УДК 159.9:37.015.3
А. Д. ШАМИОНОВ
Педагогический институт Саратовского государственного университета
E-mail: adsh86@mail.ru
Пути минимизации психологических рисков формирования неадекватных профессиональных намерений
педагогов-психологов
В статье раскрываются статистические взаимосвязи профессиональных намерений будущих педагогов-психологов с социально-психологическими факторами, обеспечивающими минимизацию психологических рисков в процессе профессионального обучения.
Ключевые слова: профессиональные намерения, психологические риски, образ профессии, социально-психологические типы личности, профессиональное самосознание, профессиональная идентичность.
A. D. SHAMIONOV
Ways of Minimization of Psychological Risks of Forming of Inadequate Professional Intentions of Teachers-Psychologists
The article describes statistical intercommunications of professional intentions of future teachers-psychologists with social-psychological factors, providing minimization of psychological risks in the process of the vocational training.
Key words: professional intentions, psychological risks, appearance of profession, social-psychological types of personality, professional consciousness, professional identity.
Формирование профессиональных намерений будущих специалистов - очень сложный процесс, в котором взаимосвязи различных индивидуально-психологических и социально-психологических качеств у студентов определяют его результат, поэтому необходимо выявить, с какими индивидуально-психологическими и социально-психологическими качествами взаимосвязаны характеристики профессиональных намерений будущих педагогов-психологов. На разных этапах профессионализации данные взаимосвязи могут иметь различную структуру, определяемую психолого-педагогическими условиями формирования личности специалиста-психолога. Выявление взаимосвязей профессиональных намерений с социально-психологическими качествами будущих специалистов дает возможность определить пути минимизации психологических рисков в процессе профессионального обучения.
Различные условия овладения профессией, социально-психологические условия жизни, учения, деятельности и других форм активности человека влияют на формирование наиболее типичных альтернативных профессиональных траекторий, характеризующихся профессиональными намерениями разного содержания и степени сложности1.
С целью выявления особенностей взаимосвязей профессиональных намерений с
индивидуально-психологическими и социально-психологическими качествами педагогов-психологов и психолого-педагогическими условиями на разных этапах обучения в вузе был проведен корреляционный анализ результатов психологического обследования студентов 1, 3, 4-5 курсов. Обратимся к его результатам.
Взаимоотношения в семье студентов являются одним из важных факторов формирования их профессиональных намерений. Юношеский возраст - это пора построения будущей программы жизни2. Этот процесс невозможно осуществить абсолютно самостоятельно, без участия и обсуждения с референтными людьми. Свои будущие планы, в том числе и профессиональные, студенты соотносят с мнением и ожиданиями родителей, родители в свою очередь стараются в большей или меньшей степени участвовать в их формировании. Отношения между родителями и детьми в данном случае являются показателем психологического климата в семье, тем связующим фактором, который влияет на интенсивность и эмоциональный фон процесса формирования будущих профессиональных намерений. Результаты корреляционного анализа показывают, что чем выше уровень понимания родителей испытуемыми, тем выше оценка испытуемых понимания их проблем, нужд и стремлений со
стороны родителей (г = 0,891 при p < 0,001). Полученная на высоком уровне значимая статистическая зависимость между данными показателями подтверждается и обыденной практикой: чем лучше родители относятся к детям, тем в большей степени дети стремятся соответствовать их ожиданиям, требованиям, стараются перенять их ценности, жизненный опыт, поддерживать с ними позитивную эмоциональную связь, соотносить свои профессиональные намерения с их мнением. Такое отношение испытуемых, безусловно, вызывает ответное позитивное отношение у родителей. В то же время негативные моменты отношения испытуемых к родителям вызывают у них ответную тревогу, эмоциональную напряженность. Профессиональные и жизненные намерения в данном случае формируются без учета мнения родителей или вопреки ему. С другой стороны, позитивное отношение родителей, их интерес к профессиональному жизненному самоопределению испытуемого, уважительное отношение к его жизненным и профессиональным целям, намерениям, планам вызывает такое же положительное отношение со стороны испытуемых, а негативное отношение родителей способствует разрыву эмоциональных связей, повышению межличностного напряжения, самостоятельному, без обсуждения с родителями принятию решения о своих намерениях.
