ИМЕНА И СОБЫТИЯ ПРОШЛОГО
RAR УДК: 069 ББК: 79
10.34685/HI.2021.33.2.007
ПУТИ РАЗВИТИЯ ИКОНОПИСИ НА СЛОБОЖАНЩИНЕ
Краснова Ирина Владимировна,
соискатель,
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Институт Наследия), ул. Космонавтов, д. 2, г. Москва, Россия, 129366.
E-mail: krasnova_i@mail.ru
Аннотация
Рассматриваются особенности формирования слобожанской иконописи, неразрывно связанные с историческими, политическими и экономическими процессами. В XVI - XVII вв. Слобожанщина сложилась как военно-политическая территория, а с XVIII ст. как крупнейший культурный, торговый, промышленный, научный, образовательный регион Российской Империи. Ее население формируется из переселенцев разных регионов Московии (а впоследствии Российской Империи), и других стран. Осваивая эти новые земли, в ходе экономических взаимодействий они выстраивали не только хозяйственные связи, но и формировали новые межкультурные отношения, создавая неповторимую слобожанскую культуру, что нашло отражение в духовной сфере, ярким выразителем которой являются иконы.
Ключевые слова
Слобожанская икона, храмы, переселенцы, иконописцы, церковное искусство.
Самобытную духовную культуру Слобожан-щины невозможно понять в отрыве от ее политического и экономического развития. Она формировалась как пестрое многонациональное и поликонфессиональное образование юго-запад-
ного региона Московии, а затем и Российской империи. Только в контексте многих исторических событий можно рассматривать формирование сложного этнокультурного пространства и приблизиться к особенностям ее иконописного на-
следия, огромная часть которого для нас оказалась навсегда утраченной.
Церковное наследие, принадлежавшее церквям и монастырям Слобожанщины, не сохранилось по многим причинам. «Большинство из этих монастырей были в царствование Императрицы Екатерины Великой закрыты, здания проданы, иконы и утварь разобраны другими церквами, ценности исчезли». Кроме этого, при строительстве новых храмов на месте ветхих деревянных или перестройки обветшавших каменных, старые иконы сжигались, продавались, а реже - поновлялись.
Поэтому, только восстанавливая весь ход событий, внимательно изучая осколки сохранившегося, можно составить целостное представление о культуре края. Выделить особенности иконописной школы Слобожанщины лишь на основании сравнительного искусствоведческого анализа, как это делают в своих в работах Т.В. Паньок , В.В. Шу-лика , Л.Д. Соколюк и их предшественники Е.К. Редин , П.Г. Фомин , С.А. Таратущенко , другие исследователи, неозможно, так как они не позволяют в полной мере охватить весь круг вопросов, связанных с возникновением, становлением и развитием Слобожанщины. Поэтому В. Пуцко, обратившись к проблеме генезиса слобожанской иконописи XVII - XVIII вв. и проводя анализ существующих на сегодняшний день исследований, делает вывод: «приходится осознать, что все ее отличительные свойства явно указывают на киевские истоки, остающиеся для нас в значительной мере гипотетическими». Это связано с тем, что слобожанская икона рассматривается исключительно с позиций ее стилистических и иконографических признаков, сравнивается с западноевропейскими образцами и киево-печерской школой живописи, а тот факт, что изначально духовная жизнь Слобожан-щины находилась в лоне Русской Православной Церкви и проходила при непосредственном участии русского патриархата и дома Романовых, по непонятным причинам не учитывается. Безусловно, нельзя отрицать тот факт, что Слобожанщина в период своего формирования заселялась выходцами из западных земель. Но это были православные люди, спасавшиеся от гнета католичества польско-литовской шляхты. Показательны в этом отношении слова историка Пётра Головинского : «Не одни крестьяне, но и настоящие казаки покидали свое отечество. Оставляя свои жилища целыми селениями, переселенцы забирали свои имущества и жгли все, чего не могли взять с со-
