Научная статья на тему 'Пути совершенствования форм и методов проведения камеральной налоговой проверки по НДС'

Пути совершенствования форм и методов проведения камеральной налоговой проверки по НДС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
714
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / МЕТОДЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Домрачева М. Н.

В данной статье исследованы формы и методы проведения камеральной налоговой проверки по налогу на добавленную стоимость. Автором предложены мероприятия по ее совершенствованию, дана их краткая характеристика, а также проведен анализ результатов при их практическом применении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования форм и методов проведения камеральной налоговой проверки по НДС»

Новый университет. 2013. № 8 (30)

ISSN 2221-7347

УДК 336.22

М.Н. Домрачева

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ПО НДС

В данной статье исследованы формы и методы проведения камеральной налоговой проверки по налогу на добавленную стоимость. Автором предложены мероприятия по ее совершенствованию, дана их краткая характеристика, а также проведен анализ результатов при их практическом применении.

Ключевые слова: налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налог на добавленную стоимость, методы налоговых проверок.

В целях обеспечения соблюдения налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами соблюдения законодательства о налогах и сборах налоговые органы осуществляют мероприятия налогового контроля.

Основным фактором повышения эффективности контрольной работы является усовершенствование существующих процедур налоговых проверок.

Создание действенной системы налогового контроля влечет за собой увеличение доходов бюджета без ущемления законных прав и интересов добросовестных налогоплательщиков. Признаками такой системы являются:

1) рациональная система отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;

2) использование эффективных форм и методов налоговых проверок, основанных на установленной порядке их проведения, а также на прочной законодательной базе;

3) использование системы оценки работы налоговых инспекторов для рационального распределения нагрузки.

В настоящее время проделана большая работа по совершенствованию системы налогового администрирования, в рамкой которой были введены следующие положения:

1) упрощение процедур заполнения и подачи налоговых деклараций в налоговые органы;

2) введение системы подачи налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме;

3) использование Центров обработки данных для обработки налоговой отчетности;

4) развитие системы досудебного урегулирования налоговых споров;

5) внедрение форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками.

В связи с тем, что налог на добавленную стоимость является одним из наиболее сложных налогов, он вызывает большое количество проблем и вопросов как при исчислении, так и при проведении налоговой проверки. Данная ситуация вызывает необходимость совершенствования как порядка исчисления налога на добавленную стоимость, так и форм и методов проведения камеральной налоговой по НДС. Остановимся подробнее на втором вопросе.

Установленный порядок проведения камеральных налоговых проверок по НДС, запрещающий истребование документов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ, при проведении камеральных налоговых проверок по НДС, в которых не заявлено возмещение налога из бюджета, облегчают порядок проведения таких проверок.

Изменение порядка проведения камеральных налоговых проверок по НДС, в которых заявлено право на возмещение, напрямую связано с изменением принципов взимания самого налога, установленные Налоговым кодексом РФ.

Решение данного вопроса состоит в рациональном преодолении следующей проблемы:

© Домрачева М.Н., 2013.

46

ISSN 2221-7347

Экономика и право

необходимо построение такого механизма исчисления и уплаты НДС, при котором государственный бюджет не теряет поступления денежных средств в связи с неправомерным возмещением налога из бюджета, однако при этом добросовестные налогоплательщики не должны нести финансовые потери в связи с задержкой выплаты возмещений НДС из бюджета. Усиление налогового контроля за проверкой обоснованности возмещения НДС из бюджета, в том числе посредством увеличения срока проведения камеральной налоговой проверки приведет к увеличению срока возврата денежных средств из бюджета, тем самым нарушив интересы добросовестных налогоплательщиков без достижения желаемого эффекта (например, увеличивается возможность ликвидации фирмы-однодневки).

Целью камеральной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах. Она проводится уполномоченными должностными лицами налоговых органов без какого-либо специального разрешения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня предоставления налоговой декларации (расчета) и документов, которые налогоплательщик обязан представить вместе с налоговой декларации в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Для повышения качества проведения камеральной налоговой проверки необходимо формирование единой государственной информационной базы данных, источниками которых является как внешние, так и внутренние источники.

К внутренней информации относится информация о налогоплательщике, полученная работниками налоговых органов в процессе осуществления налогового контроля. К ней относятся:

1) информация, полученная при постановке налогоплательщика на налоговый учет (учредительные документы, размер уставного капитала, наличие обособленных подразделений и т.д.);

2) информация, полученная при осуществлении камеральных налоговых проверок (налоговые декларации по налогам, бухгалтерская отчетность, документы, подтверждающие налоговые льготы и т.д.);

3) информация о наличии недоимки, полноты расчетов с бюджетом, предоставленной рассрочки или рассрочки, возвратах из бюджета сумм налогов;

4) информация о проведенных ранее выездных налоговых проверках в отношении данного налогоплательщика.