Отрицательная статистически значимая взаимосвязь была обнаружена между характеристиками: «отношения испытуемых с родителями» и «престижность будущей профессии». Чем выше оценка степени понимания испытуемых родителями, тем хуже, по мнению испытуемого, отношение общества к его будущей профессии (г = -0,432 при p < 0,05). Вместе с тем недостаточное понимание родителей связано с представлением испытуемых о высокой общественной оценке (статусе) его профессии (г = -0,480 при p < 0,05). Данная взаимосвязь свидетельствует о том, что на взаимоотношения с родителями большое влияние оказывает рефлексия испытуемого по поводу отношения общества к профессии: если испытуемый считает, что его профессия в обществе имеет низкий статус, то старается поддерживать позитивные взаимоотношения с родителями, надеется на их поддержку, касающуюся престижа профессии. Кроме того, непрестижная профессия обычно и низкооплачиваема, по-
этому испытуемые претендуют на материальную поддержку со стороны родителей, что способствует толерантному отношению к их мнению, снижает психологическое напряжение во взаимоотношениях с ними.
Рассмотрим статистически значимую характеристику «конфликты в семье». Исходя из полученной взаимосвязи, конфликты между родителями способствуют возникновению конфликтов между ними и детьми (г = 0,607 при p < 0,01). Есть и обратная связь: чем чаще конфликты между детьми и родителями, тем чаще конфликты между родителями, так как конфликты между детьми и родителями вызывают эмоциональную напряженность и между родителями. Они ищут причины этого конфликта, возникают разногласия, недоверие, нередко супруги обвиняют друг друга в неправильном воспитании ребенка, выплескивают возникшую во время конфликта с ребенком агрессию друг на друга. Эмоциональное спокойствие и мирное сосуществование в семье порождают благополучие во всех сферах жизни ребенка, будь то учеба, общение со сверстниками или противоположным полом. Ребенок растет в атмосфере понимания и тесного взаимодействия с родителями: создаются предпосылки для успешного будущего. В процессе бесконфликтного взаимодействия у ребенка формируются адекватные представления о своей будущей профессии, четкие профессиональные намерения. Таким образом, формирование профессиональных намерений зависит от психологического климата в семье и взаимодействия с родителями.
Значимая взаимосвязь была обнаружена между удовлетворенностью жизнью в целом и уверенностью в правильности выбора будущей профессии (г=0,560 при p<0,01). Данная статистическая взаимосвязь свидетельствует о том, что выбор будущей профессии является важным этапом в жизни каждого человека, который в большей или меньшей степени влияет на удовлетворенность жизнью в целом, самоотношение, профессиональную идентичность, профессиональные намерения, поэтому необходимо с ответственностью подходить к нему. Уверенность в правильности выбора профессии является психологической основой формирования позитивного эмоционального фона, сопровождающего процессы профессионального становления будущего специалиста, в том числе и формирование профессиональных
намерений. Поэтому чем более удовлетворен будущий профессионал выбором профессии, тем более стремление к реализации профессиональных целей будет подкреплено позитивными эмоциями, что способствует процессам профессионального самосовершенствования.
Весьма интересны взаимосвязи между различными параметрами, отражающими профессиональные намерения испытуемых. Так, чем большую ценность для испытуемых представляет творчество (г = 0,711 при p < 0,001), тем более они намерены работать в будущем психологом в бизнесе. Это означает, что данная профессиональная специализация предполагает неординарное мышление и творческий подход к работе. Успешно работают в этой сфере в большинстве своем люди, обладающие энтузиазмом, амбициями, нетрадиционным мышлением. Действительно, психология бизнеса включает в себя рекламу, мотивацию персонала, снятие стрессов в межличностных отношениях, формирование необходимого поведения, а все эти сферы в той или иной степени связаны с творчеством. Психолог в рекламном бизнесе, в частности, должен обладать нестандартным мышлением, творческой фантазией, уметь находить нетривиальные решения.
