RAR УДК 008 ББК 71
10.34685/HI.2021.34.3.002
НОВЫЙ ЭТАП ВЗАИМНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА
Путрик Юрий Степанович,
профессор Российского государственного гуманитарного университета, руководитель Центра социокультурных и туристских программ Российского
научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва, ул. Космонавтов, 2, Москва, 129366.
E-mail: [email protected]
Аннотация
Взаимодействие культуры и туризма наиболее ощутимо проявляется на примерах использования объектов культурного наследия как мотиватора туристских поездок и путешествий. Интеграционный процесс этих двух сфер получает новые импульсы в своем развитии благодаря цифровизации, которая все больше охватывает самые различные сферы жизни и деятельности людей. В сфере сохранения и использования объектов культурного и природного наследия цифровые технологии пока не получают достаточного развития. Создание цифровой платформы в области сохранения и туристского использования наследия позволит выйти на новый качественный уровень координации и управления процессами сохранения и туристского использования наследия.
Ключевые слова
Культура, наследие, туризм, интеграция, цифровизация.
Объекты культуры и природы на протяжении всей цивилизованной истории человечества и вплоть до наших дней являлись и являются главными мотиваторами путешествий и поездок с познавательными, оздоровительными, религиозными, образовательными и спортивными и иными целями. С появлением туризма в середине XIX в. как специального и все чаще профессионально организуемого вида деятельности культурные и природные комплексы и объекты постепенно приобретают значение туристского ресурса, предопределив тем самым эволюцию перманентного взаимодействия двух сфер - культуры и туризма.
Историко-культурный и природный ту-ристско-рекреационный потенциал России обширен и разнообразен. Он включает не только сотни тысяч объектов культурного наследия
и других достопримечательностей на обширных пространствах и в городах самой большой по размеру территории страны мира, но и различные природные зоны с разной степенью благоприятности природных условий и факторов - от субтропиков до арктического климата. Поэтому не случайно культура России считается таким же достоянием, «...как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире»1.
1 Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря
2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». - Официальный сайт Администрации Президента России: http://kremlin.ru/acts/ bank/39208 (дата обращения 11.11.2020).
В сочетании же с объектами природного наследия совокупный туристско-рекреационный потенциал Российской Федерации составляет весьма существенную конкуренцию потенциалу и туристским возможностям любой из ведущих туристских держав современного мира. Вместе с тем эффективность туристского использования богатейших историко-культурных и природных ресурсов России продолжает оставаться на уровне, недостаточном для того, чтобы утверждать о достаточной и адекватной богатейшим запасам степени их освоенности. Так, по результатам исследования Всемирного экономического форума, которые мы можем найти в опубликованным в 2019 году Отчете о конкурентоспособности туризма, Россия по показателю «Природные и культурные ценности» оказалась на 20-м месте в мире, а по показателю конкурентоспособности в этом глобальном рейтинге Россия занимает 39 место2. И хотя это на четыре пункта выше, чем в отчете 2017 г., тем не менее разрыв остается весьма внушительным.
Одним из направлений повышения эффективности использования объектов культурного и природного наследия в сфере туризма является обеспечение их доступности для населения и туристов в культурно-познавательных, просветительских, образовательных, воспитательных и иных целях, достижение которых выполняет все более значимую роль и функцию передачи культурных ценностей и знания от поколения к поколению, обеспечивая устойчивое развитие человеческого сообщества. Обеспечение доступности к культурным ценностям в современном мире осуществляется комплексом самых разнообразных законодательных, финансовых, организационных, информационно-пропагандистских мероприятий как со стороны государства, так и со стороны общественных и коммерческих структур.
Это направление было отражено ещё в 1972 в международной конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия, где в контексте с задачами сохранения культурного и природного наследия не меньшее внимание уделено и вопросам их популяризации
2 The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019 https://www.weforum.org/reports/the-travel-tourism-competitiveness-report-2019 (дата обращения 12.11.2020).
