Научная статья на тему 'Пути совершенствования экономического механизма рационального водопользования'

Пути совершенствования экономического механизма рационального водопользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
449
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РАЦИОНАЛЬНОЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Березин В. С.

Общей целью формирования экономического механизма природопользования является установление и регулирование финансово-экономических отношений в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды между органами государственной власти, с одной стороны и природопользователями с другой. Понятие экономического механизма природопользования обычно формулируется с позиций обеспечения экологической безопасности и мотивации соблюдения экологических требований, что является его приоритетными задачами. Однако, регулирование экономических отношений в области природопользования затрагивает более широкий круг задач, включая экономическую защиту государственных интересов в сфере природопользования, обеспечение условий для вовлечения природных ресурсов в хозяйственную деятельность, экономическую ответственность за изъятие и нанесение ущерба природным ресурсам, перераспределение доходов от их эксплуатации и т.п. в сочетании с применением экономических инструментов для достижения экологически сбалансированного развития [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования экономического механизма рационального водопользования»

Следовательно, по мнению автора, предложенный организационно-экономический механизм реализации концепции инновационного развития муниципального образования позволит не только обеспечить постепенность внедрения изменений, но и даст возможность для своевременной корректировки получаемых результатов. Помимо этого, предусматривается возможность и подчеркивается необходимость продолжения внедрения мероприятий, направленных на обеспечение и поддержание устойчивого социально-экономического развития территории и по окончании действия данной программы (в рамках последующих программ). Подобный подход позволит развивать полученные положительные результаты и избежать ошибок при составлении программ социально-экономического развития в будущем.

Подводя итог всему вышесказанному, автор считает возможным говорить о том, что разработанная концепция, а также предложенные механизмы ее реализации в совокупности представляют собою целостную систему, позволяющую выявлять и анализировать проблемы, сдерживающие устойчивое развитие территории, рассматривать ее природноресурсный и социально-экономический потенциал, прогнозировать возможные варианты развития при реализации разных сценариев, а также практически внедрять мероприятия, направленные на обеспечение базовой цели - достижения устойчивого социально-экономического развития муниципального образования.

По мнению автора, в настоящий момент только подобный комплексный подход к анализу и решению проблем может быть по-настоящему действенным для создания в нашей стране современной, эффективно развивающейся социально-экономической системы, в рамках которой обеспечивается достойный уровень жизни для каждого человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев А.В. Пути совершенствования механизмов управления устойчивым социально-экономическим развитием региона.//Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2007. Т. 5, № 4, часть 3.

2. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

3. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. - М.: Редакционно-издательский центр «Муниципальная власть», 2000.

4. Отчет о научно-исследовательской работе сектора институциональных условий сельского развития ГНУ ВНИИЭиН за 2007 год по теме: «Разработать методику и программное обеспечение прогнозирования уровня устойчивого развития сельских территорий на основе нормативно-ресурсного метода».

5. Садлер Д., Лобанов В. Повышение эффективности работы органов местной власти: опыт Великобритании.// Проблемы теории и практики управления, № 2, 2001.

6. Современные проблемы местного самоуправления и экономики территорий: Текст лек-ций/В.В. Кузнецов, М.В. Каймакова, Т.Е. Минякова, Р.Р. Гафуров, Е.В. Баландина; под общ. ред. В.В. Кузнецова - Ульяновск: УлГТУ, 2007.

БЕРЕЗИН В.С.

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЦИОНАЛЬНОГО ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Общей целью формирования экономического механизма природопользования является установление и регулирование финансово-экономических отношений в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды между органами государственной власти, с одной стороны и природопользователями с другой. Понятие экономического механизма природопользования обычно формулируется с позиций обеспечения экологичес-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

кой безопасности и мотивации соблюдения экологических требований, что является его приоритетными задачами. Однако, регулирование экономических отношений в области природопользования затрагивает более широкий круг задач, включая экономическую защиту государственных интересов в сфере природопользования, обеспечение условий для вовлечения природных ресурсов в хозяйственную деятельность, экономическую ответственность за изъятие и нанесение ущерба природным ресурсам, перераспределение доходов от их эксплуатации и т.п. в сочетании с применением экономических инструментов для достижения экологически сбалансированного развития [1].

