Научная статья на тему 'Пути снижения негативного воздействия на окружающую среду при техническом обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники в Волгоградской области'

Пути снижения негативного воздействия на окружающую среду при техническом обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники в Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
1041
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
окружающая среда / сельскохозяйственная техника / отработанные материалы / экология / техническое обслуживание / ремонт техники / environment / agricultural machinery / waste materials / ecology / maintenance / machinery repair

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — М Н. Шапров, И С. Мартынов, Е Ю. Гузенко, В Ю. Мисюряев

Рассматриваются основные экологические проблемы, возникающие при техническом осмотре и ремонте сельскохозяйственной техники. Дан анализ стратегии государства в области охраны окружающей среды. В результате исследований выявлено, что основными веществами, загрязняющими экологию и воздействующими на здоровье работников, являются отработанные масла и шины. Применяемые в настоящее время методы переработки использованных шин, не подлежащих восстановлению, условно можно разделить на дробление и сжигание. Захоронение и сжигание является наименее цивилизованными методами утилизации покрышек. Измельчение изношенных шин с выделением текстильного и металлического корда и получения резиновой крошки признается самым простым, экологичным и рациональным способом переработки, поскольку позволяет максимально сохранить физико-механические и химические свойства материала. Нельзя не отметить, что Волгоградская область одной из первых среди регионов приняла закон о стратегическом планировании, которое является важнейшим условием обеспечения устойчивого развития. Приоритет Стратегии развития территорий Волгоградской области – наведение порядка в сферах экологии. Поэтому экономически эффективная переработка автошин и масел позволит не только решить экологические проблемы, но и обеспечить высокую рентабельность перерабатывающих производств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — М Н. Шапров, И С. Мартынов, Е Ю. Гузенко, В Ю. Мисюряев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO REDUCE THE NEGATIVE IMPACT ON THE ENVIRONMENT IN THE TECHNICAL SERVICE AND REPAIR OF AGRICULTURAL MACHINERY IN THE VOLGOGRAD REGION

The article deals with the main environmental problems arising during the technical inspection and repair of agricultural machinery. The analysis of the state strategy in the field of environmental protection is given. As a result of the research it was revealed that the main substances polluting the environment and affecting the health of employees are waste oils and tires. Current methods of processing used tires that can not be restored can be conditionally divided into crushing and burning. Burial and burning are the least civilized methods of tire utilization. The grinding of worn-out tires with the isolation of textile and metal cord and the production of rubber chips is recognized as the simplest, most environmentally-friendly and rational method of processing, since it allows to preserve the physicmechanical and chemical properties of the material as much as possible. It should be noted that the Volgograd region was one of the first among the regions to adopt a law on strategic planning, which is an essential condition for ensuring sustainable development. The main priorities The development strategy of the territories of the Volgograd region is the establishment of order in the sphere of ecology. Therefore, economically efficient processing of tires and oils will not only solve environmental problems, but also ensure high profitability of processing industries as separate regions.

Текст научной работы на тему «Пути снижения негативного воздействия на окружающую среду при техническом обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники в Волгоградской области»

6. Auezov, O. P. Optimizaciya rezhima raboty zubovoj borony s aktivnoj rabochej sekciej [Tekst]/ O. P. Auezov, M. T. Ajtmuratov, B. T. Daniyarov // Vestnik Karakalpakskogo otdeleniya Akademii nauk Respubliki Uzbekistan. - 2015. - №4. - S. 32-35

7. Almazov, I. V. Povyshenie ]ffektivnosti ispol'zovaniya mashin pri transportirovke sena v rulonah [Tekst]: avtoref. dis. na soisk. uchen. step. kand. tehn. nauk (28.11.2016)/Almazov Ivan Vla-dimirovich; Volgogradskij GAU. -- Volgograd, 2016. - 19 s.

8. Ryadnov, A. I. Metody ocenki ]ffektivnosti uborki sel'skohozyajstvennyh kul'tur [Tekst] : monografiya /A. I. Ryadnov. - Volgograd: VolGAU, 2008 - 107 s.

9. Tipovye normy vyrabotki i rasxoda topliva na mehanizirovannye polevye raboty v sel'skom hozyajstve [Tekst] / Vsesoyuzn. nauch. -- issled. in-t. jekonomiki sel. hoz-va (VNI}SX). - M.: Ag-ropromizdat, 1990. - 352 s.

