Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ- ЮРИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ- ЮРИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крашенинникова Е.И., Макарова О.А., Ускова Е.О.

Повышение профессиональной мотивации студентов является одной из ключевых проблем высшего образования. Качество и эффективность обучения во многом зависят от наличия высокой и устойчивой мотивации у обучающихся. Благодаря ей процесс обучения становится более оживленным и плодотворным, так как она способствует включенности студента в продуктивную учебную деятельность, побуждает его к активным действиям, раскрывает его творческий потенциал и развивает познавательную самостоятельность. В данной статье предлагаются пути формирования и повышения мотивации студентов юридических специальностей к освоению будущей профессиональной деятельности средствами иностранного (английского) языка на базе Ульяновского государственного университета. К подобным методам, по мнению авторов, можно отнести следующие: имитация реальных жизненных ситуаций, имеющих отношение к осваиваемой профессии, написание эссе по узкой и широкой тематике специальности, просмотр документальных и художественных фильмов с последующей работой над ними в разнообразных формах, ознакомление с отечественными и международными юридическими журналами в личных и профессионально-ориентированных целях, применение информационных технологий, домашнее чтение специальной литературы, применение метода кейсов, анализ реальных документов, взятых из судебной практики, и т.д. Авторы полагают, что данные методы создают благоприятную мотивационную атмосферу на занятиях иностранного языка, благодаря которой активируется мыслительная деятельность студентов, повышаются интерес и стремление к приобретению новых знаний, в том числе и связанных с будущей профессией. Кроме того, будучи эффективным средством достижения профессионально-ориентированных задач, большая часть данных методов может быть применена при освоении других дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крашенинникова Е.И., Макарова О.А., Ускова Е.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE PROFESSIONAL MOTIVATION OF LAW STUDENTS BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE

Increasing the students’ professional motivation has always been one of the key issues of higher education. The quality and efficiency of training largely depends on high and steady motivation of learners. Due to it, the learning process becomes more active and prolific, since it encourages the students’ involvement in the productive learning activity, unlocks their creativity and develops cognitive self-determination. The article suggests the ways of building and increasing the motivation of law students to prospective professional activity by means of a foreign (English) language in Ulyanovsk State University. Such ways include the imitation of real-life situations related to future profession, writing essays on topics covering a wide range of professional issues, watching documentaries and feature films with their subsequent discussion in various forms, introduction to information from local and foreign magazines for personal and occupational purposes, using information technologies, extensive professional reading, case-study, analysis of legal documentation, etc. The authors consider that such methods create favourable motivational environment on the foreign language classes that activates the students’ mental activity and increase their interest to acquiring new knowledge, including that related to future profession. Besides, being an effective means of achieving professional-oriented tasks, most of them can be applied in mastering other disciplines.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ- ЮРИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 378.02 DOI: 10.15593/2224-9389/2021.2.11

Е.И. Крашенинникова, О.А. Макарова, Получено: 13.05.2021

Е.О. Ускова принято: 08062021

Опубликовано: 12.07.2021

Ульяновским государственный университет, Ульяновск, Российская Федерация

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Повышение профессиональной мотивации студентов является одной из ключевых проблем высшего образования. Качество и эффективность обучения во многом зависят от наличия высокой и устойчивой мотивации у обучающихся. Благодаря ей процесс обучения становится более оживленным и плодотворным, так как она способствует включенности студента в продуктивную учебную деятельность, побуждает его к активным действиям, раскрывает его творческий потенциал и развивает познавательную самостоятельность. В данной статье предлагаются пути формирования и повышения мотивации студентов юридических специальностей к освоению будущей профессиональной деятельности средствами иностранного (английского) языка на базе Ульяновского государственного университета.

К подобным методам, по мнению авторов, можно отнести следующие: имитация реальных жизненных ситуаций, имеющих отношение к осваиваемой профессии, написание эссе по узкой и широкой тематике специальности, просмотр документальных и художественных фильмов с последующей работой над ними в разнообразных формах, ознакомление с отечественными и международными юридическими журналами в личных и профессионально-ориентированных целях, применение информационных технологий, домашнее чтение специальной литературы, применение метода кейсов, анализ реальных документов, взятых из судебной практики, и т.д.

