Научная статья на тему 'Пути повышения адаптации студентов к неблагоприятным условиям окружающей среды'

Пути повышения адаптации студентов к неблагоприятным условиям окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
340
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ЗАДЕРЖКИ ДЫХАНИЯ / ГЛУБИНА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ВДОХА / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЗАДЕРЖКИ ДЫХАНИЯ / АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА ЗАДЕРЖКИ ДЫХАНИЯ / DURATION OF VOLUNTARY BREATH HOLDING / DEPTH OF PRELIMINARY INSPIRATION / PHARMACEUTICAL MEANS OF INCREASING THE DURATION OF BREATH HOLDING / AUTHOR''S METHOD OF DELAYING BREATHING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сауткин Михаил Федорович

В статье изложены способы определения и повышения уровня устойчивости к гипоксии и гиперкапнии у студентов РязГМУ с любым состоянием здоровья и физических возможностей путем ежедневной тренировки в произвольной задержке дыхания на глубоком вдохе, а также приеме маточного молочка с учетом величины массы тела. Указанные методы ускоряют процесс адаптации студентов к условиям вуза, повышают функциональные возможности растущего организма, особенно при занятиях физической культурой, и являются дополнительным средством повышения ее эффективности. Адаптация организма к различным факторам, явлениям внешней или внутренней среды определяется продолжительностью, интенсивностью воздействия, их совокупностью. В свою очередь, последние в значительной мере зависят от средств, которые могут оказывать на адаптацию либо положительное, либо отрицательное влияние. В целях сокращения сроков адаптации широко применяется тренировка в задержке дыхания после предварительного глубокого вдоха. Данные по продолжительности такой задержки дыхания разных авторов резко отличаются, но в среднем она составляет 50-60 секунд у взрослых лиц мужского пола и 35-45 секунд у лиц женского пола. Однако она может быть и иной, если способы проведения этой задержки существенно отличаются. Известно, что лица, тренирующиеся в подводном плавании, могут задерживать дыхание до 9 минут. В целях повышения адаптации студентов первого курса целесообразно, доступно сочетать ежедневную тренировку в произвольной задержке дыхания на глубоком вдохе (85-90% от максимального вдоха) в сочетании с приемом маточного молочка. Тренировку с задержкой дыхания целесообразно проводить не менее 30 дней до экзаменов и сдачи зачетных нормативов по физической культуре. Эффективность тренировки с задержкой дыхания после предварительного глубокого вдоха необходимо рассчитывать с учетом массы тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сауткин Михаил Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO INCREASE ADAPTATION OF STUDENTS TO ADVERSE FACTORS OF ENVIRONMENT

The article describes methods for determining and increasing the level of resistance to hypoxia and hypercapnia in the students of the RSMU with any state of health and physical abilities by daily training in voluntary breath holding after deep breath, as well as taking royal jelly taking into account the body weight. These methods accelerate the process of adaptation of students to the conditions of the university, enhance the functional capabilities of the growing organism, especially when practicing physical culture, and are additional means of increasing its effectiveness. Adaptation of the organism to various factors, phenomena of the external or internal environment is determined by the duration, intensity of the impact, their totality. In turn, the latter largely depend on the funds that can have an impact to adaptation, either positive or negative. In order to shorten the period of adaptation, training in breathing delay after preliminary deep inspiration is widely used. The data on the duration of such a breath holding of different authors differs drastically, but on average, it is 50-60 seconds in adult males and 35-45 seconds in females. However, it can be different if the methods for carrying out this delay are significantly different. It is known that people who practice in scuba diving can hold their breath for up to 9 minutes. In order to improve the adaptation of first-year students, it is advisable to combine daily training in voluntary respiratory arrest with deep inspiration (85-90% of maximum inspiration) combined with royal jelly intake. Training with a delay in breathing is advisable to spend at least 30 days before the exams and passing the test standards for physical training. The effectiveness of training with a delay in breathing after a preliminary deep inspiration should be calculated taking into account the body weight.

