Научная статья на тему '«Пути исповедимые. . . из истории основания равнинных поселений на Кавказе в конце XVIII-XIX вв. » рецензия на монографию И. Т. Цориевой'

«Пути исповедимые. . . из истории основания равнинных поселений на Кавказе в конце XVIII-XIX вв. » рецензия на монографию И. Т. Цориевой Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Пути исповедимые. . . из истории основания равнинных поселений на Кавказе в конце XVIII-XIX вв. » рецензия на монографию И. Т. Цориевой»

70

В МИРЕ КНИГ

«Пути исповедимые... Из истории основания равнинных поселений на Кавказе в конце ХУІІІ-ХІХ вв.»

Рецензия на монографию И. Т. Цориевой (Владикавказ: СОИГСИ, 2010. 254 с.).

В издательстве Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований вышла в свет очередная интересная монография - исследование И.Т. Цориевой «Пути исповедимые... Из истории основания равнинных поселений на Кавказе в конце ХУШ-Х1Х вв.».

Избранная И.Т. Цориевой тема исследования в последние годы вызывает неподдельный интерес среди историков и широких слоев населения. Дополнительную привлекательность данной книге придает то, что миграционные потоки и основание новых поселений впервые рассматриваются на материале всех осетин, как северных, так и южных. Отметим и то обстоятельство, что автору удалось чисто исторические сюжеты подать без чрезмерной академичности, легким и доступным языком.

Работа И.Т. Цориевой разбита на два хронологических периода: 1) конец XVIII

- середина XIX вв.; 2) вторая половина XIX столетия.

Первый характеризуется массовым переселением и большим количеством новых населенных пунктов. Основной причиной поддержки российскими властями горцев, подчеркивает автор, являлось стремление использовать новые поселения в качестве форпостов для охраны коммуникаций и налаживания мирной жизни в регионе.

На наш взгляд, этот период можно было разделить на два хронологических рубежа. Второй был бы посвящен анализу проблемы первой половины XIX. Тогда как первый - основанию на равнине феодальных селений западных осетин между 1744 г., когда на картах отмечено селение Каражаево на Урухе, и 1781 г., когда в Западной Осетии побывал Штедер. Во второй половине XVIII века в предгорной полосе и на равнине возникают поселения феодалов Западной Осетии. На картах той поры отмечены селения Дур-Дур (вероятно, оно основано раньше), Вассилово,

Тума, Кобановых на Лескене и др. Это стало возможным благодаря тесным связям баделятов с кабардинскими князьями. И.Т. Цориева вкратце коснулась этой проблемы. Но выделять ее в отдельный раздел не стала.

К безусловным достоинствам работы относится учтенный в полной мере сословный фактор.

Другое существенное отличие рецензируемого труда от работ предшественников - анализ хозяйственноэкономической деятельности и культурных контактов жителей новых селений с соседними народами.

Удался раздел монографии, в котором детально рассмотрено формирование равнинных сел по религиозному признаку. В деликатной форме, тщательно подбирая факты, И.Т. Цориева показала те трудности, с которыми сталкивалась местная администрация при попытке соблюсти два несовместимых, казалось бы, фактора: острый аграрный вопрос и религиозную принадлеж-

ность жителей того или иного села. Наиболее последовательно данный подход соблюден в начале второй половины XIX в., когда в Западной Осетии было основано два аула: Вольно-Христианское и Вольно-Магометанское.

Отметим наличие в монографии сюжетов о переселении северных осетин в рамках традиционных мест обитания и за их пределами, а также о миграционных процессах в Грузии. Такой подход к решению миграционных проблем осетин позднего средневековья, охватывающий районы компактного проживания северных и южных осетин, - принципиально новый в кавказоведении.

Напомним, что во многих районах Грузии в результате кровавых междоусобиц, многочисленных набегов и погромов агрессоров извне резко обострилась демографическая ситуация. Многие районы Грузии просто обезлюдили. Поэтому грузинские власти и феодалы

ВЕСТНИК

ВЛАДИКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО иЕНТРА

ТОМ 12

№ 1

2 0 12

В МИРЕ КНИГ

71

были весьма заинтересованы в появлении новых жителей.

