Научная статья на тему 'Пути решения проблем управления вузами'

Пути решения проблем управления вузами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
731
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА / КОНТРОЛЬ ПОСТУПЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ / THE GOVERNMENT OF THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / ECONOMIC EFFECTIVENESS OF THE UNIVERSITY / THE CONTROL OF FINANCE REVENUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чмыхов А. Н.

В статье рассматриваются кризисные составляющие государственных вузов, анализируются структуры управления в вузах. Обоснованы принципы организации внебюджетной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF SOLVING PROBLEMS OF GOVERNING THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

In the article the crisis constituents of governmental higher educational establishments are covered, the structures of governing the higher educational establishments are analyzed. The principles of off-budget activity organization are reasoned.

Текст научной работы на тему «Пути решения проблем управления вузами»

в домоведении, прогнозирование и планирование в домоведении, экономика домашнего хозяйства и окружающего социума, теория и практика домоведения, техника и технологии в домоведе-нии. Однако здесь речь идет о недавно появившейся довольно узкой специальности. Представляется неоправданным то, что будущие специалисты экономико-управленческого профиля (студенты широко представленных сейчас направления подготовки «Экономика», специальности «Менеджмент организации») не изучают в обязательном порядке персональный менеджмент, поведение потребителей, экономику домашнего хозяйства.

Очевидно, назрела необходимость развития исследований экономических проблем производ-

ства в широком смысле как научно-образовательно-производственно-потребительского процесса и формирования системы потребительского образования, способной обеспечить рационализацию потребительской деятельности.

Библиографический список

1. Алешина И.В. Поведение потребителей. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

2. Блэкуэлл Д., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. - СПб.: Питер, 2002.

3. Новиков В.А. Научно-образовательно-производственный поцесс как форма движения научно-технического труда // Экономика образования. - 2004. - №>3. - С.31-33.

Novikov V.A., Artamonova Y.S.

CONCERNING THE ROLE OF EDUCATION IN RATIONALIZATION OF CONSUMER’S ACTIVITY OF HOUSEHOLD

In given article the role of educational processes in the modern consumer activity of household organized on a scientific basis is analyzed.

Keywords: post-industrial society, intellectual labor, education.

УДК 378 Ч-748

Чмыхов А.Н.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗАМИ

В статье рассматриваются кризисные составляющие государственных вузов, анализируются структуры управления в вузах. Обоснованы принципы организации внебюджетной деятельности.

Ключевые слова: Управление вузом, экономическая эффективность университета, контроль поступления финансовых средств.

Образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения к его культуре. Образование рассматривается преимущественно в двух аспектах: во-первых, как инструмент социализации и, во-вторых, как институт подготовки подрастающего поколения к социально полезной деятельности. При этом особое место традиционно занимает высшее образование как показатель духовного здоровья нации. Кроме того, высшее образование является важнейшим дифференцирующим признаком, стратификационным фактором и фактором социальной мобильности. Еще недавно СССР занимал первое место в мире по количеству выпускников высших учебных заведе-

ний. Проблема состояла лишь в том, что система высшего образования была излишне идеологизирована и не отвечала мировым стандартам.

Перестройка системы высшего образования в постсоветский период привела к радикальным изменениям в этой области. Следствием таких изменений явилось формальное соответствие высшего образования в нашей стране международным стандартам. Когда идеологический контроль был снят и утвердились академические свободы, преподавание в высшей школе без особого труда освободилось от марксистской идеологии. Однако система управления высшим образованием не претерпела особых изменений. Именно это обстоятельство представляется основной причиной сегодняшнего кризисного состояния высшего образования.

Основным структурным элементом системы высшего образования является университет (институт). Университет можно отнести к сложным системам, которые характеризуются наличием относительно самостоятельных подразделений, или подсистем, имеющих свои интересы и ожидания в достижении как собственных целей, так и общей цели системы. Всякая система нуждается в управлении, а управляемость - ее основная характеристика. Подчеркивая важность соответствия управленческого звена состоянию управляемой системы, академик В.Г. Афанасьев писал: «Процесс управления есть не что иное, как упорядочение системы. При этом, поскольку одной из основных задач является сохранение качественной определенности системы посредством перевода ее из одного состояния в другое, упорядочивающее воздействие выступает как приведение системы в соответствие с присущими ей объективными закономерностями и тенденциями, характеризующими эту качественную определенность» [1, с. 24].