Авторы полагают, что данные методы создают благоприятную мотивационную атмосферу на занятиях иностранного языка, благодаря которой активируется мыслительная деятельность студентов, повышаются интерес и стремление к приобретению новых знаний, в том числе и связанных с будущей профессией. Кроме того, будучи эффективным средством достижения профессионально-ориентированных задач, большая часть данных методов может быть применена при освоении других дисциплин.

Ключевые слова: мотивация, учебно-познавательная деятельность, творческие способности, иностранный язык, компетенции, профессиональная деятельность, юридическая деятельность, педагогические технологии.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии / This work is licensed under Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

E.I. Krasheninnikova, O.A. Makarova, E.O. Uskova

Received: 13.05.2021 Accepted: 08.06.2021 Published: 12.07.2021

Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russian Federation

INCREASING THE PROFESSIONAL MOTIVATION OF LAW STUDENTS BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE

Increasing the students' professional motivation has always been one of the key issues of higher education. The quality and efficiency of training largely depends on high and steady motivation of learners. Due to it, the learning process becomes more active and prolific, since it encourages the students' involvement in the productive learning activity, unlocks their creativity and develops cognitive self-determination. The article suggests the ways of building and increasing the motivation of law students to prospective professional activity by means of a foreign (English) language in Ulyanovsk State University. Such ways include the imitation of real-life situations related to future profession, writing essays on topics covering a wide range of professional issues, watching documentaries and feature films with their subsequent discussion in various forms, introduction to information from local and foreign magazines for personal and occupational purposes, using information technologies, extensive professional reading, case-study, analysis of legal documentation, etc.

The authors consider that such methods create favourable motivational environment on the foreign language classes that activates the students' mental activity and increase their interest to acquiring new knowledge, including that related to future profession. Besides, being an effective means of achieving professional-oriented tasks, most of them can be applied in mastering other disciplines.

Keywords: motivation, learning and cognitive activity, creativity, foreign language, competencies, professional activity, legal activities, instructional techniques.

Профессия юриста остается одной из наиболее востребованных на сегодняшний день. Данное обстоятельство связано с новым заказом общества на представителей данной сферы деятельности. Проблема подготовки первоклассных специалистов в области защиты прав человека является первостепенной для Российского государства. Такой специалист должен не просто выполнять свои прямые трудовые обязанности, но и справляться с различными штатными и нештатными ситуациями, возникающими на рабочем месте. Кроме того, в связи с выходом России на международный уровень сотрудничества он должен быть готовым к эффективному осуществлению межкультурного профессионального взаимодействия, профессионального общения на иностранном языке.

Таким образом, перед системой образования стоит задача сформировать у обучаемых систему знаний, умений и навыков, необходимых для адаптации к жизненным условиям и эффективного осуществления трудовой деятельности, а также помочь им осознать значимость выбранной профессии.

Чтобы образовательный процесс был эффективным, в любой учебной ситуации должна присутствовать мотивация к профессиональной деятельно-

Введение

сти. Поэтому преподавателю университета необходимо создать на занятиях такие условия, которые будут способствовать ее формированию и повышению. Профессиональная мотивация оказывает существенное влияние на становление личности студента как будущего специалиста, поскольку она вовлекает обучающегося в образовательный процесс, тем самым стимулируя развитие активности, творческих способностей, а также стремление к достижению положительного результата, связанного с будущей профессией [1].

Существует множество определений термина «мотивация». Однако наиболее полную и точную, на наш взгляд, трактовку, имеющую отношение к профессиональной деятельности, предлагает О.А. Фроликова: «Мотивация -совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности» [2]. Иначе говоря, мотивация представляет собой некий стимул, побуждающий к осуществлению учебно-познавательной деятельности, направленной на достижение профессиональных целей.

Повышению и формированию устойчивой мотивации к обучению в целом и изучению иностранного языка в частности посвящены многие работы отечественных и зарубежных авторов. Среди них О.Н. Дувалина [3], И.А. Зимняя [4], Е.П. Ильин [5], Д.А. Леонтьев [6], А. Маслоу [7], С Л. Рубинштейн [8], Н.М. Симонова [9] и др. Однако вопросы, связанные с эффективными способами повышения и укрепления мотивации к будущей профессиональной деятельности средствами иностранного языка, требуют пристального внимания исследователей и практикующих педагогов и остаются, на наш взгляд, недостаточно разработанными.

