Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности самоподготовки и текущего контроля знаний студентов'

Пути повышения эффективности самоподготовки и текущего контроля знаний студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ / ТЕСТ-КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Людмила Сергеевна, Украинская Л. А., Иванова Л. А.

Доказана эффективность повышения качества знаний с помощью использования для самоподготовки студентов тест-лестницы, на основе которой составляются контрольные тестовые задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Людмила Сергеевна, Украинская Л. А., Иванова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF RISE OF TRAINING EFFECTIVENESS AND CONTROL OF STUDENTS' KNOWLEDGE

It has been proved the effectiveness of increase in quality of knowledge with the help of use test-ladder on the base of which the control tests are compounded for self-training of students.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности самоподготовки и текущего контроля знаний студентов»

ПЕДАГОГИКА

© ВАСИЛЬЕВА Л.С., УКРАИНСКАЯ Л.А., ИВАНОВА Л.А. -

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОПОДГОТОВКИ И ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Л.С. Васильева, Л.А. Украинская, Л.А. Иванова (Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии человека ИГМУ, зав, — проф. Л.С, Васильева)

Резюме. Доказана эффективность повышения качества знаний с помощью использования для самоподготовки студентов тест-лестницы, на основе которой составляются контрольные тестовые задания.

Ключевые слова. Повышение качества знаний студентов, тест-контроль.

Перестройка системы высшего образования ставит перед ВУЗами новые задачи. Одна из них связана с появлением большого выбора учебников, в которых нередко встречаются разногласия по сути учебного материала и его объему, В процессе самоподготовки студенту часто бывает трудно разобраться в теоретическом материале, выделить в нем базовые установочные сведения и частные детали, что в целом снижает степень усвоения знаний, особенно по теоретическим дисциплинам, В результате сложилась парадоксальная ситуация: количество учебной литературы увеличилось, а знаний у студентов не прибавилось, В связи с этим преподавательский коллектив кафедры гистологии поставил цель разработать новые методологические подходы, способствующие усвоению знаний в процессе самоподготовки студентов,

В течение последних лет преподавателями кафедры гистологии были составлены учебно-методические пособия для студентов 1—2 курса всех факультетов, в которых теоретический материал систематизирован и представлен в виде схем и таблиц, В текущем году составлены учебно-методические пособия по тестовому контролю знаний. По каждой теме студентам предлагается 50—80 вопросов. Задания представляют собой тесты 2-го уровня и составлены по принципу тест-лестницы, которая начинается с концептуальных вопросов, а заканчивается детализирующими вопросами, Таким образом, изучение нового материала построено на усвоении общих закономерностей, что создает необходимую основу для понимания частных вопросов.

Студенты имеют возможность ознакомиться с вопросами тестов и сформулировать ответы на них в процессе самоподготовки. Это помогает студенту акцентировать внимание на главных теоретических вопросах и усвоить конкретные частные сведения по теоретическому материалу, что имеет важное значение для понимания новой темы. Таким образом, в процессе самоподготовки студент систематизирует теоретические знания по изучаемой теме,

В случае затруднения при формулировке ответа на какой-либо вопрос студент имеет возможность обратиться за разъяснением к лектору или преподавателю на индивидуальной консультации.

На занятиях студенту предлагается контрольный билет, содержащий 5 вопросов из предложенных 50—80-ти, но уже не в виде тест-лестницы, а выбороч-

но, из разных разделов темы. Правильный ответ на один вопрос оценивается в 1 балл.

Результаты применения этой методики самоподготовки студенте сравнивались с результатами прошлого учебного года. Были проанализированы в 14-ти группах студентов всех факультетов результаты тестирования по пяти темам курса гистологии из раздела «Ткани» (эпителиальные ткани, железы, соединительные ткани, кровь, кроветворение и иммунный ответ). По каждой теме был подсчитан средний балл, процентное соотношение неудовлетворительных, удовлетворительных, хороших и отличных оценок. Достоверность полученных результатов оценивалась стандартными статистическими методами.

Анализ полученных результатов показал, что процентное количество неудовлетворительных оценок по всем темам в текущем году уменьшилось в 2,4 раза, а количество отличных оценок увеличилось— в 2,5, хороших оценок — в 1,3 по сравнению с прошедшим учебным годом. По количеству удвлетворительных оценок достоверных отличий не выявлено. Средний балл по отдельным темам увеличился в 1,3—2 раза, а суммарный средний балл по всем темам — в 1,2, Необходимо отметить изменение субъективного отношения студента к практическим занятиям, на которые он приходит более уверенным в своих силах, что отражается на его мотивационной установке.