Развитие рыночных отношений и глубокая структурная перестройка экономики России, затрагивающая все социально-экономические процессы, в том числе в области использования водных ресурсов определяют необходимость упорядочения финансовых взаимоотношений водопользователей с государственными органами управления на основе принципа платности водопользования. В связи с этим, предприятия коммунального, сельского хозяйства, промышленности, гидроэнергетики, водного транспорта, получая доход от продажи своей продукции и услуг, должны платить государству за использование в процессе производства товара водных ресурсы и тем самым участвовать в восстановлении водных объектов, компенсируя необходимые для этого затраты государства и других налогоплательщиков. При этом особое внимание в настоящее время уделяется экономическому стимулированию рационального использования воды, которое направлено на то, чтобы водопользователь был материально заинтересован в проведении водоохранных мероприятий и рациональном использовании водных ресурсов. Оно предусматривает применение льгот по различным направлениям:

- введение налоговых льгот при внедрении водосберегающих технологий и производств, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей выполнение целей согласованных с государственными органами программ по восстановлению и охране водных объектов;

- установление повышенных норм амортизации активной части основных водохозяйственных и водоохранных производственных фондов, поскольку сложившаяся амортизационная политика не стимулирует внедрение современных технологий в водном хозяйстве;

- применение льготного кредитования предприятий, активно участвующих в выполнении программ по восстановлению, охране и рациональному использованию водных объектов, а также эффективно использующих полученные бюджетные средства.

Переход к рынку в водохозяйственном комплексе имеет свои серьезные трудности, обусловленные общим кризисным состоянием экономики: инвестиционный спад, инфляция, и т.п. Вместе с тем реализация рыночных отношений в водохозяйственном комплексе имеет свои особенности:

- ориентация водохозяйственных органов преимущественно на централизованное безвозвратное финансирование. В условиях ограниченности альтернативных источников это привело к свертыванию водохозяйственного строительства и другим негативным явлениям;

- несовершенство существующей законодательной базы по вопросам землепользования и водопользования, не обеспечивающее технологическую целостность и управляемость водохозяйственными системами;

- бессистемность реорганизации отрасли, обусловившая свертывание важнейших элементов отрасли как единого целого комплекса (проектные институты, строительные организации, базы стройиндустрии и т.д.).

Принятие Правительством Российской Федерации законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих введение платы за пользование водными объектами обеспечивает возможность образования за счет полученных средств федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов и перевод водного хозяйства на самофинансирование.

Анализ социально-экономических последствий введения платного водопользования показывает, что доля платежей за воду составит в себестоимости промышленной продукции до 0,5%, в производстве и поставке энергии - до 1%, в услугах коммунального хозяйс-

тва - до 2%. Однако в орошаемом земледелии эта доля может составлять до 10%. Целевое использование средств, собранных в качестве платы за воду, позволит обеспечить мощную государственную поддержку мероприятий по улучшению водохозяйственной обстановки, восстановлению и охране водных объектов. Финансирование водохозяйственной деятельности в настоящее время осуществляется преимущественно из бюджетов субъектов РФ и, в меньшей степени, из федерального бюджета. С 2005 г. средства от водного налога поступают в федеральный бюджет, а затем в Росводресурсы для направления хозяйствующим субъектам, имеющим на балансе водохозяйственные объекты и гидротехнические сооружения. Общий объем бюджетного финансирования вырос почти в 4 раза, но реальных улучшений так и не принес. Реальные поступления средств от платы за пользование водными объектами существенно отстают от требуемых объемов финансирования водохозяйственной деятельности, постоянно возрастающих в результате инфляции, роста эксплуатационных затрат ввиду «старения» гидротехнических сооружений и по другим причинам [3].

Средства от платы за пользование водными объектами в настоящее время составляют незначительную долю в доходах бюджетной системы страны, что снижает возможности государства по инвестированию водохозяйственной деятельности. Кардинальное решение проблемы инвестиций следует искать на путях радикального пересмотра экономического механизма в сфере использования, восстановления и охраны водных объектов.

