Научная статья на тему 'Пути совершенствования организации грузопотоков в АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» и его филиалах'

Пути совершенствования организации грузопотоков в АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» и его филиалах Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
51
10
Поделиться
Ключевые слова
ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / ЛОГИСТИКА / ГРУЗОПОТОК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Нефёдова Людмила Федеровна

Повышение эффективности в организации грузоперевозок и формировании грузопотоков на железнодорожном транспорте является одним из важных мероприятий в период перехода к рыночным отношениям. Как показало многолетнее исследование, в Казахстане можно определить ряд основных направлений, способных сделать железнодорожную отрасль более прибыльной: маркетинговая деятельность, проведение реформ относительно грузоперевозок, внедрение логистического подхода к организации и управлению грузоперевозок, а также проведение современного системного анализа и др

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Нефёдова Людмила Федеровна,

WAYS OF ORGANIZATION CARGO TRAFFIC IN THE JOINT-STOCK COMPANY «NATIONAL COMPANY» KAZAKHSTAN TEMIR JOLY «AND ITS AFFILIATES

Increased efficiency in the organization and formation of freight traffic on the railways is one of the important events in the period of transition to a market economy. As demonstrated by many years of research in Kazakhstan fashionable identify a number of key areas that could lead to the rail industry more profitable: the marketing activities, reforms regarding freight implementation logistics approach to the organization and management of freight, as well as conducting a modern computer analysis, etc.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования организации грузопотоков в АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» и его филиалах»

УДК 656.21.4 © Л. Ф. Нефедова, 2012

Л. Ф. Нефёдова

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОПОТОКОВ В АО «НАЦИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ «КАЗАХСТАН ТЕМ1Р ЖОЛЫ» И ЕГО ФИЛИАЛАХ

Повышение эффективности в организации грузоперевозок и формировании грузопотоков на железнодорожном транспорте является одним из важных мероприятий в период перехода к рыночным отношениям. Как показало многолетнее исследование, в Казахстане можно определить ряд основных направлений, способных сделать железнодорожную отрасль более прибыльной: маркетинговая деятельность, проведение реформ относительно грузоперевозок, внедрение логистического подхода к организации и управлению грузоперевозок, а также

проведение современного системного анапиза и др.

Ключевые слова: грузоперевозки, логистика, грузопоток, эффективность, транспортная стратегия, стратегия технической политики.

| ■ ля повышения эффективности в организации ) I грузоперевозок и формировании грузопото-^ ^ков необходимо проводить целенаправленную работу. Эта деятельность осуществляется в АО «Национальная компания « Казакстан тем1р жолы».

В сфере грузовых перевозок более совершенной организации можно достичь с помощью отдельных направлений, одним из которых является маркетинг, представляющий собой комплексную производственно-сбытовую систему. В эту систему входит организация заказов на перевозки грузов и реализация транспортной продукции, ориентирование на более полное удовлетворение постоянно меняющегося спроса на транспортные услуги и получение на этой основе конкретных преимуществ и устойчивой прибыли [1].

Проводимая в АО «НК « Казакстан тем1р жолы» структурная реформа, в соответствии с рядом одобренных Правительством Казахстана программ, а также развитие конкуренции в сфере перевозок грузов обусловливают необходимость разработки и реализации организационных принципов управления АО и его филиалами.

На основании результатов многолетних наблюдений и анализа полученных данных можно сделать вывод, что в настоящее время актуальным становится решение задач укрепления и развития организационной структуры, обеспечивающей эффективную реализацию принципов управления отраслью, разработки методологического аппарата проведения маркетинговых исследований на железнодорожном транспорте, введения корпоративной системы управления маркетингом, обеспечивающей поддержку принятия управленческих решений в вопросах формирования стратегии и тактики работы железных дорог на рынке транспортных услуг.

