Научная статья на тему 'Пути и способы повышения эффективности разработки руд глубоких горизонтов открытым и открыто-подземным способами'

Пути и способы повышения эффективности разработки руд глубоких горизонтов открытым и открыто-подземным способами Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
353
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Решетняк С. П., Еремин Г. М., Листопад Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути и способы повышения эффективности разработки руд глубоких горизонтов открытым и открыто-подземным способами»

© С.П. Решетняк, Г.М. Еремин, Г.Г. Листопад, 2002

УДК 622.271.325+622.274.53

С.П. Решетняк, Г.М. Еремин, Г.Г. Листопад

ПУТИ И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТКИ РУД ГЛУБОКИХ ГОРИЗОНТОВ ОТКРЫТЫМ И ОТКРЫТО-ПОДЗЕМНЫМ СПОСОБАМИ

Р

азвитие горно-промышлен-ного комплекса Кольского региона и его горно-рудной базы характеризуется увеличением масштабов производства после спада объемов добычи руд и выпуска концентратов на горнообогатительных предприятиях в 199196 гг. Рост производства происходит в условиях, когда горные работы на большинстве действующих рудников и карьеров находятся на довольно больших глубинах, продолжается снижение содержания полезных компонентов в добываемых рудах, что повышает затраты на технологические процессы их переработки и снижает эффективность эксплуатации разрабатываемых и подготавливаемых к освоению месторождений региона (с худшими горно-геологическими и инженерно-геологическими условиями).

Положение с разработкой месторождений рудного сырья и производством меди, никеля, кобальта, железорудного, апатитового, нефелинового и многих других концентратов может еще более усугубиться, если своевременно не предпринять ряд мер в направлениях как совершенствования методов проектирования карьеров и рудников в новых условиях хозяйствования и экономической политики, так и внедрения новых прогрессивных технологических схем, обеспечивающих заметное снижение эксплуатационных затрат при разработке руд глубоких горизонтов.

В области проектирования рудников и карьеров сложилось положение, когда глубина перехода на другой способ разработки месторождения определяется в соответствии с ранее созданными теоретическими концепциями, характерными для каждого

способа разработки. Параметры открытых и подземных работ зависят от ряда факторов, таких как запасы месторождения, ценность сырья и потребность в нем на данном этапе отработки и в перспективе, величины капитальных вложений и др. Поэтому, например, глубина карьеров при разработке мощных крутопадающих или наклонных месторождений редко определяется сразу на полную величину, а чаще всего - последовательно для каждого этапа разработки в соответствии с влиянием указанных выше факторов.

Нерешенность некоторых теоретических и научно-методи-ческих вопросов не позволяет в настоящее время обосновать своевременность перехода с открытых на подземные работы с обеспечением стабильной производительности горно-обога-

тительного предприятия или недопущения ее резкого падения в переходный период. Недостаточно полно пока решены вопросы применения при доработке карьеров элементов открытоподземного яруса, а предлагаемые схемы его применения не в полной мере обеспечивают снижение потерь и разубоживания руды в переходной зоне (в потолочинах, целиках, при-бортовых зонах). Для большинства карьеров Мурманской области и Северо-Запада России эти вопросы находятся на стадии предпроектных решений и требуют дополнительного изучения и проведения исследований по сравнению, например, с результатами исследований, выполненных применительно к железорудным месторождениям КМА и Кривбасса.

Следует отметить также, что нередко при определении параметров бортов глубоких карьеров в проектах значительно резервируются показатели прочностных свойств пород место-

рождений и в расчетные характеристики вводятся коэффициенты запаса (1, 3) по ослабленным породам (в зоне призмы давления) без учета зон среза. Поэтому расчетные параметры откосов бортов карьеров значительно отличаются от предельных. На карьерах редко используются эффективные способы заоткоски уступов и участков бортов ("щадящие" технологии), обеспечивающие поддержание их в устойчивом состоянии в течение всего периода работы карьера.

Другой важный фактор повышения эффективности разработки месторождений открытым способом -применение прогрессивных технологий, например, циклично-поточной технологии (ЦПТ), систем разработки с рудоспусками, с внутренним отвало-образованием. Медленно прорабатываются вопросы применения на карьерах крутонаклонных и вертикальных конвейеров, отчасти это связано и с недостаточным развитием машиностроительной базы в стране, что также сдерживает применение прогрессивных и эффективных технологий на глубоких карьерах.

