Научная статья на тему 'Пути совершенствования системы территориального управления регионов'

Пути совершенствования системы территориального управления регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
992
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНА / ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ / СНИЖЕНИЕ ЗАТРАТ НА УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / SYSTEM OF TERRITORIAL ADMINISTRATION OF REGION / RESOURCE POTENTIAL / FORMATION OF THE STATE SERVICES FOR THE POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якушкина Т. А.

В статье рассматриваются актуальные вопросы, касающееся совершенствования системы территориального управления регионов, управление ресурсным потенциалом региона посредством воздействия на развитие и реализацию материальных и нематериальных возможностей территории, развитие и обеспечение услуг для населения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the pressing questions, concerning perfection of system of territorial administration of regions, management in resource potential of region by means of influence on development and realization of material and non-material possibilities of territory, development and maintenance of services for the population are considered.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования системы территориального управления регионов»

УДК - 332.12

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОВ

Т.А Якушкина

В статье рассматриваются актуальные вопросы, касающееся совершенствования системы территориального управления регионов, управление ресурсным потенциалом региона посредством воздействия на развитие и реализацию материальных и нематериальных возможностей территории, развитие и обеспечение услугдля населения.

Ключевые слова: система территориального управления региона, долгосрочная стратегия социально-экономического развития регионов, ресурсный потенциал, формирование государственных услуг для населения, снижение затрат на управленческие действия.

Характерной особенностью России является неравномерность освоения ее территории. На современном этапе государственная стратегия повышения эффективности управления регионов должна быть ориентирована в первую очередь на поддержание достаточного уровня жизни населения, на обеспечение целостности и единства экономического пространства страны, формирование условий для устойчивого и стабильного развития реального сектора экономики России [3]. Долгосрочная стратегия социально-экономического развития регионов должна быть научно обоснованной и реализуемой на практике в полной мере учитывать ресурсный потенциал.

Ресурсный потенциал региона в ключевом понятии следует рассматривать как технологию воздействия направленную на развитие и реализацию материальных и нематериальных возможностей территории с целью развития.

Неоднородность развития регионов оказывает большое влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики.

Современное экономическое пространство Российской Федерации включает множество больших и малых территорий, характеризуемых особой степенью остроты социальных, экономических, экологических проблем. [2].

К числу проблемных территорий могут быть отнесены регионы, экономический потенциал которых в силу различных причин в несколько раз ниже среднероссийских показателей, а экономика характеризуется мало диверсифицированной структурой промышленности, слаборазвитой инфраструктурой. Подобные территории нуждаются в помощи государства, которое должно стимулировать процессы их саморазвития. Для этого необходимо создать эффективную систему территориального управления, оказывать содействие развитию интеграционных форм пространственной организации и саморазвития территорий. [1].

В условиях, когда процесс разграничения предметов ведения между федеральным Центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями не завершен, органы государственной власти на всех уровнях вынуждены искать новые организационные и финансово-экономические формы решения накопившихся проблем.

Содержание стратегического управления развитием территорий состоит в научно обоснованном определении долговременных направлений и пропорций развития экономики с учетом источников ресурсного обеспечения выполнения поставленных целей и особенностей развития регионов. Необходимо заранее учесть основные внутренние и внешние факторы, обеспечивающие условия для нормального функционирования и развития системы территориального управления на всей территории страны. Система территориального управления должна базироваться на следующих принципах:

-комплексности, т.е. необходимости анализа всех сторон объекта исследования (территориальной, социальной и др. составляющих);

- системности, т.е. учете внутренних взаимозависимостей и внешних факторов с позиций рассмотрения объекта исследования как элемента системы более высокого уровня;

- приоритетности решения задач и осуществления мероприятий, направленных на сохранение и улучшениеусловийжизнедеятельности населения, поддержания нормальныхусловий егосуществования;

- приемлемого риска, т.е. выявлении и реализации доступных мер, направленных на защиту населения в рыночной среде и недопущение преодоления пороговых ситуаций;

- рассмотрения задач развития отдельныхтерритории в рамках задач развития страны в целом, при этом за основу принимаются проблемы, элементы структуры, приоритеты, направления и пути, применительные к уровню РФ.

При разработке стратегии территориального управления необходимо учитывать следующие факторы:

- асимметричная федеративная структура России и многочисленные территориальные диспропорции;

- разобщенность и отсутствие стратегических кооперационных связей между предприятиями, расположенными на территории;

- агрессивная политика иностранного капитала по захвату контроля над стратегически важными для России экономическими объектами;

- невозможность использования РФ для отстаивания своих экономических интересов большинства механизмов международных организаций в той степени, в которой их используют ведущие западные державы;

- жесткие ограничения, поставленные экономически развитыми странами на пути российского высокотехнологического экспорта;

- необходимость обеспечить условия для долгосрочного развития за счет более полного и сбалансированного использования внутренних ресурсов.