Внешняя информация включает информацию, полученную налоговыми органами о налогоплательщике от других государственных органов (контролирующих, правоохранительных), банков, нотариальных контор, органов государственного и местного самоуправления и иных источников. Данная информация, главным образом, содержит сведения о нарушении законодательства о налогах и сборах. В целях достижения эффективности работы налоговых органов необходимо развитие системы электронного обмена информацией с данными внешними источниками. Особое внимание необходимо уделить развитию системы обмена информацией с подразделениями Федерального казначейства, что в свою очередь приведет к уменьшению сроков взыскания недоимки, позволит оперативно реагировать на нарушение сроков уплаты налогов налогоплательщиками. Поступление данной информации на бумажных носителях увеличивает трудоемкость работы налоговых инспекторов. Необходимо также совершенствование системы электронного обмена информацией с налоговыми и таможенными органами иностранных государств. Данная мера влечет за собой уменьшение возможности ухода от налогообложения недобросовестными налогоплательщиками при осуществления операций по экспорту.

В настоящее время камеральная налоговая проверка проводится с помощью программных продуктов (АИС «Налог»), позволяющая осуществлять арифметическую проверку представленных деклараций. Данная система не предусматривает проведение углубленного анализа налоговых деклараций на основании имеющейся у налоговых органов информации. Для проведения рационального отбора налогоплательщиков для включения их в план проведения выездных налоговых проверок необходима разработка автоматизированной системы контрольных соотношений, позволяющей проверить соотношения и взаимоувязку налоговой и бухгалтер-

47

Новый университет. 2013. № 8 (30)

ISSN 2221-7347

ской отчетности, связь между показателями отчетных показателей налоговой отчетности, сопоставление отчетных показателей с показателями предыдущих отчетных периодов, оценить данные бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения соответствия финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика имеющейся у налогового органа информации.

Автоматизированная система контрольных соотношений позволит осуществлять предпроверочный анализ налогоплательщиков, включенных в план проведения выездных налоговых проверок.

Использование единой государственной информационной базы данных приведет к повышению проведений мероприятий налогового контроля, а также уменьшению схем ухода налогоплательщиков от налогообложения в связи с тем, что использование данной системы повышает возможность обнаружения нарушения законодательства о налогах и сборах.

Единая государственная информационная база данных должна отвечать следующим обязательным критериям, повышающим ее эффективность:

1) непрерывность обновления поступающей в налоговый орган информации;

2) обеспечение систематизации информации по заданным критериям с целью проведения сравнительного предпроверочного анализа с аналогичными налогоплательщиками;

3) обеспечение полноты и достоверности представляемой информации.

Таким образом, создание эффективной единой государственной информационной базы данных приведет к упрощению проведения процедуры камерального налогового контроля.

Одним из направлений совершенствования администрирования НДС, а соответственно, механизма проведения камеральных налоговых проверок, является введение обязательной электронной отчетности плательщиков НДС. В данном случае человеческий фактор сведется к минимуму, ограничится непосредственный контакт работников налоговых органов с налогоплательщиками, исключение возможности корректировки отчетности в нарушение законодательства о налогах и сборах. Данная мера приведет также к снижению риска коррупции при возмещении НДС налогоплательщикам.

В сфере развития форм и методов работы с налогоплательщиками все больший масштаб приобретает развитие системы бесконтактного взаимодействия работников налоговых органов и налогоплательщиков. Данная форма достигается посредством развития системы подачи налоговых деклараций и иных документов в электронной форме, как путем закрепления данной обязанности на законодательном уровне (например, налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, представляют налоговые декларации в электронном виде в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 80 Налогового кодекса РФ), так и с помощью проведения разъяснительных семинаров с налогоплательщиками.

Пресечение злоупотреблений при возврате НДС достигается следующими методами:

1) формированием четко регламентированного списка критериев, соответствие которым означает отказ в немедленном возмещении НДС и повышенные меры контроля со стороны налогового ведомства;

2) ужесточением проверок организаций, которые соответствуют какому-либо из нижеуказанных критериев. В "черный" список попадают:

а) налогоплательщики, осуществляющие экспорт товаров в первый раз;

б) налогоплательщики, замеченные в каких-либо нарушениях налогового законодательства;

в) организации, в отношении которых поступила информация о предполагаемом нарушении законодательства.

