Научная статья на тему 'Пути поэзии: Игорь Северянин (литературный вечер в фундаментальной библиотеке)'

Пути поэзии: Игорь Северянин (литературный вечер в фундаментальной библиотеке) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
928
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН / ПОЭЗИЯ СЕВЕРЯНИНА / ТВОРЧЕСТО ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути поэзии: Игорь Северянин (литературный вечер в фундаментальной библиотеке)»

Л. В. Кумакова,

заведующая отделом культурно-просветительской работы

фундаментальной библиотеки

ПУТИ ПОЭЗИИ: ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН (литературный вечер в фундаментальной библиотеке)

В зимнем саду фундаментальной библиотеки им. императрицы Марии Федоровны состоялся литературный вечер «Поэзия серебряного века: Игорь Северянин».

Среди множества мифов ХХ в. живет и миф о поэте Игоре Северянине. Союз писателей России учредил первую литературную премию имени Игоря Северянина. Этот выбор был не случаен. Пришло время понять поэта, довериться ему, отличить легенду от истинного образа. Настоящая фамилия поэта — Лотарев Игорь Васильевич. Он родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге, на Гороховой улице, где и прожил до девяти лет.

Его отец был военным инженером, мать происходила из известного дворянского

рода Шеншиных, к которым принадлежал и А. А. Фет, нити родства связывали ее также со знаменитым историком Н. М. Карамзиным и с А. М. Коллонтай. В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец; незадолго до смерти отца побывал с ним на Дальнем Востоке, а в 1904 г. вернулся к матери и жил с нею в Гатчине, под Петербургом. Стихи начал писать с восьми лет. Особенная любовь к Северу, пробудившая вдохновение поэта, нашла воплощение в выборе его литературного псевдонима.

Его первые публикации появились в 1904 г., он начал печататься в периодике.

В 1908 г. появились два стихотворных сборника «Зарницы мысли» и «Сирень моей весны». Однако всероссийскую известность поэт приобрел с 1910 г., когда Л. Н. Толстой, выслушав стихи Северянина, читавшиеся в его доме в Ясной Поляне, резко отрицательно и возмущенно отозвался о них, после чего, говоря словами самого поэта, всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала его сразу известным на всю страну. Так отрицательный отзыв стал путем к славе. 1911 г. для поэта стал определяющим: вытттедтттий в этом году сборник «Электрические стихи» В. Я. Брюсов назвал вселяющим надежду на будущее. Тогда же Северянин возглавил литературное течение эгофутуризма, хотя просуществовало оно недолго, но работа над обоснованием принципов эгофутуризма сыграла важную роль в определении эстетических ориентиров Северянина.

Участие в выступлениях эгофутуристов принесло поэту известность, а выход в 1913 г. большого сборника стихов «Громокипящий кубок» превратило ее во всероссийскую славу. Книга была переиздана восемь раз, значительность лирического дарования автора была подтверждена в отзывах В. Брюсова, А. Блока, Н. Гумилева. Своеобразие его поэзии было и в том, что ее можно было читать не только как лирику, написанную от своего лица, но и как иронический портрет лирического героя, не совпадающего с автором. Такому отношению способствовал сам Северянин, говоря, что он «не лирик, а ироник».

Поэт иронизирует над обывателем, над эпохой, над самим собой и даже собственными мечтами: «Я трагедию жизни претворю в грезофарс». Впрочем, ирония — только одна из стихий поэзии Северянина. Другая, столь же значительная — лиризм. При этом создается новый образ — мечтателя, постоянно обманывающегося и разочаровывающегося в мире, «поэта с открытой душой», как назвал его А. Блок. Каждый из этих образов по — своему верен, и каждый из них — только маска, обличье, надетое автором и принятое доверчивым

читателем. Вспоминаются строки из стихотворения «Я не лгал»:

.. .И не знаю дороги туда,

Где смеется продажная лесть.

Но душе утешение есть:

Я не лгал никому никогда.

«Заплутал, точно зверь, меж тревог и поэм.» — напишет Северянин. Сегодня его ощущение боли и тревоги за людей, за любовь, за Россию; поиски правды кажутся нам важнее, чем утверждение Северяниным эгофутуризма. Еще Северянина с полным правом можно назвать поэтом музыкальной стихии, с присущей его поэзии тончайшей нюансировкой ритмов и интонаций, свежести, неожиданности и молодой звонкости его рифм.

С чтением своих стихов Северянин выступал по всей стране, устраивая турне с «поэзоконцертами». Следующие сборники («Златолира», «Ананасы в шампанском», «Vicktoria Regia») также становятся популярны, неоднократно переиздаются.

Игорь Северянин задолго до Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского понял и взял на вооружение силу устного авторского исполнения. Артистичность и экстравагантность поэта, некоторая манерность чтения и особая мелодичность стихов действительно вызывали восхищение и неподдельный восторг тогдашних любителей изящного.

