Научная статья на тему 'ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В КИТАЙСКОЙ ШКОЛЕ'

ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В КИТАЙСКОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
138
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В КИТАЙСКОЙ ШКОЛЕ»

PROCEDIA

DOI: 10.23888/humJ2022102191-204

ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В КИТАЙСКОЙ ШКОЛЕ

ГАО ЛОБИНЬ Научный руководитель: РУСЕЦКАЯ А. М.

Белорусский государственный педагогический университет Минск, Республика Беларусь

ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В КИТАЙСКОЙ ШКОЛЕ

Гао Лобинь Научный руководитель: Русецкая А. М. Белорусский государственный педагогический университет Минск, Республика Беларусь

191

содержание:

01

Определение музыкальной терапии

02

Механизмы музыкальной терапии

03

Классификация музыкальной терапии

04

Как в Древнем Китае лечили болезни пятью звуками

05

Почему в китайских школах предлагается использовать музыкотерапию как вспомогательное средство обучения

06

Организация музыкальной терапии в китайских школах

01

Определение музыкальной терапии

192

Определение музыкальной терапии

Музыкальная терапия заключается в использовании различных форм всех музыкальных действий, включая прослушивание, пение, игру, ритм и другие средства, чтобы достичь целей психологической реабилитации посредством физиологической реакции на звук.

Механизмы музыкальной терапии

Музыка является мощным средством стимуляции чувств и мульти-сенсорного опыта. Различные виды музыки могут вызвать различные физиологические и эмоциональные реакции. Музыка является уникальной формой невербального общения. Музыкальная терапия заключается в использовании всех форм музыкальной деятельности, — слушать, петь, играть, — для того, чтобы стимулировать оздоровляющую физическую реакцию организма.

С биологической точки зрения, музыка является специальной информацией, ее элементы — мелодия, ритм, тембр, сила, темп и т.д. Ритмические узоры и мелодии музыки взаимодействуют с ритмами человеческого тела. Ритм музыки может влиять на поведение и физиологические процессы: скорость дыхания и движений, частоту сердечных сокращений и пр. Различные виды музыки могут производить различные физиологические реакции (частота сердечных сокращений и скорость пульса, кровяное давление, реакции кожи, мышечные и двигательные реакции, мышление). Музыка может быть анальгетиком. Поскольку слуховой центр на коре головного мозга находится рядом с положением болевого центра, возбуждение, вызванное музыкальной стимуляцией слухового центра мозга, может подавлять соседние болевые центры, уменьшая боль. Музыка может способствовать увеличению содержания эндорфинов в крови.

Если традиционная психотерапия считает, что "познание определяет эмоции", то музыкальная психотерапия считает, что "эмоции определяют познание". Музыкальные терапевты используют влияние музыки, чтобы изменить настроение и восприятие человека. Вначале музыкальный терапевт использует печальную музыку, чтобы вызвать у человека эмоциональные переживания. Когда эмоции высвобождаются, активизируется сила в глубине души человека, и терапевт постепенно использует позитивную музыку для поддержки и укрепления положительных эмоциональных сил внутри человека для того, чтобы помочь ему выйти из боли.

03

Классификация методов музыкальной терапии

195

Методы музыкальной терапии можно разделить на категории

1.Организация процесса и содержания музыкальной терапии. Обсуждение музыкальных произведений. Терапевт и реабилитируемый, слушая одну и ту же музыку, обсуждают, что означают мелодии и тексты песен. Цель: вызвать языковой и эмоциональный обмен между членами группы, чтобы выявить отклонения в мышлении и поведении.

2. Активизация музыкальных воспоминаний. Терапевт просит реабилитируемого выбрать одну или несколько музыкальных произведений, которые имеют значение в их жизненном опыте. Цель: вызвать эмоции и воспоминания.

3. Синхронизация музыки. Музыкальные терапевты используют записанную или импровизированную музыку, чтобы синхронизировать с физиологическим и психологическим состоянием цели терапии.

4. Развитие музыкального воображения. Реабилитируемый человек входит в расслабленное состояние, после прослушивания музыки он рассказывает о содержании образов, а терапевт исследует смысл воображаемого контента, помогает человеку понять себя и свой внутренний эмоциональный мир.

5. Воспроизведение (игра, пение, формирование музыкальных навыков). Терапевты не нуждаются в специальной музыкальной подготовке, поэтому качество исполнения не имеет значения.

6. Импровизированная музыкальная терапия. Инструменты, используемые для импровизации, просты: ритмические и мелодичные ударные инструменты (барабаны, ксилофон, треугольник), фортепиано, гитара. Инструмент, выбранный человеком, отражает его личностные особенности, роль в межличностных отношениях. Все играют, как хотят, но звуковые эффекты заставляют каждого корректировать свой ритм, скорость, громкость или мелодию в ансамбле. Ансамбль направляется терапевтом для обсуждения своих ролей в социальной среде и изменения социального поведения в гармонии с другими.

04

Как в Древнем Китае лечили болезни пятью звуками

Сравнение традиционных китайских иероглифов: Ш (Музыка) и Щ ( Китайская медицина). Есть только одно различие между этими двумя китайскими иероглифами, это ~н~, который означает китайскую фитотерапию. Таким образом, Китай с древних времен использует музыку в медицине ) Представители

древней китайской медицины считали, что пять видов музыки соответствуют пяти органам человеческого тела, и эти пять видов музыки являются традиционными китайскими пятитонными мелодиями (^ Й Ш). В классической книге китайской медицины (^ргФЙ&ё) 2000 лет назад было предложено лечить болезни в соответствии с традиционной китайской музыкальной мелодией. Так, Китай уже имел записи о музыке для лечения заболеваний более двух тысяч лет назад. В китайской когнитивной концепции музыка изменяет человеческое мышление.

