Научная статья на тему 'Пути интеграции программ детской хирургии в общую образовательную среду университета'

Пути интеграции программ детской хирургии в общую образовательную среду университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RBL / академ-инструмент / академ-кейс / академ-стартап / системный социальный бренд / RBL / academic tool / academician case / academician startup system / social brand

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М С. Аскаров, Х Б. Бисмильдин, Е Е. Ерболганов, С С. Шуахбаев

Кафедрой детской хирургии Карагандинского государственного медицинского университета изучен исследовательский компонент (RBL) в преемственной связи с УИРС, НИРС и самостоятельной работой обучающихся в научно-технических проектах с участием соисполнителя бизнес-субъекта для интеграции своих программ в университетскую среду. Апробированные методы исследовательских проектов, приобщения к объектам интеллектуальной собственности, переноса бизнес-технологий к продвижению результатов науки на рынке с формированием на при-мере бизнес-кейсов, академ-кейсов показали возможность формирования и использования новых академ-инструментов. При этом команды в виде малых фокус-групп с лидером расценены как стартаперы науки, желающие поэтапно испытать свой интеллектуальный потенциал/ресурс и, публикуя собственно рожденные новые идеи и гипотезы (на первом этапе РИНЦ), заявить о себе, стать узнаваемым на рынке науки, выступать подспорьем общей университетской науке. Для соответствия социально-гуманитарному статусу университета в условиях коммерциализации технологии, передачи врачебных практик бизнес-структурам и наполненности академ-стартапов был заимствован системный социальный бренд, позволяющий интегрировать программы детской хирургии в его образовательную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М С. Аскаров, Х Б. Бисмильдин, Е Е. Ерболганов, С С. Шуахбаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF INTEGRATION OF PEDIATRIC SURGERY PROGRAMS INTO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The department of pediatric surgery of Karaganda state medical university in 2012-2016 studied research com-ponent in continuity with independent work of students in the scientific and technical projects with the participation of co-executors of business subject to the integration of its programs in the university environment. Proven techniques of research projects, the familiarizing to the objects of intellectual property, transfer of busi-ness technologies to promote science results on the market with the formation of the example of a business – case studies, academician-case studies showed the possibility of the formation and use of new academic instruments. At the same time the team in the form of small focus groups with a leader regarded as startups science wishing to gradually test his intellectual capacit /resource and publishing actually born new ideas, hypotheses (in the first stage RISC) saying about himself, becoming recognizable in the market of science can help serve the general university sci-ence. In order to meet the social and humanitarian status of the university, in the commercialization of technology, transfer of medical practices academic startups business structure and filling scientist was borrowed system brend allowing social integration program of children's surgery in his educational environment.

Текст научной работы на тему «Пути интеграции программ детской хирургии в общую образовательную среду университета»

МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017 УДК 61(07):617-053.2

М. С. Аскаров1, Х. Б. Бисмильдин1,2, Е. Е. Ерболганов1, С. С. Шуахбаев1

ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММ ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ В ОБЩУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ УНИВЕРСИТЕТА

карагандинский государственный медицинский университет (Караганда, Казахстан), 2ТОО МКЦ «ВКЭ» (Караганда, Казахстан)

Кафедрой детской хирургии Карагандинского государственного медицинского университета изучен исследовательский компонент (кБЬ) в преемственной связи с УИРС, НИРС и самостоятельной работой обучающихся в научно-технических проектах с участием соисполнителя бизнес-субъекта для интеграции своих программ в университетскую среду.

Апробированные методы исследовательских проектов, приобщения к объектам интеллектуальной собственности, переноса бизнес-технологий к продвижению результатов науки на рынке с формированием на примере бизнес-кейсов, академ-кейсов показали возможность формирования и использования новых академ-инструментов. При этом команды в виде малых фокус-групп с лидером расценены как стартаперы науки, желающие поэтапно испытать свой интеллектуальный потенциал/ресурс и, публикуя собственно рожденные новые идеи и гипотезы (на первом этапе РИНЦ), заявить о себе, стать узнаваемым на рынке науки, выступать подспорьем общей университетской науке.