Особое внимание привлекает взаимосвязь сложности профессиональных планов и устойчивости профессиональных намерений в области специальности (педагога-психолога) (г = 0,688 при p < 0,001). Чем больше испытуемые хотят сделать в профессии, чем сложнее их профессиональные планы на перспективу, тем в большей степени они намерены работать педагогом-психологом в будущем. Данная статистическая взаимосвязь свидетельствует о том, что испытуемые готовы полностью реализовать себя в этой профессии, хотят многого достичь. У испытуемых большие планы, связанные с профессией педагога-психолога, а это, в свою очередь, свидетельствует о четких, устойчивых и сложных профессиональных намерениях.
На высоком уровне значимости (г = -0,764 при p < 0,001) связаны выраженность намерения работать по специальности и отказ испытуемых сменить профессию в будущем. Данная взаимосвязь свидетельствует о том, что студенты, которые намерены в будущем работать педагогом-психологом, полностью уверены в правильности своего выбора, они имеют четкое представление о профессии. У
них в процессе профессионального обучения не возникало кризиса профессиональных намерений, сформирована профессиональная идентичность, что повышает стремление к реализации долгосрочных профессиональных целей. Выявленная статистическая связь косвенным образом свидетельствует также о правильности содержания профессионального образования педагогов-психологов, об эффективном способе формирования у них четких профессиональных планов на будущее в процессе вузовского обучения. В то же время их профессиональные намерения должны быть одновременно гибкими, чтобы выпускник вуза имел возможность успешно профессионально адаптироваться.
Высок уровень значимости (г = -0,684 при p < 0,001) отрицательной взаимосвязь между характеристиками удовлетворенности собой и намерением применять психологические знания в других профессиях. Это говорит о том, что чем больше испытуемые удовлетворены собой, своими качествами и способностями, тем меньше они намерены в будущем применять знания психологии в других профессиях. Удовлетворенность самим собой, своими качествами и способностями предопределяют профессиональные намерения в будущем. Чем самокритичнее испытуемые, тем больше их склонность применять психологические знания в других профессиях. Эти респонденты не ограничивают себя рамками той профессии, которую получают в вузе, и намерены применять полученные знания в других профессиях. Вместе с тем чем менее удовлетворены испытуемые собой, тем в меньшей степени они намерены работать педагогом-психологом. Они не уверены в себе и считают, что их качеств и способностей (личных и профессиональных компетенций) недостаточно для работы по специальности. Возможно, это связано с качеством образования, которое будущие педагоги-психологи получают во время обучения в вузе. Причины несформированных профессиональных компетенций могут быть как внутренние (низкая учебная мотивация, недостаточная воля, семейные и личные проблемы и т. п.), так и внешние (недостаточное время на практическое освоение профессиональных умений и навыков, содержание образовательных программ, особенности образовательного процесса и т. п.). С этим связано желание применять психологические знания в других профессиях, где не требуется высокого уровня освое-
ния, а достаточно лишь общей осведомленности в области психологии. Таким образом, высокая степень удовлетворенности самим собой, своими качествами и способностями является одним из факторов формирования устойчивых и четких профессиональных намерений. С другой стороны, чем более определенными и устойчивыми являются профессиональные намерения студентов, тем более удовлетворены собой будущие педагоги-психологи. Четкость жизненных планов, связанных с выбранной профессией, способствует личной и профессиональной идентичности, целостности личности, выраженной в образе «Я» и ее действиях, самовосприятии и самопредъявлении. Это, в свою очередь, повышает эмоциональную устойчивость и способствует положительной самооценке. Таким образом, устойчивые профессиональные намерения способствуют личностному развитию, самосовершенствованию и эмоциональному благополучию студентов.
Выраженность профессиональных намерений в отношении работы преподавателем в вузе отрицательно связана с использованием психологических знаний для решения личных проблем (г = -0,682 при р < 0,001). Чем в большей степени испытуемые намерены в будущем работать психологом-преподавателем в вузе, тем меньше они рассчитывают использовать психологические знания для решения личных проблем. Деятельность психолога-преподавателя в вузе трудоемка и требует владения не только теоретическими знаниями, но и научной практикой. Психолог-преподаватель, по мнению студентов, должен быть всесторонне развит, обладать богатым личным опытом и решать любую личную проблему при ее возникновении. Преподавание в вузе, в свою очередь, само дополняет этот, уже имеющийся опыт, поэтому применение психологических знаний для решения личных проблем - это, скорее всего, не развернутый и сложный процесс преодоления трудности, а естественный и дополняющий профессиональную деятельность процесс самосовершенствования. В данном случае обнаруженная статистическая взаимосвязь личных проблем и намерения работать психологом-преподавателем в вузе может указывать на особенности восприятия преподавателей студентами. Если у преподавателя возникли личные проблемы, то есть вероятность их влияния на качество обучения, поэ-
тому в идеале, как полагают студенты, этих проблем не должно быть.