Для достижения своих целей система управления использует имеющиеся у нее ресурсы. В условиях недостатка ресурсов система либо не достигает своих целей, либо изыскивает возможности для устранения имеющегося дефицита. Атрибутом эффективного управления является его гибкость, т. е. способность оперативно реагировать на изменение ситуации. При командно-административной системе управления деятельность государственных вузов целиком зависела от вышестоящих органов, была излишне, забюрократизирована и не восприимчива к переменам. Сформировавшиеся новые правовые, и социально-экономические условия привели к переоценке роли университетов как в системе высшего образования, так и в обществе, выдвинули новые требования к системе управления. Университеты постепенно трансформируются из «кузницы кадров», работавшей по заказам министерств и ведомств и находящейся под полным организационно-финансовым и политическим контролем государства, в систему, имеющую как государственное (законодательное), так и рыночное (спрос на образовательные услуги) регулирование.

Кризис, который сегодня переживают государственные вузы, проявляется прежде всего в сокращении бюджетного финансирования и неспособности их управленческого звена адекватно

реагировать на быстроменяющуюся социальноэкономическую ситуацию в стране. Нехватка ресурсов у государственного высшего образования в условиях хронического недофинансирования ведет к сокращению расходов и интенсивным поискам дополнительных средств. Становится очевидным, что только внебюджетная деятельность в условиях рыночной экономики является для вузов источником таких средств (несвязанных ресурсов), позволяющих им выполнять свою миссию в обществе.

Внебюджетная деятельность и раньше играла важную роль в системе высшего образования. Однако в условиях переходной экономики ее значение не только возрастает, но и меняет статус вуза, превращая его в деловое предприятие. Вуз становится своего рода бизнес-системой по продаже образовательных услуг. Это предполагает разработку и осуществление стратегии трансформации вуза в деловое предприятие с особой системой управления, что, в свою очередь, ведет к пересмотру роли, стратегии и цели вуза и применению новых подходов к управлению.

Исследования показывают, что жесткая структура управления, сложившаяся сегодня в государственных вузах, не позволяет эффективно реализовать предпринимательскую стратегию, без которой само их функционирование становится проблематичным. Поэтому возникает настоятельная необходимость радикальной перестройки организационной структуры вуза; которая требует изменения бизнес-процессов, ставших неизбежным спутником функционирования любого образовательного учреждения. Новая структура управления вузом призвана обеспечивать формирование рыночного поведения государственного вуза как делового предприятия и способствовать продвижению в образовательную и научную деятельность новых технологий.

Реорганизация системы управления может быть осуществлена по следующим основным направлениям: реорганизация органов управления, расширение и дополнение традиционных элементов структуры управления, в том числе усиление экономической подсистемы, определяющей стратегию развития и планирования, бизнес и финансы, маркетинг и инновации; введение новых для вуза организационных и функциональных структур, обеспечение развития органи-зацивнно-функционального потенциала вуза; развитие технологической и педагогической подсис-

тем, отвечающих за образовательную стратегию вуза: укрепление теоретико-методологической подсистемы, определяющей необходимое содержание образовательного процесса. Новые элементы системы управления должны быть способны решать и вопросы выгоды, цены и платы за обучение.

Совершенствование системы управления высшим образованием, приведение ее в соответствие с изменившейся ситуацией - это объективный, естественный процесс. Практика свидетельствует, что решением данной проблемы занимаются повсеместно. Так, с позиций делового предприятия предложен новый механизм управления внебюджетной деятельностью Уральского государственного университета и разработан проект его реализации. Аналогичная работа ведется в Казанском государственном университете. В основу ее положены следующие принципы:

- разделение академических и административных начал в управлении путем фокусирования ученого совета на академической деятельности, создания административного совета и службы главного управляющего с проработкой их структур, функционального, ресурсного и кадрового наполнения и создания необходимой регламентной базы;