и использования без ущерба для их сохранения3, имея в виду, что цели и задачи цивилизацион-ного прогресса могут не всегда совпадать с целями сохранения и использования материальных объектов природного и культурного наследия, несмотря на то, что последние являются, безусловно, неотъемлемой частью и базисом цивилизации, как и культура в целом. При этом в данной конвенции к серьёзным и конкретным опасностям для сохранения наследия были отнесены среди прочих факторов «быстрое развитие городов и туризма» [См. там же).
Современные концепции и подходы к туристскому использованию объектов культурного и природного наследия базируются, безусловно, на принципах необходимости активного участия туристских структур в деятельности не только по использованию этих объектов, но и в деятельности, направленной на их сохранение, восстановление и изучение. Так, еще в советский период в стране были приняты нормативно-правовые документы, по которым профсоюзные туристские организации производили обязательные фиксированные отчисления из доходов, полученных от экскурсионной деятельности, на сохранение и поддержание материальных историко-культурных объектов (памятников архитекторы, археологии, истории и культуры), используемых при организации экскурсий. В утвержденных указом Президента России Основах государственной культурной политики содержится четкая ориентация на « ...повышение роли объектов культурного наследия, сохранение исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов; создание условий для развития культурно-познавательного туризма»4. В этом же документе декларируется поддержка и развитие инициатив граждан по участию в этнографических, краеведческих и археологических экспедициях, в работе
3 Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Принята 16 ноября 1972 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. См официальный сайт ЮНЕСКО; https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml.
4 Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря
2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». - Официальный сайт Администрации Президента России: http://kremlin.ru/acts/ bank/39208 (дата обращения 11.11.2020).
по выявлению, изучению и сохранению объектов культурного наследия. Названные этнографические и краеведческие экспедиции - это одна из форм современного туризма, мотивируемого интересом к этнографическим и археологическим ценностям и объектам.
В современной России активно развиваются общественные движения, направленные не только на бережное отношение к объектам культурного наследия и природного наследия в процессе их использования, предусматривающие ненанесение вреда таким объектам, но также и меры, направленные на сохранение и восстановление таких объектов как путем финансовых отчислений, так и путём непосредственного участия самих туристов в процессах и мероприятиях по сохранению и восстановлению объектов культурного и природного наследия. Так, среди общественных инициатив представляет интерес возникшее с середины 2010-х гг. общественное движение под названием «социально-ответственный туризм», подразумевающий возможность совместить интересное путешествие с реальным вкладом в устойчивое развитие посещаемой территории. Лозунг ответственного туризма: «Улучшая среду обитания местного населения, создавай привлекательные туристические достопримечательности». Девиз ответственного туриста: «Путешествуя - помогай!». Через большие и малые дела самых разных людей ответственный туризм призван способствовать воспитанию уважительного отношения к культурно-историческому наследию, окружающей среде и традициям. В 2016 году в Российской Федерации был зарегистрирован Союз участников Ответственного туризма (СОТ), который объединяет экспертов-практиков на территории Российской Федерации и СНГ, использующих в своей деятельности принципы социальной ответственности в туризме и ответственного туризма5. СОТ помогает всем участникам туриндустрии создать продукт ответственного туризма с мультипликативным эффектом и комплексным подходом, а также всем потенциальным туристам - найти способ совмещения приятного с полезным в путешествии и за счет этого получить реальные бонусы. Идея социально ответственного туризма, которая предусматривает международное сотрудничество и привлечение инвести-
5 Официальный сайт Международного Центра Ответственного Туризма (РФ и СНГ): https://icrt-russia.ru/.