Обсуждение способов формирования мотивации

к профессиональной юридической деятельности

Анализ рабочих программ дисциплин «Иностранный язык» и «Иностранный язык в сфере юриспруденции», разработанных на кафедрах ответственными за ведение соответствующих предметов в Ульяновском государственном университете, позволил выявить следующие основные компетенции, необходимые для достижения в ходе освоения данных курсов. Среди них способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5) и способность владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОПК-7). Достижению поставленных задач и повышению мотивации к их решению, помимо традиционных методов обучения иностранному языку, способствуют, на наш взгляд, компетентностно-ориентированные задания [10]. Данный тип заданий направлен на моделирование практической деятельности, жизненных ситуаций.

Особенностями таких заданий являются нехватка, избыточность или противоречивость исходной информации; схематичная, табличная, сюжетная и другие виды ее нестандартного представления; межпредметный характер и прочие характеристики, способствующие формированию навыков и умений, необходимых для социально-значимых и профессионально-ориентированных ситуаций.

Формулировке педагогических задач может помочь таксономия Блу-ма [11]. Иерархически образовательные цели, согласно Блуму, представлены в следующем порядке: знание (remember, tell about ... , enumerate, etc.), понимание (discuss, define, etc.), применение (change, choose, classify, match, decide, use, etc.), анализ (analyse, group, compare, check, etc.), синтез (combine, regroup, change, suggest, develop, etc.), оценка (prove, justify, recommend, sum, check, assess, etc.). Данные формулировки заданий могут варьироваться в зависимости от этапа обучения, уровня подготовленности группы, преследуемых образовательных целей и прочих факторов.

Так, например, при изучении темы Causes of Crimes было сформулировано следующее задание: Fill in the table. Use the text and other sources of information to help you. Think of some more causes of crimes not mentioned in the text.

Causes of crimes Consequences Preventive measures

1. Drugs. Drug addicts often end up committing crimes to raise money for their habits.

2. Depression and other social and mental disorders. People with grave mental disorders may also end up committing crimes. A person under depression or some other serious mental disorder can also easily cause harm to himself. Such people should be treated before their tendencies and ailments get out of hand.

3. ...

При выполнении данного задания необходимо выявить все причины преступлений и их последствия, упомянутые в тексте [12, с. 88-90], а также дополнить список своими идеями. При этом не все меры профилактики и предотвращения преступлений нашли свое отражение в тексте, в связи с чем в некоторых случаях нужно предложить свои варианты решения проблемы.

Известно множество случаев в истории, когда пример деятельности современника или факты биографии некогда жившего человека позитивным образом влияли на мировоззрение, профессиональные стремления и карьерные планы, а впоследствии - на формирование личности специалиста. В качестве задания, способствующего, на наш взгляд, повышению мотивации профессио-

нальной деятельности, предлагается написание эссе про выдающегося человека из истории или современности по следующему плану [13, с. 17]:

Paragraph 1. General information. Who is this person and what is he best known for? (Абзац, содержащий общую информацию о деятеле, его наиболее известных достижениях и пр.).

Paragraph 2. Biographical information. (Биографические данные).

Paragraph 3. What was his contribution to the sphere concerned, his message, most influential thoughts, inventions, etc.? (Информация о вкладе данного человека в соответствующую сферу деятельности, его работах, изобретениях, основных идеях и т.п.).

Paragraph 4. Conclusion. Why do you think this person was so important and is still so famous? What is his legacy? (Личное отношение к персоналии на основе выводов о деятельности данного известного человека и его наследии сегодня для человечества).

