Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности сбора и транспортировки лесосечных отходов'

Пути повышения эффективности сбора и транспортировки лесосечных отходов Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
329
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Бобенко Виктор Фёдорович

В статье рассмотрены вопросы модернизации лесозаготовительных предприятий путем внедрения новых систем машин для сортиментной заготовки и переработки лесосечных отходов. Приведен анализ трех вариантов технологического процесса с применением машин для пакетирования порубочных остатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности сбора и транспортировки лесосечных отходов»

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

УДК 630*839

Бобенко В.Ф., доцент, ДальГАУ

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБОРА И ТРАНСПОРТИРОВКИ ЛЕСОСЕЧНЫХ ОТХОДОВ

В статье рассмотрены вопросы модернизации лесозаготовительных предприятий путем внедрения новых систем машин для сортиментной заготовки и переработки лесосечных отходов. Приведен анализ трах вариантов технологического процесса с применением машин для пакетирования порубочных остатков.

Ставя задачу модернизации лесозаготовительной отрасли, важно хорошо представлять, что именно необходимо сделать для повышения эффективности ее работы. Следует отметить, что за последние 10-15 лет в лесозаготовительной промышленности произошли значитель-ные структурные изменения неинтег -рационного характера - образовалось большое количество лесопользователей-арендаторов с небольшими объемами производства. В их составе преобладают мелкие предприятия и физические лица, занимающиеся лесозаготовками. Среднегодовой объем заготовки древесины предприятием в отрасли составляет около 40 тыс. м3. Леспромхозы с годовым объемом заготовки древесины более 100 тыс.

3

м в числе арендаторов составляют менее 3% от общего количества [3].

Многие мелкие предприятия образо-вались на базе ранее действовавших лесозаготовительных предприятий, которые не смогли выжить в трудное перестроечное время. Зачастую в одном поселке работают сразу несколько таких предприятий. Они не имеют возможности строить лесовозные дороги, осуществлять эффек-тивную переработку заготавливаемой древесины, использовать низ -

кокачественную древесину и древесные отходы. Получая в аренду участки леса, прилегающие к существующим дорогам, они в основном заготавливают и продают круглые лесоматериалы, бросая в лесу всю низкокачественную древесину. Очевидно, что такие предприятия не выдер-живают конкуренцию с крупными пред-

приятиями; объединение их в более крупные структуры - вопрос времени. По оценкам специалистов наиболее конку -рентоспособными являются леспромхозы с объемом лесозаготовок около 100 тыс.м3 и более [2].

Большое значение для успешной работы лесозаготовительных предприятий имеет правильный выбор технологии лесозаготовок. В настоящее время на тер -ритории Амурской области существуют два способа заготовки древесины - в хлыстах и сортиментах. Оба способа имеют свои преимущества и недостатки. При вывозке древесины в хлыстах пред -полагается ее переработка на нижнем складе, что позволяет более эффективно использовать всю древесную массу. При этом предприятие могло бы получать более широкий и качественный ассортимент товарной продукции и собственные источники энергоресурсов. В качестве топлива для получения энергоресурсов могут служить лесосечные отходы. Технические возможности для осуществления данных проектов имеются, но они тр ебу ют больших ф инансовыхзатр ат.

Современная сортиментная заготовка древесины предполагает использование системы машин харвестер + форвардер. Это высокопроизводительная, но дорогостоящая техника, требующая высококвалифицированного обслуживания и эксплуатации. При этом снижаются затраты на вывозку, на нижнем складе исключаются энергоемкие операции по раскря-жевке древесины, сокращаются работы по сортировке.

111

Научное обеспечение АПК. Лесное хозяйство

В современных экономических условиях при сортиментной заготовке до 40% древесины остается на лесосеке в виде откомлевок, обломков стволов, вершинной части ствола, ветвей, сучьев, тонкомерной древесины; вывозится только деловая древесина в виде наиболее ценных сортиментов. Но в то же время существуют технические возможности для переработки всей биомассы дерева и при сортиментной заготовке. В мировой практике уже применяются системы машин по сбору, прессованию, упаковке и транспортировке к месту переработки всех пору бочных остатков на лесосеке.

Разработка технологии и техники для машинизации сбора и транспортировки отходов лесозаготовок ведется в таких странах, как США, Швеция, Финляндия. Для сбора и упаковки древесных отходов разработаны машины TJ - 14900 и Valmet Wood Pac. Машина TJ - 14900, смонтированная на базе фор вар дер a TJ - 1410, включает в себя стандартное оборудование для этого типа. На месте кузова установлен поворотный пакующий модуль,

Техническая

состоящий из подающей системы, обвя-зочного узла, цепной пилы, системы из -мерения. В машине, укомплектованной системой управления ТМС, реализован непр ер ывный пр инцип фор мир ования пачек. После пакетирования лесосечные отходы проходят насквозь через установку и обрезаются на выходе цепной пилой. Длина пачек может меняться в незначительных пределах.

