ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
71
УДК 338.47 М.Л. Тонкова
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ
Рассматривается транспортная отрасль Российской Федерации, ее место и роль в экономике страны. При проведении анализа деятельности транспортной компании раскрыто понятие «факторы экономического роста» и выявлены наиболее важные из них: повышение качества клиентского сервиса путем вложения средств в обучение сотрудников и повышение их квалификации, увеличение грузооборота за счет выхода на новые рыночные сегменты, включая перевозку грузов в специализированных контейнерах, ускорение и упрощение процесса перевозки с помощью новых онлайн сервисов. Приведена статистика данных показателей за рассматриваемый период (5 лет). Названы показатели оценки деятельности транспортных компаний, и в качестве основного выбран показатель «чистая прибыль». Проанализирована связь рассматриваемых факторов экономического роста с динамикой чистой прибыли компании и выявлен высокий уровень их взаимозависимости. Отмечены дополнительные факторы, влияющие на показатели оценки деятельности компаний, в частности: вклад в охрану окружающей среды, социальные мероприятия и благотворительность. Выявлены общие принципы для определения стратегий развития предприятий транспортной отрасли и повышения их конкурентоспособности. Рассмотрены планы и перспективы развития транспортных компаний на российском рынке с точки зрения повышения прибыли.
Ключевые слова: транспортная отрасль, факторы экономического роста, чистая прибыль, контейнерные перевозки, клиентский сервис, грузооборот, конкурентоспособность, онлайн сервисы, эффективность.
Транспортная отрасль Российской Федерации является важной составной частью экономики нашей страны. Она включает в себя транспортную инфраструктуру, предприятия и транспортные средства, которые в совокупности обеспечивают согласованное функционирование всех видов транспорта как во внутреннем, так и во внешнем сообщении.
Рост экономической эффективности предприятий транспортной отрасли напрямую связан с развитием экономики страны в целом. Согласно научным исследованиям Ю.А. Щербанина, «важность развитой транспортной инфраструктуры для экономики страны - это своего рода лемма, то есть доказанное утверждение, полезное не само по себе, а для доказательства других утверждений. Инвестиции в транспортную инфраструктуру практически всегда воспринимаются в качестве стимула спроса для осуществления экономического роста и формируют свой вклад в части экономического развития регионов» [1]. Транспортная инфраструктура стимулирует экономику региона, активизирует межрегиональное и международное сотрудничество, способствует проникновению из одного региона в другой наиболее востребованных технологий, товаров, конкурентоспособных отраслей, в значительной степени определяет инвестиционный потенциал региона или страны [2]. Задача предприятий транспортной отрасли заключается в том, чтобы сделать транспортную инфраструктуру доступнее для грузовладельцев и грузоотправителей, повышая при этом высокий уровень качества предоставляемых услуг. Это, в свою очередь, будет способствовать снижению транспортной составляющей в цене конечного продукта и тем самым повышению эффективности и конкурентоспособности российской экономики.
Рассматривается деятельность транспортной компании, где методом статистического анализа выявляются пути повышения прибыли. В качестве примера взята деятельность Публичного акционерного общества «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» (далее - ПАО «ТрансКонтейнер», Компания) за последние 5 лет (2012-2016 гг.). ПАО «ТрансКонтейнер» является лидером на российском рынке железнодорожных контейнерных перевозок, имея долю 47,2 % в общем объеме перевезенных грузов за 2016 г., оставляя 52,8 % в сумме всем остальным операторам [3].
Повышение финансовых результатов компании, в том числе прибыли, зависит от факторов экономического роста - это явления и процессы, ведущие за собой качественное совершенствование результатов производства [4]. В зависимости от особенностей рассматриваемых факторов экономический рост подразделяют на два типа: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный экономический рост обеспечивается за счёт количественного увеличения уже применяемых факторов производства, а интенсивный - за счёт применения качественно новых технологий или повышения квалификации сотрудников. ПАО «ТрансКонтейнер» использует оба варианта факторов экономического роста. Факторы экономического роста делятся на 4 группы:
72 М Л. Тонкова
2017. Т. 27, вып. 6 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
1) факторы предложения: количество и качество ресурсов применяемого капитала и трудовых ресурсов, а также человеческий фактор или человеческие ресурсы, технологические факторы, отражающие технический прогресс;
2) факторы спроса: обеспечивают реализации произведенных товаров и услуг;
3) факторы распределения: реализуют оптимальное распределение ресурсов (материальных, человеческих, финансовых, технологических и информационных);
4) прочие факторы: политические, социальные, демографические, экологические, культурные, психологические, религиозные, исторические и ряд других [4].