Взаимосвязь мотивации достижения и намерения заниматься наукой (г = 0,682 при р < 0,001) говорит о том, что продолжение учебы и успехи в научной области непременно связаны с достаточно высокой мотивацией достижения. Исследовательская деятельность, наука - это очень серьезный шаг в профессиональной жизни человека, требующий от него большой ответственности и тщательного обдумывания. Ни одна другая деятельность не требует столь высокой мотивации достижения, как наука. Человека с низкой мотивацией никаким способом не заставишь сделать то, чего он не хочет. Мотивация достижения, с одной стороны, направлена на конечный результат, получаемый благодаря собственным способностям, а именно на достижение успеха или избегание неудачи, т. е. по сути своей ориентирована на цель: чем выше эта мотивация, тем ближе достижение цели. Поскольку профессиональные намерения представляют собой долгосрочные профессиональные цели, то можно сказать, что чем сильнее мотивация достижения, тем реальнее достижение - добиться в науке какой-то значимой цели. У такого человека намерение стать психологом-исследователем скорее всего реализуется в большинстве случаев. С другой стороны, мотивация достижения связана с процессом деятельности, когда человек стремится сделать что-то лучше, чем делал до этого. Как показывают исследования, творческий процесс научной деятельности связан именно с достижением цели новыми средствами и путями, с постановкой и достижением новых целей, со стремлением сделать в творческом процессе что-то продуктивное. Очевидно, именно схожестью этих характеристик и объясняется данная статистическая взаимозависимость. Таким образом, мотивация достижения и намерение работать психологом-исследователем стимулируют друг друга: чем выше мотивация, тем в большей степени намерение, а чем в большей степени выражено намерение, тем выше мотивация достижения.
Весьма интересны взаимосвязи между профессиональными намерениями, обусловленными ценностями. Чем большую ценность для испытуемых представляет здоровье, тем меньше они ценят творчество (г = -0,738 при р < 0,001). Данная взаимосвязь свидетельствует о сопряженности ценностей и про-
фессиональных намерений. У тех, для кого наибольшую ценность представляет здоровье, формируются одни профессиональные намерения, а у испытуемых с высокой оценкой творчества - другие, т. е. для испытуемых с разными ценностями характерны разные профессиональные намерения. Чем большую ценность для студентов представляет творчество (г = -0,662 при р < 0,001), тем меньше они ценят материальную обеспеченность. Видимо, они считают, что творчество не принесет материальной обеспеченности, что оно направлено на удовлетворение духовных потребностей, а не на получение материальных благ. Профессиональные намерения в этом случае будут связаны скорее всего с постановкой долгосрочных профессиональных творческих целей.
На значимом уровне взаимосвязаны удовлетворенность собой и ценность красоты природы для испытуемых (г = 0,695 при р < 0,001). Чем в большей степени респонденты довольны собой, своими качествами и способностями, тем большую ценность для них представляет красота природы. Очевидно, последнии проецируется у них на удовлетворенность собой. Студенты черпают эту удовлетворенность из красоты природы, при этом ищут гармонию с природой. Данная взаимосвязь хорошо интерпретируется с позиций экопсихологии развития: внешнее и внутреннее в человеке взаимосвязано. Обращая внимание на внешние стимулы и качества объектов окружающего мира, человек выделяет для себя значимые, те, которые актуальны в данной ситуации и в данный момент. Наиболее значимые и часто применяемые качества внешних объектов и воспринимаемые качества субъектов общей деятельности интериоризуются во внешний план, становятся собственными качествами человека. Эти приобретенные свойства он использует в своей дальнейшей жизни и деятельности. Важным показателем в этом процессе становится согласованность и оптимальность взаимопроявлений и взаимодействий человека и окружающей среды (природной, учебной, профессиональной и т. д.).
