Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА»

Оройч З. С. Демографiчнi та соцiально-економiчнi проблеми розвитку мiських агломерацiй : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня докт. екон. наук: : спец. 08.00.07 „Демографiя, економша пращ, сощальна економiка i полггика" / З. С. Оройч. — К. : 1нститут демографii та сощальних дослiджень НАН Украiни, 2009. — 32 с.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Адам Смит ; [пер. с англ. ; предисл. В. С. Афанасьева]. — М. : Эксмо, 2007. — 960 с. — (Антология экономической мысли).

Томпсон Дж. Социология : [вводный курс : учебник] / Дж. Л. Томпсон, Дж. Пристли ; [пер. с англ. А. К. Меньшикова]. — М. : АСТ ; Львов : Инициатива, 1998. — 491 с.

Чорний Д. М. По лiвий бж Дншра: проблеми модершзацп мют Украши (кшець XIX - початок XX ст.) : [моногр.] / Д. М. Чорний. — Харюв : ХНУ iменi В. Н. Каразша, 2007. — 304 с.

Некрасова В.В. студент направления «Экономика» Власова Т.А., к.э.н., доцент кафедры «Статистика и ЭАДП»

ФГБОУВПО ОрелГАУ Россия, г.Орел

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

МОЛОКА

На сегодняшний день молоко и молочные продукты занимают важное место в продовольственном подкомплексе страны. В настоящее время актуальной является задача повышения эффективности функционирования отрасли молочного скотоводства, что обусловлено её высокой долей в производстве валовой продукции сельского хозяйства и необходимостью обеспечения населения страны молочной продукцией. Так, в соответствии с «Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» установлено, что удельный вес молока и молочной продукции российского производства в их общем товарном объёме к 2018 г. должен быть не менее 58%. В 2012 г. этот показатель составил 79,6% [4]. В целом ситуация в отрасли в последнее время ухудшилась. К основным причинам сокращения производства молока можно отнести недостаток кредитных ресурсов, низкий уровень рентабельности молока, отсутствие развитой сбытовой инфраструктуры на селе.

На современном этапе развития в условиях рыночной экономики обеспечение стабильной работы предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции является важнейшей задачей для управляющих всех уровней общества. Прибыль является одним из главных показателей, который характеризует финансовый результат деятельности организации и выступает важнейшим фактором стимулирования

производственной деятельности, создает финансовую основу для ее расширения и удовлетворения социальных потребностей трудового коллектива[3].

Статистико-экономический анализ важен для определения тенденций, характерных для предприятий Орловской области, а также выявления влияния различных факторов на уровень прибыли от продажи молочной продукции.

Путем проведения группировок можно определить те факторы, которые непосредственно влияют на финансовые показатели производства. Применив метод группировок при изучении данных о производстве и реализации молока по совокупности предприятий Орловской области было установлено, что с увеличением уровня молочной продуктивности коров увеличивается прибыль от продажи 1 ц молока, а также рентабельность производства. Следовательно, между этими показателями существует прямая зависимость (таблица 1).

Таблица 1 - Влияние молочной продуктивности коров на показатели эффективности производства молока по выборочной совокупности предприятий Орловской области, 2011г.

Группы предприятий по уровню молочной продуктивности,

ц

Число предприя-

тий

Средняя себестоимость 1ц молока,

руб-

Средние затраты труда на

производство 1ц молока, чел-час.

Средняя прибыль от

продажи 1 ц молока,

руб.

Рентабельность производства молока, %

19,90 - 28,22

10

928

4,4

18

1,9

30,36 - 39,20

13

101

4,6

176

16,8

41,49 - 55,11

12

974

2,6

346

34,8

По

совокупности в целом

35

974

3,5

259

25,9

Полученное в ходе корреляционно-регрессионного анализа уравнение связи между продуктивностью и прибылью от реализации молока имеет вид: у=-757,1+23,7х.

Установлено, что при увеличении молочной продуктивности на 1 ц в среднем прибыль от продажи 1 ц молока увеличивается на 23,7 рубля. Кроме того, в среднем по совокупности изучаемых предприятий Орловской области прибыль от реализации 1 ц молока увеличится на 7,2% при увеличении молочной продуктивности на 1% от своего среднего значения. Вариация прибыли от реализации 1 ц молока на 36% объясняется вариацией молочной продуктивности, а остальные 64% вариации результативного признака обусловлены другими, не включёнными в уравнение факторами. Таким образом, увеличение молочной продуктивности коров является одним из возможных способов, способствующих повышению эффективности производства молока.