Решению задач должно способствовать создание системы управления маркетингом Казахстанской железной дороги. Ее основными принципами должны стать: объективность (непредвзятое изучение условий функционирования Казахстанской желез-

ной дороги: макро-, микроокружения и внутренней среды железнодорожного транспорта); оперативность (своевременное реагирование на изменение существующего и потенциального спроса); гибкость (адекватное приспособление транспортного производства к требованиям рынка, к структуре спроса на перевозки; ориентация на интересы потребителей транспортных услуг, учет конкретных «тонких» требований клиентов, обеспечивающих их удержание и привлечение на железнодорожный транспорт); инновационность (постоянное совершенствование продукта и его составных элементов, разработка новых видов транспортных услуг и технологий перевозок); активность (целенаправленное воздействие на объекты исследований: транспортный рынок, спрос на перевозки железнодорожным транспортом); продуктивность (ориентация на конечные результаты: оптимальный уровень транспортной составляющей в конечной цене продукции, прибыль, рентабельность, сроки доставки, сохранность грузов, безопасность движения) [1].

Важная роль должна отводиться анализу показателей, который осуществляет служба АО «НК «Казахстан тс\пр жолы» и его подразделения. Это - анализ возможностей и проблем сбыта продукции железнодорожного транспорта; доходности продаж транспортной продукции и затрат; состояния маркетинговой среды. Анализ объема спроса на грузовые перевозки имеет особое значение.

В современных условиях хозяйствования к транспортному обеспечению выдвигаются новые требования: ритмичность, регулярность, бесперебойность, надежность, высокая скорость доставки продукции из пунктов производства в пункты потребления в строго обусловленные сроки и без потерь, порчи и повреждения товара с минимальными издержками - важнейшие условия эффективности и качества транспортного обеспечения [2].

Выгодное внутриконтинентальное положение Казахстана на стыке транспортных маршрутов, обновление транспортной инфраструктуры и стабиль-

ная политическая ситуация делают перспективным развитие интегрированной транспортной логистики в Казахстане.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Президентом РК поставлена четкая задача по становлению Казахстана в качестве торгово-логистического и делового хаба региона. На данный момент в Казахстане разрабатывается мастер-план по развитию транспортно-логистической системы, который будет включать вопросы совершенствования и ускорения процедур рыночных переходов; улучшения таможенных процедур, выработки четких схем прохождения товаров и грузов по территории страны; создания благоприятного логистического климата с целью осуществления международных грузоперевозок, грузопотоков, проработки оптимального распределения традиционных и поиска новых грузопотоков с выработкой экономически эффективных решений по принципу 5 «С» (стоимость, сервис, скорость, сохранность и стабильность).

Обсуждение транспортно-логических проблем состоялось на Первом Международном транспортно-логистическом бизнес-форуме «Шелковый путь - 2011». В рамках форума было озвучено намерение Казахстана о создании координационных советов по развитию транспортных коридоров Китай - Таможенный союз - Европа и Узень - Берекет -Горган, что создаст мощный импульс наращиванию грузопотока по новым международным транспортным коридорам.

В последние годы претерпевают изменения транспортно-экономические связи. Грузопотоки перевозок формируются в основном из перевозок во внутриреспубликанском сообщении. Почти вдвое к 2015 году возрастет поток грузов на Китай через пограничный переход Достык - Алашанькоу (с 9 345 тыс. тонн в 2004 году до 22000 тыс. тонн в 2011 году). Значительное увеличение грузопотоков прогнозируется по участкам Кандыагаш - Никель-тау - Кандыагаш; Никельтау - Тобол - Никельтау; Аксу - Дегелен - Аксу; Дегелен - Жана-Семей -Дегелен; Жезказган - Жарык - Жезказган, Семей - Шар - Усть-Каменогорск. В связи с этим технология выбора рациональных направлений должна быть пересмотрена с учетом выполнения дополнительных требований и реальных возможностей, использования пропускной способности участков железнодорожной магистрали Республики Казахстан с принятием необходимых мер по ее увеличению [3].

Дальнейшее постепенное развитие материально-производственной базы и организационной структуры железнодорожного транспорта республики будет осуществляться в соответствии с Основными направлениями Технической Политики КТЖ до 2015 года и другими программами развития железнодорожного транспорта с учетом мировых тенденций и производственной необходимостью [4].

