Научная статья на тему 'Пути совершенствования качества предоставления образовательной услуги для лиц с ограниченными возможностями здоровья'

Пути совершенствования качества предоставления образовательной услуги для лиц с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / МОДЕЛЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА / PERSONS WITH DISABILITIES / THE MODEL OF EDUCATIONAL SERVICES / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / FORMS OF EDUCATION OF PERSONS WITH DISABILITIES / INCLUSIVE EDUCATION / TECHNOLOGY / TRAINING OF PERSONS WITH DISABILITIES / THE EFFECTIVENESS OF EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худоренко Елена Александровна

В статье рассматриваются особеннос-ти предоставления образовательной услуги для лиц с ограниченными воз-можностями здоровья, изучаются эта-пы предоставления образовательной услуги российским инвалидам. Автор исследует факторы, влияющие на ка-чество каждого из этапов, и предлагает пути их совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUWAYS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF GRANTING OF EDUCATIONAL SERVICES FOR PERSONS WITH DISABILITIES

The article discusses the features of educational services for persons with disabilities, studied the stages of educational services to the Russian people with disabilities. The author examines the factors affecting the quality of each of the stages, and proposes ways to improve them.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования качества предоставления образовательной услуги для лиц с ограниченными возможностями здоровья»

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ1

УДК 338.465.4

Елена Александровна Худоренко,

к.п.н., доцент кафедры Таможенного дела и евразийской интеграции РЭУ им. Г.В. Плеханова Эл. почта: KHudorenko.EA@rea.ru

В статье рассматриваются особенности предоставления образовательной услуги для лиц с ограниченными возможностями здоровья, изучаются этапы предоставления образовательной услуги российским инвалидам. Автор исследует факторы, влияющие на качество каждого из этапов, и предлагает пути их совершенствования.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, модель предоставления образовательной услуги, доступная среда, формы обучения инвалидов, инклюзивное образование, технологии обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, эффективность трудоустройства.

Еlena A. Khudorenko,

PhD in Political Science, Associate Professor of the Department of the Department Customs business and Eurasian integration of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov E-mail: KHudorenko.EA@rea.ru

WAYS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF GRANTING OF EDUCATIONAL SERVICES FOR PERSONS WITH DISABILITIES

The article discusses the features of educational services for persons with disabilities, studied the stages of educational services to the Russian people with disabilities. The author examines the factors affecting the quality of each of the stages, and proposes ways to improve them.

Keywords: Persons with Disabilities, the model of educational services, accessible environment, forms of education of persons with disabilities, inclusive education, technology, training of persons with disabilities, the effectiveness of employment.

1. Введение

Результативность предоставления образовательной услуги для лиц с ограниченными возможностями здоровья зависит от качества осуществления каждого этапа формирования образовательной услуги и включает в себя следующую последовательность действий:

- выбор образовательной услуги;

- получение образовательной услуги;

- реализация образовательной услуги.

Все три этапа: выбор образовательной услуги, получение образовательной услуги и реализация образовательной услуги в комплексе со связями с внешней и внутренней средой, определяющими единство действий по предоставлению и получению образовательной услуги со стороны учреждений, оказывающих такую услугу, и лиц, потребляющих ее, формируют единую систему (модель) предоставления образовательной услуги в Российской Федерации.

Схематично последовательность действий предоставления образовательной услуги можно представить следующим образом (см. схему № 1):

Схема 1

Последовательность действий предоставление образовательной услуги

Таким образом, качество предоставления образовательной услуги для лиц с ограниченными возможностями здоровья определяется качеством выбора, получения и реализации образовательной услуги. Рассмотрим особенности, определяющие качество каждого из вышеперечисленных этапов предоставления образовательной услуги.

2. Факторы, определяющие качество предоставления образовательной услуги для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Определяющее значение на выбор образовательной услуги со стороны лиц с ограниченными оказывают следующие факторы:

1) Удаленность учебного заведения от места проживания инвалидов;

2) Требования по инфраструктурному оснащению вуза.

1 декабря 2015 г. постановлением № 12971 правительство РФ утвердило государственную программу «Доступная среда» на 2011-2020 годы [1]. Согласно новой редакции программы, ее ключевой целью является

' Публикация подготовлена в рамках научного проекта РГНФ №15-02-00519

_

создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни. В числе основных задач [2]:

- обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству.