Яркими примерами для изучения студентами юридических специальностей могут стать биографии Марка Туллия Цицерона (знаменитый римский мыслитель, оратор, консул, юрист II—I веков до н.э.), Ф. Плевако (статский советник, юрист и адвокат второй половины XIX столетия), А.Ф. Кони (представитель столичной адвокатуры, талантливый обвинитель, выдающийся судебный деятель конца XIX - начала ХХ века); Andrew Jackson (7-й президент США, государственный деятель, сенатор, член палаты представителей, адвокат), Woodrow Wilson (28-й президент США, историк, политолог, лауреат Нобелевской премии, губернатор Нью-Джерси), Richard Nixon (37-й президент США, юрист) и многих других.

Пример:

Paragraph 1. Abraham Lincoln was an American lawyer and statesman who served as the 16th president of the USA.....

Paragraph 2. Lincoln was born in 1809 into a poor family. ...

Paragraph 3. Lincoln began his political career in 1832. He taught himself law and later became one of the most respected and successful lawyers. .

Paragraph 4. Abraham Lincoln is considered an iconic figure in the history of the USA. He is most famous for his significant role in ending slavery in the USA and many other remarkable achievements. ... [14].

Важным критерием оценивания при выполнении данного задания является не просто поиск необходимой информации, содержащей интересные факты биографии известного человека, но и ее структурно-содержательное оформление, наполнение соответствующих абзацев релевантным содержимым в соответствии с планом эссе. Подобного рода задания уместны для выполнения при освоении любой специальности с учетом выбора персоналии, внесшей заметный вклад в соответствующую сферу деятельности, будучи эффективным средством повышения мотивации в рамках выбранной отрасли деятельности.

Неотъемлемой частью профессиональной деятельности любого профиля является отслеживание изменений законодательной сферы, регулирующей деятельность соответствующей отрасли, отслеживание тенденций развития специальности, ее передовых достижений, изобретений и открытий, негативные и позитивные результаты деятельности, случаи из практики и пр. Информация о многом из перечисленного появляется не только в отечественных публикациях, но и, что происходит гораздо чаще, в иноязычных изданиях.

Не лишним будет познакомить студентов с авторитетными международными юридическими журналами, такими как European Journal of International Law (специализация на исторических аспектах европейских традиций в юриспруденции), The American Lawyer (советы и рекомендации ведущих мировых юристов), Law (новости юридической сферы), Crime Magazine (обзоры, анализ, разборы известных дел и наиболее распространенных преступлений) [15], и др.

Отдельного внимания заслуживают англоязычные сайты, которые могут быть полезными для будущих и практикующих юристов [16]:

www.abajournal.com; www.lawyer-monthly.com; www.lawyersweekly.com.au; thestudentlawyer.com; injury.findlaw.com; www.lawgazette.co.uk;www.law360.com; www.lawsource.com;dlj.law.duke.edu; www.ejls.eu;www.ejcl.org;harvardhrj.com; www.law.com;www.breakinglegalnews.com.

Интерес студентов вызывает просмотр фильмов, связанных с узкой и широкой тематикой осваиваемой специальности. Фильмы на иностранном языке помогают не только познакомиться с практической профессиональной деятельностью, но и освоить реалии, характерные для иных наций, юрисдик-ций и сфер (lawyer / solicitor / barrister / attorney ... - представители юридической профессии в разных юрисдикциях; probation / parole ... - типы наказаний, felony / misdemeanour / offence ... - типы преступлений и т.д.). Данный тип деятельности позволяет использовать комплекс разнообразных заданий и варьировать уровень их сложности. Так, на начальных этапах возможно использование русских субтитров с постепенным переходом на иноязычные субтитры и полным отказом от них по возможности. Контрольными заданиями могут стать написание эссе на заданные и свободные темы, составление диалогов, тесты с множественным выбором (multiple choice tests), задания на исправление ложных утверждений (true/false) и т.д. Рекомендуя или выбирая фильмы для просмотра в аудиторное и внеаудиторное время, не следует превышать возрастное ограничение 16+. Для данной категории фильмов возможна демонстрация несчастных случаев, аварий, но без показа их последствий. Единичные случаи употребления бранных слов, как правило, оправданы сюжетом.

Безусловно, человек питает интерес к той деятельности, нюансы которой ему известны, где он может проявить свои знания, навыки и умения, а его

достижения будут оценены по заслугам. Проявлению в будущем себя как профессионала поможет, кроме прочего, и ознакомление студентов с такой особенностью юридической документации, как наличие в ней латинских заимствований. У всех на слуху выражения типа «де юре», «де факто» и пр. Однако еще больше их представлено в английском языке.