Разработанная Стратегия Технической Политики КТЖ учитывает перспективы изменения объемов перевозок и требований потребителей по

уровню их качества. Как показало исследование, при проведении целенаправленной технической политики можно выделить следующие приоритетные комплексные общеотраслевые стратегические задачи: разработка и поэтапная реализация новых решений в технологии организации перевозочного процесса в условиях роста объема перевозок грузов; разработка и внедрение взаимоувязанного комплекса организационных решений, технических средств и технологий; разработка и внедрение оптимальной системы эксплуатации вагонного парка после разделения его между национальным перевозчиком и собственниками; выбор оценочных показателей для современных и перспективных условий эксплуатации основных параметров перевозок - веса грузовых поездов, уровня скоростей движения и статической нагрузки вагонов; разработка новой, научно обоснованной по экономическим критериям или пересмотр существующей системы категорийности железнодорожных линий по объемам перевозок в целях повышения эффективности использования и повышения пропускной способности линий; строительство новых железнодорожных линий, что позволит перевозить грузы по кратчайшим маршрутам по территории страны без использования железнодорожных участков сопредельных стран, а также для освоения перспективных месторождений природных ресурсов и новых промышленных центров, решения таких важных задач национальной экономики, как рационализация межрайонных транспортных связей, создание новых транспортных маршрутов и транзитных коридоров; повышение эффективности и расширение функциональных возможностей информационных технологий в отрасли с учетом изменения экономической среды, использования преимуществ информационных технологий при обеспечении технологических и экономических интересов отрасли; обновление и модернизация подвижного состава и технических средств.

Основной целью решения проблемы рациональной эксплуатации железных дорог является разработка и внедрение таких технологий перевозочного процесса, которые бы обеспечивали устойчивое положение отрасли на современном этапе и последующих этапах-удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках при минимальных затратах на их реализацию.

В современных условиях должны быть учтены требования по режиму доставки грузов, предъявляемых и оплачиваемых потребителем. Технические устройства станций также требуют изменений: от оптимизации их работы зависит вся работа с вагонами.

Для проведения технической политики по отраслям железнодорожного хозяйства нужны финансовые ресурсы. Проводимая в АО «НК « КТЖ» и его филиалах инвестиционная политика, направлена на развитие путевого, энергетического и грузового хозяйств, повышение технической оснащенности

хозяйств сигнализации и связи, совершенствование системы управления перевозочным процессом и внедрение новых информационных систем. В целом ежегодные потребности железнодорожной отрасли в инвестициях оцениваются в размере 200-250 млн. долл. США, что обусловлено имевшей место с 1990-х годов значительной задержкой инвестирования в обновление основных фондов.

Основными стратегическими целями в перспективе могут стать: увеличение масштаба транспортного бизнеса; повышение производственно-экономической эффективности; повышение качества работы и безопасности перевозок; внедрение ресурсосберегающих технологий в содержании и эксплуатации локомотивов; повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Основной целью развития локомотивного хозяйства является обеспечение его соответствия современным требованиям на основе роста технического уровня и повышения качества предоставляемых услуг.

Для достижения поставленной цели следует: осуществить обновление локомотивного парка и создать условия для развития конкуренции на рынке услуг по предоставлению локомотивной тяги; внедрить технические средства, направленные на обеспечение безопасности движения; осуществить внедрение информационных и ресурсосберегающих технологий, а также систему менеджмента качества, соответствующую требованиям международных стандартов.

Концепция локомотивов нового поколения, плавный переход на которые должен осуществляться, базируется на дальнейшем увеличении их секционной мощности, улучшении тяговых и тормозных характеристик, повышении топливной экономичности и надежности, а также снижения затрат на обслуживание и ремонт.

Локомотивы нового поколения имеют более простое управление, на них предусмотрена система автоматического ведения поезда. Кроме того, они в среднем на 4 % экономичнее по потреблению электроэнергии. В связи с этим следует разработать программу постепенной замены локомотивов на модели нового поколения в каждом подразделении КТЖ [5].

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Актуальной остается практическая реализация задач оптимального распределения продольно-динамических усилий в составе поезда. Она в значительной мере определяет безопасность движения и уровни силового воздействия пути и подвижного состава.

К наиболее действенным мерам технологического порядка относится в настоящее время широкое внедрение средств диагностики в систему технического содержания тягового подвижного состава. Внедрение и применение современных средств диагностики позволит оперативно вырабатывать рекомендации об индивидуальных объемах ремонта каждого локомотива с учетом его действительного технического состояния.

Такая система позволит снизить трудоемкость содержания и ремонта, сократить расход запасных частей и материалов, повысить рейсовую надежность локомотивов.

