УДК 796.8
Пути повышения результативности обучающихся старших классов во всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре
Кулешов Р.С.1*, Данилов Е.В.1, Ямилева Р.М.2
1 Башкирский государственный университет им. М. Акмуллы
г. Уфа, Россия
ORCID: 0000-0002-3722-4273, [email protected]* ORCID: 0000-0002-0470-1547, [email protected] 2 Уфимский государственный нефтяной технический университет
г. Уфа, Россия rmuftakhina@mail. ru
Аннотация: В статье представлены результаты педагогического исследования, направленного на повышение уровня подготовленности обучающихся к теоретико-методическому этапу Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Для достижения более высоких показателей была разработана программа, направленная на углубленную подготовку и освоение дополнительного учебного материала, соответствующего программам проведения Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Содержание программы предусматривало изучение различных разделов школьной программы по физической культуре как теоретической, так и практической направленности. Разработанная программа включала в себя разделы из таких дисциплин как: теория и методика физического воспитания, теории спортивных соревнований, теория и методика избранного вида спорта. Каждый из разделов для более эффективного усвоения был адаптирован под школьный контингент. Данные разделы не входят в школьную программу по физической культуре, однако позволяют школьникам получить более обширные знания в процессе теоретической подготовки к олимпиаде. Данный подход позволил сформировать более эффективные пути повышения компетентности школьников в области физической культуры, чем и обусловливает новизну работы. Практической значимостью работы является то, что предложенный инструментарий может быть применен учителями физической культуры в целях формирования у обучающихся новых знаний о феномене физической культуры, что обеспечит условия для формирования здоровой и гармонично развитой личности. Применение материалов исследования позволит учителям физической культуры обеспечить системный эффект в подготовке обучающихся к теоретико-методическому этапу Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Также полученный теоретический и эмпирический материал имеет значение для разработки содержания курса по подготовке школьников к Олимпиаде по физической культуре и может быть использован в работе учителей общеобразовательных школ. Материал и методы исследования. Исследования проводилось на базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. В исследовании приняли участие 28 школьников 9-11 классов, участвовавших на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в предыдущем учебном году. Результаты. Разработана программа, направленная на углубленную подготовку и освоение дополнительного учебного материала, соответствующего программам проведения Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Определены разделы программы, включающие в себя теоретический материал, изучаемый преимущественно в специализированных образовательных учреждениях. Теоретической подготовке было определено более 50% времени от общего количества занятий, проводимых как форме очных занятий, так и онлайн. Заключение. В результате проведения педагогического эксперимента, с применением разработанной программы, подготовки к теоретико-методическому туру Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре был выявлен прирост баллов в показателях сформированности требуемых
компетенций, что свидетельствует об эффективности применения разработанного материала. Для повышения уровня подготовленности и повышения результативности обучающихся, участвующих во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре необходимо увеличить объем времени, направленного на теоретическую подготовку до 50% от общего объема времени.
Ключевые слова: олимпиада по физической культуре, школьники, теоретическая подготовка, программа.
Для цитирования: Кулешов Р.С.*, Данилов Е.В., Ямилева Р.М. Пути повышения результативности обучающихся старших классов во всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(3): 165-169.