Представленные данные свидетельствуют о высокой эффективности применяемого метода. Основными преимуществами использования тест-лестницы для самоподготовки студентов и контроля их знаний мы считаем:

1, возможность ознакомиться с вопросами тестов и продумать ответы на них в процессе самоподотовки, что способствует формированию правильной мотивационной установки;

2, самостоятельное составление студентами ответов на вопросы теста в процессе самоподготовки помогает студенту систематизирвать теоретический материал;

3, объективный контроль исходного уровня знаний, необходимых для усвоения темы;

4, выделение и запоминание общих базовых сведений и частных вопросов, повышение качества знаний.

Высокая эффективность апробированного метода позволяет рекомендовать его для применения и на других кафедрах ИГМУ, Систематическое использо-

вание тест-лестницы по всем темам курса позволяет может способствовать сохранению контингента сту-

не только повысить качество знаний студентов, но и дентов.

THE WAYS OF RISE OF TRAINING EFFECTIVENESS AND CONTROL OF STUDENTS' KNOWLEDGE

L.S. Vasilyeva, L.A. Ukrainskaja, L.A. Ivanovo (The Department of Human Histology, Cytology and Embriology oflSMU)

It has been proved the effectiveness of increase in quality of knowledge with the help of use test-ladder on the base of which the control tests arc compounded for self-training of students.

Ю НЕДЕЛЬКО Н.Ф., ИСАЕВ Ю.С., АЛЕКСЕЕВ И,В, -

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ У СТУДЕНТОВ

Н.Ф. Неделько, Ю.С. Исаев, И.В. Алексеев (Кафедра судебной медицины ИГМУ, зав, — проф. Ю.С, Исаев)

Резюме. В статье с учетом требований педагогики высшей медицинской школы излагаются психолого-педаго-гические принципы управления самостоятельной работой студентов, формирования у них познавательного интереса и профессиональной ориентации.

Ключевые слова. Самостоятельная работа студентов, познавательный интерес, профессиональная ориента-

ция.

Современный этап развития высшего медицинского образования предполагает качественное изменение подхода к определению его содержания, а также форм и методов познавательной деятельности студентов, Это связано с необходимостью формировать у них не только познавательные, но профессиональные интересы, воспитывать системное логическое (клиническое и экспертное) мышление, давать целостное представление о выбранной профессии, обучать профессиональной деятельности.

Совершенствование качества подготовки специа-листа-медика на нашей кафедре осуществляется в течении последних 30 лет на основе достижений теории научной организации учебного процесса с учетом современных требований педагогики высшей школы. Известно, что самостоятельная работа студентов (СРС) приводит к положительным результатам, если организована ее обоснованная система на всех этапах обучения. Существующие учебники по судебной медицине представляют собой информационное устройство, которое не создает необходимых условий для успешного усвоения данной учебной дисциплины и не следит за характером ее исполнения. Студент представлен самому себе в работе с книгой, и сам вырабатывает индивидуальные методы работы с ней, приводящие к большой потере времени и низкому качеству усвоения знаний и умений,

В связи с этим возникает необходимость создания дидактических материалов, структура и содержание которых позволила бы осуществлять управление студенческой деятельностью при любом виде самостоятельных занятий как в аудитории, так и вне ее.

Для организации управляемой и самоуправляемой СРС в учебное и не учебное время, формирования у

студентов познавательного интереса и положительной мотивации учебной деятельности, а также с целью показа им объективных требований и вооружения их измерительными средствами для оценки качества своих знаний нами специально были разработаны методические пособия нового управляющего типа, Как показал опыт применения данных пособий, они позволяли обеспечивать эффективную организацию познавательной самоуправляемой деятельности студентов, осуществлять перенос центра тяжести с информационного обучения на обучение методу решения конкретных профессиональных задач, В пособиях были представлены следующие разделы: мотивация изучения темы; цели занятий (умения и знания); информативная часть; схемы ориентировочной основы действия (ООД); учебные задачи; текстовые задания; методика самооценки знаний; рекомендуемая литература.

Для оценки эффективности процесса обучения в зависимости от разных способов управления был проведен обучающий эксперимент с двумя группами студентов: экспериментальная группа (Э), в которой использовали пособия управляющего типа, и контрольная группа (К), в которой обучение проводилось традиционным способом (ТС),

Как показали наши исследования, управление дидактическим процессом по ТС малоэффективно и ведет к низкому уровню обучения и к большим затратам времени. Программированное обучение (ПО) и выбор соответствующих дидактических систем оказывают существенное влияние на качество усвоения знаний студентов. Программированное обучение в сочетании с традиционным отвечает дидактическим принципам педагогики высшей медицинской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.