Для повышения молочной продуктивности коров необходимо разрабатывать сбалансированную кормовую базу: увеличивать ассортимент кормов, повышать их качество, уровень питательных веществ и витаминно-минеральных комплексов. На сегодняшний день существует большое количество специализированных программ для автоматизации процесса подбора оптимального рациона.

Особенностью отрасли молочного скотоводства является то, что её эффективность зависит от степени использования потенциала животных, их возможностей. Поэтому для повышения эффективности данной отрасли необходимо сочетание большого комплекса факторов: биологических, экономических, технических и др.

На сегодняшний день наблюдается очень низкий уровень механизации в молочном скотоводстве. Это является причиной низкой производительности труда и, как следствие, невысокой экономической эффективности производства молока. Решению этой проблемы может способствовать внедрение инновационных технологий, модернизация и техническое перевооружение производственных мощностей.

Так, например, использование систем добровольного доения («доильных роботов») может способствовать повышению производительности труда, сохранению срока продуктивного использования коров на высоком уровне, а также возможности поэтапной модернизации и снижению финансовых рисков [5].

Помимо этого, важнейшими условиями роста эффективности производства молока являются: расширение объемов производства благодаря качественному усовершенствованию молочного стада и введению новых пород КРС; повышение качества и конкурентоспособности молока; применяемые цены.

Вышеперечисленные факторы, воздействующие на объем прибыли от реализации молока, как в сторону увеличения, так и уменьшения, должны являться предметом тщательного анализа.

Кроме того, государство располагает большим количеством финансовых рычагов регулирования производства продуктов сельского хозяйства: особый порядок кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей; государственную поддержку страхования производителей аграрной сферы; регулирование цен на товары и услуги; особый порядок налогообложения предприятий; аграрное законодательство; возможности и условия реализации сельскохозяйственной продукции и др.

Осуществление изложенных мер будет способствовать росту эффективности производства, а также преодолению кризисного состояния в изучаемой отрасли АПК.

Использованные источники:

Афанасьев В. Н. Статистика сельского хозяйства/ В.Н. Афанасьев, А.И. Маркова А. И. — М.: Финансы и статистика, 2002. -272 с.

Елисеева И.И. Общая теория статистики/ И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев — М.: Финансы и статистика, 2007.- 480 с.

Особенности факторного анализа финансовых результатов деятельности организаций (Электронный ресурс).- Режим доступа http: //j ournal .kfrgteu.ru/files/1/2012_7_19.pdf.

Лабинов В.В. Состояние молочного рынка России: проблемы и способы их нивелирования/ Лабинов В.В.//Молочная промышленность. - 2013. - №4. -С. 5-11.

Суровцев В., Никулина Ю. Оценка экономической эффективности инновационных технологий доения и содержания молочного стада / Суровцев В., Никулина Ю.// Молочное и мясное скотоводство. - 2013. - №1. - С. 2-5.

Новоселов С.Н., доктор сельскохозяйственных наук,

кандидат экономических наук заведующий кафедрой «Управление производством и отраслевая

экономика»

Московский государственный университет

пищевых производств г.Москва, Россия

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ

В ходе нашего исследования были определены перспективы устойчивого развития рынка экологических товаров и услуг на основе стратегических (модельных) ориентиров развития сельскохозяйственного производства экологических товаров, увеличения товарооборота розничной торговли данной группы товаров и роста объемов оказываемых экологических услуг, реализуемые в направлениях: продвижение согласно дорожной карте, создание регионального консорциума производителей, формирование единого информационного пространства, оптимизация системы государственной поддержки;

Среди перспективных направлений достижения устойчивого развития локального рынка экологических товаров и услуг предлагается создание регионального консорциума, который объединит усилия производителей, представителей торговых организаций, учреждений инфраструктуры, иных участников данного рынка. Планируется, что региональный консорциум должен стать инициатором установления стабильных экономических, организационных, инновационных, производственных, технологических и иных отношений, призванным сыграть катализирующую роль в развитии и дальнейшем совершенствовании рассматриваемого рынка. К числу преимуществ хозяйствующих субъектов при участии в региональном консорциуме следует отнести: концентрацию капитала и иных ресурсов, активизацию инновационной деятельности, повышение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.