УДК 336.71
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заернюк Виктор Макарович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы», [email protected],
Попова Алена Михайловна, студентка экономического факультета, [email protected], ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва
The article considers an attempt to find and develop the ways for establishing mutual connection and mutual dependence of banking system competitiveness as well as regularity in the effect of factors that determine competitiveness development in national banking sector.
В статье предпринята попытка поиска и разработки мер, направленных на установление взаимосвязи и взаимозависимости процессов протекания конкуренции в сфере банковской деятельности, исследование закономерностей воздействия факторов, определяющих направления развития конкуренции в отечественном банковском секторе.
Keywords: banks, competitiveness, banking system competitiveness, market relation regulation
Ключевые слова: банки, конкуренция, конкурентоспособность банков, регулирование рыночных отношений
В условиях глобализации и необходимости перехода от преимущественно экстенсивной модели развития российского банковского сектора к интенсивной, внедрение в кредитных организациях современных принципов управления с целью повышения конкурентоспособности отечественного банковского сектора является одной из наиболее актуальных задач.
Конкурентоспособность банковской системы в целом зависит от способности предоставлять высококачественные и адекватные по стоимости услуги финансового посредничества для всех российских экономических агентов, от крупного и среднего бизнеса до малых предприятий и населения. Она также в значительной степени зависит не только от размера располагаемых финансовых ресурсов и способности банков разрабатывать новые кредитные продукты, наиболее адекватно соответствующие реальным потребностям их клиентов, но и от имиджа и репутации кредитной организации.
Согласно Федеральному законодательству под конкуренцией на рынке финансовых услуг понимается состязательность между финансо-
выми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке [1]. Актуальность повышения конкурентоспособности банковской системы России возрастает в настоящее время не только в связи с задачами социально-экономического развития страны, но и в связи с необходимостью обеспечения экономической безопасности России в результате вступления в ВТО. Включение России в международное сотрудничество требует принятия энергичных мер по защите национальных интересов в финансовой сфере и, в первую очередь, ускоренного развития банковской системы.
На протяжении последних лет, в том числе в 2011 году, в банковской системе России продолжилась тенденция к сокращению числа банков. За прошлый год число действующих банков сократилось на 33 единицы и на 1 января 2012 года составило 922 единицы. Для сравнения: в 2010 году с рынка ушли 52 банка, в 2009 - 51 [4].
Таблица 1
Некоторые институциональные характеристики российского банковского сектора
на 01.01.2009 на 01.01.2010 на 01.01.2011 на 01.01.2012
Действующие кредитные организации (КО) 1108 1058 1012 978
из них банки 1058 1007 955 922
небанковские КО 50 51 57 56
Число организаций с иностранным участием 221 226 220 230
из них со 100 % иностранным участием 76 82 80 77
с иностранным участием от 50 % до 100 % 26 26 31 36
Источник: [5]
В 2011 году общий объем активов кредитных организаций вырос на 23,1% или на 7,82 трлн руб. в абсолютных величинах. Темпы роста, показанные в 2011 году, были намного больше, чем в предыдущие два года, — в 2010 году активы увеличились на 15%, а в 2009 — всего на 5%. Однако до кризиса ежегодный рост активов был на уровне 30—50%. Всего в 2011 году рост активов наблюдался у 85% всех работающих в стране банков. На 1 января 2012 года совокупный объем активов российских банков составил 41,6 трлн руб.
В то же время для российских банков по-прежнему характерны слабость капитальной и ресурсной базы, узость продуктового ряда и высокие риски, что свидетельствует об их недостаточной конкурентоспособности и ограниченных возможностях удовлетворения потребностей экономики в банковских продуктах. Отечественный банковский сектор, являющийся ядром существующего финансового рынка в России, по-прежнему значительно уступает ведущим мировым экономикам по абсолютным показателям.
По состоянию на 1 января 2012 года отношение совокупных активов банковского сектора России к ВВП приблизилось к наивысшему за последние 15—20 лет размеру — почти 90%. В странах, где банки также играют доминирующую роль в финансовой системе, отношение активов банков к ВВП на 2—3 порядка выше: в Германии — около 300%, во Франции — 250%, в Великобритании — 360%.
С подписанием 16 декабря 2011 года протокола о присоединении России к ВТО завершилась 18-летняя эпопея трудных перегово-
ров. 22 августа 2012 года Российская Федерация официально стала полноправным членом ВТО.