Текст научной работы на тему «Пути повышения адаптации студентов к неблагоприятным условиям окружающей среды»

Электронный научный журнал /;

«ЛИЧНОСТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЯ, РАЗВИТИЕ» )

www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru V mV'

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

DOЫ0.23888/humJ20Ш533-540 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ УСЛОВИЯМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Сауткин М. Ф. Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

Аннотация. В статье изложены способы определения и повышения уровня устойчивости к гипоксии и гиперкапнии у студентов РязГМУ с любым состоянием здоровья и физических возможностей путем ежедневной тренировки в произвольной задержке дыхания на глубоком вдохе, а также приеме маточного молочка с учетом величины массы тела. Указанные методы ускоряют процессадаптации студентов к условиям вуза, повышают функциональные возможности растущего организма, особенно при занятиях физической культурой, и являются дополнительным средством повышения ее эффективности.

Адаптация организма к различным факторам, явлениям внешней или внутренней среды определяется продолжительностью, интенсивностью воздействия, их совокупностью. В свою очередь, последние в значительной мере зависят от средств, которые могут оказывать на адаптацию либо положительное, либо отрицательное влияние. В целях сокращения сроков адаптации широко применяется тренировка в задержке дыхания после предварительного глубокого вдоха. Данные по продолжительности такой задержки дыхания разных авторов резко отличаются, но в среднем она составляет 50-60 секунд у взрослых лиц мужского полаи 3545 секунд - у лиц женского пола. Однако она может быть и иной, если способы

проведения этой задержки существенно отличаются. Известно, что лица, тренирующиеся в подводном плавании, могут задерживать дыхание до 9 минут.

В целях повышения адаптации студентов первого курса целесообразно, доступно сочетать ежедневную тренировку в произвольной задержке дыхания на глубоком вдохе (85-90% от максимального вдоха) в сочетании с приемом маточного молочка. Тренировку с задержкой дыханияцелесообразно проводить не менее 30 дней до экзаменов и сдачи зачетных нормативов по физической культуре. Эффективность тренировки с задержкой дыхания после предварительного глубокого вдоха необходимо рассчитывать с учетом массы тела.

Ключевые слова: продолжительность произвольнойзадержки дыхания; глубина предварительного вдоха; фармацевтические средства увеличения продолжительности задержки дыхания; авторская методика задержки дыхания.

WAYS TO INCREASE ADAPTATION OF STUDENTS TO ADVERSE FACTORS OF ENVIRONMENT

SautkinM.F.

Ryazan State Medical University

Abstract. The article describes methods for determining and increasing the level of resistance to hypoxia and hypercapnia in the students of the RSMU with any state of health and physical abilities by daily training in voluntary breath holding after deep breath, as well as taking royal jelly taking into account the body weight. These methods accelerate the process of adaptation of students to the conditions of the university, enhance the functional capabilities of the growing organism, especially when practicing physical culture, and are additional means of increasing its effectiveness.

Электронный научный журнал

«ЛИЧНОСТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЯ, РАЗВИТИЕ» J

www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru

Adaptation of the organism to various factors, phenomena of the external or internal environment is determined by the duration, intensity of the impact, their totality. In turn, the latter largely depend on the funds that can have an impact to adaptation, either positive or negative. In order to shorten the period of adaptation, training in breathing delay after preliminary deep inspiration is widely used. The data on the duration of such a breath holding of different authors differs drastically, but on average, it is 50-60 seconds in adult males and 35-45 seconds in females. However, it can be different if the methods for carrying out this delay are significantly different. It is known that people who practice in scuba diving can hold their breath for up to 9 minutes.

In order to improve the adaptation of first-year students, it is advisable to combine daily training in voluntary respiratory arrest with deep inspiration (85-90% of maximum inspiration) combined with royal jelly intake. Training with a delay in breathing is advisable to spend at least 30 days before the exams and passing the test standards for physical training. The effectiveness of training with a delay in breathing after a preliminary deep inspiration should be calculated taking into account the body weight.

