ОГРАНИЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЙСТВИЕ МЕХАНИЗМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ________________________СУБЪЕКТИВНЫХ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ________________________
Попкова Н.П.
участвующих в деле, от доказывания определенных фактических обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным актом, определяют границы субъективного права) // ИС «Кодекс».
10. См.: Маттеи У, Суханов Е.А. Указ. соч. С. 313 (автор - Е.А. Суханов).
11. См.: Определение Конституционного суда Российской Федерации от 1 октября 1998 года №б/н // ИС «Кодекс».
12. Понятие и специфику общерегулятивного отношения см., например: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2000. С. 534 и далее (автор главы - Н.И. Матузов).
13. Действующее российское гражданское законодательство термины «соседские права», «соседские отношения» не использует. Однако в некоторых нормах Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве специфических субъектов отношений упоминаются соседи (см., например: ст. 293, п. 4 ст.и 687). В иных нормах, несмотря на то, что термин «соседи» не используется, отнесение участников отношений к указанной категории лиц можно предположить (например, п. 3 ст. 209, абз. 2 п. 3 ст. 222, п. 3 ст. 261, п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).
14. СЗ РФ. 2006. №31 (ч.1). Ст. 3434.
15. См.: Гамбаров Ю.С. Вещное право. Особенная часть гражданского права. Лекции, читанные в Экономическом отделении в 1908-1909 ак. году. С.-П. Типо-Литография И. Трофимова, 1913. С. 205.
16. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Первая часть: Вотчинные права. М.: Статут, 2002. С. 505.
17. Вавилин Е.В. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Волтере Клувер, 2009. С. 99-100.
ПРАВО
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Шерипов Н.Т.
В конце XX века Кыргызская Республика, встав на путь свободного общественного развития, основанного на нормах и принципах права, взяла курс на построение правового государства и демократического общества, о чем говорит ст. 1 Конституции Кыргызстана, провозгласив страну суверенным, унитарным, демократическим, правовым, светским, социальным государством. Одним из способов достижения данных целей является стабильное и динамичное развитие законодательства страны. Однако данный процесс в современных условиях Кыргызстана сопровождается кризисными явлениями в экономической, политической, социальной и иных сферах общественной жизни. В определенной степени это связано с недостатками законодательства [1].
WAYS OF PERFECTING OF THE ELECTORAL FRANCHISE IN THE KYRGYZ REPUBLIC AT THE MODERN STAGE OF DEVELOPMENT
N.T. Sheripov
At the end of the 20th century Kyrgyz Republic having chosen the way of liberal social progress based on the legal rules and principles, determined on the building of the constitutional state and democratic society which is stated in Article lof the Kyrgyz Constitution, and declared the country a sovereign, unitary, democratic, constitutional, temporal and social state. Stable and dynamic development of the country’s legislation is one of the ways to achieve the said goals. But this process goes with the crisis effects in the economic, political, social and other fields of the social life. In some way it is connected with the deficiency in legislation.
Законодательство является важным по-литико-правовым инструментом регулирования общественных отношений. От его эффективности и правомерности, формирования, применения и совершенствования на основе последовательного воплощения в нем правовых ценностей зависят в конечном итоге стабильность социально-политических и социально-экономических процессов, достойный уровень жизни населения И т.д. [2].
Кыргызкая Республика так же, как и Рос-
сийская Федерация, и другие независимые государства, ранее входившие в Советский Союз, прошла непростой путь становления демократических институтов. Можно уверенно констатировать, что теперь мы являемся полноправными участниками демократического сообщества, с партнерских позиций участвуем в обсуждении и выработке принципов взаимодействия по ключевым политико-правовым вопросам, проблематике прав человека и демократических процессов [3].
ШериповН-Т.
