Научная статья на тему 'Пути повышения рентабельности сельского хозяйства России на примере сша и Китая'

Пути повышения рентабельности сельского хозяйства России на примере сша и Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
788
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / США / КИТАЙ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иполитова Индира Рамильевна

В данной статье раскрываются особенности государственной поддержки в России, США и Китае. Господдержка сельского хозяйства за рубежом и в России это сложный механизм, который включает инструменты воздействия на аграрный рынок, структуру сельскохозяйственного производства, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения, доходы фермеров. Цель поддержки создание стабильности экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути повышения рентабельности сельского хозяйства России на примере сша и Китая»

в отношении данного инструмента управления, а также из-за несогласованности функций учета и планирования.

Список литературы

1. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России/ К В. Щиборщ. - М.: ПРИОР, 2004. - 219 с.

2. Гольдфарб А. Г. Бюджетирование на предприятии: проблемы и пути их решения. Научно-технический сборник — № 71, 2013 год.

Ionina Nadezhda Aleksandrovna, student

(e-mail: ionina.nadya2011@yandex.ru) Vladimir State University, Vladimir, Russia Krylov Vasily Evgenievich, candidate of physico-mathematical Sciences, associate

professor (e-mail: wek_70@mail.ru) Vladimir State University, Vladimir, Russia PROBLEMS OF THE IMPLEMENTATION PROCESS OF BUDGETING AT THE

ENTERPRISE

Abstract. This article reveals the concept of budgeting and the problems of budgeting on the enterprise.

Keywords: budget, budgeting, process of budgeting, problems of budgeting on the enterprise.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ НА ПРИМЕРЕ США И КИТАЯ Иполитова Индира Рамильевна, студент Уфимский государственный авиационный технический университет

(УГАТУ) (e-mail: indira2608@yandex.ru)

В данной статье раскрываются особенности государственной поддержки в России, США и Китае. Господдержка сельского хозяйства за рубежом и в России - это сложный механизм, который включает инструменты воздействия на аграрный рынок, структуру сельскохозяйственного производства, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения, доходы фермеров. Цель поддержки - создание стабильности экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства.

Ключевые слова: Государственная поддержка, рентабельность сельского хозяйства, сельское хозяйство, США, Китай, Россия.

Главная проблема аграрной сферы экономики связана с низкой доходностью сельского хозяйства, необходимо повышение эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время актуальной является проблема повышения в дальнейшем уровня эффективности сельскохозяйственной отрасли. Экономи-

ческии показатель сельскохозяйственного производства является показатель рентабельности.

Рисунок 1 - Рентабельность сельскохозяйственных организаций в РФ.

В настоящий период в Российской Федерации в условиях кризиса наблюдается тенденция к значительному снижению уровня рентабельности сельскохозяйственного производства (см. рис.1) , что означает убыточность многих хозяйств. И если продолжится рост цен на материально-технические ресурсы, используемые в сельском хозяйстве, будет происходить дальнейшее падение доходности. Такая ситуация может привести к сокращению рабочих мест и инвестиций, увеличению отрицательного сальдо внешнеторгового баланса по продовольствию, уменьшению доходов федерального бюджета, увеличению импорта сельскохозяйственной продукции, а значит станем зависимой страной. Поэтому основной задачей являются пути повышения рентабельности.

Критерием продовольственной безопасности страны является соотношение между импортом и собственным производством. Обеспечить население продуктами можно через: 1) Собственное производство, 2) Импорт продовольствия

По второму пути в основном идут слаборазвитые страны, по первому развитые. Так в США уровень самообеспечения продовольствием превышает 100 %, Китай в течение долгих лет устанавливает долю самообеспечения рисом, пшеницей, кукурузой и бобами на уровне 95%. Россия -около 80%.[1]

Таблица 1 - Уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной _продукцией по Российской Федерации, %._

2011 2012 2013 2014 2015

Мясо 74,0 76,1 78,5 82,8 88,8

Молоко 81,5 80,2 77,5 78,6 80,4

Яйца 98,0 98,0 98,0 97,6 98,2

Картофель 113,0 97,5 99,4 101,1 105,1

Овощи и продовольственные бахчевые культуры 93,2 88,7 88,2 90,2 93,7

Уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией по Российской Федерации,%.

Мясо

| Молоко

150,0 100,0 50,0 0,0 4

М III М I

2011 2012 2013 2014 2015

Яйца

Картофель

' Овощи и

пр о до в оль сгв енные бахчевые культуры

Рисунок 2. Уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной

продукцией по РФ,%

По результатам проведённого анализа видим, что уровень обеспечения основной сельскохозяйственной продукцией нестабилен (см. табл.1, рис.2), и составляет 80%, сохраняется тенденция к снижению уровня рентабельности сельскохозяйственного производства. Импорт составляет порядка 36 %, что существенно превышает порог продовольственной безопасности (20%) [2], если идти по такому направлению, то мы станем зависимым государством, следует стремиться к самостоятельному обеспечению основными видами продуктов питания, и тем самым увеличивать государственную поддержку сельского хозяйства.