Сейчас российский банковский сектор открыт для инвестирования иностранного капитала, какие-либо серьезные преграды для этого отсутствуют. Сегодня деятельность иностранных банков принципиальных отличий от порядка работы отечественных кредитных организаций не имеет, и поводов вести речь о какой-либо дискриминации нет.
В то же время, на наш взгляд, в целях поддержания условий справедливой конкуренции на российском рынке банковских услуг на ближайшую перспективу (четыре-пять лет) должен действовать запрет на присутствие филиалов иностранных банков, его необходимо закрепить в отечественном банковском законодательстве.
В дальнейшем, по мере создания необходимых условий, можно рассматривать вопрос присутствия филиалов иностранных банков на российском рынке, для этого необходимо
Рис. 1. Темпы роста количества действующих российских кредитных организаций в 2006—2011 годах
на законодательном уровне определить порядок открытия таких филиалов и режим регулирования их деятельности. Такая мера имеет стратегическое значение для всего банковского дела в России и должна последовательно поддерживаться Правительством РФ и Банком России.
На начало 2012 года имеют лицензию на осуществление банковских операций и осуществляют операционную деятельность 230 кредитных организаций-нерезидентов. Банки с участием нерезидентов расположены в 37 субъектах Российской Федерации. При этом 64,4% их общего количества (145 банков) находятся в Москве.
Анализ изменений динамики количества банков с участием нерезидентов и российских банков показал разнонаправленное движение (см. рис. 1 и рис. 2).
За период с 1 января 2005 года по 1 января 2012 года количество иностранных банков увеличилось на 71,8% (с 131 до 225 единиц), в то время как количество российских банков за это время наоборот уменьшилось на 24,7% (с 1299 до 987 единиц).
Многими аналитиками высказывается мнение, что основным преимуществом иностранных банков является возможность получать дешевое фондирование от материнских банков за рубежом, что позволяет им предлагать конкурентоспособные процентные ставки по кредитам. Кроме того, иностранные банки при выходе на российский розничный рынок уже располагают готовыми банковскими технологиями, в то время как российские банки вынуждены разрабатывать свои банковские
172,5 ____ 171.Ё
154,2
116,8
100 103,8
01.01.05 01.01.06 01.01.07 01.01.08 01.01.09 01.01.10 01.01.11 01.01.12
Рис. 2. Темпы роста количества действующих банков с иностранным капиталом за 2006—2011 годы
технологии самостоятельно, что сопряжено с затратами времени и материальных ресурсов.
Кроме лучшего и более дешевого фондирования, иностранные банки имеют четкие и быстрые процедуры принятия решений, отточенные технологии продаж, сбалансированную продуктовую линейку и сильные бренды. Все это дает возможность агрессивно заходить на рынок и вытеснять с него российские банки. В этих условиях шансы на выживание российских банков на национальном рынке сохранятся лишь при условии постоянной работы над качеством услуг и выводом на рынок новых продуктов.
Вместе с тем технологическое преимущество иностранных банков нередко является относительным, потому что практика показывает, что разработанные за рубежом банковские технологии в неадаптированном виде работают в России далеко не всегда. Подтверждением тому являются данные исследований ряда рейтинговых компаний российского рынка банковских услуг. Так, агентство маркетинговых исследований Profi Online Research в ходе регулярного исследования «Мониторинг розничного рынка. Банки» опросило российских граждан и выяснило, услугами каких банков они пользуются и какими услугами планируют воспользоваться в ближайшие полгода.
Анализ данных показал, что услугами Сбербанка, ВТБ24 и Альфа-Банка российские граждане пользуются чаще всего. Из иностранных банков, как мы видим, в этом рейтинге присутствует пока только Home Credit Bank, кому доверяют 9% населения городов-миллионеров в регионах и только 5% в Москве (рис. З)1.
С большой степенью уверенности можно утверждать, что еще существующие сценарии и прогнозы специалистов о полном вытеснении российских участников банковского рынка иностранными банками уже не совсем актуальны для России,
1 Данные представлены на основе синдикативного исследования «Пользование услугами кредитно-финансовых организаций» за первый квартал 2011 года. Общая выборка 7100 человек. Возраст участников от 21 до 55 лет. Исследование проводится методом интерактивного опроса среди респондентов онлайн панели компании Profi Online Research. География — 12 российских городов-миллионеров.