Схема китайской пятитоновой терапии:

198

05

Почему в китайских школах предлагается использовать музыкотерапию как вспомогательное средство в образовательном процессе

Муз ыкал ь н ая те р ап и я яв л яе т с я ф о р ми р ую щ ей с я с ф ер о й деятельности, но она имеет значение для здоровья человека. Вследствие быстрых темпов развития страны и системы образования Китая китайские школьники находятся под большим психологическим и академическим давлением, которое накладывается на трудности динамики возрастного развития. Музыкальная терапия может быть использована в качестве вспомогательного средства для учащихся, чтобы помочь им снять стресс и улучшить свое психическое здоровье.

1. В семье, детском саду, начальной и базовой школе и других относительно закрытых средах ребенок защищен семьей, учителями и чувствует безопасность. Доверительные отношения со взрослыми позволяют ребенку иметь чувство уверенности, идентичности и стабильности.

2. Переход от психологического состояния ребенка к психологическому состоянию взрослого длителен, сложен, сопровождается продвижением вперед и регрессом. Ему свойственны психологические расстройства и поведенческие отклонения (неврозы, патологическая личность, маниакальность и др.). Неправильное обращение с ребенком усиливает риски. Когнитивный уровень, образ мышления и социальный опыт подростков находятся в полузрелом состоянии, поэтому возникает противоречие между уровнем психологического развития и переживаемым социально-ролевым конфликтом.

3. Музыкальная терапия в китайских школах служит вспомогательным средством минимизации последствий конкуренции, семейного неблагополучия, а также снижения напряженности, вызванной психологическими и физиологическими изменениями.

Распределение психологических проблем подростков

200

06

Организация музыкальнрй терапии в китайских школах

В настоящее время внедрение в практику музыкальной терапии планируется в крупных и средних школах Китая. Нехватка специалистов является проблемой, поэтому возможна пилот-подготовка специалистов или обучение учителей музыки в средней школе.

ВЫВОДЫ

1. Учитель, осуществляющий музыкальную терапию, должен располагать набором музыкальных терапевтических программ, ориентированных на школу.

2. Программа может быть ориентирована не только на учащихся, имеющих психологические проблемы, но и на всех учащихся, чтобы снизить стресс, снять усталость и тревожность.

3. Диагностику психологического состояния школьников можно проводить посредством скрининг-тестов, опроса и анкетирования. Результаты анализа данных позволят музыкальным терапевтам проанализировать и обсудить конкретную ситуацию и провести в школе специальную программу музыкального лечения для каждого учащегося, который нуждается в помощи.

4. Музыкальная терапия в средней школе осуществима и является эффективным вспомогательным средством реабилитации учащихся, имеющих психологические проблемы. Участники музыкально-терапевтических групп общаются более непосредственно, могут постоянно обмениваться мнениями, укреплять взаимопонимание, улучшая межличностные навыки, способность работать с другими людьми, адаптироваться в коллективе.

5. Музыкальная деятельность играет важную роль в редукции психологических проблем у школьников, устранении барьеров, содействии психологической совместимости и улучшении межличностного взаимодействия.

Экспериментальная программа музыкальной терапии в школах предполагает:

1. Создание консультационных комнат.

2. Подготовку музыкальных терапевтов.

3. Организацию психологического скрининга в школе. Это даст возможность обратить внимание на психологическое здоровье каждого ученика, осуществлять скрининговый мониторинг проблемных учащихся для регулярной музыкальной терпаии в качестве помощи, в дополнение к ежеквартальному скринингу и оценке психологического состояния каждого ученика.

4. Согласие администрации школы и финансовую поддержку.

5. Согласие родителей учащихся, что связано с вопросами конфиденциальности.

Для учеников, не имеющих психологических проблем, участие в музыкальной терапии также будет полезно, так как музыка может заставить людей забыть мелкие неприятности.

203

Спасибо за внимание!

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Гао Лобинь - студент 3 курса по специальности «Музыкальное искусство, ритмика и хореография», Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Лоянский педагогический университет (Лоян, Китайская Народная Республика); 220030, Республика Беларусь, Минск, ул. Советская, д. 18. Е-таП: 825786071@qq.com

Русецкая Алла Максимовна - кандидат педагогических, магистр психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики, Белорусский Государственный педагогический университет имени Максима Танка; 220030, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, д. 18. ORCID: 0000-0002-6260-0218. Е-таП: svetilenamr@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Gao Luobin - 3rd year student, Belorussian State Pedagogical University, Luoyang Normal University (Luoyang, People's Republic of China); 18, Sovietskaya str., 220030, Minsk, Republic of Belarus. E-mail: 825786071@qq.com

Alla M. Rousetskaya - Cand.Sci. (Ped.), MA in Psychology, Associate Professor, Belorussian State Pedagogical University; 18, Sovietskaya str., 220030, Minsk, Republic of Belarus. ORCID: 0000-0002-6260-0218. E-mail: svetilenamr@mail.ru

Дата поступления / Paper received: 11.04.2022

Дата получения исправленной версии / Paper revised: 11.05.2022 Дата принятия / Paper accepted: 01.06.2022

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Лобинь Г., Русецкая А.М. Пути и направления использования музыкальной терапии в китайской школе (презентация доклада) // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т.10, №2 (37). С. 191-204. Доступно по: .

Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/Гшти2022102191 -204

FOR CITATION:

Luobin G, Rousetskaya AM. Ways and directions of using music therapy in a Chinese school. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2022;10(2):191-204. Available at: http://humiournal.rzgmu.ru/art&id=531. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2022102191-204

204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.