На высоком уровне значимости активная деятельная жизнь как одна из ценностей испытуемого сопряжена с коммуникабельностью и обаянием (г = 0,718 при р < 0,001). Действительно, эти личностные качества являются факторами достижения успеха в жиз-
ни и в то же время инструментом ведения активной, деятельной жизни.
Рассмотрим корреляцию между основными характеристиками профессиональных намерений: значимая взаимосвязь была обнаружена между четкостью и гибкостью профессиональных планов на будущее (г = 0,687 при р < 0,001). Чем конкретнее в деталях испытуемые представляют свои профессиональные планы, тем реальнее возможность их изменения в будущем. Чем более четко и осознанно студенты представляют свои долгосрочные цели, разбивают их на более конкретные составляющие, тем больше возможностей, что будущие психологи смогут построить из этих элементов другие вариации своих профессиональных намерений, и это будет способствовать гибкости профессионального поведения и более успешной профессиональной психологической адаптации. Из этого следует, что четкость профессиональных намерений как главная их характеристика является системообразующей категорией, от которой зависят все остальные, например гибкость. В то же время гибкость в начале профессионального обучения является необходимой характеристикой профессиональных намерений, так как процесс обучения на протяжении 4-5 лет, психолого-педагогическая практика, начало самостоятельной профессиональной деятельности на старших курсах будут вносить коррективы в профессиональные планы.
На значимом уровне связаны выраженность гармоничного социально-психологического типа личности и намерение студентов в будущем сделать карьеру психолога в школе (г = 0,562 при р < 0,01). Данная взаимосвязь свидетельствует о том, что на формирование адекватных профилю обучения, четких и устойчивых профессиональных намерений влияет и социально-психологический тип личности. Испытуемые с гармоничным типом личности отличаются достаточной гармонией умственного и физического развития, ощущают себя целостной личностью. Они уверены в себе, когда начинают новую деятельность. Это единственный тип людей, который не завышает и не занижает своих возможностей при выполнении того или иного вида деятельности. Таким образом, выраженность гармоничного типа личности определяет адекватность и четкость профессиональных намерений студентов в будущем: в данном случае испытуемые с этим
типом личности намерены сделать карьеру психолога в будущем.
Похожая взаимосвязь на высоком уровне значимости обнаружена между выраженностью конформного типа личности испытуемых и нежеланием работать в будущем психологом-преподавателем в вузе (г = -0,589 при р < 0,01). Студенты с таким типом личности не связывают свое будущее с преподавательской деятельностью, так как у них не сформировалась профессиональная идентичность и отсутствуют гибкие профессиональные намерения и четкие устойчивые профессиональные цели, касающиеся преподавательской деятельности в вузе. Кроме того, эта работа связана в большей степени с индивидуальной профессиональной активностью и меньше - с ориентацией на трудовой коллектив, в котором проявляется выраженность конформности личности. Обнаруженная статистическая взаимосвязь свидетельствует о том, что уже на первом курсе студенты осведомлены об особенностях работы в разных сферах, что является когнитивной основой формирования адекватных профессиональных намерений.
На высоком уровне значимости связаны мнение студентов о востребованности профессии педагога-психолога и выраженность сензитивного социально-психологического типа личности (г = 0,542 при р < 0,01): наивысшие оценки востребованности профессии педагога-психолога ставят испытуемые с сензитивным типом личности. Скорее всего этому способствуют сформированные у студентов сензитивного типа четкие представления о данной профессии и устойчивые профессиональные намерения, а также уверенность в правильности своего профессионального выбора и возможности реализовать свои сенситивные способности в процессе оказания психологической помощи другим людям. Кроме того, рассматриваемая взаимосвязь зависит и от психологических особенностей сензитивного типа. Такие студенты чувствительны к своей будущей профессии, очень увлечены ею, высоко ее ценят. Отсюда самоубеждение испытуемых в высокой оценке востребованности профессии педагога-психолога, что, в свою очередь, дополняет их уверенность в правильности профессионального выбора.
