ИННОВАЦИИ № 1 (135), 2010
Пути совершенствования механизма реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.» в целях повышения результативности взаимодействия научных и промышленных организаций
А. Ю. Снегирев,
главный специалист-эксперт Управления программ и проектов Федерального агентства по науке и инновациям
e-mail: [email protected]
В работе рассмотрен механизм реализации этапов. При помощи анализа связи между объекта-
ФЦП «Исследования и разработки по приоритет- ми инновационной системы и задачами ФЦП выяв-
ным направлениям развития научно-технологиче- лена специфика увязки ее задач и мероприятий. На
ского комплекса России на 2007-2012 гг.» (далее — основе сопоставления структуры финансирования
ФЦП). Раскрыты задачи ее реализации: показаны мероприятий и их значимости для успешнойреали-
объекты национальной инновационной системы, на зации ФЦП выявлены возможности повышения эф-
которые они направлены, продемонстрированы осо- фективности распределения бюджетных средств
бенности взаимосвязи общих задач ФЦП и задач ее между мероприятиями ФЦП.
Ключевые слова: федеральная целевая программа, национальная инновационная система, инновационный процесс, метод регулирования, промышленность.
Одним из важнейших методов регулирования лениям развития научно-технологического комплек-
инновационного развития экономики и, в том са России на 2007-2012 гг.» (далее — Программа).
числе, промышленности Российской Федера- При помощи этого метода решается более 70% задач
ции является федеральная целевая программа «Ис- в рамках целевой установки по формированию эф-
следования и разработки по приоритетным направ- фективной национальной инновационной системы1
1 Под национальной инновационной системой в работе понимаются три взаимосвязанные группы организаций, выполняющих функции, необходимые для протекания инновационного процесса в экономике отдельной страны. Такими функциями являются: проведение исследований и разработок, коммерциализация полученных результатов, обеспечение исследовательской и внедренческой деятельности. В соответствии с этими функциями упомянутыми тремя группами являются: научные, производственные и инфраструктурные организации.
(далее — НИС) и все задачи в рамках цели по технологической модернизации экономики России. Эти цели и задачи, стоящие на пути перехода к «инновационной модели экономического роста»2, пути формирования конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях, отражены в комплексе стратегических документов3, принятых профильными органами государственной власти, и образуют дерево целей инновационного развития России. Таким образом, от результативности реализации Программы, совершенства механизма ее реализации, зависит формирование инновационного промышленного сектора — необходимой чисти НИС и экономики знаний. Так как Программа — это, преимущественно, косвенный метод регулирования4, то от его эффективности зависит продуктивность взаимодействия научных и промышленных организаций — один из ключевых факторов технологической модернизации промышленного сектора России. Ниже мы проанализируем механизм Программы с точки зрения согласованности задач, поставленных в Программе и имеющихся в рамках ее механизма средств для решения этих задач. Это позволит провести диагностику связанности механизма Программы и выявить возможные направления его совершенствования.
Федеральная целевая программа (ФЦП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.» разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 г. № 977-р. Государственным заказчиком-координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации.
Программа принадлежит группе ФЦП «Развитие науки и технологий». В этой группе на Программу приходится 6,9% общего бюджетного финансирования5. Существенной особенностью Программы, как будет показано ниже, является ее ориентация на формирование и поддержку структурных связей в национальной инновационной системе (т. е. связей между организациями, выполняющими разные функции; такой характер имеет, например, связь научных и промышленных организаций). В то же время ФЦП, располагающие значительно большим финансированием, по сравнению с объемом финансирования Программы, ориентированы на решение задач, локализованных в рамках отдельного функционального бло-
ка организаций. Таким образом, роль Программы в контексте группы ФЦП «Развитие науки и технологий» раскрывается в поддержке эффективного взаимодействия между научными, промышленными и инфраструктурными организациями.
Использование программно-целевого подхода к регулированию инновационного развития экономики, реализованного в Программе, обусловлено выявлением трех крупных проблем, требующих концентрации и координации государственных ресурсов для эффективного решения. К этим проблемам относятся6: создание условий для воспроизводства интеллектуального кадрового потенциала в сфере отечественной фундаментальной науки, существование разрывов в инновационном процессе (при переходе результатов фундаментальных исследований в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и коммерциализации последних), слабое взаимодействие научного (преимущественно государственного) и предпринимательского секторов.
