Научная статья на тему 'О некоторых аспектах психолого-педагогической организации и управления самостоятельной работой студентов'

О некоторых аспектах психолого-педагогической организации и управления самостоятельной работой студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT WORK OF THE STUDENTS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ORGANIZATION / MANAGEMENT OF INDEPENDENT WORK OF THE STUDENTS / ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF THE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неделько Николай Фёдорович, Исаев Юрий Сергеевич, Проскурин Владимир Николаевич, Алексеев Игорь Владимирович

Для оценки эффективности процесса обучения и формирования у студентов мануальных навыков был проведен обучающий эксперимент с двумя группами: экспериментальной (Э), которые использовали пособия управляющего типа и контрольной (К), в которой обучение проводилось традиционным способом. Результаты исследования позволили выявить преимущество формирования мануальных навыков и показали достоверное улучшение усвоения учебного материала у студентов Э группы по сравнению с К группой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неделько Николай Фёдорович, Исаев Юрий Сергеевич, Проскурин Владимир Николаевич, Алексеев Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some aspects of psychological and pedagogical organization and management of independent work of the students

For estimation of efficiency of process of training and formation of students' Mannual skills (MS) the training experiment with two groups was conducted: experimental (E), in which the specially developed manual of managing type was used, and control (C), in which the training was conducted in the traditional way. The results of research have allowed to reveal advantages of formation of MS and have shown authentic improvement of mastering of the educational material in the students of the E group in comparison with the С group.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах психолого-педагогической организации и управления самостоятельной работой студентов»

управлении мышцами “задействованы’' многие разделы мозга, поэтому информация, полученная с мышц, характеризует не только состояние самой мышцы, но и состояние ЦНС.

Электромиография - это метод исследования нервно-мышечной системы посредством регистрации электрических потенциалов мышц и нервов.

Суммарная (интегральная) ЭМГ дает суммарную информацию о группах мышечных волокон, т.е. о состоянии мышцы в целом.

Мы считали лишним подробное упоминание в данной статье таких известных диагностических методик как электрокардиография, электроэнцефалография и других, в которых очевидно “физическое диагностическое начало” - они хорошо известны. давно открыты и описаны в разнообразной литературе и даже входят в различные учебные пособия для студентов медицинских вузов. Отметим лишь, что качественно, на наш взгляд, более высокой ступенью использования физики как основы для диагностических методов является все более развивающаяся в последнее время диагностика на основе картирования электрического и магнитного полей, источниками которых является сам человеческий организм: так. например, карта магнитного поля тела человека, представляющая

из, себя семейство изолиний магнитной индукции, позволяет локализовать источники экстрасисто-лии, когда источником возбуждения миокарда вместо нервных центров сердца являются миоци-ты желудочка. Также такие карты, позволяют снять важные в диагностическом отношении и труднодоступные при использовании других методик электрические характеристики плода на ранних стадиях развития. Карта инфракрасного теплового изл\чения тела человека позволяет получить информацию о температуре верхних слоев кожи - рогового слоя эпидермиса и некоторых подлежащих слоев общей толщиной - 100 мкм. Динамическое ИК-тепловидение предоставляет возможность отфиксировать изменения поверхностной температуры при различных дозированных воздействиях (функциональных пробах). Тепловое излучение в СВЧ-диапазоне позволяет зафиксировать и глубинную температуру (~ 4-6 см вглубь от поверхности тела).

Все это свидетельствует о том. что физика становится неотъемлемым компонентом и фактически составной частью медицинского знания — как на уровне методов исследования, так и на уровне объяснения механизма явлений и процессов в живом организме.

PHYSICAL BASES FOR SOME MEDICAL DIAGNOSES AS EXAMPLE OF INTERDICIPLINARY

MANIFESTATIONS OF MEDICAL KNOWLEDGE

E.V. Shevchenko. A.V. Korzhuev

(Irkutsk State Medical University)

Physical bases for modern and traditional methods of diagnosis as the main stage in medicine are considered. The application of methods is impossible without profound knowledge of physical parameters of biological tissues and organs and without understanding physical and chemical processes, taking place in organism. The examples show that physical knowledge is the necessary component of medical education.

Литература

1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии активности. -М.: Медицина, 1966. - С.38-65.

2. Мордовцев В.Н., Цветкова Г.М. Патология кожи. -М.: Медицина, 1963. - С.45-80.

3. Петрова Е.С., Пурышева Н.С., Снегирева Н.С., Федорова В.Н., Шафранова Е.И., Хуторская О.Б. Лабораторный практикум по физическим основам биофизических методов диагностики для студентов медвузов // Физическое образование в вузах. -2001 - Т.7, №4. - С.87-97.

