онный банкинг должен удовлетворять потребности и пожелания различных групп клиентов. Это может быть разный набор услуг, цветовых решений в оформлении или разные способы подтверждения платежей. Очень многие люди не будут готовы столь кардинально перестроить свои привычки. И банкам нужно это учитывать.
Таким образом, на наш взгляд, персонализация - обоснованная необходимость функционирования всей системы дистанционного банковского обслуживания в России.
Список источников
1. Вклады ОнЛ@йн. Сайт ОАО «Сбербанк России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL http://sberbank. m/m/person/contributions/contrib_online. (Дата обращения 22.03.2016).
2. Выберите подходящее вам страхование. Сайт Тинькофф Банка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL https://
www.tinkoff.ru/insurance/. (Дата обращения 22.03.2016).
3. Карта для владельцев Mitsubishi. Сайт Тинькофф Банка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL https:// www.tinkoff.ru/debit/cards/mitsubishi/. (Дата обращения 22.03.2016).
4. По интерфейсу встречают: как банки развивают ДБО? Портал Banki.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL http://banks.cnews.ru/articles/po_interfejsu_vstrechayut_ kak_banki/2 (Дата обращения 23.03.2016).
5. Узнай меня, если сможешь. Портал Banki.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL http://www.banki.ru/ news/daytheme/?id=6168001. (Дата обращения 23.03.2016).
6. Сайт Balik sluzieb Tatra PersonalTB. Голос, вместо пароля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL https:// www.inovacietb.sk/inovacie/hlasova-biometriatb/. (Дата обращения 23.03.2016).
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ
СТРОИТЕЛЬСТВОМ
Азнаева Альбина Радиковна
Магистрант,
Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан,
г.Уфа
АННОТАЦИЯ
В статье приводится обзор факторов, негативно влияющих на строительную отрасль, а также представлены некоторые пути их преодоления.
ABSTRACT
The article provides an overview of factors that negatively affect the construction industry, and also presents some ways of overcoming them.
Ключевые слова: строительная отрасль, производственная стратегия, приоритетные направления
Keywords: the construction industry, production strategy, priorities
Политический кризис 2014 года вылился в экономический, и не мог не оказать влияния на строительный сектор экономики. Признаками наступления кризиса стали такие явления, как высокая инфляция, влекущая за собой рост цен на материалы и работы и рост процентных ставок по кредитам, снижение объемов строительства и величины спроса и ощутимое падение цен.
В условиях кризиса предприятиям трудно профинансировать свои проекты, и они могут отказываться от многих из них, замораживать уже начатые стройки либо вообще ока-
заться на грани банкротства. Рост цен на материалы влечет удорожание себестоимости строительства и снижает прибыльность деятельности. На данный момент в строительной отрасли наблюдаются лишь некоторые из перечисленных признаков. О том, что строительная отрасль пока функционирует без взлетов, но и без значительных провалов, говорят следующие показатели. Во-первых, продолжают расти объемы строительства. В основном это касается жилищного строительства, которое по большей части и удерживает отрасль от ухода в зону рецессии (таблица 1) [5, с.1].
Таблица 1
Количество введенных зданий в РФ
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Количество возведенных зданий, всего (тыс.) 241,4 258,1 293,7
жилого назначения 223,0 239,1 274,7
нежилого назначения 18,4 19,0 19,0
Во-вторых, цены на недвижимость не упали, а доля прибыльных компаний превышает долю убыточных - по итогам 2014 года 20% организаций заявили об увеличении прибыли и лишь 13% о ее снижении (все данные были получены по
итогам опроса 6,6 тысяч строительных организаций) [5, с.2].
В I квартале 2015 года 75% руководителей оценили экономическую ситуацию своих организаций как удовлетворительную, 9% - как благоприятную, и 16% - как неудовлетво-
рительную [1, с.1]. Примерно такие же оценки сохранялись и на протяжении 2014 года. Однако по многочисленным прогнозам, кризис все-таки проявит себя в строительстве в 2015 году, пусть и не сразу, а с течением времени. Поэтому обратимся к другим показателям в отрасли, которые могут обнаружить первые признаки наступающего кризиса.