Система избирательного законодательства в нашей стране прошла в своем развитии определенный исторический путь, испытывая на себе воздействие совокупности внешних по отношению к ней факторов, среди которых особую роль играют взаимосвязанные социальные, политические и юридико-технические факторы. Современное состояние системы избирательного законодательства в Кыргызской Республике объективно детерминировано комплексом названных факторов и в целом соответствует общественным и государственным потребностям в сфере законодательного оформления правового регулирования электоральных отношений в нашей стране. Вместе с тем те же факторы в их развитии предопределяют возможность существенного усовершенствования этой системы и перевода ее в качественно новое состояние, в свою очередь детерминированное социальными, политическими и юри-дико-техническими приоритетами нового времени.
Современное избирательное законодательство Кыргызской Республики сравнительно молодо. Оно формировалось в сложных условиях: во-первых, правовой вакуум 1993 г., во-вторых, нежелание принять на вооружение демократические традиции, а заимствование в большей мере зарубежного избирательного законодательства.
Законодательство о выборах демократично, но в достаточной мере не обкатано современными реалиями политической жизни Кыргызской Республики.
В то же время практика выборов в Кыргызской Республике с 1991 года по сегодняшний день показывает, что избирательное законодательство в его современном состоянии еще не до конца способно обеспечить демократический характер выборов, оно требует дальнейшего совершенствования. Несовершенство избирательного законодательства вызывает ряд негативных явлений в обществе, препятствующих построению в Кыргызской Республике правового
государства, нормальному функционированию институтов гражданского общества.
Основным недостатком законодательства Кыргызской Республики является его нестабильность. Избирательное законодательство постоянно изменялось на протяжении последних лет и, тем не менее, оно все еще несовершенно. Вместе с тем не в полной мере учитываются реальные условия Кыргызской Республики, что вызывает нигилистическое отношение населения к закону и власти.
Кыргызское законодательство, как и законодательство других стран СНГ, в современных условиях нуждается в демократизации и гуманизации, в более широком участии институтов гражданского общества в правотворчестве и правоприменении, что должно повысить их эффективность.
С принятием Кодекса о выборах 1999 года наша Республика пошла по пути кодификации избирательного законодательства, в связи с чем действовавшие до этого момента законодательные акты, регулирующие отношения в области проведения выборов и референдумов в Кыргызской Республике, имеющие дублирующие, одинаковые предписания, прекратили свое действие.
Кодекс «О выборах в Кыргызской Республике» объединил в себе все существующие до этого времени различные законы о выборах разного уровня государственной власти и местного самоуправления.
Необходимо отметить, что Россия достаточно продолжительное время стоит перед проблемой кодификации избирательного законодательства. Не утихают дискуссии по поводу необходимости принятия единого кодифицированного акта, регулирующего отношения в области проведения выборов и референдумов. Как отмечает А.Г. Головин, «перспективными путями совершенствования системы избирательного законодательства в Российской Федерации являются выведение из состава избирательного законодательства норм, регламентирующих ре-ферендумный процесс, полная кодификация федерального избирательного законода-
тельства, а также возможная унификация строения региональных подсистем избирательного законодательства по модели федеральной подсистемы» [4]. Автор предлагает развернутую концепцию Избирательного кодекса Российской Федерации, включающую его примерную постатейную структуру.
К.А. Агаларова [5] на основе изучения опыта правового регулирования региональных и муниципальных выборов обосновывает и формулирует ряд предложений по совершенствованию соответствующих норм избирательного законодательства субъектов Российской Федерации, в частности, вниманию законодателей субъектов РФ предлагает проект структуры (концепции) Избирательного кодекса субъекта Российской Федерации.
П.А. Астафичев, в свою очередь, отмечает, что «в целом практика разработки и реализации избирательного законодательства субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод о необходимости кодификации норм избирательного права не на уровне Российской Федерации (где избирательное законодательство целесообразно оставить в рамочном, диспозитивном виде), а на уровне субъектов Российской Федерации» [6]. Обосновывая необходимость кодификации норм избирательного законодательства субъектов Российской Федерации, автор считает наиболее целесообразным полное дублирование в законах субъектов РФ норм федеральных законов о выборах, распространяющихся на избирательные системы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Автор разделяет мнение П.А. Астафиче-ва и отмечает, что для Российской Федерации с федеративным государственным устройством кодификацию избирательного законодательства правильнее проводить на уровне субъектов Федерации.