бою; некоторые селения забирали и церкви со всею утварью и со всеми принадлежностями, и даже брали колокола; затем составляли таборы, вооружались ружьями и пушками, пускались в путь и, если нужно было, силою оружия очищали себе выход из покидаемого отечества. Всех этих выходцев правительство Московское обнадеживало, что они всегда будут жалованы царскою милостию». Исследователи не учитывают и тот факт, что Слобо-жанщина - это приграничный край Русского государства в XVI - XVIII веках, а еще раньше, с конца IX века значительная часть этой территории входила в состав Древнерусского государства, с XI века принадлежала православному Черниговскому, Переяславскому и Новгород-Северскому княжеству. В начале XIII в. этот край был опустошен и разорен постоянными набегами татар и превращен в Дикое поле. Оставшееся в живых население вынуждено было спасаться, переселяясь в северные московские и западные польские земли. Лишь в результате русско-литовской войны 1500 - 1503 годов эти земли опять вошли в состав Московского княжества. В 1612 царь Михаил Фёдорович издал указ: «для защищения Святых Божиих церквей и целости и покою христианского от бусурманских татарских безвестных приходов на поле построить Черту, .. и по Черте построить городы, а промеж городов по полям земляной вал и рвы, и остроги, и надолбы, а в лесах засеки и всякие крепости, чтобы на ево государевы Украины теми местами татарского приходу не было... По Черте устроить прибавочные городы и населить большим многолюдством» .
С этого времени возводятся оборонитель-ные линии - засечные черты 1635 - 1646 г. - Белгородская, 1679 - 1680 гг. - Изюмская, 1731 - 1733 гг. -Украинская линия с укрепленными крепостями (Вольный, Белгород, Царёв Алексеев (Новый Оскол), Усерд, Цареборисов, и другие ), и монастырями (Славяногорский, Краснокутский, Куряжский, Дивно-горский и другие). Они эффективно снижали риск грабительских вторжений в центральные и южные районы России и способствовали русскому заселению огромных территорий: так, в Диком поле рядом с монастырями возникали поселения, которые привлекли к себе переселенцев не только желанием жить рядом со святой обителью, но и тем, что за монастырскими стенами можно было укрыться от ногайских и татарских набегов.
Во второй половине XVII века территория Дикого поля, получившая название Слобожан-
щины, становится военно-административной зоной Московии. Под защиту русского государства сюда стекаются как русские служивые люди, так и казаки, и беглые черкасы. Если в период с 1640 по 1645 год из-за Днепра на Слобожанщину переселилось около 10 тысяч человек, то с 1645 по 1648 гг. - «1247 семей и около 2000 с лишком казаков». Среди них были представители дворянских гетманских родов, давших присягу русскому царю и перешедших в подчинение белгородскому воеводе и белгородской епархии.
В 1650 - 1651 гг. последовала следующая волна массового переселения, состоявшая из казаков Киевского, Белоцерковского и Переяславских полков, и к 1654 г. население Слобожанщины составило порядка 100 000 жителей мужского пола.
На новом месте жительства они возводили старые и строили новые деревянные храмы; проводили в них церковные службы. Большинство церквей строилось на деньги частных лиц и прихожан. Однако первые церкви были бедные. В редких храмах находились живописные иконы. Так, например, в храме Успения Богоматери хранилась икона Божьей Матери малорусско-грече-ского письма на холсте, принесённая первыми переселенцами Балаклеи. В Хорошевском монастыре хранились две святыни: одна - принесенная черкасами «Ченстоховская икона Божией Матери древнего письма с подписью на славянском языке», а вторая - Владимирская икона Божией Матери с частями мощей «преподобного Пимена многострадального и Агапита-врача, с незапамятных времен предмет особенного благоговения в обители». Ченстохонская икона, имеющая православные византийские корни, коронованная по поручению папы Римского Климента XI в 1713 -1719 гг., особо почиталась в Речи Посполитой и до сих пор является ее святыней. Она частично утратила свои православные иконографические черты (элементы), приобретя взамен католические, такие, например, как головной убор в виде короны. Наличие в одном храме древнего списка польской святыни, принесенной на новые земли черкасами, и Владимирской Богоматери, особо почитаемой на Руси подчеркивает духовную близость переселенцев из разных регионов.