ций для обустройства туристских территорий, пришли в Россию из-за рубежа после закрепления их в Декларации об Ответственном Туризме, которая была принята в Кейптауне, ЮАР, в 2002 году6. Важно отметить также все более расширяющееся, начиная с 2010-х годов, общественное движение «Общее дело», направленное на походы и поездки молодёжи в районы Русского Севера (Карелия, Архангельская, Мурманская, Вологодская области и некоторые другие регионы) с целями участия в поддержании и восстановлении объектов и многочисленных памятников деревянного зодчества (деревянные храмы, дома, часовни, памятные кресты, амбары, мельницы и др.) этого обширного региона, где сотни таких объектов находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют ремонта. Проект «Общее дело». В 2020 году уже состоялось 50 экспедиций, в которых приняли участие 650 добровольцев из 30 регионов России. В 32 храмах и часовнях были проведены работы. В двух храмах 1655 и 1679 годов постройки впервые с момента их закрытия после Октябрьского переворота 2017 г. были отслужены Божественные литургии. В 2015 году в рамках проекта «Общее дело» был издан путеводитель, способствующий улучшению доступности к этим уникальным объектам Русского Севера, пониманию их культурной и исторической ценности7.
Взаимосвязь сферы культуры и туризма, по мере развития туристского процесса как всеобъемлющего и массового явления, начиная с середины ХХ века, давно уже носит интегративный характер, а в эпоху глобализации взаимная интеграция двух сфер вышла на новый уровень и получила всеобщее распространение. На современном этапе, особенно в последнее десятилетие, взаимодействие двух сфер приобретает новые формы и получает новые мощные импульсы благодаря
6 Декларация об Ответственном туризме. Responsible tourism partnership / Ответственное Туристическое Партнерство: https://responsibletourismpartnership.org/ icrt/.
7 Архитектурный путеводитель по деревянному зодчеству Русского Севера. М.: Институт Наследия. 2018. - 380 с.: илл. ISBN 978-5-86443-220-4. ; См также Официальный сайт проекта: «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера». 6. Архитектурный путеводитель по деревянному зодчеству Русского Севера. М.: Институт Наследия. 2018. - 380 с.:илл. ISBN 978-5-86443-220-4. ; См также Официальный сайт проекта: «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера»
повсеместному внедрению цифровых технологий во всех областях социально-экономической и социокультурной деятельности.
Интеграционный процесс между сферами культуры и туризма развивается постоянно и на разных уровнях - федеральном, региональном, местном, локальном. Так, на общенациональном уровне в 2013 году была принята Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, состоящая из трех подпрограмм - «Наследие», «Искусство» и «Туризм», в которой задачи сохранения, использования и популяризации исторического и культурного наследия рассматриваются в сочетании с задачами развития внутреннего туризма, а также, проведением фундаментальных и прикладных исследований в сфере культуры и туризма8. Все более активное взаимодействие двух сфер приводит к расширению перечня видов и форм туризма, обусловленных культурными мотивациями, появлению новых подвидов культурного туризма - театрального, литературного, музейного, кинотуризма, этнотуриз-ма и других, в процесс реализации которых все в большей степени вовлекаются профессиональные работники культурных профессий.
С принятием в 2020 году правительственного решения о разработке и реализации национального проекта по развитию туризма в Российской Федерации9 актуальность взаимодействия ресурсов сферы культуры и туризма существенно увеличивается, еще и потому, что в условиях всеобщего санитарно-эпидемиологического неблагополучия спрос на турпоездки ощутимо развернулся в сторону интереса к российской провинции, т.е. в места и районы с меньшей скученностью населения, большими природными пространствами, и, соответственно, в более безопасные для здоровья места. Такие изменения актуализируют проблему формирования качественной туристской среды, в основе
8 Государственная программа российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы. Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2843 60/35dc28174fca667ad14f1d8b968e91db9373728d/
9 В Москве состоялась презентация национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Официальный сайт Федерального агентства по туризму: https://tourism.gov.ru/news/17319/