Избирательное законодательство Кыргызской Республики, основываясь на меж-
дународных стандартах в области избирательного законодательства, закрепило его главные принципы: принцип свободных выборов, всеобщность, непосредственное голосование, тайность, состязательность, открытость, обязательность и периодичность выборов, независимость избирательных комиссий и другие.
Разработанный в ходе реформы совершенствования избирательной системы Кыргызской Республики и принятый парламентом в 1999 году Кодекс о выборах получил положительное заключение международных экспертов, в том числе экспертов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. По их мнению, он создал благоприятные правовые и избирательные условия для проведения выборов на демократической основе. Перед обществом в ходе работы над новым избирательным законодательством стояла на тот момент задача: создать такой закон, чтобы народ, десятилетиями участвовавший в формальных, символических выборах, ощутил свое значение как носитель суверенитета и единственный источник власти. Сегодня многие политологи, журналисты, наблюдатели отмечают, что ушедший XX век в Кыргызстане ознаменовал конец безразличия и апатии избирателей, повышение гражданской активности электората.
Но, как уже отмечалось ранее, особенностью законодательства о выборах является его нестабильность и частая корректировка в соответствии с конституционными реформами, проводимыми в Кыргызской Республике. Законодатели во всех государствах, как правило, перед очередными выборами вносят в действующие законы о выборах соответствующие изменения и дополнения. Это объясняется тем, что в наличии всегда существуют собственные интересы потенциальных кандидатов на выборные должности из числа действующих законодателей, а также постоянным развитием и подвижностью законодательства о выборах. Совершенствование избирательного законода-
ШериповН-Т.
тельства вызвано также и необходимостью для большего обеспечения конституционных прав избирать и быть избранными в представительные органы Кыргызской Республики.
Ранее действовавшее избирательное законодательство нуждается в радикальном обновлении, приведении его в соответствие с международными демократическими стандартами, не в полной мере отвечает позитивным изменениям, происшедшим в последнее время в Республике. Многие возникавшие в ходе выборов вопросы не имели должной правовой регламентации. Все это обусловливало различные нарушения законодательства о выборах со стороны участников избирательного процесса, настоятельно ставило вопрос о совершенствовании избирательной системы Кыргызской Республики. Ведь, как известно, исход выборов в немалой степени зависит от того, насколько демократичен электоральный закон, действующий в стране.
Новая Конституция Кыргызской Республики, принятая 27 июня 2010 года путем референдума, внесла свои коррективы в законодательство о выборах в Кыргызской Республике. Порядок выборов Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогор-ку Кенеша отныне будет регулироваться уконституционными законами о выборах Президента и депутатов Жогорку Кенеша соответственно [7].
Следует отметить, что авторы Конституции 2010 года пошли по пути отмены единого систематизированного акта о выборах, предлагая иерархию законов, составляющих законодательство о выборах.
Автор поддерживает данное новшество, внесенное в Основной закон государства, утверждая, что статус конституционных законов о выборах Президента и депутатов Жогорку Кенеша, основ проведения референдума в Кыргызской Республике закрепит незыблемые принципы и политическую волю. Необходимость прохождения сложной процедуры изменения этого уровня за-
конов позволит защитить их от манипуляций и постоянного перекраивания в угоду политической конъюнктуре. На основе вышеизложенного автором предлагается разработать отдельный конституционный закон, объединяющий порядок проведения выборов Президента и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и отдельный конституционный закон о референдуме в Кыргызской Республике.
Необходимо для оптимизации и повышения эффективности выборовРазработать отдельные законы, позволяющие заложить необходимую гибкость и обычную процедуру принятия поправок депутатами ЖК, при которых общие правила и процедуры можно будет менять, уточнять и дополнять вместе с развитием избирательного процесса. В этих целях автором предлагается принять отдельный закон «О выборах депутатов местных кенешей в Кыргызской Республике и глав представительных органов местного самоуправления Кыргызской Республики», регулирующий отношения, связанные с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, и подробно регламентирующий сам процесс проведения выборов в них. Также следует принять отдельный закон о системе избирательных комиссий.