В настоящее время большинство экономически развитых стран проводят стимулирующую аграрную политику, основой которой является господдержка сельского хозяйства, путем предоставления субсидий, дотаций и льгот.

Система государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли включает следующие меры (см. табл.2).

Таблица 2 - Меры государственной поддержки сельского хозяйства

Меры прямого регулирования/субсидирования (поддержка доходов сельхозпроизводителей) Меры косвенного регулирования (всё остальное)

•регулирование структуры производства в сельском хозяйстве; • поддержка сельских хозяйств в районах с неблагоприятными климатическими условиями и платежи при потерях от стихийных бедствий; •субсидии на развитие инфраструктуры; •субсидирование сельскохозяйственной науки и внедрение ее достижений в практику • охрана земельных и водных ресурсов страны. • регулирование внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию • квоты, тарифы, налоги на экспорт и импорт продовольствия. • льготы на финансово-кредитное обеспечение •регулирование спроса на продовольствие внутри страны • страхование сельского хозяйства • субсидии на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов • субсидии на хранение продукции • субсидии на строительство помещений на производство сельхоз товаров • субсидии на восстановление земель • помощь на развитие производственной инфраструктуры

Сельскохозяйственная продукция, так же как и любое производство нуждается во внедрении инноваций. Необходимо не просто вырастить урожай, но и реализовать его, современная экономика требует производство конкурентоспособной продукции. Для этого необходимо развивать региональную инновационную инфраструктуру.[4]

В сельскохозяйственном производстве необходимо стимулировать кооперацию (объединение людей или предприятий, участвующих в одном и том же или разных производственных процессах, при разделении между ними функций, ролей и обязанностей). Кооперация - эффективный механизм повышения эффективности. [5]

Государственная поддержка сельского хозяйства посредством всесторонней поддержки производителей является основным направлением аграрной политики большинства развитых стран. Рассмотрим, какие существуют государственные поддержки в таких странах, как США и Китай и можно ли их применить в России.

США

В США более 70 лет существуют разнообразные программы по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей. Одна из них -««Программа дополнительной продовольственной помощи»», по которой из государственного бюджета выделяются очень большие средства. Суть этой программы в том, чтобы при обоснованном повышении цен на продовольствие, например, из-за неурожая, не пострадали малоимущие люди, но

и фермеры не остались в обиде. Для этого в Штатах работает система талонов и программы детского питания. В среднем денежный лимит на одного льготного покупателя продуктов составляет 135 долларов в месяц, для семьи из трёх человек - 490 долларов.[6]

В 2013 году чиновники Минсельхоза РФ представили на суд общественности Концепцию социального питания России, где ссылаются на американский опыт. В действительности государство тратит огромные бюджетные деньги на питание в школах, детсадах, больницах, других муниципальных учреждениях - примерно 150 миллиардов рублей в год - это почти полтора аграрного бюджета России. Но проблема в том, что к селу и к поддержке российского сельхозпроизводителя эти деньги не имеют ни малейшего отношения. Проводятся аукционы, на которых побеждает тот, кто предложил за свою продукцию минимальную цену. А минимальная цена - это импорт. Социальное питание должно быть направлено на поставки именно от местных сельхозпроизводителей, так как всегда можно отследить, что это за продукт, кем и как он производится, каково его качество. Данное мероприятие приведет к развитию АПК.

Что касается кредитов в США, хочется отметить, в кризис банки США не повышают ставки и не останавливают кредитование, а, через правительство, действуют совершенно наоборот. Придерживаются такой политики, что если фермер не может взять кредит из-за высокой ставки - то он не сможет купить семена или технику, а значит, не произведет продукцию. А так как вся экономика строится на потреблении, то в случае повышения ставок проигрывает экономика всей страны. Средний процент для фермеров был равен 8% годовых. Так же банки идут на уступки, можно продлить срок уплаты кредита на 2 месяца, а невозврат кредитов в срок составляет всего лишь 0,5%.

Банки США рассматривают кредитование сельского хозяйства, как вклад в общество, так как благодаря развитию агробизнеса улучшается инфраструктура поселков и небольших городов, появляются комбикормовые, перерабатывающие заводы.