Важнейшей энергетической и экономической задачей в локомотивном хозяйстве является разработка и четкая реализация организационных и технических мер по использованию топлива, электроэнергии, масел и смазочных материалов.

Сокращения расхода энергоресурсов, снижения непроизводительных потерь электроэнергии, дизельного топлива на тягу поездов можно добиться, реализуя, например, мероприятия: по использованию технических возможностей для возврата электроэнергии от применения рекуперативного торможения и повышения его эффективности; по созданию автоматизированной системы контроля и учета потребления электроэнергии, которая на уровне компании позволит в режиме реального времени вести мониторинг расходов электроэнергии на тягу поездов, корректировать складывающуюся ситуацию и в определенной степени прогнозировать ее; по созданию автоматизированной системы управления приобретением и потреблением топливно-энергетических ресурсов АСУ ТЭР; по внедрению опыта по программам организации энергооптимального управления движением поездов (внедрение аппаратно-программных комплексов (АПК) для расчета энергооптимального режима вождения поезда с учетом ограничения скорости, параметров пути и скоростного режима на плечах обслуживания локомотивов); по проведению аттестации: цехов по ремонту топливной аппаратуры, реостатных установок и диагностических комплексов; по обеспечению контроля за количеством используемого дизельного топлива при заправках тепловоза, для чего изучить и внедрять имеющийся мировой опыт по «фискальному» учету выдаваемого дизтоплива.

Важную роль при организации грузопотоков выполняет типаж и структура парка вагонов, которую можно приводить к структуре грузов при минимальных издержках на перевозку, начальные и конечные операции, обеспечивать сохранность грузов. При обновлении парка подвижного состава приоритет следует отдавать вагонам с улучшенными техническими характеристиками, а, следовательно, и с лучшими показателями скорости доставки, сохранности грузов, что приведет к привлечению дополнительных объемов перевозок грузов. Повышение производительности, грузоподъемности и оборачиваемости вагона, рост участковой и технической скорости движения поездов, снижение простоев под операциями и снижение порожнего пробега - это показатели, которые должны стать определяющими в организации работы вагонного парка.

Среднее время оборота грузового вагона - это один их важнейших показателей использования грузовых вагонов во времени. Время оборота вагонов зависит от многих эксплуатационных факто-

ров. Сокращение времени оборота вагона позволит уменьшить потребный рабочий парк для выполнения заданного объема перевозок или осуществить дополнительные перевозки тем же парком. Для ускорения оборота вагонов рекомендуется внедрить следующие мероприятия: усиление технической оснащенности станций и совершенствование технологии их работы; улучшение качества регулирования и диспетчерского руководства движением поездов и локомотивов; концентрация грузовой и сортировочной работы с вагонами; увеличение участковой скорости движения поездов и др.

При повышении грузоподъемности вагонов увеличится провозная способность железных дорог, возрастет производительность и снизится себестоимость перевозок. Система технического обслуживания вагонов должна также совершенствоваться на базе внедрения автоматизированных комплексов, средств механизации и автоматизации технологических процессов контроля технического состояния вагонов на ПТО в процессе движения, а также восстановления работоспособности при подготовке вагонов к перевозкам с целью обеспечения безотказного проследования их по удлиненным гарантийным участкам.

Для совершенствования организации грузоперевозок большое значение имеет защита окружающей среды - объем работ по очистке вагонов от остатка грузов и пропарка цистерн.

Можно предусмотреть мероприятия по ресурсосбережению, направленные на уменьшение воздействия подвижного состава вследствие оптимизации уровня нагрузок и скоростей движения. Для обеспечения безопасности и конкурентоспособности предоставляемых транспортных услуг и услуг связи необходимо постоянно обновлять хозяйство сигнализации и связи.

Устройства автоматики, телемеханики и связи являются одним из важнейших элементов технического вооружения железнодорожного транспорта. Они обеспечивают высокую пропускную способность и повышение безопасности движения поездов на железных дорогах. При этом эти устройства позволяют полнее и производительнее использовать все технические средства транспорта, особенно подвижной состав, и на этой основе обеспечивают рост производительности труда, снижение себестоимости перевозок, а в итоге совершенствуют организацию вагонопотоков.

