Научная статья на тему 'ПУТИ АКТУАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ'

ПУТИ АКТУАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цивилизационный потенциал / культурное наследие / туризм / социокультурное проектирование / civilizational potential / cultural heritage / tourism / sociocultural design

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Путрик Юрий Степанович, Тюрина Евгения Вячеславовна

Объекты культурного и природного наследия как важнейший фактор сохранения самобытности народов России способствуют укреплению цивилизационной идентичности и развитию патриотического сознания у жителей нашей страны. При этом роль этого базового компонента цивилизационного потенциала территории может быть усилена методами социокультурного проектирования и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO ACTUALIZE CULTURAL HERITAGE OBJECTS THROUGH TOURISM AND SOCIOCULTURAL DESIGN

Objects of cultural and natural heritage, as the most important factor in preserving the identity of the peoples of Russia, contribute to the strengthening of civilizational identity and the development of patriotic consciousness among the residents of our country. At the same time, the role of this basic component of the territory’s civilizational potential can be strengthened by methods of sociocultural design and tourism.

Текст научной работы на тему «ПУТИ АКТУАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ»

ОСВОЕНИЕ НАСЛЕДИЯ

йО! 10.34685/Н1.2023.82.47.001 Путрик Ю.С., Тюрина Е.В.

ПУТИ АКТУАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация. Объекты культурного и природного наследия как важнейший фактор сохранения самобытности народов России способствуют укреплению цивилизационной идентичности и развитию патриотического сознания у жителей нашей страны. При этом роль этого базового компонента цивилизационного потенциала территории может быть усилена методами социокультурного проектирования и туризма.

Ключевые слова: цивилизационный потенциал, культурное наследие, туризм, социокультурное проектирование.

Цивилизационное развитие человечества неизбежно сопровождается появлением материальных следов этого развития, которые со временем становятся объектами материального наследия стран и регионов, материальными свидетельствами прошлого ушедших и существующих цивилизаций. Нематериальное культурное наследие в форме фольклора, обычаев, традиций, праздником и ритуалов также является важнейшим компонентом цивилизационного потенциала конкретных территорий, а в современном мире - важнейшим ресурсом для внутреннего и международного туризма, т.е. мотиватором для туристских поездок с культурно-познавательными, образовательными и иными целями.

Туризм стал неотъемлемой частью культурного развития общества, т.к. именно эта форма ознакомления с конкретными объектами и познания мира обеспечивает непосредственный контакт и аутентичное восприятие материальных и нематериальных объектов наследия, культурных ценностей. С второй половины 20 века к объектам наследия стали относить также природные объекты и комплексы, что закреплено на международном уровне в Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия [1]. Согласно документу, к объектам культурного наследия отнесены памятники, ансамбли и достопримечательные места, а к объектам природного наследия -природные памятники, геологические и физиографические образования, ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, а также природные достопримечательные места.

В Российской Федерации все многообразие объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» подлежит выявлению, охране, сохранению, изучению, популяризации, использованию и передаче будущим поколениям [2], и туризм - полноправный участник этого процесса, особенно в части популяризации, использования и передачи будущим поколениям. Нередко в ходе туристских путешествий происходит выявление значимых объектов культурного или природного наследия, а туристские организации и объединения развивают активность в деле сохранения объектов наследия, в т.ч. и путем инициирования и поддержки волонтерских акций и мероприятий.

Объекты культурного и природного наследия создают предпосылки для сохранения самобытности народов России; они закрепляют многообразие национальных и религиозных культур, что, безусловно, способствует укреплению цивилизационной идентичности населения и развитию патриотического сознания у жителей нашей страны. В условиях новой глобальной повестки, когда обостряются проблемы межцивилизационного противостояния и взаимодействия, все больше актуализируются вопросы туристского использования объектов культурного наследия в деятельности, направленной на укрепление цивилизационной идентичности российских регионов и продвижение российских культурных ценностей в международное культурное и туристское пространство. Таким образом, объекты культурного наследия выступают в роли базового компонента цивилизационного потенциала и туристского ресурса территории.

В деятельности по укреплению российской цивилизационной идентичности всё большую роль начинает играть социокультурное проектирование, которое как способ сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих актуальным запросам общественной жизни, реализуется в территориальной или тематической привязке к объектам материального или нематериального наследия. Примером эффективного применения методов социокультурного проектирования в сфере туризма могут служить событийные календари, которые в настоящее время создаются и реализуются в различных регионах Российской Федерации, становясь все более значимым фактором продвижения регионов в культурном и социально-экономическом пространстве [3].

Событийные ряды в регионах России пополняются и расширяются как традиционными, так и новыми событиями, специальными аттракциями для отечественных и иностранных туристов. Это и ярчайшая представительная серия исторических театрализованных массовых фестивалей «Времена и эпохи» в Москве, располагающей множеством локаций по различным историческим периодам (где, в том числе, представлены рыцарские турниры и массовые сцены из эпохи Средневековья), и ежегодная историческая реконструкция Бородинского сражения, и сотни других подобных мероприятий в десятках регионов Российской Федерации. К ярким примерам таких мероприятий можно отнести фольклорно-музыкальный фестиваль, который ежегодно проводится уже более 30 лет в достопримечательном месте «Бежин луг» в Тульской области и собирает ежегодно более 5 тысяч посетителей и туристов [4].

