Научная статья на тему 'Пути эффективной социальной адаптации выпускников профессионального колледжа к условиям обучения в вузе средствами физической культуры'

Пути эффективной социальной адаптации выпускников профессионального колледжа к условиям обучения в вузе средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / СОВОКУПНОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ЭФФЕКТИВНАЯ АДАПТАЦИЯ / FIRST-YEAR STUDENTS ADAPTATION / CRITERIA / PARAMETERS / SET OF PARAMETERS / EFFICIENT ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева Л. В.

Статья посвящена проблеме адаптации студентов-первокурсников на начальном этапе обучения в вузе. Выявленные в ходе научно-практического исследования критерии адаптации приводятся в статье в своей совокупности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF EFFICIENT SOCIAI ADAPTATION OF GRADUATORS OF PROFESSIONAL COLLEGE TO CONDITIONS OF HIGH SCHOOL EDUCATION BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

This article dwells on the important issue of adaptation of freshmen university students during their starting period of education in university. The criteria of adaptation drawn out of the research are given in their complex.

Текст научной работы на тему «Пути эффективной социальной адаптации выпускников профессионального колледжа к условиям обучения в вузе средствами физической культуры»

Л.В. МИХЕЕВА, старший преподаватель кафедры физического воспитания Невинномысского государственного

гуманитарно-технического института Электронный адрес:1^впуа8@таИт

пути ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена проблеме адаптации студентов-первокурсников на начальном этапе обучения в вузе. Выявленные в ходе научно-практического исследования критерии адаптации приводятся в статье в своей совокупности.

Ключевые слова: адаптация первокурсников, критерии, показатели, совокупность показателей, эффективная адаптация.

На современном этапе развития системы образования ее отличительными особенностями можно считать динамичность, инновационность и интенсивность. Образовательный процесс предъявляет к личности высокие требования: она должна быть организованной, активной, дисциплинированной, мотивированной, чтобы успешно справляться с теми образовательными нагрузками, которые предъявляет каждый из этапов непрерывной системы образования. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что не каждый из этапов обучения выстроен методически преемственно, с учетом индивидуальных, психологических возможностей обучающегося, которому приходится применять дополнительно волевые усилия, использовать физические и психические резервы организма, чтобы быть успешным в образовательном и социальном процессах данного учреждения. Чтобы этап перехода личности с одного этапа преемственного обучения на следующий проходил более эффективно (в кратчайшие сроки, с наименьшими физическими и психическими затратами организма), необходимо изучать и методически правильно организовывать процесс адаптации при переходе с одной ступени образования на другую.

Различные стороны проблемы адаптации широко исследуются в педагогической науке: Т.А. Ерахтина, И.А. Милославова, С.В. Овдей, А.В. Сахно, М.А. Славина, М.И. Скублий исследуют разновидности социальной адаптации личности на разных жизненных этапах. Вопросы формирования процесса адаптации в вузе рассматривали Д.А. Андреева, Г.П. Медведев, В.И. Брудный, Н.Ф. Маслова, А.П. Просецкий. Адаптации молодого специалиста посвящены работы М.П. Будякиной, Э.Ф. Зеера, Г.И. Мельниковой, Л.М. Растовой, А.Д. Розенберга, А.А. Русалиновой, в которых представлено последовательное изложение теории и практики данного вопроса. Основываясь на изысканиях вышеперечисленных авторов, мы изучаем вопросы адаптации личности на этапе перехода из системы среднего образования в профессиональное.

Проблема адаптации первокурсников к условиям вуза многофакторная. Адаптация человека в различных ее аспектах — философском, биологическом, физиологическом, психологическом, социальном, педагогическом, социально-педагогическом, социально-психологическом, психолого-педагогическом — представлена в научных работах философов, биологов, физиологов, психологов, педагогов, а также пути решения этой проблемы в педагогической теории и практике. В связи с этим при анализе литературы возникает необходимость всестороннего рассмотрения проблемы адаптации, систематизации имеющихся сведений и разработки на их базе решения поставленных задач в нашем исследовании.