И, наконец, предусмотреть уровень постановлений и положений органа, отвечающего за организацию и проведение выборов. ЦИК, таким образом, сможет совершенствовать процедуры документооборота (протоколы, таблицы, ведомости и прочее), коммуникации и организации деятельности комиссий разного уровня, обеспечивать эффективную систему технического обеспечения избирательного процесса.
Принятие соответствующих законов, предположительно, упростит текст законов о выборах, что непосредственным образом сократит и количество нарушений со стороны членов избирательных комиссий, сделав избирательное законодательство максимально понятным, дополнит и сделает не-
двусмысленным его понятийный аппарат. Устранит и не допустит противоречия между государственным и официальным языками, так как от идентичности текстов документов на государственном и официальном языках зачастую зависят судебные решения по искам и жалобам, и, конечно же, сделает структуру документа удобным. Существующий же в данное время документ, регулирующий выборный процесс, очень громоздкий и противоречивый.
Вместе с тем избирательная практика за последние годы дала множество фактов для дополнительного осмысления действующего законодательства Республики и принятия мер по устранению отдельных противоречий и усилению гарантий избирательных прав граждан. Перед законодателями стоят следующие задачи:
I. Совершенствование порядка формирования и статуса избирательных комиссий. В соответствии с Кодексом о выборах основная функция избирательных комиссий -организация выборов, обеспечивающая реализацию и защиту избирательных прав граждан. Данную функцию комиссии всех уровней смогут обеспечить только в том случае, если они будут достаточно подготовленными и юридически грамотными в вопросах проведения выборов. Это, в свою очередь, диктует необходимость их формирования на профессиональной и, обязательно, на представительной основе [8]. Избирательные комиссии должны из просто статистов, как это было раньше, стать действительными организаторами выборов, только в этом случае можно быть уверенными, что избирательные права граждан будут действенно защищены. Следовало бы пересмотреть порядок и сроки внесения предложений по кандидатурам в состав избирательных комиссий, чтобы обеспечить достаточное время для внесения предложений по кандидатурам и сформировать дееспособные комиссии. Независимость избирательных комиссий предполагает также законодательные ограничения включения в их
состав представителей государственной власти и местного самоуправления.
На основе вышеизложенного автором предлагается:
1. Создать трехуровневую единую систему избирательных комиссий, включающих:
■ Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики;
■ территориальные избирательные комиссии;
■ участковые избирательные комиссии.
Исключить при этом областные избирательные комиссии.
2. Сделать единой процедуру формирования избирательных комиссий всех уровней.
■ Наиболее важным компонентом является независимость и самостоятельность избирательных комиссий. В соответствии с Кодексом о выборах основная функция избирательных комиссий - организация выборов, обеспечивающая реализацию и защиту избирательных прав граждан. Данную функцию комиссии всех уровней смогут обеспечить только в том случае, если они будут достаточно подготовленными и юридически грамотными в вопросах проведения выборов. Это, в свою очередь, диктует необходимость их формирования на профессиональной основе и, обязательно, на представительной основе. В связи с чем автором в целях обеспечения больших возможностей участия политических партий в избирательном процессе и снижения возможности использования государственных и муниципальных служащих предлагается территориальные и участковые избирательные комиссии формировать в составе двух третей представителей политических партий и одной трети представителей представительных органов местного самоуправления с учетом представительства не более семидесяти процентов лиц одного пола от каждого субъекта выдвижения, предоставив возможность комиссиям выбирать из своего состава председателя и секретаря.
Шерипов Н.Т.
■ В целях обеспечения независимости и прозрачности в деятельности комиссий всех уровней, а также единообразного способа определения председателя предлагается в комиссиях всех уровней избирать председателя из состава комиссии.
