Путеводители и справочные издания середины XIX -начала XX вв. как источник по истории культуры Верхнего Поволжья
Иерусалимская С. Ю.
В статье подробно показано, как создавались и что включали в себя справочные книги и путеводители в России середины XIX — начала XX вв. Приводится критический анализ данного вида источников. Автор в своем исследовании приводит примеры наиболее ценных работ подобного типа. В них даются ценные сведения о состоянии народного образования, развитии начальной и средней школы.
Ключевые слова: справочные книги, путеводители, просвещение, статистические данные, народное образование, источники.
The article highlights creation process and content of reference books and itineraries in Russia in the middle of XIX century — at the beginning of XX century. Review of such kind of sources is presented. Author's research refers to examples of the most valuable works of such kind. Valuable details about position of public education, development of elementary and secondary school are considered in these works.
Keywords: reference books, itineraries, education, statistics, public education, sources.
В середине XIX — начале XX веков увидел свет целый ряд отечественных путеводителей и справочных изданий. Их появление было вызвано бурным развитием экономики Российской империи, которая в конце XIX века заняла первое место в мире по темпам роста промышленности, степени концентрации производства, капитала и рабочей силы. Особенно быстро
развитие России пошло после Великих реформ 1860—1870 гг. и завершения промышленного переворота в 80-е гг. XIX века. Процессы модернизации пореформенной России дали мощный импульс развитию всех сторон жизни населения страны, в том числе привели к становлению и развитию туризма.
В Западной Европе модернизация и завершение промышленного переворота произошли на несколько десятков лет раньше, поэтому в «Малом энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона дано определение термина турист как явления, давно сложившегося на Западе: «... лицо, путешествующее для развлечения... В Зап. Европе существ. много обществ и союзов для организации путешествий и экскурсий Т.» [1]. На рубеже XIX—XX столетий среди иностранных изданий появляются первые путеводители по России.
Развитие туристской деятельности, стремление определенной части русского общества детально изучить и познать различные регионы Российской империи в свою очередь также вызвали к жизни целый ряд отечественных путеводителей и справочной литературы. Путеводители и справочники являются важным источником по истории отечественной культуры в указанные хронологические рамки, в том числе такого знакового региона страны как Верхнее Поволжье.
Верхневолжские города в наши дни входят в состав Золотого кольца России — кольцевого туристического маршрута: Ярославль, Костро-
Приволжская мозаика
9
ПРИВОЛЖСКАЯ МОЗАИКА
ма, Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский, Ростов Великий. Они вызывают большой интерес у современных отечественных и иностранных туристов. В них находятся знаменитые шедевры мировой архитектуры: Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли в окрестностях Владимира, церковь Воскресения на Дебре, ансамбль Ипатьевского монастыря, Никольская церковь Богоявленского монастыря, красные торговые ряды, пожарная каланча и гауптвахта в Костроме, церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи и Иоанна Златоуста в Ярославле, Ростовский кремль, древнейший каменный собор в центральной России — Спасо-Преображенский в Переславле-Залесском, церкви и монастыри в Суздале и целый ряд других.
Не менее знамениты Воскресенский собор и Казанская Преображенская церковь в Романово-Борисоглебске (ныне Тутаев), церковь царевича Димитрия «на крови» в Угличе, Спасо-Преображенский собор и здание Хлебной биржи в Рыбинске, собор Преображения в Твери и другие постройки. Экскурсии с осмотром этих и других достопримечательностей пользуются большой популярностью среди отечественных и зарубежных туристов. Знали об их существовании и путешественники середины XIX — начала XX века.
Большой интерес для раскрытия заявленной темы представляет первый том из серии «Россия: Полное географическое описание нашего Отечества». Книги данной серии вышли под редакцией видного деятеля эпохи великих реформ 60—70-е гг. XIX века В.П. Семенова и под общим руководством его брата, известного путешественника П.П. Семенова-Тянь-шанского и профессора В.И. Каманского, где отмечалось, что в Центральном промышленном районе самой образованной можно считать Ярославскую губернию [2].
