Научная статья на тему 'Пути развития промышленного комплекса Уральского тыла в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Каменска-Уральского)'

Пути развития промышленного комплекса Уральского тыла в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Каменска-Уральского) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
486
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Моисеев Е. Г.

Основное внимание уделено развитию оборонных предприятий г. Каменск-Уральский: Уральского алюминиевого завода ведущего предприятия отрасли, литейного завода, предприятий цветной металлургии. Показан вклад города в создание оружия победы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути развития промышленного комплекса Уральского тыла в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Каменска-Уральского)»

УДК 94 (470.51/54)

Е.Г.Моисеев

ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА УРАЛЬСКОГО ТЫЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ г. КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО)

Ленинградский государственный университет им. А. С.Пушкина

The article is focused on the development of the defensive enterprises of Kamensk-Ural town such as the Ural aluminium factory which has been the leading enterprise of the branch, factory and the enterprises of nonferrous metallurgy. The contribution of the town to the creation of the weapon for the victory is also shown in the research.

Годы войны были тяжелейшим испытанием не только для тех советских городов и деревень, которые стали театром военных действий, но и для тыловых районов страны, превратившихся в «кузницу оружия» для фронта. Здесь были свои проблемы, зачастую не менее сложные, чем на передовой, и вырабатывались механизмы их решения, неизвестные в мирное время. Способность к кардинальным трансформациям, связанным с войной, продемонстрировала в 1941 — 1945 гг. экономика Уральского региона, которому оказалась под силу роль не только пространственного резерва обороны и военно-стратегического базирования, но и «станового оборонного хребта» страны.

Излишне напоминать, каких усилий потребовала в 1941 — 1942 гг. эвакуация на восток страны не только отдельных заводов и фабрик, оказавшихся на захваченных врагом территориях или в зоне досягаемости его авиации, но и целых отраслей хозяйства. На основе местных и эвакуированных предприятий в тыловых районах была практически создана новая военно-промышленная база, оборонно-индустриальный комплекс с заново сформированными экономическими связями [1].

В силу своего срединного положения на карте страны одной из основных принимающих территорий для предприятий, перемещенных из западных районов СССР, оказался Урал. Слияние индустриального комплекса региона с промышленной мощью прибывших заводов в шесть раз увеличило по сравнению с довоенными показателями промышленное производство Урала. При этом структура региональной экономики значительно обогатилась новыми отраслями производства. Часть эвакуированных заводов объединялась с однопрофильными объектами, другая

восстанавливала свою деятельность на новых площадях, постепенно обустраивая их всем комплексом необходимых помещений [2].

Буквально перед войной началось создание Каменск-Уральского литейного завода (завода № 286 Наркомата авиационной промышленности), основная тяжесть которого пришлась на трудные военные годы. В конце ноября 1941 г. на практически пустую строительную площадку прибыла часть оборудования Балашихинского литейно-механического завода. Другая, большая его часть была отправлена в Нижний Тагил и размещена в производственных корпусах. В феврале 1942 г. впервые опробовали установленное оборудование, зажгли плавильные печи. 12 марта 1942 г. Каменск-Уральский литейный завод выдал свою первую продукцию — корпус и реборду для колес самолета «Дуглас» [3]. Всю войну предприятие оставалось единственным поставщиком тормозных и нетормозных колес самолетов. Можно смело сказать, что в достигнутом в 1943 г. превосходстве советской авиации над немецкой есть доля труда каменцев, производивших колеса для самолетов Ту-2, Ил-4, Ил-6, Пе-2, По-2, Ли-2. Помимо действующей фронтовой авиации завод обеспечивал своей продукцией значительную часть сборочных самолетостроительных предприятий, освоив отливку изделий из собственного магниевого сплава и по существу став первым предприятием на Урале, наладившим производство магниевого фасонного литья. При этом очевидцы отмечают, что изделия с высоким качеством чистоты, а главное, в необходимом количестве, изготавливались на старом, малопроизводительном, а порой просто малопригодном оборудовании. Не имея средств и возможностей для реконструкции и модернизации

производства, руководство предприятия в 1944 г. решило проблему повышения производительности труда путем перевода до 95% работников в жилье, близкое к заводу. С 1945 г. завод, оставаясь авиационным, увеличил выпуск гражданской продукции. Ее номенклатура была широкой: в цехах изготавливали механизированные литые колодки для катки валенок, запасные части к тракторам, ветродвигатели, колеса грузовых прицепов, мотоколеса, литую посуду и другие товары.