Убранство первых деревянных церквей до наших дней не сохранилось, как и не дошли сами церкви, но известно, что с первой волной переселенцев сюда хлынули печатные иконы. В 1654 г. среди крепостей засечной черты вы-
деляется Харьковская крепость и указом Алексея Михайловича на месте древнего городища Щурукань основывается город Харьков. Первые построенные в Харькове церкви тоже были бедными, лишенными иконостасов. Московский воевода Офросимов в своем донесении царю писал о том, что в местных церквях нет ни образов, ни деисусов, - черкасы «молятся бумажным листам, своему литовскому письму и стенам».
То же отмечает в Духовной грамоте 1674 г. Патриарх Иоаким : «Многие торговые люди покупают листы бумажные печатные немецкие, а продают немцы еретики, лютеране и кальвины, и по своему их проклятому мнению и не право на подобии лиц своя страны и в одеждах своих странных немецких, а не с древних подлинников, которые обретаются у православных». Как видно из сетований Иоакима, люди, сбежав от насилия, в том числе и западной веры, за неимением иного, молились католическим, униатским и другим прозападным образцам религиозного культа, не сильно вникая в сущность подмены. Для них смысл заключался в другом. Однако эти иконописные каноны из-за их широкого распространения и нахождения в стенах православных храмов не воспринимались как чуждые. Они постепенно входили в сознание прихожан и верующих как нечто само собой разумеющееся.
Слобожане, признавая себя подданными царей Московских, просили от царя одно право - беспрепятственно пользоваться выгодами хозяйственных наделов и промыслов. Алексей Михайлович не только отменил оброчные пошлины в полках на промыслы, но даже и вернул им деньги, которые они оплатили ранее за пошлины. Он также разрешил строить на этой территории церкви, соответствующие их вероисповеданию.
До 1667 года Слобожанщина входила в состав Патриаршей области; с 1667 по 1799 год -в состав новоучреждённой Белгородской епархии. В 1744 году в Харькове создается Духовное Правление, в состав которого уже к 1758 году входили 94 церкви. По ведомости за 1782 г. в Слободской Украйне того времени было до 600 церквей. Филарет Гумелевский подробно описывает строительство церквей на территории Слобожанщины, указывая, что первые храмы были деревянными и в них были исключительно привозные иконы. Бедность этих храмов вынуждала священнослужителей обращаться за помощью к царю с просьбой о материальной помощи.
Пятиярусный резной иконостас был расписан академиком живописи И.С. Саблуковым (не сохранился).
На территории харьковского Свято-Успенского собора (Собора Успения Пресвятой Богородицы 1685 - 1686 гг.), деньги для которого также выделялись из казны Алексеем Михайловичем, после пожара 1734г. был отстроен новый каменный Успенский собор по образцу церкви святого Клемента папы Римского, построенного в 1762 - 1770 годах на Пятницкой улице в Москве. Главным украшением Успенского собора был золоченый резной иконостас, выполненный по рисункам Бартоломео Растрелли, по всей видимости, местными художниками (иконостас не сохранился) (илл.2).
В храме находились особо почитаемые иконы Елецкой Богоматери и святого Николая, передан-
Илл.1. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Украина, Сумская область, Ахтырка. (по: Народный каталог, Собору.ру, https://sobory.ru/photo/190247).
