Научная статья на тему 'Пути интеграции системы управления военной авиацией в объединенную систему организации воздушного движения Украины'

Пути интеграции системы управления военной авиацией в объединенную систему организации воздушного движения Украины Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
202
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Медведев Владимир Константинович

Рассматриваются основные пути интеграции подсистемы управления авиацией ВВС Украины в объединенную систему организации воздушного движения: комплексная автоматизация пунктов управления военной авиацией и модернизация радиолокационной и радионавигационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Медведев Владимир Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of integration of a military control system of aircraft to the incorporated system of organization of air movement of Ukraine

For increase of a level of safety, the efficiency and regularities of flights of air courts of civil aircraft and maintenance of the sovereignty of the state in air space of Ukraine in clause is offered by ways of automation of items of management and modernization of radar-tracking complexes of military aircraft to integrate a subsystem of management of aircraft of Military air forces in the incorporated system of organization of air movement of Ukraine

Текст научной работы на тему «Пути интеграции системы управления военной авиацией в объединенную систему организации воздушного движения Украины»

УДК 621.3

ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННОЙ АВИАЦИЕЙ В ОБЪЕДИНЕННУЮ СИСТЕМУ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ УКРАИНЫ

МЕДВЕДЕВ В.К.___________________________

Рассматриваются основные пути интеграции подсистемы управления авиацией ВВС Украины в объединенную систему организации воздушного движения: комплексная автоматизация пунктов управления военной авиацией и модернизация радиолокационной и радионавигационной техники.

Пути интеграции подсистемы управления авиацией ВВС Украины в объединенную систему организации воздушного движения (ОС ОВД) должны предусматривать решения государственных и оборонных задач на территории и в воздушном пространстве Украины. При этом основной целью интеграции является, с одной стороны: для гражданской системы ОВД — повышение уровня безопасности, эффективности и регулярности полетов; с другой стороны: для военной системы управления авиацией - обеспечение суверенитета государства в воздушном пространстве Украины. Для решения этих задач необходимо:

— обеспечить высокую точность определения информации о координатах и параметрах движения воздушных объектов в реальном масштабе времени средствами спутниковой, ближней и дальней навигации, радиолокационными комплексами;

— создать гибкую систему управления и контроля за воздушным движением радиолокационными и радионавигационными средствами;

— гарантировать возможность бортового оборудования обеспечить высокую безопасность полетов автономно средствами предупреждения и предотвращения столкновений.

Основным проблемным вопросом интеграции является несогласованность представления информации - форм и протоколов, которые применяются в военной и гражданской системе управления воздушным движением (УВД). Для решения этого вопроса необходимо сосредоточить усилия на двух направлениях:

1. Комплексная автоматизация пунктов и центров управления воздушным движением.

2. Модернизация радиолокационных комплексов, а также средств навигации, предупреждения и предотвращения столкновений.

В настоящее время разработаны и внедряются системы ОВД гражданских судов. За период опытной эксплуатации они хорошо себя зарекомендова-

ли. Однако следует отметить, что перед военными специалистами, которые должны решать подобные задачи, возникают проблемы при попытке прямого переноса методов и средств управления движением гражданской авиации в свою сферу. Это обусловлено спецификой боевого управления военной авиацией, которая предусматривает принятие решения командиром на пункте управления (ПУ) о выполняемых летчиком боевых задачах. Отличием гражданской системы организации воздушного движения является принятие решения командиром воздушного судна.

Остановимся на некоторых аспектах решения задачи комплексной автоматизации пунктов управления военной авиацией и модернизации радиотехнических комплексов, обеспечивающих ее боевые действия, с учетом интеграции этих средств в объединенную систему ОВД.

Необходимость комплексной автоматизации пунктов управления военной авиацией обусловлена следующими факторами:

во-первых, на вооружении военно-воздушных сил Украины находятся комплексы АСУ, которые решают задачи управления авиацией в автоматизированном режиме. Однако данные комплексы не отвечают современным требованиям по уровню автоматизации;

во-вторых, применяемые методы обработки информации и технические решения в комплексах АСУ ВВС Украины морально и фактически устарели на десятки лет, что сопровождается техническими трудностями при передаче радиолокационной информации в ОС ОВД Украины;

в-третьих, используемые для передачи информации кодограммы и протоколы воздушным движением не имеют единой формы. Поэтому требуется создание универсального протокола, обеспечивающего передачу радиолокационной информации военной и гражданской системы управления в ОС ОВД Украины;

в-четвертых, командно-диспетчерские пункты управления военной авиацией не имеют автоматизации, что делает невозможным использование радиолокационной информации аэродромов в ОС ОВД.

К основным недостаткам существующего радиотехнического оборудования пунктов управления военной авиацией можно отнести:

— низкую потенциальную точность обработки координатной информации и параметров движения воздушных объектов;

— несоответствие объема информации, получаемого радиолокационной системой, и отображаемого на рабочих местах командных пунктов военной авиации;

— отсутствие адаптивной обработки радиолокационной информации, что может приводить к потере контроля за полетами отдельных летательных аппаратов в зоне ответственности;

РИ, 2002, № 4

143

— средства отображения информации не используют современных достижений компьютерной техники, что снижает эффективность управления из-за невозможности отображения справочной и вспомогательной информации, а также цветовой индикации специфических ситуаций.