Key words: duration of voluntary breath holding; depth of preliminary inspiration; pharmaceutical means of increasing the duration of breath holding; author's method of delaying breathing.

Адаптация организма к различным факторам, явлениям внешней или внутренней среды определяется продолжительностью, интенсивностью воздействия, их совокупностью. В свою очередь, последние в значительной мере зависят от средств, которые могут оказывать на адаптацию либо положительное, либо отрицательное влияние. В целях сокращения сроков адаптации широко применяется тренировка в задержке дыхания после предварительного глубокого вдоха. Данные по продолжительности такой задержки дыхания разных авторов резко отличаются, но в среднем она составляет 50-60 секунд у взрослых лиц мужского полаи 35-

45 секунд - у лиц женского пола. Однако она может быть и иной, если способы проведения этой задержки существенно отличаются. Известно, что лица, тренирующиеся в подводном плавании, могут задерживать дыхание до 9 минут.

Для студентов 1-2 курсов первостепенное значение имеет адаптация к условиям жизни и учебному процессу в вузе, особенно живущих далеко от родителей, иностранцев. Поэтому именно данная категория студентов нуждается в применении мер, сокращающих адаптацию. Неоценимую роль в этом ускорении должны играть волонтеры, хорошо знающие деканов, преподавателей кафедр конкретного вуза.

Материалы и методы

Нами предлагаются простые и доступные методы и средства повышения и улучшения адаптации первокурсников, которые апробированы на кафедре физического воспитания и здоровья РязГМУ (патент на изобретение РФ №2339412, опубл. 27.11.2008 Бюл. №33).

Суть нашего метода задержки дыхания состоит в следующем. Известен способ определения функционального состояния индивида путем проведения пробы Штанге - продолжительности задержки дыхания после глубокого вдоха. Однако в пробе ничего не сказано о конкретных параметрах предварительного вдоха, поэтому проба выполняется как попало. Из нашего опыта известно, что как чрезмерный вдох, так и малая его глубина снижают продолжительность задержки дыхания.

Мы же апробировали и предлагаем определять продолжительность задержки дыхания (в секундах) после вдоха, равного 85-90% от максимального вдоха. Началом задержки дыхания считается конец вдоха, а окончанием - начало вдоха после задержки (секунд). Всего за сеанс делается 3 попытки. Отдых между попытками - 2 минуты. В протокол записывается лучший результат. Оптимальная поза при ее проведении - сидя на стуле.

Такой прием делается и при сочетании задержки дыхания с приемом маточного молочка за 20-30 минут до еды в течение 14 дней, 3 раза в сутки по 450 мг (сублингвально).

Результаты и их обсуждение

Экспериментальное обследование проведено на 273 студентах РязГМУ 17-18 лет (67 мужчин и 206 женщин). В течение 60 дней перед сдачей зачетных нормативов физической подготовленности студенты ежедневно тренировались в произвольной задержке дыхания на глубоком вдохе (85-90% от максимального вдоха), а в течение 14 дней некоторые из них (19 мужчин и 43 женщины), кроме тренировки в задержке дыхания, принимали по 450 мг сублингвально 3 раза в сутки за 2030 минут до еды и маточное молочко.

Результаты оказались следующими. У 125 студентов контрольной группы (28 мужчин и 97 женщин) они в конце 1-го учебного года, с учетом массы тела, соответственно, изменились на -0,14 и +10,1%. У лиц, тренировавшихся в произвольной задержке дыхания (20 мужчин и 66 женщин), они соответственно возросли на +38,36 и +19,3%, а у 62 человек (19 мужчин и 43 женщины) результаты в задержке дыхания на глубоком вдохе в сочетании с 14-дневным приемом маточного молочка изменились на +50,44 и +50,0%.

