УДК 622.271
Субботин Юрий Викторович Yury Subbotin
Овешников Юрий
Михайлович Yury Oveshnikov
Циношкин Георгий Михайлович Georgy Tsinoshkin
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ХАРАНОРСКОГО РАЗРЕЗА В 2001-2013 гг.
TECHNOLOGICAL IMPROVEMENT METHODS OF THE HARANORSKY OPEN-PIT MINE IN 2001-2013
Крупнейшее в Забайкалье Харанорское месторождение бурого угля, известное с 1895 г., начало отрабатываться с 1908 г. вначале подземным, а с 1914 г. — участками открытым способом. Известно 50 угольных пластов суммарной мощностью 80 м, которые залегают на глубине 5...200 м.
Представлен обзор производства вскрышных и добычных работ с использованием роторных (ЭР-1250) и одноковшовых карьерных экскаваторов с погрузкой пород вскрыши в автомобильный и железнодорожный транспорт. Износ большегрузных автосамосвалов к началу 2001 г. составил более 80 %. Для повышения производственной мощности экскаваторно-автомобильного комплекса в период 2014.2020 гг. обоснована необходимость увеличения производительности автосамосвалов и экскаваторов, уменьшения их числа за счет приобретения новых более мощных и списания изношенных, выработавших ресурс.
Выявлена тенденция к снижению объемов железнодорожной и повышению автотранспортной вскрыши.
Одним из путей повышения эффективности и экологической безопасности работы карьерного транспорта на Харанорском разрезе является ис-
The Haranorsky deposit of brown coal is the largest in Transbaikal region, known since 1895, started being developed since 1908 by underground mining and later, since 1914 by surface mining. 50 coal layers with total power of 80m are known to occur at a depth of 5...200 m.
The review of production of stripping and quarrying works with use of rotor ER-1250 excavators and full-revolving shovels with capping rock's loading in motor and railway transport is presented.
The analysis of technical fleet's condition of dump trucks has shown that the heavy-load dump trucks' wear was made more than 80 % at the beginning of 2001. Therefore for increase of excavator and automobile complex capacity in the period of 2014- 2020 there is a necessity of increasing productivity of dump trucks and excavators. It is possible due to the reduction of their number because of buying new and more powerful ones or writing of depreciated and worked out resource mining equipment.
There is a tendency of decrease of railway and increase of motor capping in volume.
One of the ways of efficiency and ecological safety of opencast transport work increase at the Haranorsky open-pit mine is the use of synthetic geo-textile mate-
пользование для укрепления автомобильных дорог синтетических геотекстильных материалов, что позволит увеличить скорость движения автосамосвалов на 10...12 %
rials for strengthening of highways that will allow increasing the driving speed of dump trucks by 10.. .12 %
Ключевые слова: бестранспортная, железнодорожная и автотранспортная вскрыша, плановые и фактические объемы вскрышных работ, автосамосвал, сменная производительность автосамосвала, геотекстильный материал, Хара-норский разрез, Забайкальский край
Key words: non-transport, railway and motor capping, planned and actual volumes of capping works, dump truck, output per shift of a dump truck, geo-textile material, Haranorsky open-pit mine, Transbai-kalie
Угледобывающая промышленность обеспечивает устойчивое функционирование объектов экономики России, является одной из базовых жизнеобеспечивающих отраслей промышленной индустрии. Угольные месторождения, наряду с месторождениями нефти и природного газа, являются важнейшей составляющей топливно-энергетической базы Российской Федерации. Доля угля в топливно-энергетическом балансе страны составляет 14.16 % [1, 6, 9, 12].
Разведанные запасы угля превосходят нефтяные и газовые в три раза. Они имеют более долгосрочную перспективу добычи и потребления. При этом спрос на уголь со стороны тепло- и электроэнергетики ежегодно увеличивается на 10.30 %, соответственно с каждым годом возрастают объемы добычи (2010 г. — 323 млн т, 2011 г. - 336 млн т, 2012 г. - 352 млн т) [7, 10].