Так, в Гуджаретском и Карельском ущельях, разоренных в XVIII в. турецкими захватчиками, в первой половине XIX в. восстанавливается мирная жизнь. Новые поселения основаны выходцами преимущественно из Джавского ущелья Южной Осетии. Особенно много жителей поселилось на землях князей Цициановых, Цицишви-ли и Палавандешвили. Расположенные в горных районах, покрытых непроходимыми лесами, эти земли требовали от крестьян немалых усилий для создания культурных участков, пригодных для земледелия. По свидетельству очевидцев, «этот маленький участок, какой бы большой урожай ни дал, никак не может прокормить семью крестьянина, да, кроме того, здесь каждый год бывает сильный град».

Гораздо лучшие условия имели жители равнинных селений. Здесь крестьяне успешно занимались земледелием, скотоводством, садоводством и виноградарством.

Внимание читателей привлекут исторические наброски, представляющие основание и первые годы жизни целого ряда равнинных осетинских селений: Дур-Дура, Каражаево, Фадау. Кубатие-вы и Кабановы свои села основали на землях, купленных соответственно у кабардинских князей Таусултановых и Анзоровых. В конце XVIII

- начале XIX вв. отмечена массовая миграция горцев-осетин в Моздокские степи. Подавляющая часть осетинских переселенцев крестилась и вступала в казачьи подразделения. В Моздоке из осетин была сформирована казачья сотня. Казаками стали жители станиц Черноярская, Ново-Осетинское, Ос-Багатар, хутора Джигкае-вых и др.

Немало места в работе И.Т. Цориевой отведено истории возникновения поселений на Владикавказской равнине, причем как феодальных, так и крестьянских. В первой половине XIX в. алдары Дударовы заложили Иналово (позднее переименованное в Хумалаг). С разрешения командующего войсками Кавказской линии генерала Емануэля будущий полковник Тасо (Петр)

Гайтов заложил Ардон. Тогда же возникло Ту-латово, позднее переименованное в Беслан. В тридцатые годы XIX столетия возникли чисто крестьянские поселения - Кардиусар, Заманкул, укрепленный хутор Иры Уатар. Позднее, в 1868 г., хутор был переименован в Ольгинское. Интересны детали ранней истории Какадура, Карджи-на, Батакоюрта, Эльхотова и др.

В рассматриваемой книге привлекают внимание сюжеты о казачьих станицах в степном Предкавказье: Урухе, Николаевской, Архонской, Ардонской, Змейской, Тарской, Горной и др.

К достоинствам работы И.Т. Цориевой следует отнести и зарисовки о поселениях, основанных иностранцами. Речь идет о Каррас-Шотландской (создана весной 1802 г. в покинутых из-за чумы аулах кабардинских владельцев Ислан-Гирея, Сади-Гирея и Кубула), Каново (30 января 1829 г.). Две немецкие колонии: Владикавказская (Михайловское), основанная в апреле 1861 г., и Эммаус, заложенный в 1882 г. на землях, некогда принадлежавших семье генерала Муссы Кундухова. После переселения Муссы в Турцию часть его угодий была «дарована на вечное и потомственное владение» бывшему начальнику Военно-Осетинского округа генерал-майору А.Ф. Эглау. Он, в свою очередь, пригласил немецких колонистов из Кубанской области. Земли им были отданы «в долгосрочный кредит». Прежнее название - Скуд-Кох. Позднее, в 1897 г., по просьбе колонистов, село получило немецкое название - Эммаус (в переводе с немец. - «Святое место»).

Оценивая в целом монографию И.Т. Цорие-вой, отметим аргументированность и фактологическую безупречность рецензируемой книги, которая, несомненно, вызовет интерес не только у профессиональных историков, но и у рядовых читателей - любителей истории родного края.

Остается сожалеть, что книга издана мизерным тиражом - всего 100 экземпляров. И далеко не все желающие смогут приобрести ее.

Ф.Х. Гутнов,

д. и. н., профессор СОГУ.

ВЕСТНИК

ВЛАДИКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО иЕНТРА

ТОМ 12

№ 1

2 0 12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.