10. Methodolgy. Ranking Wed of Wonld Universities, URL: http://www. Webometrios. Info methodology. htme.

E-mail: [email protected]

УДК 631.2

ПУТИ СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ

СРЕДУ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

WAYS TO REDUCE THE NEGATIVE IMPACT ON THE ENVIRONMENT IN THE TECHNICAL SERVICE AND REPAIR OF AGRICULTURAL MACHINERY

IN THE VOLGOGRAD REGION

М.Н. Шапров, доктор техничеких наук, доцент И.С. Мартынов, кандидат техничеких наук, доцент Е.Ю. Гузенко, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент В.Ю. Мисюряев, кандидат педагогических наук, доцент

M.N. Shaprov, I.S. Martynov, E.Yu. Guzenko, V.Yu. Misyuryaev

Волгоградский государственный аграрный университет Volgograd State Agrarian University

Рассматриваются основные экологические проблемы, возникающие при техническом осмотре и ремонте сельскохозяйственной техники. Дан анализ стратегии государства в области охраны окружающей среды. В результате исследований выявлено, что основными веществами, загрязняющими экологию и воздействующими на здоровье работников, являются отработанные масла и шины. Применяемые в настоящее время методы переработки использованных шин, не подлежащих восстановлению, условно можно разделить на дробление и сжигание. Захоронение и сжигание является наименее цивилизованными методами утилизации покрышек. Измельчение изношенных шин с выделением текстильного и металлического корда и получения резиновой крошки признается самым простым, экологичным и рациональным способом переработки, поскольку позволяет максимально сохранить физико-механические и химические свойства материала. Нельзя не отметить, что Волгоградская область одной из первых среди регионов приняла закон о стратегическом планировании, которое является важнейшим условием обеспечения устойчивого развития. Приоритет Стратегии развития территорий Волгоградской области - наведение порядка в сферах экологии. Поэтому экономически эффективная переработка автошин и масел позволит не только решить экологические проблемы, но и обеспечить высокую рентабельность перерабатывающих производств.

The article deals with the main environmental problems arising during the technical inspection and repair of agricultural machinery. The analysis of the state strategy in the field of environmental protection is given. As a result of the research it was revealed that the main substances polluting the

environment and affecting the health of employees are waste oils and tires. Current methods of processing used tires that can not be restored can be conditionally divided into crushing and burning. Burial and burning are the least civilized methods of tire utilization. The grinding of worn-out tires with the isolation of textile and metal cord and the production of rubber chips is recognized as the simplest, most environmentally-friendly and rational method of processing, since it allows to preserve the physic-mechanical and chemical properties of the material as much as possible. It should be noted that the Volgograd region was one of the first among the regions to adopt a law on strategic planning, which is an essential condition for ensuring sustainable development. The main priorities The development strategy of the territories of the Volgograd region is the establishment of order in the sphere of ecology. Therefore, economically efficient processing of tires and oils will not only solve environmental problems, but also ensure high profitability of processing industries as separate regions.

Ключевые слова: окружающая среда, сельскохозяйственная техника, отработанные материалы, экология, техническое обслуживание, ремонт техники.

Key words: environment, agricultural machinery, waste materials, ecology, maintenance, machinery repair.

Введение. Никакая другая отрасль производства так интенсивно не связана с использованием природных ресурсов, как сельское хозяйство. Так, большинство сельскохозяйственных машин при работе взаимодействует с живой средой, постоянно изменяющейся под влиянием почвенно-климатических условий и биологических процессов. Техника не должна травмировать окружающую среду, но должна способствовать благоприятным условиям для ее развития. Поэтому мероприятия по эксплуатации и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники должны сочетаться с мерами по охране окружающей среды [5].

Материалы и методы. Проблема экологической безопасности в аграрном секторе связана не только с техобслуживанием и ремонтом техники, но и с процессами загрязнения элементов окружающей среды, используемых в сельскохозяйственном производстве, предприятиями неаграрного назначения. Эти загрязнения ведут к снижению плодородия почв и их продуктивности, снижают уровень сельскохозяйственной продукции и ухудшают ее качество. А по объему производства продукции сельского хозяйства Волгоградская область занимает 10 место в стране, удельный вес ее в валовом производстве сельхозпродукции составляет 2,6 % [3].

Основной экологической проблемой Волгоградской области является высокий износ техники, которая приводит к повышенным выбросам в окружающую среду отработанных газов, смазочных материалов и других материалов. Степень износа сельскохозяйственной техники приблизительно составляет 40 %. Кроме того, в сельскохозяйственном производстве региона 80 % техники работает за пределами срока амортизации. В основном это связано с высокой стоимостью новой техники [6].