Однако с экономическим ростом региона, улучшением материального состояния его граждан ситуация меняется, и уже к началу XVIII века многие деревянные храмы заменяются на каменные и украшаются. Прихожане и дарители щедро вносят пожертвования, как на строительство храмов, так и на изготовление золоченых резных иконостасов, дорогих окладов, риз для икон, церковной утвари и богослужебных книг. В «Истори-ко-статистическом описании Харьковской губернии» Филарет подробно описывает все существовавшие на тот момент церкви и монастыри Харьковской епархии, особо делая акцент на том, кто являлся благотворителями и какие суммы на что давались. Среди вкладов были и царские, потому что большинству церквей на Слобожанщине покровительствовала династия Романовых. Например, среди царских даров деревянному Соборному храму Преображения Господня в Балаклее были печатные евангелия 1685 года, священная риза и Евангелие, подаренные Петром Великим «во время путешествия» из Азова. По приказу дочери Петра Елизаветы в Ахтырке был заложен каменный собор в честь Ахтырской Богоматери (Покрова Пресвятой Богородицы), на создание которого она пожертвовала 2000 рублей. Он был выполнен по проекту придворного архитектора Бартоломео Растрелли (илл.1).
Илл. 2. Алтарь церкви Успение Пресвятой Богородицы. Предположительно выполнен по рисункам Бартоломео Растрелли. Украина, Харьковская область, Харьков. Собор Успения Пресвятой Богородицы (по: Народный каталог, Собору.ру, https://sobory.ru/photo/358725).
Илл. 3. Александровская колокольня Успенского собора, фото нач. XX ст. (по: А.Ф. Парамонов. Православные храмы Харьковской Губернии 1681-1917. Альбом-каталог. Харьковский частный музей городской усадьбы. С. 250)..
ные в собор князем Даниилом Борятинским. По проекту харьковского архитектора Е.А. Васильева была спроектирована Александровская колокольня Успенского собора высотой 89,5 метра (илл.3), размеры которой превосходили колокольню Ивана III Великого в Москве (81 м.).
В Успенском соборе хранилась «драгоценная святыня - подлинная, явленная и чудотворная икона пресвятой Богородицы Елецкой» (илл.4).
Начало широкого церковного строительства начинается уже в правление Екатерины II, когда Харьков становится административным, торговым и ремесленным центром Слобожанщины, а оборонительные функции отходят на второй план. Надо заметить, что своим «Манифестом о секуляризации монастырских земель» 1764 года она упраздняет монастыри, многие из которых
Илл. 4. Список с иконы Елецкой (Харьковской) Божьей Матери (по: Свято-Покровский мужской монастырь, https:// obitel.kh.ua/svyatyni/eletskaya-harkovskaya-ikona-bozhiej-materi/).
постепенно приходят в упадок.
В это же время в храмах появляются золоченые резные иконостасы и иконы. Некоторые из них «греческого письма», например, иконостас в каменном храме Рождества Богородицы в Валках или иконы Петропавловской церкви (1747 год) в Ахтырском уезде, из которых к середине XIX в. еще сохранились: «Спаситель благословляющий, Матерь Божия, держащая предвечного Младенца, и Святитель Николай, горнее место в алтаре резной работы, ... на котором изображены 12 пророков и несколько событий из страстей Господних» .
На Слобожанщине первые, написанные иконописцами иконы, появляются, вероятнее всего, только в начале XVIII века. Филарет Гу-милевский упоминает имена некоторых монахов-иконописцев. Иерод Илия, малороссиянин, родился в 1672 году в городе Лебедин, учился в Киеве у иконописца, а по окончанию учебы, через полгода - в Сумском монастыре «иску-
са пострижен в мантию игуменом Жданови-чем». В 1742 г. посвящен в иеромонахи. Будучи настоятелем Сумского Успенского монастыря, игумен Иаков Жданович (согласно актов 1710 - 1715 гг.), заботился о том, чтобы в обители были свои иконописцы.
Ефрем Черкасский «в монастырских заметках называвшийся иконописцем, ... потому, что употреблял кисть для украшения храмов обители». В 1724 г. он «определен был в управляющего делами духовными и судебными по консистории, на время отбытия преосвященного Епифания в Петербург и тогда, как жил он в Белгороде, управлял Куряжем (Куряжским монастырём), как видно по бумагам, архимандрит Сильвестр, еще бодрый для забот о пользах Куряжа» . О. Ефрем скончался в 1728 г.