О НЕДЕЛЬКО Н.Ф.. ИСАЕВ Ю.С.. ПРОСКУРИН В.И., АЛЕКСЕЕВ И.В. -УДК 614.28:371

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

ЯФ. Неделъко, Ю.С. Исаев, В.И. Проскурин, И.В. Алексеев.

(Иркутский государственный медицинский университет - ректор акад. МТА и АН ВШ д.м.н.. проф. А. А. Майборода, кафедра судебной медицины, зав. - проф. Ю.С. Исаев).

Резюме. Для оценки эффективности процесса обучения и формирования у студентов мануальных навыков был проведен обучающий эксперимент с двумя группами: экспериментальной (Э), которые использовали пособия управляющего типа и контрольной (К), в которой обучение проводилось традиционным способом. Результаты исследования позволили выявить преиму-

щество формирования мануальных навыков и показали достоверное улучшение усвоения учебного материала у студентов Э группы по сравнению с К группой.

Совершенствование качества подготовки специалиста медика на кафедре судебной медицины, осуществляется в течение последних 25 лет на основе достижений теории научной организации учебного процесса и развивается в двух направлениях: 1 - оптимизация содержательного базиса подготовке специалиста; 2 - совершенствование форм и методов подготовки специалиста, организация учебного процесса в соответствии с закономерностями теории усвоения, контроля и общими положениями познавательной деятельности обучающихся. Поставленные задачи решаются при выполнении следующих требований к организации учебного процесса: 1 - наличие для студентов специально разработанных сотрудниками кафедры методических пособий управляющего типа, как при самоподготовке, так и в процессе практического занятия: 2 - профессионально направленная деятельность обучающихся в соответствии с конкретными целями занятия: 3 - овладение студентами требуемыми знаниями и навыками на практических занятиях: 4 - создание воспитывающего элемента в процессе обучения.

В ранее проведенных исследованиях показаны дидактическая эффективность и перспективность использования методических пособий с различными способами управления познавательной деятельностью студентов на практических занятиях [9.10.11].

Продолжая исследования в этом направлении, в настоящей работе предпринята попытка проанализировать эффективность обучения и формирования у студентов мануальных навыков (МН) в зависимости от различных способов управления на тематическом занятии “Судебно-медицинская экспертиза трупа".

При прохождении учебного цикла по судебной медицины, этой теме отведено 5 занятий: демонстрационное вскрытие, судебно-медицинская документация секционного исследования и три самостоятельных вскрытия, проводимых студентами под контролем преподавателя.

Характеристика средств управления. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий [2,3]. процесс усвоения рассматривается как учебно-познавательная деятельность обучающихся, которая осуществляется в виде четко различимых операций, следующих друг за другом строго по определенной последовательности и системе. При этом знания и действия "переводятся” (интериоризируются из внешнего информационного плана во внутренний умственный план). Основное место в системе организации планомерного формирования знаний и умений занимает схема ориентировочной основы действия (00Д).

Исходя из этих теоретических предпосылок по данной теме было разработано и апробировано

пособие управляющего типа. Структура, содержание и эффективность использования которого показаны в соответствующих работах [8,11].

Используемый нами в учебном процессе учебник по судебной медицине [6] представляет собой искусственное информационное устройство (разомкнутое управление, рассеянный информационный процесс), которое не следует необходимой для усвоения данной деятельности учебной процедуры и не следит за характером ее исполнения. Студент представлен самому себе в работе с книгой и сам вырабатывает способы и методы работы с ней. приводящее к большой потери времени и низкому качеству усвоения знаний и умений. Представленные в учебнике после каждой главы контрольные вопросы неупорядочены в последовательности собственно какому-либо дидактическому принципу. Ответы к контрольным заданиям не представлены. Указанные вопросы не дают возможности обучающемуся объективно судить о качестве усвоения знаний на этапе внеаудиторной работы.

Для оценки эффективности процесса обучения. в зависимости от различных способов управления. был проведен обучающий эксперимент с двумя группами студентов: экспериментальное (Э) - 490 человек, в которой использовали пособия управляющего типа [8]. и контрольной (К) -465 человек, в которой обучение проводилось традиционным способом. Занятия проводились в клинических учебных группах (по 10-12 человек).

На занятиях в Э и К группах были выделены этапы внеаудиторной работы.