Создание экономического механизма, обеспечивающего учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов водных объектов, стимулирование рационального водопользования, пополнение доходов бюджетной системы, финансирование водохозяйственных работ, активизацию инвестиционного и инновационного процессов, является важнейшим условием реализации Государственной стратегии использования, восстановления и охраны водных объектов России. При этом должны быть обеспечены:

- формирование системы учета и экономической оценки природных ресурсов водных объектов;

- разработка системы водопользования, учитывающей экономические интересы потенциальных инвесторов и способствующей привлечению инвестиций и применению водосберегающих технологий;

- поступление в бюджетную систему доходов от платы за пользование водными объектами и целевое использование части поступающих средств на финансирование реализации целевых программ использования, восстановления и охраны водных объектов;

- формирование системы финансирования мероприятий по обустройству, содержанию и обслуживанию водохозяйственных систем за счет средств заинтересованных водопользователей по прямым договорам с водохозяйственными эксплуатационными предприятиями;

- создание рынка страховых услуг в водном хозяйстве с целью финансового обеспечения гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварий на водохозяйственных объектах и финансирования мероприятий по повышению безопасности условий эксплуатации гидротехнических сооружений Экологическое страхование является перспективным экономическим инструментом регулирования водных ресурсов. Этот механизм управления водохозяйственной деятельностью недостаточно используется в настоящее время. Возникает возможность и даже необходимость привлечения, с одной стороны, на компенсационные цели, а с другой - на профилактические и защитные мероприятия средств населения и водопользователей. Сделать это можно через создание системы добровольного и обязательного водного страхования.

- реализация механизма предоставления лицензий на водопользование на платной и конкурсной основе и введение оборота лицензий в соответствии с рыночными условиями.

В настоящее время экономическая оценка природных ресурсов водных объектов (водных, рекреационных, рыбных и других) отсутствует и в оценке национального богатства страны не учитывается. В то же время государственная собственность на водные объекты предполагает проведение обязательной оценки стоимости природных ресурсов водных

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

объектов для формирования системы платежей за пользование водными объектами, передаваемыми в оперативное управление государственному предприятию или предоставление объекта (или его части) в пользование непосредственно водопользователю. Экономическая оценка природных ресурсов водных объектов, обеспечивающая комплексный учет их количественных и качественных характеристик, должна стать основой установления размеров платы за пользование водными ресурсами и, в связи с этим, критерием для выбора источников водообеспечения при росте объемов водопотребления.

Система и объемы платежей за пользование водными объектами должны полностью покрывать затраты на реализацию мероприятий по устойчивому воспроизводству водных ресурсов. «Вода оплачивает воду» и «загрязнитель платит» - основные принципы экономических отношений в условиях перехода на самофинансирование водохозяйственной деятельности. Реализация их может осуществляться через:

- создание унитарных водохозяйственных эксплуатационных предприятий, наделенных правом оперативного управления находящимися в государственной собственности водными объектами и гидротехническими сооружениями на них;

- предоставление самостоятельности этим предприятиям в выборе экономических инструментов для осуществления возложенных на них функций;

- создание условий для многоцелевого использования водных объектов и повышения их экономического потенциала;

- переход на прямые договорные отношения между хозяйствующими водопользователями и государственными эксплуатационными предприятиями при пользовании водными объектами и участие водопользователей в финансировании водохозяйственной деятельности;

- участие водопользователей в планировании водохозяйственных работ на используемых ими водных объектах и контроле за расходованием целевых средств [2].

В то же время, учитывая капиталоемкость водного хозяйства, нельзя полностью отказаться от бюджетного фиксирования. Государственные дотации могут выделяться на централизованное водоснабжение сельского населения, водообеспечение орошаемого земледелия, мониторинг водных объектов, а также на предотвращение затоплений при паводках и наводнениях, водопонижение с целью предотвращения подтопления, охрану заповедных водных объектов.

В свете вышеизложенного, следует отметить, что на современном этапе необходимо дальнейшее совершенствование экономического и правового механизма взаимодействия природопользователей с органами государственного и местного управления с учетом различных форм собственности и организации производства в условиях развития рыночных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабина Ю.В. Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды: учебное пособие. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2003.

2. Воронцов А.П. Экономика природопользования. Учебник. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002.

3. Шишкин В.О., Коломийцева И.В. Экономика водного хозяйства: учебное пособие. - Новочеркасск, НГМА 2006.

БОРАЕВ А.А.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В региональной экономике место и роль предпринимательства определяются рядом факторов, среди которых можно выделить следующие. Во-первых, практически в большинстве регионов страна имеет отставание его экономического потенциала от сформи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.