В настоящее время разработаны и предложены для применения различные способы и технологии отработки руд глубоких горизонтов. Однако многие из них оказались малоэффективными и не всегда способствовали снижению себестоимости добычи руды с увеличением глубины горных работ и, особенно, при переходе с открытых на подземные работы. Это происходило в результате того, что чаще всего не учитывались факторы как горно-геологического, так и горно-технического характера, и, в особенности, их влияние во времени, когда разработка рудных месторождений ведется этапами с изменяющимися значениями мощности рудного тела, его длины и угла наклона.

Так, несмотря на выделение по глубине карьера зон эффективного применения различных видов транспорта, параметры которых детально исследованы чл.-корр. РАН В.Л. Яковлевым, в проектах разработки месторождений глубокими карьерами вопросы транспорта руды и породы на поверхность в полной мере не решены, поскольку применение различных видов транспорта с перегрузкой с одного вида на другой чаще всего ведут к увеличению себестоимости до-

бычи руды. Различной оказывается и предельная глубина карьеров, с которой необходимо переходить на подземные работы. Это связано не только с параметрами рудного тела и, следовательно, с запасами месторождения, но и с существующими теоретическими положениями о границах разработки месторождений открытым, открыто-подземным и подземным способами. Нередко увеличение глубины карьеров, в том числе на Кольском полуострове, происходило в связи с ростом спроса на добываемое сырье, опережением технического прогресса в области открытых горных работ по сравнению с подземными, применением мощной и производительной горной техники, что обеспечивало снижение себестоимости добычи 1 т руды на открытых работах в 1,5-2 раза и более по сравнению с подземными рудниками.

Для Анновского карьера СевГОКа и карьера № 1 ЦГОКа вопросы перехода на подземный способ разработки месторождений рассмотрены, начиная с их глубины 350-400 м, для карьера №3 Петровского месторождения ЦГОКа - при глубине 525 м [1, 2]. Глубина крупных карьеров Кольского полуострова также увеличивалась во времени по мере увеличения мощностей ГОКов и производительности карьеров и составила по данным проектов: по карьеру комплексных железных руд АО «Ковдорский ГОК» с учетом высоты отметок поверхности

- 625-690 м (отм. дна -365 м), по Ко-ашвинскому карьеру апатитонефелиновых руд рудника Восточный АО «Апатит» - 350-410 м (отм. дна -80 м) с перспективой понижения дна карьера до отм. -290 м.

С увеличением глубины карьеров наблюдается непрерывный рост затрат на транспортирование руды и вскрыши на поверхность. Снижение затрат на доставку руды на поверхность обычно связано с применением новых схем вскрытия глубоких рудных горизонтов и прогрессивных видов транспорта руды и вскрыши (ЦПТ с наклонными и вертикальными стволами, конвейерных поездов и др.).

В работах [1, 2] проанализированы некоторые варианты схем транспортирования руды и вскрыши с глубоких горизонтов карьеров. Наиболее перспективными для применения по затратам рекомендуются наклонные и

вертикальные стволы, причем в последнем случае имеется в виду скиповой подъем, обеспечивающий производительность по руде до 15-20 млн. т/год (грузо-подъемность скипов - 80 т - предложение Днепропетровского горного института). В данной работе наиболее высокие значения приведенных затрат на транспортирование руды с глубины 100-500 м имеет вариант с применением конвейеров в наклонных стволах (принят по аналогии с применяемыми на карьере Ин-гулецкого ГОКа наклонными стволами). С другой стороны, в работе [2] при обосновании варианта с доработкой карьера и переходом на открыто-подзем-ный способ наиболее экономичным признано применение наклонного ствола, обеспечивающего доставку руды на дробильнообогатительную фабрику.

Таким образом, эффективность применения одних и тех же схем транспортирования руды (породы) во многом может определяться условиями оптимального вписывания трасс подъема в геометрические параметры расположения конечных пунктов доставки руды или вскрыши. Кроме того, применение наклонных стволов должно обосновываться с учетом количества дорабатываемых запасов в придонной зоне карьера, поскольку при переходе на подземный способ разработки месторождения такое сооружение будет практически считаться потерянным.