В перспективе, согласно «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.», за счет широкомасштабного вовлечения в открытую разработку крупных угольных месторождений, расположенных в труднодоступных районах страны со слаборазвитой инфраструктурой, неблагоприятным суровым климатом и сложными горногеологическими условиями, объемы добычи угля составят 430 млн т / год [2, 5, 11].
При этом предусматривается вовлечение в хозяйственный оборот местных топливно-энергетических ресурсов Сибири и Дальнего Востока с максимальным использованием потенциала семнадцати приоритетных действующих угольных разрезов,
к которым в Забайкальском крае относится ОАО «Разрез Харанорский» Сибирской угольной энергетической компании «СУЭК». Запасы бурого угля Харанорского месторождения составляют 1 105 915 тыс. т — 25 % от общих разведанных запасов угля в Забайкальском крае [7, 8]. Угли Ха-ранорского месторождения являются бурыми и по трудности экскавации относятся к III категории.
В настоящее время месторождение разрабатывается открытым способом. Проектная глубина Харанорского разреза составляет 240 м. Предельный коэффициент вскрыши 8,4 м3/т [1, 6]. В ближайшее десятилетие на Основном участке карьерного поля № 2 будут отрабатываться три угольных пласта (сверху вниз): Новый II, Новый 1б и Новый 1а, а на карьерном поле № 3 — два угольных пласта — Новый 1б и Новый 1а.
Добычные работы на разрезе проводятся роторными экскаваторами ЭР-1250, ЭРП-1600 и механическими лопатами ЭКГ-4У (8И), ЭКГ-5А с погрузкой угля в железнодорожные вагоны МПС и автотранспорт. Основной добычной машиной является роторный экскаватор теоретической производительности 1250 (1600) м3/ч.
В зимнее время ( декабрь-июнь) на добычных работах предусматривается использование также роторного экскаватора чешского производства К-650, который в летнее время (июль-ноябрь) используется на вскрышных работах.
Применение роторных экскаваторов обеспечивает отказ от производства буров-
зрывных работ на добыче угля и, как следствие, более безопасные условия ведения горных работ в части исключения эндогенных пожаров, высокую производительность погрузки угля в транспортные сосуды, требуемую согласно ГОСТ на угли Восточной Сибири кусковатость угля при отправке его потребителям.
Погрузка угля в основном производится в вагоны МПС непосредственно в забое. Схема производства добычных работ с использованием роторных экскаваторов ЭР-1250-ОЦ с погрузкой угля в средства железнодорожного транспорта приведены на рис. 1 [1, 8].
На отдельных участках, где невозможно завести железнодорожные пути в угольные забои, погрузка угля производится экскаваторами К-650 и ЭКГ-8И в автосамосвалы БелАЗ. Автосамосвалы подвозят
уголь к ближайшим железнодорожным забойным тупикам, откуда он отгружается в вагоны МПС. Схемы ведения добычных работ экскаваторами К-650 и ЭКГ-8И с погрузкой в автосамосвалы приведены на рис. 2, 3. [1, 8].
Предусматривается также частичное использование драглайнов для выемки угля из нижних угольных пачек и пластов и складирование его вдоль забойных железнодорожных путей, расположенных на вышележащих горизонтах. Со штабеля уголь отгружается роторным экскаватором в вагоны МПС.
Местным потребителям уголь отгружается в зимнее время экскаватором ЭКГ-5А в транспорт потребителя («самовывоз»). Ежегодный объем отгружаемого угля — 100 тыс. т [2, 4, 8].