Несмотря на общее увеличение доли добавленной стоимости, наблюдается опережающий рост сумм вычетов (возмещения) налога на добавленную стоимость по сравнению с увеличением суммы начисленного налога. Помимо того что на рост возмещения налога на добавленную стоимость влияет ряд факторов, например, увеличение материальных затрат на единицу реализуемой продукции, изменение налогового законодательства, существует и другая причина -

48

ISSN 2221-7347

Экономика и право

применение откровенно криминальных схем ухода от уплаты НДС. Соответственно, данный факт приводит к недополучению государством сумм налога в крупных размерах.

Несмотря на огромное число поправок, вносимых в законодательные акты, объем вопросов, касающихся НДС, не уменьшается. Более того, каждое изменение приводит к появлению новых проблем, неоднозначная трактовка налоговых норм приводит к тому, что споры по этому налогу составляют основную долю всех налоговых дел, рассматриваемых в арбитражных судах.

Суть заключается в том, что методика взимания налога на добавленную стоимость предполагает исчисление налога, подлежащего уплате в бюджет, и налога, возмещаемого из бюджета. Это и предопределило основную проблему в отношении налога на добавленную стоимость, которая выражается в необоснованном занижении налога к уплате в бюджет, в том числе и при помощи манипуляций с ценами на реализуемые товары (работы, услуги).

Для предотвращения данной ситуации необходимо провести ряд усовершенствований и улучшений общей системы налогообложения и налога на добавленную стоимость в частности.

В настоящее время возникла необходимость применения корректировки налогового законодательства с целью повышения налогового администрирования НДС, а именно:

1) отменить норму законодательства, при которой плательщик имеет право при перечислении предоплаты в счет предстоящих поставок товара принять налог на добавленную стоимость к вычету. Отмена данной нормы необходимо в связи с применением налогоплательщиками схемы ухода от уплаты налога, заключающейся в получении налогового вычета без осуществления последующих поставок товара;

2) установить обязанность юридических лиц проверять своих контрагентов через ресурсы, представленные на сайте Управления федеральной налоговой службы. Например, сервис «Проверь себя и контрагента» позволяет узнать сведения о юридических лицах, внесенных в ЕГРЮЛ, сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, сообщения о ликвидации, реорганизации, уменьшении уставного капитала, сведения о недействующих лицах, юридических лицах, в состав которых входят дисквалифицированные лица и иные сведения;

3) исключить возможность регистрации предприятий на утерянные паспорта. Научное обоснование данного предложения заключается в том, что необходимо организовать систему взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел. Это достигается за счет обновления базы данных каждые 5 дней;

4) Исключить на законодательном уровне возможность регистрировать на 1 физическое лицо более 5 организаций. Кроме того, необходимо усилить контроль за физическими лицами, на чье имя зарегистрированы два и более предприятия за счет увеличения налоговых проверок. Данное предложение осуществляется за счет проверки по базам данных ЕГРЮЛ, сколько организаций зарегистрировано на 1 физическое лицо;

5) поднять престиж работы в налоговых органах. Престиж может быть поднят за счет увеличения заработной платы сотрудникам налоговых органов. При этом необходимо принять в расчет, что уровень заработной платы не поднимали уже в течение 4 лет.

Для планомерного повышения качества проведения контрольных мероприятий налоговых органов необходимо, кроме того, повышения качества профессиональных знаний, навыков и умений работников налоговых органов. Постоянное совершенствование профессиональных навыков работников достигается посредством квалификационной подготовки и переподготовки кадров. В сочетание с данным фактором необходим пересмотр системы оплаты труда работников налоговых органов в зависимости от проделанной ими работы, что положительно скажется на эффективности налогового контроля в целом.

Одним из способов совершенствования механизма исчисления и уплаты НДС является предоставление налогоплательщикам права на применение налогового вычета по НДС в более поздних налоговых периодах, чем появилось право на такой вычет. Такое нововведение будет иметь положительный эффект, как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.

Введение данной нормы приведет к следующим результатам:

49

Новый университет. 2013. № 8 (30)

ISSN 2221-7347

1) избежать спорных ситуаций, касающихся момента принятия к вычету НДС;

2) избежать длительного и трудоемкого процесса прохождения углубленной камеральной налоговой проверки по вопросу возмещения НДС из бюджета.

Планирование НДС с использованием права переноса вычета на более поздние налоговые периоды позволит налогоплательщикам равномерно распределять платежи по НДС, тем самым снижая нагрузку на производство.