которой чаще всего находятся инфраструктурно обустроенные объекты культурны и природы. При этом четкой границы между качественной культурной и туристской средой провести не удается, т. к. сочетание этих двух сред на одной территории вполне логично и вторая среда (туристская) является логическим продолжением первой среды (культурной). Туризм в технологическом смысле объединяет объекты культурного и природного наследия, создавая между ними коммуникацию, которая постепенно обустраивается ифраструктурно и, таким образом, содействует их комплексному восприятию и использованию. Сюда же, в провинцию, т. е. в малые города и сельские поселения, все в большей степени устремляется и поток центробежных интеллектуальных мигрантов из больших городов, привлекаемых возможностями занятия бизнесом в сфере услуг и социокультурного проектирования, т.к. это становится все более возможным по мере развития транспортных и интернет-коммуникаций. Таким образом сегодня в малых городах и сельских поселениях можно осуществлять деятельность, не выпадая из привычной среды и в более комфортной конкурентной обстановке, что, в свою очередь, оказывает благоприятное влияние на формирование благоприятной и все более качественной культурной и туристской среды, в т. ч. и путем вовлечения в культурный и туристский оборот объектов культурного наследия и природных комплексов. Этому способствуют и получающие все более широкое распространение в различных регионах страны крупных межрегиональных и международных специализированных проектов культурно-познавательного туризма. Так, в туристский процесс все более активно вовлекаются историко-культурные ценности античного периода, расположенные на юге Российской Федерации. В этих целях сформирован и развивается масштабный межведомственный межрегиональный туристский проект «Золотое кольцо Боспорского царства». Проект своими маршрутами объединяет 12 древних городов греческой цивилизации, которые располагались в Крыму, Краснодарском крае и Ростовской области. Это такие города, как Геленджик (Торик), Керчь (Пантикопей), Анапа (Горгиппия), Севастополь (Херсонес Таврический), Новороссийск (Бата), Феодосия (Феодосия), Азов (Танаис), Евпатория (Керкинитида), Тамань (Гермонас-
са), Симферополь (Неаполь Скифский), Сочи (Ампсалида) и Танаис - самый северный пункт древнегреческой цивилизации. В ходе развития данного проекта осуществляется продвижение бренда этого комплексного маршрута, расширяется перечень таких мероприятий, как диспуты философов, театральные представления на местах бывших театров, торговля тематическими сувенирами, книгами, проведение событийных акций, обустройство специальных пешеходных троп для туристов и экскурсантов. Проект поддерживается и координируется Федеральным агентством по туризму Российской Федерации и Русским географическим обществом10.
Другим примером активного взаимодействия культуры и туризма может служить национальный туристический проект «Императорский маршрут», который инициирован в 2017 году Министерством культуры Российской Федерации. Этот маршрут объединил несколько регионов: Санкт-Петербург, Москву, Московскую область, Пермский край, Свердловскую, Тюменскую, Омскую, Томскую, Псковскую и Кировскую области. Регионы выбраны не случайно. Они несут в себе память и материальные свидетельства жизни, деятельности и путешествий царской семьи династии Романовых. В 2018 году маршрут прошёл по городам - местам памяти династии Романовых и, таким образом, был посвящён 100-летию со дня трагической гибели царской семьи Романовых11. Проект реализуется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Подобные проекты по своему замыслу, имея культурно-просветительские цели, сопоставимы и технологически приближаются к культурным маршрутам Совета Европы12, системы которых успешно развивается на территориях государств Европейского континента с 1980-х годов 13. Так, Российская государствен-
10 Официальный сайт проекта «Золотое кольцо Боспор-ского царства: https://www.russian-bospor.ru/ (дата обращения 24.11.2020).
11 Официальный сайт проекта «Императорский маршрут»: Ы^://императорскиймаршут.рф (дата обращения 24.11.2020).
12 Официальный сайт Совета Европы: https://www.coe.int/ en/web/cultural-routes (дата обращения 24.11.2020).
13 Международный проект Культурные маршруты с 1987
года реализует на практике основополагающие прин-
ная библиотека стала частью проекта «Святыни неразделенного христианства». В рамках проекта «Святыни неразделенного христианства» Российской государственной библиотекой был разработан подробный маршрут «К истокам христианства: святые неразделенной Церкви на страницах рукописей». В него вошли три культурно-туристических предложения: «Наследие св. Кирилла и Мефодия», «Святитель Николай Мирликийский» и «Путешествия к христианским святыням». Проводится серия мероприятий по подготовке к включению данного проекта в программу «Культурные маршруты» Совета Европы14.