Рис. 1. Схема ведения добычных работ роторным экскаватором ЭР-1250 ОЦ с погрузкой в средства железнодорожного транспорта Основной участок карьерного поля № 2
Рис. 2. Схема ведения добычных работ роторным экскаватором К-650 на пл. Новый II с погрузкой в автосамосвалы
А-А
Рис. 3. Схема ведения добычных работ экскаватором мехлопатой ЭКГ-8И с погрузкой в автосамосвалы
Высота добычных уступов, отрабатываемых роторными экскаваторами, колеблется в пределах 10...16 м; на участке за-падения пласта и при отслеживании почвы полого залегающего пласта периодически осуществляется работа с размещением роторного экскаватора на 1,5.3,0 м ниже уровня забойных рельсовых путей. Величина разности отметок 3,0 м по габаритам разгрузочной части роторного экскаватора является предельной. Паспортная ширина добычной заходки — 20.26 м. В зоне расщепления пласта Новый 1а предусматривается селективная выемка угля и породных прослойков добычными роторными экскаваторами. При этом порода из прослойков может непосредственно переваливаться в выработанное пространство и впоследствии переэкскавироваться драглайнами при вскрытии пласта 1.
Объемы добычи угля непосредственно связаны с производством вскрышных работ, которые в основном выполняются по транспортной схеме мехлопатами ЭКГ-
12,5, ЭКГ-8И, ЭКГ-4У с вывозкой пород вскрыши автомобильным и железнодорожным транспортом (рис. 4, 5), а также по бестранспортной схеме — с применением драглайнов ЭШ-10/70, ЭШ-15/80, ЭШ-20/90 (рис. 6) [1, 2].
Анализ статистического материала, обобщение результатов ранее выполненных исследований, проведенных на действующем предприятии ОАО «Разрез Харанор-ский», показывают, что основной задачей разреза является увеличение объемов добычи угля и достижение проектной производственной мощности 12 млн т / год [1, 3].
Однако вопросы, связанные с совершенствованием производства вскрышных работ и разработкой методики их выполнения, исследованы недостаточно.
Начиная с 2001 г. и по настоящее время Харанорский буроугольный разрез находится в состоянии, характеризующемся высоким износом основного горного вы-емочно-погрузочного и транспортного оборудования, снижением объемов вскрыш -ных работ, их отставанием, а также ограничением готовых к выемке запасов угля (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика оборудования по состоянию на 1.01.2001 г.
Оборудование Количество оборудования Степень износа оборудования, %
Экскаваторы:
ЭР-1250 (ЭРП-1600) 7 86
ЭКГ-4,6 (5А) 4 88
ЭКГ-4У (8И) 16 97
ЭКГ-12,5 7 82
ЭШ-10/70 (13/50) 6 92
ЭШ-15/80 (20/90) 2 70
Итого 42 88
Автосамосвалы:
БелАЗ-7523 (42 т) 20 63
БелАЗ-7519 (110 т) 19 72
Итого 39 70
Тепловозы:
ТЭМ-2У 4 70
ТЭМ-7 5 90
ТЭ-3 5 75
2ТЭ-10В 8 70
М-62 2 78
Итого 24 79
Рис. 4. Элементы рабочей площадки по вскрыше при работе ЭКГ-12.5 (ЭКГ-8И) на автомобильный транспорт
Рис. 5. Элементы рабочей площадки по вскрыше при работе ЭКГ-12.5 (ЭКГ-8И) на железнодорожный транспорт
Рис. 6. Схема экскавации вскрышных пород драглайнами ЭШ-10/70 и ЭШ-15/80
Анализ технического состояния автосамосвалов на начало 2001 г. показывает, что средневзвешенный процент износа в целом по парку автосамосвалов составляет 70,47 %, в том числе по БелАЗ-7519 — 72 %, по БелАЗ-7523 - 63 %. Кроме того, в среднем 42 % автосамосвалов имеют износ более 80 %, в том числе по маркам: 73 % грузоподъемностью — 110 т и 11 % — 42 т. В рабочем состоянии в среднем находится 18...22 автосамосвалов по парку БелАЗов — в равной степени и по маркам. Максимум по автотранспортной вскрыше
(64,4 %, или 13,7 млн м3 / год) достигнут в 2001 г.
При годовой добыче угля роторными экскаваторами с погрузкой угля в железнодорожные вагоны МПС, достигшей в 2001 г. 9,5 млн т, общие годовые объемы вскрыши составили 21,95 млн м3, из них: бестранспортная — 4,85 млн м3, транспортная — 17,1 млн м3 (в том числе с применением автотранспорта 13,7 млн м3 и железнодорожного транспорта 3,4 млн м3).