Наиболее ярко отразился кризис на процентных ставках по кредиту. Повышение в 2014 году ключевой ставки до 17% вызвало увеличение процентных ставок, в том числе по ипотечным кредитам, это привело к трудностям кредитования строительных предприятий. Трудности в обеспеченности организаций собственными и кредитными средствами повлекли снижение инвестиционной активности [1, с.1].
Другое явление, которое создало сложную ситуацию в отрасли - инфляция. В стране наблюдается высокая годовая инфляция (в феврале 2015 года, по данным Центрального банка РФ, она составила 16,7%), происходит снижение реальных доходов населения и, соответственно, его покупательской активности. В строительстве отмечаются высокие темпы роста цен на строительные материалы - 83% опрошенных в I квартале 2015 года отмечают увеличение цен и ожидают их дальнейшего роста. В таких условиях организации-подрядчики вынуждены повышать цены на строительные работы, и в I квартале 2015 года об этом заявили 60% предпринимателей [1, с.2]. Инфляция ведет к увеличению себестоимости строительства, а это может привести к снижению прибыльности и рентабельности предприятий.
Строительство в силу своих особенностей может войти в состояние кризиса позже, чем некоторые другие отрасли. Однако, для предотвращения серьезных негативных процессов, меры по улучшению ситуации в отрасли следует предпринять уже сейчас.
Для того чтобы разработать собственные меры по преодолению кризисных явлений, предприятие должно проанализировать свою текущую деятельность и разработать стратегию дальнейшего функционирования. Анализ проводится для идентификации благоприятных возможностей и опасностей, с которыми может столкнуться компания в отрасли. М. Портер предложил модель «пяти сил», которая аргументирована тем, что чем выше давление со стороны выделенных факторов, тем меньше у компании возможности увеличивать прибыль. Компания, изменив свою стратегию, может воздействовать на эти силы в свою пользу. Пять сил представлены на рисунке 1.
Г-
ПйСТаОЩИЙИ
Потребители
Конкуренция снутри отрасли
Потенциальные н-ооые конкуренты
Тос а р ы-за мс н ители
Рисунок 1. Модель «Пять сил Портера»
Необходимо оценить уровень цен и издержек, конкурентоспособность товаров и услуг, выявить сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы (провести SWOT-анализ), определить наиболее существенные пробле-
мы, провести мониторинг основных показателей деятельности.
В условиях низкого спроса необходимо разработать меры по стимулированию продаж и привлечению потребителей. Проведение различных акций, предоставление скидок или льгот, разработка рекламной кампании помогут организации позиционировать себя на рынке, повысить интерес потребителей. В жилищном строительстве, чтобы привлечь большее число покупателей со средним уровнем достатка, возможно, снизить количество проектов строительства элитного жилья и увеличить долю на рынке жилья экономкласса.
Еще одной мерой по поддержанию эффективности деятельности предприятия является снижение затрат, а также выявление и устранение лишних издержек, жесткое нормирование всех статей затрат.
Все представленные способы оптимизации деятельности помогут пережить кризис с наименьшими потерями. Однако вопрос управления различными процессами на предприятии достаточно объемен, и осветить все аспекты проблемы не удастся. На каждом предприятии сложилась определенная ситуация, и руководители могут разработать собственный план решения проблем во время кризиса с учетом конкретных особенностей функционирования.
В кризис государство в первую очередь старается поддержать две сферы деятельности - банковский сектор и строительную отрасль. Государственная поддержка строительства - это не только помощь самим строительным компаниям, но и поддержка покупателей недвижимости. Одно из направлений, по которым могут пойти строительные компании ради увеличения объемов строительства, это государственные заказы. Крупные стройки могут обеспечить развитие строительного бизнеса, обеспечить граждан рабочими местами, реализовать планы по возведению важных объектов. Огромной проблемой в области государственных заказов стала инфляция. Цены на материалы и комплектующие растут быстрыми темпами, и нынешняя стоимость строительства оказывается больше той, что была заявлена в контракте. Это может повлечь за собой изменение сроков строительства и предъявление подрядчикам больших штрафов. Первым антикризисным шагом стали поправки в закон о федеральной контрактной системе №°44-ФЗ в декабре 2014 года. Заказчики смогут в течение 2015 года списывать подрядчикам штрафы за срыв сроков исполнения контракта, продлевать эти сроки и увеличивать стоимость контракта исходя из фактического роста цены [4, с.1].
