Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОМФОРТНОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ГРАЖДАН С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОМФОРТНОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ГРАЖДАН С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
357
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / ГРАЖДАНЕ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНВАЛИДИЗАЦИЯ / ДОСТУПНОСТЬ / ОБЪЕКТЫ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рубановская Светлана Гениевна, Амбалов Руслан Борисович, Отараева Элина Сергеевна

В статье рассматриваются проблемы повышения доступности окружающей среды, в первую очередь городской, для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Установлено, что на конец 2020 г. число инвалидов в РФ более 9,5% всего населения страны, или 11 875 тыс. чел. В целях повышения доступности инвалидов и граждан с ограниченными возможностями предложено провести ранжирование уровня доступности объектов городской инфраструктуры по функциональным сферам с последующей визуализацией ранжирования в существующих картографических и навигационных системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рубановская Светлана Гениевна, Амбалов Руслан Борисович, Отараева Элина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF INCREASING THE COMFORT OF THE URBAN ENVIRONMENT FOR DISABLED PEOPLE AND CITIZENS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

The article deals with the problems of increasing the accessibility of the environment, primarily urban, for people with disabilities and the disabled. It has been established that at the end of 2020 the number of disabled people in the Russian Federation is more than 9.5% of the total population of the country, or 11,875 thousand people. In order to increase the accessibility of people with disabilities and citizens with disabilities, it is proposed to rank the level of accessibility of urban infrastructure facilities by functional areas, followed by visualization of the ranking in existing cartographic and navigation systems.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОМФОРТНОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ГРАЖДАН С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 364.65

Рубановская С.Г.1 Амбалов Р.Б.2 Отараева Э.С.3

пути повышения комфортности городской среды для инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы повышения доступности окружающей среды, в первую очередь городской, для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Установлено, что на конец 2020 г. число инвалидов в РФ более 9,5% всего населения страны, или 11 875 тыс. чел. В целях повышения доступности инвалидов и граждан с ограниченными возможностями предложено провести ранжирование уровня доступности объектов городской инфраструктуры по функциональным сферам с последующей визуализацией ранжирования в существующих картографических и навигационных системах.

Ключевые слова: инвалиды, граждане с ограниченными возможностями здоровья, инвали-дизация, доступность, объекты городской инфраструктуры.

Rubanovskaya S.G. Ambalov R.B. Otaraeva E.S.

WAYS OF INCREASING THE COMFORT OF THE URBAN ENVIRONMENT FOR DISABLED PEOPLE AND CITIZENS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

Abstract. The article deals with the problems of increasing the accessibility of the environment, primarily urban, for people with disabilities and the disabled. It has been established that at the end of 2020 the number of disabled people in the Russian Federation is more than 9.5% of the total population of the country, or 11,875 thousand people. In order to increase the accessibility of people with disabilities and citizens with disabilities, it is proposed to rank the level of accessibility of urban infrastructure facilities by functional areas, followed by visualization of the ranking in existing cartographic and navigation systems.

Keywords: disabled people, citizens with disabilities, disability, accessibility, urban infrastructure facilities.

1 Рубановская Светлана Гениевна, кандидат технических наук, доцент кафедры Организации производства и экономики промышленности, ФГБОУ ВО Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), г. Владикавказ, Российская Федерация, [email protected]

Svetlana Rubanovskaya, Ph.D. in Engineering, Associate Professor Department of Organization of production and economics of industry, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education North Caucasian Institute of Mining and Metallurgy (State Technological University), Vladikavkaz, Russian Federation, [email protected].

2 Амбалов Руслан Борисович, старший преподаватель, ФГБОУ ВО Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), г. Владикавказ, Российская Федерация, ambal23@ mail.ru

Ruslan Ambalov, Senior Lecturer, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education North Caucasian Institute of Mining and Metallurgy (State Technological University), Vladikavkaz, Russian Federation, [email protected];

3 Отараева Элина Сергеевна, магистрант направления подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУ ВО Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), г. Владикавказ, Российская Федерация, [email protected]

Elina Otareva, graduate student areas of training 38.04.04 «State and municipal management», Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education North Caucasian Institute of Mining and Metallurgy (State Technological University), Vladikavkaz, Russian Federation; [email protected]

Комфорт городской среды определяется, прежде всего, беспрепятственными возможностями доступа населения к инфраструктуре города [1]. И если у здоровых людей использование систем городской инфраструктуры ограничивается только их потребностями и финансовым потенциалом, то для людей с ограниченными возможностями здоровья окружающая городская среда - это практически сплошной барьер, непреодолимый физически.

