6. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.
7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015. № 3: 44 - 47.
8. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.
9. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. 2016: 224 - 228.
11. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.
12. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.
13. Bakumenko M.N. O vektorah razvitiya discipliny "SINTEZATOR" v kontekste sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Innovacionnye formy prepodavaniya v DMSh i DShI. Sbornik statej. Laboratoriya muzykal'noj semantiki; Mezhdunarodnyj centr "Iskusstvo i obrazovanie". Otv. red.-sost. E.V. Orlova, A.V. Chernyshov, L.N. Shajmuhametova. Moskva, 2013: 34 - 38.
14. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.
15. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016; № 2-1 (115): 8 - 16.
16. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.
Статья поступила в редакцию 12.04.18
УДК 378
13.00.08
Spiridonov O.A., teacher, Yakutsk Pedagogical College n.a. S.F. Gogolev, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of
Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
WAYS OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE TEACHER OF MUSIC AT THE LEVEL OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION. The processes taking place in the Russian society in recent decades have brought to life the need to improve the role and quality of education, which are determining factors for the effectiveness of not only the economy, but culture, too. This has led to the change in the requirements for the quality of training, namely the level of his professionalism. While until recently the main goal of vocational education was the formation of systematic knowledge, skills, abilities, now implemented practice-oriented approach to vocational education, and one of the main indicators of education is to achieve a guaranteed high quality of training and their competitiveness in the labor market. The article deals with the ways of solving these problems in the process of implementation of the national project "Music for all" at the stage of secondary professional education of teacher-musician in the Republic of Sakha (Yakutia).
Key words: music teacher, secondary professional education, "Music for all" project, teaching profession, music education.
О.А. Спиридонов, преп. ГБПОУ РС(Я) Якутского педагогического колледжа им. С.Ф. Гоголева, аспирант РГПУ
им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Процессы, происходящие в российском обществе в последние десятилетия, вызвали к жизни необходимость повышения роли и качества образования, которые являются определяющими факторами эффективности не только экономики, но и культуры. Это привело к изменению требований к качеству подготовки специалиста, а именно к уровню его профессионализма. Если до недавнего времени основной целью профессионального образования считалось формирование систематизированных знаний, умений, навыков, то в настоящее время реализуется практико-ориентированный подход к профессиональному образованию, а одним из основных показателей образования является достижение гарантированного высокого качества подготовки специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда. В статье рассматриваются пути решения обозначенных проблем в процессе реализации республиканского проекта «Музыка для всех» на ступени среднего профессионального образования педагога-музыканта в Республике Саха (Якутия).
Ключевые слова: учитель музыки, среднее профессиональное образование, проект «Музыка для всех», учительская профессия, музыкальное образование.
Учёными отмечается, что в нынешних реалиях цель среднего профессионального образования зависит не только от профиля будущего специалиста, но и от более широкого контекста, выходящего на рефлексию современных социально-государственных и духовно-культурных основ.
Одной из задач республиканского проекта «Музыка для всех» в области среднего профессионального образования является достижение гарантированного высокого качества подготовки специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда. В Концепции инновационного развития Республики Саха (Якутия) говорится, что «инновационное развитие отрасли культуры означает, прежде всего, оптимизацию соотношения между традициями и обновлениями, различными типами и видами культур». В этом процессе, несомненно, учителя музыки и музыкаль-
ные руководители занимают важное звено, ибо они являются исследователями традиций, аккумуляторами и «ретрансляторами» культуры народа. В данном контексте тема настоящего диссертационного исследования особо актуализируется в условиях Республики Саха (Якутия).
В Концепции среднего специального образования, в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования 3+ отмечается, что современным образовательным учреждениям нужен педагог, обладающий высочайшей профессиональной компетенцией, емкостью педагогического мышления, способный творчески, неординарно подходить к решению сложных психолого-педагогических проблем и находить оптимальные пути их решения. Вышеперечисленные требования в полной мере относятся к подготовке учителя музыки, музыкаль-
ного руководителя. В век информационных технологий будущий специалист - это, прежде всего личность, образованная, яркая, многогранная, активно действующая, творчески универсальная, сочетающая в себе качества педагога и музыканта.