Сбербанк России
ВТБ24 22%
24%
Альфа-Банк 14%
16% Регионы
ll 3%
Банк Москвы ■ Москва
20%
Банк Русский Стандарт 12% 12%
Home Credit Bank Hi 9% ■ 5%
ОТП Банк ■ 7% ■г5%
0%
20%
40%
60%
80%
100%
Рис. 3. Банки (ТОП-7), пользующиеся наибольшей популярностью по предоставлению услуг за Iквартал 2011 г.
так как в стране уже функционируют довольно сильные отечественные бренды (Сбербанк России, ВТБ24, Альфа-банк и др.). В то же время за счет развития собственных сетей и объединения с российскими игроками доля зарубежных банков в капитале российской системы в среднесрочной перспективе, скорее всего, будет и дальше возрастать, может достигнуть размера 30—35%.
Показатели деятельности первых десяти банков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, характеризуются данными, приведенными в таблице 2.
Если провести сравнительный анализ ряда показателей деятельности банков за 2011 год,
то по основным показателям в первой тройке лидеров присутствуют Сбербанк России, Внешторгбанк и Газпромбанк.2
Среди десяти крупнейших банков наилучшую динамику по итогам года продемонстрировал Банк ВТБ, у которого активы выросли почти на 60% (с 2,72 трлн руб. на 1 января 2011 года до 4,33 трлн руб. на 1 января 2012 года). При этом в абсолютных величинах наибольший прирост активов наблюдался в 2011 году у Сбербанка, у которого активы увеличились на 1,9 трлн руб., или на 20,6%.
Как показывает анализ, основные причины невысокой конкурентоспособности российских банков следующие: • сравнительно небольшие собственный капитал и активы (исключение составляет лишь Сберегательный банк Российской Федерации);
меньшая привлекательность брендов почти всех российских банков в сравнении с зарубежными. В сознании россиян они либо ничего не стоят, либо серьезно уступают в значимости крупным международным банковским брендам (на этот счет проводились специальные исследования; к узнаваемым и ценимым были отнесены лишь следующие банковские бренды: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк, «Русский стандарт», Банк Москвы и некоторые другие);
2 Все три банка с государственным участием
Таблица 2
Финансовые показатели деятельности десяти банков, зарегистрированных на территории РФ по состоянию на 1 января 2012 года, тыс. руб.
Наименование банка Активы банка Собственный капитал Нераспределенная прибыль Средства физ. лиц в % к обяз. Средства частных лиц Депозиты частных лиц
Сбербанк 10 427 083 1 295 180 321 891 60,48 5 523 4617165
Банк ВТБ 4 129 588 614 001 21 061 0,38 13 503 11 510
Газпромбанк 2 385 419 163 217 39 162 11,40 253 536 192 940
Россельхозбанк 1 399 242 152 501 2 098 11,99 149 567 138 561
Банк Москвы АКБ 1 205 500 161 108 5 653 14,85 155 128 129 697
ВТБ24 1 170 172 98 590 15 748 76,81 823 133 677 064
Альфа-Банк 916 690 86 598 11 209 28,14 233 609 97 677
Райффайзенбанк 563 914 77 843 15 203 42,13 204 812 138 561
Промсвязьбанк 561 992 45 283 5 120 23,58 121 890 102 749
УРАЛСИБ 420 940 43 461 3 944 36,07 136 168 107 447
Источник: [5]
• слабый охват территориальными офисами и другими коммуникациями российских банков, особенно в регионах (исключением является лишь Сбербанк России);
• отстающее от международных стандартов качество обслуживания клиентов (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и ряда крупных городов);
• более узкий спектр операций, проводимых большинством российских банков по сравнению с их иностранными аналогами;
• слабый менеджмент и неквалифицированное управление, ставшие следствием нехватки собственных кадров;
• незрелый рынок банковских акций — отсутствие акций подавляющего большинства банков на открытом рынке;
• недостаточная по международным нормам прозрачность операций даже у многих крупных российских банков;
• отсутствие мотивации к выходу на международные рынки и ряд других.