Похожая по содержанию взаимосвязь обнаружена между намерением работать с людьми, оказывать психологическую по-
мощь и мнением о востребованности профессии педагога-психолога (г = 0,553 при р < 0,01). Чем в большей степени студенты намереваются в будущем оказывать психологическую помощь, тем выше их оценка востребованности профессии. Данный факт свидетельствует о том, что испытуемые уверены в своем профессиональном выборе, имеют четкие представления о профессии, у них сформированы устойчивые профессиональные намерения, связанные с оказанием психологической помощи. Респонденты подкрепляют намерение оказывать психологическую помощь рефлексией общественной оценки со стороны других людей. А эта оценка востребованности профессии отвечает их желаниям, которые поддерживают намерения.
Была обнаружена значимая взаимосвязь ценности счастливой семейной жизни для испытуемого и намерения в будущем работать в другой сфере, не по специальности (г = 0,650 при р < 0,01). Данная взаимосвязь свидетельствуют о том, что профессия педагога-психолога, по мнению студентов, не обеспечит им счастливую семейную жизнь. Возможно, образ педагога-психолога у них связан с трудоемкой профессиональной деятельностью, не оставляющей достаточно времени на семейную жизнь. Эти студенты считают, что профессия не обеспечит гармонии между материальной обеспеченностью, духовным удовлетворением и благоприятным доброжелательным психологическим климатом в семье. Профессия психолога предполагает знания мотивационных факторов и закономерностей поведения других людей. В обнаруженной статистической взаимосвязи видна тенденция возникновения опасений по поводу того, что эти знания и понимание внутренних детерминант поведения близких людей не будут способствовать счастливой семейной жизни и легкому решению семейных проблем. Возможно, уже на 1-м курсе будущие психологи начинают понимать сложность психической активности человека, и это влияет на формирование более адекватных профессиональных намерений, а в некоторых случаях - и на их существенную трансформацию. Намерение испытуемых работать в будущем педагогом-психологом не соотносится с ценностью счастливой семейной жизни, поэтому они пытаются найти гармонию в другой сфере и намерены работать не по специальности, которую получают.
На высоком уровне значимости есть обратная зависимость между ценностью познания и тревожным социально-психологическим типом личности (г = -0,555 при р < 0,01). Это означает, что для студентов с таким типом личности познание не является значимой ценностью. Для них характерны постоянная настороженность, пассивность, готовность к конфликту и занижение своих возможностей, что делает их неуверенными в себе, нерешительными и увеличивает их неспособность к долгосрочному занятию каким-либо видом деятельности, в данном случае - познанием. Это выражается иногда в том, что, приступая к какой-либо деятельности, в нашем случае - познавательной, при первых же трудностях испытуемые тревожного типа бросают ее и могут уничтожить все, что связывало их с этой деятельностью. В процессе познания других людей, что является одной из основных функций психолога, тревожные студенты испытывают постоянное ожидание неудач. Испытуемые этого типа с трудом могут сосредоточиться на одном виде деятельности. Они постоянно мечутся, хватаясь то за одну работу, то за другую. В трудовой деятельности они могут зарекомендовать себя лучше, чем в учебной и познавательной, как бы компенсируя неудачи в одной области деятельности другой, более удачной. Все это говорит о том, что у студентов с тревожным социально-психологическим типом личности не сформированы долгосрочные, устойчивые и четкие профессиональные намерения, а профессиональные цели отличаются чрезмерной гибкостью.
Рассмотрим значимую корреляцию между намерениями испытуемых работать частным психологом-консультантом и психологом-преподавателем в вузе (г = 0,649 при р < 0,01). Чем больше у студентов выражено намерение работать психологом-преподавателем в вузе, тем в большей степени они намерены работать в будущем частным психологом-консультантом. Данная взаимосвязь свидетельствует о том, что эти профессиональные намерения взаимодополняют друг друга. Очевидно, что психолог-преподаватель в вузе должен обладать глубокими теоретическими знаниями в области психологии, а консультант-психолог обязан иметь огромный практический опыт консультирования, беседы, проведения психологических процедур, использования тех или иных психологических методик. Гармоничное сочетание
этого теоретического и практического опыта приводит к становлению высококвалифицированного специалиста. Другими словами, довольно часто психолог-преподаватель, обладающий теоретическими знаниями, нуждается в опыте, а у консультанта-психолога этого опыта достаточно, но он нуждается в совершенствовании теоретических знаний. Таким образом, эти намерения гармонично сочетаются и являются основой формирования вариативных профессиональных намерений у психологов.
