УДК 658.512
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В. В. Шарифулина2, Г. А. Карачёва1
1 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected] 2АО «Опытно-конструкторское бюро Зенит» Российская Федерация, 660118, г. Красноярск, ул. Алексеева, 22 E-mail: [email protected]
Рассмотрены пути совершенствования технологии производства продукции, направленные на повышение результативности потока создания ценности, формирование гибкой системы производства и снижение потерь на предприятии.
Ключевые слова: авиационная промышленность, бережливое производство.
WAYS OF IMPROVING PRODUCTION TECHNOLOGY OF PRODUCTS
OF AVIATION INDUSTRY
V. V. Sharifulina2, G. A. Karacheva1
:Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected] 2JSC "Experimental design Bureau Zenit" 22, Alekseeva str., Krasnoyarsk, 660118, Russian Federation E-mail: [email protected]
In the article the ways of improvement of production technology products aimed at improving the effectiveness of the value stream, the formation offlexible system ofproduction and reduction of losses at the enterprise.
Keywords: aviation industry, lean manufacturing.
В процессе развития авиационной промышленности в Российской Федерации и выходом ее на международный рынок возникает вопрос, связанный с совершенствованием технологии производства продукции, с целью поддержания конкурентоспособности на высоком уровне и опережения ведущих мировых представителей авиационной промышленности. Бережливое производство на сегодняшний день зарекомендовало себя в мировой практике как наиболее эффективный и малозатратный способ совершенствования технологии в различных отраслях промышленности. Инструменты бережливого производства позволяют повысить производительность предприятия, улучшить качество выпускаемой продукции, сократить издержки производства и время производственного цикла [1].
Объектом исследования в работе выступает производственное предприятие Красноярского края Акционерное общество «Опытно-конструкторское бюро Зенит» (далее - АО «ОКБ Зенит»), основным видом деятельности которого является обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения, производство машин и специализированного оборудования [2]. Предприятие успешно работает на рынке промышленного оборудования, однако в технологии производства изделия номенклатурной группы «Муфта» имеется ряд существенных недостатков. В план выпуска изделия включено около 1100 единиц изделия. В процессе изготовления совершен перенос приблизительно 12 % запланированного выпуска изделия по причине срыва по металлообработке. Данное обстоятельство ухудшает показатели ритмичности производства, ведет к рекламациям со стороны заказчиков, из-за нарушений договорных обязательств по поставке
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
готовых изделий. В 100 % случая брак происходил по причине отклонения параметров входящей в муфту сборочной единицы «Корпус» от параметров, заложенных в конструкторской документации [3]. В результате чего предлагаем совершенствовать технологию изготовления сборочной единицы «Корпус», путем использования инструментов бережливого производства, широко применяемых при совершенствовании различных процессов в АО «ОКБ Зенит».
Проект совершенствования технологии изготовления сборочной единицы «Корпус» включает в себя: исключение из технологической цепочки хранения на промежуточном складе деталей до контроля ОТК; организацию поста контроля в цехе № 1; перенос заготовительной операции из металло-заготовительного участка в цех № 1; перемещение шлифовального станка из цеха № 2 в цех № 1; проведение капитального ремонта вертикально - фрезерного станка. Предложенные мероприятия позволят сократить количество брака, время на хранение заготовки и на транспортировку между цехами.
Текущее состояние используемой на предприятии технологии изготовления сборочной единицы «Корпус» (рис. 1) представляет собой ряд операций, при которых общее время изготовления составляет около 40 нормо-часов, из них только десятая часть - это время создания ценности, а остальная часть - время в течение, которого ценность не создается [3]. Время на хранение занимает наибольшую долю в структуре изготовления сборочной единицы «Корпус».
Рис. 1. Текущие состояние изготовления сборочной единицы «Корпус»
Будущее состояние технологии изготовления сборочной единицы «Корпус» с учетом с предложенных мероприятий (рис. 2) представляет собой тот же ряд операций, при которых общее время на изготовление составит около 30 нормо-часов, из них восьмая часть приходится на создание ценности.
ЦедЛг!
Склад металла Злтотовшельная Пост контроля Склад ДСЕ
операция ОТК
■V'
Токарни Токарная
операция оперли
1
Фр«4рнйа Шли фОЁЛЗ ьн а.1
операция операция
V *
ч
г
Деесоечная опсрдшг*
Рис. 2. Будущее состояние изготовления сборочной единицы «Корпус»
В результате совершенствования технологии изготовления сборочное единицы «Корпус» на предприятии произойдет увеличение производительности труда, что позволит более эффективно и своевременно комплектовать изделия номенклатурной группы «Муфта». Новая технология исключает использование металлозаготовительного участка, цеха № 2 и промежуточного склада. Общее время выполнения операций по изготовлению сборочной единицы «Корпус» сократится практически на 10 нормо-часов. В результате появятся дополнительные возможности наращивания производственных мощностей цеха № 2.
При анализе выпуска сборочной единицы выявлено, что более десятой части изготовленных единиц отдел технического контроля признал не годными для вовлечения в дальнейшую сборку. Отклонения от параметров, заложенных в конструкторской документации, возникают при проведении фрезерной операции. Причинами отклонений являются частые отказы работы коробок скорости и передач вертикально-фрезерного станка. Данную проблему ранее решали с помощью регулярного ремонта, в результате которого станок работал не продолжительное время, допуская брак при изготовлении сборочной единицы «Корпус». В соответствии с этим предлагаем провести капитальный ремонт вертикально-фрезерного станка, общей продолжительностью 3,5 месяца.
В течение 2,5 месяцев предусматривается заключение договоров на оказание услуг по поставке измерительного инструмента, капитальному ремонту, демонтажу и такелажным работам. Установка шлифовального оборудования во избежание простоев планируется на время запланированного летнего отпуска производства. Общая сумма инвестиций на проект составляет чуть больше восемьсот тысяч рублей, из которых наибольшую долю представляют затраты на капитальный ремонт вертикально - фрезерного станка.
Для организации поста контроля ОТК в цехе № 1 предлагаем приобрести дополнительный измерительный инструмент. Остальные необходимые средства имеются в наличии на предприятии.
Снижение себестоимости производства изделия «Муфта» произойдет за счет уменьшения количества брака сборочной единицы «Корпус», сокращения материальных и транспортно - заготовительных расходов, заработной платы производственных рабочих.
Реализация проекта совершенствования технологии производства продукции на АО «ОКБ Зенит» с использованием инструментов бережливого производства предполагает создание гибкой системы производства, способной к непрерывному улучшению, а также способствует снижению потерь на предприятии, сокращению случаев не выполнения договорных обязательств по поставке готовой продукции конечным потребителям.
Библиографические ссылки
1. Хоббс Денис П. Внедрение бережливого производства : практ. руководство по оптимизации бизнеса. М. : Гревцов Паблишер, 2007. 352 с.
2. Карачёва Г. А., Рагозина М. А., Калинина К. Р., Зотина С. С. The concept of lean manufacturing as a tool for organization of production management // Science, Technology and Higher Education: materials of the VIII international research and practice conference, Westwood, April 2nd-3rd, 2015 / publishing office Accent Graphics communications.-Westwood. Canada, 2015. 278 p.
3. Маршрутная карта изготовления сборочной единицы «Корпус» номенклатурной группы «Муфта» // АО «ОКБ Зенит».
© Карачёва Г. А., Шарифулина В. В., 2016