Необходимо отметить, что эффективность сочетания факторов экономического роста в единую систему в различных компаниях неодинакова.
Согласно годовому отчету ПАО «ТрансКонтейнер» за 2016 г., основными векторами развития компании являются:
- повышение качества клиентского сервиса;
- увеличение грузооборота за счет выхода на новые рыночные сегменты;
- упрощение и ускорение процесса перевозки.
Повышение качества клиентского сервиса реализуется через высокий уровень квалификации сотрудников компании. Генеральный директор ПАО «ТрансКонтейнер» неоднократно в интервью акцентировал внимание на важности профессионального развития сотрудников, формировании платформы общих ценностей и внедрении новых принципов в систему коммуникаций с клиентами, партнерами и коллегами [3; 5; 6].
С момента основания Компании большое внимание уделяется организации внутреннего и внешнего обучения сотрудников, охватывающего все уровни специалистов и руководителей. Ежегодно порядка 1 500 работников повышают квалификацию и принимают участие в обучающих и информационных мероприятиях, суммарно на эти цели за последние 5 лет (2012-2016 гг.) израсходовано порядка 78 млн руб. [3; 5-8]. Динамика вложений в обучение персонала представлена на графике (рис. 1).
3
is
= Ю
s &
>X
9 5
С
20,0 18,0 16,0 14,0 12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0
2012
>,2
11 1,5 1; 5,8
—■—ч > *
2013
2014 Год
2015
2016
Рис. 1. Динамика вложений в обучение персонала ПАО «ТрансКонтейнер», 2012-2016 гг.
Изменение грузооборота компании можно проследить, сравнив объем перевезенных грузов за 2012-2016 гг. (рис. 2). Грузооборот контейнерных перевозчиков измеряется в ДФЭ. Под ДФЭ или TEU (twenty-foot equivalent unit) понимается условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств, основана на объёме 20-футового ISO-контейнера [9]. Так, в 2012 г. грузооборот Компании составил 1484 тыс. ДФЭ, в 2013 г. - 1475 тыс. ДФЭ, в 2014 г. - 1466 тыс. ДФЭ, в 2015 г. - 1410 тыс. ДФЭ, в 2016 г. - 1540 тыс. ДФЭ [3; 5-8].
Благоприятным фактором для значительного увеличения грузопотока в 2016 г. стало постепенное восстановление импортных грузопотоков во второй половине года на фоне стабилизации курса рубля [3]. Также в увеличении объема перевозимых грузов и сохранении лидерских позиций Компании на рынке важную роль играет большой парк специализированных контейнеров, к ним относятся термоизоляционные контейнеры, танк-контейнеры, контейнеры с тентованной крышей, контейнеры со съемной металлической крышей и контейнеры для сыпучих грузов.
Кроме того, для укрепления своих рыночных позиций ПАО «ТрансКонтейнер» расширяет спектр своих экспедиторских услуг «от двери до двери» и наращивает портфель комплексных транс-портно-логистических решений для клиентов, повышая тем самым ценность своих услуг и создавая основу для долговременного сотрудничества.
1 од
Рис. 2. Динамика грузооборота ПАО «ТрансКонтейнер», 2012-2016 гг.
Упрощение и ускорение процесса перевозки компания осуществляет с помощью создания онлайн сервисов. Упрощение и ускорение перевозки в данном случае подразумевает сокращение времени на оформление заказа и обработку информации по заказу грузоперевозки с помощью онлайн сервисов. Стратегия ПАО «ТрансКонтейнер» направлена на постоянное повышение конкурентоспособности за счет качества предоставляемых услуг на всех этапах предоставления. Особое внимание уделяется развитию платформы электронных продаж и информационным технологиям.
