- ^ _ _ 1 ^ Гуманитарные
Вестник Курганской ГСХА_№ 3 _и общественные науки
УДК 669.017 (075.32)
А. С. Грохотов
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИЙ
ФГБОУ ВПО «КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Т. С. МАЛЬЦЕВА»
A. S. Grokhotov
WAYS OF IMPROVEMENT OF CARRYING OUT LECTURES FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION «KURGAN STATE AGRICULTURAL ACADEMY BY T. S. MALTSEV»
Изложен опыт проведения лекций с использования медийных средств. Представлена схема проведения лекции на примере конкретной темы «Инженерно-строительные сооружения и оборудование животноводческих помещений, планировочные решения для крупного рогатого скота». Представлены слайды, демонстрируемые студентам во время занятия, указано на такие преимущества, как активизация познавательного процесса при изучении дисциплины, увеличение степени качественного усвоения предлагаемого материала.
Ключевые слова: слайды, видеоролики, активизация познавательного процесса
Александр Сергеевич Грохотов
Alexander Sergeyevich Grokhotov кандидат технических наук, доцент 641300, Курганская область, Кетовский район, с. Лесниково, КГСХА E-mail: [email protected]
Введение. Согласно рабочей программе дисциплины «Механизация животноводства» каждый студент, прошедший курс изучения, должен не только иметь представление о современном состоянии развития науки и техники, но и знать технологию механизированного производства животноводческой продукции; владеть основами технологического проектирования, эксплуатации и обслуживания животноводческой техники, уметь определять техническое состояние машин, регулировать их на оптимальные режимы работы.
В свою очередь, владея этими знаниями, умениями и навыками будущие специалисты в своей профессиональной деятельности должны быть социально активными, творческими членами общества, владеющими системой общечеловеческих и национальных ценностей (идеалов), способными к преобразованию, как производства, так и производственных, экономических, общественных отношений.
Таким образом, при подготовке студентов необходимо на занятиях создавать определенные условия для овладения ими необходимыми знаниями в
Experience of carrying out lectures with use of media means is stated. The scheme of carrying out lecture on the example of the concrete subject «Constructions and the Equipment of Livestock Rooms, Planning Decisions for Cattle» is presented. The slides shown to students during studies are presented, such advantages, as activization of informative process when studying discipline, increase in extent of high-quality assimilation of an offered material are shown.
Keywords: slides, videos, activization of informative process
области профессионального образования и получения соответствующей квалификации.
Для обучения специалистов в условиях вуза применяют, как инновационные технологии, так и те, которые давно зарекомендовали себя, например, широко известные методики Шаталова В. Ф. и профессора Волкова Г. Н., которые направлены на то, чтобы:
1) активизировать познавательный процесс при изучении дисциплины;
2) увеличить степень качественного усвоения предлагаемого материала [2].
Для решения этих задач, на наш взгляд, в процессе изучения материала необходимо сократить время рисования на доске технологических и технических схем, представив их в упрощенном виде - в виде слайда.
Методика. В качестве примера возьмем тему лекции: «Инженерно-строительные сооружения и оборудование животноводческих помещений, планировочные решения для крупного рогатого скота». При ее проведении используем компьютерную технику, которая включает ноутбук, проектор, звуковые колонки и соединительные провода. За 10-12 минут до лекции подключается вся необходимая аппаратура. Если перед занятиями есть время, то можно включить какой-либо видеоролик, содержащий материал предыдущей лекции, с целью её закрепления.
После звонка включаем слайды, которые смонтированы в программе PowerPoint. На первом из них указана следующая информация: номер и тема лекции и вопросы, которые будут рассмотрены в ходе данной лекции (рисунок 1).
ЛЕКЦИЯ №4
Тема: Инженерно - строительные сооружения и оборудование животноводческих помещений, их планировочные решения
для крупного рогатого скота.
Вопросы:
1. Способы содержания КРС и применяемое оборудование в молочных комплексах.
2. Способы содержания КРС по производству говядины и оборудование для его содержания.
3. Типовые помещения для КРС.
Рисунок 1 - Слайд 1 «Информация по теме лекции»
Пока студенты переписывают эти исходные данные, преподаватель проводит проверку наличия присутствующих в аудитории студентов. На этом этапе важно активизировать познавательную деятельность всех студентов, сконцентрировать их внимание на теме лекции.