© Л.В. Михеева

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Достоверность результатов любого эксперимента обеспечивается комплексом адекватных критериев. В проведенном нами диссертационном исследовании используем систему критериев оценки эффективности процесса адаптации первокурсников, которая позволяет оценить, насколько эффективно проходит процесс адаптации личности первокурсников. Система критериев состоит из нижеследующих:

■ психофизиологической адаптированности личности (наличие и характер мотивов, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка личности);

■ нравственно-этической адаптированности (владение и выполнение нравственно-этических норм деятельности и поведения);

■ ценностно-ориентировочной адаптированности (наличие и характер ценностных ориентаций);

■ коммуникативной адаптированности (уровень потребности и способности к общению);

■ практико-трудовой адаптированности (наличие цели трудовой деятельности, овладение основными видами деятельности);

■ направленность личности на самосовершенствование и саморазвитие (определенность и осознанность цели деятельности в комплексе, наличие и определенность жизненных планов и перспектив).

В качестве количественных параметров сфор-мированности каждого критерия определяем:

■ самооценку и самоотношение как оценку первокурсниками своих качеств и способностей и эмоциональное принятие или отвержение личностью самой себя;

■ отношение к будущему как наличие планов на будущее и видение своего места в будущем;

■ отношение к профессионально-финансовым перспективам как оценку личностью своих профессиональных и финансовых притязаний;

■ коммуникативные потребности и способности первокурсника.

В аспекте нашей проблемы исследования основным видом деятельности студентов является учебная. Следовательно, об уровне адаптивности студентов мы можем судить по уровню способности студентов самостоятельно осуществлять свою

учебную деятельность. Этот критерий может быть выражен в количественных показателях, одной из форм которых являются текущие и итоговые оценки в их балльном эквиваленте. Наряду с этим в качестве социально-психологического критерия и показателя уровня адаптивности нами был определен уровень удовлетворенности студентов-пер-вокурсников своим положением в коллективе академической группы:

1) уровень тревожности, который в целом характеризует уровень адаптивности данного конкретного индивида;

2) уровень эмпатии как способности чувствовать мир другого человека;

3) уровень способности к саморазвитию как условия профессионального роста;

4) уровень потребности студента в общении и уровень его культуры общения;

5) уровень признания студента в коллективе группы;

6) уровень силы воли, характеризующий и обусловливающий рост профессионально-педагогического мастерства будущего учителя;

7) уровень сформированности коммуникатив-

ных и организаторских способностей.

Психолого-педагогический аспект адаптации студента связан с приспособлением к новой дидактической ситуации, принципиально отличающейся от школьной формами и методами организации учебного процесса. Эта новизна и связанные с ней трудности создают своего рода дидактический барьер, который должен быть преодолен. Анализ уровня адаптации студента позволяет установить степень эффективности существующих форм, методов работы с первокурсниками и выявить пути преодоления затруднений, начинающихся в процессе адаптации. Педагогические воздействия в связи с этим следует осуществлять непрерывно в течение адаптации на первом, втором, третьем курсах. Созидательное, прогрессивное взаимодействие с изменяющейся средой приносит ему больше положительных приобретений, чем отрицательных. Это такие адаптационные взаимодействия, которые повышают уровень свободы студента, позволяют легче достигать прежних значимых целей, ставить и достигать ранее невозможные цели, в более полной мере реализовывая себя.

L. V. MIKHEEVA

WAYS OF EFFICIENT SOCIAI ADAPTATION OF GRADUATORS OF PROFESSIONAL COLLEGE TO CONDITIONS OF HIGH SCHOOL EDUCATION BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

This article dwells on the important issue of adaptation of freshmen university students during their starting period of education in university. The criteria of adaptation drawn out of the research are given in their complex. Key words: first-year students adaptation, criteria, parameters, set of parameters, efficient adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.