Научная статья на тему 'ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ: ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ'

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ: ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
государственное регулирование / социально-ориентированная экономика / инструменты / методы достижения / government regulation / socially oriented economy / instruments / methods of achievement

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саламов Дж.Ч., Ишангулыев А.Б.

В статье обозначены основные пути достижения социально-ориентированной экономики. Выделены основные инструменты и методы, способствующие достижению социально-ориентированной рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROADS TO ACHIEVE SOCIALLY ORIENTED MARKET ECONOMY: INSTRUMENTS AND METHODS

This article, the main roads to achieve the socially oriented economy are marked. Both the main instruments and the main methods favoring the achievement of the socially oriented market economy are chosen.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ: ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ»

УДК 33 Саламов Дж. Ч., Ишангулыев А.Б.

Саламов Дж.Ч.

преподаватель Туркменский государственный институт финансов (г. Ашхабад, Туркменистан)

Ишангулыев А.Б.

преподаватель Туркменский государственный институт финансов (г. Ашхабад, Туркменистан)

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ

РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ: ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ

Аннотация: в статье обозначены основные пути достижения социально-ориентированной экономики. Выделены основные инструменты и методы, способствующие достижению социально-ориентированной рыночной экономики.

Ключевые слова: государственное регулирование, социально-ориентированная экономика, инструменты, методы достижения.

В настоящее время уже никто не отрицает роль государства в регулировании рыночных отношений, настолько государственное вмешательство в эту ранее полностью свободную сферу стало очевидным. Конечно, вмешательство государства в экономику происходит таким образом, чтобы не лишить рынок его незаменимых функций, и поэтому экономика остается рыночной. Главная проблема здесь состоит в нахождении оптимального соотношения между естественными экономическими процессами и государственным регулированием.

Всеобщей нормой стало государственное регулирование, оказывающее влияние на частных предпринимателей. Частные предприниматели и

акционерные компании продолжают руководствоваться своими извечными целями и побуждениями, стремлением к максимальной прибыли и росту капитала, но достижение этих целей происходит в заданных макроэкономических параметрах, отвечающих жизненным интересам всего общества и основных классов и социальных слоев населения. Так, изначально присущая рыночной экономике социальная ориентация подкрепляется на современном этапе сознательной политикой государства, направленной на обеспечение нормального воспроизводственного процесса, который без этого был бы невозможен.

Государство должно заниматься этим не только ради достижения некой абстрактной справедливости или поддержания в обществе социального мира и спокойствия. Взимая более высокие налоги с предпринимателей, оно, по сути, обеспечивает на вполне рыночных основах перераспределение создаваемого в экономике прибавочного продукта таким образом, чтобы не ущемлялись интересы наемных работников, которым также должна принадлежать часть создаваемой прибыли предприятия по той простой причине, что без их труда его создание было бы невозможно. Понимая это, сами предприниматели применяют различные системы участия трудящихся в прибылях компаний. Государство же обязано следить за тем, чтобы часть прибыли изымалась у предпринимателей в виде налогов и направлялась на общие нужды не только ради помощи бедным, но и для изъятия не принадлежащей хозяевам части прибыли, созданной наемными работниками. Речь в данном случае идет не о призывах к бизнесменам «делиться» своими доходами с другими гражданами, а о законных претензиях наемных рабочих на получение причитающейся им части совместно создаваемой прибыли. Как раз таким путем прибавочный продукт может быть справедливо разделен в масштабе всего общества и преодолен слишком большой разрыв в доходах между разными классами и социальными слоями населения.

Кроме этого, уровень образования и профессиональная квалификация работников, физическое и духовное здоровье людей, интенсивность научных

исследований оказывают непосредственное влияние на динамику и качество экономического роста.

Важнейшими направлениями деятельности государства в рамках социально-экономического развития являются (рис.1):

обшкчеше ивдувчдуапы-ст н корпоративной свободы

предприниматель

стм и успешной

трудовой

деятельности

темных

работнике;

см нвдание йлапопрюг-ой конкурентной федз! Для предфиниматепе йиЭэрьбас монопошмюнна рмие;

го антикризисное V а нтици клиенте регулирован« мшамическго разЕишя, а также стимулирование мшамическго росте;

проведение структурной и региональной поп нпики;

т стимулирование нау+о-техническим инфориационно-оргаилнц^аннык инновации на предприятии и в обществе в у целом;

и> регулирование энеинеэюономнне

ОКОЙ

деянетъиоспи.

Рисунок 1. Важнейшие направлений деятельности государства.

