Научная статья на тему 'Пути оптимизации преподавания подростковой медицины в КемГМА'

Пути оптимизации преподавания подростковой медицины в КемГМА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицина в Кузбассе
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Давыдов Б.И., Анфиногенова О.Б., Рудаева Е.Г., Нейжмак З.Ф., Шмакова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути оптимизации преподавания подростковой медицины в КемГМА»

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ

Давыдов Б.И., Анфиногенова О.Б., Нейжмак З.Ф., Рудаева Е.Г., Шмакова О.В., Маштакова Е.В.

Кемеровская государственная медицинская академия,

Кафедра детских болезней, г. Кемерово

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПОДРОСТКОВОЙ МЕДИЦИНЫ В КЕМГМА

Здравоохранение нашей страны второй половины XX столетия памятно отсутствием интереса к лицам подросткового возраста. Педиатры занимались детьми, терапевты — взрослыми пациентами. Образовавшуюся нишу незамедлительно заполнили проблемы роста пограничных состояний у подростков, системных функциональных отклонений, нервно-психических нарушений и формирования хронической патологии. Многие десятилетия подростков курировали терапевты первичного звена здравоохранения. В связи с решением Конвенции ООН о правах ребенка (1989) и определения подросткового возраста от 12 до 18 лет, в КемГМА был создан на нашей кафедре в 1993 году специальный курс «Физиология и патология подросткового возраста» для учащихся лечебного факультета (VI курс). Значительно позднее МЗ РФ, а затем и Департаментом здравоохранения Кемеровской области было принято решение о передаче подростковой медицины педиатрической службе [1, 2]. В связи с этим, с 20002001 учебного года аналогичный курс был организован при нашей кафедре и для студентов педиатрического факультета (V, VI курсы).

Коллективом кафедры созданы унифицированные программы преподавания, включающие содержание дисциплины (по ГОСТу), тематику лекционного курса, практических занятий, методического обеспечения, форм и видов контроля, рекомендуемой литературы. Клиническими базами преподавания курса «Физиология и патология подросткового возраста» служат детские поликлиники, стационар и санаторий «Журавлик» МУЗ ДКБ № 2, общеобразовательные школы Ленинского и Рудничного районов Кемерова.

Обучение студентов лечебного факультета учитывает возможность основной работы специалиста с совместительством в школах, интернатах, учреждениях профтехобразования, военных комиссариатах и других заведениях подростковой службы. При профилактических осмотрах в школах внимание студентов обращается на критерии оценки физического развития и полового созревания, функциональное состояние организма, резистентность и выраженность адаптивных механизмов. Обязательна диагностика группы здоровья и занятий физической культурой, назначение рекомендаций по коррекции выявленных нарушений. В детской поликлинике студенты получают информацию об организации работы подросткового кабинета, функциональных обязанностях врача, ведении медицинской документации и методах диспансерного наблюдения. В стационаре познаются особенности структуры подростко-

вой заболеваемости, течения и исхода болезней, возможной инвалидизации. Проводятся сравнительные параллели с физиологическими константами периода отрочества. Обучение включает также знакомство студентов с принципами санаторного и восстановительного лечения в детском санатории «Журавлик». Шестикурсники самостоятельно проводят осмотры, анализируют режим дня, лечение, участвуют в составлении индивидуальных программ оздоровления и оценке их эффективности. Знания студентов подкрепляются обзорной лекцией по изучаемой проблеме, самостоятельной работой с журнальной периодикой.

Спустя 7 лет, аналогичный курс подростковой медицины был создан по рекомендации Минздрава РФ и на педиатрическом факультете КемГМА. Программа обучения студентов старших курсов предусматривает цикл лекций, практические и семинарские занятия, самостоятельную работу в ЛПУ города и с литературой.

Примерная тематика лекций: Актуальные вопросы подросткового возраста. Морфофункциональные особенности; Состояние сердечно-сосудистой системы; Особенности соматического статуса подростков; Вегето-сосудистые дистонии; Особенности клинического течения болезней органов пищеварения (ХГД, ЯБ и др.).

Практические занятия направлены на изучение формирования физиологических констант развития подростков: физических, половых, биологической зрелости, психоэмоционального развития, становления функциональных систем организма подростка, умений профессиональной ориентации. На выпускном курсе изучаются патологические состояния и болезни, наиболее распространенные в периоде отрочества, раздел реабилитации и диспансеризации.

Усвоение цикла обучения закрепляют и совершенствуют практические навыки и умения: по организации, управлению, планированию в системе лечебно-профилактической помощи подросткам; по сбору анамнеза и анализу информации о состоянии здоровья; по оценке физического, нервно-психического и полового развития; по проведению объективного обследования, оценке функциональных проб, индексов, тестов; по составлению плана лаборатор-но-инструментального обследования, с последующей интерпретацией результатов; по постановке предварительного и окончательного диагнозов, назначению лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий; по использованию принципов медицинской этики и деонтологии; по самостоятельной работе с литературой.

