УДК 624.144.5+502
Ю.В. Воронов, Е.С. Гогина, Н.Л. Дерюшева
ФГБОУВПО «МГСУ»
ПУТИ СНИЖЕНИЯ ВЛИЯНИЯ
ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ
РЕАГЕНТОВ
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И РАБОТУ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ СИСТЕМ ВОДООТВЕДЕНИЯ
Дана оценка влияния избыточного количества реагентов в снежных массах на окружающую среду и работу очистных сооружений систем водоотведения, предложения по совершенствованию нормативных требований проектирования сне-гоплавильных сооружений систем водоотведения. Обоснованы предложения по оценке в эквивалентных единицах снежных масс как отходов, убираемых с дорожных покрытий, и учету их завоза на пункты плавления. Снегоплавильное сооружение квалифицировано как объект обезвреживания отходов, поэтому проектная документация на строительство данного объекта должна проходить государственную экологическую экспертизу.
Ключевые слова: система водоотведения, снегоплавильные сооружения, оценка влияния, избыточные реагенты, снежные массы, окружающая среда, статистические оценки, экология города.
Зимой дороги в городах России убирают не одно столетие и до недавних пор, можно сказать, справлялись без особых проблем. С началом интенсивной застройки территорий в мегаполисах, увеличением транспортных потоков вывозить снежные массы с улиц становится все труднее.
Yu.V. Voronov, E.S. Gogina, N.L. Deryusheva
MEASURES TO REDUCE THE IMPACT OF ANTI-ICING AGENTS ON THE ENVIRONMENT AND ON THE WORK OF WASTEWATER TREATMENT FACILITIES
This article analyses the impact of the excess of chemical agents in the snow on the environment and on the working waste water treatment facilities. The article presents some suggestions for improvement of regulatory requirements concerning design engineering of snow melting facilities in the water disposal system. This suggestion was substantiated to assess snow as waste disposed from road surface, and to register snow mass delivered to snow melting facilities in equivalent units. It is assumed that snow melting stations are facilities designed for waste treatment, and this is why the project documentation for construction of these facilities has to undergo a state expertise for Environmental Impact Assessment.
Completed studies provide estimates of the receipted snow, its pollution, etc. But at the same time these studies serve as the basis for approving the necessity of developing a unified system for monitoring the city's snow-melting plants to ensure the reliability
Key words: waste water treatment facilities, snow melting facilities, impact assessment, excess agents, snow mass, environment, statistic values, urban ecology.
Up to now, there have been no problems with cleaning the roads in Russian cities in winter. With the increase of building in big cities, removing snow mass from the streets is getting more and more difficult. It is the problem of not only road services, but of the special services, responsible for snow wasting as well. The reason is not as much the
© Воронов Ю.В., Гогина Е.С., Дерюшева Н.Л., 2014
107
Проблемы возникают как у дорожных служб, так и у организаций, обеспечивающих утилизацию снега. Это обусловлено не столько увеличением затрат на вывоз снега и сокращением мест захоронения загрязненного снега, сколько необходимостью снижения влияния вредных веществ, находящихся в снеге, на окружающую среду и на работу городских систем водоот-ведения и трудностями в реализации этой задачи. Применение противогололедных реагентов вызывает тревогу у жителей городов и экологов: каждую зиму горожане сетуют на то, что химикаты портят обувь и автомобильные шины, а экологи, что они пагубно влияют на окружающую среду. Вот несколько фактов в обоснование данного вывода.
Для обеспечения безопасного движения пешеходов и автотранспорта дорожные покрытия обсыпают различными фрикционными или химическими противогололедными материалами (ПГМ). Рассыпают ПГМ во время или после снегопада, а затем очищают дорожные покрытия. До недавнего времени (до 1997 г.) для борьбы с гололедом в основном применялись фрикционные материалы: песок, ПГС, щебень, шлак и т.д. Применение технической соли ограничивалось крайней необходимостью при норме расхода от 50 до 150 г/м2. Техническая соль в нашей стране и за рубежом заготавливается на основе хлоридов кальция, натрия, магния в смеси с модификаторами для снижения коррозионной активности веществ. Ущерб от применения солей городскому хозяйству и гражданам происходил от коррозии металлоконструкций и деталей транспорта, инженерных сетей; разрушения фундаментов и покрытий фасадов зданий, железобетонных конструкций; гибели газонов и зеленых насаждений (деревьев, кустарников); быстрого износа обуви; отравления биологической среды водоемов и т.д.
increased expenses on removing snow and reduction of wasting places, as the necessity of reducing the negative effect of chemical agents in the snow on the environment and the work of water treatment facilities and the difficulties of solving the problem. The use of anti-icing agents gives rise to concern of the residents and ecologists by spoiling footwear and tires and influencing the environment. Here are just a few facts to prove the above-said.