Таким образом, цель комплексной автоматизации пунктов управления военной авиацией можно сформулировать следующим образом: согласование вида представления информации — форм и протоколов, которые применяются в военной и гражданской системе, для автоматизации процесса управления с учетом международных стандартов управления воздушным движением [1] и одновременным повышением качественных показателей согласно современным требованиям.

Комплексная автоматизация пунктов управления военной авиацией предполагает два основных этапа:

1. Автоматизация командных и командно-диспетчерских пунктов управления авиацией на основе современных достижений науки и компьютерной техники.

2. Переход к объединенной системе организации воздушного движения

Первый этап предполагает замену радиотехнического оборудования командных и командно-диспетчерских пунктов управления современным программно-аппаратным комплексом на базе компьютерных технологий. Прототип автоматизированного командно-диспетчерского пункта (АКД П) “Сви-тязь” был продемонстрирован в г. Миргороде НПП “Хартрон-Альфа”.

Харьковский институт Военно-Воздушных Сил им. И. Кожедуба осуществляет научно-техническое сопровождение работ по созданию автоматизированного командно-диспетчерского пункта управления авиации. Основными элементами структуры АКДП являются:

— автоматизированное рабочее место (АРМ) руководителя полетов;

— АРМ руководителя зоны посадки;

— АРМ руководителя ближней зоны;

— АРМ радиосветотехнического оборудования;

— АРМ предварительного планирования;

— технологическое автоматизированное рабочее место.

Вид отображаемой информации на АРМ группы руководства полетами аналогичен виду информации в системе организации воздушного движения гражданскими судами, что позволяет без особых трудностей использовать ее в ОС ОВД Украины.

На первом этапе планируется улучшение информативности отображаемой информации и исключение субъективного фактора определения координатной информации.

Второй этап включает создание единой сети обмена информацией с возможностью закрытия данных оборонного характера.

К основным направлениям усовершенствования радиотехнического оборудования пунктов управления военной авиацией можно отнести:

— разграничение и определение перечня задач системы, которые решаются автоматизированными пунктами управления военной авиацией;

— создание унифицированных автоматизированных рабочих мест командных и командно-диспетчерских пунктов на базе современных компьютерных технологий;

— разработку автоматизированной системы передачи информации;

— введение адаптивной обработки радиолокационной информации;

Факторы, обуславливающие модификацию и унификацию

~Х~

Переход в Использование Продление ре- Устаревшие

международный производственных сурса существую- технические

частотный диапазон ресурсов Украины щего парка решения

Первичные

каналы

Вторичные

каналы

Отечественная +| производственная база

Практические консультации с иностранными специалистами

(Частичная модернизация_____

Коренная

модерни-

зация

Низкая ) помехоустойчивость

Получение права на модернизацию радиолокационных станций иностранного производства

Визуальное

считывание

радиоло-

кационной

информации

Рис. 1. Факторы, определяющие модернизацию и унификацию радиолокационных систем

144

РИ, 2002, № 4

— переход к современным линиям передачи данных;

— модернизацию источников информации.

Таким образом, пункты управления военной авиацией в данный момент требуют проведения комплексной автоматизации для возможности их использования в ОС ОВД Украины.

Одним из направлений автоматизации процесса управления с учетом международных стандартов является модернизация радиолокационной и радионавигационной техники, являющейся основным источником динамической информации и позволяющей получать на ПУ наиболее обобщенную картину воздушной обстановки в зоне действия военной авиации.

Необходимость модернизации и унификации радиолокационной и радионавигационной техники обусловлена следующими факторами (рис. 1) [2]:

во-первых, на вооружении военно-воздушных сил находятся радиолокационные и радионавигационные системы, доставшиеся Украине в наследство от СССР, который в основном не придерживался международных стандартов использования частотного диапазона;

во-вторых, отсутствие достаточных материальных средств на разработку и изготовление современных радиолокационных и радионавигационных систем может быть скомпенсировано поэтапной их модернизацией;

в-третьих, существующий парк радиолокационных и радионавигационных систем производится, в основном, за территорией Украины, при этом не используются ее производственные ресурсы;

в-четвертых, применяемые технические решения в радиолокационных и радионавигационных системах обеспечения полетов военной авиации морально и фактически устарели на десятки лет. Также необходимо отметить, что за десятки лет с момента разработки средств радиолокационного и радиона-

вигационного оборудования аэродромов повысились возможности самолетов, вертолетов и аппаратуры обработки радиолокационной и радионавигационной информации. Они требуют пересмотра предъявляемых на сегодняшний день к этим сред -ствам тактико-технических требований и введения возможно новых режимов работы.