Ways to increase the performance of high schoolchildren in the all-Russian
school olympiad in physical education
Roman S. Kuleshov1 *, Evgeniy V. Danilov1, Rita M. Yamileva2
1M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University Ufa, Russia
ORCID: 0000-0002-3722-4273, [email protected]* ORCID: 0000-0002-0470-1547, [email protected] 2Ufa State Petroleum Technological University Ufa, Russia [email protected]
Abstract: The article presents the results of a pedagogical study aimed at increasing the level of preparedness of schoolchildren preparedness for the theoretical and methodological stage of the All-Russian Olympiad for schoolchildren in physical education. To achieve higher indicators, a program was developed, aimed at in-depth training and mastering additional educational material that corresponds to the programs of the All-Russian Olympiad for schoolchildren in physical education. The content of the program included the study of various sections of the school curriculum in physical education, both theoretical and practical. The developed program included sections from such disciplines as: theory and methodology of physical education, theory of sports competitions, theory and methodology of the chosen sport. Each of the sections was adapted to the school population for more effective learning. These sections are not included in the school physical education curriculum, but allow schoolchildren to gain more extensive knowledge in the process of theoretical training for the Olympiad. This approach made it possible to formulate more effective ways of increasing the competence of schoolchildren in the field of physical education, which determines the novelty of the work. The practical significance of the work is that the proposed tools can be used by physical education teachers in order to form new knowledge in students about the phenomenon of physical education, which will provide conditions for the formation of a healthy and harmoniously developed personality. The use of research materials will allow physical education teachers to provide a systemic effect in preparing students for the theoretical and methodological stage All-Russian Olympiad for schoolchildren in physical education. Also, the obtained theoretical and empirical material is important for developing the content of a course to prepare schoolchildren for the Olympics in physical education and can be used in the work of secondary schools' teachers. Material and methods. The research was carried out on the basis of the Bashkir State Pedagogical University named after. M. Akmulla. The study involved 28 schoolchildren in grades 9-11 who participated in the regional stage of the All-Russian Olympiad for Schoolchildren in Physical Education in the previous academic year. Results. A program has been developed aimed at in-depth training and mastering additional educational material that corresponds to the programs of the All-Russian Olympiad for schoolchildren in
physical education. Sections of the program have been identified that include theoretical material studied primarily in specialized educational institutions. Theoretical training accounted for more than 50% of the time of the total number of classes conducted both in the form of face-to-face classes and online. Conclusion. As a result of conducting a pedagogical experiment, using the developed program, preparing for the theoretical and methodological round of the All-Russian Olympiad for schoolchildren in physical education, an increase in points in indicators of the required competencies formation was revealed, which indicates the effectiveness of the use of the developed material. To increase the level of preparedness and improve the performance of students participating in the All-Russian Olympiad for schoolchildren in physical education, it is necessary to increase the amount of time spent on theoretical training to 50% of the total amount of time.
Key words: Physical Education Olympiad, schoolchildren, theoretical training, program.
For citation: Roman S. Kuleshov*, Evgeniy V. Danilov, Rita M. Yamileva. Ways to improve the performance of high schoolchildren in the All-Russian Olympiad in physical education. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(3): 165-169.
Введение
Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре, впервые проведенная двадцать три года назад, становиться все более популярной и значимой среди школьников нашей страны. Лубышева Л.И. отмечает, что данному факту также способствует повышение статуса предметной олимпиады, а именно, возможность внеконкурсного поступления в вузы России и различные другие бонусы, в том числе и материальные [3].
Олимпиада имеет несколько уровней, позволяющих отобрать наиболее подготовленных детей, первичный отбор осуществляется на школьном этапе и последовательно продолжается на муниципальном и региональном. Результат участника складывается из прохождения теоретико-методического испытания и практических этапов, в которые включены упражнения базовой программы по физической культуре общеобразовательной школы.
Проблемы и возможные пути оптимальной подготовки школьников к олимпиаде по физической культуре регулярно затрагиваются в печати, в частности, в работах Андреева В.В. и Мачкановой Е. В. [1, 2]. Установлено, что большинство авторов пытаются обозначить различные методики повышения уровня подготовленности школьников к выполнению олимпиадных заданий, однако подавляющее их количество направлено, в первую очередь, на подготовку к практическим испытаниям.
В ряде работ, в том числе и Чеснокова Н.Н. с соавторами также прослеживается, что приоритет школьников смещен на подготовку к практическим испытаниям, задания теоретико-методического тура выполняются значительно слабее [4].
Как мы считаем, в настоящее время особенно остро стоит проблема подготовки школьников в части определения приоритетов между теоретической и физической
подготовленностью.
Материалы и методы
Исследования проводилось на базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Республика Башкортостан, Россия. В исследовании приняли участие 28 школьников 9-11 классов, участвовавших на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в предыдущем учебном году.
В результате анализа результатов обучающихся Республики Башкортостан на муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре выявлен некоторый спад в результатах участников, что привело к значительному уменьшению числа школьников, принимающих участие в заключительном этапе данной олимпиады.
За последние три года участниками заключительного этапа от Республики Башкортостан было: в 2020/21 учебном году 24 человека, в 2021/22 учебном году 15 человек, 2022/23 учебном году 1 человек. При этом статус призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в 2020/21 учебном году получили 6 человек, 2021/22 учебном году 3 человека, 2022/23 учебном году ученик от нашего региона имеет только статус участника.
Наиболее значимое снижение результатов установлено в 2022/23 учебном году, в результате которого на заключительный этап был отобран только один школьник из Республики Башкортостан.
Анализируя результаты участников Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре 2022/23 учебного года, было отмечена наибольшая потеря зачетных баллов именно в теоретико-методическом задании. Также было установлено, что значительное количество участников не смогли получить даже половину из зачетного балла по теоретико-методическому испытанию, который составлял 20 баллов (таблица 1).