Итак, производство строительных материалов находится в тяжелом положении, так как его продукция реализуется в основном на внутреннем рынке. Экспорт соответствующих товаров осуществляется преимущественно в СНГ и год от года падает, поэтому он не оказывает значительного влияния на выпуск продукции, даже в условиях выгодного для экспортеров обесценивания национальной валюты.
На рынке строительных материалов мы прогнозируем следующее развитие событий:
1) привлекательным сегментом станет розница - ремонт квартир и загородной недвижимости осуществляется населением почти постоянно, в том числе своими силами, и не требует мобилизации таких больших средств, как покупка жилья;
2) девальвация рубля окажет негативное влияние на развитие отрасли: по причине отсутствия машиностроительной базы промышленности строительных материалов,
произойдет существенное увеличение стоимости закупаемого импортного оборудования и технологий;
3) худшим для рынка жилой недвижимости будет 2017 г., так как к этому времени начнет сказываться существующий сейчас дефицит новых проектов на рынке;
4) однако именно в это время начнется постепенно восстановление спроса на строительные материалы, причем несколько раньше - на ёмких рынках кирпича и песка.
Примером строительной компании находящейся в ситуации кризиса является ОАО Салаватнефтехимремстрой (далее - ОАО «СНХРС»).
Совладельцами, которой являются ряд предприятий:
ООО «Юнивест» - 100% (данные компании на 30.06.2014)
Дочерние компании:
ООО «ЗСМИК» - 100%
ООО «ИТЦ СНХРС» - 100%
ООО «Нефтехимпожсервис» - 100%
ООО «РМЗ» - 100%
ООО «РЭМ» - 100%
ООО «СРСП-4» - 100%
ООО «СНХРС-СПб» - 99%
ООО «Кровлестом» - 0,04%
ОАО «СНХРС» осуществляет полный комплекс работ и услуг, соответствующих мировым стандартам и требованиям рынка для удовлетворения потребности клиентов по капитальному строительству, реконструкции, содержанию и ремонту технологических установок, промышленных и гражданских объектов.
Согласно годового отчета за 2014 год рентабельность компании составила 0,04%, что на 8,06% ниже показателя 2013 года, чистая годовая прибыль составила 10 млн. руб., что на 1450 млн. руб. ниже показателя 2013 года - все говорит о кризисной ситуации ОАО «СНХРС».
Стратегические мероприятия для решения кризисной ситуации ОАО «СНХРС»:
1) Инновационное реформирование, которое является одним из элементов «опережающего» антикризисного управления.
К мерам инновационного реформирования относятся мероприятия по высвобождению средств для усовершенствования продукции: проведение маркетинговых исследований, повышение конкурентоспособности продукции, повышение качества и разнообразия ассортимента выпускаемой продукции.
2) Модернизация или остановка нерентабельных, или низкорентабельных второстепенных производств, а при необходимости - перепрофилирование производственной деятельности в случае неконкурентоспособности выпускаемой продукции.
3) Реализация сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей. Это позволит организации высвободить часть оборотных средств, повысить ликвидность своих активов и направить высвободившиеся средства на реализацию антикризисных проектов и программ.
В настоящее время инвестиционно-строительная деятельность в России переживает все углубляющийся спад, механизмы выхода из которого пока не ясны. К настояще-
му моменту в область «отложенного спроса» перемещаются даже жизненно-необходимые затраты на обновление жилья, транспортной инфраструктуры и основных фондов.
В 2017 - 2018 гг. накопленные проблемы, по-видимому, приобретут критический масштаб, что вызовет некоторый рост спроса на инвестиционные товары. На данный момент этот сценарий выхода из нынешнего кризиса видится наиболее реалистичным.