К основным недостаткам существующих радиолокационных и радионавигационных систем можно отнести (рис. 2):

— низкую потенциальную точность обработки координатной информации оператором системы;

— несоответствие объема информации, получаемой радиолокационной системой и отображаемой на рабочих местах командных пунктов;

— реализацию на старой элементной базе и устаревших принципах построения устройств защиты от помех, которые не позволяют использовать помехозащищённые режимы работы для обеспечения безопасности полетов в сложных метеоусловиях;

— отсутствие первичной и вторичной обработки радиолокационной информации, что приводит к потере контроля за полетами отдельных летательных аппаратов в зоне ответственности, снижает эффективность управления из-за невозможности отображения справочной и вспомогательной информации, а также цветовой индикации опасных ситуаций.

Таким образом, цель модернизации можно сформулировать следующим образом: усовершенствование радиолокационных и радионавигационных средств обеспечения полетов авиации для автоматизации процесса управления с учетом международных стандартов УВД и одновременным повышением качественных показателей, соответствующих современным требованиям.

Модернизация радиолокационной и радионавигационной техники предполагает два основных этапа:

Рис. 2. Недостатки существующих радиолокационных станций

РИ, 2002, № 4

145

Радиолокационная станция

Передающее устройство

Фазированная антенная решётка

Твердо

тельные

Вакуум ныс___

Приёмное

устройство

X

Микро-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

полос-

ковые

Система Устройства Устрой-

защиты встроенного стваин-

от помех контроля дикации

Высо- Низ-

кочас- кочас-

тотная тотная

часть часть

_> Цифровые

_> Аналоговые

^ Блочный контроль

Функцио--> нальный контроль

Линии передачи и обмена данными

Цифро-

вые

Анало-

говые

Цифро-

вые

Интегральная

микросхемотехника

Опто-

воло-

коннъте

Спецпроцессоры

Рис. 3. Устройства радиолокационной станции, подлежащие модернизации

1. Модернизация аппаратуры обработки информации.

2. Модернизация аппаратуры радиолокационных и радионавигационных средств.

К основным направлениям модернизации радиолокационной и радионавигационной техники можно отнести (рис. 3):

— адаптивное объединение радиолокационной и радионавигационной информации путем внедрения объединенных режимов работы, первичной и вторичной обработки информации;

— переход к современным линиям передачи данных;

— унификация приёмно-передающей аппаратуры путем внедрения твёрдотельной и микрополосковой элементной базы, внедрение цифровой обработки сигналов.

Таким образом, модернизация и унификация радиолокационных и радионавигационных средств обеспечения полетов авиации в комплексе с авто-

матизацией пунктов управления военной авиацией позволит интегрировать военную систему управления авиацией в ОС УВД Украины и создать единую систему УВД, которая будет отвечать требованиям ІСАО и обеспечивать надежную обороноспособность воздушных рубежей государства.

Литература: 1. Международные стандарты и рекомендации. Авиационная электросвязь. Приложение 10 к конвенции о международной гражданской авиации. Аппаратура и системы. ІСАО. Т.1, ч.1.1982. 174 с. 2. Лебедев

О.Г., Дукин Г.Ю., Барбулат В.А. Унифицированная модель использования радиолокационной техники в объединенной системе организации воздушного движения / / АСУ и приборы автоматики. 2002. Вып. 119. С.76-83.

Поступила в редколлегию 18.10.02

Рецензент: канд. техн. наук Кучеренко Ю.Ф.

Медведев Владимир Константинович, канд. военных наук, доцент, начальник Харьковского института ВоенноВоздушных Сил Украины им. И. Кожедуба. Научные интересы: авиация, радиотехнические системы. Адрес: Украина, 61064, Харьков, ул. Володарского, 46, тел.772-61-83.

УДК 621.396

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ РАДИОИЗМЕРИТЕЛЕЙ В ЗАДАЧАХ ТРАЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОСАДКОЙ ЛА

ВЫСОЦКИЙ О.В._______________________

Предлагается алгоритм определения местоположения радиоизмерителей непосредственно в процессе решения задачи траекторного управления движением Л А при формировании функции управления в пространстве поверхностей положения с вертикальной образующей.

Некоторые задачи траекторного управления движением ЛА в пространстве поверхностей положения с вертикальной образующей, такие как посадка ЛА на

146

необорудованные аэродромы [1,2], навигация управляемых объектов (ЛА, морских судов и т.д.) по программным траекториям с помощью данных азимутальных и дальномерных измерений [3,4], выведение носителей противолодочного оружия в точку сбрасывания [5] решаются на основании информации, полученной от радиоизмерителей (РИ), предварительно установленных в районе выполнения задачи ЛА. При этом для формирования функции управления необходимо еще знать дополнительную информацию об ориентации баз системы РИ.

В реальной обстановке РИ размещаются на поверхности случайным образом, поэтому углы ориентации баз относительно северного направления C и

D необходимо определять непосредственно в процессе решения задач траекторного управления движением УО.

Решим задачу по определению ориентации РИ относительно северного направления, используя

РИ, 2002, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.