Этап вые аудиторной работы Обучающиеся Э группы изучали материалы по пособию управляющего типа и учебнику. В пособии им предлагалось: проработать текстовый материал, обратив особое внимание на мотивацию занятия: освоить схему 00Д. письменно выполнить тесты 1 (выборочные) и 2 (на подстановку) уровней; проверить себя по эталонам, обратив внимание на допущенные ошибки. Используя методику самооценки знаний, студенты должны были подсчитать коэффициент усвоения учебного материала (Ка). В случае неудовлетворения полученной оценкой студенты должны были доработать учебный материал и при успешном решении задач выставить себе более высокую оценку. При этом им следовало отметить время, затраченное на самоподготовку. Студентам сообщалось, что результаты самоподготовки каждого из них будут рассматриваться как показатели степени готовности их к занятию. и к выполнению самостоятельной работы по исследованию трупа. Предварительно студентов знакомили с целью, мотивацией занятия, методикой выполнения теста и подсчета Ка. Время самоподготовки в Э группе составило среднюю величину равную 195.0+3,2 мин.

Студенты К группы готовились к занятию по учебнику и пособию не управляемого типа [4]. Для лучшего усвоения материала им давали контрольные вопросы, содержание и количество которых было таким же, как и в пособии управляющего типа. Время самоподготовки в этой группе составило среднюю величину, равную 160,0± ±4,7 мин.

Этап аудиторной работы. Первое занятие -демонстрационное вскрытие трупа, на котором внимание студентов Э и К групп акцентировалось на том, что только придерживаясь четкой последовательности этапов схемы ООД, демонстрируемой преподавателем, можно самостоятельно, достаточно правильно и в отведенное время выполнить исследование трупа. В обеих группах обучающимся предлагалось записывать в тетради алгоритм всех этапов деятельности при вскрытии трупа. Преподавателем демонстрировалась последовательность действий на следующих этапах:

1. Ознакомление студентов с предварительными сведениями (обстоятельствами происшествия);

2. Правила провидения наружного исследования: а) особенности изучения одежды и предметов, доставленных с трупом; б) анатомо-биологи-ческая характеристика трупа; в) особенности посмертных изменений; г) порядок осмотра повреждений; д) отражения характера хирургических и парахирургических вмешательств.

3. Правило проведения внутреннего исследования: а) особенности вскрытия полости черепа, методика извлечения и изучение головного мозга; б) секционные приёмы по отделению мягких покровов тела со вскрытием и осмотром брюшной полости; в) вскрытие и осмотр грудной полости; г) извлечение и осмотр органов шеи, грудной и брюшной полостей; д) извлечение и исследование органов полости малого таза; е) взятие объектов и оформление направлений на дополнительные исследования (гистологическое, химическое и др.).

Второе занятие посвящено порядку ведения

документации судебно-медицинского исследования (экспертизы) трупа, на котором преподаватель студентам обеих исследовательских групп (строго следуя схеме ООД для составления “акта судебно-медицинского исследования трупа” или “заключение эксперта"), подробно объясняет материал, обращая внимание на требования по написанию документов, структуру судебно-медицинского диагноза, на перечень объектов, изымаемых для дополнительного лабораторного исследования. на структуру составления "заключения” или "выводов” и их обоснования. В дальнейшем данный образец документа служит студентам схемой ООД при самостоятельном исследовании трупа и оформлении соответствующих документов.

Самостоятельному исследованию трупа по-священно 3 занятия. К началу первого из них обучающиеся группы Э представляли письменные тестовые задания с подсчитанным ими Ка по 1 и 2 уровням. Эти занятия они выполняли внеауди-

торно. После этапа (5-10 мин.) предварительной ориентировки к занятию студенты приступали к исследованию трупа. При этом на вскрытии двух трупов из группы назначали 6 человек: 4 - вскрывающих и 2 - технических секретаря, остальные студенты по ходу секции производили записи в тетради, по которым они внеаудиторно должны были составить соответствующие документы (акт судебно-медицинского исследования трупа, либо заключение эксперта), и представить на следующем занятии.

В группе К после установочного этапа (5-10 мин.) преподаватели осуществляли выборочный опрос студентов (15-20 мин.). Затем их деятельность была такой же, как и в группе Э.

На протяжении трех самостоятельных вскрытий преподаватель направленно контролировал и корректировал деятельность студентов в обеих группах, как в секционном зале, так и в учебной аудитории. Если во время исследования трупа возникали какие-либо неясности и трудности, при оформлении направительных документов, решений и разборе нетиповых задач, оценке результатов тестирования, каждый из студентов мог проконсультироваться у преподавателя, благодаря чему устанавливалась регулярная обратная связь, а так же он мог проверить свои ответы с эталонами или критериями контроля схемы ООД. Для закрепления и наращивания качества мануальных навыков студенты пользовались наглядными пособиями в виде таблиц и схем ООД, которые находятся непосредственно в секционном зале.