При эксплуатации, обслуживании и ремонте техники, используемой в аграрном производстве, оказывается вредное влияние на атмосферу, гидросферу, литосферу. Воздействие сельскохозяйственной техники на окружающую среду аналогично воздействию транспорта, промышленной, землеройной и другой техники.

Основными проблемами экологического характера при обслуживании и ремонте техники являются вопросы утилизации отработанных шин и масел. Кроме того, технические масла и шины обладают канцерогенным действием. Воздействие масел может привести к нарушению функций органов зрения, печени, желудка, а продукты разложения шин при нагревании (N-нитрозамины) и шинная пыль (бензпирен), проникая через дыхательную систему в желудочно-кишечный тракт, отрицательно воздействуют на весь организм, вызывая хронические и онкологические заболевания [10].

В связи с этим, Стратегия по безопасности окружающей среды РФ, рассчитанная до 2025 года, является основным документом в сфере развития системы экологической безопасности РФ и определяет перечень целей и задач, направленных на обеспечение безопасности в экологии на уровнях субъектов России и муниципалитетах, в отраслях экономики, а также на обеспечение устойчивого развития государственных структур с перспективой на длительный срок [7]. Документ служит основой для взаимодействия органов государственной власти, предприятий и населения для защиты интересов России и обеспечения защиты природной среды и значимых интересов человека от вероятного отрицательного воздействия различных видов деятельности.

Самыми распространенными методами утилизации отработанных покрышек, которыми пользуются предприятия, являются захоронение и складирование в несанкционированных местах. Однако для окружающей среды такие способы совсем не безопасны - ведь для полного разложения этого материала требуется более ста лет. Кроме того, экономика области и страны в целом теряет ценное сырье, а именно, металл, каучук и другие полимеры, корд, а уровень снижения добычи нефти требует максимального использования вторсырья. Поэтому экономически и экологически гораздо эффективнее покрышки восстановить или превратить в сырье для производства.

Что касается технических масел, то оно расходуется гораздо меньше, по сравнению с другими органическими веществами, но негативное влияние их отходов на природную среду ничуть не меньше, так как это наиболее распространенный источник техногенного загрязнения. Можно сказать, что количество отработанных нефтепродуктов, попадающих в грунт или воду в результате вылива, на порядок превышает то, что попадает в природную среду при добыче, транспортировке, а также переработке [8].

Идея переработки отработанных смазочных масел появилась еще в первой половине прошлого столетия. Однако отработанные масла стали перерабатываться около сорока лет назад. В начале их сжигали для получения энергии, затем, очищая, их стали добавлять в свежие масла. Под переработкой масел понимается не только их сжигание, но и переработка с получением топлива, восстановление на месте использования, переработка на нефтеперерабатывающем заводе, а также регенерация с получением нового смазочного материала [11].

Результаты и обсуждение. Положения в области обеспечения безопасности окружающей среды основаны на связи с положениями Стратегии нацбезопасности РФ до 2020 года, Концепции социально-экономического развития РФ, Экологической доктрины РФ, Основ госполитики в области экологического развития России, Климатической доктрины РФ и других стратегических документов.

Восстановление изношенных шин является экологичным способом, при котором может быть повышен их срок эксплуатации. С одной стороны, это сводится к уменьшению количества отходов, с другой - к экономии природных ресурсов, т.к. для восстановления одной покрышки необходимо в среднем 5 л сырой нефти, а для производства новой автопокрышки - 35 л.

Применяемые в настоящее время методы переработки использованных шин, не подлежащих восстановлению, условно можно разделить на дробление и сжигание. Захоронение и сжигание является наименее цивилизованными методами утилизации покрышек. Измельчение изношенных шин с выделением текстильного и металлического корда и получение резиновой крошки признается самым простым, экологичным и рациональным способом переработки, поскольку позволяет максимально сохранить физико-механические и химические свойства материала.

Одним из наиболее привлекательных методов переработки является способ полного материального рециклинга, в основе которого лежит уникальный способ переработки резиносодержащих и полимерных отходов путём растворения в органическом

растворителе (термолиз), конечным результатом которого является не только уничтожение вредных и практически не разлагающихся отходов, но и получение на конечной стадии процесса переработки высоколиквидных продуктов, жизненно важных для деятельности человека.

В результате рециклинга [4] автопокрышек получается бензиновая фракция, не содержащая серу и свинец, которая используется на нефтехимических предприятиях, а также на нефтеперерабатывающих заводах при производстве высокооктанового экологически чистого бензина, аналога мазута, который соответствует ГОСТу 1058-99, технического углерода, содержащего 92-99 % чистого углерода, идущего на получение углерод-углеродных материалов и электропроводного техуглерода, металлолома: высоколегированной стали, серы, оксида цинка ZnO.

