Научная статья на тему 'ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ'

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОФСОЮЗЫ / ПЕРСОНАЛ / ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / РАБОТОДАТЕЛЬ / ADAPTIVE SOCIAL PARTNERSHIP / SOCIAL AND LABOR RELATIONS / TRADE UNIONS / STAFF / LABOR COLLECTIVE / EMPLOYER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баландина Таисия Михайловна, Петров Никита Романович

В статье рассматривается сущность и содержание адаптивной модели социального партнерства в системе социально-трудовых отношений России. Обосновывается необходимость отказа от классических принципов формального партнерства, раскрываются условия для становления и развития полноценной адаптивной модели социального партнерства в России: постепенный отказ или снижение уровня государственного участия в социальном партнерстве; возрождение профсоюзов, а также переформатирование их функций, прав, возможностей и обязанностей; выработка новых адаптивных подходов к партнерскому взаимодействию, формирование субсидиарной ответственности субъектов партнерства; развитие способности организаций адаптироваться к неопределенности внешней и внутренней социально-экономической среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO FORM AN ADAPTIVE SOCIAL PARTNERSHIP IN THE SYSTEM OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS OF RUSSIA

The article discusses the essence and content of the adaptive model of social partnership in the system of social and labor relations of Russia. The necessity to abandon the classical principles of formal partnership is justified, the conditions for the formation and development of a full-fledged adaptive model of social partnership in Russia are revealed: gradual elimination or reduction of the level of state participation in social partnership; Revitalizing trade unions and reformatting their functions, rights, capacities and responsibilities; Development of new adaptive approaches to partnership interaction, formation of subsidiary responsibility of partnership entities; Developing the ability of organizations to adapt to the uncertainty of the external and internal socio-economic environment.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ»

УДК 316.4.05

DOI 10.23672/SAE.2020.2020.61584

Баландина Таисия Михайловна

доктор социологических наук, профессор,

профессор кафедры истории, философии, политологии и социологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова balandinatm@gmail.com

Петров Никита Романович

аспирант кафедры истории, философии, политологии и социологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова nr_petrov@mail.ru

Taisiya M. Balandina

Doctor of Social Sciences, Professor,

Professor of the Department of History, Philosophy, Political Science and Sociology, Saratov Socio-economic Institute (branch) Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov balandinatm@gmail.com

Nikita R. Petrov

Postgraduate student of the Department of History, Philosophy, Political Science and Sociology, Saratov Socio-economic Institute (branch) Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov nr_petrov@mail.ru

Пути формирования

адаптивного социального партнерства в системе социально-трудовых отношений в россии

Ways to form an adaptive

social partnership in the system of social and labor relations of russia

Аннотация. В статье рассматривается сущность и содержание адаптивной модели социального партнерства в системе социально-трудовых отношений России. Обосновывается необходимость отказа от классических принципов формального партнерства, раскрываются условия для становления и развития полноценной адаптивной модели социального партнерства в России: постепенный отказ или снижение уровня государственного участия в социальном партнерстве; возрождение профсоюзов, а также переформатирование их функций, прав, возможностей и обязанностей; выработка новых адаптивных подходов к партнерскому взаимодействию, формирование субсидиарной ответственности субъектов партнерства; развитие способности организаций адаптироваться к неопределенности внешней и внутренней социально-экономической среды.

Ключевые слова: адаптивное социальное партнерство, социально-трудовые отношения, профсоюзы, персонал, трудовой коллектив, работодатель.

Annotation. The article discusses the essence and content of the adaptive model of social partnership in the system of social and labor relations of Russia. The necessity to abandon the classical principles of formal partnership is justified, the conditions for the formation and development of a full-fledged adaptive model of social partnership in Russia are revealed: gradual elimination or reduction of the level of state participation in social partnership; Revitalizing trade unions and reformatting their functions, rights, capacities and responsibilities; Development of new adaptive approaches to partnership interaction, formation of subsidiary responsibility of partnership entities; Developing the ability of organizations to adapt to the uncertainty of the external and internal socio-economic environment.

Keywords: adaptive social partnership, social and labor relations, trade unions, staff, labor collective, employer.