Применимо ли это для России? Итак, ЦБ России дает деньги в кредит коммерческим банкам и прочим финансовым организациям, а те в свою очередь дают кредиты как обычным гражданам (физическим лицам), так и различным компаниям и организациям (юридическим лицам). Ставка рефинансирования = ключевой ставке Банка России на сегодня составляет -10,00%. И поэтому ниже этой процентной ставки у нас не может быть кредит. Но на практике мы видим 18 % годовых, т.е. 8 % это доход коммерческих банков, который включает в себя:

1) стоимость денег для кредитора (процент, который мы получаем, когда кладем деньги на депозит);

2) стоимость операционных расходов кредитора (заработная плата рабочих, аренда здания и т. д.);

3) стоимость риска (для банка, в первую очередь, это риск невозврата кредита, а за риск нужно платить).

Ставка рефинансирования определяется исходя из текущей экономической ситуации в стране и уровня инфляции. Если уровень инфляции повышается, то Центробанк повышает ставку рефинансирования. Если уровень инфляции понижается, то Центробанк понижает ставку рефинансирования.

Кредитная ставка равная 8%, не применима для России, но в 1-2 квартале 2017 года руководство ЦБ РФ планирует вновь поднять вопрос о снижении официальной ставки рефинансирования. Но не факт, что коррективы действительно будут.

Китай

Интересный опыт государственного регулирования сельского хозяйства Китая. Начиная с 2004 г., государство приступило к решению задачи по изменению национальной аграрной политики с тем, чтобы обеспечить выполнение своих обязательств в соответствии с правилами ВТО и при этом также добиться реализации национальных целей по созданию процветающего аграрного сектора. С этих времен правительство Китая начало проводить аграрные реформы, основной частью которых стало увеличение поддержки сельского хозяйства.

В настоящее время основными мерами государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства Китая являются:[7]

1. Прямые платежи и субсидии. Государственные платежи выплачиваются крестьянам исходя из площади посевов зерновых. Также предоставляются субсидии на приобретение высококачественных семян, племенных животных и сельскохозяйственной техники.

2. Налоговая политика. Для того чтобы уменьшить налоговую нагрузку на производителя, государство отменило сельскохозяйственный налог

3. Развитие и совершенствование рыночной инфраструктуры . В эту группу относятся меры по созданию и поддержке оптовых рынков, товарных бирж, поддержка на хранение и транспортировку продукции.

4. «Общенациональная программа субсидирования сельскохозяйственного машиностроения» (2007 г.)

5. Кредитование сельских товаропроизводителей. Поддержка кредитных кооперативов, льготное банковское кредитование.

6. Поддержка научно-исследовательской деятельности в сельском хозяйстве.

7. Согласно закону от 1989 г. в КНР если у мелкого фермера в наличии до трёхсот голов свиней, он не платит налогов, банк при кредите не требует залога и действуют скидки на корма.[8]

8. В 2007 г. была запущена экспериментальная система страхования рисков засухи и наводнений, которая действует и сегодня.

Большая государственная поддержка предоставляется производителям зерновых, так как это направление в Китае традиционно считают приори-

тетным в обеспечении продовольственной безопасности страны. Целью данной программы являлось субсидирование производства кукурузы, риса и пшеницы из расчета на единицу посевной площади. Размер выплат приблизительно равен 7,33 долл. США за 1 акр (0,4 га) угодий, засеваемых зерновыми культурами. Эта программа была предназначена для стимулирования производства и повышения доходов на селе.

Все эти меры государственной поддержки привели к тому, что уровень само обеспечения сельскохозяйственной продукцией стал 95%. В Китае фермеры — стремительно богатеющие люди: ведь вкусная, качественная еда нужна всем, причём каждый день. Деревни-производители постепенно превращаются в мегаполисы.

Таким образом, современная система государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства Китая базируется на стандартных методах, принятых во многих странах мира

Китай отменил сельскохозяйственный налог, в России для сельхозпроизводителей применяется специальный налоговый режим — единый сельскохозяйственный налог, который заменяет для организаций уплату налога на прибыль, на имущество, НДС. Для индивидуальных предпринимателей ЕСХН заменяет налог на доходы физических лиц, на имущество, НДС. ЕСХН позволяет сократить число налогов, упростить ведение бухгалтерского баланса, а так же добровольный выбор и переход на другую систему налогообложения после предварительных расчетов. Налог активно используется небольшими сельхозпредприятиями, которых в стране достаточно много.

Россия

Сельское хозяйство России входит в состав более крупного межотраслевого объединения - агропромышленного комплекса (АПК), и является его ключевым звеном.

Валовый внутренний продукт (ВВП) в 2015 году, по данным Росстата, составил 80412,5 млрд руб. Доля стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции (во всех категориях хозяйств) в общем объеме ВВП в 2015 году, по расчетам АБ-Центр, находилась на уровне 6,3%. По отношению к 2014 году она изменилась в сторону увеличения на 0,8 процентных пункта.