Величина капитальных и эксплуатационных затрат зависит не только от дороговизны тех или иных сооружений при вскрытии глубоких горизонтов и запасов руды, подлежащих выемке в расчетные периоды времени, но и от параметров карьера и его конфигурации и, следовательно, параметров рудного тела.

Как показали результаты исследований по горно-рудным объектам Кольского полуострова (Ковдор, карьеры Хибин и др.), Удокана и других месторождений, большими возможностями и удовлетворительными технико-экономическими показателями (ТЭП) обладает вариант с применением железнодорожного транспорта на верхних горизонтах. При этом себестоимость перевозки 1 т руды (вскрыши) оказывается минимальной. Однако, ввод его на глубокие горизонты (200-300 м и больше) приводит

к резкому увеличению объемов вскрыши из-за разноса бортов карьеров и росту приведенных во времени затрат по параболической зависимости от глубины карьера. Усложняющими факторами применения железнодорожного транспорта являются наличие перегрузочных складов на борту карьера и в настоящее время в изменившихся условиях хозяйствования к тому же и возросшая дороговизна эксплуатации.

Наиболее предпочтительными показателями среди сравниваемых вариантов обладают те, в которых объем горно-строитель-ных работ по сооружению того или иного подъемника и разнос борта оказываются минимальными. К таким вариантам могут быть отнесены варианты с применением вертикальных и наклонных скиповых подъемников, ЦПТ в карьере. Худшими показателями характеризуются варианты с применением технологических схем, включающих конвейерные системы в наклонных стволах и железнодорожный транспорт, если трассы стволов в глубоких зонах образуют сложную цепочку перегрузки руды с одного конвейера на другой и не выходят непосредственно на обогатительную фабрику (ОФ), а при втором - требуется значительный разнос бортов карьера, особенно при не протяженных по длине рудных телах и крутых углах их падения. Варианты с использованием крутонаклонных (вплоть до вертикальных) ленточных конвейеров целесообразны лишь в тех случаях, когда размещению обычных конвейеров в траншеях (полутраншеях) сопутствуют большие объемы горно-капиталь-ных работ, связанные с необходимостью вписывания прямолинейных конвейерных трасс в борта карьеров. По оценкам, приведенным в работе [1], наименьший коэффициент погашения вскрышных работ (0,648) имеет вариант с вертикальными скиповыми стволами, наибольший (0,72) - вариант с железнодорожным транспортом при глубине 200-250 м. Однако в случаях устойчивых массивов пород крутонаклонные и вертикальные конвейерные системы в комплекте с мобильными дробилками (типа валковых, используемых на ряде карьеров за рубежом) в суженном карьерном пространстве могут обеспечить экономический эффект за счет резкого

снижения затрат на вскрышные работы и транспорт руды (вскрыши) на поверхность.

Значительное влияние на показатели тех или иных вариантов имеет установление предельно допустимых углов откосов бортов глубоких карьеров.

Исследованиями, проведенными в Горном институте КНЦ РАН, установлено, что при разработке месторождений магматического типа, и особенно при интрузивах, породы средних и глубоких горизонтов могут быть отнесены к средне- и малотрещиноватым. Об этом свидетельствуют данные геологоразведки этих месторождений.

По данным Ено-Ковдорской и Хи-биногорской ГРП Мурманской геологоразведочной экспедиции (МГРЭ) удельная трещиноватость пород на глубине 200-300 м составляет 5-10 трещин на 1 м длины керна, на глубине свыше 300-400 м - до 3-5 трещин на 1 м керна.

Изменение удельной трещиноватости Ттр с глубиной Н может быть описано эмпирической зависимостью вида

Ттр = АНП, (1)

где А, п - соответственно постоянная и показатель степени.

Значения коэффициентов п и А для Коашвинского месторождения апатитонефелиновых руд (АО «Апатит») равны соответственно 0,45 и 116, для Ковдорского месторождения комплексных руд - 0,57 и 116. Расчеты по формуле (1) дают результаты, достаточно близкие к установленным для этих месторождений фактически.

Изменение трещиноватости пород с глубиной, а также блочность пород аб предлагается определять по степенной зависимости вида [3] аб = 0,84-аН+(ЬН)2, (2)

где а, Ь - коэффициенты; а = =0,016; Ь = 0,011.

Размер блока по формуле (2) при глубине 100 м составляет 0,45 м, на глубине 300 - 2,48 м.