Для соответствия социально-гуманитарному статусу университета в условиях коммерциализации технологии, передачи врачебных практик бизнес-структурам и наполненности академ-стартапов был заимствован системный социальный бренд, позволяющий интегрировать программы детской хирургии в его образовательную среду. Ключевые слова: кБЬ, академ-инструмент, академ-кейс, академ-стартап, системный социальный бренд

Вхождение отечественной медицинской науки в мировое пространство выявило, что сложившаяся на протяжении многих лет традиционная модель обучения не обеспечивает в полной мере подготовку специалиста, умеющего использовать в своей практике достижения мировой медицинской науки и способного, научно обобщив результаты своей деятельности, занять свое достойное место в открытой рыночной среде [3, 4, 6, 8].

Многие исследователи считают, что для увеличения познавательной потребности обучающихся необходимо создать в учебном процессе такие условия, которые позволили бы развить у них творческие и коммуникативные способности. Так, предлагается создание проблемной ситуации при проведении студентами научного поиска, рассматривая его элементы с коммерческих позиций с целью коммерциали-заций результатов этих работ [1, 2, 3, 6].

Учитывая, что в научное исследование должны вовлекаться не только профессорско-преподавательский состав, магистранты, докторанты, но также студенты, интерны и резиденты, актуален вопрос, должен ли исследовательский компонент (кВЦ замыкаться только в рамках учебного процесса или научного кружка, и подразумевает ли инновационная образовательная среда, требуя активизации научных исследований, массовый охват всех обучаемых [1, 2, 3, 8].

Цель работы - изучить пути интеграции освоения программы детской хирургии в

общую инновационную образовательную среду Карагандинского государственного медицинского университета.

Задачи исследования:

- изучить пути и механизмы мотивации к повышению компетентности научных исследований обучающихся путём преемственности в ходе привлечения младших курсов;

- изучить и выявить наиболее приемлемые программы, обеспечивающие результативность освоения предмета и побуждающие желание творить и добиваться новых результатов;

- изучить тренды и проблемы, возникающие при интеграции программ детской хирургии в образовательную среду университета, а также поиск путей их устранения.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось в течение 2012-2016 гг. в рамках выполняемых кафедрой детской хирургии Карагандинского государственного медицинского университета (КГМУ) 2-х инициативных научно-технических проектов (НТП) (рис. 1).

Утверждение Ученым советом КГМУ участие соисполнителя для выполнения кафедрой этих НТП позволило провести исследование с применением следующих методов:

• метод исследовательских проектов был апробирован среди: студентов 4 курса факультета общей медицины, врачей-интернов-детских хирургов (2012-2014 гг.), врачей-хирургов-интернов (2012-2016 гг.), магистрантов (2012-2015 гг.), резидентов (2012-2016 гг.).

Рисунок 1 - Инициативные научно-технические проекты кафедры детской хирургии КГМУ

Научное направление кафедры детской хирургии №1 (12)

«Стратегия снижения детской хирургической патологии с улучшением основных показателей в новых инновационных условиях» (инновации, инвестиции, интеграция в детскую хирургическою практику)» (регистра1{ия в АО «НЩГИ»№ГР 0112РК0041) включающее в себе:

- снижение числа случаев хирургической патологии у детей;

- уменьшение числа перехода патологий во взрослый трудоспособный возраст;

- развитие инновации в детской хирургической практике:_

Научное направление кафедры детской хирургии № 2 (13)

«Разработка путей партнерства медицинского образования и науки с бизнесом и населением (чеювеческий капитал) с целью масиапаоного использования существующей в Казахстане инновационной инфраструктуры» (регистрация в АО «НЦЩИ» N° ГР 0112РК00416), включающее в себе:

- развитие государственно-частного или общественно-частного партнества;

- развитие принципа «инновация и конкуренция» на постоянной основе;

- привлечение в медицинскую науку и образование возможностей бизнеса и населения:

• метод приобщения к объектам интеллектуальной собственности был апробирован в процессе изучения обучающимися достижений кафедры (патенты, внедрения, инновационные технологии и т.д.) в рамках НТП;

• метод переноса бизнес-технологий к продвижению результатов науки на рынке с формированием на примере бизнес-кейсов, академ-кейсов для молодых начинающих ученых.