Особенно заметно взаимная интеграция культуры и туризма проявляется на площадных, т.е. комплексных объектах природного и культурного наследия, к которым прежде всего относятся культурные ландшафты. Эта категория наследия сегодня рассматривается не только как результат «сотворчества» человека и природы, осуществляемого в процессе утилитарного, интеллектуального или духовного освоения про-странства15, но и как хранителя памяти ойку-мены16, что вызывает неизменный интерес к их посещениям как с туристско-познавательными
ципы Совета Европы: права человека, культурная демократия, культурное разнообразие и культурная самобытность, взаимный обмен и обогащение сквозь границы и века. Европейские культурные маршруты выступают в качестве каналов для межкультурного диалога и содействуют расширению знаний о Европейской культурной идентичности и её пониманию. См. Официальный сайт Совета Европы: https://www.coe.int/ en/web/cultural-routes (дата обращения 24.11.2020).
14 См. официальный сайт Библиотеки иностранной литературы: https://libfl.ru/ru/news/rossiyskaya-gosudarstvennaya-biblioteka-stala-chastyu-proekta-svyatyni-nerazdelennogo-hristianstva
15 Руководство по выполнению Конвенции по охране всемирного наследия. WHC.99/2. Март 1999 г. - [Электронный ресурс]. - http://whc.unesco.org/archive/opguide-rus. pdf (дата обращения: 23.11.2020).
16 Веденин Ю.А. Культурный ландшафт как хранитель памяти ойкумены. Теоретико-методологические основы и исторические перспективы. УДК: 911.3. Текст научной статьи по специальности «История и археология». Опубликовано на сайте электронной библиотеки «Ки-берЛенинка»: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnyy-landshaft-kak-hranitel-pamyati-oykumeny http://whc. unesco.org/archive/opguide-rus.pdf (дата обращения: 23.11.2020)
целями, так и с научными целями. Туристы все чаще проявляют интерес к научным технологиям исследований, принимают, например, непосредственное участие в археологических раскопках, что становится своеобразной формой услуги в сфере туризма. Так, музеи-заповедники Российской Федерации, обладающие, как правило, большими территориями, включают не только культурные и природные объекты. На их территории зачатую располагаются и населенные пункты, и транспортные коммуникации. Поэтому, являясь комплексными объектами наследия17, такие территории обладают возможностями специального туристского инфраструктурного обустройства в целях обеспечения эффективного и безопасного туристского и экскурсионного использования находящихся там историко-культурных и природных объектов (настилы, мостики, ограждения, видовые площадки, экологические тропы, точки питания, объекты развлечений, небольшие гостиницы вблизи или на территории и др.). Такая интеграция двух сфер -культуры и туризма, может приводить к появлению новых образований, таких, как, например, музейно-туристские кластеры. Вопросы формирования музейно-туристских кластеров как эффективной формы взаимной интеграции объектов культурного наследия и туризма автором настоящей статьи рассматривались в научной прессе и раньше18 .
Интеграционные процессы культуры и туризма играют ключевую роль и имеют прямое воздействие на формирование культурной среды конкретных локаций - малых городов, посёлков, сельских поселений. Качественная культурная среда населенного пункта может служить основой качественной туристской среды, когда материальные и нематериальные объекты культурного наследия создают присущих той или иной территории уникальный для каждого кон-
17 Культурный ландшафт как объект наследия / под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 620 с.
18 Путрик Ю.С., Вагабов М.М., Пересветов В.Н. Музейно-туристские кластеры как перспективный компонент федеральной программы развития туризма в России. Журнал Института Наследия, 2017/3(10). Сетевое научное рецензируемое издание. ISSN 2411-0582. Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/ journals/162.html.