В указанном издании приводятся таблицы по начальным, средним и высшим учебным заведениям; представлены суммы, потраченные на народное образование по губерниям; выявлен процент грамотных среди новобранцев
Обложка путеводителя конца XIX в.
Центральных губерний, в том числе Владимирской, Костромской, Тверской и Ярославской, причем проведенный сравнительный анализ выявил такой интересный факт, что наиболее грамотными среди них являлись ярославцы.
Важнейшие вопросы развития церковно-народного образования — выработка новых программ для церковно-приходских школ (далее ЦПШ) и школ грамоты; суммы, отпускаемые на их содержание из государственной казны; управление ЦПШ; количественные показатели роста числа учебных заведений и так далее — были рассмотрены в работе «История христианской церкви в XIX веке» (издание В.П. Лопухина) [3]. По нашей теме наиболее информативным является второй том «Православный восток». Особое внимание в нем обращает на себя внушительная цифра школьного строительства: в 1886—1896 гг. для ЦПШ было выстроено 9 200 зданий на 7 миллионов рублей; а всех школ до 30 000 с 917 000 учащимися.
Показывая процесс развития и реформирования церковного образования, автор дает
10
№ 2/2011
Современные проблемы сервиса и туризма
Путеводители и справочные издания середины XIX - начала XX вв. как источник по истории...
оценку деятельности светских властей и православной церкви по отношению к духовно-учебному делу. Вместе с тем следует помнить, что данная работа написана в духе официальной историографии, в которой заметно звучат консервативные ноты. Характеристика церковного образования дана в отлакированном виде, критический подход в данном справочном издании при анализе такого сложного и разнопланового явления как духовное просвещение отсутствует.
В томе шестом «Москва и Московская промышленная область» серии «Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении» приводятся краткие сведения о Владимирской, Костромской, Тверской и Ярославской губерниях конца XIX века, включающие в себя количественные показатели числа жителей, их половой и социальный состав, сведения о наличии церквей, школ и т. д. В издании также дан небольшой экскурс в историю верхневолжских городов [4].
Справочник второй половины XIXв.
В работе «Будущая война в техническом, политическом, экономическом отношениях» сообщаются расходы на образование на одного жителя губерний Центральной России, в том числе Владимирской, Костромской, Тверской и Ярославской; выделен процент неграмотных из числа принятых на службу в 70-80-е гг. ХГХ века [5]. Эти сведения помогут нам лучше понять подобные проблемы в верхневолжских губерниях и сравнить их показатели с соседями.
Историко-статистические справочники XIX в. были представлены несколькими авторами. Знаменитый статистик К. И. Арсеньев занимался изучением количественных показателей народного просвещения России первой половины XIX столетия [6]. Аналогичную работу по материалам Санкт-Петербургского учебного округа проделал А. С. Воронов [7]. Материалы последнего пригодятся для сравнения данных о половозрастной структуре учеников и педагогического персонала столичной и верхневолжских губерний между собой.
Статистика просвещения в России XIX в. стала предметом специального изучения в ряде обобщающих трудов и отдельных статей, преимущественно либерального характера. Среди монографических работ следует отметить произведения Е.П. Карнович, отдельные статьи В.Г. Варенцова. Исследователями были опубликованы общероссийские данные о развитии просвещения, а также количественные показатели по отдельным краям и губерниям, в том числе по средне- и верхневолжским [8].
Детальный анализ статистических данных, приведенных в основном в табличной форме, был дан в двух вводных статьях фабричного инспектора Московской губернии инженера И.М. Козьминых-Ланина и заведующего статистическим отделением Московской губернской земской управы П.А. Вихляева к документальному сборнику «Материалы по статистике Московской губернии». В них с либеральных позиций раскрывалась взаимосвязь и соотношение грамотности и заработной платы рабочих Московской губернии в начале XX века [9].