To insure safe traffic of people and transport, the roads are covered with various friction anti-icing chemicals. The latter is used during or after the snowfall and then the roads are cleaned. Up to 1997 they used sand, anti-icing salt, crushed rock and slag as anti-icing materials. Anti-icing salt was used only in urgent cases at the norm of expenditure of 50 to 150 g/m2. The preparation of the salt in our country and abroad is based on calcium chloride, sodium chloride, magnesium chloride mixed with modifying agents for reducing corrosion activity. The use of the salt led to corrosion of metal constructions and transport details, engineering systems; ruin of foundations and facades, reinforced constructions; lawns and green coats (trees and bushes); spoiling footwear and bio environment of water reservoirs etc.
In 2001 the authorities decided to stop using anti-icing salt and to start applying anti-icing materials such as IceMelt (Calcium chloride and modified sodium), ChMM-Bio-Mag (bishofite — Magnesium chloride), which are the same kinds of anti-icing salt but more expensive. Mass media started to publish the researching results about harmless-ness of these materials [1]. But such
В 2001 г. было принято решение отказаться от технической соли и перейти к применению безопасных ПГМ. Стали применять АйсМелт (ХКНМ — хлористый кальций и натрий модифицированный), ХММ-БиоМаг (бишофит — хлористый магний), которые, по сути, являются технической солью, но более дорогой. В печати появились заключения по результатам исследований о безвредности этих ПГМ [1]. Но многое в городе (разъеденные подошвы и шины, разбитые коммуникации и тротуары, чахлая растительность на газонах) убеждало в обратном. К тому же соли со стоками попадают в водоемы, накапливаются там и отравляют все живое. Правительство Москвы постановлением от 20.01.2010 утвердило регламент зимней уборки города [2], согласно которому объекты 1—6 категорий (тротуары, остановки и прочие пешеходные зоны) должны быть обработаны щебнем фракции 2.. .5 мм, исключающим скольжение во время движения пешеходов. Применение химических реагентов для обработки пешеходных зон не допускалось. Организации, которые занимаются уборкой дорожных покрытий, не оспаривали справедливости данного постановления, но и выполнять его строго не стремились. Им не выгодно применять гранитную крошку по 1300 с лишним рублей за тонну.
В 2008 г. МГУП «Мосводоканал» (сегодня — ОАО) совместно с ГУП «МосводоканалНИИпроект» реализовали экспериментальную схему рециклин-га гранитного щебня фракции 2.5 мм с привязкой к инженерным сетям и сооружениям снегосплавных пунктов МГУП «Мосводоканал». С улиц и площадей города стали собирать мелкогравийный щебень, очищать и повторно использовать.
Для рециклинга использовались итальянские мобильные установки марки GMC-33 (виброгрохот), которые размещались на двух стационарных снегоплавиль-
things as spoiled footwear and destroyed tires proved the opposite. Besides, these anti-icing salts mix with waste flows and get straight into water, concentrate there and spoil the biosphere. Moscow authorities approved by the law from 20th January 2010 the procedure of urban cleaning in winter [2], according to which the objects of 1—6 category (pedestrian roads, bus stops and pedestrian areas) must be covered with crushed rock of 2...5 mm fraction, that excludes people's slipping on the road. The use of chemical agents on the road surfaces was out of the question. The related services, responsible for cleaning the roads didn't argue with this and at the same time, were not ready and willing to execute the law. There was no profit for them in using crushed rock costing 1300 rubles per ton.
In 2008 Moscow State Unitarian Enterprise "Mosvodokanal" (now Joint Stock Company) together with State Unitarian Enterprise "MosvodokanalNIIproekt" made the experiment of recycling of granite rock of 2...5 mm fraction in relation with engineering systems and snow melting constructions. They started to remove granite rock of small fraction from the streets and squares, clean it and reuse.