■ В целях повышения профессионализма избирательных комиссий, обеспечения возможности работы по уточнению списков избирателей, сокращения избирательных процедур непосредственно после объявления выборов районные, городские избирательные комиссии формировать областными, Бишкекской городской избирательными комиссиями в составе двух третей об общего числа членов сроком на пять лет. Одна треть состава формируется не позднее 10 календарных дней после назначения выборов. Председатель и секретарь являются должностными лицами и избираются большинством голосов из состава комиссии сроком на пять лет.
■ Для того чтобы сделать стабильной работу избирательных комиссий, обеспечить преемственность, требуется законодательным путем закрепить деятельность всех избирательных комиссий Кыргызской Республики всех уровней на постоянной основе, но на общественных началах, наложив функцию, направленную на улучшение качества избирательного процесса, то есть осуществлять работу по уточнению списков избирателей и обеспечивать обучение членов участковых избирательных комиссий. Только постоянно действующие избирательные комиссии в состоянии решать задачи развития избирательной системы Кыргызской Республики, совершенствования законодательства о выборах и референдумах, освоения новых прогрессивных избирательных технологий, способствующих проведению выборов на уровне международных стандартов в области избирательного права. Уровень профессиональности, ответственности у периодически создаваемых, на период выборов, избирательных комиссий недостаточно
обеспечит подлинное выражение власти народа. Согласно Кодексу о выборах постоянно действующими избирательными комиссиями в Кыргызской Республике являются Центральная избирательная комиссия, областные, Бишкекская, Ошская городские избирательные комиссии.
3. Дать право местным наблюдателям наблюдать весь процесс в период с даты назначения выборов до официального опубликования результатов, так как сейчас, в соответствии со статьей 18 Кодекса о выборах в Кыргызской Республике, наблюдатели осуществляют наблюдение только в день голосования. Предоставить право гражданам, работающим в международных организациях, осуществлять наблюдение в статусе международного наблюдателя.
4. Четко прописать правила наблюдения на участке с целью обеспечить наблюдателю возможность визуального контроля всех процедур, не нарушая при этом тайны голосования.
5. Рассмотреть и изыскать возможность адекватной оплаты труда членам ПК.
6. Постоянное обучение членов избирательных комиссий.
По избирательным округам и избирательные участкам:
■ сократить число избирателей на участках до 1000 человек. Данная мера позволит решить две задачи. Во-первых, снизит конфликтогенность и нивелирует желание нечистоплотных участников выборов манипулировать результатами. Дело в том, что большие участки всегда являются зоной повышенного интереса, использования административного ресурса, нарушений с целью повлиять на исход выборов; снижение численности избирателей существенно снизит риск возникновения конфликтов и рассредоточит ресурсы тех, кто готов манипулировать результатами. Во-вторых, существенно сократится количество технических ошибок, процедура подсчета станет проще и быстрее в осуществлении, сделает наблюдение в разы эффективнее.
II. Основной проблемой избирательных комиссий на протяжении последних лет был и остается вопрос составления списка избирателей.
Большую работу следует провести по порядку учета избирателей, составления списков избирателей, обеспечения прав избирателей, находящихся в местах временного пребывания. В этой связи, учитывая конституционное право граждан на выбор места жительства и места пребывания, стоит задача устранения противоречий действующего законодательства по вопросам учета и регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания. Отдельные граждане преднамеренно не регистрируются по месту жительства, так как это связано со стоимостью коммунальных услуг. Проблема внутренней и внешней миграции ставит задачу постоянно держать этот вопрос в поле зрения. Законодателю необходимо подумать о возможном изменении порядка регистрации избирателей и, соответственно, составления списков избирателей. Мировая практика свидетельствует о такой форме регистрации избирателей, как активная (необязательная) регистрация, когда сами граждане в установленные сроки приходят в органы, занимающиеся составлением списков, и регистрируются как избиратели. Это исключает формальность при составлении списков местными органами власти, участковыми комиссиями, которые порою вынуждены ходить по домам и искать избирателей. Действующая система предусматривает порядок, когда местные органы власти передают данные об избирателях по данному участку в комиссии, так как имеется их регистрация в соответствующих органах. Фактически многие избиратели, не снявшись с регистрации и включенные в список, проживают в другой местности, что приводит к случаям голосования за них другими лицами. Все это порождает множество проблем в период подготовки и проведения выборов.