Необходимой базой для функционирования предлагаемой системы является четкая градация объектов народного хозяйства, объектов инфраструктуры, разведанных запасов полезных ископаемых и иных природных ресурсов, а также связей между ними по уровням (муниципальный, региональный, федеральный и т.п.). Критерии отнесения объектов к той или иной группе должны быть четко и объективно определены и в случае необходимых исключений корректироваться на основании заложенных в систему принципов. [3].

В рамках современных подходов к оптимизации государственного управления в условиях глобализации мировой экономики очевидна необходимость его реформирования. Государственное управление трактуется ныне как деятельность, базирующая на конкурентных принципах, нацеленная на обеспечение услуг для населения страны, региона, удовлетворения платежеспособного спроса населения. Его можно использовать для характеристики государственного управления понятий, применяемых для описания экономических процессов: «производство» (применительно к государству - производство услуг), «предприятие» (государственное. Учреждение как производитель услуг на рыночных принципах) и др. Термин «организация» характеризует как государственные и общественные (третий сектор), так и хозяйственные (предприятия, фирмы, компании и т.п.) учреждения. Этот подход в условиях рынка следует признать целесообразным.

Современная реформа управления предполагает не только обеспечение стабильно высокого качества практических управленческих действий, но также разработку и внедрение новых, более эффективных управленческих структур и технологий. Основная цель качественного обновления государственного управления - повышение его открытости, расширение доброжелательности по отношению к населению, ускорение управленческих процессов, эффективное решение задач, повышение мобильности сотрудников и их удовлетворенности трудом.

Для обновления системы управления возможны различные подходы и методы. Их можно охарактеризовать кратко следующим образом:

- децентрализация компетенции;

- совмещение профессиональной и ресурсной ответственности;

- уменьшение иерархических уровней управлений с уплотнением решаемых задач и объемов ответственности;

- вычленение отдельных, конкретных функций и образование самостоятельных управленческих

единиц;

- четкое разделение стратегических и тактических задач (использование принципа «заказчик-подрядчик»);

- ориентация на задачи и потребителей (действия в духе предложения услуг потребителю);

- ускорение процессов администрирования, планирования и принятия решений, в том числе с помощью проектного менеджмента и использования управленческих команд;

- развитие системы стимулирования, ориентированной на оптимизацию использования ресурсов;

- разработка показателей и стандартов измерения трудовых достижений и контроля за результатами;

- внедрение принципа трудовых достижений в государственной кадровой политике;

- введение бюджетирования и системы двойного бухгалтерского учета вместо подсчета затрат для обоснования решений;

- максимальное использование электронно-вычислительной техники в информационной и коммуникационной системах, а также при подготовке документации;

- укрепление духа состязательности.

Главная цель любых управленческих действий - соблюдение общественного интереса. В отличие от частных интересов, которые обеспечиваются и регламентируются посредством рынка, интерес общественный формируется как баланс интересов людей, выражающий общественное признание.

Демократические государственные органы конкретизируют общественный интерес с помощью политических целей, определенных посредством голосования по принципу большинства. Для реализации такие цели конкретизируются посредством задач. Последние обычно значительно различаются в зависимости оттого, кто их реализует фактически и кто их может (должен) представлять. «Общественное» олицетворяет собой всеобщность и общее благо. Их обеспечение требует реализации общественных задач с помощью государства (федерации, регионов, муниципалитетов).

Независимо от порядка реализации общественных задач главным является то, кто, в конечном

счете, несет расходы (осуществляет финансирование).

Независимо от того, кто реализует государственное управление: сами административные органы, иные общественные институты или частные организации, ответственность за это обычно несут федеральные, региональные или же муниципальные администрации. Когда они выполняют общественные функции не сами, то и тогда они обязаны заботиться о том, чтобы общественные дела решались надлежащим образом в соответствии с законом, политическими и иными установками. Как самостоятельное решение общественных задач, так и их реализация с помощью подрядчиков предполагают конкретный порядок работы. При решении задач администрация использует собственные производственные факторы (персонал, организаций, финансы). При использовании же для общественных услуг подрядчиков администрация выступает заказчиком независимо от того, какие государственные или частные учреждения реально выполняют работы.

Для выполнения государственных заданий нужны необходимые предпосылки. Исходя из правовых условий, устанавливаются отдельным управленческим учреждениям конкретные цели в зависимости от выполняемых функций. Формирование целей предполагает их характеристику по таким параметрам, как вид, объем, интенсивность, пространственно-временные данные, а также их взаимозависимость с сопоставимыми целями других управленческих учреждений. Такое целеобразование помогает снижению затрат на управленческие действия.

Границы для деятельности по выполнению общественных задач устанавливаются административноправовыми нормами. Внутри этих границ участники подобной деятельности обычно располагают значительной свободой в принятии решений и в действиях. Кроме того, учитываются политические, общественные, экономические и другие конкретные условия. Многие факторы - от структурной и процессуальной организации и способов управления до отдельных конкретных трудовых процессов и принимаемых решений - открывают широкий спектр альтернатив. Их оптимальное использование, т.е. принятие наиболее целесообразных и эффективных решений, предполагает, что работники управления четко представляют себе реализуемые цели. Учреждения, разрабатывающие государственные программы, призваны располагать максимальной степенью свободы действий, а низшие, исполнительные органы -минимальной степенью свободы действий. Участие отдельных учреждений, их подразделений или отдельных работников в формировании целей: производственных, развития персонала и всей организации, повышения производительности труда, снижения затрат и т.д. - стимулирует готовность сотрудников добиваться практической реализации этих целей, усиливает их идентификацию со своим учреждением.