В 2014 г. был запущен проект iSales [10]. Его функционал аналогичен структуре любого интернет-магазина и позволяет клиентам, даже не имеющим никаких знаний в сфере экспедиторского бизнеса, самостоятельно оформить перевозку онлайн. Ориентирован на частных лиц, индивидуальных предпринимателей, а также на предприятия малого и среднего бизнеса, которые используют контейнерные перевозки на нерегулярной основе. В 2015 г. сервис iSales охватывал порядка 60% железнодорожных маршрутов России [5], а в 2016 г. - 100% [3], что не могло не сказаться на увеличении чистой прибыли компании. Так, за 2016 г. через интернет-сервис iSales было оформлено 58 % заказов на оказание услуг во внутреннем сообщении (по объему перевозок) при этом доля заказов, оформляемых через каналы электронной коммерции, выросла с 25 % в январе 2016 г. до почти 70 % в декабре [3].
На данный момент ведутся работы по упрощению процедуры расчета стоимости, отображению местоположения контейнеров на карте и расширению сети маршрутов в международном направлении. Помимо системы iSales, на 2017 г. запланирована разработка соответствующих мобильных приложений для систем iOS и Android.
74_М Л. Тонкова_
2017. Т. 27, вып. 6 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Год
Рис. 3. Динамика охвата железнодорожных маршрутов России системой iSales, 2014-2016 гг.
В соответствии с решением Совета директоров ПАО «ТрансКонтейнер» деятельность компании оценивается по трем показателям:
- чистая прибыль;
- EBITDA (earnings before interest, taxes, depreciation and amortization) - прибыль за период до налога на прибыль, процентных расходов и амортизации;
- рыночная капитализация Общества на Московской бирже.
Год
Рис. 4. Динамика чистой прибыли ПАО «ТрансКонтейнер», 2012-2016 гг.
Рассмотрим взаимозависимость показателя «чистая прибыль» (рис. 4) и основных факторов экономического роста ПАО «ТрансКонтейнер». За 2012 г. чистая прибыль Компании составила 4 817 151 тыс. руб., за 2013 г. - 4 528 125 тыс. руб., за 2014 г. - 3 944 019 тыс. руб., за 2015 г. -1 850 291 тыс. руб., за 2016 г. - 2 631 386 тыс. руб. [3; 5-8]. По графику видно, что 2014г. и 2015г. характеризовались ухудшением экономической ситуации в стране, ростом нестабильности в финан-
совой сфере, что не могло не отразиться на рынке транспортных услуг. В таких условиях ПАО «ТрансКонтейнер» в полной мере подтвердило свои лидерские качества: сумело удержать первую позицию на рынке контейнерных перевозок, закончило год с высокими финансовыми результатами и стало единственной публичной компанией в секторе грузовых перевозок, которая выплатила акционерам дивиденды по итогам года [5].
Проанализировав динамику вложений в обучение персонала, динамику грузооборота и динамику развития онлайн сервиса iSales и сравнив данные с динамикой чистой прибыли ПАО «ТрансКонтейнер» за 2012-2016 гг., можно заметить высокий уровень взаимозависимости рассматриваемых показателей: спад в 2012-2015 гг. и резкий подъем в 2016 г. показателей «вложения в обучение персонала», «грузооборот» и «чистая прибыль», что также связано с ростом показателя «динамика охвата железнодорожных маршрутов России системой iSales» до максимальной отметки в 2016 г.
Помимо рассмотренных путей повышения прибыли и эффективности работы Компании, ПАО «ТрансКонтейнер» уделяет большое внимание охране окружающей среды и производственной безопасности. Основной целью Компании в области охраны окружающей среды является обеспечение экологически безопасного и устойчивого развития и сокращение при этом негативного воздействия результатов деятельности на окружающую среду до минимального уровня. Так, за 2016 г. на природоохранные мероприятия было выделено 34,65 млн руб., а суммарно за 2012-2016 гг. - 189,28 млн руб. [3]. Также ПАО «ТрансКонтейнер» традиционно занимает активную социальную позицию. Кроме регулярных спортивных мероприятий для сотрудников, Компания оказывает поддержку детскому спорту в рамках благотворительной программы. В 2016 г. на эти цели было направлено 138 млн руб. [3].
В планы дальнейшего развития Компания ставит задачи по закреплению позиций в новых рыночных нишах, таких как перевозки в специализированных контейнерах, по приобретению и развитию перевозок с помощью новых видов платформ и контейнеров, по повышению оборачиваемости парка подвижного состава, по привлечению новых клиентов, по развитию онлайн сервисов и по расширению сети терминалов и офисов продаж.