Этап формирования мануальных навыков. Освоение их является одной из трудных задач для студента по самостоятельному исследованию трупа, что связано со спецификой объектов исследования и с отсутствием адаптации к нему. Для достижения этой цели, как правило, используются традиционные средства и методы управления учебным процессом (стандартные учебники, методические пособия без схем ООД, иллюстрация секционной техники при демонстрационном вскрытии и др).

Как показали исследования [5,11]. при овладении мануальными навыками традиционным способом правильно проведенного демонстрационного вскрытия было явно недостаточно для формирования у обучающихся устойчивого навыка. Как правило, они не могут его правильно воспроизвести и закрепить. Даже небольшое изменение условий, в которых мануальные навыки формируются, приводит к их распадению. Основной причиной этого является отсутствие схем ООД, на базе которых происходит сознательное формирование мануальных навыков.

Психолого-педагогическими исследованиями установлено [2,3], что центральное место в системе организации планомерного формирования знаний и умений, в сознательном освоении мануальных навыков занимает схема ООД. В последнюю вводятся сведения, исходя из которых обучающий может: 1 - четко понять цель деятельности (то что

Таблица 1.

Сравнительные результаты различных способов обучения (М±т)

Г руппа Параметры усвоения

I - уровень II - уровень III - у ювень Т

Ка а Ка 12 Ка 13

экспериментальная О) 0.91 ±0.06 4.5±0.2 0.92±0.07 8.1±0,4 0.92±0.04 6.5±0.2 195.0±3.2

контрольная (К) 0,67±0.02 8,2±0.3 0.68±0.01 12,0±0,5 0.69±0.02 13,7±0.4 160.0±4.7

Примечание: Ка - коэффициент усвоения; 13 - время решения тестов I, II и III уровней усвоения (в мин.);

Т - время самоподготовки к занятию (в мин.)

должно получиться); 2 - получить знания исходного материала ( объекта анализа, в данном случае судебной медицины); 3 - овладеть методами исследования, работая с секционным инструментарием; 4 - сформировать конкретный план и последовательность его осуществеления; 5 - овладеть контрольными заданиями, при помощи которых можно судить о правильности или неправильности выполняемых действий. Все это в целом позволит студенту, будущему специалисту, сознательно и планомерно выполнять все три части лечебно-профессиональной деятельности: ориентировочную. исполнительную и контрольную [И].

На этапе формирования мануальных навыков участвовало 490 человек группы Э и 465 - группы К.

Методика контроля. Для объективной оценки качества усвоения знаний в группах Э и К использовали объективный программированный тестовый контроль (ОГТТК) в письменной форме [7.12] и хронометраж времени. В конце цикла студентам предлагали тесты трех уровней: 1 - выборочные, 2 - на подстановку, 3 - решение нетиповых задач. Подробности проведения ОПТК опубликованы [9, 10]. При оценке хода формирования мануальных навыков (собственно мануальные и инструмен-

тально-мануальные) использовали метод непосредственного наблюдения и хронометраж времени. Предметом наблюдения служили ошибки, допущенные при исследовании трупа студентами групп Э и К.

Для объективной оценки качества сформированное™ мануальных навыков применяли коли-чесвенную оценку меры качества-коэффицент К (1). который может изменяться от 0 (полная непригодность). до 1 (качество наивысшее).

Обсуждение результатов исследования. В таблице 1 и 2 представлены результаты усвоения знаний и формирования мануальных навыков в зависимости от использования различных способов управления познавательной деятельности обучающихся

Из таблицы 1 следует, что анализ результатов обучения проводился с использованием дидактических критериев, которые характеризуют процесс и качество усвоения знаний и указывает на достоверное различие всех параметров усвоения в группах Э и К (р<0,01-0,001). Студенты группы Э достигают высоких результатов, затрачивая при этом максимум времени на самоподготовку и минимум его в опыте на решения тестовых заданий. Обучающиеся группы К значительно отстают в уровне знаний от студентов в группы Э. затрачи-

Таблица 2.