«Набожным и искусным живописцем» называет Гумилевский Василия Рудецкого. В 1767г. им «безмездно» написан иконостас в храме слободы Малиновой Святогорского Успенского монастыря.
Главный иконостас каменного Успенского собора в Ахтырке в 1738 г., построенный ахтырским полковником и бригадиром Алексеем Леонтьевичем Лесовицким, был расписан «в греческом вкусе» «живописным мастером и сыном живописца, уроженцем харьковским Владимиром Дмитриевым». Гумилевский дает высокую оценку талантливому мастеру: его живопись «дышит жизнью и величием». О нем известно немного: до 1734 г. жил в Харькове, после, до 1744 г., - в Печерской лавре и в Свенском монастыре, а в 1744 г. во время пребывания императрицы в Киеве «вызван был ко двору, где оставался до 1747 г.».
Из несохранившихся до сегодняшнего дня бумаг конкистории, которые в свое время были изучены Гумилевским, можно узнать, что Синод, указом 8 января 1747 г., согласно с высочайшей волей, предписал дать художнику «по его желанию причетническое место при харьковской Рождественской церкви для его покоя и пропитания, но здесь он пробыл недолго, хотя из Петербурга отпущен он был по слабости зрения, но страсть к живописи не давала ему покоя. В начале 1748 г. он по его желанию уволен был в Брянск «для живописного мастерства», где оставался два года».
Говорить о вышеперечисленных художниках как о создателях иконописной школы на Слобо-жанцине нельзя, так как они были, по всей видимости, талантливыми живописцами-самоучками и не оставили после себя учеников.
Появление собственно слобожанской школы иконописи и живописи надо связывать с переездом на Слобожанщину академика петербургской Академии Художеств Ивана Семеновича Саблу-кова . Он родился в 1735 г. в с. Основьянцы Бо-годуховского уезда в семье крепостных графа П.Б. Шереметева. В 1753 г. он был определён на обучение живописи и рисунку к И.П. Аргунову - известному живописцу графа П.Б. Шереметева. Проявив себя как талантливый живописец (илл. 5), по велению императрицы Елизаветы Петровны в 1759 г. был переведен в Императорскую академию художеств, где продолжил обучение живописи под руководством Д.Г. Левицкого. В 1765 г. он стал академиком Петербургской Императорской Академии художеств.
В 1760-х гг. он расписывал иконостасы в Ах-тырских церквях и организовал там при Покровском храме иконописную школу, где в числе соз-
Илл. 5. Саблуков И.С. Портрет неизвестной (графини Любови Никитичны Кушелевой) 1770-е, холст, масло. 63,3 х 50,2 см., (по: Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород, http://zhais.ru/R-N-novgorod-kremlin-muz.htm).
даваемых им и учениками икон, делались «многочисленные списки Ахтырской иконы Богоматери». Все известные на сегодняшний день списки этой иконы выполнены исключительно масляными красками. Характерной особенностью этой иконы, обретенной в 1739 году, является изображение Богоматери без головного убора, в несвойственной православию иконописной традиции (илл. 6).
Эти списки расходились по всей Российской Империи, попадали в Москву и Подмосковье, большое их количество осталось на Яновщине -
Илл. 6. Список с иконы Божьей Матери Ахтырской. XIX в. (по: редкие и необычные иконы .