По оценкам руководителей предприятий (а таковых в нашей панели около 90%), наибольших успехов импорто-замещения российской промышленности удалось добиться в области машин и оборудования. О снижении физической доли импорта при закупках оборудования во II кв. 2015 г. по сравнению со II кв. 2014 г. сообщили 30% предприятий. При этом 6% предприятий полностью отказались от такого импорта (хотя закупали его ранее), а 24% снизили его долю, но не до 0%.
Планы предприятий на III кв. 2015 г. (по состоянию на июль - т.е. до августовской девальвации) не предвещали изменения интенсивности этого процесса: снижение доли импорта планировали 31% предприятий, в том числе 6% - до нулевого уровня. Скорее всего, августовская девальвация и неизбежный рост рублевых цен на импортные машины, и оборудование приведут к дальнейшему вымыванию импорта из станочного парка российской промышленности. Что в свою очередь приведет к не самому качественному (конкурентоспособному) обновлению оборудования предприятий.
Список литературы:
1. Деловой климат в строительстве в I квартале 2015 года [Электронный ресурс]: Высшая школа экономики. Центр конъюнктурных исследований: Москва, 2015. - Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2015/04/02/1096595041/ Деловой%20климат%20в%20строительстве%20в%20!%20 квартале%202015%20года^.
2. Деловой климат в строительстве в I квартале 2015 года [Электронный ресурс]: Высшая школа экономики. Центр конъюнктурных исследований: Москва, 2015. - Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2015/04/02/1096595041/ Деловой%20климат%20в%20строительстве%20в%20!%20 квартале%202015%20года^.
3. О Правилах предоставления субсидий российским кредитным организациям и Агентству по ипотечному жилищному кредитованию на возмещение выпадающих доходов по выданным жилищным (ипотечным) кредитам [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 13 марта 2015 г. №220. - Режим доступа: http://government.ru/ docs/17206
4. Проблема на триллионы: как кризис разрушил экономику госзаказа [Электронный ресурс]: Forbes, 2015. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/kompanii/ infrastruktura/282749-problema-na-trilliony-kak-krizis-razrushil-ekonomiku-goszakaza?page=0,0.
5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : Официальная статистика / Предпринимательство / Строительство. - Режим доступа: http:// www.gks.ru.
К ВОПРОСУ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ВНЕДРЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ГЧП
Алиуллов Ильдар Фаргатович
Министерство экономического развития Ульяновской области,
г. Ульяновск
АННОТАЦИЯ
В статье определены некоторые аспекты формирования управленческого процесса при использовании инструментов государственно-частного партнёрства в региональной экономической политике.
ABSTRACT
This article identifies some aspects of the formation of the management process by using the tools of public-private partnership in regional economic policy.
Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, региональная экономика, экономическая политика, риски. Keywords: public-private partnerships, regional economics, economic policy, risks.
Управление процессом, нацеленным на модернизацию общественной инфраструктуры в рамках государственно-частного партнёрства (далее - ГЧП), должно предполагать реализацию комплекса мероприятий, направленных на получение определенного результата. В настоящий момент существует острая необходимость теоретического обоснования как института ГЧП, так и возможности использования инструментов ГЧП, с целью создания отлаженного законодательного базиса на уровне региона таким образом, чтобы работа всех его участников была скоординирована и носила последовательный характер, нацеленный на результат.
Для организации эффективного управления недостаточно определить цели и мероприятия, способствующие его достижению. Необходимо в первую очередь оценить существующую ситуацию, обосновать потребность в примене-
нии именно инструментария ГЧП, а уже в соответствии с ними разрабатывать стратегию. После разработки целей и направлений развития с использованием механизмов ГЧП органы власти должны сформировать собственную политику развития ГЧП в регионе. На рисунке 1 приведён управленческий процесс по внедрению и использованию института ГЧП. Данный управленческий цикл подразумевает непрерывное повторение - совершенствуясь и вбирая в себя всё новые инструменты за счёт исследования реализовавшихся проектов ГЧП и развития новых моделей партнерских отношений. В процессе развития «линейка» проектов, сфера их применения, а также источники финансирования будут расширяться, что позволит как сформировать новые цели развития, так и расширить инструментарий ГЧП.