Положительный эффект для налоговых органов проявится в уменьшении количества проводимых камеральных налоговых проверок по вопросу возмещения НДС. При этом процедура проведения таких проверок станет более простой: для данной проверки необходимо проведение анализа книг покупок за более ранние налоговые периоды, а также сопоставление их данных с данными представленной налоговой декларации. В противоположность этому камеральная налоговая проверка правомерности заявленного возмещения из бюджета суммы НДС с предварительных оплат требует проверки книг покупок, продаж, в том числе за предыдущие налоговые периоды, правильность оформления счетов-фактур, анализ договоров и представленных деклараций по НДС.

Проблема возмещения НДС из бюджета требует немедленного разрешения.

Наиболее рациональным способом решения данной проблемы является введение «НДС-счетов», на которые будут производиться зачисления полученных от покупателей суммы НДС. Предполагается, что денежные средства на данных счетах могут использоваться исключительно в целях уплаты поставщику, а также бюджету причитающейся суммы НДС. Сложность и повышение трудоемкости ведения бухгалтерского и налогового учета в связи с данным нововведением окупается положительным эффектом внедрения данного механизма, позволяющего осуществлять контроль за движением сумм налога на добавленную стоимость, что в свою очередь приведет к уменьшению применения схем ухода от уплаты НДС с целью получения незаконного возмещения.

Введение механизма НДС-счетов приведет к следующим последствиям:

1) сокращение срока возмещения НДС из бюджета в связи с тем, что сократится срок проверки обоснованности предъявленного права на возмещение. Данный механизм позволит ввести заявительный порядок возмещения налога для всех налогоплательщиков, в связи с облегчением ведения налогового контроля налоговыми органами. Ведение денежных операций по НДС на едином счете с отражением их движения позволит отменить такую обеспечительную меру, как банковская гарантия;

2) введение механизма не требует изменения существующего порядка проведения мероприятий налогового контроля;

3) снижение возможности ухода от налогообложения и сокрытия денежных средств приводит к наличию возможности государства снизить ставку НДС, что в свою очередь приведет к расширению производства отечественными товаропроизводителями и повышению конкурентоспособности продукции;

4) увеличение налоговых доходов бюджета за счет снижения применения «серых» схем ухода от налогообложения недобросовестными налогоплательщиками.

Также для обеспечения эффективности камерального налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения НДС в бюджет необходимо введение системы электронной обработки счетов-фактур. Данная система позволит осуществлять планомерный контроль за выставляемыми и получаемыми налогоплательщиками счетами-фактурами с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Последствия данной меры следующие:

1) уменьшение возможности уход от налогообложения посредством выставления фиктивных или поддельных счетов-фактур;

2) выявление налоговых правонарушений в отношении налогов, уплачиваемых от выручки предприятия.

Немаловажным аспектом в процессе совершенствования форм и методов проведения камеральных налоговых проверок по НДС является развитие правосознания и добросовестного

50

ISSN 2221-7347

Экономика и право

отношения налогоплательщиков к обязанности по уплате налогов. По итогам рассмотрения материалов налоговых органов в части проведения камеральных налоговых проверок прослеживается тенденция к уменьшению количества налоговых проверок по НДС, выявивших нарушения (в 2010 г. - 6,75%, в 2011 г. - 4,19%, в 2012 г. - 3,02%). Это говорит о положительном влиянии работы налоговых органов в части проведения различных мероприятий (семинаров, дней открытых дверей) по повышению правосознания граждан, а также проведения работ по разъяснению налогового законодательства, предоставлению консультационных услуг.

Достижение эффективной системы работы налоговых органов в целом, а также в части проведения камеральных налоговых проверок по НДС возможно только при реализации комплекса мероприятий, затрагивающего все элементы существующей в настоящее время налоговой системы. Совершенствование налогового законодательства, налогового правосознания налогоплательщика, внедрение современных информационных продуктов и систем в совокупности приведет к созданию эффективной налоговой системы.

Библиографический список:

1. Статистическая налоговая отчетность. http://www.r12.nalog.ru.

2. Майбуров И.А., Соколовская А.М. Теория налогообложения. Продвинутый курс. М.: Юнити-Дана, 2011.

3. ШемякинаМ.С. Концептуальная модель планирования налоговых доходов в бюджетную систему // Экономические науки. 2013. № 5.

4. Бурков А.В. Интегрированная система учета на малых предприятиях как способ совмещения бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов / А.В. Бурков, Е.А. Мурзина // Инновационное развитие экономики. 2012. № 8. С. 104-116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 16.08.2013.

ДОМРАЧЕВА Марина Николаевна - бухгалтер, ГУП РМЭ «Оздоровительный комплекс «ШАП»» (г. Йошкар-Ола).

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.