График изменения объемов вскрышных работ с 2001 по 2013 гг. приведен на рис. 7.
25
20
I
ф ,0 \о О
10
о
2000
\
\ S Í V V
^ V V / JT-^N
4 \ P-Í
\ ♦ J V — ✓ ( ^ V
|
2002
2004
— план
—X— факт а/тр
— Q- планб/тр
2006 факт
план ж/д факт б/тр
2008
2010
плана/тр факт ж/д
2012 2014 Годы
Рис. 7. Динамика вскрышных работ на Харанорском разрезе в 2001-2013 гг.
В период 2002-2013 гг. на разрезе начался процесс технического перевооружения — старое, выработавшее свой ресурс горное оборудование ( экскаваторы, тепловозы, автосамосвалы) списывается. Поэтому, начиная с 2002 г., среднегодовые объемы вскрыши по сравнению с 2001 г. снизились в 2,5 раза и в среднем за год составили 8,8 млн м3.
Соотношение объемов вскрыши, выполненной за период 1992-2013 гг. бестран-
спортной и транспортной ( автомобильный и железнодорожный транспорт) системами разработки, представлено на рис. 8.
Колебания объемов бестранспортной вскрыши за эти годы незначительные (от 0 до 1,98 млн м3 / год), объемы транспортной вскрыши изменяются от 2,9 до 13,5 млн м3 / год ( в том числе с применением автомобильного транспорта от 2,2 до 8,7 млн м3 / год и железнодорожного — от 0,7 до 4,8 млн
м3 / год).
□ - автотранспортная Щ - железнодорожная И - бестранспортная
Рис. 8. Доля производства вскрышных
работ по видам (2001-2013 гг.), %
Минимальный годовой объем вскрыши (рис. 7) приходится на 2005 г. — 2,9 млн м3: автотранспортная — 2,2 млн м3, железнодорожная — 0,7 млн м3, бестранспортная — 0.
В 2011 г. объемы вскрыши достигли максимального значения — 14,5 млн м3: автотранспортная — 8,7 млн м3, железнодорожная — 4,7 млн м3, бестранспортная — 1,1 млн м3. При этом сохранилась тенденция увеличения автотранспортной вскрыши.
Анализ выполненных исследований показал, что для повышения экономической эффективности открытой разработки Харанорского буроугольного месторождения необходимо выполнить техническое перевооружение разреза. Требуется замена железнодорожной вскрыши на автотранспортную, а также замена всего существу-
ющего парка экскаваторов и самосвалов, применяемых на вскрыше, на более производительные.
Создание вскрышного комплекса с применением передовых технологий и современного горнотранспортного оборудования на ОАО «Разрез Харанорский» является актуальной научной задачей. К 2013 г. на разрезе произведена частичная замена устаревших автосамосвалов, используемых на автотранспортной вскрыше, на новые автосамосвалы большей грузоподъемности - БелАЗ-7512 (120 т), БелАЗ-75131 (130 т) и БелАЗ-75302 (220 т) (табл. 2).
Таблица 2
Автопарк новых автосамосвалов на вскрыше (1.01.2013 г.)
Оборудование Количество
БелАЗ-7512 (грузоподъемность 120 т) 5
БелАЗ-75131 (грузоподъемность 130 т) 2
БелАЗ-75135 (грузоподъемность 130 т) 2
БелАЗ-75302 (грузоподъемность 220 т) 1
Итого 10
В основе выбора нового оборудования заложены: высокая производительность и технико-экономические показатели, опыт работы нового оборудования на других предприятиях России (табл. 3) [8].
Таблица 3
Варианты комплектации оборудования вскрышного комплекса
Варианты набора оборудования Номер варианта I II III IV V
Тип воспроизводства Локальное воспроизводство Комплексное воспроизводство
Экскаватор Существующий набор оборудования + БелАЗ-75131 (4 ед.) ЭКГ-18 (2 ед.) РС-5500 (2 ед.) Р&Н-2800 Харнешфегер (1 ед.) Р&Н-2800 Харнешфегер (1 ед.)
