Научная статья на тему 'Пути совершенствования тарифной политики государства в сфере водоснабжения промышленных и коммунальных предприятий'

Пути совершенствования тарифной политики государства в сфере водоснабжения промышленных и коммунальных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Природообустройство
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / TARIFF POLICY / РАЦИОНАЛЬНОЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / RATIONAL WATER USE / ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД / COST-BASED APPROACH / РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ПОДХОД / EFFECTIVE APPROACH / ЗАТРАТНО-РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / РЕНТНЫЙ ПОДХОД / RENT APPROACH / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОДХОД / REPRODUCTIVE APPROACH / МОНОПОЛЬНО-ВЕДОМСТВЕННЫЙ ПОДХОД / COSTLY RESOURCE APPROACH / MONOPOLISTIC-DEPARTMENTAL APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марголина Елена Викторовна

В статье рассматриваются проблемы и перспективы обеспечения эффективного водопользования. Отмечается,что при совершенствовании тарифной политики требуется разработка гибкой тарифной политики и механизмов эффективного сбора и аккумулирования полученных средств,методологических подходов к оценке стоимости водных ресурсов и соблюдение принципа целевого использования средств за счет консолидации полученных доходов во внебюджетные фонды,построенные по бассейновому принципу. Обоснованы рекомендации по совершенствованию ценовой политики государства,связанной с определением тарифов на услуги по подаче воды промышленным и коммунальным предприятиям. Выполненный автором анализ показал, что научно обоснованное регулирование тарифов в сфере водопользования предполагает необходимость стимулирования сокращения потерь воды и соблюдение водопользователями установленных им лимитов забора воды для хозяйственных и питьевых нужд, а также существенное экономическое наказание за загрязнение водных объектов. В статье показано,что в коммунальном водоснабжении, в особенности в крупных городах,решение рассматриваемых проблем заключается не в механическом повышении тарифов на воду,а в проведении коммунальной реформы,принципиально важным направлением которой должно стать внедрение системы учета потребления воды отдельными домашними хозяйствами. При планировании водопотребления для нужд промышленности нет принципиальной возможности его сокращения за счет оптимального управления водными ресурсами на стадии эксплуатации промышленного объекта, так как режимы и объемы подачи воды определены применяемой технологией производства продукции. Поэтому в качестве практической рекомендации предлагается поэтапное ужесточение лимитов водопотребления путем сочетания методов административного принуждения и экономического стимулирования применения сберегающих воду технологий производства промышленной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of improving the state tariff policy in the sphere of water supply of industrial and municipal enterprises

The article considers the problems and perspectives of providing an effective water use. It is noted that when improving the tariff policy there is needed a development of a flexible tariff policy and mechanisms of efficient collection and accumulation of the received means,methodological approaches to the assessment of water resources cost and observance of the principle of funds proper use of due to the consolidation of received revenues into non-budget funds built on the basin principle. There are recommendations substantiated on improvement of the state price policy connected with estimation of tariffs on water supply services of industrial and municipal enterprises. The analysis fulfilled by the author showed that the scientifically substantiated regulation of taraffs in the sphere of water use assumes the necessity of encouragement of water losses reduction and observance by water users the established limits of water intake for economic and drinkable needs as well as a significant economic penalty for pollution of water bodies. In the article it is shown that in municipal water supply,in particular,in large cities,the solution of the considered problems is not a mechanical raising of water tariffs but carrying out a communal reform the principally important direction of which must be introduction of the accounting system of water consumption by some individual households. When planning water consumption for the industrial needs there is no principal possibility of its decreasing at the account of the optimal management of water resources at the stage of the industrial unit operation as the regimes and volumes of water supply are determined by the applied production technology. Therefore as a practical recommendation there is proposed a step-by-step toughening of water consumption limits by combination of methods of administrative enforcement and economic stimulation of using water saving technologies of industrial output production.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования тарифной политики государства в сфере водоснабжения промышленных и коммунальных предприятий»

УДК 502/504 : 338.43 : 628.3 Е. В. МАРГОЛИНА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образование «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева», г. Москва

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ И КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье рассматриваются проблемы и перспективы обеспечения эффективного водопользования. Отмечается,что при совершенствовании тарифной политики требуется разработка гибкой тарифной политики и механизмов эффективного сбора и аккумулирования полученных средств,методологических подходов к оценке стоимости водных ресурсов и соблюдение принципа целевого использования средств за счет консолидации полученных доходов во внебюджетные фонды,построенные по бассейновому принципу. Обоснованы рекомендации по совершенствованию ценовой политики государства,связанной с определением тарифов на услуги по подаче воды промышленным и коммунальным предприятиям. Выполненный автором анализ показал, что научно обоснованное регулирование тарифов в сфере водопользования предполагает необходимость стимулирования сокращения потерь воды и соблюдение водопользователями установленных им лимитов забора воды для хозяйственных и питьевых нужд, а также существенное экономическое наказание за загрязнение водных объектов. В статье показано,что в коммунальном водоснабжении, в особенности в крупных городах,решение рассматриваемых проблем заключается не в механическом повышении тарифов на воду,а в проведении коммунальной реформы,принци-пиально важным направлением которой должно стать внедрение системы учета потребления воды отдельными домашними хозяйствами. При планировании водопотребления для нужд промышленности нет принципиальной возможности его сокращения за счет оптимального управления водными ресурсами на стадии эксплуатации промышленного объекта, так как режимы и объемы подачи воды определены применяемой технологией производства продукции. Поэтому в качестве практической рекомендации предлагается поэтапное ужесточение лимитов водопотребления путем сочетания методов административного принуждения и экономического стимулирования применения сберегающих воду технологий производства промышленной продукции.

Тарифная политика, рациональное водопользование, затратный подход, результативный подход, затратно-ресурсный подход, рентный подход, воспроизводственный подход, монопольно-ведомственный подход.

The article considers the problems and perspectives of providing an effective water use. It is noted that when improving the tariff policy there is needed a development of a flexible tariff policy and mechanisms of efficient collection and accumulation of the received means,methodological approaches to the assessment of water resources cost and observance of the principle of funds proper use of due to the consolidation of received revenues into non-budget funds built on the basin principle. There are recommendations substantiated on improvement of the state price policy connected with estimation of tariffs on water supply services of industrial and municipal enterprises. The analysis fulfilled by the author showed that the scientifically substantiated regulation of taraffs in the sphere of water use assumes the necessity of encouragement of water losses reduction and observance by water users the established limits of water intake for economic and drinkable needs as well as a significant economic penalty for pollution of water bodies. In the article it is shown that in municipal water supply,in particular,in large cities,the solution of the considered problems is not a mechanical raising of water tariffs but carrying out a communal reform the principally important direction of which must be introduction of the accounting system of water consumption by some individual households. When planning water consumption for the industrial needs there is no principal possibility of its decreasing at the account of the optimal management of water resources at the stage of the industrial unit operation as the regimes and volumes of water supply are determined by the applied production technology. Therefore as a practical recommendation there is proposed a step-by-step toughening of water consumption limits by combination of methods of administrative enforcement and economic stimulation of using water saving technologies of industrial output production.

Tariff policy,rational water use, cost-based approach, effective approach, costly resource

approach, rent approach, reproductive approach, monopolistic-departmental approach.

2' 2015

и

08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством

Рациональная тарифная политика государства в рассматриваемой сфере является дним из важнейших элементов системы обеспечения эффективного водопользования. Тарифная политика должна отвечать ряду условий: полное покрытие издержек на подачу воды и поддержание удовлетворительного состояния водных объектов, используемых для подачи воды населению и промышленным объектам; стимулирование хозяйствующих субъектов к рациональному водопользованию. Соблюдение этих двух условий в существующей ситуации может приводить к росту тарифов на подачу воды, так как только достаточно высокая плата за воду обычно стимулирует хозяйствующих субъектов к рациональному водопользованию, внедрению замкнутых производственных циклов. Однако идея повышения платы за воду, очевидно, противоречит главной социальной задаче тарифной политики - обеспечению населения водой высокого качества по приемлемым ценам. Поэтому решение проблемы водопользования невозможно путем автоматического наращивания тарифов, а требует разработки гибкой тарифной политики, позволяющей покрывать издержки и стимулировать рационализацию водопользования.

Достаточно спорным является вопрос и о том, на чем должна базироваться политика платы за воду. В существующих условиях тарифная политика в сфере водопользования строится исходя из затрат на водоподготовку и подачу воды населению и промышленным объектам, то есть реализуется затратный принцип ценообразования. В экономической науке наряду с затратным принципом ценообразования выделяется еще несколько принципов оценки стоимости природных ресурсов, зачастую оцениваемых как более удачные варианты решения рассматриваемой проблемы. Укрупненная характеристика возможных подходов к определению цен на природные ресурсы представлена ниже.

Затратный подход, в соответствии с которым оценка природных ресурсов определяется по величине затрат на их добычу, освоение или использование. Основным недостатком такого подхода является то, что ресурс лучшего качества, расположенный в более удобном для освоения месте, получает меньшую стоимость, а его потребительская стоимость будет выше, чем более «плохого» ресурса. Данный подход не стимулирует рациональное природопользование.

Результативный подход, согласно которому экономическую оценку (стоимость) имеют только те природные ресурсы, которые приносят доход. Стоимость ресурса определяется стоимостью полученной первичной продукции или разницей между полученным доходом и

текущими затратами. Применить такой подход возможно только в отношении некоторых природных ресурсов, например нефти. В отношении воды произвести подобную оценку весьма сложно. Такой подход не позволяет также учитывать косвенные выгоды от использования природного ресурса. Не принимается во внимание и фактор времени, проблема исчерпания данного вида ресурса в будущем.

Затратно-ресурсный подход, при котором в определении стоимости природного ресурса соединяются затраты на его освоение и доход от его использования. Оценка природного ресурса, полученная таким способом, оказывается выше, чем в первых двух случаях. Однако этому подходу присущи и все недостатки этих подходов.

Рентный подход учитывает, что использование «лучшего» ресурса приносит наибольший доход при одинаковых затратах, получает более высокую денежную оценку. Учитываются затраты на освоение природного ресурса, но уровень затрат ориентируется на среднюю величину. Учитывается фактор редкости ресурса. Предполагается разделение собственника и пользователя ресурса. К недостатку этого метода можно отнести сложность проведения расчетов стоимости природного ресурса.

Воспроизводственный подход учитывает, что стоимость природного ресурса определяется исходя из затрат, необходимых для восстановления ресурса. Учитывается фактор ограниченности ресурсов.

Монопольно-ведомственный подход выделяется некоторыми отечественными учеными как разновидность затратного подхода. При применении такого варианта оценки ресурса в ее основу закладываются затраты ведомства, осуществляющего монопольное распоряжение (управление) природным ресурсом.

При совершенствовании тарифной политики требуется проработка следующих задач: методологические подходы к оценке стоимости водных ресурсов;

соблюдение принципа целевого использования средств за счет консолидации полученных доходов во внебюджетные фонды, построенные по бассейновому принципу;

разработка гибкой тарифной политики и механизмов эффективного сбора и аккумулирования полученных средств.

По мнению автора статьи основным принципом совершенствования тарифной политики в сфере водопользования должно стать стимулирование сокращения потерь воды и соблюдение водопользователями установленных им лимитов забора воды, используемой для хозяйственных и, особенно, питьевых нужд, а также жесткое экономическое наказание за загрязнение водных объектов. Реализация

2' 2015

этого принципа означает, что изменения рассматриваемой тарифной политики должны быть направлены не на механический рост тарифов, а на резкое увеличение тарифов за сверхлимитное потребление воды, при незначительном сокращении тарифов на потребление воды в пределах лимитов. Такой вариант оплаты водопользования целесообразно установить на несколько лет. Данная мера позволит стимулировать экономию воды, избежать резкого роста издержек в промышленности и сельском хозяйстве, а также избежать увеличения коммунальных платежей и будет способствовать эффективной реализации Федеральной целевой программы «Чистая вода» [1].

