Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности разработки Харанорского буроугольного месторождения'

Пути повышения эффективности разработки Харанорского буроугольного месторождения Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
206
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Авдеев П. Б., Овешников Ю. М., Циношкин Г. М., Самойленко А. Г.

Угли Харанорского буроугольного месторождения низкосернистые и относятся к разряду хорошего энергетического топлива. За последние годы наблюдается снижение годового объема добычи угля с 10 млн.т. до 3 млн.т., связанное с износом основных производственных фондов. Предлагается заменить оборудование на новое более производительное, тем самым повысить производительность труда, снизить затраты по вскрыше и повысить добычу угля до 9 млн. т в год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Авдеев П. Б., Овешников Ю. М., Циношкин Г. М., Самойленко А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF INCREASING TO EFFICIENCY OF EXPLOITATION OF KHARANORSKYI DEPOSIT OF BROWN COAL

The coal of Kharanorskyi deposit of brown coal is low-sulphide and fall into category of good power-generating fuel. In recent years exists the reduction of the annual bulk up of the coal with 10 mln.t. before 3 mln.t. because of wear-out of the production capital funds. It is offered renewal equipment on new more production that will allow raising the productivity, decreasing the expenses on stripping and increasing the coal's mining before 9 mln. t per year.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности разработки Харанорского буроугольного месторождения»

------------------------------------ © П.Б. Авдеева, Ю.М. Овешников,

Г.М. Циношкин, А.Г. Самойленко, 2009

УДК 622.882

П.Б. Авдеева, Ю.М. Овешников, Г.М. Циношкин,

А.Г. Самойленко

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТКИ ХАРАНОРСКОГО БУРОУГОЛЬНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Семинар № 17

ОАО «Разрез Харанорский» является крупнейшим угледобывающим предприятием Забайкалья, обеспечивающим в значительных объемах потребность в энергетических углях восточные регионы Российской Федерации.

Харанорское буроугольное месторождение находится на юге Забайкальского края и отрабатывается более 35 лет. Годовой объем добычи угля в 2008 г. составляет 3 000 тыс. т, хотя в прежние годы доходил до 10 млн.т. Угли этого месторождения низкосернистые и относятся к разряду хорошего энергетического топлива. Применяемая система разработки - комбинированная. На предприятии ОАО «Разрез Харанорский» применяется железнодорожная и автотранспортная вскрыша. В первом случае используются забойные экскаваторы - ЭКГ-12,5, ЭКГ-8И и ЭКГ-4У; отвальные экскаваторы - ЭШ-13/50, ЭШ-10/70, хоппер дозаторы, подвижной локомотиво-состав, локомотивы ТЭМ-7 -4 ед. (рис. 1).

На автотранспортной вскрыше - забойные экскаваторы - ЭКГ-12,5 - 4 ед., автосамосвалы БелАЗ-7519 и 75131 - 10 ед. (рис. 2). Основные средства, используемые при транспортировании горной массы автомобильным транспортом, представлены на рис. 2.

Основными проблемами при производстве вскрыши по участку «Объединенный фронт» являются:

- высокий износ основных производственных фондов;

- низкая производительности труда;

- высокая себестоимость продукции.

На основе анализа работы предприятия за последние годы предлагаются следующие технические и технологические решения:

- замена железнодорожной вскрыши на автотранспортную;

- замена всего существующего парка экскаваторов и самосвалов на вскрыше на более производительные.

В основе принципа выбора нового оборудования заложены:

- высокая производительность;

- технико-экономические показатели;

- опыт работы предлагаемого оборудования на других предприятиях России.

В табл. 1 предложены варианты комплектации оборудования вскрышного комплекса, наиболее оптимальным из которых является V вариант.

Ожидаемые результаты инвестирования:

- ликвидация железнодорожной вскрыши;

- оптимизация численности персонала вскрышного комплекса;

- исключение затрат на производство БВР;

- увеличение коэффициента использования оборудования;

Рис. 1. 1 - экскаватор, 2 - бульдозер, 3 - железнодорожный кран, 4 - путеподъемник, 5 - хоппер дозатор, 6 - подвижной локомотиво-состав, 7 - стрелочный перевод, 8 - железнодорожный переезд, 9 - отвальный экскаватор, 10 - железнодорожный путь.