Таким образом, проанализировав факторы экономического роста транспортной компании на примере лидера рынка контейнерных перевозок в России ПАО «ТрансКонтейнер», можно сделать вывод, что наиболее эффективными мерами повышения прибыли являются: повышение качества клиентского сервиса путем вложения средств в обучение сотрудников и повышение их квалификации, увеличение грузооборота за счет выхода на новые рыночные сегменты, включая перевозку грузов в специализированных контейнерах, и ускорение и упрощение процесса перевозки с помощью новых онлайн сервисов. Эффективность сочетания факторов экономического роста в разных условиях неодинакова, но на примере успешных компаний можно проследить общие принципы и использовать их для определения стратегий развития других предприятий отрасли и повышения их конкурентоспособности, ведь развитие экономики страны зависит от всех участников рынка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Щербанин Ю.А. Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние // Евразийская экономическая интеграция. 2011. №3 (12). С. 65-78.
2. Савченко Е.Е. Транспортная инфраструктура как инструмент регионализации экономики, ее суть и влияние на регион // Изв. Иркутской государственной экономической академии. Байкальский государственный университет экономики и права, 2012 .№5. С. 6.
3. Годовой отчет ПАО «ТрансКонтейнер» за 2016 г. М., 2017. 268 с. URL: http://www.trcont.ru/fileadmin/content/ Documents/Annual_Reports/Russian/GodovyeOtchety/AR_TrC_2016_interactive_ru_170622.pdf
4. Экономика. Базовый курс: учеб. пособие для студентов неэкономических специальностей / под ред. В.А. Исаева, А.В. Савинского. М.: Изд-во РУДН, 2011. 197 с.
5. Годовой отчет ПАО «ТрансКонтейнер» за 2015 г. М., 2016. 276 с. URL: http://www.trcont.ru/fileadmin/content/ Documents/Annual_Reports/Russian/Godovye0tchety/TC-AR-2015-rus-160630.pdf
6. Годовой отчет ПАО «ТрансКонтейнер» за 2014 г. М., 2015. 251 с. URL: http://www.trcont.ru/fileadmin/content/ Documents/Annual_Reports/Russian/Godovye0tchety/TC_AR_Rus_2014 .pdf
7. Годовой отчет ПАО «ТрансКонтейнер» за 2013 г. М., 2014. 187 с. URL: http://www.trcont.ru/fileadmin/content/ Documents/Annual_Reports/Russian/Godovye0tchety/TC_AR_Rus_2013 .pdf
8. Годовой отчет ПАО «ТрансКонтейнер» за 2012 г. М., 2013. 189 с. URL: http://www.trcont.ru/fileadmin/content/ Documents/Annual_Reports/Russian/Godovye0tchety/TC_AR_Rus_2012 .pdf
76
М.Л. Тонкова
9. Лукинский В.С., Лукинский В.В., Плетнева Н.Г. Логистика и управление цепями поставок. М.: Юрайт, 2017. 359 с.
10. Сайт платформы электронных продаж ПАО «ТрансКонтейнер» iSales. URL: https://isales.trcont.ru/
Поступила в редакцию 19.11.17
M.L. Tonkova
WAYS TO INCREASE PROFIT OF TRANSPORT COMPANIES
The transport industry of the Russian Federation and its place and role in the country's economy are considered in the article. The concept of "factors of economic growth" and the most important of them are discussed. They are: improving of the quality of customer service by investing in training employees and improving their skills, increasing freight turnover by entering in new market segments, including transporting goods in specialized containers, and the acceleration and simplification of the transportation process with new online services. Data statistics for the period under review (5 years) is given. Performance measurements of transport companies' economy are considered and the indicator "net profit" is chosen as a main one. Connection between these factors of economic growth and the dynamics of the company's net profit is analyzed. The high level of their interdependence is revealed. Additional factors that affect the performance measurements of companies economy are considered, they are: contribution to environmental protection, social activities and charity. The general principles for determining the development strategies of the transport industry enterprises and increasing their competitiveness are identified. Plans and development prospects of transport companies in Russia from the point of view of net profit increase are considered.
Keywords: transport industry, economic growth factors, net profit, container transport, rastomer service, freight turnover, competitiveness, online services, effectiveness.
Тонкова Мария Леонидовна, аспирант
ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра 190031, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 9 E-mail: [email protected]
Tonkova M.L., postgraduate student
Emperor Alexander I St. Petersburg State I» Transport University
9 Moskovsky pr., Saint-Petersburg, Russia, 190031 E-mail: [email protected]