С трещиноватостью и блочностью пород связаны их основные свойства

- показатели сцепления С и угол внутреннего трения ф. Средние их значения для указанных выше месторождений составили: для апатитовых С = 2 МПа, железорудных - 2,4 МПа, угол ф = 42-45°. В отдельных зонах (Ковдорский массив), где раз-

мер блоков достигает около 20 м, сцепление еще выше.

Со значениями С и ф непосредственно связаны предельные параметры устойчивых откосов бортов карьеров. В общем виде угол откоса борта аб зависит от сцепления и угла внутреннего трения породы в приповерхностной призме сдвига, ее длины L и веса, а высота откоса Не - от соотношения напряжений сдвига и упора по вероятной поверхности деформации.

Угол откоса борта и его высота (в естественном состоянии без техногенных нарушений) могут быть описаны зависимостями вида аб = Аі + Вц (С; ф)кі; (3)

Не = А2 + В2 т(С; ф)к2, (4)

где А1, А2, В1, В2 - постоянные; к1, к2

- коэффициенты; А1 = 75; А2 = 9; В1 = 310; В2 = 32; к1 = 0,9; к2 = 0,8; т (С; ф)

- суммарное напряжение сопротивления сдвигу (с учетом сцепления и угла внутреннего трения).

Расчеты по формулам (3) и (4) показывают, что углы откосов бортов и их высота в средне- и малотрещиноватых породах могут соответственно составлять 62-65° и 300-500 м и более.

Возможность достижения более крутых откосов бортов, чем заложенные во многих проектах (с 38-40° до 53-54° в глубоких зонах и до 42-45°

- на верхних горизонтах при ведении горных работ в приоткосной зоне с применением "щадящих" технологий), подтверждается данными как отечественных, так и зарубежных исследований, рис. 1а.

Таким образом, возможность формирования более крутых откосов бортов (выпуклого профиля) позволит, с одной стороны, повысить эффективность горных работ в карьере, а с другой - более строго подойти к решению задачи о вписывании трасс подъемников руды или вскрыши с глубоких горизонтов в геометрически «суженное» карьерное пространство при крутых его бортах. Принципиально может измениться и форма дна карьера. В прочных породах средней трещиноватости и даже трещиноватых имеется возможность постановки нескольких нижних откосов в период доработки карьера практически под углами, близкими к 90°. В настоящее время в карьере АО «Ковдорский ГОК» Горный институт КНЦ РАН начал работы по обоснованию возмож-

ности формирования вертикальных откосов уступов. Экспериментальное подтверждение устойчивости подобным образом сформированных уступов позволит реально приступить к отстройке нерабочих бортов карьеров с углами наклона 50-60°. Следует отметить, что при этом потребуется высокая культура технологии, которая пока совершенно не стимулируется руководством горных акционерных обществ. В итоге в результате некачественно выполненных работ может подвергаться сомнению сама идея возможности укручения бортов карьеров.

Если при сооружении на борту карьера наклонных скиповых подъемников или конвейерных трактов в стволах объемы горно- капитальных работ могут составить до 100 тыс. м3 и разнос бортов при вписывании трасс железных дорог на глубоких

(2)

РисДЛЦ, (Шем* ой твяреївеннию нварщиров жрьер&тнртпрїойешйовр рудопвуямноа и

!его:о,8ор4бот'ке? і-оійеиїйеїбв^гнй,омитк?й&ьо-

борта карьера по классической схеме с ОПЯ

и при при мен^н-искрутых^ш, кншон й™

-струдно^удоелоусНІо, -саЕлубизриБЕсйриврЕакш^кг и

-таа^уйяубйй ■карі,ер’а ^ -оBЬй^аl¥£TB#5ï^но

до HартодaемHЫИйп-aаб5твsтгтEенно°твеT-на

ствеера, пуыв^тко са^бораааща&ер °дас-

ков и высота зоны до перехода на открытоклассической схеме и при применении кру-подземныи способ разработки; АН, Ноп - со-

Шетткосно ^выгова зйны ^арерщшыае-

объе одьотррор;) -Iюд|шшшИп°рураОПíi-[,^ш в ы-

кffiта;;ОПЯ¿°аісае^-аап - стаете™™™ углы откосов бортов карьера в висячем и лежачем боках залежи и по проекту; б - АНк, Ноп - с о-ответственно прирост глубины карьера и высоты ОПЯ при доработке залежи открытым способом; в - АНк - доуглубка карьера при крутых откосах бортов

горизонтах - до 10 млн м3 и более, то сокращаемые объемы вскрыши при применении более крутых откосов бортов могут составить до 50-100 млн м3 в зависимости от высоты бортов глубоких карьеров.