Для максимально эффективного обеспечения выбора образовательной услуги необходимо включить требования инфраструктурного оснащения в ежегодный мониторинг эффективности вуза, и такая работа, проводимая со стороны Министерства образования и науки, уже идет. Оценке будет подвергаться специализированное оснащение вуза: наличие пандусов, лифтов, доступ в аудитории и т.д.

За последние 2 года Министерством образования и науки РФ разработаны и направлены в вузы методические рекомендации по организации образовательного процесса для инвалидов с необходимыми условиями оснащенности, изменена и адаптирована нормативная база для возможности комфортного проведения приемной кампании [3].

На уровень качества получения образовательной услуги российским инвалидам оказывают влияние такие факторы как:

1) Формы обучения;

2) Результаты обучения;

3) Условия получения образования;

4) Технологии обучения и реабилитации инвалидов.

В России существует несколько разновидностей форм обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья: специальное, коррекцион-ное, инклюзивное, интегрированное и комбинированное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Рассмотрим основные из них.

Наиболее глубокие корни имеет специальное образование. Первое специальное образовательное учреждение (опытное училище) для 12-ти глухонемых детей появилось 14-го октября 1806-го года в г. Павловске возле Санкт-Петербурга [4]. Пройдя более чем 200-летний путь своего развития, специальное образование долгие годы было основной формой образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Между тем, специальное образование - совсем не панацея. Формируя особые условия для обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, и удовлетворяя их потребности в медицинских и педагогических услугах, оно, не учитывая изменившихся внешних условий, необходимости общения с внешней средой, закрепляет сегрегацию, препятствует социальной интеграции инвалидов, способствует исключению их из общества, ограничивая жизненные шансы и возможность получения высшего профессионального образования.

Наиболее перспективной и соответствующей потребностям лиц с ограниченными возможностями является инклюзивная форма обучения инвалидов. Инклюзивное образование, определяемое его, как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей», было введено федеральным законом об образовании №9 273 -ФЗ 29 декабря 2012 г. [5].

Правовые основы инклюзивного образования были заложены Конвенцией ООН о правах инвалидов. [6].

Федеральный закон о ратификации конвенции ООН «О правах инвалидов» в РФ был подписан 3 мая 2012 г. Начиная с этого времени, Россия взяла на себя обязательства по внедрению, развитию и расширению инклюзивного образования на территории страны [7].

Одновременно с инклюзивным образованием в России появился институт педагогов-тьютеров,

главная цель деятельности которых заключается в оказании помощи и обеспечении качества получения образовательной услуги лицам с ограниченными возможностями здоровья. По сути тьютор играет роль проводника в образовательное пространство учебного заведения. Он помогает, контролирует психофизиологическое состояние, уровень включенности в образовательный процесс и результативность получения образовательной услуги лицами с ограниченными возможностями здоровья, поддерживает их деятельность как в образовательной среде, так и коммуникативном плане, обеспечивая, таким образом, успешность адаптации и реабилитации инвалидов, эффективность их включения в образовательное и социальное пространство учебного заведения.

Иначе говоря, специально обученные работе с инвалидами тьютеры способствуют своей деятельностью созданию особой безбарьерной среды в рамках образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Подчеркивая значимость института тьютерства, в 2013 г. была создана тьюторская ассоциация, помогающая наладить диалог между представителями этой еще пока относительно редкой профессии. В рамках ассоциации организуются специальные семинары, проводится обучение, публикуются материалы, помогающие специалистам данной профессии лучше наладить свою работу [8].

В целом качество этапа получения образовательной услуги лицами с ограниченными возможностями здоровья определяется следующим набором критериев:

- качеством программ обучения;

- качеством профессорско-преподавательского состава (наличия педагогов-тьютеров и профессионализма кадров, принимающих участие в предоставлении образовательной услуги для лиц с ограниченными возможностями здоровья);

- качеством методов обучения и воспитания, наличия специальных методик преподавания для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

№1, 2016

36

- качеством технологий преподавания и ресурсного обеспечения процесса предоставления услуг для инвалидов;

- качеством материально-технического предоставления услуг для инвалидов (специальное оборудование для реализации потребностей инвалидов, расходные материалы, учебные аудитории и лаборатории);

- качество информационно-методического обеспечения услуги (учебная литература, пособия, сборники задач, макеты, тренажеры и т.п.);

- качеством научных исследований в образовательной организации.