Механизм реализации Программы, направленный на решение указанных проблем состоит из ряда мероприятий, объединенных в функциональные блоки и ориентированных на достижение цели и задач Программы. К этим блокам относятся: блок «Генерация знаний» (мероприятия 1.1-1.8), блок «Разработка технологий» (мероприятия 2.1-2.7), «Коммерциализация технологий» (мероприятия 3.1, 3.2), «Институциональная база исследований и разработок» (4.1, 4.2), «Инфраструктура инновационной системы» (5.1-5.3). В рамках первых двух блоков проводятся типовые мероприятия («Проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований и создание научно-технологического задела» и «Осуществление комплексных проектов, в том числе разработка конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей коммерциализации», соответственно) по пяти приоритетным направлениям: живые системы, наносистемы и материалы, информационно-телекоммуникационные системы, рациональное природопользование, энергетика и энер-госбережение7. Инновационные цикл замыкается третьим блоком, предусматривающим реализацию «важнейших инновационных проектов государственного значения». Эти проекты ориентированы на освоение промышленного производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции и ее реализацию на рынке.
2 Ориентир установлен Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее — Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1667-р.
3 Концепция, Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г., утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 № 2473п-П7, Комплексная программа научно-технологического развития и модернизации экономики Российской Федерации до 2015 г., разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 13.07.2006 № Пр-1184 и поручением Правительства Российской Федерации от 28.06.2006 № МФ-П7-3582 и т. д.
4 Под косвенным методом понимается такой метод регулирования, который оказывает воздействие на объект регулирования опосредованно, через изменение другого объекта, на который метод воздействует непосредственно.
5 Рассчитано на основе официальных данных на 2009 г. Финансирование Программы составляет 18,215 млрд руб., а общее финансирование группы ФЦП «Развитие науки и технологий» — 260,373 млрд руб. (http://fcp.vpk.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/FcpList/ Full/2009/). Данные приводятся без учета секвестра бюджетных средств.
6 Концепция федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 2007-2012 гг.» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 г. № 977-р).
7 Этим приоритетным направлениям обозначаются числами после точки в индексах мероприятий первого и второго блоков Программы: .2, .3, .4, .5, .6 (в то же порядке, что и перечисление приоритетных направлений).
ИННОВАЦИИ № 1 (135), 2010
ИННОВАЦИИ № 1 (135), 2010
Реализация Программы разделена на два этапа (с 2007 по 2009 и с 2010 по 2012 г.). Каждому из этих этапов ставятся отдельные задачи (см. табл. 2).
Для анализа механизма Программы воспользуемся инструментами портфолио-анализа8. Методология этого подхода разрабатывается исследователями RAND Corporation: П. Дэвисом (P. K. Davis), С. Джонсоном (S. E. Johnson), Р. Шавером (R. D. Shaver) и др. Использование инструментов портфолио-анализа позволяет анализировать достаточность системы программных мероприятий для решения задач Программы и, следовательно, формирования эффективной связи научных и промышленных организаций национальной инновационной системы. С помощью портфолио-анализа можно структурировать механизм Программы в рамках отношения «цели - средства».
Чтобы раскрыть взаимосвязь задач и мероприятий Программы мы покажем, на какие объекты НИС оказывается управленческое воздействие для решения определенной задачи. Такими объектами могут быть те или иные функциональные группы организаций или связи между этими группами Решение каждой задачи состоит в переводе соответствующего ей объекта в определенное состояние. Общие задачи Программы, соответствующие им объекты и состояния объектов, устанавливаемые задачами приведены в табл. 1.
Аналогичную процедура выполнена для I и II этапов реализации Программы (табл. 2).
Таким образом, можно видеть, что решение задач Программы касается всех функциональных групп организаций инновационной системы России (см., например, задачу № 1 для всей Программы), и всех связей национальной системы (связь «научные - промышленные организации»: общие задачи № 2, 3, 6, задача № 3 I этапа Программы, задачи № 1, 2, 3 II этапа Программы, связь «научные - инфраструктурные организации»: задача № 7 Программы, все формы структурных связей НИС: задача № 2 II этапа Программы). При помощи табл. 1 и 2 можно получить оценку значимости формирования эффективной связи научных и промышленных организаций НИС для успешной реализации Программы: наличие такой связи необходимо для решения примерно 40% общих задач Программы, 25% задач I этапа Программы, 75% задач II этапа Программы (и, следовательно, около 45% всех задач, поставленных в Программе).
Для того, чтобы объект НИС находился в заданном состоянии необходимо одновременное выполнение ряда условий. Так, например, обеспеченность научных организаций ресурсами предполагает наличие у них всех четырех различаемых типов ресурсов (см. выше, технологические ресурсы являются продуктом деятельности научных организаций и необ-
Таблица 1
Общие задачи Программы, объекты национальной инновационной системы, на которые они направлены,
и устанавливаемые задачами состояния объектов9
№ Задача Программы Объекты НИС
1 Обеспечение ускоренного развития научно-технического (ПТ) потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в России 11аучные, промышленные, инфраструктурные организации: обеспеченность функциональных групп организаций ПИС ресурсами'11
2 Реализация крупных проектов коммерциализации технологий в соответствии с приоритетными направлениями ПТ развития 11аучные и промышленные организации: эффективность связи «паука-производство»
3 Консолидация и концентрация ресурсов па перспективных I ГГ направлениях на основе расширения применения механизмов государствен по-частного партнерства 11аучные и промышленные организации: эффективность взаимодействия организаций разных форм собственности
/I Обеспечение притока молодых специалисток 1! сферу И Р, развитие ведущих научных школ 11аучные организации: привлекательность трудоустройства в сфере И Р
5 Развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях 11аучные организации: привлекательность трудоустройства в сфере И Р
6 Содействие развитию малых форм предприятий 1! ПТ сфере, их интеграции 1! систему I ГГ кооперации 11аучные и промышленные организации: обеспеченность малых предприятий ресурсами, эффективность связи «наука-производство», эффективность взаимодействия предприятий разной величины в 11Тсфере
7 Развитие научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, а также высших учебных заведений 11аучные и инфраструктурные организации: техническая обеспеченность научных организаций
8 Развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы Инфраструктурные организации: эффективность и обеспеченность ресурсами
8 Портфолио-анализ (Portfolio Analysis) представляет совокупность методов для оценки альтернативных вариантов достижения поставленных целей.
9 В этой и следующих таблицах используется сокращения: НТ — научно-технический, НИС — национальная инновационная система, ИР — исследования и разработки, ОК — опытно-конструкторские (работы), ОТ — опытно-технические (работы). В правой колонке, после упоминания объекта НИС ставится двоеточие и указывается состояние, в котором он должен находится при решении соответствующей задачи Программы.
10 Мы делим множество ресурсов, которыми может обладать та или иная функциональная группа организаций НИС на пять ти-
пов: финансовые, технические, технологические, информационные и кадровые. Под техническими ресурсами понимается совокупность основных и оборотных фондов, необходимых организации для реализации своей функции; под технологическими ресурсами — наличие разработанных технологий, необходимых для ведения определенной деятельности (например, производственной); под информационными ресурсами — данные того или иного характера (научного, маркетингового, организационного и т. д.), востребованные организациями НИС; под кадровыми ресурсами — обеспеченность функциональных групп НИС профильными специалистами.
Таблица 2
Задачи этапов Программы, объекты национальной инновационной системы, на которые они направлены,
и устанавливаемые задачами состояния объектов
№ Задача Программы Организация и свойства ІІИС
I этап Программы
1 Проведение научных исследований, (Ж и ОТ работ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в России с учетом мировых тенденций в этой сфере 11аучныс организации: обеспеченность ресурсами
2 Обеспечение развития важнейших прикладных исследований и разработок 11аучныс организации: обеспеченность ресурсами
3 Адаптация I ГГ комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития пауки, технологий и техники в России 11аучные и промышленные организации: эффективность связи «наука-производство», эффективность взаимодействия предприятий разных величин и форм собственности
4 Прогнозирование развития научно-технической сферы 11аучные организации: обеспеченность ресурсами
II этап Программы
1 Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства 11аучные и промышленные организации: обеспеченность научных организаций ресурсами, эффективность связи «паука-производство»
2 Содействие формированию эффективной инновационной системы Все группы организаций: эффективность связей «наука-11 роизводство», «наука-инфраструктура», «производство-инфраструктура»
3 Обеспечение повышения эффективности государственночастного партнерства 11аучные, (и) промышленные организации: эффективность взаимодействия организаций разных форм собственности
4 Прогнозирование развития научно-технической сферы 11аучные организации: обеспеченность ресурсами
ходимы другим функциональным организациям), а эффективность связи «производство - инфраструктура» — удовлетворение инфраструктурными организациями ряда потребностей производственных организаций и т. д. Эти условия показаны в табл. 3.
Представив каждое состояние объекта Программы в виде перечня обязательных для приобретения им искомого качества условий, мы можем показать, в какой мере они могут быть достигнуты при помощи мероприятий Программы. Имея перечень обязательных условий, мы можем использовать его как совокупность, в которой распределяются мероприятия Программы (табл. 3), а также определить, существует ли, и, если существует, то какая, часть этой совокупности, непокрытая мероприятиями? Рассмотрев увязку всех условий с конкретными мероприятиями, мы получаем общую оценку достаточности средств Программы для решения поставленных задач.
В строках табл. 3 введена порядковая нумерация: состояния объектов НИС, программные мероприятия и заключение о соответствии мероприятий решению определенной задачи обозначаются одним и тем же номером. При нумерации задач Программы использованы нижние индексы 1 и 2, обозначающие I и II этапы Программы, соответственно, если задача относится к числу общих задач, то нижний индекс отсутствует.
Реализуемые мероприятия Программы позволяют создать многие условия, необходимые для решения задач Программы. Вместе с тем ни одна из общих задач не может быть решена полностью11. Так, единственный ресурс, которым научные организации в рамках механизма Программы не могут быть обеспечены — кадры. Поэтому общая задача № 1, задачи
№ 1, 2 I этапа и задача № 1 II этапа не могут быть решены полностью: в Программе отсутствуют мероприятия, обеспечивающие научные организации кадровыми ресурсами. Отсутствие кадрового обеспечения препятствует полному решению общей задачи № 6 (кадровые ресурсы малых предприятий) и № 8 (кадровые ресурсы инфраструктурных организаций НИС и, следовательно, удовлетворение инфраструктурными организациями кадровой потребности научных организаций, что препятствует так же решению задачи № 2 II этапа12).
Отсутствие мероприятий, направленных на кадровое обеспечение функциональных групп организаций НИС не позволяет полностью решить и другие задачи: задачу № 1 (кадровые ресурсы научных, промышленных, инфраструктурных организаций), задачу № 8 (кадровые ресурсы инфраструктурных организаций). Кроме того, для решения последней задачи необходимо обеспечение инфраструктурных организаций финансовыми ресурсами, непредусмотренное в механизме Программы.
Для полного решения задачи № 4 необходимо осуществление регулирования уровня оплаты труда исследователей, учитывающего альтернативные возможности их трудоустройства, и формирование перспектив профессионального развития в сфере исследований и разработок.
На основании изложенных наблюдений можно сделать вывод, что главным нерешенным вопросом является обеспечение результативного взаимодействия научных и промышленных организаций. Так, например, на устранение отмеченных кадровых проблем направлена специальная ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»,
11 Под полным решением задачи мы понимаем создание посредством осуществления мероприятий Программы всех условий, необходимых для перевода объекта, соответствующего определенной задаче Программы, в устанавливаемое этой задачей состояние.
12 Кроме того, для полного решения этой программы необходимо удовлетворение инфраструктурными организациями финансовых и технических потребностей промышленных организаций, непредусмотренное мероприятиями Программы.
ИННОВАЦИИ № 1 (135), 2010
ИННОВАЦИИ № 1 (135), 2010
Таблица 3
Соответствие программных мероприятий состояниям объектов НИС, устанавливаемым задачами Программы
№ задачи Состояние объекта 11ИС: обя зате л ы 1 ы е у ел о в и я Мероприятия Программы Условия, которые обеспечиваются мероприятиями Условия, которые не обеспечиваются мероприятиями
1,5,8, 1,, 2ь 4,, 12, ^2 1. 11аличие у научных организаций: финансовых, технических, информационных и кадровых ресурсов. 2. 11аличие у промышленных организаций: финансовых, технических, технологических, информационных и кадровых ресурсов. 3. 11аличие у инфраструктурных организаций: финансовых, технических, информационных и кадровых ресурсов 1. Мероприятия 1.2—1.6, 2.2—2.6, мероприятие 1.8, мероприятия 4.1, 4.2, мероприятия 5.1, 5.2. 2. Мероприятия 2.2-2.6, мероприятие 2.7, мероприятия 3.1, 3.2, мероприятие 5.3. 3. Мероприятия 5.1, 5.2, 5.3 Финансовые, технические и информационные ресурсы научных организаций. Технологические (2.2-2.6), финансовые (2.7), технические (3.1, 3.2) и информационные (5.3) ресурсы 11ром ы 111 ле 1111 ых орган изаци й. Финансовые, технические и информационные ресурсы и I к|>растру ктур| I ых организаций Кадровые ресурсы. Кадровые ресурсы. Кадровые ресурсы
2, 3, 6, ЗИь 22, 32 1. Удовлетворение научными организациями потребностей промышленных организаций. 2. Инновационная восприимчивость промышленных организаций. 3. Механизм использования актуальной для промышленных орган иза! (и й темати ки и формировании предметных областей научных исследований 1. Мероприятия 1.1, 2.1. 2. Мероприятия 2.2-2.7, 3.1, 3.2. 3. Мероприятие 5.3 Определение перспективных потребностей I|р()м ЫIIIЛС11IIых организаций. Вовлечение промышленных организаций бизпес-сообще-етва в реализацию инновационных проектов по актуальной для них тематике. Обее 11 ече 11 ие освед()м ле 11 -н ост и 11ро и з водст вс н н ы х организаций о возможностях удовлетворения их инновационных потребностей Механизм использования актуальной для промышленных организаций тематики в формировании предметных областей научных исследований
7, 22 Удовлетворение инфраструктурными организациями финансовых, технических, информационных и кадровых потребностей научных организаций Мероприятия 1.7, 5.1, 5.3. Мероприятия 1.8, 5.2 Удовлетворе! 1 ие и I к|>орма-ционных потребностей научных организаций. Удовлетворение технических потребностей науч 11ых организаций Удовлетворение кадровых потребностей научных организаций
22 Удовлетворение инфраструктурными организациями финансовых, технических, информационных и кадровых потребностей 11 ром ы н 1 лен н ых орга! 1 изаци й Мероприятия 5.3, 1.7 Удовлетворение информационных потребностей промышленных организаций Удовлетворение финансовых, технических и кадровы) 11 о греб 11 осте й 11 ро м ы 111 л с 11 -ных организаций
4 1. 11аличие вакантных мест для молодых специалистов в сфере ИР. 2. Уровень оплаты труда, превышающий альтернативные варианты трудоустройства молодых специалистов. 3. Перспективы профессионального развития в сфере И Р 1. Мероприятия 2.2-2.6. Мероприятия 3.1, 3.2. Мероприятия 4.1, 4.2. Мероприятие 1.7 Вовлечение молодых специалистов в проведение исследований. Создание рабочих мест для высококвалифицированных работников. 11овышение осведомленности о современном состоянии сферы ИР в России Уровень оплаты труда и перспективы профессионального развития
6,1,, 2,, 3,, 12,32 1. 11аличие у малых предприятий: финансовых, технических, технологических, информационных и кадровых ресурсов. 2. Государственный заказ на разработки малых предприятий 11Т сферы. 3. Удовлетворение разработками малых предприятий потребностей крупных промышленных организаций 1. Мероприятия 1.2-1.6, мероприятия 2.2-2.6, мероприятия 1.8, 5.2, мероприятия 1.7, 5.3. 2. Мероприятия 2.2-2.6 Финансовые, технологические, технические и информационные ресурсы малых предприятий. Поощрение привлечения малых научных организаций на условиях субподряда Удовлетворение разработками малых предприятий потребностей крупных нромышленн ых орган изаци Р
1,7, 8, 22 1. 11аличие у малых предприятий: финансовых, технических, технологических, и нформацион н ых и кадровых ресурсов. 2. Государственный заказ на разработки малых предприятий 11Т сферы. 3. Удовлетворение разработками малых предприятий потребностей крупных промышленных организаций 1. Мероприятие 1.8, мероприятие 5.2. 2. Мероприятия 5.1, 5.3,1.7 Обеспечение технической фун кци и и нфраструктур! юго блока НИС. Обеспечение информационной функции инфраструктурного блока 11ИС Удовлетворение финансовых и кадровых потребностей других грунн организаций НИС
Рис. 1. Подчиненность задач I и II этапа общим задачам Программы
утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации № 568 от 28.07.2008 г. Реализация этой ФЦП и Программы имеет, таким образом, связанный, взаимодополняющий характер. На обеспечение финансовой (и других) функций инфраструктуры НИС направлены специальные регулирующие инструменты: особые экономические зоны технико-внедренческого типа, венчурное финансирование в рамках специальных организаций, Инвестиционный фонд Российской Федерации и т. д.
Отсутствие детализированного механизма взаимодействия научных и промышленных организаций в рамках Программы выражается в невозможности полного решения общей задачи № 2 (и, опосредованно, № 3 и 6) препятствует отсутствие процедуры включения выявленных потребностей промышленных организаций в тематику научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Другое проявление отсутствия такого механизма можно обнаружить в несовпадении обязательных условий и мероприятий Программы при решении общей задачи № 6: в Программе предусмотрена лишь косвенная форма государственного заказа на разработки малых предприятий, который осуществляется посредством привлечения малых научных организаций главным исполнителем комплексного проекта (мероприятия второго блока программы, «Разработка технологий») на условиях субподряда.
Еще одной важной особенностью механизма Программы, которая может быть проанализирована при помощи раскрытия объектов и обязательных условий их перехода в состояние, устанавливаемое задачами Программы, является обоснованность распределения объема бюджетного финансирования между мероприятиями Программы. Обоснованность этого распре-
13
деления зависит от относительной значимости13оп-ределенного мероприятия для решения тех задач, которые поставлены перед Программой. Следовательно, более значимое мероприятие должно получать больший (относительно менее значимых мероприятий) объем финансирования.
Для того, чтобы определить значимость мероприятий Программы рассмотрим соподчинение задач этапов Программы общим задачам. Значимость той или иной задачи I или II этапа можно определить как количество общих задач Программы, которым она
Таблица 4
Относительная значимость задач этапов Программы
подчинена. Так, например, решение задачи № 1 II этапа (проведение научных исследований, опытноконструкторских и опытно-технологических работ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в России с учетом мировых тенденций) входит в решение семи общих задач Программы, а решение задач № 4 I и II этапов — в решение только одной общей задачи. Таким образом, задача № 1 II этапа относительно более значимая, чем задача № 4 I (или II) этапа.
Каждой задаче определенного этапа соответствует ряд мероприятий. Следовательно, если одна из задач I или II этапа более значимая, чем другая задача, то мероприятия, соответствующие первой задаче, являются более значимыми, чем мероприятия, соответствующие второй задаче.
Представим отношения общих задач и задач этапов в форме графа (рис. 1), состоящего из двух уровней: на верхний уровень мы помещаем общие задачи Программы, а на нижний — задачи этапов. При построении графа используем ту же нумерацию задач, что и для табл. 3. Узлы графа обозначают задачи, а дуги — отношения подчиненности задач этапов Программы общим задачам.
В целях наглядности представим часть информации рис. 1 в табличной форме. Для этого для каждой задачи того или иного этапа определим ее относительную значимость. В качестве меры такой значимости используем показатель «степень центральности14 задачи», обозначаемый как С (г) (табл. 4).
Каждая задача I или II этапа Программы может рассматриваться как совокупность мероприятий Программы, поэтому для мероприятий Программы можно определить аналогичный «степени центральности задачи» показатель («степень центральности мероприятия» — С (ш)), представляющий относительную значимость мероприятия. Так как совокупности мероприятий разных задач могут частично (или полностью совпадать), то для определения относительной значимости мероприятий Программы необходимо учитывать их вхождение в разные задачи этапов. Это вхождение учитывается нами при помощи выделенных обязательных условий для решения задач Программы, показанных в табл. 3. Таким образом, показатель «степень центральности мероприятия» (табл. 5) может иметь значения больше 1 (в случае, когда мероприятия Программы направлены на обеспечение нескольких обязательных условий как, например, мероприятия 2.2-2.6, обеспечивающие ресурсами научные, промышленные организации и эффективную взаимосвязь между этими организациями).
13 Т. е. значимости одного мероприятия по сравнению с другим мероприятием Программы.
14 Определяется как С (г)=deg (г)/п, где г — задача I или II этапа, deg (г) — количество входящих дуг (т. е. общих задач Программы, которым подчинена задача г), п — количество общих задач. Значение С (г) принадлежит промежутку [0, 1].