Потребность во вмешательстве государства в соответствующие сферы экономики вызывается тем, что многие проблемы общехозяйственного развития в современных, все усложняющихся условиях, не могут быть решены с помощью чисто рыночных механизмов. Перечислим основные рычаги и методы, с помощью которых государство осуществляет макроэкономическое регулирование в каждом из указанных выше направлений (рис.2):

гредоиннмэтЕгалва и свободней рын;< труда дополнпстся и корректируются ооздатем для всех иитсткннвгк субъектов равных и ьеобремешпепь-ых правовых и административны* условий рабсть,; также стимушровашем "родтринл'атепьскпй деятшыюсти бодквлно-фмнвнюЕыми и кредитнь т средствами и лодреряанивм уровни шпаты труда наемка работников и б.-агсприяшьк^слсвий их работы с помощью -рехстор^иих соташенш мевд работодателями, профсоюзами и гштпетъсткм.

Для создания конкурентой с^ерз! поощряется побая закхнся пред-ринимэтглисеая деятельности -внвисимо от ферм собстветос™, часгс -роводгг:п приватизация убытег-ньк гасурарзтингьи продал™. особенно имеющих монополию погтае-ие, гарзпуруегся защите прев собственно:™, ведется

Борьба с ворргупцией, криминальным и теневым бннессм, обеспечивается гргарачность бухгалтерски отчетное™. Особи стимугируется мвл=1и и средний бизнесе ппмшцьи налоговых и Фодпных "ыш начнзющи* л еше не окрегтл их предпринимателей.

рьга с физисным?! явлениями и не*Епателы*з1ми циклическим

спадами, в ниже стимулирование вкономтескшо роста осуществляется федстват денежной, федиттной и налогоЕШ политики (регул^рова-^е денежной массь в охащети. изменение репной ставки Центробанка и клтрогцввэме им деятельности другил банковских организаций снпвие или повышен« налетов, мобилизация внутренних резервов дли инвестиций, привлечение иностра1Ы1 квесторов, офаничеше лорп(ельн111, особенно спекулятивны* ивестиций, поддержание стаби1ъности ■нюоВражгатибоп^счвя«™™ инфгешкя!.

Регулирование внеииеэкнониической деятельности осуществляется с почещью совершенсгавания внешнеторговой системы, импорттых и экспорпых П0Ш1Ш, рвзпмз ввоза и вывоза капитала, згияния на формирование валЕтнога курса нациоиапной вапЕты. триннтия мер по уравновешиваеню пттезкнего баланса и обслумтва-™ внашето долга страны, приспособлен« с трсцрссам окшомической глобапсации.

Заюнодагел.ными, кредтыми и налоговыми средствами стимулирукгсп научгые разработки внедрение современной техники и ноеых технологий, тфоршцишгое и организационное обеспечение рвэвпия науки и иогапьзееание на прапжв ее доствний.

Проведение структурной и ретонашней политики обеспечивается с "смощье завенадагельн!!! и биздавто-финансовых средств оквза-ия во здействияна темги ранития отдел ыык отраслей народного хоийства (особе»« распространены доточи н субвенции

в сельском хозяйстве), участия государства а развитии народнохозяйствен«« инфраструктуры (транлортв, внерпетики и т.

п.}, а также спиупирования развития отстагых регионов, обеспечения защити лесов, водоемов и окружающей среды в цепом.

Рисунок 2. Основные рычаги и методы, с помощью которых государство осуществляет макроэкономическое регулирование.

Характеризуя в целом социально-ориентированную рыночную экономику, можно сказать, что она стремится сочетать достижения как либерально-рыночных, так и социально окрашенных научных школ и течений. В нашем понимании это комплексная теория, объектом исследования которой служит вполне реальная действительность. Роль государства в такой экономике ограничена необходимым минимумом и впоследствии даже может уменьшаться, в случае превращения принудительных мер в общепринятые нормы морали, деловой этики или в устоявшиеся привычки сознательного поведения хозяйствующих субъектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ивлева Г. Ю. Социально-ориентированная рыночная экономика, 2000;

2. Гутник В. П. Политика хозяйственного порядка Германии. М., 2002

Salamov J.Ch., Ishangulyyev A.B.

Salamov J.Ch.

Turkmen State Institute of Finance (Ashgabat, Turkmenistan)

Ishangulyyev A.B.

Turkmen State Institute of Finance (Ashgabat, Turkmenistan)

ROADS TO ACHIEVE SOCIALLY ORIENTED MARKET ECONOMY: INSTRUMENTS AND METHODS

Abstract: this article, the main roads to achieve the socially oriented economy are marked. Both the main instruments and the main methods favoring the achievement of the socially oriented market economy are chosen.

Keywords: government regulation, socially oriented economy, instruments, methods of achievement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.