После ознакомления со значением ряда подобных выражений в английском [17, с. 45] для выполнения предлагается упражнение на подстановку необходимых слов из представленного списка: At the US federal level, there is a two-tier system of conviction-based ... (implying "legal action against a person". Answer: in personam.) forfeiture and non-conviction-based ... (implying "legal action against a thing". Answer: in rem.) forfeiture.

Широкие возможности для повышения мотивации открывает домашнее чтение литературы, прямо или опосредованно связанной с направленностью осваиваемой специальности. Разнообразен и диапазон возможных заданий: составление словаря незнакомых слов или профессионально ориентированных терминов, а также последующая работа с данной лексикой; письменные и устные высказывания по темам прочитанного и пр., видеопрезентации и конференции по мотивам творчества авторов и т.д. Особое внимание стоит уделить составлению пересказов, а также фразам, используемым для логичной, образной и достоверной передачи прочитанного на основе личного мнения: The text I'm going to comment on is a fragment from the book ... . I know little about the authors but I would suppose that they are interested in ... because they try to ... . So the subject matter of the book is ... . The information sums up many burning problems concerning ... . On the one hand, this book is ... . But on the other hand, it will be also important for . . So let me tell you some words about the plot. First of all, the author underlines that ... . Then the authors point out that . . The next chapters are devoted to . . In conclusion the authors . . In my conclusion it is necessary to say that . . While reading I . . I believe that . . What is more, this book may also be helpful for . . As for me, I am glad that ... и т.д. [18]

Игровые судебные процессы, преимущественно пришедшие к нам из западных юридических школ (moot court / mooting), представляют собой учебные имитационные судебные разбирательства, как правило, в виде устных споров. В ряде стран подобная практика является обязательным элементом обучения юристов, во многих других - важной частью внеучебной деятельности локального, межвузовского, регионального, международного уровня. Помимо формирования целого ряда профессиональных компетенций данный вид деятельности носит познавательный, междисциплинарный, мотивирующий характер.

При подготовке к данному мероприятию немаловажным, помимо прочих составляющих, представляется знакомство с разными типами вопросов,

лежащих в основе диалогов, а следовательно, и успешной коммуникации, столь важной для участников судебных процессов. Для получения общей картины происходящего формулируют общие вопросы, требующие ответа «да» или «нет»: Do you know John Brown?; уточняющий характер отчасти носят разделительные вопросы и специальные вопросы: You didn't see Mr. Adler that day, did you? Where were you at the night of the burglary?; ограниченное использование имеют альтернативные вопросы ввиду их потенциальной возможности повлиять на опрашиваемого: Did he come at 3 or 5 o'clock? и т.д.

Выводы и заключение

Подводя итог, можно перечислить следующие способы повышения мотивации к будущей профессиональной деятельности при изучении иностранного языка, апробированные и доказавшие свою эффективность на практике [19, 20]:

- компетентностно ориентированные задания;

- написание эссе и просмотр фильмов по узкой и широкой тематике специальности с комплексом соответствующих упражнений;

- работа с юридической документацией;

- домашнее чтение;

- игровые судебные процессы;

- моделирование реальных жизненных ситуаций, связанных с будущей профессией, и т.д.

Немаловажным представляется применение в учебном процессе современных информационных технологий, знакомство с отечественными и международными юридическими журналами, латинскими заимствованиями в английском языке, применение таксономии Блума при формулировке заданий и пр.

Описанные способы и методы повышения мотивации к освоению будущей профессиональной деятельности, безусловно, не являются исчерпывающими, однако в большинстве своем с легкостью переносятся и используются при освоении других дисциплин, будучи эффективным средством достижения профессионально-ориентированных задач и формирования соответствующих компетенций.

Список литературы

1. Макарова О.А. Ситуационный подход к формированию профессиональной компетентности студентов-юристов средствами иностранного языка: монография. -Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2020. - 200 с.

2. Фроликова О.А. Мотивация профессионального развития студентов-психологов в условиях учебно-профессиональной деятельности // Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2009. - № 1. - С. 121-125.