В целях повышения конкурентоспособности российской банковской системы необходимо форсированное развитие в следующих направлениях:
• диверсификация банковского продукта,
• увеличение капитализации банков,
• повышение рентабельности банковской деятельности,
• расширение объема долгосрочных ресурсов,
• усиление юридической защиты прав кредиторов,
• укрепление стабильности банковской системы,
• расширение рефинансирования,
• снижение затрат банков и себестоимости банковских услуг.
Приоритетными направлениями повышения конкурентоспособности отечественной банковской системы, по нашему мнению, должно стать резкое увеличение капитализации банков, рост их ресурсной базы (особенно в части долгосрочных ресурсов), значительное расширение продуктовой линейки, диверсификация банковских продуктов, повышение уровня транспарентности банков, подтягивание внутреннего контроля и риск-менеджмента до мирового уровня, оптимизация структуры банковской системы.
При решении проблемы увеличения капитализации банковского сектора кредитные организации сегодня опираются в основном
на использование традиционных инструментов. Эта проблема частично могла бы решаться за счет специальных законодательных инициатив — таких, как формирование льготного режима налогообложения прибыли финансовых институтов. Кроме того, для доведения капитала до уровня, обеспечивающего конкурентоспособность, необходимо привлечение сторонних портфельных и стратегических инвесторов, относящихся к числу наиболее широко распространенных в мировой практике способов привлечения дополнительного капитала.
Инфраструктура рынка ценных бумаг позволяет использовать для улучшения положения один из традиционных инструментов — организацию публичного размещения акций банка. Целесообразно, на наш взгляд, было бы законодательно упростить процедуры выхода банков на финансовый рынок с целью организации публичного размещения акций, что позволит не только увеличить уровень капитализации банковской системы, но и постепенно расширит круг инвесторов.
По мере развития экономики и изменения потребностей клиентов в числе приоритетных должна быть задача формирования долгосрочной ресурсной базы. Развитие бизнеса в большинстве секторов экономики начинает требовать более длинных и дешевых средств. Банки в силу многих причин не в состоянии обеспечить все возрастающий спрос на ресурсы. Вследствие этого, общая неразвитость инфраструктуры финансового рынка начинает тормозить развитие экономики. Слабость капитальной и ресурсной базы банков и узость сегмента субъектов пара-банковской системы оставляет для использования лишь два источника: государственные финансы и средства, привлекаемые на международных рынках. В этих условиях банки, ориентирующиеся на соответствие международным стандартам и требованиям, предъявляемым к участникам глобальных финансовых рынков, получают конкурентные преимущества и доступ к новым группам клиентов.
Для повышения деловой репутации банков необходимо скоординировать работу по повышению положительного имиджа российских банков. При участии банковского сообщества должны быть введены меры ответственности ко всем юридическим лицам, в том числе Центробанку России и средствам массовой информации за нанесение ущерба деловой репутации российских банков.
Экономический потенциал во многих регионах страны пока не подкреплен соответствующим банковским капиталом, что сдерживает развитие как отдельных регионов, так и экономики страны в целом. Более 80% банковских активов и свыше 70% капитала контролируются кредитными организациями Москвы при том, что 90% ВВП страны производится в регионах. В большинстве стран, относящихся к развитым, или стран с экономикой переходного типа нет такой диспропорции между размещением производительных сил и концентрацией капитала.
Стратегические потребности экономики во многом выражаются в необходимости получения качественных и доступных банковских продуктов. Так, по данным В. В. Зражевского, в России по сравнению с США число банков меньше в 8 раз, а количество филиалов — почти в 25 раз. Соотношение количества банков на 100 тыс. чел. населения в России в 1,5 раза меньше, чем в странах ЕС, в России на 100 тыс. жителей приходится 2 филиала банков, в то же время в ЕС данный уровень достигает 46 [2].
Несмотря на принимаемые со стороны банковского сообщества и местных властей меры, проблема нехватки банковских ных «точек продаж» по-прежнему не решена. Согласно данным банковской статистики, в последние 5—7 лет наметилась тенденция сокращения количества действующих филиалов и представительств кредитных организаций на территории РФ и увеличения количества дополнительных и кредитно-кассовых офисов (рис. 3).
Необходимо способствовать перераспределению капитала из центра в регионы на государственном уровне. В этих целях целесообразно создать механизм стимулирования кредитных организаций, открывающих и имеющих филиалы и отделения в труднодоступных районах и малонаселенных пунктах.