For that purpose mobile installations GMC-33 (vibroshaker), on two stationary snow melting constructions ("Zagorodniy" and "Likhoborskiy") were used. The installations used the technology of washing dirty crushed rock from water system. The above technology was supposed to reduce the expenses on crushed rock at least 15 %, and to reduce waste removal
ных сооружениях (ССпС «Загородный» ЮАО и ССпС «Лихоборский» САО). Установки работали по технологии, предусматривающей промывку загрязненного щебня оборотной водой из водопроводной системы. По предварительным расчетам технология рециклинга щебня должна была уменьшить затраты на закупку щебня примерно на 15 %, а также уменьшить вывоз загрязнений на полигоны ТБО, нагрузку на почву и водоемы. Но ре-циклинг щебня дает не только чистый ПГМ. Образуются отходы минеральные и органические, песка (до 3 тыс. т за сезон с одной установки). Правительство Москвы в III квартале 2010 г. решило отказаться от рециклинга гранитного щебня, а на дорогах и тротуарах использовать по пригодности жидкие и твердые реагенты в равной мере. Если в 2010 г. на снижение гололеда в городе было израсходовано 150 тыс. т реагентов, то в зимний период 2012/2013 г. — 450 тыс. т, что превысило нормы расхода реагентов минимум в 10 раз [3].
В отличие от России страны ЕС, США и Канада еще с середины 1990-х гг. отказались от технологии обработки дорог после образования льда, поскольку оптимальным способом борьбы с зимним гололедом является предупреждение его возникновения. Для этого используются жидкие и твердые ПГМ в различных сочетаниях. Улицы и магистрали городов этих стран классифицированы по уровням обслуживания в зависимости от интенсивности движения. Маршруты уборки планируются в зависимости от класса магистрали, погодных условий, наличия необходимого оборудования, материалов и т.д. Для оптимизации маршрутов используется специальное программное обеспечение.
Для определения погодных условий разработаны датчики, позволяющие измерять температуру дорожного покрытия, с точностью до 2 °С. Эти устройства могут использоваться как вручную, так и быть смонтированы на автомобиле и управляться дистанционно. Применяются автоматические станции наблюдения за погодой с помощью
to landfills, the impact on earth and water reservoirs. But anti-icing material is not the only thing to recycle crushed rock. There are mineral and organic wastes, sand (up to 3 thousand tons per season from one installation). The government of Moscow in third quarter of 2010, decided to refuse recycling of crushed granite, and to use liquid and solid agents on the roads and sidewalks, as intended. In 2010, 150 thousand tons of agent were used to reduce ice cover in the city. In winter 2012/2013 — 450 thousand tons, which exceeded the rates of agents consumption of at least 10 times [3].
Unlike Russia, EU countries, USA and Canada since the mid-1990s refused anti-ice road treatment technologies, as the best way to deal with winter ice is to prevent its occurrence. For that purpose they used liquid and solid AIM (anti-ice materials) in various combinations. Urban roads in these countries are classified by service levels, depending on traffic intensity. The routes of cleaning are planned depending on the highway class, weather conditions, availability of equipment, materials, etc. In order to optimize the routes special software is used.
In order to determine weather conditions there have been developed sensors that measure pavement temperature, with an accuracy of up to 2 °C. These devices can be used both manually and with the help of remote control on the car. There are automatic stations observing the weather with the help of sen-
датчиков, вмонтированных в дорожное полотно. Температура дорожного покрытия обуславливает вид реагента, который посыпается на снежный покров. Самый популярный реагент (особенно в Финляндии) — гранитная крошка, которая высыпается на дорожные покрытия до выпадения снега. Снег с дорог зачищается до слоя гранитной крошки. При этом формируется твердая шероховатая поверхность, препятствующая скольжению.
Как показывает мировая практика, чистота зимних улиц зависит не столько от капиталовложений и количества снегоуборочной техники, сколько от квалификации специалистов, отвечающих за их содержание и эксплуатацию, а также в немалой степени от культуры граждан. Об этом свидетельствуют публикации экологов и журналистов [4—9].
Что касается оценки влияния избыточного количества реагентов в снежных массах на работу очистных сооружений систем водоотведения, то эта проблема практически не поднимается и не исследуется.
В настоящее время уборка с городских дорог и утилизация снега на стационарных снегоплавильных сооружениях (ССпС) и мобильных установках (МСпУ) приобрела особую актуальность, поскольку сброс снега в реки и водоемы запрещен природоохранными органами. Транспортировать снег на большие расстояния (более 5 км) или на специально подготовленные полигоны оказывается экономически и экологически неэффективно.