кретного географического места историко-культурный и цивилизационный колорит. Особое значение в контексте интеграционного процесса культуры и туризма приобретают достопримечательные места, определенные в российском законодательстве как особый тип объектов культурного наследия19, число которых на территории Российской Федерации, согласно данным Единого государственного реестра, составляет 2058 объектов. Отметим, что к 2020 г. их количество по сравнению с 2011 г. выросло всего на 38 ед. 20, хотя потенциал расширения сети таких
19 Путрик Ю.С. Геокультурная матрица как цифровая платформа изучения объектов культурного наследия в Российской Федерации. // Культурное наследие России. № 2. 2020. С. 17.
20 Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. См. Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации: https://opendata.mkrf.ru/ opendata/7705851331-egrkn. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». - Официальный сайт Администрации Президента России: http://kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения 11.11.2020).
The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019 https://www.weforum.org/reports/the-travel-tourism-competitiveness-report-2019 (дата обращения 12.11.2020).
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Принята 16 ноября 1972 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. См официальный сайт ЮНЕСКО; https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml.
Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». - Официальный сайт Администрации Президента России: http://kremlin.ru/ acts/bank/39208 (дата обращения 11.11.2020).
Официальный сайт Международного Центра Ответственного Туризма (РФ и СНГ): https://icrt-russia.ru/.
Декларация об Ответственном туризме. Responsible tourism partnership / Ответственное Туристическое Партнерство: https://responsibletourismpartnership.org/icrt/.
Архитектурный путеводитель по деревянному зодчеству Русского Севера. М.: Институт Наследия. 2018. - 380 с.:илл. ISBN 978-5-86443-220-4. ; См также Официальный сайт проекта: «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера». 6.Архитектурный путеводитель по деревянному зодчеству Русского Севера. М.: Институт Наследия. 2018. - 380 с.:илл. ISBN 978-586443-220-4. ; См также Официальный сайт проекта: «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера»
Государственная программа российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы. Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс»: http://www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_2843 60/35dc28174fca667ad14f1d8b968e91db9373728d/
Мисливская Г. Правительство готовит новый нац-проект в сфере туризма. Российская газета. 13.07.2020. См также: https://rg.ru/2020/07/13/pravitelstvo-gotovit-novyj-nacproekt-v-sfere-turizma.html.
Официальный сайт проекта «Золотое кольцо Бо-спорского царства: https://www.russian-bospor.ru/ (дата обращения 24.11.2020).
Официальный сайт проекта «Императорский маршрут»: Ы1рт//императорскиймаршут.рф (дата обращения 24.11.2020).
Официальный сайт Совета Европы: https://www.coe. int/en/web/cultural-routes (дата обращения 24.11.2020).
Международный проект Культурные маршруты с 1987 года реализует на практике основополагающие принципы Совета Европы: права человека, культурная демократия, культурное разнообразие и культурная самобытность, взаимный обмен и обогащение сквозь границы и века. Европейские культурные маршруты выступают в качестве каналов для межкультурного диалога и содействуют расширению знаний о Европейской культурной идентичности и её пониманию. См. Официальный сайт Совета Европы: https://www.coe.int/ en/web/cultural-routes (дата обращения 24.11.2020).
См. официальный сайт Библиотеки иностранной литературы: https://libfl.ru/ru/news/rossiyskaya-gosu-darstvennaya-biblioteka-stala-chastyu-proekta-svyatyni-nerazdelennogo-hristianstva
Руководство по выполнению Конвенции по охране всемирного наследия. WHC.99/2. Март 1999 г. -[Электронный ресурс]. - http://whc.unesco.org/archive/ opguide-rus.pdf (дата обращения: 23.11.2020).
Веденин Ю.А. Культурный ландшафт как хранитель памяти ойкумены. Теоретико-методологические основы и исторические перспективы. УДК: 911.3. Текст научной статьи по специальности «История и археология». Опубликовано на сайте электронной библиотеки «Ки-берЛенинка»: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnyy-landshaft-kak-hranitel-pamyati-oykumeny http://whc. unesco.org/archive/opguide-rus.pdf (дата обращения: 23.11.2020)
Культурный ландшафт как объект наследия / под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 620 с.