Результаты методов учитывались по специально разработанным отдельным анкетам для студентов и преподавателей применительно к цели и задачам исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Метод исследовательских проектов был применен в рамках УИРС, НИРС и в качестве самостоятельной работы обучающихся (СРС), которые предлагались студентам согласно тематическому плану, нозологии которого одновременно охватывались и НТП №1. В результате было установлено, что бурный интерес студентов 4 курса к детской хирургической патологии, обусловленный наглядностью и выразительностью, к сожалению, быстро терялся, ввиду краткости цикла, который составляет всего 5 дней. Изучившие этот курс студенты снова приходили на кафедру детской хирургии КГМУ только в течение 1 года обучения в интернатуре, но не в полном составе, а только интерны-педиатры и интерны-общие хирурги.

НТП установлено, что количество случаев заболеваемости хирургической патологией детского возраста, особенно неонатального характера, не имеет тенденции к снижению, а одними из ключевых фигур, влияющими на этот процесс, являются детский хирург и врач

общей практики, для которых не предусмотрена программа подготовки в интернатуре. Учитывая, что эта тенденция принимает характер устойчивого отрицательного тренда, и, понимая серьезность положения, сотрудники кафедры детской хирургии КГМУ решили развивать мотивацию к исследованиям у определенной части студентов 4 курса посредством выполнения научных исследований при участии в студенческом научном кружке.

Таким образом, утверждение выполнения НТП, несмотря на их инициативный характер, вызвало определенный интерес и позволило из года в год увеличивать количество членов научного кружка. Так, с 2012 по 2016 г. количество участников кружка выросло с 2530 до 50-60, из которых 50-70% были студентами 4 курса. Для сохранения такого потенциала желающих участвовать в исследованиях студенты были объединены в отдельные малые фокус-группы, руководителем которых выступали студенты старших курсов, опыт и уровень знаний которых позволяли выступать в качестве лидеров групп. Это способствовало не только рассредоточению функции наставника научного кружка, но и повышению ответственности студентов старших курсов, а младшим - приобрести навыки работы с научными базами (eLibrary, Thomson Reuters, Springer, «Педиатрия и детская хирургия» и т.д.), материалы которых позволяли студентам ориентироваться и в выборе научной темы. Это оказало определенный результат и в плане нивелирования дополнительной нагрузки на обучающихся, так чтобы она, не снизив у студента возможностей усвоения основного учебного

материала [5], позволила сохранить или пробудить желание к научному поиску, подсознательно имеющегося у каждого молодого человека, в том числе у студента-медика.

Метод приобщения к объектам интеллектуальной собственности был применен в порядке компонентного подхода по включению их в УИРС, НИРС, СРС, а в процессе углубления и в патентный поиск, где особое значение приобретает желание у обучающихся испытать свой интеллектуальный потенциал/ ресурс, который надо использовать, как ака-дем-инструмент [1].

При интеграции своих программ в университетскую образовательную среду исходили из того, что наиболее целесообразен для этого кейс-формат обучения, в основу которого рекомендовали обучающимся взять поиск материалов в соответствии с реальными темами, которые созвучны целям НТП и не противоречат получению основных знаний согласно учебной программе. Такой формат интересен тем, что получение обучающимся основных знаний и навыков, согласно принципам RBL, должно захватывать исследователя, иметь в основе новые взгляды, идеи, гипотезы, полученные/ рожденные им самим. Подобный метод можно определить как академ-кейс и считать академ-инструментом [2], дающим возможность успешной интеграции программ детской хирургии в университетскую корпоративную среду.

В этом плане интерес представляют результаты исследованного компонента включения собственного интеллектуального потенциала в сферу науки. Так, 80% опрошенных кружковцев в ходе анкетирования выявили желание успеть получить эти навыки за время обучения с указанием их использования в своей будущей деятельности, где под текстом стоял вопрос выбора обучающим своей будущей специальности.

Такой подход построен не на том, чтобы кружковец в будущем обязательно был детским хирургом, а на том, чтобы, овладев навыками научной компетенции, научного обобщения результатов не своей деятельности (до этого еще далеко), и обобщив собственные мысли, появившиеся в результате проведенного поиска с последующей публикацией, заявил о себе, стал узнаваемым в науке академ-инструментом [3].