Подготовка специалиста такого уровня является приоритетной задачей профессионального музыкально-педагогического образования как высшего, так и среднего. Перспективы современного образования сегодня Якутия связывает с реализацией образовательной программы - Республиканского проекта «Музыка для всех», в целом направленного на улучшение качества музыкального образования, его модернизацию. Кризис, переживаемый в настоящее время многими странами, специалисты связывают с кризисом духовных ценностей, с чрезмерной зависимостью современного человека от функционирования «общества потребления», иными словами, с утратой базовых национальных и культурных ориентиров, составляющих цивилиза-ционную основу как мирового развития, так и развития отдельной личности. В качестве лекарства от охватившей мир «лихорадки потребления» ООН и ЮНЕСКО выдвигают концепцию устойчивого развития, опирающуюся на экологическую философию; ее главным приоритетом выступает забота о сохранении природы и разумное расходование природных ресурсов. Экологическая философия включает в себя также экологию человека, сохранение его традиционных морально-нравственных духовных основ. На пути его реализации особую актуальность приобретает объективная оценка ситуации в образовании, в частности среднем профессиональном, характеризуемая такими показателями, как низкий социальный статус педагога, неуклонно влекущий за собой падение авторитета учительской профессии; отсутствие конкурса на педагогические специальности (в частности учителя музыки, музыкального руководителя) и как следствие - снижение общекультурного и интеллектуального уровня абитуриентов. В связи с этим актуализируются вопросы совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов, связанные с качественным обновлением содержания среднего профессионального образования.
Проблема совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки, музыкального руководителя в Якутском педагогическом колледже им. С.Ф. Гоголева обусловливается рядом объективных и субъективных факторов. К наиболее существенным относятся: разно-уровневый (нередко полярный) контингент обучаемых (около 90% не имеют начального музыкального образования) и недостаточные в связи с этим сроки обучения (3 года 10 месяцев, регламентируемые Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования) для подготовки высококвалифицированных специалистов широкого музыкального профиля с учётом реально существующей практики; доминирование творческого характера профессии, обусловливающий активную реализацию индивидуально-личностного подхода к обучению; трудности социально-психологической адаптации студентов к условиям учебно-воспитательного процесса в педагогическом колледже; преодоление языкового барьера учащимися-билингвами.
Именно эти факторы определили особенности подготовки учителей музыки, музыкальных руководителей в педагогическом колледже и обусловили поиск эффективных путей организации всего учебно-воспитательного процесса (внедрение новых организационных форм, технологий, методической поддержки и институциональных механизмов повышения качества подготовки на всех уровнях [1; 2; 3; 4]). Таким образом, совершенствование в контексте нашего исследования мы рассматриваем как процесс достижения высоких учебно-практических результатов обучения студентов в контексте не прерывного образования Якутии республиканского проекта «Музыка для всех» на основе контекстного, интегративного, личностно-индивидуализированного, практи-ко-ориентированных подходов за короткое время обучения.
Проблему совершенствования учебно-воспитательного процесса исследовали такие ученые, как В.В. Давыдов, М.А. Данилов, JI.B. Занков, М.И. Махмутов, H.A. Менчинская, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и другие.
Идеи оптимизации содержания, форм и методов в свое время получили научное обоснование в работах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, Т.А. Ильиной, Н.Ф. Талызиной и др.
В ряде диссертационных исследований последних лет отражены различные аспекты совершенствования процесса профессиональной подготовки: в системе высшего профессионального образования (A.A. Ахматгатин, С.А. Голов, Ю.К. Итин, В.И. Каган,
В.Н. Кострова, И.В. Лопаткова, И.А. Сычеников, K.P. Четыркинн и др.); в системе среднего профессионального образования (А.Н. Журавлев, Т.Н. Князева, В.И. Лесин, И.И. Тубер).
Методологическим основам подготовки современного учителя к профессионально-педагогической и творческой деятельности посвящены научные труды O.A. Абдуллиной, Ш.А. Амона-швили, С.И. Архангельского, И.Б. Горбуновой, Ф.Н. Гоноблина, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулют-кина, Ю.Л. Львовой, А.К. Марковой, A.B. Мудрика, П.Е. Решетникова, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и других.
В теории музыкального образования различные аспекты совершенствования процесса обучения раскрыты в работах Ю.Б. Алиева, O.A. Апраксиной, И.Б. Горбунова, Н.А. Бергер, Л.А. Баренбойма, Л.Г. Дмитриевой, А. Камерис, Г.М. Цыпина, Н.М. Черноиваненко, Т.В. Челышевой, В.А. Школяр, Л.С. Сизовой, Н.А. Яценковской и др.