Путрик Ю.С., Вагабов М.М., Пересветов В.Н. Му-зейно-туристские кластеры как перспективный компонент федеральной программы развития туризма в России. Журнал Института Наследия, 2017/3(10). Сетевое научное рецензируемое издание. ISSN 2411-0582. Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/ journals/162.html.
Путрик Ю.С. Геокультурная матрица как цифровая платформа изучения объектов культурного наследия в Российской Федерации. \ «Культурное наследие России». Научно-информационный журнал. № 2. 2020. С. 17.
потенциал расширения сети таких комплексных объектов наследия в России велик и, безусловно, требует своего дальнейшего «реестрового» освоения. Поэтому в современных условиях все большую актуальность приобретает необходимость активизации процесса выявления и включения в государственный реестр достопримечательных мест федерального, регионального и местного значения. комплексных объектов наследия в России велик и, безусловно, требует своего дальнейшего «реестрового» освоения. Поэтому в современных условиях все большую актуальность приобретает необходимость активизации процесса выявления и включения в государственный реестр достопримечательных мест федерального, регионального и местного значения.
Как уже отмечалось выше, возможности расширения и углубления интегративного потенциала сферы культуры и сферы туризма неизмеримо возрастают с наступлением эпохи цифровизации, которая означает новый этап взаимной интеграции двух сфер и сегодня охватывает все области хозяйственной и общественной деятельности, кардинально их изменяет и переформатирует, открывая одновременно принципиально новые возможности для моделирования процессов интеграции между различными сферами деятельности. Цифровая трансформация данных об историко-культурном потенциале с полным основанием может рассмотрена как путь к повышению эффективности его использования как в сфере туризма, так и в других сферах.
Происходящие в настоящее время процессы цифровизации в сфере культуры в настоящее время касаются, прежде всего, вопросов виртуализации культурных событий, внедрения цифровых технологий в культурное пространство, создания мультимедийных гидов по экспозициям, создания электронных библиотек и в меньшей степени направлены на решение проблем, связанных с формированием общероссийской системы сохранения и использования объектов материального культурного и природного наследия. Поэтому сегодня изучение объектов культурного и природного наследия как ресурсного потенциала туристской от-
Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. См. Портал открытых данных Министерства культуры
расли неизбежно приводит к переходу на новый, цифровой, уровень применения современных методов и подходов, связанных с возможностями измерения этих ресурсов в сопоставимых показателях и дальнейшей их трансформацией в интеграционный процесс двух сфер - культуры и туризма. При этом следует отметить, что предпосылки для такого перехода в определенной мере созданы в виде представленного в цифровом формате упоминавшего выше Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Здесь небезуспешно может быть использован матричный подход и специальная цифровая платформа, позволяющая проводить мониторинг процесса вовлечения и использования объектов наследия в сфере туризма ( впрочем, как и с других сферах), анализ и классификацию совокупности объектов культурного и природного наследия, составляющих региональные цивилизационные материальные компоненты с отображением их особенностей и закономерностей распространения в региональном аспекте с использованием культурометрических эквивалентов. Это позволит получить обновленное, систематизированное, дополненное, более глубокое объективное представление о региональных особенностях культурного и природного наследия, проблемах, возможностях и перспективах его сохранения и использования.
Таким образом, можно констатировать, что в структуре взаимосвязей и взаимодействия сферы культуры и сферы туризма в условиях глобальных изменений в социокультурном пространстве наступает новый этап взаимодействия двух сфер и появляются новые грани интеграции, вызванные, с одной стороны, развивающейся цифровизацией, которая выводит этот интеграционный процесс на новый технологический уровень координации всей деятельности по сохранению и использованию объектов культурного и природного наследия и, с другой стороны, существенными изменениями в структуре туристско-рекреационных потребностей, все в большей степени влияющей на эволюцию и гуманизацию пространства в его социокультурном измерении в направлении улучшения доступности к материальным объектам культурного наследия.
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении
Основ государственной культурной политики». -Официальный сайт Администрации Президента России: http://kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения 11.11.2020)/
2. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019 https://www.weforum.org/reports/the-travel-tourism-competitiveness-report-2019 (дата обращения 12.11.2020)
3. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия
Принята 16 ноября 1972 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. См официальный сайт ЮНЕСКО; https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ heritage.shtml.