Государство должно предоставить гражданам-инвалидам возможность вести достойную, полноценную жизнь. Законодательством контролируется право на обучение, лечение, медицинское обслуживание, ведение трудовой деятельности в меру физических возможностей.

Согласно статистическим данным Всемирной организации здравоохранения более 15% всего населения Земли имеют постоянные ограниченные возможности здоровья [2]. Необходимо понимать, что почти все люди в оп-

Очевидно, что большое количество инвалидов в этих странах связано с особенностями демографического развития, к числу которых можно отнести снижение рождаемости и увеличение продолжительности жизни, с которым связано накопление хронических нару-

ределенные периоды своей жизни могут быть отнесены к этой категории. Однако если большинство людей восстанавливает свой ресурс в результате квалифицированной медицинской помощи, то те, кому это не удалось, получаю статус инвалидов. Стоит отметить мировую негативную тенденцию - увеличение числа людей с инвалидностью. По сравнению с исследованием ВОЗ, проведенным в 70-х годах 20 века, сейчас инвалидность повысилась на 10%, и численность этой группы людей составила более 1 млрд. чел. Это связано с глобальным старением населения, увеличением распространения хронических заболеваний и улучшением методологий, которые стали использоваться при измерении показателей инвалидности.

Как следует из данных, приведенных на рисунке 1, «лидерами» по инвалидизации населения, в основном, являются экономически развитые страны: Нидерланды, Канада, США, Великобритания и другие [3].

шений здоровья. Кроме того, в таких странах существует высококвалифицированная система здравоохранения, позволяющая выявлять нарушения здоровья уже на ранних стадиях, с одной стороны, и финансовые возможности, позволяющие проводить разнонаправленную

Австралия; 4 Япония; 5 Германия; 8 Мексика; 8 Россия; 9 Испания; 10 Перу; 11 Австрия; 13 Польша; 14 Великобритания; 18 США; 19 Канада; 19 ЮАР; 24 Индия; 25 Нидерланды; 26

5 10 15 20 25 30

Удельный вес, % (от всего населения страны)

Рисунок 1. Количество лиц с инвалидностью (в % от всего населения страны)

в некоторых странах мира (2020 г.)

социальною политику в отношении инвалидов и других категорий граждан, с другой стороны.

Верхние позиции рейтинга по инвалиди-зации вместе с развитыми странами занимают и развивающиеся страны. Например, доля инвалидов от общего количества населения в Индии (25%) и ЮАР (24%) ненамного меньше, чем в Нидерландах (26%).

Здесь наблюдаются процессы обратные, происходящим в развитых странах. Высокая

тыс. чел.

13500

рождаемость, перенаселенность, низкий уровень и качество жизни населения при ограниченном доступе к организациям здравоохранения обуславливают высокую инвалидизацию.

Как следует из данных, приведенных на гистограмме (Рис. 1) в России на конец 2020 года 9% граждан от общей численности страны официально признаны инвалидами.

При этом следует отметить положительную динамику, которая наблюдается в нашей стране с 2013 по 2020 гг. (рис. 2) [4].

чел. на 1000 чел.

91,3

населения

13000 12500 12000 11500 11000

-/V/, л. 88,4

гм из

00

о гм

т СТ1 СП

гН см гм

гН гН

87

83,5

82,5 81,4 80,9

12261 12111 СТ1 гН 1Л 00

95

90

85

80

75

2013 2014 2015 2016 2017 2018

I I 13гргп инвалидов, тыс. человек

2019

2020

Рисунок 2. Показатели динамики численности инвалидов в РФ

Данные, продемонстрированные на рисунке 2, свидетельствуют о снижении числа инвалидов в России. Однако, несмотря на то, что с 2013 по 2020 гг. число инвалидов снизилось более чем на 9%, их количество составило на конец 2020 г. - 11 875 тыс. чел., или 80,9 чел. на 1000 чел. населения РФ.

Стоит отметить, что на сокращение численности инвалидов в России оказало влияние изменение в их структуре по группам инвалидности. Так, в I и II группе произошло снижение численности инвалидов на 4,95% и на 23,77%, соответственно. Количество инвалидов III группы, напротив, выросло на 8,86%, так же, как и численность детей-инвалидов, которая также увеличилась, но уже на 21,13%.

Больше всего инвалидов регистрируется в III группе - 43,87%. В I группе - 11,97%, а во II - 38,4%.

Большое влияние на численность инвалидов той или иной группы оказывает их возраст.

На рисунке 3 приведено распределение инвалидов по группам возрастов по состоянию на 2020 г. [5].