На значимом уровне обратно связаны ценность интересной работы для испытуемых и их намерение заниматься наукой в будущем (г = -0,590 при р < 0,01). Чем большую ценность для испытуемого представляет интересная работа, тем в меньшей степени они намерены стать психологом-исследователем. Данная взаимосвязь свидетельствует о том, что наука, исследовательская деятельность не вызывают у студентов 1-го курса никакого интереса, а намерение заниматься исследовательской деятельностью не входит в структуру их профессиональных намерений. Первокурсники в большей степени ориентированы на практическую психологическую деятельность, она кажется им более интересной и заслуживающей их внимания. В данном случае намерение заниматься наукой в будущем не обусловлено ценностью интересной работы для студентов, ценность и намерение здесь не сопряжены.
На высоком уровне значимости взаимосвязаны уверенность испытуемых в профессиональном выборе и гармоничный социально-психологический тип личности (г = 0,543 при р < 0,01). При возможности повторного выбора профессии испытуемые гармоничного типа личности полностью подтвердили бы свой выбор профессии педагога-психолога. Это свидетельствует о том, что они изначально были полностью уверены в правильности своего выбора, а образ профессии полностью соответствовал их ожиданиям. Эти испытуемые не действуют под влиянием внешних побуждений и эмоций, а всегда переводят их в сознательную, разумную деятельность, мотивируя свои поступки. Для них характерна адекватная оценка своих возможностей и уверенность в себе, поэтому у испытуемых гармоничного типа личности сложились адекватные представления о профессии педагога-психолога, а их профессиональные намерения отличаются четкостью,
устойчивостью и сложностью. Обнаруженная взаимосвязь, возможно, говорит и об адекватной профессиональной идентичности испытуемых данного типа личности.
Похожая по содержанию взаимосвязь существует между гармоничным типом личности студентов и их намерением работать психологом в школе (г = 0,562 при р < 0,01). Вероятно, у таких испытуемых образ профессии, представление о деятельности, уверенность в правильности выбора и профессиональные цели настолько гармонично переплетены с профессией психолога в школе, что у них уже на первом курсе сформированы конкретные, четкие и устойчивые профессиональные намерения сделать карьеру психолога в школе.
Еще одна аналогичная значимая взаимосвязь была обнаружена между гармоничным типом личности испытуемых и их оценкой подготовки в институте к профессиональной деятельности (г = 0,520 при р < 0,05). Испытуемые с гармоничным типом личности высоко оценивают подготовку, которую они получают в институте. Возможно, это связано с их уверенностью в себе, самооценкой, умением на основе знаний по психологическим дисциплинам, полученным в процессе лекций и практических занятий, самостоятельно развиваться в своей профессиональной области, формировать профессиональную идентичность и получать от этого процесса удовлетворение.
На значимом уровне связаны ценность наличия хороших и верных друзей и выраженность намерения работать в будущем психологом-преподавателем в вузе (г = 0,545 при р < 0,01). Чем большую ценность для испытуемых представляет наличие хороших и верных друзей, тем в большей степени они намерены работать в будущем преподавателем в вузе. Возможно, это связано со стереотипным образом психолога-преподавателя как коммуникабельного, открытого, готового к диалогу, легко сходящегося с новыми людьми человека. Видимо, поэтому испытуемые считают, что преподаватель рад новым знакомствам и у него много хороших и верных друзей и что в процессе работы психологом-преподавателем ценность хороших и верных друзей возрастает. С другой стороны, чтобы стать полноценным высококвалифицированным психологом-преподавателем, необходимы помощь и поддержка хороших и верных друзей, опыт
взаимоотношений с ними, ведь необходимые знакомства, связи являются одним из факторов достижения успеха в жизни.