Метод переноса бизнес-технологий к продвижению результатов науки на рынке с формированием на примере бизнес-кейсов, а для молодых начинающих ученых академ-кейсов, вызвал вопрос, какие же инструменты

применяет бизнес для своего роста и развития, где, также как и в науке, основой является бизнес-идея. Аналогично проецируя его как академ-идею, по специально разработанным отдельным анкетам для студентов и преподавателей этот метод применяли к цели и задачам исследования. Основой для применения данного метода послужил компонент коммерциализации и извлечения прибыли от своего интеллектуального потенциала. Так, 70% респондентов отметили желание привлечь начальный капитал для продвижения своих идей, в том числе 54% хотели - в партнерстве с бизнесом, а 46% - от самой организации образования и науки. Это дает основание применить определение, принятое в бизнесе, когда рождена идея, разработан план исследования (идентично бизнес-плану) и в связи с требованиями коммерциализации (определение цены) результата (научной продукции), отличая их от желания использовать средства университета, получить грант или именную стипендию, то есть назвать их стартаперами в науке, с выделением основы академ-стартапа - идея, проект, средства.

Примером является конечный продукт одной из научных идей кафедры, на который получен патент (техническое решение) «Способ эндоскопической коррекции пузырно-мочеточникового рефлюкса», название которого в глобальном мире науки не позволяет выделить его среди множества подобных способов, и только предложенное торговое название «Contra-hit» отличало его от известных мировых аналогов (Hit, Doubl-hit).

Метод переноса бизнес-технологий к продвижению результатов науки на рынке известен, им пользуются различные университеты мира, однако организационно-правовая форма вынуждает включать иные структуры (например, Isis Enterprise) с целью привлечения их прибыли для продвижения научной продукции университета, что и послужило основанием Ученому совету КГМУ утвердить соисполнителем НТП в пилотном порядке бизнес-структуру (ТОО МКЦ «ВКЭ»).

Стартап, используя ресурсы команды в малых группах кружка, является подспорьем для развития университетской науки, однако при внедрении собственных программ выяснилось, что в них нет такого известного инструмента, как бренд, широко используемого бизнесом в мире продукции товаров, позволяющего не просто конкурировать на рынке, захватывая его ниши, но и конкурировать инновационно.

КАРАГАНДЫ МЕМЛЕКЕТТПС МЕДИЦИНА УШШЕРСИТЕТ1 КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДЧРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Балалархирургилсыкафедрасы/Кафедра детской хирургии 2016-1' жылгыстудентпикгылымиушрмеп/Студенческий научный кружок 2016-1 "года Дилерская научная академ-группа №10 руководитель ЛНаГ .N'«10 - Исмаилов Ильяс

Тема научной работы: Синдром короткой кишки у детей

.Vf АЖТ/ФИО Топ/ Группа Мекенжайы/Адрес Телефон Е- mail Колы/ Подпись

1 Исмаилов Ильяс 5-070 Гоголя51/1,кв. 121 87023707749 ihas-minamailru

* Битиев Роман 5-070 Сатыбалдина 11/2, кв 129 S7074488449 romanbitievggmailcom

3 АйтбекСамат 3-053 Гоголя51/1 .кв 121 S70S287199S SamaUytbekggmailcom

4 Алтаев Нурсултан 5-070 Пичугина248,кв. 14 87011690895 Nurik_Ahaev@mail ru

s

Нау-чнлх работа хато.-нхетсххрахддх с.ид>юш1и тучно-техничесхлх напрахлémoi кафедры: http: ru contents vitw 4^2