в гоголевском крае и в Ахтырке . Такое массовое распространение списков чудотворной иконы связано с тем, что Ахтырка становится городом-святыней восточнославянского православного мира благодаря указу Святейшего Синода: «Святую икону Богоматери, явленную в г. Ахтырке, иметь и почитать как чудотворную». Поэтому со всей Российской Империи сюда массово стекается огромное число паломников, ведется строительство гражданских построек и новых храмов. Икона была настолько знаменита и по-
пулярна, что в XVIII в. всюду создаются церкви в её честь, даже в Москве и Подмосковье. В середине XVIII столетия икона становится покровительницей знаменитого Ахтырского гусарского полка, которым командовал поэт-гусар Д. В. Давыдов. Дальнейшее развитие иконописи связано с открытием в 1726 г. в Харькове коллегиума при Свято-Покровском монастыре, где готовили священнослужителей, служащих военных и гражданских ведомств, а также архитекторов и землемеров. По значению коллегиум стал вторым высшим учебным заведением на юге России после Киево-Могилянской академии. Согласно указу Екатерины II от 1767 года необходимо было: «к преподаваемым ныне в Харьковском коллегиуме наукам прибавить классы французского и немецкого языков, математики, геометрии и рисования. ». Для преподавания рисунка в «Прибавочных классах» в 1767 был приглашен И.С. Саблуков.
О том, что рисование в коллегиуме им было поставлено на профессиональный уровень, свидетельствует, во-первых, большое количество часов, отведенных на занятия рисунком, во-вторых, подход к рисованию, который основывался на работе с натуры (натурой служили слепки с античных образцов и известных скульптур, привезенные И. С. Саблуковым из Санкт-Петербурга), и копировании произведений (гравюр) зарубежных художников. Помимо рисунка, И.С. Саблуков в коллегиуме преподавал еще и живопись, о чем свидетельствуют сохранившиеся расписания занятий. Поскольку он владел техникой масляной живописи, то и все выполняемые им работы были написаны именно в этой технике, то и этой же технике он обучал своих учеников. Это обстоятельство является ключевым для понимания того, почему все иконы, созданные в дальнейшем на Слобожанщине, выполнены именно в этой технике. Поэтому ученики, в числе которых были и будущие священнослужители, и художники, и архитекторы хорошо владели техникой масляной, а не темперной живописи. Характерно, что в стенах духовного, по своей сути учебного заведения обучали светскому искусству, которое серьезно отразилось на дальнейшем развитии иконописи на Слобожанщине.
Не случайно, на сохранившихся фотографиях интерьеров Слобожанских церквей можно увидеть копии с работ известных художников и сюжеты на религиозные темы, выполненные с известных гра-
Илл. 7. Иконостас церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Кунье, фото П.И. Михайловского, 1901 г. (по: А.Ф. Парамонов. Православные храмы Харьковской Губернии 16811917. Альбом-каталог. Харьковский частный музей городской усадьбы. С. 177).
вюр западноевропейских и русских художников или их компиляции. Кроме того, решающим при оформлении не только домовых церквей на Сло-божанщине было мнение благотворителей, которые давали деньги на строительство и обустройство храмов. В этом случае эстетические и духовные приоритеты заказчиков играли решающую роль. Примером может служить церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Кунье архитектора Е. Васильева (фото П.И. Михайловского, 1901 г.), в иконостасе которой имелась точная копия Сикстинской мадонны Рафаэля. Надо сказать, что эта копия выполнена на высочайшем профессиональном уровне (илл. 7, 8)
Современный интерьер лишен древних икон. Их место заняли новые.
Исходя из этого, можно сделать выводы:
1. формирование иконописи на Слобожан -щине начинается не ранее XVIII века, когда Сло-божанщина перестает выполнять защитные функции и переключается на мирную жизнь,
2. переселенцы с западных областей, принимая российское подданство, включаются в экономическую, политическую и духовную жизнь Российской империи и живут по ее законам, в том числе и церковным (московского патриархата), и под влиянием этого формируется их новое мировоззрение,
Илл. 8. Иконы Сикстинская мадонна и Спаситель из Покровской церкви с. Кунье, фото П.И. Михайловского, 1900 г. (по: А.Ф. Парамонов. Православные храмы Харьковской Губернии 1681-1917. Альбом-каталог. Харьковский частный музей городской усадьбы. С. 181).