- качеством контроля за осуществлением процесса предоставления образовательной услуги лицам с ограниченными возможностями здоровья;

- качеством результата процесса предоставления образовательных услуг (соответствие уровня знаний студентов и выпускников требованиям государственного образовательного стандарта специальностей);

- качеством специальной развивающей среды для людей с ограниченными возможностями, определяющей глубину адаптации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс учебного заведения;

Следует особо подчеркнуть значимость технологий обучения инвалидов, позволяющим лицам с ограниченными возможностями приобретать знания максимально эффективным образом. Среди технологий наиболее перспективной является электронное обучение, формирующее различные способы дистанционного получения образовательной услуги для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ну и наконец, качество третьего, заключительного этапа предоставления образовательной услуги - этапа реализации услуги определяется следующими важнейшими показателями:

- Высокой степенью удовлетворенности полученным образованием со стороны лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- Уровнем трудоустройства инвалидов-выпускников в соответствии со знаниями, навыками и умениями, приобретенными в образовательном учреждении;

И вот здесь мы сталкиваемся с серьезными проблемами. Согласно статистическим данным, показатели трудоустройства российских инвалидов далеко не радужные.

Так, по мнению Андрея Исаева, заместителя председателя Государственной Думы, в России многие

инвалиды трудоустроены на низкоквалифицированную работу, даже в случае наличия у них хорошего образования, более 60% из всех нетрудоустроенных лиц с ограниченными возможностями здоровья мечтают работать, быть социализированными, но не получают такой возможности [9].

Анализ проблемы трудоустройства инвалидов со стоны работодателей указывает на их низкую заинтересованность в привлечении к работе лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Смотри схему 2.

Следует признать, что проблемой трудоустройства инвалидов озабочены на самом высоком уровне. Создаются специальные центры содействия трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья, выделяются средства и вводятся обязательные квоты по приему инвалидов на работу.

Различные меры поддержки занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья включают в себя1:

• Содействие трудоустройству инвалидов в рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы;

• Государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов;

• Поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих дополнительные адресные услуги инвалидам;

• Содействие поиску подходящей работы в рамках предоставления государственных услуг органами службы занятости населения;

• Содействие трудоустройству незанятых инвалидов в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;

• Квотирование рабочих мест на крупных и средних предприятиях;

1 Определены победители конкурса программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда // http://www.rosmmtrad.ru/social/mvalid-defence/252

Схема 2

Причины отсутствия работы у лиц с ограниченными возможностями здоровья

Источник: Трудоустройство инвалидов: почему в России почти 90% инвалидов не работают? / http://www.innov.ru/news/thema/trudoustroystvo-invalidov// [10].

• Налоговые льготы, предусмотренные для общественных организаций инвалидов и учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов;

• А также иные меры, реализуемые субъектами Российской Федерации.

3. Заключение

Низкая занятость российских инвалидов в первую очередь указывает на низкую результативность предоставления образовательной услуги для лиц с ограниченными возможностями и, как следствие, на невысокое качество образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ.

На слабую результативность обучения лиц с ограниченными возможностями указывают и данные по количественному составу обучающихся инвалидов в системе высшего профессионального образования России.

Смотри таблицу 1.

Исследование количественного состава принятых в высшие образовательные учреждения России и выпущенных студентов с ограниченными возможностями здоровья указывает на то, что, примерно пятьдесят процентов из них не могут завершить процесс обучения и получить диплом о высшем образовании. Данный негативный результат, собственно, как и показатели трудоустройства инвалидов, напрямую указывает на чрезвычайно слабую эффективность предоставления образовательной услуги лицам

с ограниченными возможностями в России.