ИННОВАЦИИ № 1 (135), 2010
ИННОВАЦИИ № 1 (135), 2010
Таблица 5 Таблица 6
Относительная значимость и структура Относительная значимость и структура финансирова-
финансирования мероприятий Программы ния мероприятий Программы (представленные в порядке
убывания значений соответствующего показателя)
Мероприятие 1.1 2.1 1.2-1.6 1.7, 5.3 1.8 2.2-2.6 2.7-3.2 5.1 5.2
С (m) (1,25 0,25 0,63 0,25 0,13 1,25 0,63 0,13 0,25
Доля к объеме бюд. фин. 0,01 0,02 0.22 0,01 0.02 0.42 0.18 0,02 0,11
Мероприятие 1.1 2.1 1.2-1.6 1.7, 5.3 1.8 2.2-2.6 2.7-3.2 5.1 5.2
С (т) 3 3 2 3 4 1 2 4 3
Доля к объеме бюд. фин. 6 5 2 6 5 1 3 5 4
На каждое мероприятие приходится некоторая часть общего бюджетного финансирования, выделяемого для реализации Программы. Используя данные о плановом распределении бюджетного финансирования в 2009 г., мы можем сравнить структуру финансирования мероприятий (включающую доли отдельных мероприятий в общем объеме финансирования, табл. 5) с их относительной значимостью.
Для того чтобы данные второй и третьей строки табл. 5 были сопоставимы, представим их как отношения порядка, т. е. проранжируем показатели С ^) и финансирования мероприятий в порядке убывания. Таким образом, мероприятие, имеющее самое большое значение показателя С (ш) (или самую большую долю финансирования), получает порядковый номер 1, мероприятие с меньшим значением этого показателя — порядковый номер 2 и т. д. (табл. 6)
Существенные расхождения между относительной значимостью мероприятий и структурой их финансирования имеет место в случае мероприятий 1.1, 2.1, 1.7 и 5.3. Эти мероприятия являются наименее ресурсоемкими мероприятиями в Программе (первые два из них имеют аналитический, а вторые два — информационный характер), что объясняет их небольшую долю в структуре бюджетного финансирования. Поэтому следует обратить внимание на менее существенные расхождения значимости и финансирования, имеющие место в случае мероприятий 2.7-3.2, 1.8, 5.1 и 5.2.
Мероприятия 2.7, 3.1, 3.2, ориентированные на интенсификацию взаимодействия научных и промышленных организаций НИС, по значимости для успешной реализации Программы эквивалентны мероприятиям 1.2-1.6, но имеют меньшее финансирование. Мероприятия 1.8, 5.2 и 5.1 направлены на реализацию инфраструктурных функций НИС: технической (1.8, 5.2) и информационной (5.1).
На основании проведенного выше анализа увязки целей и средств реализации Программы можно сделать следующий вывод. Так как Программа является комплексным методом регулирования инновационного процесса в промышленности России, или, другими словами, совокупность мероприятий Программы соответствует структуре НИС, основным недостатком механизма реализации Программы является неразвитость инструментов обеспечения эф-
фективного взаимодействия научных и производственных организаций. На решение этого вопроса в Программе ориентированы мероприятия 2.7, 3.1 и 3.2. Увеличение их финансирования будет способствовать более точному отражению значимости этих мероприятий в структуре бюджетного финансирования. Список использованных источников
1. Концептуальные проблемы рыночной трансформации в России/Сб. статей под ред. Р. Н. Евстигнеева. М.: ИЭ РАН, 2009.
2. Е. Б. Ленчук, Г. А. Власкин. Инвестиционные аспекты инновационного роста: Мировой опыт и российские перспективы. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
3. B.-A. Lundvall. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London: Printer Publishers, 1992.
4. N. Rosenberg. Exploring the Black Box: Technology, Economics, and History. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.
5. Oslo Manual: Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. Paris: OECD Publishing, 2005.
Paths of Federal Target Program «Research and development for priority directions of Russian scientific and technological complex development during 2007-2012 years» mechanism improvement subject to enhancing efficiency of scientific and industry organizations interaction
A. Y. Snegirev, Chief specialist-expert of Program and projects department of Federal agency for science and innovations
In the paper a mechanism of Federal Target Program «Research and development for priority directions of Russian scientific and technological complex development during 2007-2012 years» is considered. Aims of its implementation are analyzed: national innovation system objects corresponding to the aims are shown and interconnections among common FTP aims and aims of FTP stages. By means of the objects and FTP actions comparison specificity of its aims and actions is revealed. On the basis of comparison of FTP actions financing structure and their importance for successful FTP implementation possibilities of efficiency increasing of budgetary funds distribution among FTP actions are elicited.
Keywords: federal target program, national innovation system, innovation process, regulation method,