- создание в университете эффективной системы управления ресурсами (кадры, финансы, площади, оборудование, информация);

- разработка комплексной системы оценки и самооценки как важного элемента эффективного управления университетом на разных уровнях;

- создание в университете Института стратегического управления для исследовательско-аналитической деятельности, повышения квалификации управленцев, обеспечения информационной поддержки управления, для консалтинга и подготовки специалистов внешних учреждений и ведомств;

- разработка стратегии долгосрочного развития КГУ В целом процесс преобразований в системе высшей школы несет в себе элементы как эволюционного, так и революционного развития. Об этом, в частности, свидетельствует лавинообразное появление негосударственных вузов (см. табл.) [2].

В отличие от государственных вузов управление негосударственными изначально осуществлялось как деловыми предприятиями. Одним из

наиболее успешно развивающихся негосударственных вузов является Современный гуманитарный университет (СГУ). Бизнес-целью СГУ является достижение превосходства на мировом рынке образования. Реализация этой цели достигается путем развития сети дистанционного обучения не только в России, но и в ближнем и дальнем зарубежье, аккредитация дипломов СГУ в России и за рубежом, их признание на мировом рынке образовательных услуг.

В системе управления СГУ применяются следующие функциональные системы: технологическая - субъектами управления являются подразделения, организованные по технологиям производства и имеющие постоянные органы управления; объектная - субъектами управления служат структурные подразделения типа филиалов, представительств и др., организованные по производственным объектам и имеющие постоянные иерархии управления; матричная - в качестве субъектов управления выступают проектные группы или главные специалисты, а объекты управления находятся на пересечении производственных технологий и объектов; субъекты управления могут быть постоянными и временными, для решения разовых задач, и, как правило, не имеют иерархий управления.

Определение наиболее важных процессов осуществляется, исходя из иерархии целей СГУ. Различают следующие уровни бизнес-процессов:

I уровень - основная деятельность (учебный процесс, разработка новых технологий, маркетинг, освоение новых рынков и т. д.);

II уровень - обеспечение и поддержание бизнес-процессов I уровня (логистика, издательская деятельность, ремонтно-строительная деятельность и др.);

Ш уровень - обеспечение и поддержание бизнес-процессов II уровня (разработка стандартов, методик, новых компьютерных программ, форм учебных занятий в условиях телекоммуникационных ресурсов, мониторинг эффективности технологии обучения СГУ, инновационных средств, социально-психологических характеристик студентов).

Конкуренция между государственными и негосударственными, поначалу полярными типами вузов привела в результате взаимного обогащения к некоторому их сближению и, следовательно, к общим проблемам, одной из которых является внедрение новых информационных техноло-

Таблица 1.

Развитие высшего профессионального образования в Российской Федерации (1985-1988 гг.)

Показатели Количество учебных заведений

1985 г. 1990г. 1995г. 1996г. 1997 г. 1998г.

Всего 502 514 759 817 880 914

Г осударственный сектор 566 573 578 580

Негосударственный сектор 193 244 302 334

гий в практику работы управленческих структур, которые могут значительно повысить эффективность работы всей системы управления высшим образованием. Подобными системами оснащено подавляющее большинство университетов США, Западной Европы. Их использование позволяет не только повысить эффективность управления за счет автоматизации различных областей деятельности вуза, но и поднять культуру вуза на принципиально новый уровень, сделать его более привлекательным и конкурентоспособным на рынке образовательных услуг: Проблема создания такой системы особенно актуальна, так как постоянно меняющаяся инфраструктура российской экономики, многоукладный характер деятельности вузов, многообразие источников финансирования в сочетании с разнообразием видов и форм производственной деятельности и т. п. в значительной степени усложнили механизм управления вузом.