По-новому может быть решена задача о переходной зоне между открытыми и подземными работами [2], рис. 1 б, в.

Расчеты по приведенным в работе формулам дают данные, достаточно близкие к установленным для Аннов-ского карьера СевГОКа высоте переходной зоны Н2 = 180 м и глубине доработки карьера АНк = 115 м при введении коэффициента т, близкого к

0,5, и коэффициента А = 0,38 (в формулу для определения АН к [2]).

По результатам исследований сделан вывод о целесообразности доработки запасов в зоне углубки карьера АНк открытым способом, ориентируясь на общие эксплутационные затраты по варианту. Между тем сравнение вариантов с применением открытого и открыто-подземного способов проведено при различных величинах отрабатываемых запасов в зонах. По удельным затратам на 1 т добытой руды наиболее экономичным следует считать открыто-подземный способ (0,29-0,32 руб/т при открытом способе и 0,11-0,118 руб/т при открытоподземном способе в ценах конца 80 годов).

Изучение данных вопросов показало, что за счет более крутых откосов участков бортов в глубокой зоне карьера практически несложно отработать открытым способом руду в контурах открыто-подземного яруса (рис. 1б) или отрабатывать руду на полную мощность рудного тела в области дна карьера (зона 1), снизив ее потери до минимальных значений (1-2 %) по сравнению с доработкой открыто-подземным и в особенности подземным способом (15-20 %) (рис. 1в). Значительно могут быть снижены и общие потери руды при доработке их подземным способом (зона И).

Предлагаемые научно-мето-

дические подходы к комплексному учету горно-технических и экономических факторов повышения эффективности работы глубоких карьеров и их доработки позволяют рассмотреть в проектах схемы вскрытия с применением рудоспусков в комплекте с дробилками, конвейера в квершлаге и скипового ствола (рис. 1а), что позволит резко снизить эксплуатационные затраты на транспорт руды до рудоспусков при работе с малым плечом откатки (до 0,5-1 км) в течение 15-20 лет и более. Такая схема апробирована на карьере Центрального рудника АО "Апатит", и получен существенный экономический эффект от ее применения. Дробильный комплекс целесообразно устраивать в нижней

части рудоспуска, что обеспечит необходимость дробления не всей рудной массы, а небольшой ее доли (по оценкам - 10-20 %), поскольку рудоспуск частично выполняет функции дробилки для крупных и средних кусков руды.

Преимуществом данной схемы вскрытия рудного тела является значительно больший объем включаемых в отработку запасов и исключение дополнительной транспортной цепочки, используемой обычно для доработки карьера. Конвейерный квершлаг при этом может быть использован для доработки запасов в открыто-подземном ярусе.

Проходка скипового ствола ранее намеченного срока (при переходе на подземные работы) позволяет исключить «пиковое» вложение капитальных затрат при строительстве рудника и быстрее их самортизировать за счет эффекта, получаемого на карьере при эксплуатации рудоспусков в течение 15-20 лет. Ввод в эксплуатацию рудника в этом случае начинается с углубления скипового и вспомогательного стволов и проходки этажного конвейерного квершлага.

Существенное повышение эффективности открытых горных работ и перехода на подземные работы при отработке мощных крутопадающих месторождений может быть достигнуто при применении открытоподземного способа разработки месторождений [4]. Наиболее эффективными из рассмотренных технологических схем его применения являются те из них, в которых при достижении карьером определенной глубины осуществляется ввод стабилизирующих мощностей за счет подзем-

ных горных работ (рис. 2). Кроме того, его применение позволяет повысить экономическую эффективность отработки глубоких горизонтов карьера [3]. При этом выработанное пространство открыто-подземного яруса (ОПЯ) погашается за счет организации внутреннего отвалообразования.

Включение в отработку прикон-турных запасов рудного тела в висячем боку залежи может позволить создать значительные емкости для размещения пород вскрыши при до-углубке карьера. При длине рудного тела 1000 м объем выработанного

пространства может составить от 3,3 до 10 млн. м3 и более в зависимости от мощности рудного тела.