Большую проблему в обеспечении избирательных прав граждан при включении их в список вызывает толкование понятий «постоянного» и «преимущественного» проживания. Очевидно, законодателю необходимо определить критерии этих понятий. При этом возможно понятие «постоянного проживания» связать с наличием регистрационной отметки, а понятие «преимущественного проживания», как это используется в мировой практике, - с местом уплаты большей части местных налогов.
На основе вышеизложенного автором предлагается:
■ Для решения основной проблемы, связанной с избирательными списками, нужно ввести понятие «избирательный адрес» при голосовании по единому избирательному округу, а также обозначить сроки, в которые станет технически возможным внести избирателя в список по адресу и проставить отметку в списке по месту его прописки. Под избирательным адресом следует понимать адрес фактического проживания гражданина, по которому он выразил желание голосовать и отличное от места его постоянной регистрации (прописки). Избирательный адрес представляет собой возможность голосовать на выборах Президента и депутатов ЖК КР, не опираясь на постоянную регистрацию (прописку). Это обусловлено, прежде всего, тем, что при указанных категориях выборов вся территория Республики представляет собой единый избирательный округ. Такую возможность в действующей редакции в ст. 38 Кодекса о выборах в Кыргызской Республике давало открепительное удостоверение. Однако основное отличие «избирательного адреса» в том, что избирателю не надо ехать по месту своей прописки и получать открепительное удостоверение, он сразу напрямую приходит на ближайший избирательный участок по месту, где ему наиболее удобно проголосовать. Таким образом, избирателю предоставляется реальная
Шерипов Н.Т.
возможность осуществить свое активное избирательное право. При этом в предложенной системе предусмотрены сроки сверки полученных данных между избирательными комиссиями. При введении голосования по избирательному адресу открепительные удостоверения требоваться не будут.
■ Ввести заявительный порядок регистрации избирателей путем подачи заявления в территориальную избирательную комиссию о желании голосовать по избирательному округу.
■ Обозначить сроки, в которые станет технически возможным внесение избирателя в список по избирательному округу и проставление соответствующей отметки в списке по месту прописки.
■ Выдвижение, регистрация и гарантии деятельности кандидатов.
■ Предусмотреть обязательное письменное уведомление кандидатов о проблемах, связанных с поданными на регистрацию документами, если не все документы предоставлены или если в предусмотренных документах содержатся неточности или ошибки. Установить, что кандидаты имеют право после получения уведомления в означенный срок (2-3 рабочих дня) привести документы в соответствие с требованиями.
■ Исключить из Кодекса понятие «уполномоченное лицо кандидата», оставить два вида представительства кандидатов - доверенные лица и члены комиссии с совещательным голосом.
■ Прописать порядок расположения молодежи и национальных меньшинств в списке политической партии аналогично гендерной женской квоте.
■ Исключить институты дополнительных списков и открепительных удостоверений как наиболее проблемные участки избирательного процесса, используемые административным ресурсом для манипулирования выборами.
■ При организации и порядка голосования ввести видимую маркировку.
3. Самой сложной и конфликтной стадией избирательного процесса является предвыборная агитация. С учетом поступивших предложений и замечаний по итогам прошедших выборов необходимо устранить отдельные недоработки и противоречия действующего законодательства, установить ясные пределы участия должностных лиц в организации и проведении агитации кандидатов. Требует законодательного урегулирования информационное освещение хода предвыборной кампании, особенно такие информационные явления, как авторские программы и авторские материалы. Необходимо четко разграничить понятия агитационной и информационной деятельности в ходе выборов, разграничить понятия «информация» и «комментарий».