Места съемок кинофильмов стали, например, причиной появления кинотуризма как быстро развивающегося подвида туристской деятельности, сопровождающегося не только экскурсионным показом мест объектов, связанных со съемками популярного фильма, но и другими специально спроектированными мероприятиями, представляющими интерес для туризма, встречами с местными жителями и др. Получающее все большее развитие социокультурное проектирование и программирование, к рамках которого как раз и реализуется внутрикультурный интеграционный потенциал, способствует более активному вовлечению в сферу туризма материальных объектов культурного и природного наследия (памятники архитектуры, археологии, истории и искусства), музеев и других типов учреждений культуры, которые, как ещё недавно было принято считать, прямого отношения к туризму не имеют. Это образовательные учреждения культуры, библиотеки, театры, цирки, зоопарки, народные художественные промыслы, кинематография, самодеятельное художественное творчество и другие, возможности которых становятся все более востребованными в сфере туризма для успешного осуществления социокультурного проектирования. В музейной сфере одним из перспективных направлений сотрудничества с туристской сферой могут стать, например, музейно-туристские кластеры [5].

Роль социокультурного проектирования возрастает и в вопросах формирования и укрепления российской цивилизационной идентичности регионов. И сегодня эти процессы расширяются, как расширяется и само понятие наследия. Появляются и закрепляются такие понятия и определения, как «промышленное наследие», «сельское наследие», «спортивное наследие», «железнодорожное наследие» и др. Появляются соответствующие музейные учреждения и направления деятельности. Так, в 2020 г. был открыт Центр железнодорожного наследия [6]. В рамках деятельности Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) уже более 20 лет успешно функционирует международная программа «Система сельскохозяйственного наследия мирового значения» [7]; вопросы сохранения и возрождения сельского наследия все больше актуализируются благодаря деятельности таких организаций, как, например, Ассоциация самых красивых деревень [8] и других.

Социокультурная деятельность, направленная на укрепление цивилизационной идентичности в Российской Федерации, всесторонне поддерживается государством и коммерческими структурами, в т.ч. через такие механизмы, как конкурсы, гранты, форумы и другие формы, в рамках которых можно оказать финансовую и организационную поддержку соответствующих мероприятий, локальных и региональных проектов.

Каждый регион Российской Федерации обладает своей уникальной идентичностью, основой которой является культурное наследие этносов региона, сформировавшееся в результате взаимодействия и совместного проживания на данной территории.

Региональная идентификация складывается из совокупности взаимодействующих локальных идентификаций. Локальная идентичность - чувство сопричастности человека местному обществу и событиям, происходящим на территории непосредственного проживания (города, села, деревни). Формирование локальной идентичности тесно связано с развитием чувства «малой родины» -глубокой личностной основы для формирования гармоничной идентичности.

Локальная идентичность поддерживается социокультурной деятельностью, связанной с культурным наследием данного места. Локальное культурное наследие является ядром сохранения традиций, исторических артефактов, исторической памяти для каждого конкретного места, что служит залогом сохранения и укрепления региональной и национальной идентичности. Социокультурные проекты способствуют повышению уровня привлекательности конкретных местностей для возможных туристских посещений, поэтому социокультурное проектирование становится все более перспективным направлением деятельности, связанной с объектами культурно-исторического наследия конкретных местностей.

В настоящее время генерируется большое количество социокультурных проектов различного уровня: локальные, региональные, федеральные. Многие из таких проектов становятся основой стратегических программ, действующих на территории всей страны. Эффективность локальных социокультурных проектов определяется вкладом в социокультурное развитие региона и страны, жизнеспособностью результатов (самовоспроизводство, социальная востребованность и привлекательность), актуальностью и уникальностью, что важно также и для привлечения туристских контингентов.

Разработчиками локальных социокультурных проектов обычно становятся работники учреждений культуры (музеев, библиотек), образовательных учреждений, как правило, энтузиасты своего дела. Социокультурное проектирование не должно быть самодеятельным, необходимо стремиться к научно обоснованной и коллективной деятельности. Для повышения уровня конечного результата необходимо профессиональное наставничество и сопровождение каждого такого проекта.

Для мотивации разработки и внедрения социокультурных проектов созданы фонды грантовой поддержки. Успешность проекта в грантовых конкурсах определяется его социальной значимостью, привлекаемыми ресурсами и партнерской поддержкой.