Области использования резиновой крошки, полученной в результате измельчения шин, многочисленны и перспективны, а направления ее использования напрямую зависят от структуры и размера поверхности, а именно:

• резиновый порошок, размер частиц которого до 0,45 мм, используется как добавка к сырой резине при производстве автопокрышек и других резинотехнических изделий;

• резиновая крошка с частицами до 0,63-0,8 мм используется для изготовления резинотехнических изделий позволяет снизить стоимость без существенного снижения их свойств; частицы до 0,63-1,2 мм применяют для модификации дорожного битума и при производстве гидроизоляционных резинобитумных мастик и рулонных гидроизоляционных материалов; крошка от 0,63 мм до 1 мм с остатками текстильного корда используется при бурении для тампонирования нефтяных скважин, а с размерами частиц 1,0-3,0 мм применяется для заполнения травяного покрова на искусственных спортивных газонах и для изготовления сорбента для сбора нефтепродуктов с поверхности воды и почвы.

Резиновая крошка с большим размером частиц, т.е. от 1 мм до 5 мм, используется для наливного покрытия, засыпки спортивных полей, покрытия детских и спортивных площадок, для изготовления массивных резиновых плит при строительстве трамвайных и железнодорожных переездов, тротуарной плитки, а также применяется для спортивного инвентаря.

При рассмотрении вопроса утилизации масел для повторного применения можно выделить три основных метода его переработки. Во-первых, можно осуществлять переработку с целью получения бензина на нефтеперерабатывающем заводе, а также для производства других видов жидкого топлива.

Другим методом является восстановление масел на месте использования с применением системы фильтрации для удаления примесей непосредственно на месте его использования, что продлевает срок его службы.

Третий метод заключается в регенерации отработанных масел с целью получения нового смазочного материала. Немаловажным показателем является тот факт, что полученный продукт практически не отличается от тех, которые получены из сырой нефти. Достоинством регенерации является продлеваемый срок службы масла, что наиболее предпочтительно с экологической и экономической точек зрения. Кроме того, на регенерацию масла требуется энергии на 70 % меньше, чем на его производство из сырой нефти.

Таким образом, переработанные шины можно использовать в спортивной отрасли, в образовательных и других учреждениях в качестве напольного покрытия, а подверженные обработке масла - для получения топлива и повторного использования.

Заключение. Важную роль в решении всех обозначенных проблем играют не только указанные технологии переработки материалов, но и экологическое просвещение, повышение уровня экологической культуры граждан [1].

Региональным комитетом природных ресурсов и экологии разрабатывается Концепция экологического просвещения на территории Волгоградской области.

Нельзя не отметить, что Волгоградская область одна из первых среди регионов приняла закон о стратегическом планировании, которое является важнейшим условием обеспечения устойчивого развития. Сейчас разрабатывается Стратегия развития территорий Волгоградской области. Её основной приоритет - наведение порядка в сферах экологии [2].

Согласно вышеуказанному документу, в котором описаны вопросы улучшения общей экологической обстановки, ревизии законодательства в этой сфере, необходимо формировать активную гражданскую позицию по вопросам сохранения природы. Именно такие задачи ставят и руководство страны, и губернатор региона. В приоритетных планах Экологического совета - совершенствование нормативно-правовой базы с широким привлечением независимых экспертов для решения комплекса экологических вопросов, в которых все усилия направлены на обеспечение экологической безопасности Волгоградской области [9].

Анализ содержания приведенных документов выявляет следующее: несмотря на издание с 1994 г. нормативных правовых актов в области обеспечения экологической безопасности, в Экологической доктрине снова говорится о том, что в России, в том числе и в Волгоградской области, на данный момент складывается ситуация, характеризуемая как экологический кризис. В связи с этим, отмечается необходимость «формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии».

Экономически эффективная переработка автошин и масел позволит не только решить экологические проблемы, но и обеспечить высокую рентабельность перерабатывающих производств как отдельных регионов, так и страны в целом.

Библиографический список:

1. Государственный экологический контроль в сельском хозяйстве [Текст]// Проблемы предупреждения экологических правонарушений. - М., 2000.

2. Инвестиционный портал Волгоградской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.investvolga.com.

3. Марусинина, Е.Ю. Состояние и проблемы сельскохозяйственного производства агропромышленного региона (на примере Волгоградской области) [Текст] / Е.Ю. Марусинина, Е.В. Гетманская, М.В. Таранова // Агропродовольственная экономика. - 2016. - №9. - С. 47-54.