Проблемам формирования личности будущего учителя музыки посвящены научные и педагогические труды Э.Б. Аб-дуллина, Л.Г. Арчажниковой, Д.Б. Кабалевского, Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, В.М. Целковникова, В.Н. Шацкой, Л.В. Школяр; личность музыкального руководителя в дОу исследовали H.A. Ветлугина, Л.В. Куцакова С.И. Мерзлякова, О.П. Радынова.
Различные аспекты авторских программ по ПМ.05. преподавателей Якутского педагогического колледжа О.В. Маланиной, Н.А. Михайлова, С.Н. Михайловой, В.П. Михеевой, А.А. Пилец-кой, В.С. Сафроновой, О.А. Слепцова, О.А. Спиридонова и др.
Анализ работ показал, что проблемы среднего профессионального музыкально-педагогического образования, стоящие перед педагогическими колледжами, как общие, так и специфические, недостаточно широко представлены в педагогической науке. Проблема совершенствования подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования требует нового осмысления, необходимости ее практической реализации в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения его максимальной эффективности (см, например, работы [5; 6; 7; 8; 9).
Таким образом, возникают противоречия:
1) между потребностью общества в подготовленных учителях музыки и музыкальных руководителях, ориентированных на широкий спектр педагогической деятельности, конкурентоспособных на рынке труда и недостаточной теоретико-методической разработанностью данной проблемы в системе СПО;
2) в несоответствии нормативных знаний, практических умений и навыков, заложенных в требованиях Государственного образовательного стандарта по специальности «Музыкальное образование», реальной практике профессиональной подготовки специалистов в педагогических колледжах.
Выявленные противоречия определили проблему настоящего исследования: при каких педагогических условиях процесс совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования будет осуществляться наиболее эффективно?
Целью настоящего исследования является научно-экспериментальное обоснование педагогических условий совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования.
Объект исследования - система подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в среднем профессиональном образовании.
Предмет исследования - педагогические условия совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в педагогическом колледже.
Гипотеза исследования основана на том, что совершенствованию подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования способствуют следующие педагогические условия:
- актуализация принципа профессиональной направленности обучения в условиях модернизации образования, ориентирующего будущих специалистов на широкий спектр педагогической деятельности;
- реализация комплексного подхода к обучению, основанного на межпредметных связях ПМ.05. и всех учебных дисциплин;
- разработка и моделирование программы ПМ.05.;
- взаимосвязь учебной и вариативной части ПМ.05. посредством внедрения активных форм и методов (моделирование дополнительных программ и уроков музыкальных занятий на основе создания проблемно-поисковой ситуации с элементами эвристического диалога, разработка бесед-аннотаций на
музыкальное произведение для детей различного возраста; комплексные творческие зачеты, региональные музыкально-исполнительские конкурсы «Бары бииргэ») как важнейшего фактора творческой самореализации студентов и преподавателей;
- оптимальное использование возможностей педагогической практики, по программам ПМ.05. преподавание по программам дополнительного образования детей в области музыкальной деятельности, проводимой в разнотипных образовательных учреждениях (ДОУ, СОШ) в целях профессиональной подготовки будущих специалистов;
- создание атмосферы психологического комфорта, сотрудничества учителя и ученика в профессиональной адаптации студентов.
В соответствии с выявленными противоречиями, обозначенной проблемой, целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
- осуществить анализ современного состояния профессиональной подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования;
- определить содержание и раскрыть специфику профессиональной подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в педагогическом колледже в контексте Республиканского проекта «Музыка для всех» (подробно рассмотрено нами в работах [10; 11], а также в работах [12; 13; 14]);
- определить критерии и уровни готовности учителей музыки и музыкальных руководителей к будущей профессиональной деятельности;
- разработать и моделировать программу ПМ.05. на прак-тико-ориентированный подход обучения.
- теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации педагогических условий совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в педагогическом колледже.
Методологическую основу исследования составили важнейшие философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; диалектическое учение о единстве общего, особенного и единичного; теория системного и целостного подхода к общественным явлениям; современные научные теории деятельности и познания; аксиологический подход; диалектическая теория познания, рассматривающая познание как активный творческий процесс; концепции деятельностно-го и личностно ориентированного подходов к профессиональной подготовке; принцип единства теории и практики в системе современного музыкального образования [15; 16; 17], проблемы современного музыкознания (см., например работы [18; 19; 20]), вопросы инклюзивного музыкального образования [21; 22; 23; 24].