Машина Valmet Wood Pac, монтируемая на базе форвард ера Valmet

860.1, также имеет обвязочный и пакетирующий узел, работающий по циклическому принципу. По окончании формирования пачка удаляется из узла формирования. Загрузка отходов лесозаготовок производится сверху, удаление пачки сбоку на правую сторону. Существенным достоинством Valmet Wood Pac является возможность быстрого съема модуля упаковки и переход в режим форвард ера. Техническая характеристика машин TJ -14900 и Valmet Wood Pac приведена в таблице.

Т аблица

характеристика машин

Показатели TJ - 14900 Valmet Wood Pac

1 2 3

Производительность, пачек/час 10-30 15-25

Количество пачек на 1га, шт. 100-50 100-150

Объем пачки, м3 1,2-1,6 1,5-1,6

Длина пачки, м 3,1-3,2 3,5

Диаметр пачки, мм 700-800 800

Масса пачки, кг 400-600 500-700

Плотность пакета, кг/м3 350-400 350-400

Объем пакета, м3 1,5 1,5

Масса пакета, кг 500-600 500-600

Длина пакета, м 3-3,1 3-3,1

Технологический процесс с применением машин для пакетирования отходов может быть реализован в трех вариантах:

а) после работы харвестера (процессора) - форвардера;

б) после работы валочно-

пакетирующей машины - скиддера-су чкор ез ной маш ины;

в) после уборки лесосеки.

При первом варианте после хар вестер а или процессора и форвардера сборщик отходов лесозаготовок работает непосредственно на лесосеке, двигаясь по следу этих машин после вытрелевки всех сортиментов. Двигаясь передним ходом по волоку, он собирает лесосечные отходы и манипулятором доставляет их в загрузочный узел. После подачи несколь-

112

Научное обеспечение АПК. Лесное хозяйство

ких порций отходов в загрузочный узел они вальцами подаются в обжимное кольцо, где у плотняются и обвязываются, шнуром. При достижении длины 3,1-3,2 м пачка обрезается, и готовый пакет выталкивается и падает на землю.

При втором варианте сборщик отходов лесозаготовок формирует пачки из лесосечных отходов, предварительно собранных на лесосеке в кучи.

При третьем варианте после обрезки сучьев с деревьев, находящихся на потру -зочной площадке, кроме операций, производящихся при работе в первом и втором варианте, дополнительно производится штабелевка уплотненных пачек отходов.

Работы могут проводиться в зимнее и летнее время. Зимой перед направлением в пакующий узел отходы лесозаготовок следует встряхнуть для удаления снега

С пасек и промежуточных площадок пакеты к месту погрузки на автопоезда транспортируются форвард ерами при использовании Valmet Wood Pac - самой машиной, переведенной в режим форвар-дера.

Производительность упаковщика пачек TJ-14900 при работе на волоке после харвестера или валки, обрезки сучьев, раскряжевки бензопилами составляет 1015 пакетов в час, т.е. 7,5 т, или 9,3 пл. м , а при работе на погрузочной площадке после обрезки сучьев сучкорезными машинами или обрезки сучьев - раскряжевки процессорами - 2,75 т/ч, или

15,9 пл. м3.

Производительность форвард ера при транспортировке пакетов с волоков и укладке их в штабеля в местах погрузки на автопоезд 7,7 т/ч; при укладке пакетов, сформированных на погрузочной пло-щадке, 23 т/ч.

Для Valmet Wood Pac результаты расчетов аналогичны. Но основные достоинства этой машины проявятся при обработке небольших рассредоточенных лесосек из-за возможности снизить затраты при использовании ее в двух режимах.

Работы по применению систем машин для сбора лесосечных отходов про-

водились в Карельском научноисследовательском институте лесопро -мышленного комплекса (КарНИИЛПК). Их расчеты показали, что удельные эксплуатационные затраты по первому варианту технологического процесса состав -ляют 243 р./т, по второму - 103,9 р./т; приведенные затраты соответственно 372,8 и 180,2 р./т. При установке подобного зарубежного технологического оборудования на фор вар деры российского (ШЛК-4-01) или белорусского производства стоимость машин снизятся примерно в два раза. В этом случае эксплутацион-ные затраты снизятся на 35%, приведенные - на 42,6% и составят при сборе и уплотнении лесосечных отходов на лесосеке соответственно 138,3 и 213,9 р .[1].