Управленцы - работники организации по оказанию услуг гражданам. Отсюда необходимо большое внимание руководства и к результатам управленческих действий и к потребителям продуктов. Управленцы обязаны четко представлять себе, каких результатов необходимо добиваться при решении конкретных задач; как сделать информацию об их работе доступнее, образ действий убедительнее, приемное время и помещения удобнее, установки, предложения и запреты понятнее для граждан; кому предназначаются справочные и консультационные услуги, объявления, проектные работы, официальные оценки проделанного, управленческиедействия, контрольные мероприятия.

Потребителями управленческих услуг выступают другие государственные учреждения, партии, парламентские фракции, группы интересов, профсоюзы, предприятия, граждане, общественные объединения, церкви и т.д. [4].

В центре усилий по реформированию государственного управления находится потребность упрочить с помощью использования различных структур и инструментов, аналогичных рыночным, роль политики, ориентированной на конечные результаты управления. Важно выявлять конечные продукты управленческой деятельности, установить группы потребителей, проанализировать производственные и финансовые взаимосвязи между административными органами и внутри них для того, чтобы в полной мере оценить спрос на услуги и соответственно обеспечить их предложение. Располагая такого рода информацией, парламент, правительство, районные, городские органы и т.д. становятся способными принимать ориентированные на спрос решения и обязывать администрации обеспечивать соответствующие услуги.

Федеральный закон от 08.05.2010г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» является по сути революционным: его изменения направлены на оптимизацию структуры государственных и муниципальных учреждений. С 1 января 2011 года во многих субъектах Российской Федерации приступили к реализации 83-Ф3 Федерального закона, так в Брянской области выше указанный Закон полностью реализован на уровне субъекта РФ.

Как показывает практика решение о том, какие учреждения станут казёнными, а какие бюджетными принимают органы государственной (муниципальной) власти, выступающие в роли учредителей.

Государственным учреждениям сегодня недостаточно лишь следовать закону. Ныне спрос требует услуг в форме не только соответствующей праву, но и экономичной для клиентов, благоприятной для общества и окружающей среды. Работающий в команде над проектами менеджер - ведущая фигура государственной

службы. Чем выше руководящая должность, тем в большей степени занимающие ее люди должны обладать выходящими за рамки профессий управленческими знаниями, что, в свою очередь, требует крупных изменений в системах образования и повышения квалификации. Западная наука о государственном предприятии уже разработала для подготовки и повышения квалификации руководящих кадров государственной службы специальные модели. Они предусматривают соединение занятий по повышению квалификации с изучением организационно-экономических ноу-хау.

Традиционное разделение профессиональных и координационных задач органов управления несовместимо с современной теорией организации. Такое разделение препятствует восприятию услуг в их целостности. Специализация имеет, конечно, преимущества, связанные с эффективностью разделения труда. Она также упрощает единое управление организацией. Но у нее немало недостатков: широкая сеть взаимозависимости, бюрократизм, управленческие излишества, ведомственное соперничество и т.д. Отсюда узкопрофессиональная работа призвана сопровождаться учетом кадровых, организационных и финансовых ресурсов. Ответственность за количество и качество труда следует объединять с ресурсной ответственностью (за использованные факторы производства - человеческие и материальные ресурсы), а также с ответственностью за конечные результаты, за достижение поставленных целей.

Объединение различных видов ответственности сотрудников в федеральных и региональных администрациях весьма важно. Более развитое экономическое мышление сотрудников административных органов помогает получать более высокие результаты управленческой деятельности.

In article the pressing questions, conceming perfection of system of territorial administration of régions, management in resource potential of region by means of influence on development and realization of material and non-material possibilities of territory, development and maintenance of services for the population are considered.

The key words: system of territorial administration of region, resource potential, formation of the state services for the population.

Списоклитературы

1. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П.Стратегическое управление. Учебник. М.: Омега-Л, 2004.

2. Гасанов Э.А. Информационная экономика: структура, рост и измерение результатов // Проблемы информационной экономики. Вып. V Национальная инновационная система России: проблемы становления и развития: Сб. научных трудов / Под ред. Р.М. Нижегородцева. М. : ЛЕНАНД, 2006. 424 с.

3. Шамрай Ю. Инновации и повышение конкурентоспособности национальной экономики: современный подход // Проблемы теории и практики управления. 2009. N 2. С. 67 - 74.

4. Супрун В.А. Интеллектуальный капитал: Главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке. Изд. 2-е. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. 192 с.

Об авторе:

Якушкина Т.А. - кандидат экономических наук, доцент БГИТА, начальник отдела операционного обслуживания финансового управления Брянской области taiaYk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.