4. Внести изменения и дополнения в порядок и организацию голосования и подведения итогов выборов, что имеет конкретной целью увеличить механизмы, максимально обеспечивающие прозрачность и справедливость голосования и подведения итогов выборов. При определении результатов выборов:
■ Пороги считать от явки избирателей. В действующей редакции Кодекса о выборах в Кыргызской Республике существуют 5% и 0,5% пороги, однако они считаются от числа зарегистрированных избирателей. Такие пороги являются искусственными и не отражают реальной картины предпочтений избирателей и сил политических партий. Кроме того, они могут быть предметом манипуляций и использования административного ресурса. Вместе с тем отсутствие порогов может привести к участию неограниченного количества партий. В связи с этим предлагается увеличить порог до 7% и 0,7%, но при этом вести расчет от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
■ Упростить протокол об итогах голосования и передать его в компетенцию ЦИК.
5. Важнейшей задачей избирательных комиссий всех уровней и судов должна быть
задача выработки справедливой правоприменительной практики при разрешении споров, связанных с защитой избирательных прав граждан. Действительно, избирательное законодательство всегда требовало и будет требовать совершенствования. Законодатель в связи с этим не может и в принципе не должен предугадать все возможные ситуации, которые могут возникнуть при подготовке и проведении выборов. В этой связи избирательные комиссии и суды должны умело применять фундаментальные принципы избирательного права, закрепленные в Конституции и законодательстве о выборах. Часто говорят о том, что действующее законодательство несовершенно, противоречиво, что отсутствует норма, регулирующая возникшую ситуацию. Избирательные комиссии и суды в случае отсутствия конкретной нормы должны справедливо применить принципы права, найти смысл закона и применить нормы таким образом, чтобы они не приводили к абсурдным последствиям.
Рассмотрение жалоб и заявлений на нарушение избирательных прав граждан в ходе проведения прошедших выборов выявило проблему дифференциации ответственности за нарушения избирательных прав граждан. В целях обеспечения реализации избирательных прав граждан суды Кыргызской Республики должны больше применять меры административной ответственности, например, штрафы, и только с учетом степени избирательного правонарушения применять исключительную меру ответственности, как, например, отмена регистрации кандидата или результатов голосования. Это, в свою очередь, требует внесения соответствующих изменений и дополнений в избирательное законодательство и законодательство об административной ответственности. Законодательно необходимо предусмотреть такую меру ответственности, как предупреждение кандидатов или иных участников выборов, предоставив право применения избирательным комиссиям.
Необходимо уточнение вопросов, связанных с призывами к отказу от участия в выборах или бойкота выборов. Эти призывы, по нашему мнению, носят общественно опасный характер, несут информационную угрозу основам конституционного строя и должны быть квалифицированы как воспрепятствование осуществлению избирательных прав, влекущие уголовную ответственность.
В соответствии с п. 6 ст. 54 Кодекса о выборах обжалование решений и (или) действий (бездействия) избирательных комиссий в административном порядке установлено обязательное предварительное обжалование в вышестоящую комиссию для последующего обращения в суд, и непринятие такого решения лишает права заявителя на судебную защиту своих прав. В этой связи предлагается установить обязанность комиссий по принятию решений и уведомлению заявителей.
6. Существенным элементом обеспечения гарантий избирательных прав граждан является работа по повышению как общей правовой, так и профессиональной избирательной культуры граждан и в целом всех участников избирательного процесса.
У граждан зачастую порой не хватает сил, правовой подготовленности довести дело до судебной защиты. Все это связано с отсутствием достаточного правового просвещения основам права и механизмам защиты прав и законных интересов граждан.
Комплекс мер по повышению правовой избирательной культуры граждан должен предполагать меры по повышению профессиональной подготовки кадров системы избирательных комиссий. Их правовая подготовка должна включать обязательное изучение отдельных отраслей законодательства, организационных форм деятельности комиссий, методов управления избирательным процессом, анализ избирательных технологий.
Шерипов Н.Т.