Научна направление кафелры лете кош хнрургп »1 (12) «Офочад оômoeù чэтавги. суу*.mlcu чйштчеаь МАХ ■ -гу* у ^MXBAU 1АЙ1РЧШД. LVM^TCEiL! t0€V^X> içwejç- рлатралл s AO -HUHTIl-Xî IP . а.-кче в лбе • заалххе чхеда сдучаеа ххрургхчесхах датодогхх у лете. - ухгехкдеэсхе чхсда перехода датодогхх so иросдых трудосвосоехых аозраст. - разазгхе хнхомзех а детсхох ххрургхчеапх зритхза. Научное направление кафедры летекой хирургии .V? 2 (13) 'P^JÉC-^Xl >фтф0Ч1ХШй14ЯЛ0МЭ0фйМШП| Ч^JC. : вЮШШ L '«WNtxi iMjpapfix^fbi ftaс*?алм .40 -HllHTJl i УМРОНЯКО*: S. кэкет лье ■puioi государстмххо-частхэго хдх оедктмшо-чклвго дартхестха. - разахтхе дрхзсэсда i хххоаздхх х гсххурехдхх » ха достоаххох осхоае. - дрххдечеххе s ыедэсэшсху» кауху х обрхзо&исхе юшоххостех бх:не:а х ккйзенхж.

Отаетстаеххые за разделы хаучхох работы: '. ;&эсп£1.Л!эвР.Аяб«С.АлэвК -ясфс.-рлхэожх 2;1эшсхяЛ.ЗпвР.Лхзбв;САзавК -эаа&жзих î j bond i. Ъаж Р -форзфсвсе доссяок - i isaexoj 1. Ъая ? - рЕрабсзахегзта вщ|Н Отаетстаеххые за разделы хахчхох раооты: : Р.АйбкС.ЛдэаК - дсуг>рысгт;ваа:г.-жgn■ ф—щ ?.Ля6в:С.АзэвК -зяош гздех sers г. yxyzœt. î j faanri Î. Ъат Qoffisçoacesast задзфзвэсхзэтеэс.'ззд^ ■î j 1. Эа> ? - ущЛошл жазафер: sçaaca пфтххя х ет.»

Лхадехх Куратор Настахзшх: СНК кафедры lur л оцгнт_Бнсхгитьлин Х.Б. 870176С7290 CobfzdiavgIi5t.ro)

Рисунок 2 - Пример академической фокус-группы

Однако прямой перенос бизнес-инструментов в медицинскую науку при всей своей привлекательности невозможен, и, чтобы она не потеряла своего облика социальной, гуманитарной науки, особенно необходимой для исследовательского компонента (RBL), существует необходимость искать новые пути, сохраняя при этом известный принцип постоянной «инновации и конкуренции» для участников в составе малых групп (рис. 2).

Для более активной манифестации RBL-компонента необходим был бренд, заимствованными у соисполнителя НТП, системный социальный характер франшизы1 которого позволяет медицинской науке и образованию уйти от прямой коммерциализации своих результатов в сторону социального предпринимательства, активно пропагандируемого сегодня Комитетом социальной сферы НПП «Атамекен».

Обрамление данным брендом рыночно активных инструментов бизнеса, таких как франчайзинг (продвижение идей), фанд-райзинг (привлечение средств, технологии, специалистов) и фронтинг (занятие своей ни-

ши на рынке) чрезвычайно важно и необходимо адаптировать для будущих специалистов и в плане предстоящей передачи первичной медицинской помощи коммерческим структурам.

Предлагаемое для повышения эффективности образования внедрение инновационных методов, основанных на использовании инструмента образовательного процесса RBL, в результате которого знания приобретаются студентом на основе собственного опыта в решении реальной проблемы, чрезвычайно важно с целью использования навыков исследования в открытой рыночной среде. [1, 3, 8].

Однако ряд авторов указывают, что подобным инновациям (RBL) препятствуют традиционные механизмы, так B. P. Joshua и G. C. Eric ставят под сомнение получение успеха современной политики ускорения внедрения научных достижении в практику, что требует в свою очередь и от преподавателей владения в совершенстве подобными навыками для преодоления свойственного медицине консерватизма [5, 7].

Необходимость применения научно-ориентированного метода обучения при инте-

1 Системный социальный бренд «Охрана здоровья человека в системе охраны здоровья граждан», утвержденный КИС МЮ РК, способствует гражданам в реализации конституционных прав на охрану здоровья, а частным субъектам на медицинском рынке определить своей деятельности социальную профилактическую направленность

грации программ детской хирургии в общую инновационную образовательную среду подтверждается результатами НТП:

- необходимостью снижения числа хирургической патологии у детей;

- уменьшением числа перехода патологий во взрослый трудоспособный возраст;

- развитие инновации в детской хирургической практике.