Рассмотрим значимую корреляцию между выраженностью мотивации достижения испытуемых и важностью необходимых связей, знакомств для достижения успеха в жизни (г = 0,629 при р < 0,01). Чем выше мотивация достижения у испытуемых, тем важнее и необходимее связи и знакомства для достижения успеха. Мотивация достижения по сути своей ориентирована на цель. Чем она выше, тем ближе достижение цели. В данном случае необходимые связи и знакомства являются средством достижения цели. Таким образом, мотивация достижения направлена на достижение успеха, а одним из его факторов являются необходимые знакомства, связи.
На высоком уровне значимости связаны ценность творчества и оценка востребованности профессии педагога-психолога (г = 0,542 при р < 0,01). Чем большую ценность для испытуемых представляет творчество, тем более востребована, по их мнению, профессия педагога-психолога в настоящее время. Видимо, данная связь свидетельствует о том, что респонденты считают профессию педагога-психолога творческой, требующей неординарного мышления, воодушевления. С их точки зрения, творческий подход и творческие возможности педагога-психолога предопределяют успешность данной деятельности. Успешность педагога-психолога в свою очередь напрямую влияет на востребованность этой профессии в настоящее время.
Была обнаружена значимая обратная связь между ценностью здоровья и намерением работать психологом в силовых структурах (г = -0,437 при р < 0,05). Чем большую ценность для испытуемых представляет здоровье, тем меньше они стремятся работать в будущем психологом в силовых структурах. Психолог в структуре МВД - аттестованный сотрудник, выполняющий все требования и соблюдающий нормы военизированного характера, но обязанности у него другие, осложненные эмоциональной нагрузкой, связанной с работой над психологическими проблемами участников боевых действий, заключенных, оперативных работников и др. Вероятно, поэтому у испытуемых преобладают стереотипы, связанные с деятельностью в силовых структурах: студенты представляют
ее как сопряженную с нервными затратами, связанную с утомляемостью, эмоциональным напряжением. В данном случае здоровье как ценность и намерение работать психологом в силовых структурах являются разнополюсными категориями.
Таким образом, в структуре комплексного понятия «профессиональные намерения» взаимопереплетены такие социально-психологические явления, как взаимоотношения в семье, взаимодействие с родителями, удовлетворенность жизнью, уверенность в правильности выбора профессии, образ профессии, ценности, востребованность профессии, оценка уровня профессиональной подготовки, характеристики профессиональных намерений (четкость, гибкость,
сложность, адекватность), мотивация достижения, социально-психологические типы личности. Взаимосвязь всех этих компонентов определяет конечный результат формирования профессиональных намерений студентов, их дальнейшее профессиональное становление, делает возможным минимизацию психологических рисков формирования неадекватных профессиональных намерений.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие адаптационных способностей выпускников школы в процессе взаимодействия с образовательной средой» (грант № 11-06-00716 а).
Примечания
1 См.: Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.
2 См.: Кон И. С. Психология ранней юности : кн. для учителя. М., 1989.
УДК 316.752/.754
М. А. КЛЁНОВА
Саратовский государственный университет E-mail: milena_d@bk.ru
Личностная креативность и мотивация достижения как компоненты готовности к риску
В статье рассматриваются основные проблемы, касающиеся изучения склонности и готовности к риску с учетом личностной креативности и мотивации достижения испытуемых. Обсуждаются результаты сравнительного анализа склонности и готовности к риску у мужчин и женщин. Установлена прямая зависимость склонности к риску и мотивации достижения.
Ключевые слова: личность, риск, мотивация достижения, креативность.
M. A. KLENOVA
Personal Creativity and Motivation of Achievement as Components of Readiness for Risk
In the article the basic problems, propensities concerning studying and readiness for risk in view of personal creativity and motivations of achievement of examinees are considered. Results of the comparative analysis of propensity and readiness for risk at men and women are discussed. Direct dependence of propensity to risk and motivation of achievement is established. Key words: person, risk, motivation of achievement, creativity.
Изучая личностные детерминанты склонности к риску, необходимо учитывать множество компонентов, в частности личностную креативность и мотивацию достижения. Понятия риска и креативности связаны: если посмотреть на их определения, можно найти много общего и взаимодополняющего. Так, креативность в общем смысле означает творческие способности индивида,
«способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации»1. Согласно П. Торренсу, креативность включает в себя: повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний; действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвиже-