Научная статья на тему 'Пути совершенствования стратегического планирования доходов муниципалитетов'

Пути совершенствования стратегического планирования доходов муниципалитетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местные доходы / стратегическое планирование на уровне муниципалитета / local revenue / strategic planning at municipality level

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Днепровская Любовь Алексеевна

Рассматриваются особенности формирования местных доходов в условиях современной экономики и изменения законодательства в России, выделяются проблемы взаимоотношений органов государственной власти с муниципалитетами в материально-финансовой сфере. Описан алгоритм стратегического планирования доходов, предложена модель формирования ресурсного обеспечения муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the features of local revenue formation in today"s economy and with the changes in the legislation in Russia highlights the problems of relations of public authorities with municipalities in the economic and financial sector. The author describes an algorithm of strategic planning of revenues and suggests a model of making resource provision of a municipality.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования стратегического планирования доходов муниципалитетов»

УДК 338:352 Л.А. ДНЕПРОВСКАЯ

ББК 65.042 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: dneprovskaya-l@mail.ru

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ

Рассматриваются особенности формирования местных доходов в условиях современной экономики и изменения законодательства в России, выделяются проблемы взаимоотношений органов государственной власти с муниципалитетами в материально-финансовой сфере. Описан алгоритм стратегического планирования доходов, предложена модель формирования ресурсного обеспечения муниципального образования.

Ключевые слова: местные доходы, стратегическое планирование на уровне муниципалитета.

L.A. DNEPROVSKAYA

post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: dneprovskaya-l@mail.ru

WAYS OF IMPROVING STRATEGIC PLANNING OF MUNICIPAL REVENUES

The article deals with the features of local revenue formation in today's economy and with the changes in the legislation in Russia; highlights the problems of relations of public authorities with municipalities in the economic and financial sector. The author describes an algorithm of strategic planning of revenues and suggests a model of making resource provision of a municipality.

Keywords: local revenue, strategic planning at municipality level.

В связи с передачей большого количества полномочий на местный уровень власти и, следовательно, растущей ответственностью органов местного самоуправления перед населением и государством возникает необходимость увеличения эффективности муниципального управления.

Перед муниципалитетами стоят как текущие задачи, связанные с повышением уровня и качества жизни населения, обеспечением устойчивого и постоянного развития экономики, так и стратегические, направленные на определение места муниципального образования в социально-экономической системе субъекта РФ, на переход к инновационному сценарию развития и др. Решение этих задач становится возможным только при условии,

что муниципальное образование обладает достаточной ресурсной базой.

У местных органов власти есть два пути социально-экономического развития. Первый связан с иждивенческими настроениями и с ожиданием финансовой помощи от органов власти вышестоящего уровня. Второй путь подразумевает поиск возможностей увеличения поступлений от собственных доходных источников.

В России формирование местных доходов имеет ряд особенностей. Во-первых, в соответствии с реформой местного самоуправления в целях формирования финансовой самодостаточности муниципалитетов за местными бюджетами закреплены на постоянной основе несколько источников доходов.

© ЛА. Днепровская, 2011

Согласно подходу Е. Житковой [3, с. 21], к этим источникам относятся:

- налоги и сборы, которые муниципалитет получает с жителей, так как представляет их интересы и организует удовлетворение их потребностей;

- поступления из бюджетов вышестоящих уровней для удовлетворения государственных интересов на территории данного муниципального образования;

- доходы от хозяйственной деятельности, размер которых полностью определяется эффективностью управления доходными источниками в муниципалитете.

Во-вторых, органы государственной власти осуществляют правовую, организационную, материально-финансовую поддержку местного самоуправления.

В материально-финансовой сфере к мерам государственной поддержки относятся передача материальных и финансовых средств при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, принятие государственных программ, направленных в том числе на поддержку развития местного самоуправления, оказание финансовой помощи муниципалитетам в решении вопросов местного значения и др.

С 2006 по 2008 г. был расширен перечень передаваемых муниципалитетам государственных полномочий и увеличено их количество в 1,5 раза, однако за данный период объем субвенций из региональных бюджетов РФ, поступающих муниципальным образованиям, сократился в 2,1 раза [7, с. 14, 15]. То есть некоторые государственные полномочия передаются муниципалитетам без достаточной финансовой базы.

Как показывают исследования, проведенные Институтом современного развития России, в этой сфере существуют и другие проблемы, например:

- в субвенции не включены средства на финансирование отдельных статей расходов (например, передаются средства только на оплату труда, но не на содержание помещений);

- у местных властей отсутствует возможность согласования и обжалования размера передаваемых субвенций [8, с. 65].

В-третьих, субъекты РФ могут устанавливать дополнительные нормативы отчисле-

ний в бюджеты муниципалитетов от любых налогов, закрепленных за региональными бюджетами, и заменять часть дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований этими дополнительными нормативами.

В 2008 г. количество субъектов РФ, установивших дополнительные нормативы для местных бюджетов, по сравнению с 2006 г. увеличилось на 28% [6, с. 15]. Поступления от этих налогов, переданных на муниципальный уровень, составили 106,2 млрд р., или 14,7% общего объема налоговых доходов [там же].

Особенно существенным оказалось увеличение доходов местных бюджетов в связи с установлением дополнительных нормативов по налогу на доходы физических лиц, который является бюджетообразующим для муниципальных образований. Оно составило 142,1 млрд р. [5].

Положительное влияние на ресурсное обеспечение, а также на уровень собираемости налогов в муниципалитетах оказывает замена дотаций дополнительным нормативом отчисления от федеральных и региональных налогов.

Подтверждением этому служит пример Петровского муниципального района Ставропольского края, где с 2005 г. у муниципалитетов появилась возможность заменить дотацию из краевого Фонда финансовой поддержки муниципальных районов дополнительным (дифференцированным) нормативом отчислений от краевых налогов. Доходы, дополнительно полученные Петровским муниципальным районом благодаря этой мере, в 2005 г. составили 62,1%, в 2006 г. — 23,1%, в 2007 г. — 28,9% от суммы замененной дотации [4, с. 43].

Таким образом, замена дотаций дополнительными нормативами отчислений от налогов может стать важным инструментом увеличения объема доходов местных бюджетов, повышения заинтересованности местных органов власти в расширении налогооблагаемой базы, пресечения их иждивенчества. Однако, по оценке Комитета Государственной думы по вопросам местного самоуправления, у регионов нет прямой заинтересованности в увеличении доходов местных бюджетов за счет передачи им собственных налоговых доходов [1].

Для региональных властей, по мнению Л. Еремеевой и Н. Казюковой, гораздо предпочтительнее использование бюджетных трансфертов [2, с. 65], что объясняется связью между объемом трансфертов и зависимостью местных органов власти от органов власти вышестоящего уровня.

Таким образом, при наличии эффективных инструментов снижения дотационности местного уровня власти — передача государственных полномочий, подкрепленных финансовыми средствами, замена дотаций дополнительным нормативом отчислений от налогов — их используют не повсеместно.

В связи с этим автором предлагается методика оптимизации стратегического планирования собственных доходов муни-

ципальных образований (рис. 1), базовыми направлениями которой стало:

1. На основе анализа модели формирования ресурсного обеспечения, вертикального и горизонтального анализа определение источников доходов по признакам значимости их объема в бюджете и способности влияния на них местных органов власти.

Для достижения указанной задачи была построена модель формирования ресурсного обеспечения муниципального образования, которая позволила определить виды доходов и их источники, а также доходы, влияние на размер которых со стороны местных органов власти возможно (рис. 2). К таким доходам мы можем отнести:

Цель стратегического планирования —

создание собственной надежной доходной базы для приближения расходных возможностей к публичным обязательствам, улучшения условий жизни населения, достижения устойчивого экономического роста

I этап

IV этап

Рис. 1. Алгоритм стратегического планирования источников доходов муниципального образования

- доходы от управления имуществом с помощью различных методов (часть прибыли муниципальных предприятий, имущество которых находится в хозяйственном ведении; доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными предприятиями, имущество которых находится в режиме оперативного управления; доходы от аренды, концессии, приватизации муниципального имущества и дивиденды от управления долями в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, которые находятся в муниципальной казне);

- местные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц);

- средства самообложения граждан;

- муниципальные займы.

2. Расчет для каждого из выделенных источников количественных и качественных показателей, объективно характеризующих

вид дохода и упущенные возможности по его поступлениям.

3. Определение факторов, оказывающих влияние на источник.

4. На основе проведения корреляционно-регрессионного анализа и использования методов стратегического анализа формирование комплекса мероприятий, направленных на достижение текущих и перспективных целей по управлению каждым из видов доходов.

Таким образом, предложенная методика позволяет на основе применения современных методов анализа определить потенциальные возможности увеличения доходов муниципального образования; выявить факторы, оказывающие на это влияние. Исходя из аналитических данных определяется комплекс мероприятий, направленных на достижение текущих и перспективных целей управления каждым из источников доходов.

| | Виды доходов, управлять которыми муниципальное образование может самостоятельно !___| Виды доходов, управлять которыми муниципальное образование самостоятельно не может

Рис. 2. Модель формирования ресурсного обеспечения муниципального образования

Список использованной литературы

1. Волков В. Финансовое положение поселений в период проведения муниципальной реформы [Электронный ресурс] // Бюджет. 2008. № 11. URL: http://bujet.ru/article/48594.php.

2. Еремеева Л., Казюкова Н. О путях совершенствования системы формирования бюджетов муниципальных образований // Муниципальная власть. 2009. Март—апр. С. 64—71.

3. Житкова Е. Технологии муниципального регулирования развития градообразующего предприятия // Государственное управление. 2007. № 6. С. 14—26.

4. Захарченко A.A. Эффективность реформирования муниципальных финансов // Практика муниципального управления. 2008. № 5. С. 40-46.

5. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов РФ: офиц. сайт М-ва финансов РФ. URL: http://www.minfin.ru/ru/reforms/local_government/monitoring.

6. Мониторинг финансовой деятельности муниципалитетов в переходный период // Практика муниципального управления. 2009. № 8. С. 12-23.

7. Рябухин С.Н. Проблемы экономического развития муниципалитетов в переходный период // Практика муниципального управления. 2009. № 7. С. 10-22.

8. Юргенс И.Ю. Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 гг. и пути совершенствования // Муниципальная власть. 2008. № 6. С. 56-75.

Bibliography (transliterated)

1. Volkov V. Finansovoe polozhenie poselenii v period provedeniya munitsipal'noi reformy [Elektronnyi resurs] // Byudzhet. 2008. № 11. URL: http://bujet.ru/article/48594.php.

2. Eremeeva L., Kazyukova N. O putyakh sovershenstvovaniya sistemy formirovaniya byudzhetov munitsipal'nykh obrazovanii // Munitsipal'naya vlast'. 2009. Mart-apr. S. 64-71.

3. Zhitkova E. Tekhnologii munitsipal'nogo regulirovaniya razvitiya gradoobrazuyushchego predpriyatiya // Gosudarstvennoe upravlenie. 2007. № 6. S. 14-26.

4. Zakharchenko A.A. Effektivnost' reformirovaniya munitsipal'nykh finansov // Praktika munitsipal'nogo upravleniya. 2008. № 5. S. 40-46.

5. Informatsiya o rezul'tatakh monitoringa mestnykh byudzhetov RF: ofits. sait M-va finansov RF. URL: http:// www.minfin.ru/ru/reforms/local_government/monitoring.

6. Monitoring finansovoi deyatel'nosti munitsipalitetov v perekhodnyi period // Praktika munitsipal'nogo upravleniya. 2009. № 8. S. 12-23.

7. Ryabukhin S.N. Problemy ekonomicheskogo razvitiya munitsipalitetov v perekhodnyi period // Praktika munitsipal'nogo upravleniya. 2009. № 7. S. 10-22.

8. Yurgens I.Yu. Rossiiskoe mestnoe samoupravlenie: itogi munitsipal'noi reformy 2003-2008 gg. i puti sovershenstvovaniya // Munitsipal'naya vlast'. 2008. № 6. S. 56-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.