Таким образом можно предположить, что метод научно-ориентированного обучения в виде просто постановки задач ничего не дает, нужно дать идею, способную зажечь, чтобы обучаемый ею жил, соответствуя сути идеи RBL. Причем тему предлагать необходимо такую, чтобы научная ориентация не тормозила процесс независимо от того, кем исполнитель будет работать - взрослым или детским хирургом, педиатром или врачом другой специальности.

В связи с этим мысль многих исследователей об увеличении познавательной потребности у обучающихся, созданием в учебном процессе условий, позволяющих развить у них творческие и коммуникативные способности, и рассмотрение проблемной ситуаций элементом социального предпринимательства позволит интегрировать подобные программы в университетскую образовательную среду.

ЛИТЕРАТУРА

1 Абдрахманова А. О. Проблемы здравоохранения и медицинского образования Республики Казахстан и пути их решения /А. О. Абдрахманова, В. В. Койков, Б. М. Хандиллае-ва //Clinical Medicine of Kazakhstan. - 2015. -№1 (35). - С. 66-68.

2 Григович И. Н. Подготовка детских хирургов в России - повод для дискуссии /И. Н. Григович, Ю. Г. Пяттоев, Э. П. Хусу //Рос. вестн. детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии. - 2015. - №3. - С. 8-12.

3 Досмагамбетова Р. С. Развитие медицинского образования в Республике Казахстан //Развитие медицинского образования в Республике Казахстан //http: group-global.org/ ru/node/15094

4 Койков В. В. Роль research-based learning в подготовке инновационно-активных специалистов системы здравоохранения /В. В. Койков, Г. А. Дербисалина //Денсаулык; сактауды дамыту журналы. - 2012. - №4 (65). - С. 67-78.

5 Тарасова Т. А. Использование метода проектов при изучении химии //Матер. III междунар. науч. конф. «Педагогическое мастерство». - М.: Буки Веди, 2013. - С. 143-147.

6 Asyafah A. Research based instruction in the teaching of islamic education //Asyafah Springer Plus. - 2014. - V. 3. - P. 3-5.

7 Joshua B. P. Technology Commercialization Effects on the Conduct of Research in Higher Education /B. P. Joshua, G. Eric //Res. High. Educ. - 2011. - V. 3. - Рр. 245-260.

8 Keator C. S. The Challenges of Developing a Project-Based Self-Directed Learning Component for Undergraduate Medical Education /C. S. Keator, D. D. Vandre, A. M. Morris // Commentary in Medical Science Educator. -2016. - V. 2. - Рp. 1-5.

REFERENCES

1 Abdrahmanova A. O. Problemy zdra-voohranenija i medicinskogo obrazovanija Respu-bliki Kazahstan i puti ih reshenija /A. O. Abdrahmanova, V. V. Kojkov, B. M. Handillaeva //Clinical Medicine of Kazakhstan. - 2015. - №1 (35). - S. 66-68.

2 Grigovich I. N. Podgotovka detskih hirur-gov v Rossii - povod dlja diskussii /I. N. Grigovich, Ju. G. Pjattoev, Je. P. Husu //Ros. vestn. detskoj hirurgii, anesteziologii i reanimatologii. -

2015. - №3. - S. 8-12.

3 Dosmagambetova R. S. Razvitie medicinskogo obrazovanija v Respublike Kazahstan //Razvitie medicinskogo obrazovanija v Respublike Kazahstan //http: group-global.org/ru/ node/15094

4 Kojkov V. V. Rol' research-based learning v podgotovke innovacionno-aktivnyh specialistov sistemy zdravoohranenija /V. V. Kojkov, G. A. Derbisalina //Densauly; sa;taudy damytu zhur-naly. - 2012. - №4 (65). - S. 67-78.

5 Tarasova T. A. Ispol'zovanie metoda proektov pri izuchenii himii //Mater. III mezhdu-nar. nauch. konf. «Pedagogicheskoe masterstvo». - M.: Buki Vedi, 2013. - S. 143-147.

6 Asyafah A. Research based instruction in the teaching of islamic education //Asyafah Springer Plus. - 2014. - V. 3. - P. 3-5.