3. Дувалина О.Н., Асоян Г.О. Пути повышения мотивации школьников на уроках иностранного языка // Colloquium-journal. - 2019. - № 10(34). - С. 95-97.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2000. - 384 с.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.

6. Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2016. - № 2. - С. 3-18.

7. Маслоу Абрахам Х. Мотивация и личность / пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухиной. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 600 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.

9. Симонова Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1982. - 172 с.

10. Крашенинникова Е.И., Ускова Е.О. Компетентностно ориентированные задания в обучении иностранному языку // Вестник Оренбург. гос. пед. ун-та. -2018. - № 1(25). - С. 255-262.

11. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals / B.S. Bloom, M.D. Engelhart, E.J. Furst, W.H. Hill, D.R. Krathwohl // Handbook I: Cognitive domain; New York: David McKay Company, 1956

12. Гайломазова Е.С., Дышекова О.В. English for law students: учеб. пособие для студ. юрид. факультетов. - Ростов н/Д: ИП Беспамятнов С.В., 2014. - 211 с.

13. Макарова О.А., Путилина Е.А., Ускова Е.О. English for Customs Department: учеб. пособие для студ. первого курса таможенного отделения юридического факультета. - Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2018. - 96 с.

14. Abraham Lincoln [Электронный ресурс]. - URL: http://newworld-encyclopedia.org (дата обращения: 25.03.2021).

15. Журналы для юристов на английском языке: краткий обзор [Электронный ресурс]. - URL: https://enguide.ua/magazine/jeridicheskie-zurnaly-na-anglijskom-yazyke (дата обращения: 26.03.2021).

16. Юридический английский: учебники, словари, подкасты и журналы [Электронный ресурс]. - URL: https://lingualeo.com/ru/blog/2017/03/15/yuridicheskiy-angliyskiy/ (дата обращения: 26.03.2021).

17. Крашенинникова Н.А., Осетрова О.И. Easy Reading: методическое пособие по домашнему чтению для студ. неязык. спец. вузов. - Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2013. - 57 c.

18. Rawdon Wyatt. Check your English vocabulary for law. - London: A&C Black, 2006.

19. Макарова О.А. Реализация ситуационного подхода к формированию профессиональной компетентности будущих юристов в вузе (на примере иностранного языка): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ульяновск, 2019. - 26 с.

20. Ускова Е.О., Ковардакова М.А. Особенности формирования профессиональной компетентности специалистов экономико-правовой сферы средствами иностранного языка в вузе: моногр. - Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2016. - 208 с.

BecmnuK nHHnY. npoöneMU R3UK03nanuR u педагогики № 2 2021

References

1. Makarova O.A. Situatsionnyi podkhod k formirovaniiu professional'noi kompetentnosti studentov-iuristov sredstvami inostrannogo iazyka [Situational approach to build professional competence of law students through a foreign language]. Ulyanovsk, Ulyanovsk State University, 2020, 200 p.

2. Frolikova O.A. Motivatsiia professional'nogo razvitiia studentov-psikhologov v usloviiakh uchebno-professional'noi deiatel'nosti [Motivation for professional development of psychology students in the educational and professional activity]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv, 2009, no. 1, pp.121-125.

3. Duvalina O.N., Asoian G.O. Puti povysheniia motivatsii shkol'nikov na urokakh inostrannogo iazyka [Ways to improve motivation of schoolchildren in the foreign language lessons]. Colloquium-journal, 2019, no. 10 (34), pp. 95-97.

4. Zimniaia I.A. Pedagogicheskaia psikhologiia [Pedagogical psychology]. 2nd ed., Moscow, Logos, 2000, 384 p.

5. Il'in E.P. Motivatsiia i motivy [Motivation and motives]. St. Petersburg, Piter, 2011, 512 p.

6. Leont'ev D.A. Poniatie motiva u A.N. Leont'eva i problema kachestva motivatsii [Leontiev's concept of motive and the issue of quality of motivation]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia. 14. Psikhologiia, 2016, no. 2, pp. 2-18.