При переходе к изучаемому материалу необходимо выделить основные моменты изучаемых объектов, провести их классификацию, представив весь этот материал в виде графической схемы (рисунок 2).
Рисунок 2 - Слайд 2 «Схема размещения оборудования внутри помещения коровника при привязном способе содержания»
Для более наглядного представления содержания коров предлагаются фотографии по применяемому оборудованию, которое используется при привязном способе содержания (рисунки 3, 4).
■к
ш V
ш
г
_М
- ча
Рисунок 3 - Слайд 3 «Размещение индивидуального оборудования для животных» (вид спереди)
Рисунок 4 - Слайд 4 «Размещение оборудования для животных» (вид сбоку)
Совсем другое расположение оборудования в помещении коровника при беспривязном способе содержания коров. Студенты знакомятся с ним, изучая следующую схему (рисунок 5).
- ^ _ _ л ^ Гуманитарные
Вестник Курганской ГСХА_№ 3 _и общественные науки
Рисунок 5 - Слайд 5 «Схема размещения оборудования по механизации содержания коров при беспривязном способе содержания»
При переходе от одного вопроса к другому слайды перелистываются. Все основные моменты лекции становятся упорядоченными, и студенты охотно фиксируют изучаемый материал в своих конспектах.
Например, показываем таблицу машин и оборудования, которые используются в настоящее вре-
мя при рассматриваемых способах содержания коров (рисунок 6).
Оборудование для содержания коров
Способ содержания Поение Кормо -раздача Доение Удаление навоза Микроклимат
Привязный АП - 1 ПА - 1 КТУ - 10А РСП - 10 КСА - 5Б АКМ - 9 т.д АДМ - 8-01 АД - 100 ДАС - 2Б ТСН - 2 ТСН -3Б ТСН -160 Приточно -вытяжная система вентиляции
Беспривязный АГК - 4 АГК- 12 ВУК - 3 ТВК - 80 Б КЛО - 75 КЛК - 75 РК - 50 РКУ 200 УДЕ - 8 УДЕ -16 УДА -8 УДА-16 УДС-3Б УДА - 100 УС - 12 УС - 15 УС - 250 УСФ -170 УСП -12 Приточно -вы тяжная система вентиляции
Рисунок 6 - Слайд 6 «Марки машин для механизации поточно-технологических линий, используемые при содержании коров»
При этом преподавателю нет необходимости чертить на доске схемы, записывать формулы и марки машин. За счет такой экономии времени имеется возможность детально объяснить наиболее сложные моменты темы, задать студентам уточняющие вопросы. Так как по этой дисциплине студенты пишут курсовую работу, показываем слайд оформления графической работы (рисунок 7).
Рисунок 7 - Слайд 7 «Размещение оборудования внутри помещения при беспривязном содержании коров»
(из курсовой работы студентов)
Необходимо рассказать и о параметрах компоно- выполнении графической части работы. Эта инфор-вочной схемы, которые необходимо выдерживать при мация также представлена на слайде (рисунок 8).
Рисунок 8 - Слайд 8 «Расстояние между оборудованием внутри помещения коровника»
Глубже понять и хорошо запомнить технологический процесс, работу используемого в помещении оборудования студентам помогают видеоролики.
В заключительной части лекции с целью закрепления материала студентам предлагаются вопросы не только на понимание фактического материала (уточняющие и практические), но и на развитие их мыслительной деятельности (интерпретирующие, творческие, оценочные).
Результаты. Конспекты лекций стали более полными, содержательными и правильно оформленными, что в значительной степени отразилось на качестве знаний студентов. Так, при сдаче зачета и экзамена по данной дисциплине студенты, которые посещают занятия, показывают очень хорошие результаты. При защите же курсовой работы эти же студенты получают оценки «хорошо» и «отлично».
Выводы. Таким образом, лекции, на которых в процессе подготовки будущих специалистов используются различные методы и технологии (слайды, видеоролики и др.) позволяют в единстве решать такие задачи как:
- учебно-познавательные;
- коммуникационно-развивающие (связанные с общим эмоционально-интелектуальным фоном процесса познания);
- социально-ориентационные (результаты, которые проявляются уже за пределами учебного времени и пространства).
Список литературы
1 Скакун В. А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах): - М.: Академия, 2011. - С. 128.
2 Шаталов В. Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987. - С. 187.