Выводы:

1. В целях повышения адаптации студентов первого курса целесообразно, доступно сочетать ежедневную тренировку в произвольной задержке дыхания на глубоком вдохе (85-90% от максимального вдоха) в сочетании с приемом маточного молочка.

2. Тренировку с задержкой дыханияцелесообразно проводить не менее 30 дней до экзаменов и сдачи зачетных нормативов по физической культуре.

3. Эффективность тренировки с задержкой дыхания после предварительного глубокого вдоха необходимо рассчитывать с учетом массы тела.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Патент на изобретение № 2339412 РФ, МПК А61М 21/02 «Способ определения и повышения функционального состояния организма» / М.Ф. Сауткин; ГОУ ВПО РязГМУ. - № 2007120921/14; заяв. 04.06.2007; опубл. 27.11.2008 Бюл. №33.

2. Сауткин М. Ф. Медицинские основы для дифференцирования физического воспитания подрастающего поколения: дис. ... д-ра мед. наук / М. Ф. Сауткин. - М., 1991. - 306 с.

3. Сауткин М.Ф., Белов A.A. Длина тела как критерий в оценке физического развития, функционального состояния и физической подготовленности первокурсников медицинского университета / Вестник РУДН, №3, 2008. - С. 83-88.

4. Сауткин М.Ф. Спорт и академическая успеваемость студентов [Электронный ресурс] /М.Ф. Сауткин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2016. № 3 (14). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=218 (дата обращения: 15.08.2018).

REFERENSES:

1. Patent na izobretenie № 2339412 RF, MPK A61M 21/02 «Sposob opredelenija i povyshenija funkcional'nogo sostojanija organizma» / M.F. Sautkin; GOU VPO RjazGMU. - № 2007120921/14; zajav. 04.06.2007; opubl. 27.11.2008 Bjul. №33.(inRussian)

2. Sautkin M. F. Medicinskie osnovy dlja differencirovanija fizicheskogo vospita-nija podrastajushhego pokolenija: dis. ... d-ra med. nauk [Medical basis for differentiation of physical education of the younger generation: dis. ... Dr. med. science ]/ M. F. Sautkin. - M., 1991. - 306 s.(in Russian)

3. Sautkin M.F., Belov A.A. Dlina tela kak kriterij v ocenke fizicheskogo razviti-ja, funkcional'nogo sostojanija i fizicheskoj podgotovlennosti pervokursnikov medi-cinskogo universiteta [Length of the body as a criterion in assessing the physical development, functional state and physical fitness of first-year medical students ]/ Vestnik RUDN [Bulletin of PFUR], №3, 2008. - S. 83-88.(in Russian)

4. Sautkin M.F. Sport i akademicheskaya uspevayemost' studentov [Sports and academic progress of students] [Electronic resource]/ M.F. Sautkin // Lichnost' v me-nyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2016 №3 (14). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=218 (date of reference: 15.08.2018).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Сауткин Михаил Федорович - доктор медицинских наук, профессор кафед-рыфизического воспитания и здоровья Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Sautkin MikhailFedorovich - doctor of medical Sciences, Professor of physical education andhealth of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Ryazan Acad. I.P.Pavlov Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9

Дата поступления: 11.09.2018г.

Дата принятия в печать: 12.09.2018г.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Сауткин М.Ф. Пути повышения адаптации студентов к неблагоприятным условиям окружающей среды [Электронный ресурс] /М.Ф.Сауткин// Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №3 (22). Режим доступа: http://humjournaLrzgmu.ru/art&id=337 (дата обращения: чч.мм.гггг).

REFERENCE FOR CITING:

Sautkin M.F. Puti povysheniya adaptatsii studentov k neblagopriyatnym usloviyam okruzhayushchey sredy [Ways to increase adaptation of students to adverse factors of environment] [Electronic resource] / M.F. Sautkin // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2018 v.6 №3 (22). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=337 (date of reference: hh.mm.yyyy).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.