1

Рис. 2: 1 - экскаватор, 2 - бульдозер, 3 - автомобиль, 4 - автогрейдер, 5 - поливооросительная машина

Таблица 1

Варианты комплектации оборудования вскрышного комплекса ________________

Варианты набора оборудова- ния Номер варианта I II | III | IV | V

Тип воспроизводства Локальное воспроизводство Комплексное воспроизводство

Экскаватор Существующий набор оборудования + БелАЗ-75131 (4 ед.) ЭКГ-18 (2 ед.) РС-5500 (2 ед.) Р&Н-2800 Харнешфегер (1 ед.) Р&Н-2800 Харнешфегер (1 ед.)

Автосамосвал БелАЗ-75306 (9 ед.) Холпак 830Е (6 ед.) БелАЗ-75306 (9 ед.) Холпак 830Е (6 ед.)

Критерии оценки Суммарные капитальные затраты, млн. руб. 216 1310 1574 1151 1447

Суммарные эксплуатационные затраты, млн.руб. 2154 1895 1685 1682 1596

Себестоимость 1 м3 вскрыши, руб. 42,0 37,8 32,34 32,29 30,6

Чистый дисконтированный доход (NPV), тыс.руб. 76 817 77 269 140 929 409177 389 850

NPV к базовому варианту, тыс.руб. 0 452 64 112 332 359 313 032

Оптимальный вариант Вариант V

- снижение затрат на вспомогательные плуатацией железнодорожного транспор-

и ремонтные работы, в связанных с экс- та;

Таблица 2

План ввода объектов основных средств

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014

Автосамосвал Е830 Холпак

Количество, ед. 2 1 1 1 1

Экскаватор Р&Н2800 ХРС

Количество, ед. 1 - - - -

Таблица 3

Основные производственно-технические показатели по вскрышному комплексу на 2010-2014 гг. _________

№ п/п Наименование Существующая схема Предлагаемый вариант ±

1 Вскрыша транспортная всего, тыс.м3: 52100 52100 0

-автотранспортная 34600 52100 +17500

-железнодорожная 17500 0 -17500

2 Количество экскаваторов 9 2 -7

3 Количество локомотивов 4 0 -4

4 Количество думпкаров 36 0 -36

5 Количество самосвалов 13 9 -4

6 Численность комплекса, (с учетом вспомогательных цехов) 258 89 -169

7 Произвордительность, м3/чел/мес 3366 9757 +6391

- увеличение производительности труда вскрышного комплекса на участке «Объединенный фронт».

Себестоимость вскрышных работ по существующей и предлагаемой схеме разработки представлена на рис. 3.

Разработан план ввода объектов основных средств по предлагаемому вари-

анту с 2010 по 2014 гг. (табл. 2).

Основные производственно-техни-

еские показатели по вскрышному комплексу на 2010-2014 гг. приведены в табл.

3.

В сравнении с существующей технологией и традиционным набором горнотранспортного оборудования экономическая эффективность предлагаемого варианта существенна, что видно из графика основных денежных потоков (рис. 4).

Таким образом, создание вскрышного комплекса с применением передовых технологий и современного горнотранспортного оборудования на ОАО «Разрез Харанорский» позволит:

1. Повысить производительность труда на вскрышных работах на 290%;

2. Снизить затраты по вскрыше на 26%;

Вариант 1 Существующая схема

Вариант2

Предлагаемая

схема

а Амортизация

і Запчасти и материалы

Электроэнергия

і Ремонты

I Затраты на оплату труда

Рис. 3: Сравнение себестоимости вскрышных работ

Рис 4. График основных денежных потоков

3. Увеличение потребности в капитальных затратах окупить за счет чистой прибыли и реализации высвобождаемой базовой техники за 2,1 года;

4. Получить внутреннюю норму доходности ЖЕ. для данного варианта равной 72,4%;

5. Получить интегральный экономический эффект NPV в сумме 313 032 тыс. руб.

