Научная статья на тему 'ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ЦЕНТРАЛЬНЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ИРАКА И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КУРДИСТАНА'

ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ЦЕНТРАЛЬНЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ИРАКА И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КУРДИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
425
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ДИПЛОМАТИЯ / РЕСПУБЛИКА ИРАК / ИРАКСКИЙ КУРДИСТАН / АВТОНОМИЯ / СЕПАРАТИЗМ / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Накшабанди Г.О.

Курдский вопрос страдает от последствий четырехвекового разделения между Персидской и Османской империями, Новое разделение Курдистана между четырьмя странами Ирака, Ирана, Сирии и Турции в соответствии с соглашением Сайкса-Пико 1916 года, осложнило его решению и поставило современное курдское движение перед более сложной проблемой. Курдский вопрос остается одной из самых важных горячих тем на Ближнем Востоке. Курдский вопрос значим благодаря интересам исследователей и специалистов в этой области. В данной статье предложены пути урегулирования конфликта между региональным правительством Курдистана и правительством Багдада в Ираке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ЦЕНТРАЛЬНЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ИРАКА И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КУРДИСТАНА»

УДК 327

ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ЦЕНТРАЛЬНЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ИРАКА И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КУРДИСТАНА

Аспирант кафедры политологии Казанского федерального университета,

Казань, Россия.

Накшабанди Гайлан Омар g_zinwayi@yahoo. com

Аннотация. Курдский вопрос страдает от последствий четырехвекового разделения между Персидской и Османской империями, Новое разделение Курдистана между четырьмя странами Ирака, Ирана, Сирии и Турции в соответствии с соглашением Сайкса-Пико 1916 года, осложнило его решению и поставило современное курдское движение перед более сложной проблемой. Курдский вопрос остается одной из самых важных горячих тем на Ближнем Востоке. Курдский вопрос значим благодаря интересам исследователей и специалистов в этой области. В данной статье предложены пути урегулирования конфликта между региональным правительством Курдистана и правительством Багдада в Ираке.

Ключевые слова: международные отношения, международная безопасность, внешняя политика, дипломатия, Республика Ирак, Иракский Курдистан, автономия, сепаратизм, военно-политический конфликт.

Исследование направлено на выявление путей урегулирования конфликта в иракском Курдистане. В исследовании рассматривается история курдского вопроса, а также элементы создания курдского государства. В исследовании рассматривается регион Курдистана и влияние Курдского вопроса на баланс региональных сил. Исследование также направлено на курдский регион Ирака как на ядро курдского государства. В исследовании делается вывод о том, что курды не смогли достичь национальных целей посредством вооруженной борьбы на протяжении всей истории, но они смогли использовать мирные и дипломатические средства изменения баланса мировой власти, особенно в южном Курдистане после распада Советского Союза и оккупации государства Кувейт. В 1991 году курдский народ организовался и смог отреагировать на те великие изменения, которые произошли в мире в последнее время [4, c. 9].

Сегодня региональное правительство Курдистана, несмотря на принятие новой конституции Ирака, имеет большой политический вес на политической арене и прочные отношения с большинством стран мира. Создание курдского государства является законным правом курдского народа в соответствии с международными конвенциями и договорами [5, c. 5].

В прошлом веке произошли важные глобальные события, включая начало Первой и Второй мировых войн, образование Лиги Наций, учреждение Организации Объединенных Наций, окончание «холодной» войны, которая длилась примерно половину прошлого века, и появление

нового мирового порядка. Несмотря на обещания этих международных организаций на самоопределение для всех народов мира, курдский народ -единственный народ, который продолжал страдать от отсутствия независимого государства на своей национальной территории [6, с. 219].

Большинство соглашений, заключенных в прошлом веке на Ближнем Востоке между региональными и международными странами, оказали негативное воздействие на курдское дело. Так, появился повод для возобновления раскола, несмотря на обилие этих соглашений и союзов за счет курдского народа и его земли, даже после издания Всеобщей декларации прав человека ООН в 1948 году. Нет сомнений в том, что существует свобода для человека только на его земле и под его суверенитетом. Курдский вопрос остается одной из самых важных тем на Ближнем Востоке [7, с. 51]. Эта проблема восходит ко времени, когда Курдистан был присоединен к Ираку после распада Османской империи в начале прошлого века. Под властью Османской империи Ирак был поделен на три отдельные провинции: Багдад, Басра и Мосул-Курдистан [8, с.176].