Из данных, приведенных на рисунке 3, видно, что из всех возрастных групп инвалидов преобладает возрастная группа «старше 60 лет», в ней насчитывается 7 млн. чел., это значительно больше, чем в остальных группах вместе взятых. Если учесть, что в нее входят люди, в основном, пенсионного возраста с приобретенными хроническими заболеваниями, то, как правило, им присваивают III группу инвалидности. Поэтому рост этой группы можно объяснить, в том числе и старением населения.

Если прогноз развития РФ окажется ближе к показателям развитых стран, (в части сокращения рождаемости и роста продолжительности жизни), но с характерными показателями развивающихся стран (низкий уровень жизни и ограниченный доступ к медицинским услугам), то страну ждет рост инвалидизации

населения уже в ближайшем будущем. Поэтому, уже сейчас должна решаться приоритетная задача по повышению доступности окру-

Государственная программа РФ, осуществляемая на территории страны с 2011 г. «Доступная среда» [6], нацелена на формирование условий беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения. В 2019 г. произошла пролонгация государственной программы с уточнением ее целей и обновлением задач до 2025 г. [7].

Необходимо отметить, что за десятилетие действия госпрограммы «Доступная среда» одним из основных значимых ее результатов является увеличение количества доступных наиболее посещаемых инвалидами объектов. К ним относятся порядка 27 000 объектов, которые теперь доступны инвалидам и гражданам с ограниченными возможностями здоровья. Это 67,5% от 40 000 ранее отобранных регионами объектов.

Однако, несмотря на проводимые программные мероприятия, как в рамках всего государства, так в отдельно взятом городе (населенном пункте), окружающая среда для инвалидов остается недостаточно доступной.

Кроме того, существует ряд проблем социально-экономического характера, которые усугубляются реальными физическими барьерами в окружающей городской среде. К ним относятся:

- дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов;

жающей среды, в первую очередь городской, для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

- высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция;

- жилищные проблемы.

Это реально существующие проблемы, которые оказывают большое влияние на психологическое состояние инвалидов, и, это несмотря на то, что Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [8] определил права инвалидов на проживание в максимально привычной, благоприятной среде, не допускающей изоляцию инвалида от семьи и общества.

Несмотря на это, комфортную среду для инвалидов, во многих случаях, еще только предстоит создать. При этом стоит помнить, что зачастую отчетность по достижению показателей программ различного уровня пестрит показательной статистикой (увеличение числа пандусов не помогает, если пандус установлен неправильно или инвалидная коляска не проходит в лифт) [9].

Кроме того, когда мы говорим о доступной комфортной городской среде, то должны помнить, что речь идет не только о специальных приспособлениях типа пандусов, лифтов, звуковых светофоров, тактильных пиктограммах и индикаторах или специальной разметке. «Современные» города полны реально осязаемых барьеров, которые не просто ограничивают перемещение людей с проблемами

01 У

Е

и О

01 5

8 6 4 2 0

0,5

I-1

18 -30 лет

0,8

31 -40 лет

41 -50 лет

51 -60 лет Старше 60 лет

Рисунок 3. Распределение инвалидов по группам возрастов (по состоянию на 2020 г.), млн. чел.

здоровья, они вызывают у них страх перед передвижением, страх покинуть свое жилье. К таким фобиям, которые, несомненно, также сказываются на психологическом состоянии, относятся, казалось бы, элементарные вещи: некачественное и изношенное асфальтовое покрытие, выбоины и ямы на дорогах, отсутствие удобств в местах жилой рекреации (скамья около подъезда), высокие пороги лестниц, скользкое покрытие пола в организациях и учреждениях, отсутствие поручней и ограждений и многое другое.

Большинство перечисленных препятствий невозможно устранить без проведения их капитального ремонта или реконструкции. Поэтому необходимо, например, не просто обустроить пандус у задания, а в первую очередь оценить возможность подъезда к этому пандусу инвалида-колясочника. А пока «безбарьерная среда» остается, к сожалению, понятием декларативным и ее обустройство, связанное с создание условий и установкой специальных устройств, решается административным ресурсом с использованием целевых программных средств.

В целях повышения доступности инвалидов и граждан с ограниченными возможностями необходимо провести оценку уровня доступности объектов городской инфраструктуры по сферам деятельности: образование, здравоохранение, социальная защита, торговля и оказание бытовых услуг, транспорт и связь, культура, спорт, банковская сфера, МФЦ, органы прокуратуры, территориальные органы федеральных органов государственной власти, административные здания органов местного самоуправления.

