Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ / УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / КРУПНЫЕ ГОРОДА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Усманова М.Н., Рахмат Б.А.

В статье акцентировано внимание на приоритетных направлениях обеспечения безопасности дорожного движения в крупных городах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE ROAD SAFETY IN LARGE CITIES

The article focuses on the priority areas for ensuring road safety in large cities.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ»

Усманова М.Н. профессор Рахмат Б.А. старший преподаватель Ташкентский государственный транспортный университет

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ

Аннотация. В статье акцентировано внимание на приоритетных направлениях обеспечения безопасности дорожного движения в крупных городах.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения; максимальная скорость; дорожно-транспортных происшествий; участники дорожного движения; крупные города.

Usmanova M.N. professor Rakhmat B.A. senior lecturer Tashkent State Transport University

WAYS TO IMPROVE ROAD SAFETY IN LARGE CITIES

Annotation. The article focuses on the priority areas for ensuring road safety in large cities.

Key words: road safety; maximum speed; traffic accidents; road users; big cities.

Вопрос организации безопасности дорожного движения в городе Ташкенте, где с каждым днем растет количество автомобилей на дорогах, является одной из актуальных проблем современности. В городе - 4140 улиц и дорог, их протяженность 4024,1 км; свыше 600 перекрестков. Все перекрестки оборудованы светофорами, из них 108 компьютеризированной системой безопасности движения[4].

Практически ежедневно средства массовой информации сообщают о дорожно-транспортных происшествиях в разных регионах нашей страны, к сожалению, большинство из них заканчиваются тяжелыми последствиями.

В республике совершенствуется сфера безопасности дорожного движения, регулирования дорожного движения и повышения культуры пешеходов на проезжей части. В 2018-2022 годах принята Концепция обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Узбекистан.

Она направлена на совершенствование нормативно-правовой базы и повышение правовой культуры участников дорожного движения.

Также было внесено предложение о снижении скорости автотранспорта в городах и населенных пунктах Узбекистана с 70 до 60 км/ч. Это предложение было изложено в проекте документа, вынесенном на обсуждение общественности[5].

Из зарубежного опыта можно сказать, что в мире не так много стран, где максимально разрешенная скорость составляет 70 км/ч. В ряде стран СНГ, Армении, Грузии, Азербайджана максимально разрешенная скорость в населенных пунктах составляет 60 км/ч.

С 1 января 2019 года Украина снизила максимальную скорость с 60 до 50 км/ч в качестве меры по снижению количества смертей на дорогах. Скорость движения в 29 странах Европы составляет 50 км/ч, в Лондоне -48 км/ч.

Согласно исследованиям, превышение скорости напрямую связано с вероятностью аварии и ее серьезными последствиями. Например, увеличение скорости на один процент увеличивает вероятность аварии со смертельным исходом на 4 процента, а вероятность серьезной аварии — на 3 процента. Пешеходы также чаще погибают в результате столкновения с автомобилем. (При скорости 65 км/ч вероятность такого результата в 4,5 раза выше, чем при скорости 50 км/ч). При движении со скоростью 65 км/ч вероятность гибели водителя и пассажиров в результате бокового удара составляет 85 процентов[2].

Снизив среднюю скорость этого на 5%, количество дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом можно сократить почти на 30%. Следовательно, чем выше скорость, тем ниже стоит автомобиль, что увеличивает вероятность возникновения транспортно-транспортного процесса.

Водителю, движущемуся со скоростью 70 км/ч по сухой дороге, необходимо проехать 18-20 м, чтобы среагировать на ситуацию, а для полной остановки ему необходимо проехать 47 м.

Есть и другие факторы, которые могут повлиять на скорость, в том числе алкоголь, дорожные условия, плотность движения и погодные условия. Наряду с принятием законов об ограничении скорости также важны их соблюдение, проектирование дорог и внедрение транспортных средств.

В докладе о безопасности дорожного движения в мире за 2015 г. из 180 стран-участниц 97 штатов имеют ограничение скорости 50 км/ч в городских районах, но только 27 стран (15%) дали положительную оценку обеспечению соблюдения законов об ограничении скорости (8) и выше по 10-бальной шкале[7].

Согласно последнему докладу Всемирной организации здравоохранения о состоянии безопасности дорожного движения в мире,

число смертей в результате дорожно-транспортных происшествий увеличивается, и этот показатель составляет 1,35 млн. смертей в год.