В этой связи лишь последовательное и кропотливое совершенствование качества образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех этапах предоставления образовательной услуги, с качественной проработкой каждого из факторов предоставления услуги, может привести к улучшению показателей образования инвалидов, их профессиональной реабилитации, росту социализации и качественной адаптации в социум и, как следствие, к росту конкурентоспособности российских инвалидов на национальных и международных рынках труда.

Литература

1. Утверждена государственная программа «Доступная среда» до 2020 года // http://news24ru.com/ news/utwerzMena-gosudarstwenmja-programma-dostupnaja-sreda-do-2020^а

2. Проект Государственной программы «Доступная среда» на 20112020 годы // http://www.rosmintrud.ru/ docs/mintrud/handicapped/102

3. При мониторинге эффективности вузов будут учитывать инвалидов http://izvestia.ru/news/585887

4 Образование инвалидов в России: история вопроса, статистика // http://www.socpolitika.ru/rus/ social_policy_monitoring/events/ document739_print.shtml

5. Статья 2. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) //

Таблица 1

Сведения об инвалидах - студентах образовательных учреждений [11] высшего профессионального образования

(на начало учебного года, человек)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2008/ 20091' 2009/ 20101' 2010/ 2011 2011/ 2012 2012/ 2013 2013/ 20142) 2014/ 20152)

Учреждения высшего профессионального об эазования

Принято студентов-инвалидов 5770 7204 6670 5599 5530 5194 5179

Численность обучающихся 24994 23248 22939 20080 18919 16779 16768

Выпуск специалистов 2463 3040 3080 2783 2712 2500 2561

1) Данные приведены только по государственным (муниципальным) образовательным учреждениям среднего и высшего профессионального образования.

2) По данным Минобрнауки России.

Источник: Положение инвалидов / Официальная статистика Росстата // http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#

http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/b819c620a8 c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/

6. Конвенция о правах инвалидов / Организация Объединенных Наций/ Шестьдесят первая сессия. Пункт 67 b повестки дня. 24 января 2007. С. - 15.

7. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Издательство: Сибирский Федеральный университет Красноярск, 2013. С. 71-95.

8. Гребенникова В.М. // Фундаментальные исследования. - 2015. -№ 2 (часть 19) - С. 4292-4297

9 Исаев Андрей Трудоустройство инвалидов / Андрей Исаев // «Российская газета» 2015 №6825 (254)

10. Трудоустройство инвалидов: почему в России почти 90% инвалидов не работают? / http://www. innov.ru/news/thema/trudoustroystvo-invalidov

11. Положение инвалидов / Официальная статистика Росстата // http ://www. gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/disabilities/#

References

1. Approved by the state program «Accessible Environment» to 2020 // http://news24ru.com/news/ utwerzhdena-gosudarstwennaja-programma-dostupnaja-sreda-do-2020-goda

2. The draft of the State program «Accessible Environment» for 20112020 // http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/handicapped/102

3. When monitoring the effectiveness of higher education institutions will take into account disabled http://izvestia.ru/news/585887

4 Education of Persons with Disabilities in Russia: the history of the problem, statistics // http:// www.socpolitika.ru/rus/social_policy_ monitoring/events/document73 9_print. shtml

5. Article 2 of the Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ (ed. By 07.13.2015) «On Education in the Russian Federation» (rev. And ext.,

№1, 2016

38

Joined. In force from 24.07.2015) // http : //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/b819c620a8 c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/

6. Convention on the Rights of Persons with Disabilities / United Nations / Sixty-first session. Item 67 b of the agenda. 24 January 2007, PP - 15.

7. Alekhine S.V. Inclusive education for children with disabilities // Modern educational technologies in

the work with children with disabilities : monograph / Publisher: Siberian Federal University, Krasnoyarsk, 2013. pp 71-95.

8. Grebennikov V.M. The development of inclusive education in the Russian Federation: problems and prospects // The fundamental research. - 2015. - № 2 (Part 19) - C. 4292-4297

9. Andrei Isayev 9 Employment of Persons with Disabilities / Andrey

Isaev // «Rossiyskaya Gazeta» in 2015 №6825 (254)

10. Employment of Persons with Disabilities: why Russia almost 90% of disabled people are not working? / Http://www.innov.ru/news/thema/ trudoustroystvo-invalidov

11. The situation of persons with disabilities / Official statistics Rosstat // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/disabilities/#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.