В настоящее время предложены способы повышения эффективности применения открыто-подземного яруса, заключающиеся в первоочередной отработке руд в висячем боку залежи, что также обеспечивает создание первоначальных емкостей для производства внутреннего отвалообразования. Доработка руды в лежачем боку залежи может быть осуществлена с использованием рудоспусков, выходя-

щих на транспортный горизонт (рис. 1 б, в).

Эффективность применения рекомендуемых схем и технологий к конкретным объектам — Ковдорскому карьеру комплексных железных руд и Коашвинскому апатитовому карьеру Восточного рудника АО «Апатит» позволяет (рис. 3):

1. Увеличить глубину карьеров по сравнению с проектом: первого - на 85 м (отм. дна -365 м и -450 м) и затем ввести открыто-подземный ярус (отм. -650 м), второго - на 210 м (отм. дна -80 м и -290 м) практически

без разноса бортов верхней зоны карьера.

2. За счет большей крутизны откосов бортов карьеров снизить объемы вскрыши в бортах за счет исключения их разноса (выполаживания) до 35-38 млн м3 или дополнительно отработать до 88-90 млн. т руды (карьер АО «Ковдорский ГОК»). Сокращение объемов вскрыши при более крутых бортах (Северном и Восточном Коаш-винского карьера Восточного рудника АО «Апатит») может составить до 32-34 млн. м3.

3. Уменьшить затраты на добычу руды глубоких горизонтов карьеров за счет применения комплекса мероприятий, включающих создание и поддержание в устойчивом состоянии крутых бортов, применение эффективных и производительных транспортных средств и рудоперепускных и выдачных стволов.

Дальнейшее повышение эффективности открытых горных работ в глубоких зонах карьеров связано, на наш взгляд, с разработкой и внедрением производительных и мобильных дробильно-перегрузочных систем в комплекте с крутонаклонными конвейерами для схем цикличнопоточной технологии.

В качестве сборочного транспорта могут быть эффективны как автосамосвалы-рудовозы с донной разгрузкой, в том числе - в дизель-троллейвозном исполнении, так и автосамосвалы с шарнирно-сочлененной рамой, которые применимы на дорогах с крутыми уклонами. Последняя разновидность сборочного транспорта может быть эффективно применена на подземных горных работах и, соответственно, на вывозке руды в границах открыто-подземного яруса.

Рис. 3. Поперечные разрезы по Ковдорскому карьеру комплексных железных руд (а) и Коашвинскому апатитовому карьеру (б):

1, 2 - соответственно контуры карьера по проекту и при крутых (выпуклых) откосах бортов; а - 3, 4, 5 - соответственно рудоспуски, конвейерный квершлаг, скиповой ствол; 6, 6', 7 - соответственно основное рудное тело, маложелезистое и боковое рудные тела; 8 - откос открыто-подземного яруса; б - 3 -рудное тело; 4, 4' - рудоспуски; 5, 6 - соответственно скиповой ствол и конвейерный квершлаг; 7 - отвал (дамба)

Рис. 2. Схема к определению параметров зоны доуглубки карьера при применении открытоподземного яруса (ОПЯ):

------------------------------------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большегрузные скиповые подъемники для отработки глубоких карьеров / П.Б. Кульбида, В.В. Ройзен, В.И. Сербии и др.// Горн.

Журнал. -1981. -№7. - С. 48-50.

2. Новожилов М.Г., Маевский АМ., Просандеев Н.И. Эффективность открытых горных работ при переходе на подземный способ разра-ботки//Горн. журнал. -1989. -№ 4. -С. 20-22

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ ------------------------------------------------------

Решетняк С.П. - доктор технических наук, Горный институт Кольского научного центра РАН. Еремин Г.М. - кандидат технических наук, Горный институт Кольского научного центра РАН. Листопад Г.Г. - горный инженер, ОАО «Апатит».

3. Попов В.Н., Байков Б.Н. Технология отстройки бортов карьеров. - М.: Недра, 1991.-184 с.

4. Комплексный открыто-подземный способ разработки мощных рудных месторождений / М.И. Агошков, В.И. Терентьев, Д.М. Казикаев, К.Б. Верниковский. - М.: Тр. ИПКОН АН СССР, 1987. - С. 2-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.