УДК 33
Саламов Дж.Ч.
преподаватель Туркменский государственный институт финансов (г. Ашхабад, Туркменистан)
Ишангулыев А.Б.
преподаватель Туркменский государственный институт финансов (г. Ашхабад, Туркменистан)
КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РОСТЕ
Аннотация: создание экономических условий для развития предпринимательства является одной из важнейших задач государства. Условия ее решения включают в себя создание благоприятной среды для развития бизнеса, режима правовой стабильности, хорошего инвестиционного климата.
Ключевые слова: экономика, факторы производства, предпринимательство, культура предпринимательства, человеческий капитал, социальная ответственность.
Создание благоприятной среды для развития бизнеса, режима правовой стабильности, благоприятного инвестиционного климата — важнейшие задачи современного этапа экономического роста, решение которых позволит сформировать прочную основу развития экономики, повышения благосостояния и качества жизни граждан. Наличие конкурентоспособного предпринимательского корпуса с устойчивой самоидентификацией, с прогрессивными жизненными установками и культурой — залог стабильного социально-экономического развития общества. На ранних стадиях развивающихся рыночных отношений экономисты выделяли четыре важнейших
фактора производства. В настоящее время ученые добавляют к ним еще 3 факторы (рис.1):
Факторы производства в настоящее время
* труд
• земля
• капитал
* предпринимательство
+
• информационный
• экологический
• культурный
Факторы производства на ранних стадиях
Рисунок 1. Факторы производства
Во-первых, стремительное развитие информационных технологий коренным образом изменило наше представление о средствах производства.
Во-вторых, в настоящее время во всем мире наблюдается коренное изменение отношения человека к природе. Потребительское отношение к окружающей среде является губительным для всего человечества: нельзя только брать, ничего не отдавая взамен.
Еще одна отличительная черта современной экономики заключается в ускоренном развитии и использовании нематериальных активов и нематериальной среды хозяйственной деятельности, главным из которых является человеческий капитал как совокупность физических, интеллектуальных, творческих и моральных качеств современного работника. Обладая необходимыми навыками, он способен творчески и профессионально обрабатывать информацию, превращая ее в знания.
Все очевиднее становится тесная взаимосвязь культуры с другими факторами, что достаточно легко проследить на примере влияния предпринимательства на экологию, состояние окружающей среды.
Культура предпринимательства, как мощный стратегический инструмент, должна пронизывать всю хозяйственную деятельность, формируя у
субъекта предпринимательской деятельности такие ценностные установки, которые будут содействовать защите общества от возникающих опасностей и угроз. Экологическая культура, как составляющая предпринимательской культуры, должна предусматривать: формирование у персонала предприятий гуманного отношения к природе, обеспечивающего включение ее в сферу действия этических норм, освоение экологически безопасных способов природопользования, развитие потребности в поддержании здоровья окружающей среды.
Следует указать на еще одну немаловажную роль, которую призвана сыграть культура предпринимательства в развитии экономики страны. Эта роль определяет активное участие бизнеса в жизни общества, проявляющееся в финансировании социальных проектов, программ образования и культуры, благотворительной деятельности. Концепция «служения бизнеса обществу», начальными формами которой были благотворительность и меценатство.
Еще один аспект культуры предпринимательства - развитие человеческих ресурсов, человеческого капитала возможно лишь при наличии определенного уровня культуры управления. Изменение содержания труда, применение новых технологий, использование сложной техники, требующей определенных знаний и навыков в ее эксплуатации, повсеместная автоматизация производства привели к тому, что ценность человеческого потенциала как стратегического фактора успеха в предпринимательстве существенно возросла.
Необходимость привлечения высококвалифицированной рабочей силы, гибкой, способной принимать решения, потребовало не только качественного переосмысления места и роли человеческих ресурсов в современном производстве, но и нового подхода к управлению работниками, включающего постоянное обучение, развитие, сплочение, мотивацию персонала в его действиях, т. е. формирования качественно нового уровня культуры в предпринимательской среде. Таким образом, культура предпринимательства, задавая нормы общения с потребителями, определяя гражданскую позицию и меру социальной ответственности каждого бизнесмена за социальные,
экономические и другие последствия производственной деятельности, превращается в важный фактор стратегического развития. Как показывает мировой опыт, формула современного бизнеса проста — чем цивилизованнее общество, тем более развитой является культура предпринимательства. При грамотном управлении культура становится тем стратегическим ресурсом, правильное использование которого позволяет скорректировать и устранить многие негативные проблемы российской экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гагаринова Н.В. Предпринимательство и его роль в экономическом развитии, правовое регулирование предпринимательства, 2015.;
2. Пеньков П.Е., Кабанов В.В. История возникновения и развития предпринимательства, 2014.
Salamov J.Ch.
Turkmen State Institute of Finance (Ashgabat, Turkmenistan)
Ishangulyyev A.B.
Turkmen State Institute of Finance (Ashgabat, Turkmenistan)
THE CULTURE OF ENTREPRENEURSHIP IN THE COUNTRY'S ECONOMY AND ITS ROLE IN ECONOMIC GROWTH
Abstract: the article says that one of the state's most important tasks is to create the proper economic conditions for business development. It views the stability of the regime as a necessary pre-condition for forming an investment climate that is conducive to business development.
Keywords: economy, factors of production, entrepreneurship, entrepreneurial culture, ethics, human capital, social responsibility.