Важную роль для улучшения организации грузоперевозок выполняет информатизация производственного процесса, в результате внедрения которой АО «НК «КТЖ», его филиалы и его клиенты получат интегрированную систему, ориентированную на информационное обеспечение железнодорожного транспорта, позволяющую совершенствовать систему управления компанией.

Ремонт и модернизация основных средств в определенной степени влияет на более эффективную организацию грузопотоков. В настоящее время в АО «НК «КТЖ» и его филиалах продолжается внедрение системы управления качеством ремонтного производства на основе комплекта международных стандартов.

Важным направлением научно-технического прогресса в мировом вагоностроении и в области организации перевозочного процесса для улучшения качества и повышения эффективности транспортного обслуживания на железной дороге является специализация грузовых вагонов.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Применение контейнеров позволяет осуществить комплексную механизацию и автоматизацию этих работ, сократить погрузочно-разгрузочные операции и снизить их себестоимость.

Значительный экономический эффект дает применение специализированных платформ.

Большая экономия достигается при пакетной перевозке навалочных грузов. Пакетная перевозка строительных грузов позволяет в среднем на 20 чел/часов сократить затраты труда в расчете на один вагон, снизить простой его под погрузкой в 1,3-1,4 раза, а под выгрузкой - в 2,5 раза, повысить на 15-25 % статическую нагрузку вагона.

Осуществление всего комплекса организационно-технических мер по модернизации парка подвижного состава, развитию ремонтной базы, применению новых технологий при содержании подвижного состава, позволит высвободить часть локомотивов и вагонов из числа простаивающих сегодня на различных видах ремонтов и уменьшить ремонтные расходы. В АО «НК «КТЖ», а также в его филиале - Семипалатинском отделении дороги ВКО, ожидаемые результаты от реализации мероприятий Стратегии Технической Политики, должны быть следующие: устойчивое развитие магистрального железнодорожного транспорта на основе роста технического уровня, повышения качества услуг, обеспечения безопасности движения поездов и выход казахстанской железной дороги на качественно новый уровень в организации международных транспортных коридоров; приближение технической оснащенности отечественной железной дороги к мировому уровню и достижение достаточно высокой степени конкурентоспособности; автоматизация всех основных процессов, что позволит повысить оперативность управления и организации в деятельности железнодорожного транспорта.

В итоге все перечисленные мероприятия позволят повысить привлекательность железнодорожных перевозок, что, в свою очередь, позволит создать условия для транзитных грузопотоков на территории Казахстана, транспортную составляющую в стоимости услуг на внутреннем рынке страны. Все это неизбежно должно привести к оживлению производства

курентоспособности казахстанских товаров за счет ней среды должна регулярно проводиться актуализа-

1. Стратегия «Казахстан-2030».

2. Исингарин, Н. Мамутова А. Грузовые перевозки в условиях рынка: проблемы и предложения [Текст] /

3. Можарова, В. ІЗ. Транспорт в Казахстане: современная ситуация, проблемы и перспективы развития. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2011. -216 с.

4. Транспортная стратегия Казахстана до 2015 года // Магистраль Минтранскома РК-2005. - С. 76.

5. Статистические данные Агентства РК по статистике за ряд лет (2007-2012 гг.).

WAYS OF ORGANIZATION CARGO TRAFFIC IN THE JOINT-STOCK COMPANY «NATIONAL COMPANY»

KAZAKHSTAN TEMIR JOLY «AND ITS AFFILIATES

Ludmila F. Nefedova,

senior lecturer, Kazakh Academy of the financial and economic.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Abstract. Increased efficiency in the organization and formation of freight traffic on the railways is one of the important events in the period of transition to a market economy. As demonstrated by many years of research in Kazakhstan fashionable identify a number of key areas that could lead to the rail industry more profitable: the marketing activities, reforms regarding freight implementation logistics approach to the organization and management of freight, as well as conducting a modem computer analysis, etc.

Key words: Trucking, logistics, cargo, efficiency, transport strategy, strategy and technical policy.

Нефёдова Людмила Федеровна - старший преподаватель кафедры экономики Казахской финансово-эконо мической академии (г. Семей, Республика Казахстан), e-mail: janiya22@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 23.11.2012.

снижения их цены.

ция данных мероприятий со стороны государства.

Библиографический список