Теоретическую основу исследования составили концепции развития среднего профессионального образования
Библиографический список
(В.И. Байденко, H.A. Морева, Г.В. Мухаметзянова, H.H. Никитина, М.А. Петухов, Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко и др.); научные труды по проблеме профессиональной направленности обучения и формирования профессионально направленной личности, обусловленной развитием ее мотивационно-ценностной сферы и интереса (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский,
A.C. Макаренко, В.Г. Максимов, И.Т. Огородников, В.А. Сухом-линский и др.); проблемы технологий в обучении (В.П. Беспаль-ко, A.A. Вербицкий, А.Н. Леонтьев и др.); концепции развития личности учителя (Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, О.Г. Максимова, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др.); фундаментальные исследования в области общей и музыкальной психологии (Л.С. Выготский, А.Л. Готсдинер, B.B. Медушев-ский, В.И. Петрушин, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.); исследования, посвященные проблемам совершенствования профессиональной музыкально-педагогической подготовки учителей музыки, музыкальных руководителей и их профессионально-личностного развития (Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажнико-ва, И.Б. Горбунова, Н.А. Бергер, Н.А. Яценковская, А. Камерис,
B.JI. Галкина, H.A. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Е.Д. Критская, Л.В. Кузнецова, И.А. Медведева, С.И. Мерзлякова, A.B. Саваде-рова, Г.Д. Суслова, О.П. Радынова, Г.Г. Тенюкова, В.Н. Шацкая, В.М. Целковников и др.).
В процессе работы над темой для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс следующих методов исследования:
• теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы в целях разработки основных положений исследования;
• анализ передового педагогического опыта и обобщение опыта работы региональных педагогических колледжей;
• ретроспективный анализ своего опыта работы;
• анализ нормативных документов среднего профессионального образования (Закон об образовании РФ, Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, учебные планы, рабочие программы);
• сравнительный анализ действующих учебных планов педагогического колледжа и музыкально-педагогического факультета университета;
• анализ результатов учебной и вариативной части деятельности студентов;
• анализ результатов педагогической практики;
• педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, опрос;
• педагогический эксперимент;
• математическая обработка результатов эксперимента.
Опытно-экспериментальной базой педагогического
исследования является Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева.
1. Горбунова И.Б., Хайнер Е. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке в школе цифрового века: программа «SOFTWAY TO MOZART». Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; № 4 (39): 104 - 109.
2. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.
3. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю. Феномен музыкально-компьютерных технологий в современной культурологической и социогума-нитарной теории и практике. Казанский педагогический журнал. 2015; 5-2 (112): 388 - 395.
4. Бергер Н.А., Горбунова И.Б., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 147 - 151.
5. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Составители: И.Б. Горбунова, К.Б. Давлетова. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2017: 95 - 108.
6. Гончарова М.С., Горбунова И.Б. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании. Медиаму-зыка. 2016; 6: С. 3. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html
7. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С. Музыкально-компьютерные и облачно-ориентированные технологии в системе современного музыкального образования. Научное мнение. 2015; 3-2: 68 - 82.
8. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Теория и практика. Saarbrücken, 2016.
9. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С., Товпич И.О. Планшетные и музыкально-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 8: 211 - 219.
10. Спиридонов О.А. Создание студии звукозаписи в образовательных учреждениях: методические, технологические и организационные аспекты проблемы. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 4: 147 - 151.
11. Спиридонов О.А. Проект «Музыка для всех» в контексте непрерывного образования Якутии. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 5: 147 - 151.
12. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2011: 128 - 131.
13. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2017; Т. 63; № 2: 206 - 210.
14. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. Региональная информатика и информационная безопасность Сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2016: 224 - 228.
15. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6 (49): 456 - 461.
16. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Музыкально-компьютерные технологии как фактор становления профессиональной компетентности современного музыканта-педагога. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; № 12 (83): 390 - 396.
17. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. О предпосылках обучения исполнительству на электронных музыкальных инструментах. Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-1 (115): 8 - 17.
18. Бакуменко М.Н. О векторах развития дисциплины «СИНТЕЗАТОР» в контексте современного музыкального образования. В сборнике: Инновационные формы преподавания в ДМШ и ДШИ. Сборник статей. Лаборатория музыкальной семантики; Международный центр «Искусство и образование»; Отв. ред-сост. Е.В. Орлова, А.В. Чернышов, Л.Н. Шаймухаметова. Москва, 2013: 34 - 38.
19. Бакуменко М.Н. Вопросы теории паттерна в музыке ХХ века. Проблемы музыкальной науки. 2011. № 2: 205 - 213.