Правовое просвещение избирателей предполагает создание эффективной информационно-аналитической и образовательной инфраструктуры выборного процесса. Для этого необходимо общее правовое образование в школах и вузах, создание специальных информационно-образовательных и издательских проектов.
Механизмы реализации и защиты избирательных прав граждан предполагают четкое и постоянное взаимодействие изби-
рательных комиссий с государственными органами, в первую очередь с правоохранительными, и органами местного самоуправления.
Указанные проблемы и вопросы совершенствования избирательного законодательства будут способствовать более полному внедрению институтов народовластия и демократии в Кыргызской Республике, реализации и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.
ЛИТЕРАТУРА
1. Найманбаев А. Эркин Too. 2010. 12 августа. №62.
2. Горбань B.C. Понятие, теория и проблемы формирования общей концепции эффективности законодательства. М., 2009. С. 3.
3. Большаков С.В. Место и роль средств массовой информации в современных избирательных процессах. Материалы международной науч. практ. конф. «Выборы и развитие демократии в Кыргызстане». Бишкек, 2006. С. 25.
4. Головин А.Г. Основы построения и тенденции развития системы избирательного законодательства в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
5. Агаларова К.А. Развитие избирательного законодательства субъектов Российской Федерации: конституционно-правовой анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
6. Астафичев П.А. Проблемы совершенствования избирательного законодательства в Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1998.
7. См.: ст. 62 ч. 2 и ст. 70 ч. 2 Конституции КР, введенной в действие Законом КР «О введении в действие Конституции Кыргызской Республики» от 27 июня 2010 года // Эркин Too. 2010. 6 июля. №61 (1981).
8. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика: Монографическое исследование. М.: Издательство «Весь мир», 1996. С.12.
ПРАВО
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ПРАВА Волков Ю.В.
Положительно решен вопрос о формировании телекоммуникационного права в качестве отдельного научного направления и самостоятельной учебной дисциплины во многих странах (Австралии, США, Европе), но для России до настоящего времени он не потерял актуальности, т.к. движение к построению информационного общества должно кроме идеальных конструкций иметь развитую телекоммуникационную инфраструктуру и качественное регулирование отношений, с ней связанных.
ECONOMIC PREREQUISITES FOR THE LEGISLATION ON TELECOMMUNICATION
Yu. V. Volkov
The problem of the telecommunication law formation as a separate scientific course and independent university subject is successfully solved in many countries (Australia, the USA, Europe), but up to now it didn’t loose its actuality for Russia, as the movement to the building of the information - oriented society must acquire a developed telecommunication infrastructure and high-grade regulation of connected with it relations beside the ideal constructions.
Значительное число юридических фактов, закрепленных в законодательстве, являются основаниями возникновения и развития правоотношений. К их числу можно отнести: присоединение и регистрация сетей связи, использование радиочастот и нумерации, нарушение целостности сетей связи и многое другое. Данные факты имеют и правовое, и экономическое значение, но в совокупности, комплексно не закрепляются и не изучаются. Исследование связанных с экономикой фактов телекоммуникационной сферы частично восполнит данный пробел.
Рассмотрение либо формальное упоминание, экономического базиса как необходимого основания права длительное время было обязательным элементом любого социального исследования, что являлось своеобразной данью преобладавших марксистско-ленинских взглядов на природу права. Ослабление идеологического давления в
научной сфере привело, не всегда обоснованно, к забвению факторов взаимного влияния экономики и права. Выделение самостоятельной отрасли права практически все современные учебные правовые курсы и учебные пособия связывают исключительно с предметом и методом. Вопросам экономического обоснования выделения отрасли права уделяется незначительное внимание либо не уделяется вовсе. В современной юриспруденции и в правовом образовательном процессе можно наблюдать усиление формально догматических подходов в изучении права. Комплексное, системное и функциональное исследование применяется значительно реже в сложных случаях, при исследованиях и формировании новых, отраслей права. В образовательном процессе экономические предпосылки изучаются отдельной учебной дисциплиной и в комплексном анализе практически не используются. Телекоммуникационное право только