Одной из наиболее полных и разработанных в настоящее время является интегрированная автоматизированная информационная система «Университет», представленная компанией REDLAB в сотрудничестве с научным парком МГУ им. Ломоносова и компаниями-лидерами на рынке информационных технологий, такими, как SAP, Sun Microsystem, Informix Sofware, Inpricse. Система «Университет» представляет собой единую, интегрированную, распределяемую, масштабируемую и адаптируемую информационную систему, предназначенную для информационной поддержки и управления административной, финансовой, учебной и научной деятельностью российских вузов. Внедрение этой информационной системы позволит университетам: повысить эффективность управления; поднять экономическую эффективность всей деятельности университета за счет уменьшения объема трудоемких операций с бумажными документами, ускорения процесса осуществления опера-

ций и уменьшения числа ошибок; проводить мониторинг всех видов ресурсов вуза, включая финансовые, материальные и интеллектуальные; усовершенствовать управление традиционными формами обучения, а также повысить качество учебного процесса за счет развития новых форм обучения; обеспечить возможность подготовки высококлассных специалистов и оказания платных услуг в области комплексной автоматизации управления сторонним предприятиям и организациям; поддерживать различные формы бухгалтерского учета; обеспечить индивидуальность взаимодействия по вертикали министерство - вуз.

Основными функциональными модулями системы «Университет», которые совпадают со структурой университета как организации, являются: учебный процесс; управление персоналом; научные исследования; финансовое планирование и учет; внешняя и оперативная от четность; электронный документооборот; интеграция с приложениями; расширение функциональности. С помощью этих функциональных модулей системы могут быть решены различные конкретные задачи управления вузом. К настоящему времени в эксплуатации находятся модули «Бухгалтерия и финансы», «Управление персоналом», завершено внедрение и тестирование модуля «Управление учебным процессом».

Следует подчеркнуть, что многие государственные вузы осознают необходимость создания подобных систем, однако они осознают и трудности, так как в связи с масштабностью и сложностью поставленной задачи, финансовыми и кадровыми ограничениями создать полноценную систему отдельно взятому вузу практически невозможно. Поэтому совместные усилия Санкт-Петербургского, Петрозаводского, Томского, Новосибирского университетов направлены на создание единой интегрированной информационно-аналитической системы, которая позволит охватить различные стороны учеб-

ного процесса, автоматизировать административно-хозяйственную деятельность и управление финансами, обеспечить информационную поддержку принятия решения по всем направлениям деятельности вуза.

Новосибирский государственный университет для создания интегрированной информационноаналитической системы управления вузом считает перспективным организацию консорциума из ряда вузов для ее разработки, а также использование модульного подхода при ее проектировании. В связи с этим с середины 1999 г. работы по созданию информационно-аналитической системы управления вузом ведутся в 10 российских университетах в рамках мегапроекта «Развитие образования в России» Института «Открытое общество». При проектировании информационной системы управления учитывается опыт не только российских, но и зарубежных университетов, в частности Центрально-Европейского университета в Будапеште.

При разработке интегрированной информационно-аналитической системы вуза в рамках корпоративного проекта в Новосибирском ГУ проводятся исследования по созданию подсистемы управления пространственными данными, условно называемой «пространственный кадастр зданий вузовского кампуса», так как значительное количество ресурсных составляющих вуза имеют геометрические и топологические характеристики, существенные при планировании и принятии решений. К ним относятся здания вуза, инженерные коммуникации, отведенные территории. Такая сущность, как помещение вуза, имеет емкую информационную значимость как в скалярной, так и в пространственной компоненте данных о вузе, т.е. имеет, по существу, кадастровое содержание. Под этим подразумевается фокусирование значительной части характеристик, определяющих производительное и стоимостное значение ресурсов вуза (площадь, технологическая оснащенность, территориальное размещение).

Сходные задачи решаются и во Владивостокском ГУ экономики и сервиса. Здесь используют геоинформационную технологию, основное назначение которой - сбор, анализ и систематизация данных, имеющих пространственную привязку.

Создание единого информационно-образовательного пространства особенно актуально для Кемеровского государственного университета,

имеющего развернутую сеть филиалов. Благодаря участию в программе «Университетские центры Интернет» этот вуз получил лицензионный пакет Oracle 7 Server, часть его сотрудников прошла обучение в сертифицированном центре, что дало реальную возможность создать единую АСУ-ВУЗ для КемГУ и его филиалов. В настоящее время формируются подсистемы «Факультет», «Кадры сотрудников», «Штатное расписание». Прошла опытную эксплуатацию подсистема «Абитуриент».