20. Бакуменко М.Н. Философско-эстетические приоритеты минимализма: между авангардом и постмодернизмом. Идеи и идеалы. 2011; Т. 1; № 2: 140 - 152.
21. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298 - 301.
22. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении студентов музыкальных вузов с нарушением зрения. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б Горбуновой. 2011: 208 - 211.
23. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 470 - 477.
24. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Методика обучения информационным технологиям людей с нарушением зрения. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; № 5: 15 - 19.
References
1. Gorbunova I.B., Hajner E. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke v shkole cifrovogo veka: programma "SOFTWAY TO MOZART". Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; № 4 (39): 104 - 109.
2. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.
3. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v sovremennoj kul'turologicheskoj i sociogumanitarnoj teorii i praktike. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2015; 5-2 (112): 388 - 395.
4. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.
5. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Sostaviteli: I.B. Gorbunova, K.B. Davletova. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.
6. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; 6: S. 3. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html
7. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S. Muzykal'no-komp'yuternye i oblachno-orientirovannye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2015; 3-2: 68 - 82.
8. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.
9. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S., Tovpich I.O. Planshetnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 8: 211 - 219.
10. Spiridonov O.A. Sozdanie studii zvukozapisi v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah: metodicheskie, tehnologicheskie i organizacionnye aspekty problemy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 4: 147 - 151.
11. Spiridonov O.A. Proekt «Muzyka dlya vseh» v kontekste nepreryvnogo obrazovaniya Yakutii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 5: 147 - 151.
12. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 128 - 131.
13. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 63; № 2: 206 - 210.
14. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost' Sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. 2016: 224 - 228.
15. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014. № 6 (49): 456 - 461.
16. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak faktor stanovleniya professional'noj kompetentnosti sovremennogo muzykanta-pedagoga. VestnikIrkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; № 12 (83): 390 - 396.
17. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016. № 2-1 (115): 8 - 17.
18. Bakumenko M.N. O vektorah razvitiya discipliny "SINTEZATOR" v kontekste sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. V sbornike: Innovacionnye formy prepodavaniya v DMSh i DShI. Sbornik statej. Laboratoriya muzykal'noj semantiki; Mezhdunarodnyj centr "Iskusstvo i obrazovanie"; Otv. red-sost. E.V. Orlova, A.V. Chernyshov, L.N. Shajmuhametova. Moskva, 2013: 34 - 38.
19. Bakumenko M.N. Voprosy teorii patterna v muzyke HH veka. Problemy muzykal'noj nauki. 2011. № 2: 205 - 213.
20. Bakumenko M.N. Filosofsko-'esteticheskie prioritety minimalizma: mezhdu avangardom i postmodernizmom. Idei i idealy. 2011; T. 1; № 2: 140 - 152.
21. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.
22. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B Gorbunovoj. 2011: 208 - 211.
23. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 470 - 477.
24. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Metodika obucheniya informacionnym tehnologiyam lyudej s narusheniem zreniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; № 5: 15 - 19.
Статья поступила в редакцию 12.04.18
УДК 378
Mikryukova E.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physics, Informatics and Mathematics,
Kursk State Medical University (Kursk, Russia), E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF INTERDISCIPLINARY NATURE IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN COMPUTER SCIENCE AT A UNIVERSITY. Information technologies in modern conditions are a factor of activization of educational activity in various disciplinary directions. The process of cognition significantly intensified innovations used in the study of the material. Active methods of training using information technology can be used in higher education institutions with multidirectional specialization. Informatics becomes an indispensable tool in the training of lawyers, economists, engineers, etc. The article deals with problems of interdisciplinary nature in the system of educational programs of a modern university.
Key words: active learning methods, cognitive activity information technology, interdisciplinary.
Е.Ю. Микрюкова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. физики, информатики и математики, ФГБОУ ВО «Курский
государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Курск, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ
В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ВУЗЕ
В данной статье рассмотрено, как информационные технологии в современных условиях являются фактором активизации учебной деятельности в различных дисциплинарных направлениях. Процесс познания значительным образом интенсифицируют инновации, применяемые при изучении материала. Активные методы обучения с использованием информационных технологий могут применяться в высших учебных заведениях с разнонаправленной специализацией. Информатика становится незаменимым инструментом при подготовке юристов, экономистов, инженеров и т. д. В статье рассматриваются проблемы междисциплинарности в системе образовательных программ современного ВУЗа.
Ключевые слова: активные методы обучения, познавательная активность информационные технологии, междис-циплинарность.