Автосамосвал БелАЗ-75306 (9 ед.) Холпак 830Е (6 ед.) БелАЗ-75306 (9 ед.) Холпак 830Е (6 ед.)
Критерии оценки Суммарные капитальные затраты, млн руб. 216 1310 1574 1151 1447
Суммарные эксплуатационные затраты, млн руб. 2154 1895 1685 1682 1596
Себестоимость 1 м3 вскрыши, руб. 42,0 37,8 32,34 32,29 30,6
Чистый дисконтированный доход (МР¥), тыс. руб. 76 817 77 269 140 929 409177 389 850
^ к базовому варианту, тыс. руб. 0 452 64 112 332 359 313 032
Оптимальный вариант Вариант V
Из рассмотренных вариантов комплектации современного горнотранспортного оборудования вскрышного комплекса наиболее оптимальным является V вариант.
Ожидаемые результаты инвестирования:
— ликвидация железнодорожной вскрыши;
— оптимизация численности персонала вскрышного комплекса;
— исключение затрат на производство БВР;
— увеличение коэффициента использования оборудования;
— снижение затрат на вспомогательные и ремонтные работы, связанные с эксплуатацией железнодорожного транспорта;
— увеличение производительности труда вскрышного комплекса на участке «Объединенный фронт».
Себестоимость вскрышных работ по существующей и предлагаемой схеме разработки представлена на рис. 9.
Рис. 9. Величина затрат на производство вскрыши по вариантам
Производственно-технические пока- вскрышных работ (оптимальный вариант) затели по предлагаемой схеме выполнения приведены в табл. 4.
Таблица 4
Основные производственно-технические показатели по вскрышному комплексу
на 2010-2014 гг.
Показатели 2010 2011 2012 2013 2014
Автосамосвал E830 Холпак
Количество, ед. 2 1 1 1 1
Экскаватор P&H2800 ХРС
Количество, ед. 1 - - - -
Сравнительная оценка использования основного горнотранспортного оборудования при производстве вскрышных работ по существующей схеме и предлагаемому ва-
Таким образом, создание вскрышного комплекса с применением передовых технологий и современного горнотранспортного оборудования на ОАО «Разрез Харанорс-кий» позволит:
— повысить производительность труда на вскрыше на 290 %;
— снизить затраты по вскрыше на 26 %;
— окупить за 2,1 год капитальные затраты за счет чистой прибыли и реализации высвобождаемой базовой техники;
— получить внутреннюю норму доход-
рианту применения вскрышного комплекса, а также месячная производительность труда рабочих, занятых на вскрыше, и их численность приведены в табл. 5.
Таблица 5
ности IRR для данного варианта, равную 72,4 %.
Приведенные показатели свидетельствуют об экономической целесообразности замены базовой техники на новую.
Для повышения эффективности эксплуатации автомобильного транспорта исследованы возможности использования геотекстильных морозостойких материалов в конструкциях дорожных одежд.
Физико-механические характеристики синтетических волокон приведены в табл. 6.