В отчете в качестве основной причины смерти детей и женщин в возрасте от 5 до 29 лет отмечены травмы в результате несчастных случаев. Более половины погибших на дорогах составляют «инвалиды» — пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты.

По мнению исследователей, одной из основных причин проблемы являются элементарные ошибки водителей на дорогах: превышение скорости, не пристегнутый ремень безопасности, вождение в нетрезвом виде, использование телефона за рулем. Исключение таких случаев и соблюдение элементарных правил дорожного движения позволит снизить количество дорожно-транспортных происшествий вдвое.

Например, по статистике, пристегнутый ремень безопасности снижает вероятность гибели водителя и передних пассажиров на 45-50 процентов, а вероятность смерти и серьезных травм пассажиров задних сидений - на 25 процентов. А использование детских удерживающих устройств может снизить вероятность смерти на 60 процентов.

Поэтому важно повышать личную ответственность участников дорожного движения, в том числе путем их широкого информирования о последствиях нарушения правил дорожного движения.

Депутаты Ташкента, столицы нашей республики, приняли решение ограничить скорость движения автомобилей до 60 км/ч во всех районах города и малых населенных пунктов, а в центральных районах до 50 км/ч, приблизив к 10 км/ч.

После вступления в силу решения специальной комиссии скорость движения автотранспорта на Малой кольцевой автодороге в Ташкенте будет установлена на уровне 60 км/ч. Кроме того, на десятках центральных улиц ограничение скорости составляет 50 км/ч.

Известно, что в связи с этим разработана «Дорожная карта», на основании которой начата работа по поэтапной установке дорожных знаков и дорожных элементов.

На участке проспекта Алишера Навои между улицами Лабзака и Шарофа Рашидова, на участке улицы Махтумкули между улицами Яхьё Гуломова и Мирзо Улугбека, на участке проспекта Амира Темура между улицами ТКАД и Алишера Навои,

На участке малой кольцевой дороги между улицами Катортол и проспектом Бунёдкор, на участке улицы Ислама Каримова между улицами Анхор Буйи и проспектом Шарафа Рашидова, на участке улицы Тараса Шевченко между улицами Ислама Каримова и Нукуса, на участке Бабура и Фурката между улицами Шота Руставели и Ислама Каримова, Амира Скорость движения транспортных средств на кольцевой развязке проспекта Темура ограничена до 50км/ч.

Он также считает актуальным вопрос развития сети общественного транспорта и расширения зон для прогулок в центральных частях города. При проектировании дорожной инфраструктуры и реализации подобных проектов.2022 году за 10 месяцев в г.Ташкенте общее количество дорожно-транспортный происшествий по сравнению с этим же периодом 2021 года снизились на 2%, а количество пострадавших на 3%[3].

Проводятся массовые мероприятия по информированию населения (водителей и пешеходов) об использовании ремней безопасности, оснащении транспортных средств детскими креслами, правилах дорожного движения с особым акцентом на печальные последствия превышения скорости.

Использованные источники:

1. Ishonch (. https://ishonch.uz/archives/19372) 2020 йил,15 октябрь сони

2. Д.Норт. Понимание процесса экономических изменений/Пер. С англ. М.Изд.дом Гос.ун-та Высшей школы экономики. 2010. 151 с.

3. Статистические материалы МВД Республики Узбекистан

4. Усманова, М. Н. (2020). Подход к решению проблем по обеспечению безопасности дорожного движения. http://elib.bsut.by/bitstream/handle/123456789/4545/%D0%9F%D1%80%D0% BE%D0%B 1 %D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%B 1%D0%B5 %D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81 %D0%BD%D0%BE%D 1%8 1%D1%82%D0%B8%202020%20%D0%A7.%204-63-65.pdf?sequence=1&isAllowed=y

5. Усманова, М. Н., &Йулдошев, Д. Ф. У. (2020). Пути повышения безопасности дорожного движения. Проблемы науки, (2 (50)). https://cyberleninka.ru/article/nputi-povysheniya-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya.pdf

6. https://kun.uz/49044827

7. 4.Usmanovа M. N., Rizaev Sh.FORMATION OF SOCIO-ECONOMIC FACTORS AFFECTING TRAFFIC SAFETY.Accepted in the journal The American Journal of Interdisciplinary Innovations and Research (ISSN-2642-7478) for Volume 03 Issue 04 April 2021.https://doi.org/10.37547/tajiir/Volume03Issue04-05

8. https://kun.uz/49044827

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.