С объективными реалиями военного времени было связано рождение Каменск-Уральского завода по обработке цветных металлов, одного из крупнейших сегодня предприятий цветной металлообработки в стране. Созданный на базе Кольчугинского калиево-магниевого завода, а также Московского и Ростовского прокатных заводов, он уже 15 февраля 1942 г. выпустил первую продукцию цветного проката для нужд обороны — тончайшую алюминиевую фольгу для конденсаторов [4]. Предприятие с полным технологическим циклом и необходимыми энергетическими мощностями было построено в течение четырех месяцев и в рекордно короткие сроки освоило производство специальных видов боеприпасов, металлических горючих материалов для взрывчатых и пиротехнических средств, порошков и пудр из алюминиевых сплавов и бронз, которые до войны в СССР не изготовлялись [5].

Война ускорила запланированное еще в 1939 г. создание в Каменске-Уральском металлургического завода для обеспечения самолетостроителей полуфабрикатами из алюминиевых и магниевых сплавов. Он был сооружен на базе эвакуированного на Урал одного из первенцев авиационной промышленности СССР Ступинского металлургического комбината. Уже 14 февраля 1942 г. первая печь литейного цеха КУМЗа выдала первую плавку металла. В годы войны основной продукцией завода были слитки из алюминиевых сплавов и алюминия, а также штамповки самолетных лопастей. 4 января 1944 г. завод был выделен в самостоятельную производственно-хозяйственную единицу в составе литейного, кузнечного и прессового производств и комплекса вспомогательных цехов и служб.

Комбинация двух моделей организации работы местных и эвакуированных предприятий привела к тому, что к исходу войны уровень индустриального производства по сравнению с довоенными показателями вырос в Каменске-Уральском в 8,7 раза [6]. При этом промышленный облик Каменска, на территории которого к 1946 г. работало 30 хозяйствующих субъектов разного профиля, продолжали определять предприятия металлургического цикла,

переориентированные на производство вооружений, их частей и деталей, а также стратегических материалов. Особое место в отраслевой специализации городской экономики в годы войны, безусловно, заняла цветная металлургия. Это было закономерно, поскольку цветные металлы, и прежде всего алюминий и его сплавы, требовались авиационной, автомобильной, танковой, судостроительной, радио- и приборостроительной отраслям оборонной промышленности [7]. Так, высокопрочные дюралимины служили основным материалом для обшивки самолетов. Из них и авиля получали заготовки для деталей авиадвигателей, винтов, шасси, силового набора в фюзеляже самолета. Из пластичного малолегированного дюралимина и алюминиево-магниевых сплавов прокатывали проволоку для заклепок, соединительные элементы обшивки, из листов сплава алюминия с марганцем сваривали емкости для горючего. Силумины шли на изготовление отдельных деталей танков, самоходных артиллерийских установок, гидросамолетов. Кристаллический глинозем был необходим для обработки высокопрочных сплавов. Без магниевых и алюминиевых порошков нельзя было выпускать бомбы, снаряды, осветительные ракеты.

Естественно, структура промышленности г. Каменска-Уральского в годы Великой Отечественной войны была представлена не только металлургическими предприятиями, но именно развитие потенциала последних, далеко не исчерпанного в военный период, имело определяющее значение для формирования устойчивого экономического «каркаса» города. Металлургические заводы прирастали не только новыми цехами, но и объектами социального назначения, обретавшими общегородское значение. Закономерно, что до сегодняшнего дня эти предприятия являются градообразующими для столицы Южного управленческого округа Свердловской области, сохраняя за Каменском-Уральским статус третьего города региона и поддерживая славные традиции родины уральской металлургии.

1. Урал в панораме ХХ века. Екатеринбург, 2000. С.266.

2. Там же. С.267.

3. Там же. С.248.

4. Моисеев Г.С. Цветная металлургия Урала в годы Вели-

кой Отечественной войны // Урал в стратегии второй мировой войны. С.323-325.

5. Моисеев Г.С. Цветная металлургия Урала (1917 — 1945 гг.). Екатеринбург, 2003. С.172.

6. Каменск-Уральский. 1701 — 2001 / Отв. ред. С.П.Постников. Екатеринбург, 2001. С.18.

7. Моисеев Г.С. Цветная металлургия Урала (1917 — 1945 гг.). С.180-181

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.