Важнейшим элементом алгоритма социального управления является целеполагание. Реорганизация системы управления предполагает корректировку стратегических и оперативных целей. Так, на текущем этапе развития перед Кубанским государственным технологическим университетом, являющимся наиболее крупным техническим вузом Южно-Российского региона, стоят следующие стратегические цели: повышение качества образования до мирового уровня, интеграция в мировое образовательное пространство; устойчивое обеспечение рынка труда Южно-Российского региона квалифицированными инженернотехническими и научно-техническими кадрами; обеспечение потребностей населения в качественных образовательных услугах.

Достижение этих целей невозможно без создания адаптивной автоматической системы управления (АСУ) университетом. В состав создаваемой адаптивной АСУ входит шесть базовых подсистем (модулей), которые обеспечивают достижение сформулированных выше стратегических целей: подсистема стратегического управления (реализация перспективных форм; административного и академического управления); подсистема управления учебным процессом (разработка планов и контроль их исполнения); подсистема управления качеством образования (международный уровень качества образования и интеграция университета в мировое образовательное пространство); подсистема управления персоналом (оптимальный подбор и расстановка кадров); подсистема управления научной и инновационной деятельностью (поддержка процессов получения новых научно-технических знаний, продукции мирового уровня, продвижение на отечественный и международный рынки наукоемких технологий и услуг); подсистема управления финансовой и хозяйственной деятельностью (стабилизация финансового положения

вуза, повышение эффективности управления его инвестиционным потенциалом).

Внедрение адаптивной АСУ университетом даст экономию финансовых ресурсов и дополнительные внебюджетные средства за счет общесистемного эффекта, а также обеспечит повышение эффективности стратегического управления университетом, совершенствование механизмов и организационной структуры управления, создание системы управления качеством образования. Об этом свидетельствует опыт ряда известных российских вузов. Так, Воронежский государственный университет предлагает разработку системы управления вузом на базе локальной вычислительной сети ПК, в состав которой в первоначальном варианте войдут следующие структурные элементы: ректорат, отдел кадров, бухгалтерия, планово-финансовый отдел, отдел науки, информационный отдел и системы управления учебным процессом вуза. Целью разработки данной системы является автоматизация работы служб вуза, обеспечение получения оперативной информации всеми заинтересованными лицами благодаря доступу к общим базам данных.

Для управленца любого звена нет важнее задачи, чем анализ информации и организация информационного обеспечения. Первостепенное значение для практики управления имеет опыт, накопленный в этой области. Так, в информационной системе, разрабатываемой в Ростовском государственном университете, большое внимание уделяется совершенствованию документооборота в управлении. Практика свидетельствует, что автоматизация процессов документооборота в управлении позволяет добиться двойного повышения производительности и качества труда сотрудников. Документоориентированная система для обеспечения учебного процесса создана также во Владивостокском ГУ экономики и сервиса. Система построена на технологии Domino/Notes, что позволило решить такие задачи информационной системы, как информативность, оперативность сбора и обработки информации, и обеспечить эффективность административного управления. Подобные информационные системы разрабатываются и в других университетах.

За последние восемь лет число российских коммерческих негосударственных вузов почти сравнялось с числом государственных - их сегод-