При оценке параметров доступности должны учитываться в первую очередь следующие критерии доступности:

- досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

- безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;

- своевременное получение инвалидами полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том чис-

ле для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе;

- удобство и комфорт среды жизнедеятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам оценки необходимо составить рейтинг объектов городской инфраструктуры в части, касающейся их доступности для инвалидов и других граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Стоит отметить, что в рамках Государственной программы «Доступная среда» до 2015 г. ставилась цель - формирование карт доступности наиболее важных для инвалидов объектов и услуг социальной сферы, транспорта, средств связи. На официальном сайте программы размещены подобные карты по всем субъектом РФ. Однако анализ размещенной на сайте [10] информации показал, что ее практическое использовании крайне затруднительно по следующим причинам:

- во-первых, достаточно сложный интерфейс, не позволяющий быстро найти карты доступности объектов;

- во-вторых, если смотреть объективно, то это вообще не карты, а паспорта некоторых городских объектов, достаточно информативные, но сложные для восприятия;

- в-третьих, нет целостного представления доступности не только самого объекта, но и района города или населенного пункта, в котором он находится.

Выявленные недостатки не позволяют использовать разработанную систему карт доступности для быстрой навигации и планирования оптимальных маршрутов передвижения инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, ранжирование объектов инфраструктуры населенных пунктов по доступности разными категориями инвалидов и граждан с ограниченными возможностями не теряет актуальности и сейчас. Подобная дифференциация объектов населенных пунктов, в т. ч. городов, по доступности инвалидов к социальной, инженерной и транспортной инфраструктуре позволит конкретизировать и систематизировать доступность организаций и учреждений, а также их услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инва-

лидов. Помимо ранжирования необходима и достаточно детальная визуализация, которая проиллюстрирует не только ранжирование организаций, учреждений и предприятий, но и окружающую их инфраструктуру, а также объекты благоустройства. Наиболее удобным

представляется добавление такой визуализации в существующие широко используемые картографические и навигационные системы: Яндекс, Навигатор, Навител Навигатор, Google Maps, Maps.me и другие системы гражданской навигации.

библиографический список

1. Всемирная организация здравоохранения. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru.

2. Хетагурова Т. Г., Хетагурова И. Ю. Устойчивая среда и зонирование территории городской системы // Экономика и предпринимательство, № 4-2 (81), 2017. - С. 266-268.

3. Всемирный доклад об инвалидности. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/disabilities/world_report/20l1/report/ru/.

4. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/0.

5. Федеральная государственная информационная системы «Федеральный реестр инвалидов» (ФРИ). [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat.ru/invalidy/#i-2.

6. Постановление Правительства РФ от 01 декабря 2015 г. № 1297 Государственная программа «Доступная среда на 2011-2020 годы».

7. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».

8. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ)

9. Рубановская С.Г., Дзукаева М.Т., Бураева А.Э. Повышение эффективности каналов мобильности для людей с ограниченными возможностями здоровья с использованием информационно-коммуникационных технологий / В сборнике: Современные тенденции развития информационных технологий в научных исследованиях и прикладных областях. Сборник докладов II Международной научно-практической конференции. Владикавказ, 2021. - С. 116-120.

10. Доступная среда [Электронный ресурс]. URL: http://zhit-vmeste.ru/map/.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. World Health Organization. Official site [Electronic resource]. URL: https://www.who.int/en.

2. Khetagurova T. G., Khetagurova I. Yu. Sustainable environment and zoning of the territory of the urban system // Economics and entrepreneurship, No. 4-2 (81), 2017. - P. 266-268.

3. World report on disability. World Health Organization [Electronic resource]. URL: https://www. who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/.

4. Federal State Statistics Service. Official site [Electronic resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/0.

5. Federal State Information System "Federal Register of Disabled Persons" (FRI). [Electronic resource]. URL: https://rosinfostat.ru/invalidy/#i-2.

6. Decree of the Government of the Russian Federation of December 01, 2015 No. 1297 State Program "Accessible Environment for 2011-2020".

7. Decree of the Government of the Russian Federation of March 29, 2019 No. 363 "On Approval of the State Program of the Russian Federation "Accessible Environment".

8. Federal Law No. 442-FZ of December 28, 2013 "On the Fundamentals of Social Services for Citizens in the Russian Federation" (with amendments and additions of June 11, 2021 No. 170-FZ)

9. Rubanovskaya S.G., Dzukaeva M.T., Buraeva A.E. Improving the efficiency of mobility channels for

people with disabilities using information and communication technologies / In the collection: Modern trends in the development of information technologies in scientific research and applied fields. Collection of reports II International scientific-practical conference. Vladikavkaz, 2021. - S. 116-120.

10. Accessible environment [Electronic resource]. URL: http://zhit-vmeste.ru/map/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.