Укрепление национальной идентичности - одна из приоритетных задач государства [9], и социокультурное проектирование является одним из весьма значимых путей решения этой задачи. Использование объектов культурного наследия в сохранении традиционных ценностей — это ответ на вызовы настоящего времени в условиях обострения межцивилизационного противостояния и взаимодействия. Социокультурные проекты с использованием объектов культурного наследия реализуются в виде экскурсий, туристических маршрутов, социально-культурной деятельности: концертно-зрелищной (музыкальные вечера, спектакли, фестивали); научно-просветительской (лекции, конференции, семинары, издание книг, библиотеки, выставки); культурно-досуговой (конкурсы, гуляния, театрализованные мероприятия, квесты, мастер-классы, кружковая деятельность), волонтерской и рекреационной.

Воплощаются в жизнь социокультурные проекты, направленные на восстановление объектов культурного наследия. На территории нашей страны ресурсы для локальных социокультурных проектов огромны, и поэтому использование исторических территорий, достопримечательных мест и объектов культурного наследия, их изучения и социокультурных разработок весьма перспективно. Привлечение местных жителей к разработке и реализации социокультурных проектов также будет способствовать сохранению и продвижению традиционных ценностей и локальной, а как следствие -и национальной идентичности. Более активное вовлечение объектов культурного наследия в процесс социокультурного проектирования потребует совершенствования подготовки соответствующих специалистов и персонала для разработки и реализации социокультурных проектов нового типа. Поэтому в учебных заведениях сферы культуры (и не только) высшего и среднего образования следует, с учетом этих тенденций, своевременно корректировать учебные планы и программы с тем, чтобы адекватно реагировать на растущий и меняющийся спрос на кадровое обеспечение социокультурных и туристских процессов на конкретных территориях.

Культурное наследие несет в себе мощный посыл из прошлого, который необходимо интегрировать в современное общество как с целью его сохранения, так и с целью использования его образовательного и культурного потенциала в сфере туризма и экскурсий.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Принята 16 ноября 1972 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. См. официальный сайт ООН: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml.

[2] Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-Ф3 // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения: 05.12.2023).

[3] См., например: Кравчук, Т.А. Событийный календарь как форма продвижения региона (на примере Мурманской области) / Кравчук Т.А., Стафеева А.Ю., РуденкоЮ.А. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. - URL: https://cyberleninka.m/artide/n/sobytiynyy-kalendar-kak-forma-prodvizheniya-regiona-na-primere-murmanskoy-oblasti (дата обращения: 21.11.2023).

[4] Подробнее об этом см.: Путрик, Ю.С., Ельчанинов, А.И. Перспективы развития событийного туризма на объектах культурного наследия: на примере туристско-рекреационного кластера «Бежин луг» Тульской области // Наследие и современность : Информ. сборник. Вып. 21. - Москва : Индрик, 2014. - С. 105-119.

[5] Путрик, Ю.С. Музейно-туристские кластеры как перспективный компонент федеральной программы развития туризма в России / Путрик, Ю.С., Вагабов, М.М., Пересветов, В.Н. - Текст : электронный // Журнал Института Наследия. - 2017. - № 3(10). - URL: http://nasledie-journal.ru/ru/joumals/19/162.html (дата обращения: 05.12.2023).

[6] Научно-методологический и просветительский Центр железнодорожного наследия : официальный сайт. -URL: https://czdn.ru/o-czentre/ (дата обращения: 05.12.2023).

[7] См. проекты на официальном сайте Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО). - URL: https://www.fao.org/geographical-indications/ru.

[8] Ассоциация самых красивых деревень : официальный сайт. - URL: https://krasaderevni.ru/association/.

[9] Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Президент России : официальный сайт. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 05.12.2023).

Путрик Юрий Степанович

доктор исторических наук, профессор,

руководитель Центра социокультурных и туристских программ Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва (Москва) Email: putrik@list.ru

Тюрина Евгения Вячеславовна

аспирант Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва (Москва) Email: take036@mail.ru

Putrik Yu., Tyurina E.

WAYS TO ACTUALIZE CULTURAL HERITAGE OBJECTS THROUGH TOURISM AND SOCIOCULTURAL DESIGN

Abstract. Objects of cultural and natural heritage, as the most important factor in preserving the identity of the peoples of Russia, contribute to the strengthening of civilizational identity and the development of patriotic consciousness among the residents of our country. At the same time, the role of this basic component of the territory's civilizational potential can be strengthened by methods of sociocultural design and tourism.

Key words: civilizational potential, cultural heritage, tourism, sociocultural design.

Putrik Yuri Stepanovich

D. in History, Head of the Center for sociocultural and tourist programs, Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage (Moscow), vice-president of the International Tourist Academy

Tyurina Evgenia Vyacheslavovna

Post- graduate student, Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage (Moscow)

© Путрик Ю.С., Тюрина Е.В., текст, 2023 Статья поступила в редакцию 02.12.2023.

Ссылка на статью:

Путрик, Ю.С., Тюрина, Е.В. Пути актуализации объектов культурного наследия средствами туризма и социокультурного проектирования. - РО! 10.34685/Н1.2023.82.47.001. - Текст: электронный // Журнал Института Наследия. - 2023. - № 4. - С. 812. - иР|_: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/617.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.