеру финансовых активов самой крупной организацией в мире является японская почтово-сберегательная система, в которой аккумулировано почти 2 трлн. долларов США Именно за счет денег, аккумулированных почтово-сберегательной системой, стало возможным в значительной мере успешное послевоенное развитие Японии.
Если рассмотреть мировой опыт, то политика США при Президенте Рейгане заключалась в формировании сбережений трудящихся на предприятиях, трансформации их в инвестиции и вложении в американскую промышленность. Такая политика предусматривала определенные налоговые льготы для поощрения сбережений и долгосрочных их вложений в реальные активы. Уже в 1986г. США имели свыше 7 тыс. сберегательных программ с участием 10 млн. вкладчиков.
Подобные программы существовали в Европе - Германии, Нидерландах и Швеции уже в конце 70-х гг. и получили дальнейшее развитие в конце 80-х и начале 90-х гг. Они были направлены на стимулирование накопления, создание дополнительного дохода и фонда перед выходом на пенсию или на «черный день». С одной стороны, программы эти носили социальный характер, а с другой - предприятия получали дополнительный
источник финансирования своих инвестиционных программ.2
В регулировании и стимулировании государством притока сбережений в инвестиционный процесс через финансово-банковскую систему решающее место занимает налогообложение доходов юридических и физических лиц. Рассмотрение передового зарубежного опыта показало, что до 1988г. высокому уровню сбережений в Японии способствовала налоговая система, отличавшаяся стабильным характером. После войны Япония испытывала значительный недостаток капитала, в связи, с чем налоговая политика была нацелена на ограничение потребления и стимулирование сбережений. Особенно ограничивалось потребление импортных товаров. Существовал налог на покупку автомобилей, электронной техники и т.д. В структуре финансовых активов домашних хозяйств более половины сбережений были освобождены от налога. Это привело к увеличению уровня сбережений домашних хозяйств и позволило им увеличить кредитование предприятий.
После 1988 года японская экономика стала испытывать определенные трудности, и налоговая реформа была направлена на стимулирование внутреннего спроса через потребление.
Следовательно, для формирования благоприятного инвестиционного климата необходимы снижение налогового бремени и изменение структуры налогов. В условиях высокой инфляции подобные меры могли повлиять, прежде всего, на увеличение необлагаемых доходов в сфере обращения. Теперь они становятся важным условием развития производства.
Особое значение приобретает развитие организаций, аккумулирующих свободные деньги населения, как частные страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды. Реформирование и совершенствование всей финансовой системы, включая пенсионную и страховую системы в увязке с экономическим развитием страны должны осуществляться последовательно.
Показателем успеха реформы может быть только экономический рост. В качестве институциональных инвесторов выступают пенси-
2 Матук Ж. Финансовые системы Франции и других стран. Пер. с франц. — М.: Финстатинформ, 1994.
Гз6
молия/финансы
онные инвестиционные фонды, страховые компании. Они должны содействовать развитию отечественного рынка капитала и через него - экономическому росту страны.
Заинтересованность населения и предприятий в финансовых услугах будет возрастать с повышением качества финансового обслуживания, пересмотром налогообложения в отношении различных финансовых инструментов, внедрением специальных систем привлечения вкладов населения.
Совершенствование механизма стимулирования притока вкладов населения и предприятий в финансовый сектор, улучшение структуры депозитного портфеля в пользу вкладов с длительными сроками даст возможность финансовой системе увеличить долгосрочное кредитование производства и снизить рыночные ставки по кредитам, не допуская снижения устойчивости и надежности самих финансовых институтов.
Финансовые институты в своем развитии должны быть ориентированы на нужды малых и средних товаропроизводителей. В финансировании индивидуального жилищного строительства возрастает значение такой формы кредитных учреждений, как строительно-сберегательной. По системе строй - сбережений должны привлекаться и накапливаться средства лиц, желающих приобрести жилище или нуждающихся в улучшении жилищных условий. Через определенное время из накопленных средств тому же кругу вкладчиков под сравнительно невысокие и фиксированные проценты могут быть предоставлены долгосрочные ссуды на строительство и покупку жилья.
Государство должно содействовать созданию организованных форм сбережений, поощряя население к накоплению для достижения экономических и социальных целей. Оно должно обеспечивать право выбора альтернативных инструментов.
Анализируемый опыт подтверждает необходимость развития новых финансовых инструментов. На финансовом рынке следует применять такие инструменты, как: корпоративные облигации и облигации региональных органов. Эффективное их регулирование сможет осуществлять только государство.
Оно способно переориентировать компании с банковских кредитов на заимствования через выпуск облигаций на фондовом рынке, должно принуждать их в этих целях обеспечивать «прозрачность» своей деятельности для потенциальных инвесторов.
Механизм мобилизации и перераспределения внутренних сбережений и средств потенциальных иностранных инвесторов создает необходимые условия для эффективного привлечения инвестиций в экономику. Только тогда, когда станет нормально функционировать рынок ценных бумаг в стране, выпуск акций и облигаций должен стать одним из основных элементов надежного механизма привлечения инвестиций в экономику.
Исключительно велико значение в этой связи активизации рынка корпоративных ценных бумаг.
К краткосрочным целям в области совершенствования механизма стимулирования притока инвестиций на развитие экономики относятся, прежде всего:
совершенствование законодательства, в части касающейся выдачи банковской и финансовой тайны; повышение ответственности работников фискальных органов за действия, приостанавливающие работу предприятий;
активизация страхового бизнеса; разработка системы мер по эффективному развитию рынка корпоративных ценных бумаг;
масштабная пропагандистская работа по разъяснению населению целей, задач и механизма политики сбережений.
Для активизации инвестиционного процесса посредством увеличения и рационального использования сбережений населения и юридических лиц представляется целесообразным осуществление следующих предложений и рекомендаций:
Усиление роли государства в обеспечении долговременных, привлекательных и стабильных условий для отечественных и иностранных инвесторов.
Усовершенствование системы налогообложения путем снижения налогового бре-
молия/финансы 37 )
мени на инвестиционную деятельность и расширения налогооблагаемой базы.
Мобилизация финансово-банковской системой государства внутренних источников накопления, стимулирующих внутренний спрос и ускоренное развитие конкурентоспособной части реального сектора экономики страны.
Привлечение сбережений населения в финансово-банковскую систему за счет развития новых методов государственного страхования и гарантирования с обеспечением реальными ликвидными активами.
В интересах увеличения кредитования реального сектора экономики представляются целесообразными следующие практические рекомендации:
обеспечить устойчивость и ликвидность финансовой системы; осуществлять жесткий надзор за проведением банковских операций; стимулировать высокие сбережения посредством применения повышенных процентных ставок по депозитам.
Осуществление этих рекомендаций позволило бы создать вкладчикам такие условия, при которых они без всякого риска вкладывали бы свои деньги в любой финансовый институт, а малым финансовым институтам — привлекать средства по тем же процентным ставкам, что и крупными финансовыми институтами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. И.А.Каримов Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. - Т.: Узбекистан, 2009, -С. 46.
2. Матук Ж. Финансовые системы Франции и других стран. Пер. с франц. — М.: Финстатинформ, 1994.
3. Расулев А., Алимов Р. Структурные преобразования и повышение конкурентоспособности экономики Узбекистана, // Общество и экономика, 2003, №6. - Москва - с. 193 - 213.
4. Хикматов А. Инвестиционная политика в условиях либерализации экономических реформ в Узбекистане. // Рынок, деньги и кредит, 2000, №6. - Ташкент. - с.42 - 45.