В соответствии с проведенными исследованиями при создании и использо-вании отечественных машин для лесо-сечных работ, замещающих зарубежные аналогичного назначения, эксплуатационные затраты снизятся в 2-2,5 раза, а приведенные в 2,5-2,7 раза. Поэтому имеются существенные резервы снижения себестоимости заготовки древесных отходов по данной технологии.

Для вывозки уплотненных и пакетированных отходов лесозаготовок потребителям реально использовать автопоез-да-сортиментовозы.

Плотность пакетов отходов лесозаготовок, формируемых машиной TJ-14900, ниже плотности стволовой, полезная нагрузка на автопоезд в сравнении с транспортировкой дров снизится. Для повышения полезной нагрузки целесообразно эксплуатировать автомобиль КамАЗ-53228 с трехосным прицепом ТМЗ-8966-015, МАЗ-630308-226 с четырехосным прицепом Тавдинского механического завода ТМЗ-89666-11, а МАЗ-630326 с трехосным прицепом МАЗ-83782.

Описанные выше технологии могут в дальнейшем найти широкое применение при углублении комплексного освоения лесных ресурсов. На первом этапе пер -спективным является оснащение соответствующих отечественных машин гото-

113

Научное обеспечение АПК. Лесное хозяйство

выми узлами пакетирования зарубежного производства. В дальнейшем снижение себестоимости может быть обеспечено применением импортозамещающих машин и технологического оборудования отечественного производства. Нет также оснований утверждать, что глубокая переработка древесины возможна только при вывозке ее в хлыстах или деревьях с дальнейшей переработкой на современном нижнем складе. Обе технологии для более глубокой переработки древесины требуют дополнительных финансовых затрат.

Из вышесказанного следует, что обе технологии (сортиментная и хлыстовая) имеют право на существование и могут применяться в каждом конкретном слу-чае, исходя из финансового состояния, материально-технической базы предприятия, лесных ресурсов, рынка сбыта ит.д. Для малых предприятий с объемом заготовки менее 100 тыс. м в год предпочти-

тельна сортиментная заготовка, ее эффективность в большой степени зависит от выбора системы машин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галактионов О.Н., Скрыпник В.И. Использование отходов лесозаготовок для энергетических целей // Лесная промышленность. 2005. № 4. С. 23-25.

2. Назаренко И.Н. Техникоэкономическое обоснование целесообразности внедрения лесозаготовительной техники фирмы «Катерпиллар» // Лесной вестник. 2001. № 4. С. 151-155.

3. Суханов В.С., Идашин В.И. Лесозаготовительное предприятие XXI века// Лесная промышленность. 2005. № 4. С. 17-22.

4. Суханов В.С. Пути повышения эффективности работы лесопромышленного на современном этапе развития // ЛесПромИнформ. 2004. № 9. С. 30-34.

УДК 631.4:622.882

Алешичев АН., доцент, ДальГАУ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КУЛЬТУР СОСНЫ ОБЫКНОВЕННОЙ НА ОТВАЛАХ РАЙЧИХИНСКОГО БУРОУГОЛЬНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

В статье на примере Райчихинского буроугольного месторождения рассмотрена проблемарекультивации и состояние лесных культур из сосны обыкновенной на техногенных ландшафтах. На основании исследований лесных культур с помощью закладки пробных площадей в разных частях Райчихинского лесничества проводится анализ роста, развития и продуктивности насаждений из сосны обыкновенной. Даны подробные таксационные характеристики состояния исследуемых насаждений по которым можно судить о перспективности создания в зеленой зоне города культур с участием этой породы.

Интенсивное внедрение открытого способа добычи полезных ископаемых в настоящее время создало одну из акту -альнейших проблем, связанную с рекультивацией техногенных ландшафтов, возникших по воле человека. Биологическую продуктивность нарушенных земель после добычи полезных ископаемых открытым способом эффективнее восстанавливать, зная свойства почвогрунтов и условия произрастания на них тех или

иных древесных пород. Эти показатели должны быть одними из главных факторов, которые влияют на создание лесных насаждений на отвалах месторождения.

Площадь Райчихинского буроуголь-ного месторождения около 50 кв. км. В районе добычи угля нарушено вскрышными работами около 13 тыс. га земель, рекультивировано около 1,5 тыс. га, 11,1тыс.га остаются антропогенно-

нар у шенными л андш афта ми. [3 ]

114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.