Развитие конкуренции на банковском рынке в определенной степени сдерживается, на наш взгляд, недостаточным вниманием к решению проблем региональных банков, что ведет к постоянному уменьшению их количества (474 на 1 января 2007 года, 454 на 1 января 2008 года, 443 на 1 января 2009 года, 412 на 1 января 2010 года, 372 на 1 января 2011 года). Темпы роста активов региональных
банков оказываются ниже темпов роста совокупных активов банковского сектора в целом. В результате доля региональных банков в совокупных активах банковского сектора в течение 2006—2011 годов постоянно уменьшалась.
Если крупные государственные и частные банки способны достойно выдерживать конкуренцию, то слой средних и небольших участников банковского рынка в условиях отсутствия бесперебойного доступа к источникам фондирования рано или поздно будет «размыт» активными действиями банков с иностранным капиталом. В особенности это касается ипо-
Рис.
3. Изменение количества внутренних структур-подразделений российского банковского сектора в 2011 году [3]
течных региональных банков, выполняющих сегодня важные социальные функции на уровне отдельных регионов.
В российской банковской системе велика роль банков, контролируемых государством. Доля государства в совокупных активах банковского сектора, составлявшая пять лет назад 37,8%, на 1 января 2011 года составила уже 45,8%, соответственно, доля в совокупном капитале — 32,4% и 47,8%. Мировой опыт свидетельствует, что банковская конкуренция должна развиваться на основе ограничения роли государственных банков. Государственные банки в отличие от частных банков, так или иначе, имеют привилегию в доступе к бюджетным ресурсам, что не способствует развитию равноправной банковской конкуренции. Общеизвестно, что сбережения населения сконцентрированы в нескольких банках, более половины этих вкладов находится в Сбербанке России, что и предопределяет его конкурентное преимущество по отношению к другим банкам.
Рассматривая проблему повышения конкурентоспособности банков, нельзя не остановиться на инновациях, которые так активно и массово обсуждают теоретики и практики всех сфер деятельности. Инновационные стратегии объективно становятся инструментом международной конкурентоспособности банка, которые применительно к российскому бизнесу еще не стали в достаточной мере предметом научных исследований в силу значительно меньшего временного периода развития отечественной банковской системы на рыночных принципах относительно других стран мира. Российские коммерческие банки находятся на начальном этапе интеграции стратегического и инновационного менеджмента в высоко конкурентной быстроизменяющейся внешней бизнес-среде.
Внедрение инноваций — основа конкурентной стратегии банка по различным сферам внедрения (рынки, клиентские группы, каналы сбыта, технологии и т. д.). Они формируют портфель инвестиционных проектов, содействуют органическому развитию банка, максимизируют возможности существующих бизне-сов и организуют новые, увеличивают доходы.
Чтобы обеспечить конкурентоспособность российских банков, необходимо, как нам представляется, снять с них избыточное адми-
нистративное бремя. Постоянное расширение и ужесточение требований к банкам ложится на них тяжелым бременем, в том числе резко увеличивая расходы кредитных организаций. На банки возложена обязанность контролировать соблюдение в стране правил ведения кассовых операций. С 2002 года они являются поставщиками информации в Росфинмони-торинг об операциях и сделках нефинансового сектора, фактически помогая государству выводить бизнес из «теневой» деятельности. Для малых и средних банков такие затраты особенно обременительны.
Кроме вышеуказанных мер, необходимо создать конкурентную среду как естественный стимул для саморазвития кредитных организаций. В этих целях важно оценить действующее банковское законодательство и привести в соответствие правовые акты в области регулирования отношений, влияющих на конкуренцию на рынке банковских услуг. Возможно необходима концентрация полномочий по разработке законодательства единого мегарегулятора на рынке финансовых услуг, как это уже делается в большинстве европейских стран.
Предложенные меры можно рассматривать в качестве некоторых элементов модернизации российской банковской системы и приоритетных направлений ее конкурентного развития.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
2. Зражевский В. В. Конкурентоспособность российских банков // Аналитический банковский журнал. 2007. № 7 (146).
3. Бюллетень банковской статистики Банка России. 2011. № 9 (220).
4. Черникова Л. И, Заернюк В. М. Доступность банковских услуг в Российских регионах: проблемы, пути решения // Журнал «Сервис plus». 2011. № 4.
5. http://www.cbr.ru (дата обращения: 20.04.2012).