7 Joshua B. P. Technology Commercialization Effects on the Conduct of Research in Higher Education /B. P. Joshua, G. Eric //Res. High. Educ. - 2011. - V. 3. - Pp. 245-260.

8 Keator C. S. The Challenges of Developing a Project-Based Self-Directed Learning Component for Undergraduate Medical Education /C. S. Keator, D. D. Vandre, A. M. Morris // Commentary in Medical Science Educator. -

2016. - V. 2. - Pp. 1-5.

Поступила 09.12.2016 г.

M. S. Askarov1, Kh. B. Bismildin1,2, Ye. Ye. YerbolganoV, S. S. Shuakhbayev1

WAYS OF INTEGRATION OF PEDIATRIC SURGERY PROGRAMS INTO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

1 Karaganda state medical university, 2MAC «GpCE» LLC

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The department of pediatric surgery of Karaganda state medical university in 2012-2016 studied research component in continuity with independent work of students in the scientific and technical projects with the participation of co-executors of business subject to the integration of its programs in the university environment.

Proven techniques of research projects, the familiarizing to the objects of intellectual property, transfer of business technologies to promote science results on the market with the formation of the example of a business - case studies, academician-case studies showed the possibility of the formation and use of new academic instruments.

At the same time the team in the form of small focus groups with a leader regarded as startups science wishing to gradually test his intellectual capacit /resource and publishing actually born new ideas, hypotheses (in the first stage RISC) saying about himself, becoming recognizable in the market of science can help serve the general university science.

In order to meet the social and humanitarian status of the university, in the commercialization of technology, transfer of medical practices academic startups business structure and filling scientist was borrowed system brend allowing social integration program of children's surgery in his educational environment.

Key words: RBL, academic tool, academician case, academician startup system, social brand

М. С Аскаров1, Х. Б. Бисмильдин1,2, Е Е Ерболганов1, С. С. Шуахбаев1

УНИВЕРСИТЕТ!!^ ЖАЛПЫ Б1Л1М БЕРУ ОРТАСЫНА БАЛАЛАР ХИРУРГИЯСЫН^Ы БАFДАРЛАМАЛАРДЫ ИНТЕГРАЦИЯЛАУ ЖОЛДАРЫ 1 Караганды мемлекеттк медицина университет, 2ЖШС МКО «ДКС»

Балалар хирургия кафедрасымен зерттеу компонент (RBL) С0ЗЖ, СТЗЖ мен дэйект байланысты жэне студентик ез^дк жумысымен (С0Ж) рылыми, рылыми-техникалык жобалар (РТЖ) аркылы бизнес-субъеклнщ ^рлескен орындаушы) катысуымен ез^н бардарламаларын университет ортасына интеграциялауын 2012-16 жж. зерттеген.

Дэлелденген эдоермен: рылыми-зерттеу жобалар; зияткерлк меншк объекттерге жакындату/ бастамашылык; бизнес-технологиялардын ыкпалымен нарыкта рылым нэтижелер^ демеп бизнес-кейстерге уксас академ-кейстердi курап жана академ-куралдарды калыптастыру мен пайдалану мYмкiндiктерi керсеттдг

Осында, топтар шарын фокус-топ тYрiнде кешбасшысымен б1рге рылымнын стартаперлары деп есептелп ез^Н жанадан туран ойларын жэне ез1н1н калауымен интеллектуалдык элеуе™/ ресурстарын этапты зерттеп жэне ез мэынде туран жана ойларын, гипотезаларын баспада жариялап (б1р1нш1 кезенде РРК,И/РИНЦ), макта тутап, рылыми нарыкта танымал болып, жалпы университеттiк рылымына косымша тiрек болура жарайды.

Университеттiн элеуметтiк-гуманитарлык статусына сэйкес болу y^, технологияларды каржыландыру, дэргерлк тэжiрибелердi бизнес-курылымдара аудару iшiнде жэне ралымдардын академ-стартаптарын толтыру талаптарда/жардайларда бiрлескен орындаушымен балалар хирургиясы бойынша бардармаларды университеттiн б1л1м ортасына енгiзу (интеграция) ре™де жYЙелi элеуметтiк бренд алынран.

Клт сездер: RBL, академ-курал, академ-кейс, академ-стартап, жYЙелi элеуметтiк бренд

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.