ня около 600. Правда, доля обучающихся в них невелика - не более 10 % от общего числа студентов [3, с. 8]. В этом отношении Современный гуманитарный университет (СГУ) прочно удерживает первенство. На 1 декабря 2000г. он имеет 146 филиалов с общей численностью студентов с 1994 по 2000г. 104928 человек. Специалистами СГУ создана и активно эксплуатируется информационная система «Луч», которая охватывает все бизнес-процессы, предоставляет информацию для принятия управленческих решений. В настоящее время система работает в 344 филиалах и пунктах дистанционного обучения и имеет более 400 рабочих мест по вводу информации. В центральной базе (Москва), куда стекается вся информация, находятся данные на 145 643 студентов и 3286 преподавателей. В системе «Луч» ведутся десятки тысяч электронных досье обучающихся, в которых отражена информация об успеваемости, кадровые данные, финансовая информация и данные социологических опросов, всего 1500 параметров, что позволяет осуществлять полный контроль над учебным процессом. В результате обработки данных в информационной системе «Луч» формируются отчеты различных форм (более 150). Ежедневно обрабатывается до 15 млн записей. «Луч» представляет собой корпоративную систему, включающую в себя 6 взаимосвязанных подсистем - комплекс программных модулей, обеспечивающих единообразие работы и преемственность системы. Она охватывает процессы информационного обмена между всеми структурными подразделениями СГУ Система доступа к информации строго регламентирована приказом ректора. С 1998г. СГУ перешел на автоматизированную систему контроля поступления финансовых средств от филиалов с использованием ИС «Луч», что дало возможность оптимизировать работу бухгалтерии. Контроль за выполнением требования к документированным процессам осуществляется через подсистемы ИС «Луч»: «Луч-обучение», «Луч-кадры», «Луч-архив», «Луч-менеджмент», «Луч-логистика», «Луч-бухгалтерия», «Луч-Бланки». Система хранения и анализа информации выполнена по клиент-серверной технологии на продуктах фирмы Мтсгозой. О признании высокого качества данной системы свидетельствует награждение СГУ в 2000 г. дипломом Международной выставки-конференции «Информационные технологии и телекоммуникации в образовании».

Библиографический список:

1. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. - М., 1968.

2. Ежемесячная научно-информационная и аналитическая газета НИИ высшего образования «Магистр», март-апрель 1999. Электронная версия - http: / www.informica.ru / windows / cinorgan / niivo / mag / mag3-4_9 / mag 3-4_9/ html.

3. Фуколова Ю. Коммерсант-Деньги. 2001. .№7

(311)

Chmykhov A.N. WAYS OF SOLVING PROBLEMS OF GOVERNING THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

In the article the crisis constituents of governmental higher educational establishments are covered, the structures of governing the higher educational establishments are analyzed. The principles of off-budget activity organization are reasoned.

Keywords: the government of the higher educational establishment, economic effectiveness of the university, the control of finance revenue.

Создание новых систем управления высшим образованием - это объективный процесс, продиктованный изменившейся ситуацией. Обобщение и внедрение передового опыта в данной области в практику управления поможет многим высшим учебным заведениям выйти из кризисной ситуации и поднять образование на новый качественный уровень, который отвечает современным мировым стандартам.

удк 338.46 Кучма И.С., Сулима И.И.

К 959

ОБРАЗОВАНИЕ - ДОХОДНОЕ МЕСТО? ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены проблемные зоны экономики образования.

Ключевые слова: Экономика образования, финансирование учебных заведений, дифференциация учебных заведений.

Образование - «балансирующая» сфера общества. Его предназначение - создавать условия для становления человеческой души и интеллекта. В этом смысле сфера образования абсолютно далека от всякого меркантилизма, это та среда, тот «социальный воздух, солнце и вода», которыми питается человек.

Между тем образование - одна из самых затратных сфер общественной жизни. Экономия на образовании крайне негативно сказывается на всём бытии человека.

Образование самым активным образом влияет на экономику, формируя её кадровый потенциал и уровень культуры общества. Балансирование, «пограничность», «маргинальность» образования напрямую исходят из природы человека - существа, смысл бытия которого выше удовлетворения физиологических потребностей, но и их нельзя не удовлетворять. И нельзя считать это

удовлетворение вопросом незначимым.

Как же, не экономя на образовании по существу, избежать пустых, неэффективных трат?

Оздоровление экономики образования значимо и с собственно экономической точки зрения, и в плане формирования общественного сознания, позитивно относящегося к честности, справедливости и научной обоснованности экономических отношений. Иными словами, реформирование экономики образования - это одновременно экономическая и неэкономическая задача.

Стоит иметь в виду и то, что экономикой образования должны заниматься специалисты, но вот соответствующее базовое образование практически нигде не дают. В этой связи необходимы изменения в структуре управления образовательными учреждениями. Особенно дошкольными, школьными и начального профессионального образования. На наш взгляд, есть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.