Показатели Виды волокон (плотность, кг / м3)
Полиэфирные (1360...1380) Полиамидные (1140) Полиэтилен (950...960) Полипропилен (900...920)
Модуль упругости, МПа 500...1100 800...1600 500...1000 700...1200
Температура плавления, 0С 256 218/256 130 165
Водопоглащение,% при 21 0С, влажность 65 % при 24 0С, влажность 95 % 0,2...0,5 0.8...1 3,5/4,5 6...9 0 0 0 0
Разрывная прочность, нормальные условия, МПа 35...90 45...70 32...65 22...55
Склонность к ползучести Незначительная Очень большая Средняя
Устойчивость против воздействия:
- слабых кислот Хорошая Очень хорошая
- щелочей Хорошая Хорошая Очень хорошая
- микроорганизмов Очень хорошая Хорошая Очень хорошая Очень хорошая
Светостойкость Хорошая Плохая Средняя Плохая
План ввода объектов основных средств производства вскрыши
№ п/п Наименование Существующая схема Предлагаемый вариант ±
1 Вскрыша транспортная всего, тыс. м3: - автотранспортная - железнодорожная 52100 34600 17500 52100 52100 0 0 +17500 -17500
2 Количество экскаваторов 9 2 -7
3 Количество локомотивов 4 0 -4
4 Количество думпкаров 36 0 -36
5 Количество автосамосвалов 13 9 -4
6 Численность комплекса (с учетом вспомогательных цехов) 258 89 -169
7 Производительность, м3/чел /мес. 3366 9757 +6391
Таблица 6
Физико-механические характеристики синтетических волокон
При эксплуатации автодорог с низкой несущей способностью без применения геотекстиля, укладываемого под слоем щебня, мелкие частицы щебня перемешиваются с грунтом, который является своеобразным смазывающим материалом для щебня. При этом разрушается нижняя часть щебеночного слоя. Наличие геотекстильного материала под слоем щебня отделяет его от грунта, благодаря чему щебень уплотняется и обеспечивает необходимую несущую способность.
Кроме того, геотекстильная ткань, выполненная на основе полиэтиленовых волокон, сбрасывая воду в поперечном направлении, повышает несущую способность грунта, выполняет функции армирования, дренажа, защиты и фильтрации.
Укладку полотен синтетического рулонного материала путем раскатки рулонов на всю ширину подготовленного и спланированного верха земляного полотна осуществляют вручную двое рабочих. Рулоны
укладывают таким образом, чтобы перекрытие полотен составляло 0,08.0,12 м.
После укладки, соединения и закрепления полотен завозят автосамосвалами песок, который разравнивается бульдозерами на армирующем слое. Песок уплотняют катком на пневмошинном ходу с предварительным увлажнением. На песчаный слой укладывают верхние слои дорожной одежды.
Использование геотекстильного материала позволяет повысить провозную и пропускную способность автомобильных дорог, обеспечивает увеличение скорости движения производительности автосамосвалов. Одновременно существенно снижаются затраты на строительство, текущий ремонт автомобильных дорог, уменьшается износ шин, потребность в запасных частях, снижаются выбросы загрязняющих веществ и в целом эксплуатационные затраты по автотранспорту.
Литература_
1. Авдеев П.Б., Овешников Ю.М., Циношкин Г.М., Самойленко А.Г. Геотехнологические проблемы разработки Харанорского буроугольного месторождения / / Горный информационно аналитический бюллетень. № 4. М.: Изд-во «Горная книга», 2012. С. 24-28.
2. Андрейчук Д.А. Эколого-экономические аспекты состояния угольной промышленности Читинской области // Вестник ЧитГУ. Вып. 36. Чита: ЧитГУ, 2004. С. 74-81.
3. Гулидов Р. В. Прогнозирование долгосрочного развития топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока: автореф. дис.: канд. экон. наук. Хабаровск, 2006. 20 с.
4. Мисевра О.А., Щадов М.И. Угольно-энергетический баланс Восточной Сибири и Дальнего Востока. М.: МГГУ, 2003. 472 с.
5. Наркелюн Л.Ф., Офицеров В.Ф. Комплексное использование ископаемых углей. Чита: ЧитГТУ, 2000. 271 с.
6. Овешников Ю.М., Циношкин Г.М., Самой-ленко А.Г. Пути повышения эффективности разработки Харанорского буроугольного месторождения // Научный симпозиум «Неделя горняка-2009»,
_References
1. Avdeev P.B., Oveshnikov Yu.M., Tsinoshkin G.M., Samoylenko A.G. Gorny informatsionno-analitichesky byulleten (Mining informational and analytical bulletin), no. 4. Moscow: Publishing house «Mountain Book», 2012. pp. 24-28.
