УДК 796.032(477)
Ситникова Н.С.,
докторант кафедры государственного управления и земельного кадастра Классического приватного университета, кандидат наук по физическому воспитанию и
спорту (Украина, г. Запорожье)
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ В УКРАИНЕ
Проанализирован организационный механизм государственного регулирования Олимпийского движения в Украине, определена сущность понятия «организационный механизм», отмечены основные средства реализации организационного механизма в области спорта в Украине, выявлены основные причины, тормозящие развитие спорта, и намечены пути совершенствования организационного механизма государственного регулирования Олимпийского движения в Украине.
Ключевые слова: государственное регулирование, организационный механизм, Олимпийское движение, спортивная сфера, нормативно-правовая база, целевые программы.
В ведение. Вследствие происходящих в мире в последние десятилетия процессов обостряется внимание общества к проблеме качества жизни. Все больше социальных технологий и механизмов создается и апробируется в практике хозяйствования, критерий качества жизни людей становится определяющим в экономике ведущих стран мира. Похожие процессы происходят и в Украине.
Сегодня на всех уровнях государственного управления осознается факт необходимости скорейшего решения социально-направленных задач по пропаганде здорового образа жизни, обеспечению доступности массовой физической культуры и развитию спорта высших достижений.
Повышенное внимание к Олимпийскому движению в стране со стороны государства и общества, с одной стороны, позволяет различным организациям, учреждениям этих областей обеспечить решение социальных, экономических и организационных задач развития, с другой — способно оказывать благотворное влияние на уровень здоровья населения. В новых про-
граммах развития физической культуры и спорта, национальных доктринах неоднократно подчеркивается, что для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни граждан необходимо сделать акцент на возрождении массового спорта и развитии спорта высших достижений. Концепция Общегосударственной целевой социальной программы развития физической культуры и спорта на 2012 — 2016 гг., утвержденная Кабинетом Министров Украины в августе 2011 г. [2], определяет необходимость создания условий для здорового образа жизни граждан, повышения качества окружающей их среды. Предполагается, что реализация поставленных целей позволит преодолеть последствия неблагополучной демографической ситуации и ослабления здоровья населения, обеспечить развитие человеческого потенциала для улучшения спортивных результатов.
Тем не менее спортивная область является одной из самых проблемных в Украине. Помимо социальных вопросов (низкая физическая активность граждан Украины по сравнению с общемировыми показателями, неразвитость спортивной инфраструктуры, дистанционность области и другие) организационно-хозяйственные трудности также требуют поиска путей оптимизации системы управления Олимпийским движением в Украине.
Существенный вклад в исследование данной проблемы государственного управления Олимпийским движением внесли такие ученые, как В.В. Алешин, М.М. Булатова, С.С. Гуськов, М.И. Золо-тов, В.Б. Зотов, Л.В. Криворучко, И.И. Пе-реверзин, В.Н. Платонов и другие. В их работах отражены результаты исследований экономических и социальных проблем спорта, предложены рекомендации по совершенствованию системы экономического и законодательного регулирования спорта в Украине. Анализ результатов исследований показал, что в настоящее время недостаточно проработанным вопросом является механизм организационного воздействия на развитие спортивной сферы Украины.
Все вышесказанное обусловливает цель исследования — раскрыть понятие органи-
зационного механизма государственного регулирования в области спорта, показать его влияние на развитие Олимпийского движения в Украине и определить пути улучшения ситуации.
Сегодня приоритетным направлением государственной политики Украины стало развитие Олимпийского движения. Область спорта в Украине является неотъемлемой составляющей мирового спортивного бизнеса. Государство объявило спорт одним из приоритетных направлений развития экономики и культуры, определило основные цели государственного регулирования и приоритетные направления государственной политики в спортивной сфере.
В Украине профессиональный спорт имеет мощный потенциал. Но его отдача пока незначительна. Развитие спортивной сферы тормозится несовершенством нормативно-правовой базы, а также методической, организационной, юридической и информационной поддержки субъектов предпринимательства в данной сфере; недостаточной эффективностью механизмов государственного регулирования Олимпийского движения; незначительными объемами инвестиций в развитие материально-технической базы, спортивной инфраструктуры; неэффективностью использования спортивных ресурсов [3].