Приведенные показатели свидетельствуют об экономической целесообразности замены базовой техники на вскрыше на новую.

Рассмотрим второй путь повышения эффективности работы ОАО «Разрез Ха-ранорский».

В 2008 году 2,5 млн. м3 вскрыши и 3 млн. т угля транспортировались на разрезе с помощью автосамосвалов и железнодорожного транспорта на тепловозной тяге. Общий расход дизельного топлива на разрезе за 2008 год составил 4,25 тыс. т.

Опыт разреза «Харанорский» показывает, что с понижением горных работ остро встает проблема транспортирования пород вскрыши. В последний пери-

од по заказу предприятия выполнены технико-экономические обоснования железнодорожного транспорта вскрыши подвижным составом на электрической тяге и конвейерно-экскава-торного комплекса, состо-ящего из вскрышного роторного экскаватора и системы конвейеров для доставки пород от забоя до отвала. Тем не менее, до настоящего времени ни один из проектов не реализован на практике и не сформировано однозначного мнения по экономической эффективности какого либо вида транспорта.

В связи с нестабильностью цен на дизельное топливо и трудностью его приобретения, остро встала необходимость перевода существующего железнодорожного транспорта на электротягу.

Планируемые годовые объемы перевозок электрифицированным тран-

портом:

- уголь - 9,0 млн. т (объединенный фронт полей №1 и №2 - 6,0 млн. т, карьерное поле №3 - 3,0 млн. т);

- вскрыша - 5,0 млн. м3 (верхние 4 уступа карьерного поля №1).

В качестве локомотивов рекомендуется использовать тяговый агрегат ОПЭ-1, изготавливаемый Новочеркасским электровозостроительным заводом, без дизельного силового агрегата в тепловозной секции и моторных думпкаров. Инвентарное количество электровозов, необходимых для транспортирования вышеуказанных объемов, составляет 13 шт.

Для внедрения электровозной тяги на разрезе дополнительно предусматривается строительство и приобретение следующих устройств электроснабжения:

- тяговая подстанция с трансформаторами 2^25000 кВА, напряжением 110/10 кВ - 1 шт;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- контактные сети с проводом ТФ-100 на постоянных путях на железобетонных опорах - 29,5 км;

- контактные сети с проводом ТФ-100 на постоянных путях на передвижных путях, на деревянных опорах - 20 км;

- станционные контактные сети - 26,5

км;

- линии электроснабжения - 6 км;

- дежурный пункт с мехмастерской для обслуживания контактной сети - 1 шт;

- распределительный пункт 10 кВ- 1

шт.

На разрезе применяется транспортная и бестранспортная система разработки (комбинированная). Транспорт угля - железнодорожный, транспорт вскрыши -железнодорожный и автомобильный. В качестве локомотива для вывозки угля и вскрыши используются тепловозы ТЭМ-7 в количестве - 6 шт (один в ожидании ремонта), ТЭ-3 - 5 шт (два на списание, один в ремонте, один в ожидании ремонта), 2ТЭ-10В - 19 шт (три на списание, три в ремонте, два в ожидании ремонта), М-62 - 2 шт (в ожидании заводского ремонта). Тепловозы 2ТЭ-10В и М-62 используются на транспортировке угля внешнюю сеть на ст. Шахтерская (МПС) и на вывозке угольных составов со ст. Объединенная на ст. Карьерная. Уголь грузится в полувагоны МПС. Для вывозки вскрышных пород на внутренний и внешний отвал на разрезе имеются думпкары 2ВС-105 в количестве 142 шт., из них к списанию подлежит 45 шт (табл. 4).

Общий износ парка локомотивов -80%, думпкаров - 90%.

Для ремонта и технического обслуживания подвижного состава на разрезе имеются два депо: тепловозное депо на ст.

Карьерная и локомотиво-вагонное депо на ст. Объединенная.

Для снабжения локомотивов топливом, смазочными материалами, водой и песком на ст. Карьерная есть экипировка.