4. Патент РФ № 2220986 от 10.01.2004 г. «Способ переработки резиносодержащих отходов», Заявка на выдачу патента № 2003111988 от 24.04.2003г., Международная заявка РСТ^и 2004/000153 от 12.05.2004г. «Способ переработки резиносодержащих отходов» дата приоритета 24.04.2003г.

5. Попов, Г.Г. Обеспечение безопасности труда в крестьянско-фермерских хозяйствах Волгоградской области [Текст]/ Г.Г. Попов, И.С. Мартынов, Е.Ю. Гузенко // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. -2015. - № 1(37). - С. 211-213.

6. Попов, Г.Г. Роль безопасных условий труда в повышении качества ремонта сельскохозяйственной техники [Текст]/ Г.Г. Попов // Наука, образование и инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 54-58.

7. Проект Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [Текст].

8. Способы утилизации и переработки отработанного масла [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://greenologia.ru/othody/sinteticheskie/texnicheskomu-maslu.html

9. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. URL: http://www. gks.ru.

10. Экологические проблемы сельскохозяйственного производства/ Научная библиотека им. А.Н. Игнатова [Электронный ресурс]. - f-mx/ru/selskoe...i/ekoloicheskie_problemy.html.

11. Энциклопедия производственного менеджера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/biznes-process.html (дата обращения 09.09.201б).

Reference

1. Gosudarstvennyj jekologicheskij kontrol' v sel'skom hozyajstve [Tekst]// Problemy preduprezhdeniya jekologicheskih pravonarushenij. - M., 2000.

2. Investicionnyj portal Volgogradskoj oblasti [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa http://www.investvolga.com.

3. Marusinina, E. Yu. Sostoyanie i problemy sel'skohozyajstvennogo proizvodstva ag-ropromyshlennogo regiona (na primere Volgogradskoj oblasti) [Tekst] / E. Yu. Marusinina, E. V. Getmanskaya, M. V. Taranova // Agroprodovol'stvennaya jekonomika. - 201б. - №9. - S. 47-54.

4. Patent RF № 22209Вб ot 10.01.2004 g. «Sposob pererabotki rezinosoderzhaschih othodov», Zayavka na vydachu patenta № 20031119ВВ ot 24.04.2003g., Mezhdunarodnaya zayavka PCT/RU 2004/000153 ot 12.05.2004g. «Sposob pererabotki rezinosoderzhaschih othodov» data prioriteta 24.04.2003g.

5. Popov, G. G. Obespechenie bezopasnosti truda v krest'yansko-fermerskih hozyajstvah Volgogradskoj oblasti [Tekst]/ G. G. Popov, I. S. Martynov, E. Yu. Guzenko // Izvestiya Nizhnevolzh-skogo agrouniversitetskogo kompleksa: nauka i vysshee pprofes-sional'noe obrazovanie. - 2015. - № 1(37). - S. 211-213.

6. Popov, G. G. Rol' bezopasnyh uslovij truda v povyshenii kachestva remonta sel'sko-hozyajstvennoj tehniki [Tekst]/ G. G. Popov // Nauka, obrazovanie i innovacii: sbornik statej Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 201б. - S. 54-58.

7. Proekt Strategii jekologicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda

[Tekst].

8. Sposoby utilizacii i pererabotki otrabotannogo masla [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://greenologia.ru/othody/sinteticheskie/texnicheskomu-maslu.html

9. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki RF [Jelektronnyj resurs]. - Oficial'nyj sajt. URL: http://www. gks.ru.

10. Jekologicheskie problemy sel'skohozyajstvennogo proizvodstva/ Nauchnaya biblioteka im. A. N. Ignatova [Jelektronnyj resurs]. - f-mx/ru/selskoe...i/ekoloicheskie_problemy.html.

11. Jenciklopediya proizvodstvennogo menedzhera [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/biznes-process.html (data obrascheniya 09.09.201б).

E-mail: [email protected]

УДК б31.354.2

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕРНОУБОРОЧНЫХ КОМБАЙНОВ

FACTORS INFLUENCING THE USAGE OF COMBINE GRAIN HARVESTERS

О.А. Федорова, кандидат технических наук, доцент O.A. Fedorova

Волгоградский государственный аграрный университет

Volgograd State Agrarian University

Цель настоящей работы - на основе анализа научных работ ученых, работающих в области эксплуатации уборочной техники, теории логики науки и методологии научных исследований, выбрать факторы, влияющие на показатели использования зерноуборочных комбайнов. В работе предложено все факторы, влияющие на показатели использования зерноуборочных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.