Определяя междисциплинарность, мы отмечаем, что для междисциплинарного подхода (interdisciplinary approach) характерно взаимодействие различных отраслей науки, каждая из которых может сделать тот или иной вклад в раскрытие сущности объекта исследования.
Междисциплинарность как совместное исследование научных проблем представителями различных научных отраслей [1] и как научный инструментарий получила распространение во второй половине ХХ - начале XXI вв. Именно начало XXI века характеризуется стремительным ростом массовой коммуникации и потребностью ее все- стороннего анализа с позиции различных научных отраслей. Постепенное осознание преимуществ междисциплинарности способствовало повышению качества проводимых в данном ракурсе исследований.
Однако, необходимо отметить, что данный подход к научному познанию трактуется по-разному. Например, авторы «Энциклопедии эпистемологии и философии науки» определяют междисциплинарность как «термин, выражающий интегративный характер современного этапа научного познания» [2].
Междисциплинарнoсть трактуется и как такой вид знания, который включает методологию и терминологию более чем одной научной дисциплины, в совокупности направленные на рассмотрение определенной темы, научной проблемы или явления [3]. Междисциплинарность как научный подход к соответствующему объекту исследования проявляется не только в постановке проблем, в подходах к их решению, но и в выявлении связей между теориями, а также в формировании новых дисциплин.
Определим понятие междисциплинарности рассмотрим ее соотношение с образовательными программами по информатике в современном ВУЗе.
В настоящее время в современном ВУЗе достаточно остро стоит вопрос о том, как сделать учебный вопрос более эффективным и интересным для учащихся. Чтобы развить познавательный интерес у учащихся следует сочетать традиционные и инновационные формы и методы обучения, это будет способствовать росту активности на лекциях и практиках, качеству знаний, формированию мотивов к обучению что в совокупности и выдаст повышение эффективности процесса обучения. Традиционные методы обучения известны уже давно, они преследуют одну общую цель: донести до ученика новые знания, сообщить ему актуальную информацию по какой-либо дисциплине. Эти методы основываются на информативно-иллюстративном характере со стороны педагога и на репродуктивном характере студента.
Е.И. Емельянова акцентирует внимание на большом значении проблем гуманизации образования, предполагающем разностороннее развитие личности и эффективное овладение необходимыми знаниями [4].
Среди традиционных методов обучения можно выделить: лекцию, рассказ, беседу, демонстрацию, работу с книгой, практику, лабораторную работу и самостоятельную работу [5, с. 13]. Данные методы известны абсолютно всем, однако сфера образования развивается и постоянно появляются еще более эффективные инновационные методы обучения, облегчающие процесс усвоения новых знаний. Среди наиболее востребованных современных активных методов обучения можно выделить: семинары, тренинги, дистанционное обучение, ролевые игры, работа в парах, мозговой штурм.
Эти методы позволяют обеспечить выполнение студентами тех задач, которые предполагают самостоятельное овладение умениями и навыками. Проявление и развитие активных методов обучения в первую очередь обуславливается тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоения студентами знаний и формирования профессиональных умений и навыков, но и развития коммуникативных и творческих личности, формирования личностного подхода к возникающей проблеме.
В современном мире мышление высшего порядка совершенно необходимо для понимания и решения сложных практических задач. Не менее важной является способность доносить до широкой публики сложную, специализированную информацию. В эпоху больших данных сложились оптимальные условия для разработки новых исследовательских процессов, которые позволят глубже изучить различные системы и человеческое окружение. Через Интернет ежедневно проходят огромные массивы информации, и во многих отраслях эти бесчисленные наборы данных используются для интерпретации и разрешения сложных проблем. Например, в Великобритании спрос на специалистов по обработке данных вырастет в следующие пять лет на 243% (данные SAS) [6].
В таких условиях вузы должны обучать студентов использованию новейших инструментов и методов, помогающих в решении сложных проблем и позволяющих систематически влиять на ситуацию посредством правильной коммуникации. Другие новейшие технологии, включая, помимо прочего, семантически структурированные сети и программные средства моделирования, помогают создавать экспериментальные условия, в которых учащиеся могут научиться комплексно и системно мыслить.
Интерактивные методы обучение способны повысить конкурентоспособность. Также одним из действующих механизмов инновационного образования является участие студентов и выпускников в стартап-проектах.
В настоящее время в России создано достаточно платформ для развития своей идеи. Интерактивные методы обучения являются основой для создания комплексного мышления.
На данный момент существует достаточно механизмов для инновационного образования. Методы активного обучения