Проанализировав результаты исследований различных авторов по определению сущности понятия «государственное регулирование», а также учитывая цели государственного регулирования в области спорта в соответствии с Законом Украины «О физической культуре и спорте» [4], мы сформулировали определение государственного регулирования области спорта как целенаправленного воздействия со стороны государственных органов, которым делегированы соответствующие полномочия по созданию спортивной инфраструктуры, формированию региональной политики организации спорта в Украине, подготовке кадров для спортивных занятий.
Процесс государственного регулирования Олимпийского движения требует осуществления комплекса организационных, экономических, финансовых,
управленческих и других мероприятий как составляющих эффективной реализации государственной политики. Учитывая указанное, государственное регулирование области спорта можно рассматривать через действие основных механизмов регулирования на всех уровнях управления, к которым отнесен и организационный механизм, являющийся основой государственного регулирования. Поэтому он требует усовершенствования.
Сегодня нельзя говорить об экономической эффективности в отрыве от социальной и о темпах экономического роста, не учитывая влияния международного сообщества. Осознание того, что экономический космополитизм не может закрепляться в национальном сознании как благо для нации, проявляется во многих выступлениях общественности. Этические нормы, приемлемые именно для этой страны, должны быть учтены при достижении желаемых темпов экономического роста [1]. Поэтому помимо правовых норм и финансов нужен определенный механизм, который именно на основе определенных норм и правил осуществляет движение денежных потоков, организует этот процесс. Это обусловливает необходимость рассмотрения третьего основного базового механизма государственного регулирования — организационного.
Определение сущности понятия «организационный механизм» целесообразно начать с толкования термина «организация», который имеет ряд значений: построение, устройство чего-либо; совокупность людей, групп, объединенных для достижения цели, решения задачи на основе принципов разделения труда, обязанностей и иерархической структуры; общественное объединение, государственное учреждение; составляющая управления, сущность которой заключается в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей [5].
Следовательно, организация — это целостная иерархическая система государственных органов, осуществляющих государственную власть, учреждений и предприятий, с помощью которых выпол-
няются задачи государства и его функции, которая определяется как механизм государства.
Организационные принципы современного спорта можно рассматривать как своего рода альянс между государственным управлением и бизнесом. Поэтому в современных условиях необходимо искать наиболее оптимальные формы эффективного взаимодействия государства и рыночных структур. Непосредственно влияя на становление, развитие и эффективное функционирование спорта, государство преследует свои политические, экономические и социальные интересы, во многом связанные с той особой ролью, которую спорт играет в современном обществе, воздействуя практически на все его сферы: политику, экономику, технику, науку, образование, искусство, средства массовой информации, сферу досуга и т.д. Таким образом, государство заинтересовано в развитии Олимпийского движения в стране [3].
К основным средствам реализации организационного механизма в области спорта в Украине относятся следующие:
— разграничение полномочий центрального и местных органов исполнительной власти в области спорта;
— создание структурных подразделений по вопросам профессионального спорта на всех уровнях управления и координационных совещательных органов;
— совершенствование взаимоотношений органов местного самоуправления с субъектами хозяйственной деятельности, связанной с предоставлением спортивных услуг;
— создание спортивно-развлекательных центров, совершенствование системы повышения квалификации государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления, на которых возложены обязанности по развитию спорта в Украине [3].
Для повышения эффективности государственного регулирования спортивной сферы на общегосударственном и региональном уровнях, а также для развития Олимпийского движения в Украине необходимо усовершенствовать организационный механизм государственного регулирования спортивной сферы в нашей стране (рис. 1).
Рис. 1. Пути совершенствования организационного механизма государственного регулирования Олимпийского движения в Украине
О *
ш
ш
>
о. <
п
Реализация указанных путей позволит повышать эффективность государственного регулирования Олимпийского движения, проводить активную региональную политику в области спорта, обеспечивать действенную координацию мероприятий местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций. Это будет способствовать увеличению спортивных услуг, организации новых рабочих мест, увеличению поступлений в государственный и местные бюджеты.