На разрезе существует разветвленная сеть железнодорожных путей, которая обеспечивает плановые перевозки угля и вскрыши. По проекту расширения разреза «Харанорский» была построена ст. Объединенная, пост «Северный», соединительный железнодорожный путь ст.Карьерная - ст. Объединенная, постоянные железнодорожные пути в Северную и Южную выездные траншеи карьерного поля №2, железнодорожный путь ст.Объединенная - пост «Северный». По проекту обработки Засбросовой части осуществлено строительство поста «За-сбросовый» и железнодорожные пути пост «Северный» - пост «Засбросовый».

В табл. 5 приведены основные технико-экономические показатели по вариантам железнодорожного транспорта угля и вскрыши.

Как показывают выполненные расчеты, по эксплуатационным затратам оба варианта равнозначны. По приведенным затратам вариант электровозного транспорта дороже на 12%, что объясняется исключительно разницей в капитальных затратах. Основную долю в капитальных затратах составляет стоимость приобретения электровозов.

В последнее время наблюдается постоянная тенденция к росту стоимости дизельного топлива, а в отдельные периоды и его полное отсутствие, что приводит к остановкам в работе разреза.

С увеличением глубины горных работ будет иметь место рост объемов вскрыши, увеличение уклонов горных выработок, что значительно усложнит работу разреза на тепловозной тяге.

Таблица 4

Количество подвижного состава

Вид и тип подвижного со- Количество, шт

става Всего В том числе:

в ремонте на списание в эксплуатацию

1 2 3 4 5

1. Тепловозы ТЭМ-7 6 1 - 5

2. ТЭ-10В 19 5 3 11

ТЭ-3 5 2 2 1

М-62 2 2 - -

3. Думпкары 2ВС-100 142 45 36

Таблица 5

Основные технико-экономические показатели по вариантам

№ п/п Наименование £ • ир . е Ед. ме Варианты железнодорожного транспорта горной массы

Тепловозная тяга Электровозная тяга

1 2 3 4 5

1 Объемы перевозок - уголь Млн.т 9,0 9,0

- вскрыша Млн.м3 5,0 5,0

2 Количество приобретаемых ло- Шт ТЭМ-7 - 20 ОПЭ-1 - 13

3 комотивов до 2010 года Численность трудящихся Чел. 507 490

4 Годовой расход электроэнергии Тыс. - 26600

5 Годовой расход дизтоплива кВт/час Т 5500 _

6 Капитальные затраты Тыс.руб 257500 426642

7 Эксплуатационные затраты - 145836 149625

8 Приведенные затраты - 171586 192289

Учитывая вышесказанное, считаем, что варианту с применением электровозной тяги на разрезе следует отдать предпочтение.

Таким образом, возможны два пути повышения производительности разреза Харанорский, окончательный будет выбран в течение 2009 года. 1ГШ

— Коротко об авторах ----------------------------------------------------------------------

Авдеев П.Б. - кандидат технических наук, доцент, директор Горного института Читинского государственного университета.

Овешников Ю.М. -доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой открытых горных работ Читинского государственного университета.

Циношкин Г.М. - апирант Читинского государственного университета, исполнительный директор ОАО «Разрез Харанорский», СУЭК.

Самойленко А.Г. - аспирант Читинрского государственного университета, главный инженер ОАО «Разрез Харанорский», СУЭК.

Доклад рекомендован к опубликованию семинаром № 17 симпозиума «Неделя горняка-2009». Рецензент д-р техн. наук, проф. B.C. Коваленко.

Файл:

Каталог:

Шаблон:

Заголовок:

Содержание:

Автор:

Ключевые слова: Заметки:

Дата создания: Число сохранений: Дата сохранения: Сохранил:

8_Авдеев17

^\Новое по работе в универе\ГИАБ-2009\ГИАБ-4\09 C:\Users\Таня\AppData\Roaming\Microsoft\Шаблоны\Normal.dotm УДК 622

Ирина

12.02.2009 9:10:00 7

20.02.2009 12:55:00 Пользователь

Полное время правки: 10 мин.

Дата печати: 24.03.2009 0:05:00

При последней печати страниц: 7

слов: 1 858 (прибл.)

знаков: 10 596 (прибл.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.