Приволжская мозаика
11
ПРИВОЛЖСКАЯ МОЗАИКА
В 1908 г. вышла в свет книга В.А. Гиляровского «Волга. Путеводитель по городам России». Она имела такой большой и непреходящий успех у читателей, что спустя чуть более 100 лет была переиздана в 2009 году [10]. В книге В.А. Гиляровского подчеркивалась роль Ярославля как культурной столицы Верхнего Поволжья и центра образования и просвещения данного региона: «Ярославль является ... научным центром всего края и верхней Волги. По справедливости он может считаться рассадником образования: в нем находится высшее учебное заведение — Демидовский юридический лицей, имеются мужская гимназия, духовная семинария, ... кадетский корпус и прочие учебные заведения. В городе много ученых и художественных кружков, есть Пушкинская библиотека» [10. С. 67].
Из историко-архитектурных достопримечательностей Твери в путеводителе упомина-
Современное издание книги В.А. Гиляровского
ются собор Преображения, где покоятся мощи великого князя Михаила Тверского, убитого монголо-татарами и причисленного к лику святых, Отрочь Успенский монастырь, который стал местом заточения Максима Грека и митрополита Филиппа, принявшего здесь мученическую кончину от рук главаря опричников Малюты Скуратова, а также Путевой дворец, построенный при Екатерине II. В одном из флигелей дворца находится музей, в котором хранятся 15 тыс. экспонатов.
Судя по путеводителю, большое внимание в Твери уделялось развитию просвещения среди всех слоев общества. Неслучайно в начале XX в. по соседству с дворцом, на одной из центральных улиц города, располагались гимназия и реальное училище, предназначенные для получения образования верхами тверского общества, прежде всего детьми дворян и предпринимателей соответственно, а на окраине — школа при крупнейшем предприятии города — Тверской мануфактуре (семь тысяч рабочих) и отличная библиотека для рабочих с залом для спектаклей [10. С. 35—40].
В.А. Гиляровский также дал описание еще одного губернского города Верхнего Поволжья — Костромы. Он обратил внимание на такие известные костромские достопримечательности — Ипатьевский монастырь, памятник И. Сусанину, красные торговые ряды, Богоявленский женский монастырь и т. д. Писатель подчеркнул в своих путевых заметках: несмотря на весьма скромный городской бюджет, костромская культурная жизнь развернулась достаточно интенсивно: «в удовлетворении духовных потребностей своего населения город также идет довольно быстрыми шагами и за последнее время обогатился многими просветительными учреждениями: механико-техническим средним и химико-техническим низшим училищами, Пушкинской читальней, дворянским пансионом, институтом и многими другими. В городе несколько благотворительных обществ, художественных кружков и тому подобных учреждений. Имеется постоянный театр» [10. С. 77].
12
№ 2/2011
Современные проблемы сервиса и туризма
Путеводители и справочные издания середины XIX - начала XX вв. как источник по истории...
еД, cJi’cicmtuect. ...
^ ф
С.-ПБТЬГВТРП-
l|j|-ipa> .......|и*1> М. ('тпм-рк .lirrlum lip. .V -II.
заве.
Современное издание книги В.А. Гиляровского
В путевых заметках второй половины XIX — начала XX века, посвященных Верхнему Поволжью, основной акцент делается на духовном наследии региона. В них повествуется об историко-культурных памятниках, рассказывается о среднем и среднем специальном образовании, школах духовного ведомства, преподавательских кадрах, подчеркивается роль архиепископов верхневолжских епархий в развитии просвещения, дается описание культурной жизни Верхнего Поволжья [11].
Таким образом, отечественные путеводители, путевые заметки и справочные издания середины XIX — начала XX столетия являются интересным и важным источником по истории культуры верхневолжских губерний. Значительный по объему комплекс подобного рода
Литература:
1. Малый энциклопедический словарь. Издание II-ое, вновь переработанное и значительно дополненное. СПб.: Издание Брокгауз — Ефрон, 1909. С. 1798.