4. Официальный сайт Международного Центра Ответственного Туризма (РФ и СНГ): https:// icrt-russia.ru/.
5. Декларация об Ответственном туризме. Responsible tourism partnership / Ответственное Туристическое Партнерство: https:// responsibletourismpartnership.org/icrt/
6. Архитектурный путеводитель по деревянному зодчеству Русского Севера. М.: Институт Наследия. 2018. - 380 с.:илл. ISBN 978-5-86443220-4. ; См также Официальный сайт проекта: «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» https://obsheedelo.ru/news/arkhitekturnyy-putevoditel-po-derevyannomu-zodchestvu-russkogo-severa (дата обращения 06.12.202000).
7. Государственная программа российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы. Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_284360/35dc28174fca66 7ad14f1d8b968e91db9373728d/
8. В Москве состоялась презентация национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Официальный сайт Федерального агентства по туризму: https://tourism.gov.ru/ news/17319/
9. Официальный сайт проекта «Золотое кольцо Боспорского царства: https://www.russian-bospor.ru/ (дата обращения 24.11.2020)
10. Официальный сайт проекта «Императорский маршрут»: https://императорскиймаршут.рф (дата обращения 24.11.2020)
11. Официальный сайт Совета Европы: https://www.coe.int/en/web/cultural-routes (дата обращения 24.11.2020).
12. Руководство по выполнению Конвенции по охране всемирного наследия. 'ШНС.99/2. Март 1999 г. - [Электронный ресурс]. - http://whc. unesco.org/archive/opguide-rus.pdf (дата обращения: 23.11.2020)
13. Веденин Ю.А. Культурный ландшафт как хранитель памяти ойкумены. Теоретико-методологические основы и исторические перспективы. УДК: 911.3. Текст научной статьи по специальности «История и археология». Опубликовано на сайте электронной библиотеки «КиберЛенинка»: https:// cyberleninka.ru/article/n/kulturnyy-land-shaft-kak-hranitel-pamyati-oykumeny http://whc.unesco.org/ archive/opguide-rus.pdf (дата обращения: 23.11.2020)
14. Культурный ландшафт как объект наследия / под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 620 с.
15. Путрик Ю.С., Вагабов М.М., Пересветов В.Н. Музейно-туристские кластеры как перспек-
тивный компонент федеральной программы развития туризма в России. Журнал Института Наследия, 2017/3(10). Сетевое научное рецензируемое издание. ISSN 2411-0582. Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/ journals/162.html.
16. Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-Ф3 (последняя редакция). Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс»: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/
17. Путрик Ю.С. Геокультурная матрица как цифровая платформа изучения объектов культурного наследия в Российской Федерации. \ «Культурное наследие России». Научно-информационный журнал. № 2. 2020. С. 17.
18. Открытые данные Министерства культуры Российской Федерации: https://opendata.mkrf. ru/opendata.
A NEW STAGE OF MUTUAL INTEGRATION
OF THE SPHERE OF CULTURE AND TOURISM
Putrik Yuri Stepanovich,
DSc in History,
Head of the Center for Social and Cultural and Tourism Programs Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage D.S. Likhachev.
Professor of the Russian State Humanities University, st. Cosmonauts, 2, Moscow, 129366, E-mail: [email protected]
Аbstract
The interaction of culture and tourism is most tangibly manifested in the examples of the use of cultural heritage objects as a motivator for tourist trips and travel. The integration process of these two spheres receives new impulses in its development thanks to digitalization, which increasingly covers the most diverse spheres of people's lives and activities. In the field of preserving and using objects of cultural and natural heritage, digital technologies are not yet sufficiently developed. The creation of a digital platform in the field of conservation and tourist use of heritage will allow reaching a new qualitative level of coordination and management of the processes of conservation and tourist use of heritage.
Keywords
Culture, heritage, tourism, integration, digitalization.