27 февраля 1918 г. на поэтическом вечере в Политехническом музее в Москве Игорь Северянин был избран «королем поэтов». Вторым был признан В. Маяковский. Из воспоминаний Бориса Пастернака: «.на эстраде до революции соперником Маяковского был Северянин». Вскоре Северянин уехал с семьей в Эстонию, в приморскую деревню Эст-Тойла, где всегда проводил весну и лето. Но немецкая оккупация Эстонии (в марте 1918 г.) и образование самостоятельной республики (1920) отрезали его от России. Северянин оказался в вынужденной эмиграции. Он почти безвыездно жил в деревне со своей женой — поэтессой и переводчицей Фелиссой Круут, был отрезан и от родины, и от читателей.

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. Северянин по-прежнему много писал, переводил эстонских поэтов, но публикации были нечастыми, а главное, уже не имели того огромного резонанса. Поэтам, конечно, нужна аудитория, нужен мгновенный отклик. Игорь Северянин страдал и от одиночества, и от перемены места жительства. Он любил Россию, но не меньше того любил и Эстонию. Он хотел быть вне политики, но его не признавали эмигранты и забывали в России. Советские солдаты, пришедшие в Эстонию в 1940 г., уже не знали, кто такой Игорь Северянин.

Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллине и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. Примечательно, что на памятнике помещены его строки из стихотворения «Классические розы», написанного в 1925 г.:

Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб!

Он умер непонятым. Многие годы спустя мы с удивлением обнаруживаем, что слишком плохо знали его. Те чувства, которые порой казались нам преувеличением или фрондерством, оказались настоящими. Мы не сразу разглядели поэта — глубоко страдающего и мыслящего. Нам не было дано бросить розы в гроб поэта, но нам суждено заново осмыслить путь нашей страны, перелистать страницы творческой биографии человека, который слишком долго ждал нашего понимания.

Литературный вечер, посвященный Игорю Северянину, стал своеобразной перекличкой поэзии серебряного века и поэзии наших дней.

Вела вечер известная ленинградская поэтесса Ирэна Андреевна Сергеева.

Стихотворения Игоря Северянина прозвучали в блистательном исполнении заслуженного артиста России, артиста театра им. Комиссаржевской Владимира Дюкова. Собравшиеся в зале словно окунулись на время в атмосферу Петербурга начала ХХ столетия. Владимир Дюков в небрежно накинутом на шею белоснежном кашне, изящным жестом бросая на стол белые

перчатки и чуть запрокинув назад голову, действительно очень напоминал Игоря Северянина в период его ошеломительной популярности и славы. Музыкальность и проникновенность поэтических строк, пожалуй, никого не оставили равнодушными. Оценка творчества Северянина, некоторые значимые моменты его биографии прозвучали в выступлениях доктора филологических наук, профессора, председателя секции критики и литературоведения Германа Николаевича Ионина, председателя Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Бориса Александровича Орлова, кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника Пушкинского дома, члена Союза писателей России Владимира Николаевича Запевалова. Директор фундаментальной библиотеки, член Союза писателей России, профессор Алексей Васильевич Воронцов в своем выступлении особо выделил патриотические мотивы в творчестве Северянина:

О России петь — что стремиться в храм По лесным горам, полевым коврам.

О России петь — что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать.

О России петь — что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть!

Специалист по творчеству В. Набокова, известный петербургский литературовед Алексей Филимонов поделился своими размышлениями о влиянии поэзии Северянина на прозу Набокова; о сохранении приверженности к русскому слову говорил председатель ленинградского областного отделения Союза писателей России, прозаик и публицист Анатолий Стерликов.

На вечере состоялось торжественное вручение премии им. И. Северянина. Диплом лауреата получила поэтесса Зинаида Битарова, удостоенная награды за книгу стихов «Мой платонический роман». Прозвучала литературно-музыкальная композиция, в которой З. Битарова представила свои новые стихи в музыкальном сопровождении Федора Никитина.

Вечер завершился чтением стихов петербургских поэтов, продолжателей тра-

диций поэзии И. Северянина. Свои стихи прочитали поэты: Ирэна Сергеева, Игорь Деордиев, Николай Петров, поэт-переводчик Артем Бордесар, Николай Баркалов, студент Иван Волков.

Особый интерес у собравшихся на вечере вызвала книжная экспозиция, посвященная Игорю Северянину, на которой было представлено более сорока различных изданий и публикаций из фонда фун-

даментальной библиотеки, отражающих творческий путь поэта и страницы его биографии, сборники его стихотворений, издания разных лет.

Мы еще раз убедились, что нас, живущих в XXI в., не перестает волновать поэзия прошлого «серебряного века», а Игорь Северянин не затерялся среди самых крупных и колоритных фигур той блистательной поры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.