2. Полное географическое описание нашего Отечества. Т. I. Московская промышленная
литературы свидетельствует о большой востребованности изданий данного жанра, наличии квалифицированных авторов, достойной материальной базы (типографии, бумага, типографская краска и т. д.), широкого круга читателей, — как потенциальных туристов, так и просто интересующихся достопримечательностями и культурой Верхней Волги. С течением времени неуклонно росло количество и качество путеводителей и справочных книг.
В них имеются обширные сведения по истории культуры верхневолжских губерний, наиболее известных и примечательных памятниках светской и церковной архитектуры. Их значение определяется связью с всероссийскими и местными событиями, оригинальностью или типичностью архитектурных приемов, «раскрученностью» того или иного памятника зодчества.
В путеводителях и справочниках мало уникальных данных, в других источниках не упоминаемых. Однако значение данного рода литературы как исторического источника определяется не этим, а характером «подачи» материала, умением авторов вызвать интерес к местным достопримечательностям и событиям, яркостью и глубиной текста. Критический анализ путеводителей и справочных изданий свидетельствует о высокой степени достоверности сообщаемых данных. В них приводятся ценные сведения о состоянии народного образования, развитии начальной, средней, а в Ярославле и высшей школы, которые доказывают высокий уровень грамотности и просвещения в Верхней Волги. Подводя итог, стоит отметить, что путеводители и справочные книги середины XIX — начала XX столетия рельефно и глубоко, ярко и броско раскрывают культурные достижения верхневолжской земли в пореформенный период.
область и Верхнее Поволжье. СПб., 1899.
С. 84—85, 119—122; и др.
3. История христианской церкви в XIX веке. СПб.,
1901. Т. II. Православный восток.
4. Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономи-
Приволжская мозаика
13
ПРИВОЛЖСКАЯ МОЗАИКА
ческом и бытовом значении. СПб.-М., 1899. Т. 6. Москва и Московская промышленная область.
5. Будущая война в техническом, политическом, экономическом отношениях. СПб., 1898. Т. IV.
С. 153—279.
6. Арсеньев К.И. Историко-статистический очерк народного образования в России. СПб., 1852.
7. Воронов А.С. Историко-статистическое обозрение учебных заведений С.-Петербургского учебного округа. 1715—1828. СПб., 1847; Он же. Историко-статистическое обозрение учебных заведений С.-Петербургского учебного округа
с 1828 по 1853 г. СПб., 1854.
8. Карнович Е.П. О разработке статистики народного просвещения в России. СПб., 1862; Варенцов В.Г. О состоянии народной грамотности в Самарской губернии // Памятная книжка Самарской губернии за 1863—1864. Самара, 1864 и др.
9. Вихляев П.А. Предисловие редактора // Материалы по статистике Московской губернии.
М., 1912. Вып. IV. Грамотность и заработки фабрично-заводских рабочих Московской губернии. С. III—XXII; Козьминых-Ланин И.М. Грамотность и заработки фабрично-заводских рабочих Московской губернии. // Материалы по статистике Московской губернии. М., 1912. Вып. IV. Грамотность и заработки фабричнозаводских рабочих Московской губернии.
С. 1—18.
10. Гиляровский В.А. Волга. Путеводитель по городам России. М., 2009.
11. Тюменев И.Ф. От Углича до Рыбинска (Путевые наброски) // Исторический вестник. 1897. № 1. С. 207—233; № 2. С. 574—605; № 3. С. С. 995— 1000; Колотилов Л.В. На велосипеде. СПб., 1898; Дневник экскурсии в Троице-Сергиеву лавру
и Москву воспитанников III класса Новинской учительской семинарии в 1911 г. // Педагогический вестник Московского учебного округа. Средняя и низшая школа. 1912. № 1. С. 120— 123; и др.
14
№ 2/2011
Современные проблемы сервиса и туризма