В современных условиях преобладают традиционные классические принципы партнерства субъектов хозяйствования в России. Администрация ориентирована на принуждение работающих к заключению трудовых соглашений, непосредственно разрабатывает процедуры, правила, нормы взаимодействия менеджмента,

работодателя, непосредственных работников. В организациях по-прежнему внедряется всеобщая система социально-трудовых практик, за которыми скрываются трудовые противоречия, предпосылки конфликтов, неприязни одних групп работников относительно других, растут различия в системе трудовых интересов менеджмента,

работодателя, а также работника [1]. Тем не менее современные социально-экономические процессы порождают изменения во всех сферах и организациях, что приводит к адаптивной модели социально-трудового партнерства, формированию новых принципов переговоров менеджмента, работодателя, а также непосредственных работников, новых организационных институтов, защищающих права, интересы, трудовые предпочтения работников. Адаптивное социальное партнерство в новых условиях представляет собой сложноорганизованную систему, структурно включающую отдельные трудовые коллективы (персонал), работодателей, общественные организации (прежде всего профсоюзы), органы государственной власти (федеральные, региональные, муниципальные. Адаптивное социальное партнерство, с одной стороны, ориентировано на приспособление субъектов партнерства к существующим в социально-трудовой организации требованиям, ценностям, критериям трудовой оценки, с другой - является механизмом трансформации административных норм, правил, процедур данной социальной организации [2].

В рамках синтезирующей социально-трудовой доктрины адаптивное социальное партнерство -это многоуровневый конструкт, характеризующий систему общественных социально-трудовых отношений по проблемам согласования, коррекции и защите социальных и экономических прав и интересов работников, а также работодателей [3]. Адаптивная модель партнерства определяет необходимость отказа от формальных принудительных практик партнерского взаимодействия. Здесь отсутствует необходимость административного принуждения к заключению соглашений, положений, договоров, формирования трудового договора как способа прикрытия реальной трудовой напряженности, конфликтных трудовых практик, противоречий трудовых интересов [4]. Адаптивность взаимодействия субъектов партнерства ориентирована на заключение взаимно согласованных трудовых договоров, разработку совместных трудовых согласований интеграции интересов, активизации инициативы основных субъектов партнерства. Здесь реализуется системная цель партнерского взаимодействия:

1) согласование трудовых интересов, организационных ценностей;

2) преодоление социально-трудовой напряженности;

3) устранение факторов социально-экономического торможения, разрешение трудовых противоречий.

Адаптивное социальное партнерство должно способствовать росту темпов социального, а также экономического развития хозяйственной организации. Оно предполагает использование демократических процедур, преимуществ, применение интегрированных процедур трудового творчества в процессе реализации трудовой деятельности. В нашей стране сегодня сформировались все необходимые условия для адаптивного социального партнерства и решения в его рамках наиболее

насущных проблем взаимоотношений менеджмента, работников и работодателей. К таким условиям относят:

1. В России сформировались рыночные отношения. В экономической сфере появились новые формы собственности;

2. Сформировалась необходимая, хотя и минимальная нормативно-правовая основа для становления социального партнерства;

3. Со времен Советского Союза в России сохранились структуры профсоюзов почти во всех сферах экономики;

4. В России идет полным ходом процесс формирования класса предпринимателей;

5. Государственные структуры способны выступать в качестве посредников в отношениях между наемными работниками и работодателями. Необходимо отметить, что социальное партнерство в России в первой четверти XXI века сформировало некую классическую модель, которую можно оценивать по нескольким административным критериям. Важнейший из которых - активное участие государственных структур в решении всех возникающих спорных моментов между сторонами - участниками социального партнерства. С одной стороны, это положительный момент, так как государство может отслеживать все возникающие спорные моменты и в дальнейшем регулировать их на уровне формирования нормативно-правовой базы. С другой стороны, столь активная позиция государственных исполнительных структур в социальном партнерстве говорит о слабости или неорганизованности двух других сторон, участников социального партнерства - профессиональных объединений работников, а также работодателей. И, еще нельзя не отметить важный момент, на который обращают внимание исследователи современной ситуации с социальным партнерством в России, что «главным недостатком социальных реформ, проводимых руководством страны, является их слабая направленность на совершенствование трудовых отношений. Содержание социальных реформ сведено преимущественно к перераспределению бюджета, максимальному сбору налогов, выплате пенсий, пособий по безработице, и различных льгот в виде грантов, а не стимулированию отечественного производства, не созданию новых высокотехнологичных, инновационных рабочих мест» [5] .

В условиях экономического развития при реализации социально-экономических программ проблема адаптивного социального партнерства обострится. На всех уровнях от федерального до муниципального в стране формируются общественно значимые программы развития, к их исполнению привлекаются как государственные предприятия и организации, так и частные. От стабильности внутри трудовых коллективов, от способности предприятий работать качественно и в срок, выполнять собственные обязательства зависят и финансовая стабильность, и репутация на внутреннем рынке. Следовательно, социаль-

ное партнерство призвано обеспечивать ситуацию успеха на предприятиях и в организациях и гарантировать их выживаемость в условиях высокой конкурентоспособности.