Необходимо учитывать специфику потребления водных ресурсов в связи с использованием водных объектов для хозяйственно-питьевых нужд, нужд промышленности и сельского хозяйства. В каждом конкретном случае установление лимитов водопользования требует всестороннего анализа экологических, экономических и технологических особенностей функционирования рассматриваемого объекта.

Например, использование водных объектов для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения является приоритетным перед другими видами водопользования. При этом к качеству воды предъявляются повышенные требования как по физическим свойствам (температура, прозрачность, цветность, запах, привкус), так и по химическим показателям (кислотность, жесткость, величина сухого остатка и др.). Существует значительное различие в качестве и количестве воды, потребляемой домашними хозяйствами. Потребление воды жителями крупных городов (особенно города Москвы) существенно превышает санитарные нормы. С другой стороны, в ряде городов Российской Федерации подача воды осуществляется по графику, что является свидетельством неспособности коммунального хозяйства обеспечивать бесперебойное водоснабжение населения.

Решение проблемы в данном случае видится не столько в изменении тарифной политики и не в повышении тарифов на воду (механический рост тарифов на воду в принципе является тупиковым вариантом развития системы), а в проведении коммунальной реформы. Одним из основных направлений проведения коммунальной реформы в сфере водопользования должно стать внедрение системы учета потребления воды отдельными домашними хозяйствами, что в настоящее время активно реализуется на практике.

Возможности ужесточения лимитов водопользования для рассматриваемого приоритетного потребителя невелики. Дело в том, что ограничения на забор воды для нужд

2' 2015

коммунально-бытового хозяйства устанавливаются административно и по своей природе являются технологическими, а не экономическими. В подтверждение данного тезиса приведем известную формулу определения общего расхода воды Q (л/с) для удовлетворения хозяйственно-питьевых нужд населения: Q = N д К^ ^/(86,4^103),

где N - численность населения, чел.; д - среднесуточная норма водопотребления на одного человека, л/сут; Ксут, Кч -коэффициенты суточной и часовой неравномерности; г| -коэффициент полезного действия, учитывающий потери воды в водопроводных сетях.

Так как параметры N, д, Ксут, Кч достаточно жестко детерминированы, установление ограничений потребителя воды в коммунально-бытовом секторе связано прежде всего со снижением потерь воды в водопроводных сетях различных порядков (они превышают 20 % от общего объема подачи; существуют и более высокие оценки). Этого можно достичь применением научно-обоснованной системы платежей за пользование водными ресурсами, устроенной таким образом, что проведение мероприятий по повышению КПД водопроводных сетей было бы выгоднее, чем оплачивать потери в них.

Заключение

Во многом сходная ситуация складывается и с потреблением водных ресурсов для нужд промышленности (см. [2]). Как и в случае с питьевым водоснабжением, для нужд промышленности нет принципиальной возможности сокращения потребления за счет оптимального управления водными ресурсами на стадии эксплуатации промышленного объекта, поскольку режимы и объемы водоподачи жестко заданы применяемой технологией производства продукции. Поэтому и в данном случае может ставиться вопрос о поэтапном ужесточении лимитов водопотребления на основе синтеза методов административного принуждения и экономического стимулирования применения водосберегающих (прежде всего водооборота) технологий промышленного производства.

1. Федеральная целевая программа «Чистая вода» [Электронный ресурс]. - URL: http:// nprvo.ru/water/program/ (дата обращения 05.02.2015).

2. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mnr.gov.ru/ (дата обращения 05.02.2015).

Материал поступил в редакцию 05.02.15. Марголина Елена Викторовна, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики природообустройства Тел.. 8 (499) 976-153-82 E-mail: margolina.el@yandex.ru

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.