Количество мануальных диагностических действий (коэффициент К) при различных

способах обучения (М±п)

Количественные показатели усвоения МН в группах

Вид деятельности 1-ое занятие 2-ое занятие 3-е занятие

К1 1 1 Т1 К2 Т2 КЗ ТЗ

экспериментальная (Э)

Наружное исследование 0,86±0,01 0.92±0,02 0.96±0.01

Внутреннее исследование 0,89±0.02 164.0±3,4 0.91±0.01 144.0±4.5 0.95 ±0.01 125,0±4,0

Взятие объектов для дополнительных исследований 0,83 ±0,01 0,86±0,01 0.94±0.02

контрольная (К)

Наружное исследование 0,73±0,02 0,83 ±0,01 0,83±0,02

Внутреннее исследование 0,82±0,02 186.0±6.0 0,84±0,01 170,0±7,2 0,87±0,02 160,0±5,3

Взятие объектов для дополнительных исследований 0,74±0,01 0,81 ±0,02

Примечание: К1, К2,КЗ - коэффициент К; Т1, Т2,ТЗ - время (в мин.) выполнения МН I, II, III уровней усвоения трех самостоятельных секционных занятий.

вая меньше времени на самоподготовку, но при этом много времени в секционном зале и при решении контрольных тестов.

Анализ результатов исследования (табл. 2) продемонстрировал наличие достоверной зависимости между формированием качества мануальных навыков и временем, затраченным на него в обеих группах (р<0,001). Успешно продвигаясь вперёд, студенты группы Э в течение каждого дня самостоятельной работы затрачивают значительно меньше времени на освоения мануальных навыков, чем обучающиеся группы К. Последние отстают в уровне своих успехов, затрачивая при этом больше времени на овладение мануальных навыков.

В заключении следует отметить, что к факторам. которые, по нашему мнению, обеспечили повышение всех параметров качества усвоения знаний и качества формирования мануальных навыков в группе Э. следует отнести: 1) создание методического пособия нового управляющего типа, позволяющего максимально организовать управ-

ляемую и самоуправляемую работу студентов: 2) наличие высокого уровня мотивации; 3) разработку схем ООД, представляющих собой целостную систему действий в том порядке, в котором они применяются при выполнении профессиональной деятельности: 4) целесобразное использование большего времени на самоподготовку; 5) объективная оценка качества усвоения знаний и качества формирования мануальных навыков.

Таким образом, обучение в группе Э отвечает дидактическим принципам высшей школы, определяющим гарантированное и оптимальное формирование знаний, и мануальных действий студентов в сравнении с традиционным способом обучения. Предлагаемый вариант обучения, на наш взгляд, является оптимальным, и позволяет эффективно управлять аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой обучающихся, добиться максимального обучающего эффекта, необходимого в будущей профессиональной деятельности.

ON SOME ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF INDEPENDENT WORK OF THE STUDENTS

N.F. Nedelko. J.S. Isaev, V.N. Proskurin. I.V. Alekseyev

(Irkutsk State Medical University)

For estimation of efficiency of process of training and formation of students’ Mannual skills (MS) the training experiment with two groups was conducted: experimental (E). in which the specially developed manual of managing type was used, and control (C), in which the training was conducted in the traditional way. The results of research have allowed to reveal advantages of formation of MS and have shown authentic improvement of mastering of the educational material in the students of the E group in comparison with the C group.

Литература

1. Бурштейн И.Д. Качество // Химия и жизнь. -1983.-№7. - С.2-9.

2. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. - М., 1968. - 165 с.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: МГУ, 1976.- 170 с.

4. Загрядская А.П. Судебно-медицинская экспертиза трупа: Методические рекомендации для студентов и врачей-интернов. - Горький, 1981. -26 с.

5. Костюков Н.Н. Психолого-педагогические принципы активизации и мотивации деятельности студентов на практических занятиях: Метод, рекомендации. - М., 1980. - 32 с.

6. Крюков В.Н., Бедрин Л.М, Томилин В.В. и др.

Судебная медицина. Учебник. - М., Медицина,

1990. - С.65-75.

7. Наумов Л.Б. Оптимизация обучения в медицинском институте. - Новосибирск, 1978. - С.243-275.

8. Неделько Н.Ф., Проскурин В.Н., Шилин. А.В. и др. Судебно-медицинская экспертиза трупа: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов. - Иркутск, 1988. - 66 с.

9. Неделько Н.Ф., Проскурин В.Н. Управлять познавательной деятельностью // Вестник высшей школы. - 1988. -№11. -С.43-44.

10. Неделько Н.Ф., Шилин. А.В. Использование методических пособий управляющего типа для организации самостоятельной работы студентов // Суд. мед. эксперт. - 1990. - №3. - С.45-48.

11. Пашинян Г.А., Неделько Н.Ф., Проскурин. В.Н. О структуре и эффективности использования методических пособий управляющего типа // Суд. мед. эксперт. - 1998. - №3. - С.41-43.

12. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: МГУ, 1983. - 180 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.