. и № 4 2005 37

в Кузбассе *

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КЛИНИЧЕСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ, МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Для подготовки к семинарским занятиям на кафедре имеется список современной литературы. Нами разработаны и опубликованы методические рекомендации по интегральной оценке состояния здоровья подростков, содержащие основы физиологии и патологии этого возраста.

Дальнейшая оптимизация преподавания данного цикла предполагает динамическое наблюдение за состоянием здоровья подростков, обучающихся в профтехучилищах, сотрудничество с военкоматами, наиболее тесное взаимодействие с подростковой службой поликлиник. Требует дальнейшего совершенствования методика подготовки специалистов подростковых кабинетов, их связь с другими ведомствами для решения вопросов охраны здоровья лиц, не достигших 18 лет. Не менее важна проблема профи-

лактики нарко- и токсикомании, алкоголизма, прививок и совместная работа со службой планирования семьи. Существует необходимость опубликования полученных данных в периодической печати.

Таким образом, участие студентов старших курсов в проводимых семинарах, конференциях и днях специалистов, безусловно, будет способствовать снижению и изменению структуры заболеваемости детей подросткового возраста.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Приказ ДОЗН КО № 671 от 03.10.97 г. «О мерах по совершенствованию медицинского обслуживания подростков области».

2. Решение коллегии МЗ РФ от 17.02.97 г. «О мерах по совершенствованию медицинской помощи подросткам, направленных на охрану их здоровья».

Демин И.А., Брусина Е.Б.

МЛПУ Городская клиническая больница № 1,

г. Новокузнецк,

Кемеровская государственная медицинская академия,

г. Кемерово

ИСТОЧНИКИ ИНФЕКЦИИ ПРИ ГОСПИТАЛЬНОМ САЛЬМОНЕЛЛЕЗЕ, ВЫЗВАННОМ SALMONELLA INFANTIS

Сочетание биологических особенностей госпитальных штаммов сальмонелл, специфики лечебно-диагностического процесса и особых экологических условий стационаров позволило многим авторам [1] определить госпитальный сальмо-неллез как специфическую форму эпидемического процесса сальмонеллезной инфекции. Действительно, неоднократно подчеркивались, что антропоноз-ный характер внутрибольничных сальмонеллезов является основным и принципиальным отличием их от традиционных эпидемических форм сальмонел-лезной инфекции, которые связаны с животными, то есть являются зоонозами [1, 2]. Как источник инфекции, человек фигурирует в подавляющем большинстве случаев типичных внутрибольничных вспышек, вызванных сальмонеллами [3].

В качестве источников инфекции при внутриболь-ничном распространении сальмонелл обычно указываются: пациенты с острой клиникой сальмонеллез-ной инфекции; пациенты, являющиеся бактерионосителями сальмонелл; персонал, являющийся бактерионосителями сальмонелл, или имеющий субклинические проявления сальмонеллезной инфекции. Эпидемиологическая значимость каждой из приведенных групп в разных литературных источниках оценивается по-разному, но большинство считает, что их воздействие на эпидемический процесс параллельно и взаимосвязано [1].

Наибольшую опасность как источники инфекции, по мнению большинства исследователей, представляют пациенты с острой клиникой несвоевременно диагностированного сальмонеллеза. Именно они называются причиной возникновения первич-

ных очагов в стационарах [3]. Бактерионосители из числа пациентов признаются менее значимыми для поддержания эпидемического процесса внутрибольничных сальмонеллезов. Роль медицинского персонала различными авторами оценивается неоднозначно. Часть исследователей считает, что значение персонала стационаров сомнительно, хотя и не исключает возможность его участия как источника инфекции в эпидемическом процессе [3], другие доказывают несомненную значимость сотрудников во внутрибольничном распространении сальмонелл [1]. Важным является также тот факт, что у большого числа заразившихся в стационаре (до 62,7 %) выявить источник инфекции обычно не удается [2].

При изучении источников госпитального заражения госпитальными сальмонеллезами важным остается вопрос их активности в зависимости от серова-ра возбудителя. Наиболее подробно он изучен для сальмонеллеза, вызванного Salmonella typhimurium, которая определяет наибольшее количество случаев внутрибольничного заражения этой инфекцией. Однако в литературе неоднократно подчеркивалось, что данный серовар является далеко не единственным, имеющим возможность внутрибольничного распространения, и что другие представители рода Salmonella могут иметь отличия эпидемического процесса в госпитальных условиях, порой очень существенные [1].

Цель исследования — изучение источников сальмонеллеза, вызванного Salmonella infantis, в длительно существующем внутрибольничном очаге данной инфекции и выявление их особенностей в срав-

№ 4 2005 ^Упеащина

JO в Кузбассе

О\4kkavi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.