Проблема очистки талых вод от загрязнений возникла одновременно с первыми попытками использования канализации для уборки снега. Канализационная сеть значительно засорялась, и по окончании зимнего сезона приходилось тратить немалые средства на ее очистку. В песколовках современных ССпС задерживается большая часть взвешенных веществ,
sors embedded in the road surface. The temperature of the road surface determines the agent, which is scattered on the snow cover. The most popular agent (particularly in Finland) is granite crumb, which is scattered on the pavement before the snow falls. Snow from roads needs to be cleaned to granite crumb layer. Thus, a solid, rough anti-slide surface is formed.
As world practice shows, the cleanness of the winter streets depends not so much on investment and the number of snow-removing machines, but on the qualifications of the staff responsible for their maintenance and operation, and to a large extent on people's cultural level. This is proved by the publications of ecologists and journalists [4—9].
As to the assessment of the negative effects of excessive amounts of agents in the snow masses on the work of water treatment facilities, this problem hasn't been investigated at all.
Currently, cleaning of city roads and utilization of snow on stationary snow melting facilities (SSMF) and mobile installations (MI) has acquired a special significance as the dumping of snow in rivers and reservoirs is prohibited by environmental authorities. It is economically and ecologically inefficient to transport snow over long distances (more than 5 km) or to special landfills
The problem of cleaning polluted melted water rose simultaneously with the first attempts to use sewage systems for snow removal. The sewage network was considerably clogged, and a lot of
строительного мусора, пластика. Однако практически не задерживаются нефтепродукты и соли металлов. Эффективность работы очистных сооружений значительно зависит от вида применяемых реагентов для таяния снега.
В таблице приведены данные анализа сточных вод по загрязнениям [10], поступающих с талой водой на очистные сооружения и сбрасываемых после очистки в водоемы.
money had to be spent on cleaning it up. The sand trap at modern SSMF entrap a large part of the suspended materials, construction waste, plastic. However, they do not entrap oil products and metal salts. The efficiency of sewage treatment plants depends greatly on snow melting agents.
The table shows the analysis of wastewater pollutant analysis [10] from the snowmelt water coming to treatment plants and discharged in water reservoirs.
Нагрузка по загрязняющим веществам, поступающим на очистные сооружения
The pollution load entering treatment facilities
а в т с е
u Й
w S е a
s -g
§o Рч
а
ГО
Масса загрязняющих веществ, тыс. т/год / Pollutant mass, thousand t/year
а н
cd fe u o
У §
И и из the
я с
O ™
r? 00
ев
Й O ляп
Ö O
дС
ы
В
<D
ю S « ^ o £ JB роя sal
o s я 5
u И Л Q
(D ^ ^^
% 3 и fe ~ S
^^ ce
o
ce
§ a S S
Г Л M ö
h и ate я
S Ь
o o
С
o >g ед
ыо н в
дй оо
н н я е
3 я
ч аю о
па с
& I
og
r d teed
ce <Я
to pu ng ith
o
0х <5
, S O m
п O g
S ъ
и o к l
СП (D
fe"5
Ь t+Ч
се о
¡ 1 О ^
â s
h T
я и-
я fe
ö о
Я 8
н
сх
н
° о
ос ночи вч и о та тек на
-е«
и
фн
^ S
я н
яз
ня др
ег ^ 8
о ¡3
y at
ё §
<D M
o
Л
IA duc
I re
„ я
* .2 « -Я
s J2 « ^
(U о
* а
s
се о4 ^ te in nt nl
Взвешенные вещества / Suspended particles
29
419
15
96
БПК5 / Biological oxygen demand 5
1,4
290
0,5
98
Азот аммонийный / Ammonium nitrogen
0,15
44
10,5
0,3
76
Нефтепродукты / Oil products
11,8
0,17
99
Железо / Iron
0,5
4,3
0,2
12
95
Алюминий / Alumina
0,4
10
0,3
97
Хлориды / Chlorides
14
126
124
11
1,4
Свинец / Lead
0,002
0,026
0,005
80
Цинк / Zinc
0,014
0,4
0,085
80
Медь / Copper
0,005
0,1
0,008
93
7
7
7
4
6
3
5
Учитывая, что массово снег попадает в систему канализации, как правило, около четырех месяцев в году, то расчетные данные таблицы по воздействию загрязнений с ССпС на работу городских очистных сооружений нужно практически утроить.
По данным эксплуатации очистных сооружений, принимающих стоки с ССпС, фактическое содержание песка в осадке первичных отстойников превышает в 1,5.. .2 раза допустимые нормы (3.6 %), что объясняют неудовлетворительной работой песколовок, а также изменением качественного состава песка и его количеством.
Если в 1940-х гг. на Кожуховской станции аэрации (Курьяново) было зафиксировано песка в сточной воде в 2.42 г/м3, то сегодня его существенно больше — 11,5.56,3 г/м3 [11]. Отмечается содержание в песке большого объема мелких фракций (<0,25 мм), который в отдельных случаях может достигать 70 %. Это частично объясняется инфильтрацией в канализационную сеть грунтовых вод, поступлением поверхностного стока во время ливней и зимних оттепелей через негерметичные люки колодцев, а также стоков от снеготаялок, так как концентрация взвеси в растаявшем снеге по объему более чем в 20 раз выше, чем в обычном стоке.
Снег с дорожных покрытий города по составу загрязнений весьма разнообразен. Показатели качества талого снега непостоянны и меняются в зависимости от места его сбора и декады зимнего периода. Но даже средние их значения указывают на опасность, которая связана с поступлением загрязнений от снега в водоемы. Статистические данные по качеству собираемого с дорожных покрытий снега в настоящее время не система-
Considering the mass of snow falling into the sewage system, usually about four months a year, the estimated data (see the table) on the impact of pollution from SSMF on the operation of urban sewage treatment facilities have almost tripled.
According to the data of sewage treatment plants, receipting wastewater from SSMF, the actual sand content in the sludge of preliminary setting tank exceeds 1.5...2 times the permissible limits (3...6 %), that is explained by the unsatisfactory work of the sand trap, as well as the change of qualitative structure of sand and its quantity.
In 1940s, in Kozhukhovskaya aeration station (Kur'anovo) the sand content in waste water was 2...42 g/m3, while today it is considerably larger 11.5...56.3 g/ m3 [11]. There is a large amount of small fractions in the sand (<0.25 mm), which in some cases may reach 70 %. That is partly due to infiltration of ground water into the sewage network, surface water through untight hatches wells, and waste flows from snow melting plants, as the concentration of suspended matter in the melted snow is 20 times higher than in normal flow.
Snow pollution content from the roads is very different. Indicators of the quality of melted snow are inconsistent and vary in various places and winter periods. But even their mean values indicate the threat connected with the receipt of polluted snow into water reservoirs. Statistical quality data collected from the road surface snow is not systematic and is not strictly controlled. Up to now, only specialists can evaluate the danger from road surface pollution [10, 12, 13], but since melted snow often mixes with wastewater in the ratio of 1:100, snow pollution in the total volume of municipal wastewater does not significantly af-
тизированы и строго не контролируются. Меру опасности от загрязнений с дорожных покрытий пока могут оценить только специалисты [10, 12, 13], но поскольку талый снег разбавляется сточными водами, нередко в соотношении 1:100, то в общем объеме городских стоков загрязнения от снега существенно не влияют на показатели БПК. Со временем процент поступления талых вод на очистные сооружения города неизбежно будет возрастать, поскольку количество СпС в Москве увеличивается с каждым годом, в этой связи будет увеличиваться проблема эффективности работы городских очистных сооружений, рассчитанных на удаление органических, а не химических соединений.
Проведение анализов воды отечественными лабораториями сопряжено с множеством сложностей. С большим количеством нормативной документации с различными значениями нормативов для одного типа; недостаточным материально-техническим обеспечением; установлением ПДК на уровне пределов обнаружения современными методами анализа; несовершенством методической базы [14].
Традиционно, очистные сооружения систем бытовой канализации не рассчитываются на прием снега и загрязнений, находящихся в нем. Сегодня в качестве расчетной величины принимают среднеарифметическую концентрацию загрязнения (по измеренным величинам), которая имеет обеспеченность 6 и 10 реально наблюдаемых случаев. Однако среднеарифметические значения не дают возможность объективно оценить ситуацию при сильно завышенных показателях загрязнения, которые бывают достаточно часто. По мнению специалистов в этом случае целесообразно
fect BOD index. The percentage of melt-water receipting to the urban treatment plant inevitably increases with time, as the number of SPS in Moscow is increasing every year. Considering the above said, the efficiency of municipal waste-water treatment facilities designed for the removal of organic and not chemical connections, will decrease.
Water analysis by Russian laboratories is very complicated because of the large number of regulatory documents and different norms for the same type; insufficient material-technical support; establishing the MPC level detection limits by modern analysis methods; methodological base imperfection [14].
Traditionally, sanitary sewage systems are unappropriated for polluted snow receipt. Nowadays, as a calculation value they take arithmetic mean value of pollution load (by measured values), which makes sure 6 of 10 in the observed cases. However, the arithmetical mean values do not give a possibility to assess high pollution load, which happens quite often. According to specialists in this case it is expedient to resort to the values, the variation of which may exceed the range more than one thousand units. This conclusion is confirmed by the above statistical data results. For example, the variability of results on snow pollution load can vary 60 times (60000000...100000 t/m3 a month), on the amount of snow receipted by SSMF in 61 times (6153396...100000 m3/ month) and more. The completed studies provide estimates of the receipted snow, its pollution, etc. But at the same time these studies serve the basis for approving [14] the necessity of developing a unified system for monitoring the city's snow-melting plants to ensure the reliability:
прибегать к проверкам показателей, разброс которых может превышать диапазон ни в одну тысячу единиц. Этот вывод подтверждается выше приведенными результатами обработки статистических данных. Например, разброс данных по содержанию мусора в снеге может различаться в 60 раз (60000000.100000 т/м3 мес.), по объемам снега, поступающим на ССпС, в 61 раз (6153396.100000 м3/мес.) и более. Выполненные исследования позволяют получить оценки искомых показателей по количеству поступающего снега, его загрязнению и т.д. Но при этом служат основанием для утверждения [14] необходимости разработки единой системы мониторинга городских снегоплавильных установок для обеспечения достоверности статистической информации и проведения:
измерения степени загрязненности снега с дорожных покрытий отходами зимней уборки улиц (нефтепродукты, антигололедные реагенты) и другими опасными веществами (определив перечень показателей) с учетом расположения его в конкретном округе;
наблюдения за периодичностью выпадения снега (сутки, месяц, год, несколько лет) и количеством собираемого снега с дорог, дворов, а также с территорий частных компаний (магазинов, офисов, домов ТСЖ);
оценки экологической и экономической эффективности различных типов снегоплавильных установок.
Библиографический список
1. Реагент на основе бишофита в результате тестов признан безвредным для деревьев, животных и обуви москвичей // Информационный Центр Правительства Москвы. 29 октября 2012. Режим доступа: http://icmos.ru/news/7585-v-etom-godu-
measuring snow pollution, polluted with oil products, agents and other dangerous pollutants, from the road surface waste winter cleaning of streets (defining the list of indicators), considering the location of the snow;
monitoring frequency of snowfall (day, month, year, several years) and snowfall removed from the roads, yards, as well as from the areas of private companies (shops, offices, homes HOA);
the assessment of environmental and economic efficiency of different types of snow-melting systems.
References
1. Reagent na osnove bishofita v rezul'tate testov priznan bezvrednym dlya derev'ev, zhi-votnykh i obuvi moskvichey [Agent Based on Bishofite Proved Nontoxic for Trees, Animals and Footwear in Moscow]. The Moscow Government Information Center, October 29, 2012. Available at: http://icmos.ru/ news/7585-v-etom-godu-vpervye-v-stolice-mozhno-zapisat-rebenka-v-kruzhok-po-inter-netu.html. Date of access: 02.02.2014.
2. Reglament zimney uborki proezzhey chasti magistraley, ulits, proezdov i plosh-chadey (ob"ektov dorozhnogo khozyaystva g. Moskvy) s primeneniem protivogololednykh reagentov i granitnogo shchebnya fraktsii 2...5 mm (na zimnie periody s 2009—2010 i dalee) (vzamen ot 17.10.2009) (utv. Ruko-voditelem Kompleksa gorodskogo khozyaystva Moskvy 20.01.2010) [Regulations of Winter Cleaning Carriageway of Highways, Streets, Roads and Areas (Road Facilities in Moscow) with the Use of Anti-icing Agents and Granite Rubble Fraction 2—5 mm (for the Winter Periods 2009—2010 and beyond) (instead of 17.10.2009)]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=MLAW;n=125891. Date of access: 02.02.2014.
3. D'achkov R. Roman D'yachkov: Tak-tika vyzhzhennoy zemli [Roman D'yachkov: Scorched Earth Tactics]. Argumentyi i fakty [Arguments and Facts]. 2013, no. 13, p. 54.
4. Chernyavskii M. Uborka na pol-noy skorosti. Kak ubirayut sneg v Finlyan-dii? [Cleaning at Full Speed. How is Snow
vpervye-v-stolice-mozhno-zapisat-rebenka-v-kruzhok-po-internetu.html. Дата обращения: 02.02.2014.
2. Регламент зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2.5 мм (на зимние периоды с 2009—2010 и далее) (взамен от 17.10.2009) (утв. Руководителем Комплекса городского хозяйства Москвы 20.01.2010). Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=125891. Дата обращения: 02.02.2014.
3. Дьячков Р. Роман Дьячков: Тактика выжженной земли // Аргументы и Факты. 2013. № 13. С. 54.
4. Чернявский М. Уборка на полной скорости. Как убирают снег в Финляндии? // Авто ревю. 2009. № 3—5 (422). Режим доступа: http://trucks.autoreview.ru/ archive/2009/03/finn_plow/. Дата обращения: 30.01.2014.
5. Гусев А. Битва со снегом: мировой опыт // Биржа плюс свой Дом. 2011. № 2. 28 янв. Режим доступа: http://birzhaplus.ru/ dom/?69394. Дата обращения: 30.01.2014.
6. Bennet E.R., Linstedt K.D., Nilsgard V., Battaglia G.M., Pontius F.W. Urban snow-melt — characteristics and treatment // J. Water Pollution Control Fed. 1981. Vol. 53. No. 1. Pp. 119—125.
7. Kaczor G., Bergel T. The effect of incidental waters on pollution load in inflows to the sewage treatment plants and to the receivers of sewage // Przemysl Chemiczny. 2008. Vol. 87. Pp. 476—478.
8. Kaczor G., Bugajski P. Impact of Snowmelt Inflow on Temperature of Sewage Discharged to Treatment Plants // Pol. J. Environ. Stud. 2012. Vol. 21. No. 2. Pp. 381—386.
9. Westra J.V., Easter K.W., Olson K.D. Targeting Nonpoint Source Pollution Control: Phosphorus in the Minnesota River Basin // Journal of the American Water Resources Association. Middleburg, Apr. 2002. Vol. 38. No. 2. Pp. 493—505.
10. Храменков С.В., Пахомов А.Н., Богомолов М.В., Данилович Д.А., Ромаш-
Disposed in Finland]. Avto revyu [Auto review]. 2009, no. 3—5 (422). Available at: http://trucks.autoreview.ru/ar-chive/2009/03/finn_plow/. Date of Access: 30.01.2014.
5. Gusev A. Bitva so snegom: miro-voy opyt [Battle with Snow: World Experience]. Birzha plyus svoy Dom [Broker's Board Plus Own House]. 2011, no. 2, January 28. Accessible at: http://birzhaplus.ru/ dom/?69394. Date of Access: 30.01.2014.
6. Bennet E.R., Linstedt K.D., Nilsgard V., Battaglia G.M., Pontius F.W. Urban Snowmelt — Characteristics and Treatment. J. Water Pollution Control Fed. 1981, vol. 53, no. 1, pp. 119—125.
7. Kaczor G., Bergel T. The Effect of Incidental Waters on Pollution Load in Inflows to the Sewage Treatment Plants and to the Receivers of Sewage. Przemysl Chemiczny. 2008, vol. 87, pp. 476—478.
8. Kaczor G., Bugajsji P. Impact of Snowmelt Inflow on Temperature of Sewage Discharged to Treatment Plants. Pol. J. Environ. Stud. 2012, vol. 2, no. 2, pp. 381—386.
9. Westra J.V, Easter K.W., Olson K.D. Targeting Nonpoint Source Pollution Control: Phosphorus in the Minnesota River Basin. Journal of the American Water Resources Association. Middleburg, April, 2002, vol. 38, no. 2, pp. 493—505.
10. Khramenkov S.V, Pakhomov A.N., Bogomolov M.V, Danilovich D.A., Ro-mashkin O.V, Pupyrev E.I., Koretsky V.E. Sistemy udaleniya snega s ispol'zovaniem gorodskoy kanalizatsii [Snow Disposal System Using Municipal Sewer]. Vo-dosnabzhenie i sanitarnaya tekhnika [Water Supply and Sanitary Engineering]. 2008, no. 10, pp. 19—30.
11. Voronov Yu.V., Deryushev L.G., Deryusheva N.L.Voprosy proektirovaniya statsionarnykh snegoplavil'nykh punktov [Problems of Engineering Design of Fixed-site Snow Melting Facilities]. Santekhnika [Sanitary Engineering]. Moscow, "AVOK PRESS" Publ., 2013, no. 2, pp. 26—29.
12. Borisyuk N.V Sneg, snezhnaya massa, utilizatsiya: tekhnologii utilizatsii snezhnoy massy [Snow, Snow Mass, Recycling: Utilization Technologies of Snow-pack]. Stroitel'naya Tekhnika i Tekhnologii
кин О.В., Пупырев Е.И., Корецкий В.Е. Системы удаления снега с использованием городской канализации // Водоснабжение и санитарная техника. 2008. № 10. С. 19—30.
11. Воронов Ю.В., Дерюшев Л.Г., Дерюшева Н.Л.Вопросы проектирования стационарных снегоплавильных пунктов // Сантехника. 2013. № 2. С. 26—29.
12. Борисюк Н.В. Снег, снежная масса, утилизация : технологии утилизации снежной массы // Строительная Техника и Технологии. 2012. № 1. С. 54—58.
13. Корецкий В.Е. Варианты развития мощностей системы снегоудаления Москвы // Экология и промышленность России. 2005. № 4. С. 8—10.
14. Кунцева Н.К., Карташова А.В., Чама-ев А.В. Нормативы качества воды: взгляд аналитика // Методы оценки соответствия. 2012. № 3. Режим доступа: http://ria-stk.ru/mos/adetail. php?ID=60547. Дата обращения: 02.02.2014.
Поступила в редакцию в июне 2014 г.
Об авторах: Воронов Юрий Викторович — доктор технических наук, профессор, профессор кафедры водоотведения и водной экологии, Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8 (499) 183-27-65, VIVE@mgsu.ru;
Гогина Елена Сергеевна — кандидат технических наук, проректор, профессор кафедры водоотведения и водной экологии,
Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8 (499) 183-29-38, GoginaES@mgsu.ru;
Дерюшева Надежда Леонидовна — аспирант кафедры водоотведения и водной экологии, Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, vita_nadezhda@mail.ru.
Для цитирования: Воронов Ю.В., Гогина Е.С., Дерюшева Н.Л. Пути снижения влияния противогололедных реагентов на окружающую среду и работу очистных сооружений систем водоотведения // Вестник МГСУ. 2014. № 8. С. 107—117.
[Construction Equipment and Technologies]. 2012, no. 1, pp. 54—58.
13. Koretsky V.E. Varianty razviti-ya moshchnostey sistemy snegoudalen-iya Moskvy [Options of Developing Snow Removal System in Moscow]. Ekologiya i promyshlennost' Rossii [Ecology and Industry of Russia] 2005, no. 4, pp. 8—10.
14. Kuntseva N.K., Kartashova A.V, Chaman A.V. Normativy kachestva vody: vzglyad analitika [Water Quality Standards: Analyst's Point of View]. Metody otsenki sootvetstviya [Journal of Conformity Assessment]. 2012, no. 3. Accessible at: http://ria-stk.ru/ mos/adetail.php?ID=60547. Date of Access: 02.02.2014.
About the authors: Voronov Yuriy Viktorovich — Doctor of Technical Sciences, Professor, Department of Sanitation and Water Ecology, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; VIVE@mgsu.ru;
Gogina Elena Sergeevna — Candidate of Technical Sciences, Professor, Department of Sanitation and Water Ecology, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; GoginaES@mgsu.ru;
Deryusheva Nadezhda Leoni-dovna — Postgraduate Student, Department of Sanitation and Water Ecology, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; vita_nadezhda@mail.ru.
For citation: Voronov Y.V, Gogina E.S., Deryusheva N.L. Puti snizheniya vliyaniya protivogololed-nykh reagentov na okruzhayushchuyu sredu i rabotu ochistnykh sooruzheniy sistem vodootvedeniya [Measures to Reduce the Impact of Anti-icing Agents on the Environment and on the Work of Wastewater Treatment Facilities]. Vest-nik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2014, no. 8, pp. 107—117.