Современное иракское государство возникло в 1921 году только в провинциях Басра и Багдад. После этого Курдистан был присоединен к формирующемуся иракскому королевству. Таким образом, народу Курдистана было отказано в праве на самоопределение. С момента создания иракского государства до конца прошлого века присутствовал конфликт между народом Курдистана и сменявшими друг друга правительствами в Багдаде [9, с. 58]. Из-за политики репрессий, дискриминации и длительных преследований со стороны бывшего иракского режима, а также после поражения иракских вооруженных сил во Второй войне в Персидском заливе и вынуждения Ирака прекратить оккупацию Кувейта, вспыхнуло восстание в Курдистане в 1991 году, и все города в Курдистане и город Киркук были освобождены. Сегодня Курдистан является полуавтономным образованием с широкими полномочиями [10, с. 424], но эта автономия для курдов была достигнута высокой ценой. Режим Саддама Хусейна, чтобы покорить курдский народ железом и огнем, уничтожил 4500 деревень из 5000 существовавших. Химическое оружие широко использовалось без разбора, и в течение 1987 и 1988 годов режим Саддама Хусейна убил более 200 000 мирных жителей Курдистана в ходе кампаний в Анфале [11, с. 126].

Автор должен сказать, что во время длительного противостояния в Ираке не были редкостью депортации курдов в неподходящие районы, под руководством Саддама Хусейна была осуществлена политика геноцида населения Курдистана в целом. Эта политика привела к усилению конфликта между сторонами. После падения режима Саддама Хусейна новая конституция Ирака в 2005 году признала Курдистан федеративным образованием. Сегодня в Курдистане есть свои внешние связи, и вооруженные силы - пешмерга («идущие на смерть») (с тяжелым оружием, бронетехникой и танками), аппарат национальной безопасности и армия не подчиняются багдадскому правительству [1, с. 224].

В исследовании говорится, что политические и военные отношения между правительством Багдада и КРГ сложились неблагоприятно ввиду отсутствия фундаментального решения проблемы отношений. Разногласия заставили региональные и международные силы войти в Ирак [2, с. 142].

После появления Исламского Государства (ИГИЛ) в Ираке в 2014 году, эта террористическая организация напала на Курдистан. После трех лет ожесточенной войны силы пешмерга победили террористическую организацию ИГИЛ. По этой причине дата референдума в Курдистане была отложена, и, в конце концов, референдум был проведен 25 сентября 2017 года. В результате, в заявлении о результатах более 90 % населения Курдистана проголосовали за независимость Курдистана. Что касается Регионального правительства Курдистана, независимость не была провозглашена, по причине частых возражений со стороны Соединенных Штатов Америки, России и стран региона [2, с. 141].

Можно высказать мнение, что финансовая и транспортная изоляция курдов не смогут существенно изменить их выбора, открыто продемонстрированного курдским населением. На то есть веская причина: Иракский Курдистан непосредственно граничит с теми областями Ирана, Сирии и Турции, которые уже плотно заселены курдским населением. Если говорить о Сирии более конкретно, то Иракский Курдистан граничит с Сирийским Курдистаном (Рожавой). Поскольку курды стремятся поддерживать в своем народе тесные семейные связи и этнические отношения, то наладить необходимые каналы сообщения с внешним миром этому народу не составит труда. Поэтому меры экономического давления путем блокады не принесут требуемого эффекта [2, с. 142].

Не представляются эффективными и меры подавления курдского стремления к построению автономного государства военным путем. Так, Республика Ирак все еще находится в режиме военно-политической нестабильности и неопределенности. Военных сил государства недостаточно для открытой борьбы на нескольких фронтах: с незаконными вооруженными бандформированиями и с курдскими сепаратистами.

Главная задача Ирака сейчас - удержание под своим контролем нефтяных месторождений и обеспечение внутренней безопасности. В этом залог будущего существования Республики Ирак. Ведь, по оценкам экспертов, запасы нефти в недрах Иракского Курдистана составляют около 60 % от нефтяных запасов Ирака. Учтем, что территория автономии включает в себя такие провинции, как Эрбиль, Дахук, Сулеймания и Киркук, а также области Ханекин (провинция Дияла), Синджар и Махмур (провинция Мосул). Поэтому в 1974 году Ирак и не желал включать в территорию Иракского Курдистана Киркук - ведь это сердце нефтяной промышленности государства. Кроме того, нельзя отрицать возможности обнаружения новых углеводородовых месторождений на курдских территориях. Более чем пятидесятилетние столкновения между правительством Багдада и курдской нацией показывают, что война не может решить все проблемы между сторонами. Поэтому Иракскому Курдистану и Ираку нужно больше работать над дипломатией и диалогом. Существуют следующие мирные способы урегулирования спора по курдскому вопросу в Ираке:

• Создание ситуации относительного нейтралитета между официальными иракскими властями и лидерами Иракского Курдистана. Этот способ урегулирования представляется более приемлемым из-за того, что курдским Пешмерга уже приходилось играть заметную роль в операциях против боевиков-исламистов и стабилизации мира в стране [3, с. 96].

• Полное осуществление иракской конституции является гарантией разрешения разногласий между правительством Багдада и правительством Арбиля [3, с. 96].