Государственная поддержка развития малого бизнеса в сельском хозяйстве. Малый бизнес может специализироваться не только на производстве сельскохозяйственной продукции, но и на оказании услуг для фермеров. Такими услугами могут быть ремонт сельскохозяйственной техники, обеспечение кадрами и т.д.[9]

В настоящее время начала увеличиваться государственная поддержка сельского хозяйства. В 2014 г. государство направило в отрасль 192 млрд руб., в 2015 г. - 222 млрд руб., в 2016 г. господдержка составит 224 млрд руб. И в 2017 г. правительство решило сохранить финансирование АПК на уровне 2016 г.

Государственные программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы":[10]

• "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" (объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета на 2016 год -61678523 тыс. рублей);

• "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" (объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета на 2016 год -40033870,5 тыс. рублей);

• "Развитие мясного скотоводства"( объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет на 2016 год - 9348006,7 тыс. рублей);

• "Поддержка малых форм хозяйствования" (на 2016 год - 15795900 тыс. рублей);

• "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие"( на 2016 год - 4106510 тыс. рублей);

• "Обеспечение реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы"

Однако перед сельхозпроизводителями возникают трудности. Да, у нас предусмотрены субсидии, но попасть в эту программу может далеко не каждый. Пора жёстко реформировать сельское хозяйство. И опыт США и Китая — хороший пример.

Список литературы

1. Кожевина O.B. Фактор повышения благосостояния сельского населения / О.В. Ко-жевина // Экономика сельского хозяйства России. 2005. - № 2. - с. 15.

2. Дубровский С.М. Столыпинская земельная реформа: из истории сельского хозяйства и крестьянства России в начале XX века. — М.: 1963. 595 с

3. http://uecs.ru/finansi-i-kredit/item/1497-2012-08-03- Управление экономическими системами. Электронный научный журнал.

4. Исмагилова Л.А., Худец О., Галимова М.П. Управление инновациями и институты региональной инновационной системы // Л. А. Исмагилова, О. Худец, М. П. Галимова ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Уфимский гос. авиационный технический ун-т. Уфа, 2009.

5. Кузьменко Н.А., Галимова М.П. Возможности кооперации как основы роста конкурентов // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления// Материалы XI Международной научно-практической конференции , Курск, 2016, с.131-136

6. http://agroinfo.kz/primery-gospodderzhki-selskogo-xozyajstva-za-rubezhom/

7. http://agrobuy.ru/publications/index.php?id=42 Agrobuy.ru - Агропромышленный интернет-портал - Агробай

8. https://predsedatel-apk.ru/gospodderzhka/gospodderzhka-mirovoy-opyt/ Журнал Председатель.

9. Исмагилова Л. А., Галимова М.П. Инновационные факторы эффективности функционирования малых и средних предприятий //Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика.2012.№2(2).С78-81.

10. http://government.ru/programs/208/events/ Государственная программа развития сельского хозяйства в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ipolitova Indira Ramilevna, student (e-mail: indira2608@yandex.ru) Ufa State Aviation Technical University (USATU), Ufa, Russia THE WAYS OF INCREASE OF PROFITABILITY OF AGRICULTURE OF RUSSIA ON THE EXAMPLE OF THE UNITED STATES AND CHINA

Abstract: This article the peculiarities of state support in Russia, USA and China. State support of agriculture abroad and in Russia is a complex mechanism, which includes tools to impact the agricultural market, the structure of agricultural production, the social structure of the village, inter-sectoral and inter-farm relations, and the income of farmers. The goal of supporting the creation of stable economic, legal and social conditions for the development of agriculture.

Keywords: State support, the profitability of agriculture, agriculture, USA, China, Russia.

УДК 657:3

НЕОБХОДИМОСТЬ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО Кесян Светлана Ваграмовна, доцент, к.э.н.

Герасименко Ксения Александровна, студентка Ташу Эмма Руслановна, студентка Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

В статье рассмотрены причины, вызывающие необходимость и способы формирования финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Поскольку Совет по Международным стандартам финансовой отчетности - это независимая неправительственная профессиональная организация, то документы которые он выпускает, носят рекомендательный характер. Отсюда, составление в организациях финансовой отчетности по МСФО не является обязательным [1].

В Российской Федерации подобного требования по составлению индивидуальной финансовой отчетности в соответствии с МСФО нет. В связи с этим в российских организациях отчетность составляется в основном по российским правилам бухгалтерского учета (РПБУ) (за некоторым исключением). Однако это не означает, что российские организации не могут составлять свою отчетность в соответствии с МСФО.

Например, такие крупные организации, как Газпром, Сбербанк, Ростелеком, Норильский Никель, РАО ЕЭС, РТК-Лизинг уже публикуют финан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.