2. Andreychuk D.A. Vestn. Chit. Gos.Univ. (Bulletin of ChitGU). Vol. 36. Chita: ChitGU, 2004, pp. 74-81.
3. Gulidov R.V. Prediction of long-term development of the fuel and energy complex of the Far East [Prognozirovanie dolgosrochnogo razvitiya toplivno-energeticheskogo kompleksa Dalnego Vostoka]: abstract. dis. cand. econ. sciences. Khabarovsk, 2006. 20 p.
4. Misevra O.A., Schadov M.I. Ugolno-energet-ichesky balans Vostochnoy Sibiri i Dalnego Vostoka [Coal and energy balance of Eastern Siberia and the Far East]. Moscow: Moscow State Mining University, 2003. 472 p.
5. Narkelyun L.F., Offitserov V.F. Kompleksnoe ispolzovanie iskopaemyh ugley [Integrated use of fossil coal]. Chita: ChitGTU, 2000. 271 p.
6. Oveshnikov Yu.M., Tsinoshkin G.M., Samoylenko A.G. Nauchny simpozium «Nedelya gornya-ka-2009posvyashhen 90-letiyu so dnya obrazovani-ya MGA-MGI-MGGU (Scientific Symposium «Week of
посвящен 90-летию со дня образования МГА-МГИ-МГГУ, 26-30 января 2009 г. Москва. С. 193-198.
7. Самойленко А.Г. Статистический анализ зольности и влажности угля Харанорского буроу-гольного месторождения // Вестник Забайкальского государственного университета. 2014. № 3 (106). Чита: ЗабГУ. С. 24-32.
8. Скурский М.Д. Недра Забайкалья. Чита: РАЕН, 1996. 695 с.
9. Томаков П.И., Манкевич В.В. Открытая разработка угольных и рудных месторождений. М.: МГГУ, 2000. 612 с.
10. Циношкин Г.М. Анализ производства вскрышных работ на Харанорском угольном разрезе в период 1992-2001 гг. // Вестник Забайкальского государственного университета. 2014. № 6 (109). Чита: ЗабГУ. С. 57-66.
11. Энергетическая стратегия России до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. № 1234-р. М. 2003. 103 с.
12. Яковлев В.Л. Мировые и российские тенденции в производстве и потреблении минерального сырья // Известия вузов. Горный журнал. 2006. № 2. С. 25-29.
Коротко об авторах_
Субботин Ю.В., д-р техн. наук, профессор каф. «Открытые горные работы», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия
Научные интересы: открытые горные работы, разработка угольных месторождений
Овешников Ю.М., д-р техн. наук, профессор, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия
Научные интересы: открытые горные работы, разработка угольных месторождений
Г.М. Циношкин, аспирант, Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ
Научные интересы: открытые горные работы, разработка угольных месторождений
the miner-2009», devoted to the 90th anniversary of the founding of the MGA-MHI-MGGU), 26-30 January 2009. Moscow. P. 193-198.
7. Samoylenko A.G. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2014, no. 3 (106). Chita: ZabGU. P. 24-32.
8. Skursky M.D. Nedra Zabaykaliya [Nedra of Transbaikalie]. Chita: Natural Sciences, 1996. 695 p.
9. Tomakov P.I., Mankiewicz V.V. Otkrytaya razrabotka ugolnyh i rudnyh mestorozhdeniy [Open pit coal and ore deposits]. Moscow: Moscow State Mining University, 2000. 612 p.
10. Tsinoshkin G.M. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2014, no. 6 (109). Chita: ZabGU. P. 57-66.
11. Energeticheskaya strategiya Rossii do 2020 goda (Russia's Energy Strategy to 2020): approved by a governmental decree dated August 28, no. 1234-r. Moscow, 2003. 103 p.
12. Yakovlev V.L. Izvestiyavuzov. Gornyzhurnal (Proceedings of the universities. Mining Journal), 2006, no. 2. pp. 25-29.
_Briefly about the authors
Yu. Subbotin, doctor of technical sciences, professor, Open Pit Mining department, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: open mining, development of coal fields
Yu. Oveshnikov, doctor of technical sciences, professor, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: open mining, development of coal fields
Tsinoshkin G., postgraduate, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: open mining, development of coal fields