• Заключение системы договоров и соглашений между Ираком и Иракским Курдистаном. Эта система должна вовлекать в мирное взаимодействие все страны на Ближнем Востоке или большинство азиатских стран, ведь конфликт способен отрицательно повлиять на благополучие всего региона в целом. Жесткое конфликтное отделение Иракского Курдистана способно спровоцировать целый ряд новых территориальных столкновений. Чем больше число стран будет заинтересовано в сохранении мира в автономии, тем меньше вероятность начала вооруженного конфликта с целью сепарации в регионе. Вполне вероятно, что к решению вопроса Иракского Курдистана неизбежно придется привлекать международные миротворческие войска [3, с. 96].

• Мирное урегулирование конфликта - повышение экономического благосостояния Иракского Курдистана. Живущий в материальном достатке народ весьма сложно спровоцировать на войны, вооруженные конфликты и революции. Одним из путей повышения экономического благосостояния автономии является разработка минеральных и нефтяных месторождений на ее территориях. Такая деятельность принесет доход от реализации добытого сырья, простимулирует инвестиционные потоки в экономику области, обеспечит курдов новыми рабочими местами, даст толчок к развитию общественной жизни [3, с. 96].

Идея автора в решении этой проблемы заключается в следующем:

• Во избежание войны среди иракского народа и обеспечения его безопасности, (как и население бывшего чехословацкого государства) стороны должны понимать, что мирное сосуществование лучше войны и кровопролития. По словам некоторых политиков, это не распад, а исправление исторической ошибки после заключения соглашения Сайкса-Пико в 1916 году, которое вынудило народ Курдистана жить в иракском государстве. Дальнейшее развитие ситуации - в Иракском Курдистане представляется как развитие этой автономии в рамках существующего Ирака. Участие курдского народа в международных глобальных процессах вполне возможно и даже желательно, ведь каждый народ имеет право на самостоятельное определение вектора своего развития. Даже Устав Организации Объединенных Наций, который принял свои решения на конференции в Сан-Франциско в 1945 году, содержал четкое положение о праве народов на самоопределение.

Выводы

Несмотря на улучшение ситуации с курдами в Ираке, проблемы между Региональным правительством Курдистана и правительством Багдада остаются актуальными:

• Самая значимая проблема - спорные районы. Эти районы включают в себя город Киркук, Салах ад-Дин, Дияла и часть города Ниневии. Региональное правительство Курдистана (КРГ) считает эти районы частью Курдистана, Конституция Ирака сформировала комитет в соответствии со статьей 140 для решения этой проблемы. Но эта проблема еще не решена.

• Нефтяной вопрос. С 2003 года и по сей день несмотря на многочисленные договоренности между региональным правительством Курдистана и Багдадом, ни одна из сторон пока не достигла окончательного решения этого вопроса.

• Присутствие вооруженных сил (пешмерга) в Курдистане. Курдский народ не готов говорить о пешмерге, потому что все они рассматривают эти силы как символ борьбы курдского народа на протяжении последнего столетия и до наших дней.

Иракские политики должны в первую очередь осознать, что прогресс в Ираке возможен только мирным путем. В данной статье мы привели возможные решения для урегулирования настоящего вопрос.

Литература

1. Василенко И.А. Геополитика современного мира: учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. 420 с.

2. Шамурзаева А.Б. Борьба курдского народа за приобретение независимости / А.Б. Шамурзаева // Вестник научных конференций. -2017. - 260 с.

3. Назаров В.Л., Осипчукова Е.В. Международный опыт профилактики экстремизма: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. -248 с.

4. Muhammad, Muhammad Tahir. The Kurdish issue and the right of self-determination (independence-autonomy-federalism). Cairo: Madbouly Library. 2008. 340 pp.

5. Isa, Hamoud, Mahmoud. The Kurdish issue in Turkey. Cairo: Madbouly Library. 2002. 245 p.

6. Hassaf, Ismail Mohamed. Kurdistan and the Kurdish question. Erbil: Mukryani Foundation for Research and Publishing. 2009. 360p.

7. Naqshabandi, Gailan Omar. The future of the Kurdish issue and its impact on the balance of regional powers. Amman: Mu'tah University. 212. 185 p.

8. Namik, Zhauhar. Arab Kurdish Dialogue. Cairo: Publisher: Madbouly Library. 1999. 250 p.

9. Fayed, Rajai. Iraq's ambitious Kurds between the possible and the future. Cairo: Freedom House Press, Printing and Publishing. 2005. 420 p.

10. Talib, jaza Tawfiq.Geopolitical constituents of national security in the Kurdistan region.Sulaymaniyah: Publications of the Kurdistan Center for Strategic Studies 2005. 450 p.

11. Kader, Jabbar. Contemporary Kurdish issues Kirkuk-Anfal-Kurds and Turkey. Aaras Publications. 2006. 280 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.