Выводы. В результате исследования раскрыта сущность понятия «государственное регулирование», а также цель государственного регулирования в области спорта. Сформулировано определение государственного регулирования сферы спорта как целенаправленного воздействия со стороны государственных органов, которым делегированы соответствующие полномочия по созданию спортивной инфраструктуры, формированию региональной политики по организации спорта в Украине, подготовке кадров для спортивных занятий.
Учитывая это, государственное регулирование области спорта можно рассматривать через действие основных механизмов регулирования на всех уровнях управления, к которым отнесен и организационный механизм, являющийся основой государственного регулирования спортивной сферы.
Нами отмечены основные средства реализации организационного механизма в области спорта в Украине и определены пути совершенствования организационного механизма государственного регулирования Олимпийского движения в Украине.
Таким образом, в Украине введение организационного механизма будет стимулировать спортивную деятельность, усиливать взаимосвязь спорта с другими сферами социального, экономического и культурного развития. Это будет способствовать повышению международного авторитета Украины как спортивного государства на мировом рынке, пополнению государственного и местных бюджетов на основе интенсивных социаль-
но-экономических сдвигов в обществе в результате создания сильного спортивного государства.
Библиографический список
1. 1ваницька О. Глобалiзацiя економiчних в]дносин i проблеми економiчного зростання кра!н з низьким i середшм рiвнем доходу [Електронний ресурс] / О. 1ваницька. — Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/
2. Концепщя Загальнодержавно! щльово! сощально! програми розвитку фiзичноl культури i спорту на 2012 — 2016 роки [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http: //zakon2 .rada. gov. ua/laws/ show/828-2011-%D1%80
3. Лукащук B.I. Особливостi державно! политики в шдустрн спорту в Украш / B.I. Лукащук // SOCIOnPOCTIP: мiждисциплiнарний збiрник з сощологн та сощально! роботи. — 2012. — № 1 (10). - С. 112-116.
4. Про фiзичну культуру i спорт: Закон Укра!ни в]д 24.12.1993 р. [Електронний ресурс] // Верховна Рада Укра!ни: [сайт]. — Режим доступу: http://zakon1.rada.gov.ua/ cgibin/laws/main.cgi?nreg.
5. Словарь экономических терминов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bank24.ru/info/glossary/.
References
1. Ivanytska O. Globalization of economic relations and problems of economic growth in low-and middle-income countries [Electronic resource] / O. Ivanytska. — Mode of access: http://www.nbuv.gov.ua/portal/ soc_gum/
2. The concept of the National Target Programme Social Development of Physical Culture and Sport for 2012-2016 [Electronic resource]. — Mode of access: http:// zakon2.rada.gov.ua/laws/show/828-2011-%D1%80
3. Lukashchuk V.I. Features of state policy in the sports industry in Ukraine / V.I. Lukashchuk / / SOCIOPROSTIR: an interdisciplinary collection of sociology and social work. — 2012. — № 1 (10). — S. 112—116.
4. On Physical Culture and Sports: Law of Ukraine of 24.12.1993 [Electronic resource]
// Verkhovna Rada of Ukraine [website]. — 5. Dictionary Ekonomicheskie terminus
Mode of access: http://zakon1.rada.gov.ua/ [Electronic resource]. — Mode of access: cgibin/ laws/main.cgi?nreg http://www.bank24.ru/info/glossary/
Sitnikovа N.S., e-mail: [email protected]
PhD in fizicheskovu Education and Sport, doctor student of public administration and cadastre chair of Classical Private University (Ukraine, Zaporozhye)
IMPROVEMENT WAYS ORGANIZATIONAL MECHANISM OF THE STATE REGULATORY OLYMPIC MOVEMENT IN UKRAINE
Were analyzed organizational mechanism of state regulation of the Olympic movement in
Ukraine, defined the essence of the concept of «institutional arrangements», highlighted the
key means of implementing an institutional mechanism in the field of sport in Ukraine, identi- O
fied the main causes that impede the development of sport that identified ways to improve the ^
organizational mechanism of state regulation of the Olympic movement in Ukraine. lo
Key words: regulation, institutional mechanism, the Olympic movement, sport industry, £l
regulatory framework, targeted programs. <
n