7. Maslow A.H. Motivation and personality (Russ. ed.: Maslou A.Kh. Motivatsiia i lichnost'. 3rd ed., Saint-Petersburg, Piter, 2014, 600 p.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Rubinshtein S.L. Osnovy obshhei psikhologii [Fundamentals of general psychology]. St. Petersburg, Piter, 2000, 712 p.

9. Simonova N.M. Eksperimental'noe issledovanie struktury motivatsii pri usvoenii inostrannogo iazyka v vuze [Experimental study of motivation structure for foreign language learning at university]. Ph. D. thesis, Moscow, 1982, 172 p.

10. Krasheninnikova N.A., Uskova E.O. Kompetentnostno orientirovannye zadaniya v obuchenii inostrannomu yazyku [Competence-oriented tasks in teaching a foreign language]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, no. 1 (25), 2018, pp. 255-262.

11. Bloom B.S., Engelhart M.D., Furst E.J., Hill W.H., Krathwohl D.R. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals. Book 1. Cognitive domain, New York, David McKay Company, 1956.

12. Gailomazova E.S., Dyshekova O.V. English for law students. Rostov-on-Don, IE Bespamyatnov S.V., 2014, 211 p.

13. Makarova O.A., Putilina E.A., Uskova E.O. English for customs department. Ulyanovsk, Ulyanovsk State University, 2018, 96 p.

14. Abraham Lincoln. Available at: http://newworldencyclopedia.org (accessed 25.03.2021).

15. Zhurnaly dlia iuristov na angliiskom iazyke: kratkii obzor [Journals for lawyers in English language: Brief review]. Available at: https://enguide.ua/magazine/jeridicheskie-zurnaly-na-anglijskom-yazyke (accessed 26.03.2021).

16. Iuridicheskii angliiskii: uchebniki, slovari, podkasty i zhurnaly [Legal English: Textbooks, dictionaries, podcasts and magazines]. Available at: https://lingualeo.com/ru/ blog/2017/03/15/yuridicheskiy-angliyskiy/ (accessed 26.03.2021).

17. Krasheninnikova N.A., Osetrova O.I. Easy reading. Ulyanovsk, Ulyanovsk State University, 2013, 57 p.

18. Wyatt R. Check your English vocabulary for Law. London, A&C Black, 2006.

19. Makarova O.A. Realizatsiia situatsionnogo podkhoda k formirovaniiu professional'noi kompetentnosti budushchikh iuristov v vuze (na primere inostrannogo iazyka) [Implementation of the situational approach to build professional competence of future lawyers (case of foreign language)]. Abstract of Ph. D. thesis. Ulyanovsk, 2019, 26 p.

20. Uskova E.O., Kovardakova M.A. Osobennosti formirovaniia professional'noi kompetentnosti spetsialistov ekonomiko-pravovoi sfery sredstvami inostrannogo iazyka v vuze [Building the professional competence of Economy and Law students through the foreign language at university]. Ulyanovsk, Ulyanovsk State University, 2016, 208 p.

Сведения об авторах

КРАШЕНИННИКОВА Екатерина Ивановна

e-mail: katekrash98@mail.ru

Студентка магистратуры кафедры английской лингвистики и перевода, Ульяновский государственный университет (Ульяновск, Российская Федерация)

МАКАРОВА Ольга Анатольевна

e-mail: makarova_olia_84@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка для профессиональной деятельности, Ульяновский государственный университет (Ульяновск, Российская Федерация)

УСКОВА Елена Олеговна

e-mail: uskoelena@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка для профессиональной деятельности, Ульяновский государственный университет (Ульяновск, Российская Федерация)

About the authors

Ekaterina I. KRASHENINNIKOVA

e-mail: katekrash98@mail.ru

Master's degree student, Department of English Linguistics and Translation, Ulyanovsk State University (Ulyanovsk, Russian Federation)

Olga A. MAKAROVA

e-mail: makarova_olia_84@mail.ru

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of English Language for Professional Activity, Ulyanovsk State University (Ulyanovsk, Russian Federation)

Elena O. USKOVA

e-mail: uskoelena@yandex.ru

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of English Language for Professional Activity, Ulyanovsk State University (Ulyanovsk, Russian Federation)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.