Таблица 1
Результаты теоретико-методического тура Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре 2022/23 учебного года
участники количество участников «зачетный» балл
15 и более 12-14 10-11 7-9,9 менее 7
9-11 класс 147 1 12 26 50 58
Для повышения уровня теоретической подготовленности преподавателями кафедры
теории и методики физической культуры и спорта БГПУ им. М. Акмуллы совместно с Республиканским центром развития талантов «Аврора» была разработана программа, направленная на углубленную подготовку и освоение дополнительного учебного материала, соответствующего программам проведения Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Содержание программы предусматривало изучение различных разделов содержания школьной программы по физической культуре как теоретической, так и практической направленности. Теоретической подготовке нами было определено более 50% времени от общего количества занятий, проводимых как в форме очных занятий, так и онлайн.
Для реализации программы были отобраны 28 обучающихся 9-11 классов, участвовавших на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в предыдущем учебном году.
Результаты и обсуждение
Для определения эффективности реализуемой программы были проведены входное и итоговое тестирование, которые включали в себя по 24 вопроса, распределенных на задания различного типа, за выполнение которых можно было получить максимально 24 балла. Результаты исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты входного и итогового тестирования по теоретико-методическому туру Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре до и
после педагогического эксперимента
До эксперимента После эксперимента
Тестирование Баллы Зачетные единицы Баллы Зачетные единицы P
9±2,3 7,5 18±3,1 15 р<0,05
В результате входного тестирования установлено, что средний результат участников до начала реализации разработанной программы составил 9±2,3 балла, что составило 7,5 «зачетных балла» при использовании методики, предлагаемой для использования при проведении олимпиады школьников по физической культуре.
По итогам реализации программы средний балл тестирования значительно и достоверно изменился и составил 18±3,1 балла, что соответствует 15 «зачетным баллам».
Заключение
В результате проведения педагогического эксперимента, с применением разработанной программы подготовки к теоретико-методическому туру Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре, был выявлен прирост баллов в показателях сформированности требуемых компетенций, что свидетельствует об эффективности применения разработанного материала. Для повышения уровня подготовленности и повышения результативности обучающихся, участвующих во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре, необходимо увеличить объем времени, направленного на теоретическую подготовку до 50% от общего объема времени.
Список литературы
1. Андреев В .В. Методические основы подготовки к предметной олимпиаде по физической культуре. Наука и спорт: современные тенденции. 2018; 21(4): 110-115.
2. Мачканова Е.В., Федотова А.А. Особенности построения макроцикла подготовки школьников 15-17 лет к выступлению на Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура». Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020; 4(182): 301-305.
3. Лубышева Л.И. Приоритеты школьной олимпиады по физической культуре: спортивный талант или интеллект? Теория и практика физической культуры. 2021; 12: 105115.
4. Чесноков Н.Н., Морозов А.П., Абдулаева М.А. Заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по учебному предмету «Физическая культура». Вестник спортивной науки. 2023; 1: 61-65.
References
1. Andreev V.V. Methodological principles of preparation for the subject Olympiad in physical culture. Nauka I sport: sovremennye tendencii = Science and sports: modern trends. 2018; 21(4): 110-115 [In Russ., In Engl.].
2. Machkanova E.V., Fedotova A.A. Features of constructing a macrocycle for preparing schoolchildren aged 15-17 years to perform at the All-Russian Olympiad for schoolchildren in the subject «Physical Culture». Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2020; 4(182): 301305 [In Russ.].
3. Lubysheva L.I. Priorities of the school Olympiad in physical education: sports talent or intelligence? Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2021; 12: 105-105 [In Russ., In Engl.].
4. Chesnokov N.N., Morozov A.P., Abdulaeva M.A. The final stage of the All-Russian Olympiad for schoolchildren in the subject «physical education». Vestnik sportivnoj nauki. 2023; 1: 61-65 [In Russ.].
Статья поступила в редакцию: 20.08.2024
Кулешов Роман Сергеевич - доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, 127006, Россия, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, дом 3а, e-mail: roman. kuleshov.92@,mail. ru
Данилов Евгений Викторович - кандидат биологических наук, доцент, Башкирский государственный университет имени М. Акмуллы, 127006, Россия, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, дом 3а, e-mail: [email protected]
Ямилева Рита Маратовна - кандидат биологических наук, доцент, Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450044, Россия, г. Уфа, ул. Первомайская, дом 14, e-mail: [email protected]