3. привезенные переселенцами деревянные церкви недолговечны и к концу XVIII века большинство из них перестраивается в соответствие с канонами, существующим в Российской православной церкви соответственно и церковное убранство, включая иконостасы и иконы выполняются в том же стиле,
4. большинство слобожанских церквей находилось под покровительством царствующей династии, что во многом определяло не только их архитектурный облик, но и внутренне убранство,
5. церкви и их внутреннее убранство (иконостасы и иконы), построенные на частные деньги (пожертвования прихожан), отражают эстетические вкусы дарителей,
6. слобожанская иконопись неразрывна связана историческими культурными и духовными узами с русской православной церковью и развивалась в русле тех традиций, что и светское искусство России.
Список литературы
1. Багалш Д.1. Iсторiя Слобвдсь^ Укра'ши. XapKiB: Основа. 1990. С.180 - 181.
2. Головинский П.А. Слободские казачьи полки. СПб.: Н. Тиблена и К°. 1864. 254 с.
3. Голомбиевский А. Выписка в Разряд о построении новых городов и Черты (7189-1681 года) // Известия Тамбовской учёной архивной комиссии. Тамбов, 1892. Т. XXXIII. С. 49 - 56.
4. Гербель Н.В. Изюмскш слободской казачш полкъ 1654 - 1765. Типография Эдуарда Праца. Санкт-Петербург, 1852г. С. 11 - 26.
5. Краснова И.В. Истоки формирования Слобожанщины как части геокультурного пространства России XVI - первой половины XVII вв. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ istoki-formirovaniya-slobozhanschiny-kak-chasti-geokulturnogo-prostranstva-rossii-xvi-pervoy-poloviny-hvii-vv (дата обращения: 25.03.2021).
6. Лебедев А.С. Харьковский коллегиум как просветительный центр Слободской Украины до учреждения Харьковского университета. М., 1886. 551 с.
7. Пуцко В. Г. Слобожанская иконопись XVII-XVIII вв.: Проблема генезиса. / Софiя Кшвс-ка: Вiзантiя. Русь. Украша. Вип. III, 2013. С. 497 - 507.
8. Редин Е.К. Памятники церковных древностей Харьковской губернии. Х. : Тип. Губернского Правления, 1900. 19 с.
9. Святитель Филарет (Д.Г. Гумилевский) Историко-статистическое описание Харьковской Епархии - URL: http://history.org.ua/LiberUA/e_ dzherela_statopysanye1_2005/e_dzherela_stato-pysanye1_2005.pdf (дата обращения 16.04.2021).
10. Срезневский И.И. Историческое обозрение гражданского устроения Слободской Украины. - Губернская типография. Харьков, 1839. С. 15 - 17.
11. Стародубцев О.В. Печатные иконы: история и современность. Сретенский монастырь. - URL: -https://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/printicons.htm (дата обращение 02.02.2021).
12. Фомин П.Г. Церковные древности Харьковского края: историко-археологический очерк. Харьков: Епархиальная типография, 1916. Вып. 1. 181 с.
WAYS OF THE DEVELOPMENT OF ICON PAINTING IN THE SLOBOZHANSHCHINA
Krasnova Irina Vladimirovna,
Doctoral student, Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage named after D.S. Likhachev (Institute of Heritage), Kosmonavtov st., 2, Moscow, Russia, 129366 E-mail: krasnova_i@mail.ru
Аbstract
The article examines the features of the formation of the Slobozhansk icon painting, which are inextricably linked with the historical, political and economic processes taking place in the Slobozhansk region. In the XVI - XVII centuries. Slobozhanshchina developed as a military-political territory, and from the XVIII century. As the largest cultural, commercial, industrial, scientific, educational region of the Russian Empire. as the largest cultural, commercial, industrial, scientific, educational region of the Russian Empire. Its population is formed from immigrants from different regions of Muscovy, (and later the Russian Empire), and other countries. Mastering these new lands, in the course of economic interactions, they built not only economic ties, but formed new intercultural relations, creating a unique Slobozhan culture, which was reflected in the spiritual sphere, which is a vivid expression of icons.
Keywords
Slobozhan icon, church, immigrants, icon painters, church art.