Таким образом, основными условиями для становления и развития полноценного адаптивного социального партнерства в России являются:

1. Постепенный отказ или снижение уровня государственного участия в социальном партнерстве, то есть отказ от патерналистских отношений, которые предполагают максимальное участие во всех сторонах жизни граждан, в том числе и в трудовых, представителей государства. Сегодня население не доверяет договорам, заключаемым между работниками и работодателями. Последнее приводит к необходимости активного участия в практиках социального контроля государственных представителей (в лице работников тех или иных государственных структур). Востребованность государства при реализации учета и контроля следует рассматривать как весьма тревожный сигнал, так как отсутствие четкой системы реально действующих трудовых договоров на практике определяется как фактор чрезвычайной слабости социального партнерства трудовой организации. По сути, в современных условиях важно обеспечить эффективность действия трудовых договоров. Необходимо существенно повышать ответственность и создавать нормативную базу, которая сможет и без участия государственных структур, отслеживать, проверять и контролировать исполнение сторонами позиций трудового договора. Постепенный отход государственных структур от участия в социальном партнерстве может предоставить больше гибкости менеджменту, предпринимателям, а также возможностей выбора действий представителями трудовых коллективов в целях защиты своих прав и интересов.

2. Необходимо возрождение профсоюзов, а также переформатирование их функций, прав, возможностей и обязанностей. Последние десятилетия после распада СССР значение профсоюзов, как организаций способных защищать интересы трудящихся, резко упал, снизился их

Литература:

1. Быченко Ю.Г. Развитие профессионального потенциала военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту / Ю.Г. Быченко, Т.М. Баландина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 4. С. 116-122.

2. Аракелов Г.П. Особенности развития системы социального партнерства в современной России // Актуальные проблемы современной науки. 2009. № 5. С. 36-38.

3. Кривобороденко ОД. Социальное партнерство // Специалист. 2010. № 12. С. 22-23.

4. Шипитько А.Б. Современные модели социального партнерства в социально-трудовой

авторитет. Лишь небольшая доля профсоюзов смогла удержать прежний уровень своего влияния на работодателей. Это вполне объяснимо. В социально-экономическом плане в стране шел активный переход от командно-плановой экономики с господством государственных форм собственности к рыночным отношениям со всем многообразием форм собственности (частной, акционерной, общественной, государственной). В таких условиях повышается значение профсоюзов, необходимость реализации ими эффективных технологий защиты собственных членов.

3. Необходима выработка новых гибких подходов к социальному партнерству, формирование субсидиарной ответственности, которая будет предполагать гражданскую взаимную ответственность обеих сторон, участниц трудового договора. Новые адаптивные принципы социального партнерства определяют следующие положения.

3.1 Формирование способности организаций адаптироваться к неопределенности внешней и внутренней среды. Становление новых принципов деятельности субъектов социального партнерства организации, стимулирование практик социальной ответственности персонала, собственников, менеджмента.

3.2 Необходимы организационно-административные изменения по двум направлениям:

1) формирование адаптивной организационной культуры в контексте обновленной миссии, целей, задач организации, нацеленной на защиту прав, интересов, удовлетворение потребностей работников как во внешней, так и внутренней среде партнерского организационного взаимодействия;

2) обеспечение поэтапного и постепенного роста дохода работников организации, что в результате создаст условия совершенствования потребления, прогрессивного обновления потребностей и способностей, достижение развития общего профессионального потенциала работника, а также членов его семьи.

Literature:

1. Bychenko Yu.G. Development of professional potential of military personnel who entered military service under contract / Yu.G. Bychenko, T.M. Balan-dina // Journal of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2019. № 4. P. 116-122.

2. Arakilov G.P. Peculiarities of development of social partnership system in modern Russia // Topical problems of modern science. 2009. № 5. P. 36-38.

3. Krivoborodenko O.D. Social Partnership // Specialist. 2010. № 12. P. 22-23.

4. Shipitko A.B. Modern models of social partnership in the social and labor sphere // News of the

сфере // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2013. Т. 13. Вып. 1. С. 35-40.

University of Saratov. New series. Sociology series. Political Science. 2013. Vol. 13. Rele. 1. P. 35-40.

5. Шипитько А.Б. Оценка системы социального партнерства в условиях модернизации социально-трудовых отношений // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 1(45). С. 95-98.

6. Антипьев К.А. Социальное партнерство в современной России: состояние и проблемы / К.А. Антипьев, А.Г. Антипьев // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2010. № 1(7). С. 60.

5. Shipitko A.B. Assessment of the system of social partnership in the conditions of modernization of social and labor relations // Journal of the Saratov State Socio-Economic University. 2013. № 1(45). P. 9598.

6. Antipiev K.A. Social Partnership in Modern Russ i a : State and Problems / K.A. Antipiev, A.G. Anti-pyev // Journal of Perm University. Legal sciences. 2010. № 1(7). P 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.